Организация предметно – развивающей среды с учетом гендерных особенностей детей
учебно-методический материал по теме
Предварительный просмотр:
Организация предметно – развивающей среды с учетом гендерных особенностей детей
Гендерное воспитание – это формирование у детей представлений о настоящих мужчинах и женщинах, а это необходимо для нормальной и эффективной социализации личности. Под влиянием воспитателей и родителей дошкольник должен усвоить половую роль, или гендерную модель поведения, которой придерживается человек, чтобы его определяли как женщину или мужчину .
Образовательные задачи полового гендерного воспитания и разнополого воспитания в детском саду:
- воспитывать у дошкольников необратимый интерес и положительное отношение к своему гендеру. Закладывать основы осознания своих особенности, и то, как они воспринимаются окружающими, советовать строить личное поведение с учетом возможных реакций других людей;
- воспитывать у дошкольника интерес и хорошее отношение к окружающим людям;
- развивать у дошкольника представление о себе и других людях как лиц физических и социальных со своими достоинствами и недостатками, типичными и индивидуальными особенностями;
- развивать чуткость и эмпатию, умение чувствовать и распознавать состояние и настроение окружающих людей. Вести себя в соответствии с ними, уметь управлять своими эмоциями и поведением;
- обогащать знания о своей семье, роде, семейных реликвиях, традициях, знакомить с основными функциями семьи как психологической группы и социального института;
- закладывать основы будущих социальных и гендерных ролей, объяснять особенности их исполнения, воспитывать положительное отношение к разным социальным гендерным ролям, к необходимости их существования;
- углублять знания детей о содержании понятий «мальчик», «девочка», о делении всех людей на мужчин и женщин. Содействовать половой и гендерной идентификации, правильно и компетентно реагировать на проявление сексуального развития детей разных полов.
Актуальность гендерного воспитания состоит в том, чтобы сформировалось у ребёнка устойчивое понятие своего пола - Я девочка; Я мальчик. И так будет всегда.
Педагогический процесс в детском саду представляет собой непрерывное сочетание самых разнообразных форм воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста. Первичная половая социализация, то есть обучение ребенка поведению, соответствующему полу, начинается с момента рождения, но наиболее благоприятным возрастным периодом для начала гендерного воспитания является четвертый год жизни. На четвёртом году жизни дети, чьё поведение соответствует правильному гендерному воспитанию, чувствуют себя отличающимися от противоположного пола. В этом возрасте дошкольник знает различие людей по полу, но не всегда правильно отражает модели поведения в том или ином случае. У детей происходит формирование отношений между мальчиком и девочкой. Дети способны распределять роли в совместных играх по половому принципу. Имитируют женские черты, профессиональные мужские качества и умения. Игры девочек происходят в ограниченном пространстве, мальчики играют практически на всей территории групповой комнаты .
Целевые направления в организации воспитательно-образовательного процесса, определенны Федеральными Государственными Требованиями, предполагают сформировать у дошкольника понимание того, что он «девочка» или» мальчик», а когда вырастет будет «женщиной» или «мужчиной».
Согласно пункту 3.3.4 (ФГТ) – «Содержание образовательной области «Социализация» направлено на достижение целей освоения первоначального представления социального характера и включения детей в систему социальных отношений через решение следующих задач:
- развитие игровой деятельности детей;
- приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со
сверстниками и взрослыми;
- формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности…».
Особенно заметно различия девочек и мальчиков в игровой деятельности. При совместном воспитании детей очень важной педагогической задачей является преодоление разобщенности между ними и организации совместных игр, в процессе которых дошкольники могли действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями. Мальчики принимают на себя мужские роли, а девочки – женские. Аналогичным образом могут быть построены театрализованные игры, игры-тренинги, игры-ситуации.
Неоспорим тот факт, что содержание детских игр отражает реалии настоящего окружающего ребенка мира. Это наилучшим образом сказывается на развитии детей, так как отражение в играх современной и актуальной в определенный момент времени действительности, помогает им разобраться с ней, ее особенностями, понять современный социальный контекст и уклад жизни.
В игре происходит:
- развитие ребенка;
- развиваются его действия в представлении;
- происходит ориентация в отношениях между людьми;
- ребенок приобретает навыки кооперации.
Игровые приемы должны быть направлены на развитие игровых умений дошкольников, таких как:
- ролевое взаимодействие;
- совместные игровые действия.
В игре дети в символической форме воспроизводят взаимоотношения взрослых людей. Играя роль, ребенок выполняет определенную социальную функцию, дифференцированную по полу.
Организация предметно – развивающей среды является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Предметно-пространственная среда не только обеспечивает разные виды активности дошкольника, но и является основой его самостоятельной деятельности с учетом гендерных особенностей. Роль взрослого в данном случае состоит в том, чтобы открыть перед девочками и мальчиками весь спектр возможностей среды и направить их усилия на использование отдельных элементов ее с учетом гендерной принадлежности, индивидуальных особенностей и потребностей каждого ребенка. При организации предметно – развивающей среды необходимо учитывать, что:
-в совместной игре происходит усвоение детьми гендерного поведения, поэтому подбору материалов и оборудования для игровой деятельности девочек и мальчиков необходимо уделять особое внимание:
- игровой материал и ролевая атрибутика должны быть привлекательны дошкольникам для отражения в игре социально-одобряемых образов женского и мужского;
- различие игрушек для девочек и мальчиков.
Важную роль в развитии игровой деятельности принадлежит конструированию из крупного строительного материала. При этом очень важным условием для воспитания детей с учетом их гендерных особенностей является то, что мальчики могут выполнять тяжелую работу, а девочки украшать постройки и после этого совместно играть.
Также при подборе материалов и оборудования важно учитывать тот факт, что девочки и мальчики еще не совсем могут в игре воспроизводить модель поведения, соответствующую определенному полу без опоры на ролевые атрибуты. Мальчики младшего дошкольного возраста будут охотно выполнять игровые действия, а затем принимать на себя какую-то роль, если возьмут соответствующие атрибуты. Девочки, играя в «дочки-матери» используют посуду, которую видят дома. Также в игровом уголке находится раковина с краном, стол, стулья или кресло, полотенце для вытирания посуды и т.д.
В игре развивается способность к воображению, образному мышлению. Это происходит потому, что ребенок воссоздает в игре то, что ему интересно, с помощью условных действий. Сначала это действия с игрушками. Потом с заменителями игрушек ,потом речевые и воображаемые действия. В совместных играх дошкольники воссоздают действия взрослых и приобретают опыт взаимодействия со сверстниками.
Создавая игровые ситуации, необходимые для закрепления полоролевого поведения, нужно учитывать, что мальчики и девочки ведут себя абсолютно по- разному в обществе, что социализация мальчиков проходит более сложно, чем у девочек. Поэтому, беседуя с детьми об отличиях мальчиков и девочек, надо подводить их к мысли о том, что главной отличительной характеристикой является поведение и это использовать в совместных играх.
Таким образом, предметно-развивающая среда является одной из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Предметно-пространственная среда не только обеспечивает разные виды активности дошкольников – она основа его самостоятельной деятельности с учетом гендерной принадлежности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация предметно - развивающей среды с учетом интеграции образовательных областей
Зонирование пространства музыкадьного зала...
Рекомендации педагогам дошкольных образовательных учреждений по организации предметно-развивающей среды для реализации гендерного подхода.
Даны рекомендации педагогам дошкольных образовательных учреждений по организации предметно-развивающей среды для реализации гендерного подхода....
Организация развивающей предметно-пространственной среды с учетом гендерных особенностей
наполнение среды старшей группы с учетом гендерных особенностей воспитанников....
Статья "Создание предметно-развивающей среды с учетом гендерного стереотипа"
Построение развивающей среды с учетом принципов гендерного воспитания...
Методические рекомендации по организации предметно –развивающей среды с учетом психологических требований по ФГОС ДО по всем группам
Организация предметно –развивающей среды с учетом психологических требований по ФГОС ДО по всем группам. Методические рекомендации...
Презентация Организация развивающей предметно-пространственной среды с учетом индивидуальных особенностей детей в группе старшего дошкольного возраста
Организация развивающей предметно-пространственной среды с учетом индивидуальных особенностей детей в группе старшего дошкольного возраста...