Организация развивающей среды в речевой группе с учётом гендерных особенностей детей
статья (подготовительная группа)
Организация развивающей среды в речевой группе с учётом гендерных особенностей детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Организация развивающей среды в речевой группе с учётом гендерных особенностей детей | 18.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация развивающей среды в речевой группе с учётом гендерных особенностей детей
Воспитатель высшей категории Васина С.А.
При организации предметно-развивающей среды в речевой группе, мы учитывали возрастные особенности детей, уровень развития каждого ребёнка, сезонность, интересы, способности, склонности детей и половой состав группы.
Нами были выделены основные центры:
- Физкультурно-оздоровительный;
- Речевой центр («Будем говорить правильно», центр «Наша библиотека»,
«Играем в театр»);
- Центр моторного и конструктивного развития;
- Экспериментальной деятельности и труда;
- Центр сюжетно-ролевых игр.
Развивающая среда строилась с учётом половых различий, так как в группе 80% мальчиков.
Для их полноценного развития необходимо много пространства, как горизонтального, так и вертикального. Поэтому в физкультурно-оздоровительном центре разместили подвесные лестницы, кольца, перекладину для подтягивания, подвесные модули для подпрыгивания, боксёрскую грушу.
Горизонтальное пространство расширили пособиями для метания вдаль, для подлезания, для подвижных игр и эстафет.
Игры соревновательного характера чаще проводим с мальчиками, это обеспечивает полноценное становление мужественности, удовлетворения потребности в соревновательности.
Игры же девочек характеризуются меньшей подвижностью и активностью, поэтому мы им чаще предлагаем игры с мячом, лентами, султанчиками. Лидерство у девочек завоёвывается вербальными переговорами, а не применением физической силы и конфликтности как у мальчиков.
Для развития в полной мере и у девочек и у мальчиков мелкой моторики, используем различные игры и пособия. Опыт работы с детьми показывает, что мальчики проявляют интерес к вышиванию, вязанию и делают это с большим удовольствием, а главное, доводят начатое дело до конца. Девочки к этому чисто женскому виду деятельности проявляют меньше интереса.
Таким образом, обеспечение оптимальной двигательной активности детей способствует коррекции общей моторной неловкости, характерной для детей-дизартриков и формированию «мужских» начал у мальчиков.
Гендерно-ориентированная организация игровой деятельности предполагает в первую очередь соответствие методов руководства и определения содержания игр и специфики игровых стилей детей разных полов.
Элементами пространственно-предметных центров у нас в группе выступают мини-среды женского труда, где представлено оборудование, необходимое для формирования женских умений и аксессуары для выполнения различных социальных ролей женщины-матери. Несмотря на то, что в группе всего 2 девочки, создаём условия для формирования женских качеств, связанных с ведением домашнего хозяйства, красоты и уюта домашнего очага, умением организовывать семейные праздники.
Мальчики предпочитают игры, которые готовят их быть деятельными в реальной жизни «Пожарные», «Спасатели», «Военные» и другие. В играх они комбинируют знания из современных мультфильмов и кинофильмов, рассказов взрослых, литературных источников, экскурсий, собственных наблюдений. Используют различные виды конструкторов, модули, строительные блоки, ящики с инструментами, наборы солдатиков, машинок. Также мы организуем и совместные игры.
Дети принимают активное участие в подготовке к сюжетно-речевой игре. Например, вместо привычной игры в «Семью» появляется «Кафе» для встреч и отдыха детей, где размещаются столики и стулья, стойка с соками и фруктами. «Художники» создают рекламу кафе и оформляют вывеску. Девочки составляют букеты цветов для столиков, тихая музыка создаёт настроение и дополняет «кафе». Такое игровое пространство вызывает интерес у детей и способствует развитию их коммуникативных навыков.
Эти вышеперечисленные игры способствуют максимальной самореализации девочек и мальчиков, учат приобретённые умения и навыки использовать в жизни, не теряться в нестандартной ситуации, а также проигрывать взаимоотношения мальчик-мальчик, девочка-девочка, мальчик-девочка.
В речевом центре выделены зоны «Будем говорить правильно», «Наша библиотека», «Играем в театр». Для чего необходим театр? Театрализованная деятельность помогает преодолевать разобщённость между девочками и мальчиками, возникающую главным образом из-за различия их игровых интересов. В ходе этой деятельности дети взаимодействуют друг с другом. Есть сказки женские и мужские. Например: «Три поросёнка» - мужская сказка, «Красная шапочка» - женская. Специфические сказки позволяют сформировать образы поведения мальчиков и девочек, поведенческие эталоны (герой-трус, трудолюбивая-ленивая). Играя в театр, дети получают возможность почувствовать переживания героев, установить связь между эталонами нравственного поведения и своим собственным. Также драматизация сказок способствует развитию и коррекции связного высказывания детей-логопатов, умению вести диалог.
В группе предусмотрена зона для отдыха, которая даёт возможность уединиться, посидеть на диванчике, почитать книгу, посмотреть семейный альбом.
Для развития познавательной активности есть центр для игр в шашки и шахматы, головоломки, логико-математические и другие развивающие игры. Эти центры важны как для мальчиков, так и для девочек.
Совместная деятельность в центре труда способствовала формированию у девочек аккуратности, тщательности, умению украшать интерьер, а мальчики получали первые навыки владения инструментами. Была выбрана инициативная группа отцов, которой предстояло помочь в организации труда и воспитании мальчиков
В течение года проводились мероприятия:
- Совместный труд на участке. В зимнее время – изготовление снежных построек, расчистка участка, изготовление необходимых атрибутов для зимних игр. В летнее – изготовление поделок из дерева с использованием простейших столярных инструментов, что способствовало развитию руки ребёнка, глазомера, наблюдательности и речевой активности в повседневной деятельности.
- Спортивные мероприятия с участием пап «Весёлые старты», «Папа и сын», военно-спортивные игры, походы.
- Обучение детей спортивным играм: футбол, баскетбол, теннис, а также подвижным играм. Создана картотека подвижных игр с учётом возраста детей.
- В группе оформляются тематические выставки-передвижки «Папа на работе», «Наша дружная семья», «Мастерим вместе», «Папа в армии служил» и т.д.
В результате папы стали меньше «прятаться» за свою занятость и больше внимания уделять воспитанию детей.
Организованная среда речевой группы позволила каждому ребёнку найти занятие по душе, развить свои способности, научиться взаимодействовать со сверстниками своего и другого пола, что в свою очередь обеспечивает эмоциональное благополучие каждого ребёнка.
Литература:
- Бендас Т.В. Гендерная психология: учебное пособие СПб, 2006 г.
- Кирьянова Р.А. Проектирование предметно-развивающей среды в дошкольно-образовательном учреждении компенсирующего вида, СПб КАРО, 2007 г.
- Нагель О.П. Берёзка Т.Г. Технологическая компетентность педагога в осуществлении гендерного подхода к образованию детей дошкольного возраста. Дошкольная педагогика № 4 2008 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ГМО. Учёт гендерных особенностей детей в процессе физ. воспитания в ДОУ.
Сегодня наиболее актуальной с одной стороны и наименее разработанной – с другой, является вопрос учета пола ребенка на физкультурных занятиях. Интерес педагогов к этой проблеме позволил спроектировать...
ПЛАНИРОВАНИЕ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ 4-ГО ГОДА ЖИЗНИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ "ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО"(с учётом гендерных особенностей детей)
ПЛАНИРОВАНИЕ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ 4-ГО ГОДА ЖИЗНИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ "ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО" ...
ПЛАНИРОВАНИЕ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ 5-ГО ГОДА ЖИЗНИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ "ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО" (с учётом гендерных особенностей детей)
ПЛАНИРОВАНИЕ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ 5-ГО ГОДА ЖИЗНИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ "ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО" (с учётом гендерных особенностей детей)...
"Учёт гендерных особенностей детей в физическом направлении развития дошкольников"
Учет гендерных особенностей является важнейшим аспектом здоровьесбережения. Период дошкольного детства – это тот период, в процессе которого педагоги и родители должны понять ребенка и помочь ем...
Предметно-развивающая среда, как часть образовательной среды. Изменение предметно-развивающей среды в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей детей.
В дошкольной педагогике под термином «развивающая среда» понимается «комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспе...
Статья «ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ДОО С УЧЁТОМ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ».
Часто, при создании предметно-развивающей среды большее внимание отдаётся девочкам, но необходимо учитывать и потребности мальчиков для полноценного развития личности....
Консультация «Учёт гендерных особенностей детей в организации развивающей предметно-пространственной среды, группового пространства»
Консультация«Учёт гендерных особенностей детей в организации развивающейпредметно-пространственной среды, группового пространства»...