Консультация «Учёт гендерных особенностей детей в организации развивающей предметно-пространственной среды, группового пространства»
консультация (средняя группа)
Консультация
«Учёт гендерных особенностей детей в организации развивающей
предметно-пространственной среды, группового пространства»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждения
«Детский сад № 384 г. Челябинска»
Российская Федерация, 454080, г. Челябинск, ул. Молодогвардейцев 68-Б, Телефон: (8-351)741-24-21; Email: mdouds384@mail.ru
Консультация
«Учёт гендерных особенностей детей в организации развивающей предметно-пространственной среды, группового пространства»
Выполнила: воспитатель Екимова О. Н.
(1 категория)
2019
Оптимальная организация предметно - развивающей среды в дошкольных образовательных учреждениях является важнейшим условием осуществления образовательного процесса. Особое место в Концепции занимает раздел, посвященный созданию развивающей среды, которая призвана обеспечить личностно-ориентированные отношения между специалистами детского сада и его воспитанниками. Известно, что предметно - развивающая среда, построенная на основе личностно-ориентированного взаимодействия детей и взрослых, направлена на предоставление каждому ребенку равных стартовых возможностей, в рамках которых осуществляется систематическое развитие его личности. Данное положение отражено и в нормативно – правовых документах, касающихся реализации ФГОС к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования. В федеральных государственных образовательных стандартах определены принципы ее организации: «содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной».
Предметно – развивающая среда, должна способствовать реализации задач образовательных областей в организации образовательного процесса, «… как совместной деятельности взрослого и воспитанников, так и самостоятельной деятельности воспитанников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности по освоению основной общеобразовательной программы дошкольного образования, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования…», обеспечивающей выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющей ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.
Особый акцент в нормативно – правовых документах, касающихся реализации ФГОС, при организации предметно – развивающей среды делается на «…учет полоролевой специфики и обеспечение предметно-развивающей среды как общим, так и специфичным материалом для девочек и мальчиков». Данный факт обусловлен тем, что именно в период раннего и дошкольного детства у всех детей, независимо от места их проживания, формируется гендерная идентичность и среда является одним из ведущих условий для её формирования и закрепления у девочек и мальчиков положительных стереотипов маскулинных и феминных качеств. Деятельность ребенка и его взаимодействие с детьми своего и другого пола в такой среде способствуют актуализации, воспроизведению и закреплению имеющегося у него опыта, а также формированию новых способов гендерного поведения.
Гендерный подход в организации предметно-развивающей среды, нацелен на успешность гендерной социализации мальчиков и девочек дошкольного возраста, основываясь на ряде факторов:
- содержание среды должно быть простроено в соответствии с основными элементами социальной культуры;
- ее основные объекты должны быть включены в разные виды деятельности (познавательную, игровую, речевую, коммуникативную, двигательную, учебную и др.);
- учитываются как возрастные, так и социально-психологические особенности ребенка; (обеспечивается оптимальный баланс совместной и самостоятельной деятельности детей);
- учитывается возрастная и гендерная адресованность оборудования и материалов.
Детский сад, являясь одним из факторов, влияющих на успешную социализацию ребенка с учётом гендерного подхода, выступает транслятором жестких социальных стереотипов. Общество динамично в своих изменениях, а предметно-развивающая, социальная и методическая среды детского сада изменяются медленно: неизменными остаются набор желательных ролей и игрушек для девочек и мальчиков, утвержденный список детской литературы для чтения в группе, рекомендации по оформлению группы.
Определены основные ориентиры, при организации предметно-развивающей среды, на основе гендерного подхода:
· учёт гендерного пространства группы (количество мальчиков и количество девочек);
· учёт этапов развития гендерной идентичности;
· учёт психологических особенностей развития девочек и мальчиков.
Рассмотрим каждый их них.
1. Учёт гендерного пространства группы. В организации предметно-развивающей среды педагоги детских садов и ранее опирались на принцип учёта половых и возрастных различий, что проявляется в специальном оборудовании игровых зон так называемых «царств» для девочек и мальчиков. В построении пространства и его наполнении содержанием необходимо учитывать соотношение количества мальчиков и девочек, так например, группу посещает 25% девочек, соответственно 75% мальчиков, соответственно уголок для сюжетно-ролевых игр для мальчиков должен занимать большую часть пространства.
Такой же подход рассматривается в содержании предметно-развивающей среды: материалах и оборудовании. Материалы и оборудование, которые используют девочки и мальчики (мягкие игрушки, настольно-печатные игры, книги, комплекты предметов-заместителей), должны располагаться в группе по обоюдной договоренности.
2. Учёт гендерной идентичности мальчиков и девочек. Учитывая этапы развития идентичности мальчиков и девочек, в группах раннего и младшего возраста педагоги дошкольных образовательных учреждений используют маркеры гендерных различий как необходимый элемент для визуального подтверждения своего гендера. Например, в раздевальной комнате шкафы выкрашены в два цвета - для мальчиков и девочек, также предметные картинки на мешках со спортивной формой соответствуют полу гендера и так далее.
При этом осуществляется индивидуальный подход к детям, который заключается в учете их вкусов и привязанностей к изображению на предметной метке и ее цветовому решению. Так, например, учеными было установлено, что многие мальчики страдают от темных оттенков в мужском гендере, завидуя яркой цветовой гамме в одежде девочек. Они считают, что недопустимо в подборе цвета ориентироваться на традиционную, но не оправдавшую себя дифференциацию: для девочек используются оттенки только розового цвета, а для мальчиков – голубого. Поэтому разумно использовать более светлые и яркие варианты цветовой гаммы для мальчиков и девочек.
Гендерная социализация ребенка предполагает усвоение и воспроизведение гендерных ролей и культуры взаимоотношения полов. Зонирование пространства группы для девочек и мальчиков не говорит о том, что они играют отдельно. Необходимо стремиться организовать среду так, чтобы мальчики и девочки взаимодействовали друг с другом, учились выстраивать взаимоотношения, так например: в уголке сюжетно-ролевых игр в игре «Семья», мальчик, усваивая роль папы, взаимодействует с девочкой, которая выполняет роль мамы (дочери). В игровом пространстве девочек у мальчиков имеется чемодан с инструментами, а в зоне игр мальчиков девочки используют чемодан доктора и оказывают «медицинскую помощь» мальчикам. В соответствии с сюжетом игры мальчики и девочки проявляют взаимоотношения, которые происходят в реальной жизни.
3. Учёт психологических особенностей развития девочек и мальчиков, осуществляется как в организации пространства, так и в содержании. Пространство, представляющее интерес для девочек, невелико, им достаточно угла в группе или небольшого места на улице, чтобы долгое время играть, например, в дочки-матери, или они раскладывают перед собой «богатства» - кукол, украшения - и играют в ограниченном пространстве, однако оно до мелочей проработано, отражено в сознании. У мальчиков по-другому: игры мальчиков рассчитаны на освоение территории, на исследование различных объектов. Игры активные, энергичные чаще опираются на дальнее зрение: они бегают друг за другом, бросают предметы в цель, используя при этом все предоставленное им пространство. Если мы ограничиваем игровое пространство мальчиков, то они используют имеющуюся территорию по максимуму. Оно охватывает как горизонтальные, так и вертикальные взаимосвязи. Поэтому необходимо минимизировать пространство для девочек, а мальчикам предоставляют больше места для деятельности, учитывая при этом гендерное пространство группы.
Помимо организации пространства важно учитывать и наполнение среды содержанием для мальчиков и девочек. Организованная среда в уголке сюжетно-ролевых игр у девочек детализирована, с учётом того, что в центре их внимания с раннего возраста находится человек и сфера его непосредственного бытия: взаимоотношения между людьми, предметы потребления (одежда, утварь). Уголок сюжетных игр насыщен материалами и предметами домашнего обихода, такими же, как в реальной жизни. Мальчики же больше осуществляют игровые действия с предметами-заместителями, поэтому такая детализация предметов мальчикам не нужна. Девочек чаще привлекают домашние дела, они меньше интересуются внутренним устройством игрушек, больше – назначением, сфера интересов мальчиков связана с их высокой двигательной и познавательной активностью, потребностью в преобразующей деятельности. С этой целью для мальчиков надо приобретать различные виды конструкторов с разнообразными деталями, трансформеры, строительные блоки, ящики с инструментами, наборы машин с подвижными частями.
Учёт вышеперечисленных основных ориентиров в организации предметно-развивающей среды приводит нас, педагогов, к мысли о необходимости её периодической корректировки, с точки зрения, ассиметрии в распределении пространства и его содержании в уголках: конструктивных игр, спортивном, продуктивной деятельности и других с учетом гендерного подхода, данный факт не должен оставаться без внимания.
На основании выделенных основных ориентиров, с целью проведения анализа (самоанализа педагогами) оптимальной организации предметно-развивающей среды с учётом гендерного подхода рекомендуются карты анализа, разработанные Л.В. Коломийченко, включающие три основных критерия: обогащенность, функциональность и педагогическая целесообразность среды. Каждый из критериев имеет свои составляющие.
1. Обогащенность:
- наличие разнообразных зон;
- наличие предметов, атрибутов, отражающих полоролевые виды деятельности;
- предметы, стимулирующие развитие общечеловеческих ценностей;
- наличие дидактических игр и атрибутов для сюжетно-ролевых, театрализованных игр, реализующих коммуникативный компонент;
- наличие худ. литературы, учеб. пособий, изобразительных и музыкальных средств, аудио-, видеопособий для использования в различных видах коммуникации;
- эмоционально-поведенческий компонент среды (эмоциональность и эмоциогенность).
2. Функциональность:
- комплексная возможность использования предметов, атрибутов (во всех видах деятельности);
- полифункциональность использования предметов;
- динамичность (изменчивость) среды;
- доступность всех предметов ребенку;
- возможность включения ребенка в преобразование среды.
3. Педагогическая целесообразность с учетом основных ориентиров:
- учет гендерного пространства группы;
- учет этапов гендерной идентичности мальчиков и девочек;
- использование маркеров гендерных различий;
- учет психологических особенностей развития мальчиков и девочек в организации пространства и содержании.
Все составляющие оцениваются в баллах:
1балл – составляющие критерии не реализованы,
3 балла – реализованы частично,
5 баллов – реализованы полностью.
Сумма баллов, полученная за все подкритерии, делится на их количество. Оценивание организации предметно-развивающей среды по карте осуществляется с трех позиций: педагогами группы, старшим воспитателем и заведующим детским садом.
Вместе с тем вносимые коррективы в организацию предметно-развивающей среды с учетом гендерного подхода в группах, не означают «уход» от традиционных принципов её организации в соответствии с концепцией В.А. Петровского, а лишь являются дополнением, что способствует успешной социализации мальчиков и девочек к дальнейшей жизни.
Гендерный аспект в проектировании предметно-развивающей среды в ДОУ в рамках ФГОС
- Проектирование развивающей предметно-пространственной среды современного детского сада
- Целостная модель построения среды
- Личностно-ориентированная модель в организации ПРС
- Гендерный подход в организации предметно-развивающей среды
Гендерные особенности
Психические функции | Мальчики | Девочки |
1. Восприятие | Острота слуха в среднем выше, чем у девочек. Для них важна перспектива пространства. Восприятие прос-транства. Воспринимают информацию, ее содержание, новизну и тип изложения | Более чувствительны к шуму. Опираются на ближнее зрение, для них комфортно ограниченное пространство. Восприятие символов. Восприятие эмоциональных отношений |
2. Способ обработки информации | В системе поиска и исследования | По шаблону, стандарту, стереотипно |
3. Память | Запоминают все, что сами «открыли» и исследовали | Опираются на механическое запоминание |
4. Выполняемые операции | Мысленные манипуляции с геометрическими формами | Счет, манипуляции с цифрами и формулами |
5. Мышление | Мышление более творческое, с поисковой активностью. Мышление направлено на выявление закономерностей и нестандартные решения. В 6 лет сформировано пространственное мышление. | Мышление более прагматично и конкретно. Мышление ориентировано на получение необходимого результата. К 13 годам формируется пространственное мышление. |
6. Эмоции | Эмоции сильные, но короткие, переживаемые во внутренней структуре, без внешнего проявления – отреагировали и бросаются действовать. | Эмоции направлены во внешний план, проговариваются, проживаются неоднократно с включением близких, доверенных лиц, в продолжении длительного времени, за которое происходит адаптация к негативу. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детей раннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС.
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детейраннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС....
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в условиях ФГОС ДО
Организация развивающей предметно- пространственной среды в физкультурном зале в структурном подразделении "ОДОД" в условиях ФГОС ДО...
Консультация на тему «Основные требования к организации развивающей предметно- пространственной среде по развитию речи»
Созданию предметно- развивающей среды в современном ДОУ сегодня уделяется большое внимание. Педагоги стремятся использовать инновационные подходы и принципы построения предметно- игрового пространства...
«Учёт гендерных особенностей дошкольников в организации развивающей среды группового пространства : воспитываем мальчиков и девочек»
Сообщение по данной теме поможет нам организовать развивающую среду группы с учётом гендерных особенностей дошкольников....
Консультация для родителей: "Реализация гендерного подхода в условиях организации развивающей предметно-пространственной среды."
Мальчишек и девчонок обязательно нужно воспитывать по-разному,Мальчикам нужно больше доверия, девочкам же – больше заботы.Для успеха мальчику нужны одобрение и мотивация. Девочке нужна помощь и ...
Особенности организации развивающей предметно-пространственной образовательной среды дошкольного образовательного учреждения для средней группы
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в условиях реализации ФГОС ДО для средней группы ДОО....
«Учет индивидуальных особенностей воспитанников в организации развивающей предметно-пространственной среды группы»
Семинар-практикум для педагогов...