Гендерно – личностные особенности детей и организация их воспитания в массовом образовательном учреждении.
презентация на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Гендерные особенности детей | 597 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Содержание Введение Глава 1. Теоретическое основы проблемы гендерно – личностных особенностей детей и организация их воспитания в массовом образовательном учреждении. 1.1 Гендерный подход к воспитанию детей дошкольного возраста как проблема науки. 1.2 Гендерные особенности детей. Вывод по главе 1 Глава 2. Специфика работы в ДОУ с учётом гендерных особенностей 2.1 Воспитание детей в условиях дошкольного учреждения с учётом гендерных особенностей. 2.2 Игровая деятельность девочек и мальчиков старшего дошкольного возраста, её особенности и специфика организации. Вывод по главе 2 Заключение Литература
Введение В дошкольном возрасте идёт интенсивный процесс становления самосознания ребенка, важным компонентом которого является осознание себя как представителя определенного пола. Проблема гендерных особенностей, включает в себя вопросы формирования психического пола ребенка, психических половых различий и полоролевой дифференциации лежащая на стыке ряда наук (социологии, биологии, медицины и др.),— одна из важнейших и актуальных проблем. Без ее решения невозможно разрабатывать методы дифференцированного подхода к воспитанию детей разного пола для формирования у них основ таких качеств, как мужественность и женственность, необходимых им и для успешного выполнения в будущем своих функций в семье.
Гендерная социализация включает в себя три аспекта: Когнитивный Поведенческий Эмоциональный ребенок рано начинает относить себя к определенному полу, приобретает представления о содержании типичного ролевого поведения (Д.Н.Исаев, В.Е.Каган, И.С.Кон, Т.А.Репина) поло-ролевые предпочтения, интересы, ценностные ориентации, реакции на оценку, проявление эмоций, связанных с формированием черт маскулинности и феминности (Д.В.Колесов, А.Е Ольшанникова, Н.Б.Сельверова, Т.П.Хризман) усвоение типичной для пола модели поведения (И.С.Кон, Д.В.Колесов, Н.В. Плисенко, Т.А.Репина).
Цель – изучить влияние гендерного воспитания детей дошкольного возраста в детском саду. Задачи исследования : 1. Рассмотреть гендерный подход к воспитанию детей дошкольного возраста. 2. Изучить гендерные особенности детей. 3. Проанализировать гендерное воспитание детей в дошкольном образовательном учреждении. Объект исследования – гендерный подход в воспитании детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования – гендерно – личностные особенности детей и организация их воспитания в массовом образовательном учреждении. В гипотезе исследования мы исходили из того, что гендерно личностный подход к детям влияет на организацию воспитания в массовом образовательном учреждении, если учитывать специфику этого подхода.
Глава 1. Теоретическое основы проблемы гендерно – личностных особенностей детей и организация их воспитания в массовом образовательном учреждении. 1.1 Гендерный подход к воспитанию детей дошкольного возраста как проблема науки.
Проблема учета гендерных (социально-биологических и половых) различий в образовательном процессе периодически возникает как в психологии, так и в педагогике. Изучение психолого – педагогической литературы позволило определить следующее определение (понятие) гендер. Гендер (от англ. gender – род, пол) – социально-биологическая характеристика, с помощью которой люди дают определение «мужчина» и «женщина». Смысл понятия «гендер» заключается, прежде всего, в идее социального моделирования и репрезентации пола в различных ситуациях взаимодействия. А гендерный подход – это учет социально-биологической характеристики пола в воспитательно-образовательном процесс т.е, в основе гендерного подхода лежит дифференциация по признаку пола.
По данным нейрофизиологов и нейропсихологов, именно различия в структуре и работе головного мозга определяют особенности развития детей разных полов. У мальчиков и девочек мозг развивается в разном темпе, в разной последовательности и в разные сроки. У девочек раньше, чем у мальчиков, формируются области левого полушария, ответственные за речь, рационально-логическое мышление. У мальчиков логическое левое полушарие медленнее развивается и как бы немножечко отстает. Вследствие этого, у мальчиков до определенного возраста доминирует образно-чувственная сфера. Так что воспитывать и обучать мальчиков и девочек нужно по-разному.
Памятка для педагогов при общении с мальчиками и девочками: Никогда не забывайте, что перед вами не просто ребенок, а мальчик или девочка с присущими им особенностями восприятия, мышления, эмоций. Воспитывать, обучать и даже любить их надо по-разному. Но обязательно очень любить. Никогда не сравнивай мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они такие разные даже по биологическому возрасту – девочки обычно старше ровесников – мальчиков. Не забывайте, что мальчики и девочки по-разному видят, слышат, осязают, по-разному воспринимают пространство и ориентируются в нем, а главное по-разному осмысливают все, с чем сталкиваются в этом мире. И уж, конечно, не так, как мы взрослые.
1.2 Гендерные особенности детей. Когда мы говорим о девочках и мальчиках, мы – хотим этого или нет – постоянно имеем в виду существование различий в их психологии и поведении. Наличие таких различий было выявлено и обосновано в эмпирических исследованиях ученых В.В.Абраменковой (1987), Р.Бэрона, Д.Ричардсона (1997), В.Е.Кагана (1987, 1989), А.В.Либина (1999), И.И.Лунина (1986), Т.И.Юферовой (1985).
Разница проявляется уже с детства. Мальчики стремятся к независимости, девочки к взаимозависимости. Мальчики чаще играют в игры, в которых чем больше народу, тем лучше. Девочки предпочитают собираться маленькими группами, в их играх меньше агрессивности, больше соучастия, там чаще ведутся доверительные беседы и имитируются взаимоотношения взрослых. В любом человеческом обществе мальчики и девочки ведут себя по-разному, и в любом человеческом обществе от разнополых детей ожидают разного поведения и по-разному обращаются с ними. Формирование мужского и женского начал осуществляется с помощью слова, чувства и действия. Экспериментально доказано, что у мальчиков и девочек разные архетипы, образы, на основании которых у них работает эмоциональная сфера и формируется мышление. Воображение, мечты и фантазии у них разные. И разная мозаика, архитектоника мозга. Это тоже доказано зарубежными специалистами.
Проведя теоретический анализ психолого-педагогической литературы, мы считаем, что очень важно обращать внимание воспитателей на половые различия в воспитании, обучении, восприятии. Для воспитателей проводятся семинары по ознакомлению с гендерными характеристиками детей- дошкольников.
Для родителей создана памятка родителям “Величие небольших различий”. Не забывайте не только рассказывать, но и показывать. С девочками, если им трудно, надо вместе, до начала работы, разобрать принцип выполнения задания, что и как надо делать. Старайтесь, давая задания мальчикам как в детском саду, в школе, так и в быту, включать в них момент поиска, требующий сообразительности. Учитесь вместе с ребенком, объединяйтесь с ним против объективных трудностей, станьте союзником, а не противником или сторонним наблюдателем. Не уличайте детей в неумении, а помогайте найти пути решения проблемы. Признайте за ребенком право на индивидуальность, право быть другим При первых неудачах не нервничайте сами Помните: для ребенка чего-то не уметь, чего-то не знать – это нормальное положение вещей, на то он и ребенок. Этим нельзя попрекать. Стыдно самодовольно демонстрировать перед ребенком свое превосходство в знаниях.
Вывод по главе 1 Период дошкольного детства – это тот период, в процессе которого педагогии, родители должны понять ребёнка и помочь ему раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему своим полом, если мы хотим воспитать мужчин и женщин, а не бесполых существ, растерявших преимущества своего пола. Гендерные аспекты воспитания и обучения детей привлекают внимание специалистов разных областей – нейрофизиологов, нейропсихологов, психологов, педагогов. В научной литературе констатируются большое количество различий между мальчиками и девочками. Разница проявляется уже с детства. Из всего выше перечисленного можно сказать, что гендерное развитие личности ребёнка играет большую роль в его жизни. Всё зависит от того как правильно будут воспитывать ребёнка родители и специалисты ДОУ.
Глава 2. Специфика работы в ДОУ с учётом гендерных особенностей. 2.1 Воспитание детей в условиях дошкольного учреждения с учётом гендерных особенностей.
К возрасту 2-3 лет дети начинают понимать, что они либо девочка, либо мальчик, и обозначают себя соответствующим образом; В возрасте с 4 до 7 лет формируется гендерная устойчивость: детям становится понятно, что гендер не изменяется: мальчики становятся мужчинами, а девочки – женщинами и эта принадлежность к полу не изменится в зависимости от ситуации или личных желаний ребенка. В результате анализа психолого-педагогических исследований, было установлено, что именно в период дошкольного детства у всех детей, живущих в разных странах мира, происходит принятие гендерной роли:
Однако, по мнению ученых, здесь также очень много спорного, проблематичного, неясного. Единодушны ученые лишь в одном — формирование гендерной устойчивости обусловлено социокультурными нормами и зависит в первую очередь от отношения родителей к ребёнку, характера родительских установок и привязанности как матери к ребёнку, так и ребёнка к матери, а также от воспитания его в дошкольном образовательном учреждении.
Некоторые исследователи считают, что решающую роль в формировании образа, идеальной модели поведения играет не идентификация или желание уподобиться некоему образцу, а депривация, эмоциональный дефицит: ребёнка привлекает пол того значимого лица, от которого он был в детстве отчуждён. Дети, чьё поведение соответствует гендерным ожиданиям, чувствуют себя отличными от сверстников противоположного пола, которых они воспринимают как непохожих, экзотических по сравнению со сверстниками собственного пола.
Стратегия обучения, формы и методы работы с детьми, применяемые в детском саду, чаще всего рассчитаны на девочек. При этом воспитывают и девочек и мальчиков чаще всего женщины: дома – мама или бабушка, а в детском саду – женщины-воспитатели. В результате для многих мальчиков гендерная устойчивость формируется без участия мужчин. А женщины, по мнению ученых, правильно воспитывать мальчиков не могут, только по одной простой причине: у них другой тип мозга и другой тип мышления. Кроме того, педагог-женщина, естественно, не располагает детским опытом переживаний, с которыми сталкиваются мальчики дошкольного возраста при общении с взрослыми и детьми. Поэтому при общении с мальчиками многие воспитатели руководствуются лишь представлениями о том, что если это мальчик, то, следовательно, он является воплощением воли, силы, выносливости. В результате этого совсем не мужественные, а скорее боязливые, слабые физически и очень ранимые мальчики систематически подвергаются со стороны воспитателей травмирующему их воздействию. Так, например, когда на занятии воспитатель обращается с вопросом к детям, то первыми всегда поднимают руку девочки. При ответе на вопрос они стараются, чтобы их ответ был полным, смотрят в глаза педагогу и т.д. Мальчики не торопятся с ответом, потому что более тщательно обдумывают его.
Но не смотря на это к старшему дошкольному возрасту, ребенок уже твердо идентифицирует себя с тем или иным полом, осознает необратимость половой роли. Пол в этом возрасте “переделать” уже невозможно и исправлять погрешности поло-ролевого воспитания после этого возраста трудно. Половая идентичность (по Кагану В. Е.) как единство переживания и поло-ролевого поведения уже сформирована.
2.2 Своеобразие игровой деятельности девочек и мальчиков старшего дошкольного возраста Развитие дошкольника осуществляется в различных видах деятельности Познавательная Изобразительная Общение Элементарно трудовая Основным видом деятельности в дошкольном возрасте является игра.
В дошкольном возрасте в сюжетно-ролевой игре дети в символической форме воспроизводят взаимоотношения взрослых людей. Играя роль, ребенок выполняет определенную социальную функцию, дифференцированную по полу. Вместе с тем, в практике ДОУ содержание игровой деятельности недостаточно дифференцировано с учетом психофизиологических особенностей развития девочек и мальчиков.
У девочек активно прослеживается игра в куклы, дочки-матери, у мальчиков возникает и закрепляется интерес к оружию, машинам. Игры мальчиков более предметны, девочек более словесны, поэтому они играют в вербальные игры, мальчики предпочитают возиться с конструктором. Игра детей отражает традиционный взгляд на роль мужчины и женщины в обществе. Девочки ежедневно ухаживают за домом, заботятся о детях, выходят замуж. Мальчики воюют на войне, водят тракторы, строят мосты и занимаются плотницкими работами. В игре закладываются и основы нравственности: великодушие, надежность, уважение к девочкам (женщинам) –– у мальчиков и доброта, терпеливость, верность, уважение к мальчикам (мужчинам) –– у девочек.
В играх реализуются желания детей. Часто ребенок в игре исполняет роль, запрещенную для него в жизни, тем самым, достигая компенсации. Воображаемый мир противостоит миру действительности и может являться для ребенка более реальным. В игре ребёнок освобождается от чувства одиночества и познает радость близости и сотрудничества, в игре он оценивает свои возможности, обретает веру в себя, определяет позицию по отношению к окружающему миру и людям. Таким образом, наилучшее время оказать влияние на отношение ребенка к половым ролям –– это возраст до 6 лет. Успех вхождения ребенка в мир людей, его половая воспитанность в значительной мере зависит от содержания воспитания, в которой роль игры трудно переоценить.
Вывод по главе 2 В результате анализа исследования, было установлено, что именно в период дошкольного детства у всех детей, происходит принятие гендерной роли. Девочки дошкольного возраста «социальнее» и более внушаемы, чем мальчики. Девочки лучше справляют с простыми, рутинными задачами, тогда как мальчики — с более сложными познавательными процессами. На девочек больше влияет наследственность, а на мальчиков – среда. При обучении детей воспитателю важно учитывать, что девочки нуждаются в стимулах, в большей степени построенных на основе слухового восприятия. Мальчики плохо воспринимают объяснение воспитателя на слух и для них предпочтительнее использовать визуальные средства, построенные на зрительном восприятии. Таким образом, к старшему дошкольному возрасту, ребенок уже твердо идентифицирует себя с тем или иным полом, осознает необратимость половой роли и должен следовать своему полу всю свою жизнь.
Заключение Дошкольный возраст является сензитивным периодом в развитие ребёнка. Это то - время когда дети бурно развиваются и где необходима им помощь в этом развитие, как родителей, так и воспитателей. Становление и развитие гендера, в дошкольном периоде, является очень важным моментом в жизни ребёнка. Он влияет не только на само детство, но и на будущее ребёнка. Поэтому в детских садах, на развитие гендера, делается большой уклон. Проводятся многочисленные занятия на тему «Кто Я», «Мальчики и девочки», формирование мужского и женского начала осуществляется с помощью слова, чувства и действия и тому подобное.
В исследование было показано, что девочки сильно отличаются от мальчиков. Разница проявляется уже с детства. И это связано те только с физиологией детей. Большое различие видно в играх детей. Мальчики любят активные игры, а девочки более спокойные. Проведя теоретический и практический анализ психолого-педагогической литературы, нужно обращать внимание воспитателей на половые различия в воспитании, обучении, восприятии. Для воспитателей проводятся семинары по ознакомлению с гендерными характеристиками детей - дошкольников. Для родителей создавать памятки (“Величие небольших различий”) – которые очень необходимы. Таким образом, гендерное развитие детей остаётся актуальной темой на все времена. Так как девочки никогда не станут мальчиками, а мальчики не станут девочками.
Литература 1. Асмолова А.Т. Психология личности. М., 1983. 2. Берн Ш. Гендерная психология. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2002. - 320 с. 3. Бреслов Г.М., Хасан Б.И. Пол и образование. Красноярск, 1995. 4. Введение в гендерные исследования. Учебное пособие. МГУ, 2000. 5. Каган В.Е. Половое воспитание детей: медико-психологические аспекты. Л., 1988. 6. Клецина И.С. Гендерная социализация. СПб, 1997. 7. Кон И.С. Ребенок и общество. М., 1988. 8. Мид М. Развитие ребенка. – М., 1968. 9. Попова Л.В. Гендерные аспекты самореализации личности. М., 1996. 10. Доронова Т.Н. Девочки и мальчики 3-4 лет в семье и детском саду: Пособие для дошкольных образовательных учреждений. — М.: Линка – Пресс, 2009 11. Соколова Л.В., Некрылова А.Ф. Воспитание ребёнка в русских традициях. – М.: Айрис – Пресс, 2003 12. Абраменкова В.В. Половая дифференциация и межличностные отношения в детской группе. «Вопросы психологии» № 5, 1987.
13. Адлер А. Воспитание детей; взаимодействие полов. Ростов-на-Дону, 1998. 14. Алешина Ю.Е., Волович А.С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины. «Вопросы психологии» № 4, 1991. 15. Тельнюк И. В. Индивидуально-дифференцированный подход к организации самостоятельной деятельности девочек и мальчиков 5-6 лет в детском саду. Автореф. канд. пед. н., СПб, 1999 16. Ефремова В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки – два разных мира. Нейропсихологии – учителям, воспитателям, школьным психологам. – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 1998
Спасибо за внимание .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Управление и организация физического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях»
В детском саду к физической культуре детей нужно приобщать постоянно,ежечастно, ежеминутно. Ребенку нужна оптимальная двигательная активность,недостаток её неблагоприятен: ослабляется сер...
Методические рекомендации по организации интегрированного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольных образовательных учреждениях.
Данное пособие содержит методические рекомендации по организации интегрированного воспитания в дошкольных образовательных учреждениях, осуществлению психолого-медико-педагогического сопров...
Консультация «Учёт гендерных особенностей детей в организации развивающей предметно-пространственной среды, группового пространства»
Консультация«Учёт гендерных особенностей детей в организации развивающейпредметно-пространственной среды, группового пространства»...
Мастер-класс для педагогов «Учет гендерных особенностей детей при организации игр и физических упражнений»
Период дошкольного детства – это тот период, в процессе которого педагоги и родители должны понять ребенка и помочь ему раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему своим полом, если мы ...
Особенности организации экономического воспитания в условиях дошкольного учреждения
Из опыта работы МАДОУ «Детский сад № 75» г. Чебоксары по формированию основ финансово-экономической грамотности у детей старшего дошкольного возрастаУже с дошкольного возраста дети постепе...
Консультация для родителей «Основы гендерного воспитания дошкольников в образовательном учреждении и в семье»
Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. На фоне этих изменений меняются и внутренние психологические поз...