ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА) «ЮНЫЙ ПЕШЕХОД»
методическая разработка (средняя группа)
Программа имеет социально-педагогическую направленность, обеспечивает общественное развитие ребенка во взаимодействии и общении с другими людьми, социальной средой города, осуществляет формирование у детей положительного социального опыта, безопасности на дорогах, через освоение правил дорожного движения, учит успешно общаться с детьми разными по возрасту и уровню развития. Занятия проводятся в игровой форме с использованием наглядного и раздаточного материала. Наравне с развитием познавательных способностей уделяется особое внимание развитию эмоционально-волевой сферы детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shablon_programmy2_-_kopiya.doc | 293 КБ |
shablon_programmy2_-_kopiya.doc | 293 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад №14» городского округа Саранск
Принято «Утверждаю»
решение педсовета №____ Заведующая МАДОУ «Центр развития
от ___________ 201__ года ребенка – детский сад №14»
Протокол №____от _________г ______________Н.А. Каникова
Приказ №_____от ______________г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
(ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА)
«ЮНЫЙ ПЕШЕХОД»
Возраст детей: 3-5 лет
Срок реализации: 2 года
Составитель:
воспитатель I кв. категории
Щукина Е.В.
Саранск, 2019
СОДЕРЖАНИЕ
1. | Паспорт программы | |
2. | Пояснительная записка | |
3. | Учебно-тематический план | |
4. | Содержание изучаемого курса | |
5. | Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы | |
6. | Список литературы | |
7 | Приложения |
- ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование программы | «Юный пешеход» |
Руководитель программы | Щукина Евгения Васильевна, I кв. категория |
Организация-исполнитель | МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №14» |
Адрес организации исполнителя | г.о. Саранск, ул. Полежаева, д. 115 А |
Цель программы | Создать условия, оптимально обеспечивающие процесс обучения дошкольников правилам дорожного движения и формирование у них необходимых умений и навыков, выработка положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на улицах города. |
Направленность программы | Социально-педагогическая |
Срок реализации программы | 2 года |
Вид программы Уровень реализации программы | адаптированная дошкольное образование |
Система реализации контроля за исполнением программы | координацию деятельности по реализации программы осуществляет администрация образовательного учреждения; практическую работу осуществляет педагогический коллектив |
Ожидаемые конечные результаты программы |
|
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
2.1. Направленность программы.
Программа имеет социально-педагогическую направленность, обеспечивает общественное развитие ребенка во взаимодействии и общении с другими людьми, социальной средой города, осуществляет формирование у детей положительного социального опыта, безопасности на дорогах, через освоение правил дорожного движения, учит успешно общаться с детьми разными по возрасту и уровню развития. Занятия проводятся в игровой форме с использованием наглядного и раздаточного материала. Наравне с развитием познавательных способностей уделяется особое внимание развитию эмоционально-волевой сферы детей.
2.2. Новизна программы заключается в разработке содержания и форм работы с детьми дошкольного возраста по изучению правил дорожного движения, которая предусматривает поэтапную организацию образовательного процесса, участие детей и их родителей в решении проблемы. Практическая ценность: представленные мероприятия могут использоваться в системе планирования как в совместной деятельности с детьми, так и в образовательной деятельности в ходе режимных моментов, начиная со средней группы.
2.3. Актуальность программы. Воспитание дошкольников безопасному поведению на улице, знание и соблюдение ими ПДД - одна из актуальных тем сегодняшнего времени. В ситуации «автомобильного беспредела» мало заставить ребенка «слушаться» сигналов светофора, нужно научить его видеть и слышать улицу. Мир за пределами собственной квартиры для ребенка полон разнообразных привлекательных явлений, насыщен интересными событиями, участником которых может стать и он сам. А как раз здесь и подстерегает опасность. Одной из основных причин дорожно - транспортных происшествий с детьми является незнание ими Правил дорожного движения.
Психологи установили, что дети в силу своих возрастных психологических особенностей не всегда могут правильно оценить обстановку на дороге. Предрасположенность ребенка к несчастным случаям в дорожном движении обусловлена такими особенностями психофизиологического развития, как: неустойчивость и быстрое истощение нервной системы; быстрое образование условных рефлексов и быстрое их исчезновение; преобладание процессов раздражения и возбуждения над процессами торможения; преобладание потребности в движении над осторожностью; стремление подражать взрослым; недостаток знаний об источниках опасности; переоценка своих возможностей.
2.4. Отличительные особенности программы. Дети с 3 лет впервые начинают изучать правила дорожного движения по данной программе как отдельный предмет дополнительного образования. Работа направлена на формирование у обучающихся основных знаний, умений и навыков безопасного поведения на дорогах. В программе делается акцент на особенности профилактической работы, поиском новых форм и методов обучения правилам дорожного движения, на формирование грамотного участника правил дорожного движения. Игровые технологии, применяемые в программе, дают возможность включиться ребенку в практическую деятельность, в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение опыта безопасного поведения на дорогах и улицах, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Программа создана с учетом психофизических и возрастных особенностей детей школьного (начальная школа) возраста, способствует формированию целостной системы знаний, умений и навыков безопасного поведения на дорогах, интеллектуальному развитию. Учитывая психофизические и возрастные особенности детей дошкольного возраста, большое место отводится как теоретическому, так и практическому обучению, культуре поведения на дороге.
2.5. Педагогическая целесообразность дополнительной образовательной программы «Юный пешеход» - это возможность доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до него смысл опасности несоблюдения правил, научить навыкам безопасного общения со сложным миром перехода улиц и дорог. В основе образовательной программы лежит авторская программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста» (Р. Б. Стеркина, О. Л. Князева, Н. Н. Авдеева).
2.6. Цель программы создать условия, оптимально обеспечивающие процесс обучения дошкольников правилам дорожного движения и формирование у них необходимых умений и навыков, выработка положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на улицах города.
2.7. Задачи программы.
2.7.1 Задачи программы для детей 3-4 лет
- Познакомить детей с разными видами транспорта, с особенностями их внешнего вида и назначения,
- Продолжать знакомить с понятиями улица, проезжая часть, тротуар, перекресток, остановка общественного транспорта,
- Дать представление о дорожных знаках: «Пешеходный переход», «Остановка общественного транспорта»,
- Закрепить понятие пешеход, пассажир,
- Развивать умение ориентироваться на участке детского сада и прилегающей к детскому саду местности.
- Воспитывать навыки культурного поведения в общественном транспорте, на дороге.
2.7.2 Задачи программы для детей 4-5 лет
Продолжать знакомить детей с разными видами транспорта, их особенностями; определять сходство и отличие троллейбуса, трамвая, автобуса,
- Знакомить детей с трудом водителя некоторых видов транспорта.
- Расширять знания детей об улице, дороге, перекрестке. Знакомить с понятием: «пешеход», «наземный (подземный) переход».
-Учить детей различать элементы дороги: разделительная полоса, пешеходный переход, полоса движения, остановка общественного транспорта.
- Учить выполнять требования сигналов светофора: красный (стой), красный и желтый одновременно (скоро загорится зеленый); зеленый (иди), мигающий зеленый и желтый (скоро загорится красный).
- Учить детей составлять небольшой рассказ о дорожной ситуации: как мы ехали в детский сад на легковом автомобиле, трамвае.
- Учить изображать на рисунке сигналы светофора.
- Развивать умение ориентироваться в окружающем пространстве.
- Развивать речь, память, внимание.
- Воспитывать навыки культурного поведения в общественном транспорте, на дороге.
2.8. Возраст детей. Программа рассчитана для детей 3-5 лет.
2.9. Срок реализации. Работа по дополнительной программе «Юный пешеход» охватывает период с октября по май в течение учебного года. Срок реализации программы два года.
2.10 Формы и режим занятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю, 15 минут – II младшая группа, 20 минут – средняя группа. Количество обучающихся в группе 15 человек. В середине занятия предусмотрены паузы «Физминутки».
Программой предусмотрены следующие формы организации деятельности обучающихся:
- групповая;
- индивидуальная (для выполнения самостоятельных заданий).
Занятия по программе состоят из теоретической и практической частей:
- экскурсии, целевые прогулки;
- игровые ситуации, проблемные ситуации,
- практические (лепка, аппликация, рисование)
2. 11. Ожидаемые результаты и способы их проверки. В результате освоения программы дошкольники будут иметь представления:
- о понятиях: пешеход, пассажир, улица, дорога, перекресток, светофор, дорожные знаки;
- уметь: ориентироваться на участке детского сада и прилегающей к нему территории
- владеть: навыком правильного перехода проезжей части, правильным поведением в транспорте и на улице.
2.12. Форма подведения итогов: выставки, соревнования, викторина по знаниям ПДД в присутствии родителей воспитанников (законных представителей).
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
для II младшей группы
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов | |||
всего | теория | практика | |||
кол-во занятий | мин. | ||||
1 | Знакомство с уголком ПДД | 1 | 15 мин | 3 мин | 12 мин |
2 | Какие бывают машины | 1 | 15 мин | 3 мин | 12 мин |
3 | Городской транспорт | 1 | 15 мин | 3 мин | 12 мин |
4 | Какой транспорт людям помогает | 1 | 15 мин | 3 мин | 12 мин |
5 | Наш друг «Светофор» | 2 | 30 | 6 мин | 24 мин |
6 | Моя улица | 2 | 30 | 6 мин | 24 мин |
7 | Пешеход | 1 | 15 мин | 3 мин | 12 мин |
8 | Правила движения | 2 | 30 | 6 мин | 24 мин |
9 | Дети вышли погулять | 1 | 15 мин | 3 мин | 12 мин |
10 | Знаешь ли ты дорожные знаки | 1 | 15 мин | 3 мин | 12 мин |
11 | Незнайка в гостях у ребят | 1 | 15 мин | 3 мин | 12 мин |
12 | Кто такой регулировщик | 2 | 30 | 6 мин | 24 мин |
13 | Волшебная палочка регулировщика | 1 | 15 мин | 3 мин | 12 мин |
14 | Дорожный знак «Дети» | 1 | 15 мин | 3 мин | 12 мин |
15 | Правила безопасного поведения на улице | 2 | 30 | 6 мин | 24 мин |
16 | Наша улица | 1 | 15 мин | 3 мин | 12 мин |
17 | Помощники на дорогах | 1 | 15 мин | 3 мин | 12 мин |
18 | Машины и пешеходы | 1 | 15 мин | 3 мин | 12 мин |
19 | Умный светофор | 1 | 15 мин | 3 мин | 12 мин |
20 | Дорога до детского сада | 1 | 15 мин | 3 мин | 12 мин |
21 | Пешеходный переход «Зебра» | 1 | 15 мин | 3 мин | 12 мин |
22 | Мы на остановке | 1 | 15 мин | 3 мин | 12 мин |
23 | Правила поведения в общественном транспорте | 1 | 15 мин | 3 мин | 12 мин |
24 | Автобус | 1 | 15 мин | 3 мин | 12 мин |
25 | Итоговое занятие | 1 | 15 мин | 3 мин | 12 мин |
Итого:__ занятия | 30 | 450 мин | 90 мин | 360 мин |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
для средней группы
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов | |||
всего | теория | практика | |||
кол-во занятий | мин. | ||||
1 | Правила поведения детей на улице | 1 | 20 мин | 3 мин | 17 мин |
2 | Лучший пешеход | 1 | 20 мин | 3 мин | 17 мин |
3 | Наш город | 1 | 20 мин | 3 мин | 17 мин |
4 | Как я с мамой ездил в гости | 1 | 20 мин | 3 мин | 17 мин |
5 | Улица полна неожиданностей | 2 | 40 мин | 12 мин | 28 мин |
6 | Правила дорожного движения | 1 | 20 мин | 3 мин | 17 мин |
7 | Светофор для транспорта и пешеходов | 2 | 40 мин | 12 мин | 28 мин |
8 | Светофоры на улицах города | 1 | 20 мин | 3 мин | 17 мин |
9 | Азбука маленького пешехода | 1 | 20 мин | 3 мин | 17 мин |
10 | Правила движения выполняй всегда | 1 | 20 мин | 3 мин | 17 мин |
11 | Путешествие в страну знаков | 2 | 40 мин | 12 мин | 28 мин |
12 | Сигналы регулировщика | 2 | 40 мин | 12 мин | 28 мин |
13 | Кто есть кто на дороге | 1 | 20 мин | 3 мин | 17 мин |
14 | Моя дорожная грамота | 1 | 20 мин | 3 мин | 17 мин |
15 | Что такое перекресток | 1 | 20 мин | 3 мин | 17 мин |
16 | Запрещается - разрешается | 2 | 40 мин | 12 мин | 28 мин |
17 | Отгадай дорожный знак | 1 | 20 мин | 3 мин | 17 мин |
18 | Скажите, как пройти | 1 | 20 мин | 3 мин | 17 мин |
19 | Уважайте светофор | 1 | 20 мин | 3 мин | 17 мин |
20 | Приключения в сказочном городе Светофорске | 2 | 40 мин | 12 мин | 28 мин |
21 | Моя улица | 1 | 20 мин | 3 мин | 17 мин |
22 | Правила для велосипедистов | 2 | 40 мин | 12 мин | 28 мин |
23 | Итоговое занятие | 1 | 20 мин | 3 мин | 17 мин |
Итого:__ занятия | 30 | 560 мин | 132 мин | 468 мин |
СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
для II младшей группы
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Тема | Модуль | Количество занятий | Содержание | Методы обучения | Формы работы |
Тема №1 | «Знакомство с уголком ПДД» | 1 | Уточнить представления о родном городе: улицы, виды транспорта, дорожные знаки; побуждать вспомнить правила культуры поведения. | Беседа, рассматривание | Групповое занятие |
Тема №2 | «Какие бывают машины» | 1 | Знакомить детей с разными видами транспорта, с профессией водителя. Воспитывать культуру поведения в транспорте. | Беседа. Дидактическая игра | Групповое занятие |
Тема №3 | «Городской транспорт» | 1 | Закрепление представлений о транспорте и практических умений в рисовании карандашами. | Беседа, продуктивная деятельность | Практическое занятие групповое |
Тема №4 | Как транспорт людям помогает | 1 | Знакомить детей с видами специализированных машин (полиция, скорая, пожарная); формировать у детей представления о том, как машины людям помогают, закрепить с детьми знания о правилах передвижения на дороге для пешехода и для шофера. | Беседа, дидактическая игра | Групповое занятие |
Тема №5 | «Наш друг светофор» | 2 | закреплять знания детей о светофоре и назначении его цветов, продолжать работу по ознакомлению детей с правилами поведения на проезжей части и на тротуаре. Учить работать ножницами, соблюдать правила технической безопасности. | Продуктивная деятельность, беседа, дидактическая игра | Групповое занятие практическое |
Тема №6 | «Моя улица» | 2 | Через загадки развивать у детей мышление, смекалку. Через художественные произведения уточнять представления детей о работе регулировщика, о жизни улицы. | Беседа, загадывание загадок, чтение художественной литературы. | Групповое занятие |
Тема №7 | «Пешеход» | 1 | Знакомить детей с понятием «Пешеход». Закреплять умение ориентироваться на улице. | Беседа, дидактическая игра | Групповое занятие |
Тема №8 | «Правила движения» | 2 | Через чтение стихотворения показать детям, как важно знать ПДД. Составление рассказа о дорожной ситуации по сюжетной картинке. | Беседа, чтение художественной литературы | Групповое занятие. |
Тема №9 | «Дети вышли гулять» | 1 | Развивать у детей воображение, умение воплощать замысел. | Беседа, продуктивная деятельность | Групповое практическое занятие |
Тема №10 | «Знаешь ли ты дорожные знаки» | 1 | Закреплять у детей знания о работе светофора, расширять представления о назначении дорожных знаков. | Беседа, дидактическая игра | Групповое занятие |
Тема №11 | «Незнайка в гостях у ребят» | 1 | Закреплять знания детей дорожных знаков «Пешеходный переход», «Дети»; продолжать учить соблюдать правила дорожного движения на улице, воспитывать культуру поведения на улице, отзывчивость и желание помочь другу в сложных ситуациях. | Беседа, отгадывание загадок, игровые ситуации | Досуг |
№12 | «Кто такой регулировщик?» | 2 | Дать начальные понятия о работе регулировщика, объяснить, в каких условиях нужна его работа, а так же значение его жезла и жестов. | Беседа, чтение художественной литературы | Групповое занятие |
№13 | «Волшебная палочка регулировщика» | 1 | Продолжать знакомить детей с работой регулировщика. Воспитывать у детей интерес к аппликации; закрепить усвоенные ранее знания о правилах наклеивания; чередовать цвета. | Беседа, продуктивная деятельность | Групповое занятие |
№14 | «Дорожный знак «Дети» | 1 | Познакомить детей с дорожным знаком «Дети». | Беседа | Групповое занятие |
№15 | «Правила безопасного поведения на улице» | 2 | Закрепить навыки сформировавшихся основ безопасного поведения на улице и дороге, учить детей быть осторожными, помочь запомнить и выполнять правила поведения на улице и дороге, формировать умение реально оценивать возможную опасность. | Беседа, чтение художественной литературы, дидактическая игра | Групповое занятие, целевая прогулка |
№16 | «Наша улица» | 1 | Расширять представления детей о дороге. Учить строить по словесным указаниям дорогу приобщать детей к уважительному отношению к водителям. | Беседа, продуктивная деятельность | Групповое занятие |
№17 | «Помощники на дороге» | 1 | Закреплять представления о дорожных знаках, светофоре, дорожной разметке. | Беседа, дидактическая игра | Групповое занятие |
№18 | «Машины и пешеходы» | 1 | Уточнять знания детей о правилах дорожного движения, обогащать игровые образы. | Беседа, сюжетно-ролевая игра | Групповое занятие |
№19 | «Умный светофор» | 1 | Продолжать формировать представления о назначении светофора, развивать речь. Побуждать детей к активному участию в пересказе произведения. | Беседа, чтение художественной литературы | Групповое занятие |
№20 | «Дорога до детского сада» | 1 | Закреплять правила движения пешеходов, развивать умение ориентироваться в окружающем пространстве. | Беседа | Целевая прогулка |
№21 | «Пешеходный переход «Зебра» | 1 | Продолжать знакомить детей с разметкой «Зебра», упражнять в применении приемов наклеивания. | Беседа, продуктивная деятельность | Групповое занятие |
№22 | «Мы на остановке» | 1 | Сформировать основы культуры поведения на улице, познакомить с дорожными знаками, обозначающими остановки городского транспорта. | Беседа, игровая ситуация | Групповое занятие |
№23 | «Правила поведения в общественном транспорте» | 1 | Сформировать основы культуры поведения в общественном транспорте, воспитывать уважение к пассажирам. | Беседа, игровая ситуация | Групповое занятие |
№24 | «Автобус» | 1 | Продолжать формировать культуры поведения в общественном транспорте и на улице. Закреплять умение рисовать автобус. | Беседа, продуктивная деятельность | Групповое занятие, выставка |
№25 | Итоговое занятие | 1 | Выявить уровень сформированности понятий о правилах дорожного движения, о поведении на улице. | Беседа, игровая ситуация | Групповое открытое занятие |
СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
для средней группы
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Тема | Модуль | Количество занятий | Содержание | Методы обучения | Формы работы |
Тема №1 | «Правила поведения детей на улице» | 1 | Научить детей правилам поведения на улице, уточнить где гуляют дети, что делают на прогулке, в какие игры играют. Расширить представления: что такое проезжая часть дороги, для чего нужен тротуар, почему нельзя выходить на проезжую часть улицы, чем могут быть опасны игры на дороге и рядом с нею. | Беседа, рассматривание | Целевая прогулка |
Тема №2 | «Лучший пешеход» | 1 | Закрепить практические навыки детей по ПДД. | Игровая ситуация, загадывание загадок, эрудированные игры. | Досуг |
Тема №3 | «Наш город» | 1 | Вызвать интерес к родному городу, эмоциональный отклик. Формировать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды. | Беседа, рисование | Практическое занятие групповое |
Тема №4 | Как я с мамой ездил в гости | 1 | Учить наблюдать различные дорожные ситуации, устанавливать причинно - следственные связи. | Беседа, игровая ситуация | Групповое занятие |
Тема №5 | «Улица полна неожиданностей» | 2 | В игровой форме закрепить представления детей о Правилах дорожного движения. Расширять представления детей о правилах поведения на улице, способствовать развитию осторожности, внимания, осмотрительности, сосредоточенности. | Беседа, дидактическая игра, игровые ситуации | Групповое занятие , досуг |
Тема №6 | «Правила дорожного движения» | 1 | Продолжать знакомить детей с движением транспорта и пешеходов; продолжать формировать знания правил перехода улицы по светофору, развивать ориентировку в пространстве, умение действовать по сигналу дать представление о том, как важно учить правильно ходить по городу; воспитывать потребность в соблюдении правил дорожного движения | Беседа, дидактическая игра. | Групповое занятие |
Тема №7 | «Светофоры для транспорта и пешеходов» | 2 | Активизировать понятия детей о работе светофора, закреплять представление о дорожных знаках, о разновидностях светофоров, тротуаре и других атрибутах, связанных с правилами дорожного движения. | Беседа, дидактическая игра, аппликация, игровая ситуация | Групповое занятие, практическое |
Тема №8 | «Светофоры на улицах города» | 1 | Закреплять знания о правилах дорожного движения, учить рисовать светофор, передавать в рисунке строение, форму и взаимное расположение частей объекта; | Беседа, рассматривание | Групповое занятие, практическое |
Тема №9 | «Азбука маленького пешехода» | 1 | Через художественные произведения уточнять представления детей о правилах дорожного движения. | Беседа, чтение художественной литературы | Групповое занятие |
Тема №10 | «Правила движения выполняй всегда!» | 1 | Формировать у детей устойчивых навыков безопасного поведения на дороге, привить устойчивый интерес к изучению правил дорожного движения | Беседа | Конкурс рисунков |
Тема №11 | «Путешествие в страну знаков» | 2 | Закреплять знания детей дорожных знаков «Пешеходный переход», «Дети»; продолжать учить соблюдать правила дорожного движения на улице, воспитывать культуру поведения на улице, отзывчивость и желание помочь другу в сложных ситуациях. | Беседа, отгадывание загадок, игровые ситуации | Групповое занятие |
№12 | «Сигналы регулировщика» | 2 | Продолжать знакомить детей с работой регулировщика, объяснить, в каких условиях нужна его работа, а так же значение его жезла и жестов. | Беседа, игровая ситуация | Групповое занятие |
№13 | «Кто есть кто на дороге» | 1 | Продолжать знакомить детей с работой регулировщика, водителя. Воспитывать уважительное отношение к инспектору ДПС. | Беседа, дидактическая игра | Групповое занятие |
№14 | «Моя дорожная грамота» | 1 | Расширять представления детей о правилах поведения на улице, способствовать развитию осторожности, внимания, осмотрительности, сосредоточенности. Продолжать знакомить с дорожными знаками. | Беседа, дидактическая игра | Групповое занятие |
№15 | «Что такое перекресток» | 1 | Дать детям понятие перекресток. Знакомить детей с названиями улиц города | Беседа, дидактическая игра | Целевая прогулка |
№16 | «Запрещается - разрешается» | 2 | Через художественные произведения закреплять знания о ПДД. | Беседа, чтение художественной литературы, дидактическая игра | Групповое занятие |
№17 | «Отгадай дорожный знак» | 1 | Продолжать формировать представление о правилах дорожного движения и дорожных знаках; закрепить знания детей о правилах дорожного движения и дорожных знаках в игровой форме; закрепить умение применять полученные знания в повседневной жизни; формировать умение работать в команде, сосредотачиваться и быть внимательным; развивать быстроту реакции и логическое мышление. | Беседа, отгадывание загадок | Вечер загадок |
№18 | «Скажите как пройти» | 1 | Продолжать учить детей ориентироваться в пространстве, закреплять правила поведения на улице, воспитывать уважительное отношение к прохожим. | Беседа, игровая ситуация | Целевая прогулка |
№19 | «Уважайте светофор» | 1 | Закрепить и выполнить знания о работе светофора, о назначении всех его сигналов, о правилах дорожного движения, транспорте и его назначении, формировать положительное эмоциональное состояние детей. | Беседа, дидактическая игра | Групповое занятие |
№20 | «Приключения в сказочном городе Светофорске» | 2 | Закреплять знания о Правилах дорожного движения. Формировать положительное эмоциональное настроение детей. Развивать внимание, быстроту реакции, логическое мышление. | Беседа, дидактическая игра, игровая ситуация | Групповое занятие, развлечение |
№21 | «Моя улица» | 1 | Выяснить готовность правильно действовать в сложившейся ситуации на дороге, улице. Закрепление знаний о родном городе (что такое улица). | Беседа, игровая ситуация | Групповое занятие |
№22 | «Правила для велосипедистов» | 2 | Познакомить детей с историей изобретения велосипеда, его устройством и правилами для велосипедистов. Расширять представления детей о средствах передвижения. Воспитывать желание соблюдать правила дорожного движения. | Беседа, игровая ситуация, дидактическая игра | Групповое занятие, целевая прогулка |
№23 | Итоговое занятие | 1 | Выявить уровень сформированности понятий о правилах дорожного движения, о поведении на улице. | Беседа, игровая ситуация | Групповое открытое занятие |
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Форма и режим занятий.
Программа рассчитана на воспитанников возраста 3-5 лет. Срок реализации дополнительной образовательной программы: 2 года. Программой предусмотрено проведение в первый год обучения 30 часов в год, 1 час в неделю; проведение во второй год обучения 30 часа в год, 1 час в неделю;
2. Методы и приемы работы, используемые для реализации программы:
Для реализации практических задач сохранения здоровья и жизни детей, предупреждения дорожно-транспортных происшествий с их участием, существенное значение имеет своевременная и качественная подготовка ребенка к условиям безопасного дорожного движения. Работа по обучению правилам дорожного движения осуществляется как в ходе специально организованной образовательной деятельности, так и в ходе режимных моментов. В работе с детьми используются следующие формы: игра, интерактивная игра, игровые ситуации, моделирование ситуаций, беседа, ситуация общения, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, наблюдение, экскурсия, прогулка, конкурс, развлечение, выставка, презентация, соревнования.
Содержание образовательной деятельности по формированию основ безопасного поведения на дорогах у детей строится в соответствии с ФГОС ДО и с учетом примерной основной общеобразовательной программы «Детство» под редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой и др., а также авторских разработок Авдеевой Н.Н., Князевой О.Л, Стеркиной Р.Б., Скоролуповой О.А и др., с использованием разнообразных методов и приемов. Ведущими, среди них являются:
- Метод наблюдения и беседы – это специально организованное восприятие исследуемого объекта, процесса или явления в естественных условиях с последующим обсуждением интересующих вопросов. Он носит разъяснительный, познавательный и определяющий характер.
- Игровой метод – предполагает использование различных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приёмами: показом, пояснениями, указаниями, вопросами. Ведущая роль принадлежит педагогу, который подбирает игру в соответствии с намеченными целями и задачами, распределяет роли, организует деятельность детей.
- Наглядный метод – это форма усвоения знаний, умений и навыков в зависимости от применяемых при обучении наглядных пособий и технических средств обучения.
- Практические упражнения – это систематическая отработка умения и навыка путем ритмично повторяющихся умственных действий, манипуляций, практических операций в процессе совместной деятельности педагога и воспитанника или в ходе специально организованной индивидуальной деятельности. Функция метода направлена как на приобретение знаний, так и на перевод их в плоскость практических умений и навыков с последующим совершенствованием до репродуктивного и творческого уровня.
- Метод моделирования опасных и безопасных дорожных ситуаций.
Ситуационное обучение заключается в систематизации и анализе типичных и дорожно-транспортных ситуаций, в результате которых произошли или могут произойти ДТП. Цель ситуационного обучения – приучить ребенка предвидеть опасные ситуации, правильно их оценивать и прогнозировать их развитие, вырабатывать решения, предупреждающие попадания ребенка в ДТП или уменьшающие тяжесть их последствий. При помощи макета улицы города и дидактических игр создаются дорожные ситуации, которые дети должны разрешить. Этот прием помогает в обучении детей безопасности в дорожно-транспортных ситуациях. - Интерактивный метод. Особенно эффективно применение интерактивного метода обучения, направленного на активное включение детей в диалог. С помощью этого метода можно помочь ребятам визуально представить движение транспорта и пешеходов, понять опасные и безопасные действия в конкретных ситуациях, сформировать у них умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать наглядную информацию и переносить ее в конечном итоге на реальные дорожные условия.
3. Техническое оснащение занятий
Для успешной реализации программы «Юный пешеход» необходимо чтоб занятия проводились в специально оснащенном кабинете, укомплектованном методическими, дидактическими и техническими средствами:
методическими:
- комплект «Правила дорожного движения» - перекрестки, участники дорожного движения, дорожные знаки с методическими указаниями;
- комплект плакатов «Дорожные ситуации», «Элементы улицы», «Мы изучаем ПДД», «Народная мудрость на службе ГАИ-ГИБДД»,
- разработки проведения игровых конкурсов, праздников, встреч, театрализованных представлений, отдельных занятий, ситуативных экскурсий, итоговых финальных слетов и др. положения о конкурсах, смотров и др.;
- плакаты «формы перекрестков», «жесты регулировщиков», «сигналы светофора».
дидактическими:
- фотоматериал «улицы нашего города», «ретро автомобили», «эмблемы автомобилей», «марки отечественных и зарубежных автомобилей»;
- шифровки, карточки для игровых конкурсов «пойми меня с полуслова (полужеста)» и др.;
- видеоматериалы: «Ситуации на дорогах», «Зеленый огонек» - встреча юных инспекторов движения с сотрудниками ГИБДД в честь Дня милиции
техническое:
- телевизор, магнитофон;
- светофор, жезлы;
- стенд «дорожные знаки» распределенные по сериям;
- стенд «дорожная разметка»;
- наборы тематических плакатов.
Критериями выполнения программы «Юный пешеход» служит: стабильный интерес дошкольников к соблюдению правил дорожного движения. Активное участие детей в мероприятиях по данной направленности. Проявление самостоятельности в творческой деятельности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Авдеева Н.Н., Князева О.О. «Безопасность». Санкт - Петербург «Детство - Пресс». 2002
2. Белая К.Ю., Зимонина В.Н. «Как обеспечить безопасность дошкольников». Москва «Просвещение», 2000.
3.Белая К.Ю., Зимонина В.Н. «Твоя безопасность». Москва «Просвещение», 2004 4.Баринова Е.В. «Улица, транспорт, дорога. Безопасность малышей». Ростов - на - Дону. Феникс 2014.
5.Беляевскова Г.Д. «Правила Дорожного Движения для детей 3-7 лет». Волгоград «Учитель»2013.
6.Баряева Л.А. « Азбука дорожного движения». Дрофа Москва 2007
7.Вдовиченко Л.А. «Ребенок на улице. Цикл занятий для старших дошкольников по обучению Правилам Дорожного движения». Санкт - Петербург «Детство - Пресс» 2011.
8.Гарнышева Т.П. «Как научить детей ПДД?» Методические рекомендации и развернутые планы занятий Издательство «Детство - Пресс»2011.
9.Данилова Т.И «Программа «Светофор» обучение детей дошкольного возраста ПДД» Санкт - Петербург «ДЕТСТВО - ПРЕСС»2011.
10. Елжова Н.В. «ПДД в детском Саду». Ростов - на - Дону. Феникс 2013.
11. Извекова Н.А., Медведева А.Ф. «Занятия по правилам дорожного движения». Москва ООО «ТЦ Сфера» 2009.
12. Кобзева Т.Г. «Правила Дорожного Движения система обучения дошкольников». Волгоград «Учитель»2010
13. Майорова Ф.С.. «Изучаем дорожную азбуку». Москва «Скрипторий» 2007.14. Романова Е.А. «Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста». Москва Творческий Центр Сфера 2005.
15. Черемшанцева «Основы безопасного поведения дошкольников».
Волгоград. 2008
Список литературы для детей
- Алексеев В. «Три друга пешехода в любое время года»
- БартоА. «Любочка».
- Бедарев О. «Если бы...»
- Берестов В. «Стоял ученик на развилке
- Богданович А. «Пешеходу-малышу»
- Георгиев Г. «Светофор»
- Доброхотова А. «Зеленый... желтый... красный...»
- Дорохов А. « Подземный ход», «Шлагбаум».
- Драгунский В. «На Садовой большое движение»
- Житков Б. «Что я видел».
- Жичка Ф. «Улица моя».
- Завойская К. «Ехал странный пассажир...»
- Известкова Н. «Штаб «светофор».
- Капустикян С. «Посиди, послушай».
- Кобина И. «Дошкольникам о технике»,
- Лунин В. «Я — поезд», «Будущий летчик».
- Маршак С. «Милиционер»
- Маршак С. «Мяч», «Автобус номер двадцать шесть».
- Михалков С. «Одна рифма», «Велосипедист», «Дядя Степа - милиционер», «Гололед».
- Михалков С. «Скверная история», «Моя улица»
- Могутин Ю. «Ты идешь по улице».
- Носов Н. «Автомобиль»
- Пишумов Я. «Мы по городу идем» «Просто это знак такой» , «Это улица моя».
- Пшеничных С. «По дороге мчат машины...»
- Северный А. «Светофор»
- Семерин В. «Запрещается — разрешается»
- Титов Г. «Стоп»
- Токмакова И. «На лошадке ехали...» Песенка.
- Цыферов Г. « Сказки на колесах».
- Юрмин Г. «Любопытный мышонок»
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад №14» городского округа Саранск
Принято «Утверждаю»
решение педсовета №____ Заведующая МАДОУ «Центр развития
от ___________ 201__ года ребенка – детский сад №14»
Протокол №____от _________г ______________Н.А. Каникова
Приказ №_____от ______________г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
(ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА)
«ЮНЫЙ ПЕШЕХОД»
Возраст детей: 3-5 лет
Срок реализации: 2 года
Составитель:
воспитатель I кв. категории
Щукина Е.В.
Саранск, 2019
СОДЕРЖАНИЕ
1. | Паспорт программы | |
2. | Пояснительная записка | |
3. | Учебно-тематический план | |
4. | Содержание изучаемого курса | |
5. | Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы | |
6. | Список литературы | |
7 | Приложения |
- ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование программы | «Юный пешеход» |
Руководитель программы | Щукина Евгения Васильевна, I кв. категория |
Организация-исполнитель | МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №14» |
Адрес организации исполнителя | г.о. Саранск, ул. Полежаева, д. 115 А |
Цель программы | Создать условия, оптимально обеспечивающие процесс обучения дошкольников правилам дорожного движения и формирование у них необходимых умений и навыков, выработка положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на улицах города. |
Направленность программы | Социально-педагогическая |
Срок реализации программы | 2 года |
Вид программы Уровень реализации программы | адаптированная дошкольное образование |
Система реализации контроля за исполнением программы | координацию деятельности по реализации программы осуществляет администрация образовательного учреждения; практическую работу осуществляет педагогический коллектив |
Ожидаемые конечные результаты программы |
|
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
2.1. Направленность программы.
Программа имеет социально-педагогическую направленность, обеспечивает общественное развитие ребенка во взаимодействии и общении с другими людьми, социальной средой города, осуществляет формирование у детей положительного социального опыта, безопасности на дорогах, через освоение правил дорожного движения, учит успешно общаться с детьми разными по возрасту и уровню развития. Занятия проводятся в игровой форме с использованием наглядного и раздаточного материала. Наравне с развитием познавательных способностей уделяется особое внимание развитию эмоционально-волевой сферы детей.
2.2. Новизна программы заключается в разработке содержания и форм работы с детьми дошкольного возраста по изучению правил дорожного движения, которая предусматривает поэтапную организацию образовательного процесса, участие детей и их родителей в решении проблемы. Практическая ценность: представленные мероприятия могут использоваться в системе планирования как в совместной деятельности с детьми, так и в образовательной деятельности в ходе режимных моментов, начиная со средней группы.
2.3. Актуальность программы. Воспитание дошкольников безопасному поведению на улице, знание и соблюдение ими ПДД - одна из актуальных тем сегодняшнего времени. В ситуации «автомобильного беспредела» мало заставить ребенка «слушаться» сигналов светофора, нужно научить его видеть и слышать улицу. Мир за пределами собственной квартиры для ребенка полон разнообразных привлекательных явлений, насыщен интересными событиями, участником которых может стать и он сам. А как раз здесь и подстерегает опасность. Одной из основных причин дорожно - транспортных происшествий с детьми является незнание ими Правил дорожного движения.
Психологи установили, что дети в силу своих возрастных психологических особенностей не всегда могут правильно оценить обстановку на дороге. Предрасположенность ребенка к несчастным случаям в дорожном движении обусловлена такими особенностями психофизиологического развития, как: неустойчивость и быстрое истощение нервной системы; быстрое образование условных рефлексов и быстрое их исчезновение; преобладание процессов раздражения и возбуждения над процессами торможения; преобладание потребности в движении над осторожностью; стремление подражать взрослым; недостаток знаний об источниках опасности; переоценка своих возможностей.
2.4. Отличительные особенности программы. Дети с 3 лет впервые начинают изучать правила дорожного движения по данной программе как отдельный предмет дополнительного образования. Работа направлена на формирование у обучающихся основных знаний, умений и навыков безопасного поведения на дорогах. В программе делается акцент на особенности профилактической работы, поиском новых форм и методов обучения правилам дорожного движения, на формирование грамотного участника правил дорожного движения. Игровые технологии, применяемые в программе, дают возможность включиться ребенку в практическую деятельность, в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение опыта безопасного поведения на дорогах и улицах, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Программа создана с учетом психофизических и возрастных особенностей детей школьного (начальная школа) возраста, способствует формированию целостной системы знаний, умений и навыков безопасного поведения на дорогах, интеллектуальному развитию. Учитывая психофизические и возрастные особенности детей дошкольного возраста, большое место отводится как теоретическому, так и практическому обучению, культуре поведения на дороге.
2.5. Педагогическая целесообразность дополнительной образовательной программы «Юный пешеход» - это возможность доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до него смысл опасности несоблюдения правил, научить навыкам безопасного общения со сложным миром перехода улиц и дорог. В основе образовательной программы лежит авторская программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста» (Р. Б. Стеркина, О. Л. Князева, Н. Н. Авдеева).
2.6. Цель программы создать условия, оптимально обеспечивающие процесс обучения дошкольников правилам дорожного движения и формирование у них необходимых умений и навыков, выработка положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на улицах города.
2.7. Задачи программы.
2.7.1 Задачи программы для детей 3-4 лет
- Познакомить детей с разными видами транспорта, с особенностями их внешнего вида и назначения,
- Продолжать знакомить с понятиями улица, проезжая часть, тротуар, перекресток, остановка общественного транспорта,
- Дать представление о дорожных знаках: «Пешеходный переход», «Остановка общественного транспорта»,
- Закрепить понятие пешеход, пассажир,
- Развивать умение ориентироваться на участке детского сада и прилегающей к детскому саду местности.
- Воспитывать навыки культурного поведения в общественном транспорте, на дороге.
2.7.2 Задачи программы для детей 4-5 лет
Продолжать знакомить детей с разными видами транспорта, их особенностями; определять сходство и отличие троллейбуса, трамвая, автобуса,
- Знакомить детей с трудом водителя некоторых видов транспорта.
- Расширять знания детей об улице, дороге, перекрестке. Знакомить с понятием: «пешеход», «наземный (подземный) переход».
-Учить детей различать элементы дороги: разделительная полоса, пешеходный переход, полоса движения, остановка общественного транспорта.
- Учить выполнять требования сигналов светофора: красный (стой), красный и желтый одновременно (скоро загорится зеленый); зеленый (иди), мигающий зеленый и желтый (скоро загорится красный).
- Учить детей составлять небольшой рассказ о дорожной ситуации: как мы ехали в детский сад на легковом автомобиле, трамвае.
- Учить изображать на рисунке сигналы светофора.
- Развивать умение ориентироваться в окружающем пространстве.
- Развивать речь, память, внимание.
- Воспитывать навыки культурного поведения в общественном транспорте, на дороге.
2.8. Возраст детей. Программа рассчитана для детей 3-5 лет.
2.9. Срок реализации. Работа по дополнительной программе «Юный пешеход» охватывает период с октября по май в течение учебного года. Срок реализации программы два года.
2.10 Формы и режим занятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю, 15 минут – II младшая группа, 20 минут – средняя группа. Количество обучающихся в группе 15 человек. В середине занятия предусмотрены паузы «Физминутки».
Программой предусмотрены следующие формы организации деятельности обучающихся:
- групповая;
- индивидуальная (для выполнения самостоятельных заданий).
Занятия по программе состоят из теоретической и практической частей:
- экскурсии, целевые прогулки;
- игровые ситуации, проблемные ситуации,
- практические (лепка, аппликация, рисование)
2. 11. Ожидаемые результаты и способы их проверки. В результате освоения программы дошкольники будут иметь представления:
- о понятиях: пешеход, пассажир, улица, дорога, перекресток, светофор, дорожные знаки;
- уметь: ориентироваться на участке детского сада и прилегающей к нему территории
- владеть: навыком правильного перехода проезжей части, правильным поведением в транспорте и на улице.
2.12. Форма подведения итогов: выставки, соревнования, викторина по знаниям ПДД в присутствии родителей воспитанников (законных представителей).
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
для II младшей группы
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов | |||
всего | теория | практика | |||
кол-во занятий | мин. | ||||
1 | Знакомство с уголком ПДД | 1 | 15 мин | 3 мин | 12 мин |
2 | Какие бывают машины | 1 | 15 мин | 3 мин | 12 мин |
3 | Городской транспорт | 1 | 15 мин | 3 мин | 12 мин |
4 | Какой транспорт людям помогает | 1 | 15 мин | 3 мин | 12 мин |
5 | Наш друг «Светофор» | 2 | 30 | 6 мин | 24 мин |
6 | Моя улица | 2 | 30 | 6 мин | 24 мин |
7 | Пешеход | 1 | 15 мин | 3 мин | 12 мин |
8 | Правила движения | 2 | 30 | 6 мин | 24 мин |
9 | Дети вышли погулять | 1 | 15 мин | 3 мин | 12 мин |
10 | Знаешь ли ты дорожные знаки | 1 | 15 мин | 3 мин | 12 мин |
11 | Незнайка в гостях у ребят | 1 | 15 мин | 3 мин | 12 мин |
12 | Кто такой регулировщик | 2 | 30 | 6 мин | 24 мин |
13 | Волшебная палочка регулировщика | 1 | 15 мин | 3 мин | 12 мин |
14 | Дорожный знак «Дети» | 1 | 15 мин | 3 мин | 12 мин |
15 | Правила безопасного поведения на улице | 2 | 30 | 6 мин | 24 мин |
16 | Наша улица | 1 | 15 мин | 3 мин | 12 мин |
17 | Помощники на дорогах | 1 | 15 мин | 3 мин | 12 мин |
18 | Машины и пешеходы | 1 | 15 мин | 3 мин | 12 мин |
19 | Умный светофор | 1 | 15 мин | 3 мин | 12 мин |
20 | Дорога до детского сада | 1 | 15 мин | 3 мин | 12 мин |
21 | Пешеходный переход «Зебра» | 1 | 15 мин | 3 мин | 12 мин |
22 | Мы на остановке | 1 | 15 мин | 3 мин | 12 мин |
23 | Правила поведения в общественном транспорте | 1 | 15 мин | 3 мин | 12 мин |
24 | Автобус | 1 | 15 мин | 3 мин | 12 мин |
25 | Итоговое занятие | 1 | 15 мин | 3 мин | 12 мин |
Итого:__ занятия | 30 | 450 мин | 90 мин | 360 мин |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
для средней группы
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов | |||
всего | теория | практика | |||
кол-во занятий | мин. | ||||
1 | Правила поведения детей на улице | 1 | 20 мин | 3 мин | 17 мин |
2 | Лучший пешеход | 1 | 20 мин | 3 мин | 17 мин |
3 | Наш город | 1 | 20 мин | 3 мин | 17 мин |
4 | Как я с мамой ездил в гости | 1 | 20 мин | 3 мин | 17 мин |
5 | Улица полна неожиданностей | 2 | 40 мин | 12 мин | 28 мин |
6 | Правила дорожного движения | 1 | 20 мин | 3 мин | 17 мин |
7 | Светофор для транспорта и пешеходов | 2 | 40 мин | 12 мин | 28 мин |
8 | Светофоры на улицах города | 1 | 20 мин | 3 мин | 17 мин |
9 | Азбука маленького пешехода | 1 | 20 мин | 3 мин | 17 мин |
10 | Правила движения выполняй всегда | 1 | 20 мин | 3 мин | 17 мин |
11 | Путешествие в страну знаков | 2 | 40 мин | 12 мин | 28 мин |
12 | Сигналы регулировщика | 2 | 40 мин | 12 мин | 28 мин |
13 | Кто есть кто на дороге | 1 | 20 мин | 3 мин | 17 мин |
14 | Моя дорожная грамота | 1 | 20 мин | 3 мин | 17 мин |
15 | Что такое перекресток | 1 | 20 мин | 3 мин | 17 мин |
16 | Запрещается - разрешается | 2 | 40 мин | 12 мин | 28 мин |
17 | Отгадай дорожный знак | 1 | 20 мин | 3 мин | 17 мин |
18 | Скажите, как пройти | 1 | 20 мин | 3 мин | 17 мин |
19 | Уважайте светофор | 1 | 20 мин | 3 мин | 17 мин |
20 | Приключения в сказочном городе Светофорске | 2 | 40 мин | 12 мин | 28 мин |
21 | Моя улица | 1 | 20 мин | 3 мин | 17 мин |
22 | Правила для велосипедистов | 2 | 40 мин | 12 мин | 28 мин |
23 | Итоговое занятие | 1 | 20 мин | 3 мин | 17 мин |
Итого:__ занятия | 30 | 560 мин | 132 мин | 468 мин |
СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
для II младшей группы
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Тема | Модуль | Количество занятий | Содержание | Методы обучения | Формы работы |
Тема №1 | «Знакомство с уголком ПДД» | 1 | Уточнить представления о родном городе: улицы, виды транспорта, дорожные знаки; побуждать вспомнить правила культуры поведения. | Беседа, рассматривание | Групповое занятие |
Тема №2 | «Какие бывают машины» | 1 | Знакомить детей с разными видами транспорта, с профессией водителя. Воспитывать культуру поведения в транспорте. | Беседа. Дидактическая игра | Групповое занятие |
Тема №3 | «Городской транспорт» | 1 | Закрепление представлений о транспорте и практических умений в рисовании карандашами. | Беседа, продуктивная деятельность | Практическое занятие групповое |
Тема №4 | Как транспорт людям помогает | 1 | Знакомить детей с видами специализированных машин (полиция, скорая, пожарная); формировать у детей представления о том, как машины людям помогают, закрепить с детьми знания о правилах передвижения на дороге для пешехода и для шофера. | Беседа, дидактическая игра | Групповое занятие |
Тема №5 | «Наш друг светофор» | 2 | закреплять знания детей о светофоре и назначении его цветов, продолжать работу по ознакомлению детей с правилами поведения на проезжей части и на тротуаре. Учить работать ножницами, соблюдать правила технической безопасности. | Продуктивная деятельность, беседа, дидактическая игра | Групповое занятие практическое |
Тема №6 | «Моя улица» | 2 | Через загадки развивать у детей мышление, смекалку. Через художественные произведения уточнять представления детей о работе регулировщика, о жизни улицы. | Беседа, загадывание загадок, чтение художественной литературы. | Групповое занятие |
Тема №7 | «Пешеход» | 1 | Знакомить детей с понятием «Пешеход». Закреплять умение ориентироваться на улице. | Беседа, дидактическая игра | Групповое занятие |
Тема №8 | «Правила движения» | 2 | Через чтение стихотворения показать детям, как важно знать ПДД. Составление рассказа о дорожной ситуации по сюжетной картинке. | Беседа, чтение художественной литературы | Групповое занятие. |
Тема №9 | «Дети вышли гулять» | 1 | Развивать у детей воображение, умение воплощать замысел. | Беседа, продуктивная деятельность | Групповое практическое занятие |
Тема №10 | «Знаешь ли ты дорожные знаки» | 1 | Закреплять у детей знания о работе светофора, расширять представления о назначении дорожных знаков. | Беседа, дидактическая игра | Групповое занятие |
Тема №11 | «Незнайка в гостях у ребят» | 1 | Закреплять знания детей дорожных знаков «Пешеходный переход», «Дети»; продолжать учить соблюдать правила дорожного движения на улице, воспитывать культуру поведения на улице, отзывчивость и желание помочь другу в сложных ситуациях. | Беседа, отгадывание загадок, игровые ситуации | Досуг |
№12 | «Кто такой регулировщик?» | 2 | Дать начальные понятия о работе регулировщика, объяснить, в каких условиях нужна его работа, а так же значение его жезла и жестов. | Беседа, чтение художественной литературы | Групповое занятие |
№13 | «Волшебная палочка регулировщика» | 1 | Продолжать знакомить детей с работой регулировщика. Воспитывать у детей интерес к аппликации; закрепить усвоенные ранее знания о правилах наклеивания; чередовать цвета. | Беседа, продуктивная деятельность | Групповое занятие |
№14 | «Дорожный знак «Дети» | 1 | Познакомить детей с дорожным знаком «Дети». | Беседа | Групповое занятие |
№15 | «Правила безопасного поведения на улице» | 2 | Закрепить навыки сформировавшихся основ безопасного поведения на улице и дороге, учить детей быть осторожными, помочь запомнить и выполнять правила поведения на улице и дороге, формировать умение реально оценивать возможную опасность. | Беседа, чтение художественной литературы, дидактическая игра | Групповое занятие, целевая прогулка |
№16 | «Наша улица» | 1 | Расширять представления детей о дороге. Учить строить по словесным указаниям дорогу приобщать детей к уважительному отношению к водителям. | Беседа, продуктивная деятельность | Групповое занятие |
№17 | «Помощники на дороге» | 1 | Закреплять представления о дорожных знаках, светофоре, дорожной разметке. | Беседа, дидактическая игра | Групповое занятие |
№18 | «Машины и пешеходы» | 1 | Уточнять знания детей о правилах дорожного движения, обогащать игровые образы. | Беседа, сюжетно-ролевая игра | Групповое занятие |
№19 | «Умный светофор» | 1 | Продолжать формировать представления о назначении светофора, развивать речь. Побуждать детей к активному участию в пересказе произведения. | Беседа, чтение художественной литературы | Групповое занятие |
№20 | «Дорога до детского сада» | 1 | Закреплять правила движения пешеходов, развивать умение ориентироваться в окружающем пространстве. | Беседа | Целевая прогулка |
№21 | «Пешеходный переход «Зебра» | 1 | Продолжать знакомить детей с разметкой «Зебра», упражнять в применении приемов наклеивания. | Беседа, продуктивная деятельность | Групповое занятие |
№22 | «Мы на остановке» | 1 | Сформировать основы культуры поведения на улице, познакомить с дорожными знаками, обозначающими остановки городского транспорта. | Беседа, игровая ситуация | Групповое занятие |
№23 | «Правила поведения в общественном транспорте» | 1 | Сформировать основы культуры поведения в общественном транспорте, воспитывать уважение к пассажирам. | Беседа, игровая ситуация | Групповое занятие |
№24 | «Автобус» | 1 | Продолжать формировать культуры поведения в общественном транспорте и на улице. Закреплять умение рисовать автобус. | Беседа, продуктивная деятельность | Групповое занятие, выставка |
№25 | Итоговое занятие | 1 | Выявить уровень сформированности понятий о правилах дорожного движения, о поведении на улице. | Беседа, игровая ситуация | Групповое открытое занятие |
СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
для средней группы
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Тема | Модуль | Количество занятий | Содержание | Методы обучения | Формы работы |
Тема №1 | «Правила поведения детей на улице» | 1 | Научить детей правилам поведения на улице, уточнить где гуляют дети, что делают на прогулке, в какие игры играют. Расширить представления: что такое проезжая часть дороги, для чего нужен тротуар, почему нельзя выходить на проезжую часть улицы, чем могут быть опасны игры на дороге и рядом с нею. | Беседа, рассматривание | Целевая прогулка |
Тема №2 | «Лучший пешеход» | 1 | Закрепить практические навыки детей по ПДД. | Игровая ситуация, загадывание загадок, эрудированные игры. | Досуг |
Тема №3 | «Наш город» | 1 | Вызвать интерес к родному городу, эмоциональный отклик. Формировать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды. | Беседа, рисование | Практическое занятие групповое |
Тема №4 | Как я с мамой ездил в гости | 1 | Учить наблюдать различные дорожные ситуации, устанавливать причинно - следственные связи. | Беседа, игровая ситуация | Групповое занятие |
Тема №5 | «Улица полна неожиданностей» | 2 | В игровой форме закрепить представления детей о Правилах дорожного движения. Расширять представления детей о правилах поведения на улице, способствовать развитию осторожности, внимания, осмотрительности, сосредоточенности. | Беседа, дидактическая игра, игровые ситуации | Групповое занятие , досуг |
Тема №6 | «Правила дорожного движения» | 1 | Продолжать знакомить детей с движением транспорта и пешеходов; продолжать формировать знания правил перехода улицы по светофору, развивать ориентировку в пространстве, умение действовать по сигналу дать представление о том, как важно учить правильно ходить по городу; воспитывать потребность в соблюдении правил дорожного движения | Беседа, дидактическая игра. | Групповое занятие |
Тема №7 | «Светофоры для транспорта и пешеходов» | 2 | Активизировать понятия детей о работе светофора, закреплять представление о дорожных знаках, о разновидностях светофоров, тротуаре и других атрибутах, связанных с правилами дорожного движения. | Беседа, дидактическая игра, аппликация, игровая ситуация | Групповое занятие, практическое |
Тема №8 | «Светофоры на улицах города» | 1 | Закреплять знания о правилах дорожного движения, учить рисовать светофор, передавать в рисунке строение, форму и взаимное расположение частей объекта; | Беседа, рассматривание | Групповое занятие, практическое |
Тема №9 | «Азбука маленького пешехода» | 1 | Через художественные произведения уточнять представления детей о правилах дорожного движения. | Беседа, чтение художественной литературы | Групповое занятие |
Тема №10 | «Правила движения выполняй всегда!» | 1 | Формировать у детей устойчивых навыков безопасного поведения на дороге, привить устойчивый интерес к изучению правил дорожного движения | Беседа | Конкурс рисунков |
Тема №11 | «Путешествие в страну знаков» | 2 | Закреплять знания детей дорожных знаков «Пешеходный переход», «Дети»; продолжать учить соблюдать правила дорожного движения на улице, воспитывать культуру поведения на улице, отзывчивость и желание помочь другу в сложных ситуациях. | Беседа, отгадывание загадок, игровые ситуации | Групповое занятие |
№12 | «Сигналы регулировщика» | 2 | Продолжать знакомить детей с работой регулировщика, объяснить, в каких условиях нужна его работа, а так же значение его жезла и жестов. | Беседа, игровая ситуация | Групповое занятие |
№13 | «Кто есть кто на дороге» | 1 | Продолжать знакомить детей с работой регулировщика, водителя. Воспитывать уважительное отношение к инспектору ДПС. | Беседа, дидактическая игра | Групповое занятие |
№14 | «Моя дорожная грамота» | 1 | Расширять представления детей о правилах поведения на улице, способствовать развитию осторожности, внимания, осмотрительности, сосредоточенности. Продолжать знакомить с дорожными знаками. | Беседа, дидактическая игра | Групповое занятие |
№15 | «Что такое перекресток» | 1 | Дать детям понятие перекресток. Знакомить детей с названиями улиц города | Беседа, дидактическая игра | Целевая прогулка |
№16 | «Запрещается - разрешается» | 2 | Через художественные произведения закреплять знания о ПДД. | Беседа, чтение художественной литературы, дидактическая игра | Групповое занятие |
№17 | «Отгадай дорожный знак» | 1 | Продолжать формировать представление о правилах дорожного движения и дорожных знаках; закрепить знания детей о правилах дорожного движения и дорожных знаках в игровой форме; закрепить умение применять полученные знания в повседневной жизни; формировать умение работать в команде, сосредотачиваться и быть внимательным; развивать быстроту реакции и логическое мышление. | Беседа, отгадывание загадок | Вечер загадок |
№18 | «Скажите как пройти» | 1 | Продолжать учить детей ориентироваться в пространстве, закреплять правила поведения на улице, воспитывать уважительное отношение к прохожим. | Беседа, игровая ситуация | Целевая прогулка |
№19 | «Уважайте светофор» | 1 | Закрепить и выполнить знания о работе светофора, о назначении всех его сигналов, о правилах дорожного движения, транспорте и его назначении, формировать положительное эмоциональное состояние детей. | Беседа, дидактическая игра | Групповое занятие |
№20 | «Приключения в сказочном городе Светофорске» | 2 | Закреплять знания о Правилах дорожного движения. Формировать положительное эмоциональное настроение детей. Развивать внимание, быстроту реакции, логическое мышление. | Беседа, дидактическая игра, игровая ситуация | Групповое занятие, развлечение |
№21 | «Моя улица» | 1 | Выяснить готовность правильно действовать в сложившейся ситуации на дороге, улице. Закрепление знаний о родном городе (что такое улица). | Беседа, игровая ситуация | Групповое занятие |
№22 | «Правила для велосипедистов» | 2 | Познакомить детей с историей изобретения велосипеда, его устройством и правилами для велосипедистов. Расширять представления детей о средствах передвижения. Воспитывать желание соблюдать правила дорожного движения. | Беседа, игровая ситуация, дидактическая игра | Групповое занятие, целевая прогулка |
№23 | Итоговое занятие | 1 | Выявить уровень сформированности понятий о правилах дорожного движения, о поведении на улице. | Беседа, игровая ситуация | Групповое открытое занятие |
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Форма и режим занятий.
Программа рассчитана на воспитанников возраста 3-5 лет. Срок реализации дополнительной образовательной программы: 2 года. Программой предусмотрено проведение в первый год обучения 30 часов в год, 1 час в неделю; проведение во второй год обучения 30 часа в год, 1 час в неделю;
2. Методы и приемы работы, используемые для реализации программы:
Для реализации практических задач сохранения здоровья и жизни детей, предупреждения дорожно-транспортных происшествий с их участием, существенное значение имеет своевременная и качественная подготовка ребенка к условиям безопасного дорожного движения. Работа по обучению правилам дорожного движения осуществляется как в ходе специально организованной образовательной деятельности, так и в ходе режимных моментов. В работе с детьми используются следующие формы: игра, интерактивная игра, игровые ситуации, моделирование ситуаций, беседа, ситуация общения, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, наблюдение, экскурсия, прогулка, конкурс, развлечение, выставка, презентация, соревнования.
Содержание образовательной деятельности по формированию основ безопасного поведения на дорогах у детей строится в соответствии с ФГОС ДО и с учетом примерной основной общеобразовательной программы «Детство» под редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой и др., а также авторских разработок Авдеевой Н.Н., Князевой О.Л, Стеркиной Р.Б., Скоролуповой О.А и др., с использованием разнообразных методов и приемов. Ведущими, среди них являются:
- Метод наблюдения и беседы – это специально организованное восприятие исследуемого объекта, процесса или явления в естественных условиях с последующим обсуждением интересующих вопросов. Он носит разъяснительный, познавательный и определяющий характер.
- Игровой метод – предполагает использование различных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приёмами: показом, пояснениями, указаниями, вопросами. Ведущая роль принадлежит педагогу, который подбирает игру в соответствии с намеченными целями и задачами, распределяет роли, организует деятельность детей.
- Наглядный метод – это форма усвоения знаний, умений и навыков в зависимости от применяемых при обучении наглядных пособий и технических средств обучения.
- Практические упражнения – это систематическая отработка умения и навыка путем ритмично повторяющихся умственных действий, манипуляций, практических операций в процессе совместной деятельности педагога и воспитанника или в ходе специально организованной индивидуальной деятельности. Функция метода направлена как на приобретение знаний, так и на перевод их в плоскость практических умений и навыков с последующим совершенствованием до репродуктивного и творческого уровня.
- Метод моделирования опасных и безопасных дорожных ситуаций.
Ситуационное обучение заключается в систематизации и анализе типичных и дорожно-транспортных ситуаций, в результате которых произошли или могут произойти ДТП. Цель ситуационного обучения – приучить ребенка предвидеть опасные ситуации, правильно их оценивать и прогнозировать их развитие, вырабатывать решения, предупреждающие попадания ребенка в ДТП или уменьшающие тяжесть их последствий. При помощи макета улицы города и дидактических игр создаются дорожные ситуации, которые дети должны разрешить. Этот прием помогает в обучении детей безопасности в дорожно-транспортных ситуациях. - Интерактивный метод. Особенно эффективно применение интерактивного метода обучения, направленного на активное включение детей в диалог. С помощью этого метода можно помочь ребятам визуально представить движение транспорта и пешеходов, понять опасные и безопасные действия в конкретных ситуациях, сформировать у них умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать наглядную информацию и переносить ее в конечном итоге на реальные дорожные условия.
3. Техническое оснащение занятий
Для успешной реализации программы «Юный пешеход» необходимо чтоб занятия проводились в специально оснащенном кабинете, укомплектованном методическими, дидактическими и техническими средствами:
методическими:
- комплект «Правила дорожного движения» - перекрестки, участники дорожного движения, дорожные знаки с методическими указаниями;
- комплект плакатов «Дорожные ситуации», «Элементы улицы», «Мы изучаем ПДД», «Народная мудрость на службе ГАИ-ГИБДД»,
- разработки проведения игровых конкурсов, праздников, встреч, театрализованных представлений, отдельных занятий, ситуативных экскурсий, итоговых финальных слетов и др. положения о конкурсах, смотров и др.;
- плакаты «формы перекрестков», «жесты регулировщиков», «сигналы светофора».
дидактическими:
- фотоматериал «улицы нашего города», «ретро автомобили», «эмблемы автомобилей», «марки отечественных и зарубежных автомобилей»;
- шифровки, карточки для игровых конкурсов «пойми меня с полуслова (полужеста)» и др.;
- видеоматериалы: «Ситуации на дорогах», «Зеленый огонек» - встреча юных инспекторов движения с сотрудниками ГИБДД в честь Дня милиции
техническое:
- телевизор, магнитофон;
- светофор, жезлы;
- стенд «дорожные знаки» распределенные по сериям;
- стенд «дорожная разметка»;
- наборы тематических плакатов.
Критериями выполнения программы «Юный пешеход» служит: стабильный интерес дошкольников к соблюдению правил дорожного движения. Активное участие детей в мероприятиях по данной направленности. Проявление самостоятельности в творческой деятельности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Авдеева Н.Н., Князева О.О. «Безопасность». Санкт - Петербург «Детство - Пресс». 2002
2. Белая К.Ю., Зимонина В.Н. «Как обеспечить безопасность дошкольников». Москва «Просвещение», 2000.
3.Белая К.Ю., Зимонина В.Н. «Твоя безопасность». Москва «Просвещение», 2004 4.Баринова Е.В. «Улица, транспорт, дорога. Безопасность малышей». Ростов - на - Дону. Феникс 2014.
5.Беляевскова Г.Д. «Правила Дорожного Движения для детей 3-7 лет». Волгоград «Учитель»2013.
6.Баряева Л.А. « Азбука дорожного движения». Дрофа Москва 2007
7.Вдовиченко Л.А. «Ребенок на улице. Цикл занятий для старших дошкольников по обучению Правилам Дорожного движения». Санкт - Петербург «Детство - Пресс» 2011.
8.Гарнышева Т.П. «Как научить детей ПДД?» Методические рекомендации и развернутые планы занятий Издательство «Детство - Пресс»2011.
9.Данилова Т.И «Программа «Светофор» обучение детей дошкольного возраста ПДД» Санкт - Петербург «ДЕТСТВО - ПРЕСС»2011.
10. Елжова Н.В. «ПДД в детском Саду». Ростов - на - Дону. Феникс 2013.
11. Извекова Н.А., Медведева А.Ф. «Занятия по правилам дорожного движения». Москва ООО «ТЦ Сфера» 2009.
12. Кобзева Т.Г. «Правила Дорожного Движения система обучения дошкольников». Волгоград «Учитель»2010
13. Майорова Ф.С.. «Изучаем дорожную азбуку». Москва «Скрипторий» 2007.14. Романова Е.А. «Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста». Москва Творческий Центр Сфера 2005.
15. Черемшанцева «Основы безопасного поведения дошкольников».
Волгоград. 2008
Список литературы для детей
- Алексеев В. «Три друга пешехода в любое время года»
- БартоА. «Любочка».
- Бедарев О. «Если бы...»
- Берестов В. «Стоял ученик на развилке
- Богданович А. «Пешеходу-малышу»
- Георгиев Г. «Светофор»
- Доброхотова А. «Зеленый... желтый... красный...»
- Дорохов А. « Подземный ход», «Шлагбаум».
- Драгунский В. «На Садовой большое движение»
- Житков Б. «Что я видел».
- Жичка Ф. «Улица моя».
- Завойская К. «Ехал странный пассажир...»
- Известкова Н. «Штаб «светофор».
- Капустикян С. «Посиди, послушай».
- Кобина И. «Дошкольникам о технике»,
- Лунин В. «Я — поезд», «Будущий летчик».
- Маршак С. «Милиционер»
- Маршак С. «Мяч», «Автобус номер двадцать шесть».
- Михалков С. «Одна рифма», «Велосипедист», «Дядя Степа - милиционер», «Гололед».
- Михалков С. «Скверная история», «Моя улица»
- Могутин Ю. «Ты идешь по улице».
- Носов Н. «Автомобиль»
- Пишумов Я. «Мы по городу идем» «Просто это знак такой» , «Это улица моя».
- Пшеничных С. «По дороге мчат машины...»
- Северный А. «Светофор»
- Семерин В. «Запрещается — разрешается»
- Титов Г. «Стоп»
- Токмакова И. «На лошадке ехали...» Песенка.
- Цыферов Г. « Сказки на колесах».
- Юрмин Г. «Любопытный мышонок»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа по реализации дополнительных общеобразовательных программ- дополнительных общеразвивающих программ "Кайпияс"
Программа по обучению детей коми языку как неродному...
Рабочая программа, обеспечивающая реализацию дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Радуга» для детей 5-6 лет
Программа «Радуга» имеет художественную направленность, ее реализация позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности населения, но и создать условия для развит...
Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеразвивающая программа «Ладушки» для детей (6-7 лет) срок реализации программы 1год
Одним из главных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является эстетическое развитие ребенка. В специально организованной худож...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА) «Юные краеведы» Возраст детей: 6-7 лет Срок реализации: 1 год
Пояснительная запискаДошкольное детство – начальный этап становления личности. Именно в этот период закладываются основы личностной культуры детей дошкольного возраста. Формирование личностной к...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА) «ЮНЫЙ МАТЕМАТИК»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА) «ЮНЫЙ МАТЕМАТИК»Возраст детей: 5-6 летСрок реализации: 1 год...
Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа спортивной направленности «Физкультошка» для детей от 5 до 7 лет (срок реализации программы 2 года)
Сегодня на смену увлекательным коллективным играм пришли компьютерные игры. Приоритетным становится интеллектуальное, эстетическое развитие ребёнка. Не отрицая их значимости, надо признать, что у ребё...
Программа дополнительная общеобразовательной программы – дополнительная общеразвивающая программа дошкольного отделения МБОУ Часцовской СОШ «Ритмика для малышей»
Цель данной Программы – воспитание пластической культуры у детей младшего дошкольного возраста, активизация творчества через двигательный мир ребенка; развитие гармоничной и всесторонне развитой...