ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА) «Юные краеведы» Возраст детей: 6-7 лет Срок реализации: 1 год
методическая разработка (подготовительная группа)
Пояснительная записка
Дошкольное детство – начальный этап становления личности. Именно в этот период закладываются основы личностной культуры детей дошкольного возраста. Формирование личностной культуры детей дошкольного возраста основывается на четырех сферах:
• природа;
• рукотворный мир человека;
• отношение к общественной жизни;
• человек и его собственная жизнь;
Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии нравственной культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственных позиций личности.
Программа позволяет через дополнительное образование воздействовать на эмоциональную сферу ребенка дошкольного возраста, на познавательную его деятельность.
Новизна данной программы: заключается в том, что предусматривает возможность пробудить у ребенка гордость за традиции, успехи земляков и соотечественников, личное участие в решении существующих проблем, проявление заботы об окружающей среде в целом.
Актуальность программы: в современном мире возрастает интерес к истории родного края, его культуре, обычаям и традициям того места на земле, где человек родился и живет. Энтузиасты ведут большую работу по изучению своей малой родины. Их называют краеведами. Все материала, созданные ими привлекают внимание взрослых, подростков, детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Программа позволяет через дополнительное образование воздействовать на эмоциональную сферу ребенка дошкольного возраста, на познавательную его деятельность. Реализация данной программы помогает так организовать деятельность дошкольников, чтобы они лучше изучили свой край, глубже поняли особенности природы родного края, способствует формированию у детей интереса и привязанности к родному краю, развитию патриотических чувств. Дети дошкольного возраста получают знания через рассматривание иллюстраций книг, картин местных художников, слушание произведений художественной литературы, экскурсии и исследовательскую деятельность.
Отличительной особенностью данной программы является то, что работа с дошкольниками осуществляется в одном узком направлении, учитывается региональный компонент.
Педагогическая целесообразность программы: благодаря включению детей в освоение данной образовательной программы, происходит развитие у дошкольников нравственных чувств, воспитание любви и уважения к малой родине, родному краю с помощью эмоциональных и чувственно-практических способов познания, получают экологические знания. Воспитываются такие личностные качества, как гордость за свой родной край, ответственность, трудолюбие, самостоятельность, умение работать в коллективе.
Цель программы: воспитание эмоционально-отзывчивой, духовно-нравственной личности ребенка дошкольного возраста через приобщение его к истории народа, родного края, знакомство с их прошлым и настоящим.
Задачи:
- Образовательные:
1.Приобщить детей дошкольного возраста к изучению родного края – малой Родины;
2. познакомить с историей заселения родного края;
3. познакомить с бытом, традициями, обычаями, народными праздниками;
4.различать национальные костюмы нашего края;
5.формировать интерес к устному народному творчеству.
- Воспитательные:
1. воспитывать чувство гордости за свой край родной посредством материалов по краеведению.
2. познакомить с природой родного края ;
3. научить через общение с природой видеть и любить ее красоту во всем проявлении многообразии форм и красок;
4. воспитать бережное отношение к природе.
- Развивающие:
1. развить такие качества, как наблюдательность, воображение, фантазию, творческое начало;
2. способствовать развитию познавательной и творческой активности детей дошкольного возраста, формирование у дольников желание в дальнейшем самостоятельно получать и приобретать знания о родном крае.
Принципы построения программы:
1. Принцип систематичности и последовательности: постановка задач экологического воспитания и развития детей в логике «от простого к сложному», «от близкого к далекому», «от хорошо известного к малоизвестному»
2. Принцип сотрудничества: предполагает признание ценности совместной деятельности детей и взрослых.
3. Принцип научности: на доступном дошкольникам уровне раскрывается идея единства и взаимосвязи живого и неживого.
4. Принцип наглядности
5. Принцип занимательности
6. Систематичность занятий.
7. Доступность материала.
Формы и режим занятий:
Программа рассчитана на 1 год обучения. Совместная деятельность с детьми проводится во второй половине дня, один раз в неделю по 30 мин.
Ожидаемые результаты детей:
- Дети должны знать и проявлять интерес к природе, знать животный и растительный мир Республики Мордовия;
- Должны быть сформированы навыки бережного и неразрушающего обращения к окружающей природе;
- Необходимо сформировать у детей желание продолжить занятия по экологии в дальнейшем;
- Приобретение детьми большого объема знаний по вопросам экологии;
Учебно- тематический план.
№ п/п | Раздел, тема | Количество часов | |||
Всего | |||||
Кол.-во занятий | мин | Теория | Практика | ||
| Октябрь | 4 | 120 | 40 | 90 |
1 | «Республика Мордовия – наша малая Родина» | 1 | 30 | 10 | 20 |
2 | Саранск – столица РМ | 1 | 30 | 10 | 20 |
3 | Возникновение нашего города | 1 | 30 | 10 | 20 |
4 | Путешествие в старый Саранск | 1 | 30 | 10 | 20 |
| Ноябрь | 4 | 120 | 40 | 80 |
5 | «Вот она какая, осень золотая! » | 1 | 30 | 10 | 20 |
6 | «В гостях у птиц» | 1 | 30 | 10 | 20 |
7 | «Грибное царство» нашего края | 1 | 30 | 10 | 20 |
8 | Знакомство с городами РМ(Рузаевка) | 1 | 30 | 10 | 20 |
| Декабрь | 5 | 150 | 50 | 100 |
9 | Знакомство с городом Ардатов | 1 | 30 | 10 | 20 |
10 | Путешествие в город Ковылкино | 1 | 30 | 10 | 20 |
11 | Знакомьтесь - Краснослободск | 1 | 30 | 10 | 20 |
12 | Вас приветствует -Инсар | 1 | 30 | 10 | 20 |
13 | Старейший город Мордовии - Темников | 1 | 30 | 10 | 20 |
| Январь | 3 | 90 | 30 | 60 |
14 | Мордовский гос.заповедник | 1 | 30 | 10 | 20 |
15 | Путешествие в Ельниковский район | 1 | 30 | 10 | 20 |
16 | «Кто живет в лесах нашего края?» | 1 | 30 | 10 | 20 |
| Февраль | 4 | 120 | 40 | 80 |
17 | Наши соседи | 1 | 30 | 10 | 20 |
18 | Музей изобразительных искусств им.С.Эрьзи | 1 | 30 | 10 | 20 |
19 | Знакомство с творчеством Ф.Сычкова | 1 | 30 | 10 | 20 |
20 | Современные художники Мордовии | 1 | 30 | 10 | 20 |
| Март | 5 | 150 | 50 | 100 |
21 | Народное творчество мордвы | 1 | 30 | 10 | 20 |
22 | Чтение мордовских сказок | 1 | 30 | 10 | 20 |
23 | Древние боги мордвы | 1 | 30 | 10 | 20 |
24 | Мордовские подвижные игры | 1 | 30 | 10 | 20 |
25 | Эрзянский народный костюм | 1 | 30 | 10 | 20 |
| Апрель | 4 | 120 | 40 | 80 |
26 | Мокшанский народный костюм | 1 | 30 | 10 | 20 |
27 | Создание эскизов современных мордовских костюмов | 1 | 30 | 10 | 20 |
28 | Краеведческий музей им.Воронина | 1 | 30 | 10 | 20 |
29 | Пасхальный перезвон | 1 | 30 | 10 | 20 |
| Май | 4 | 120 | 40 | 80 |
30 | Герои Вов мордовского края | 1 | 30 | 10 | 20 |
31 | День Победы. Герои моей семьи | 1 | 30 | 10 | 20 |
32 | Гениалогическое древо моей семьи | 1 | 30 | 10 | 20 |
33 | Викторина «Достопримечательности города» | 1 | 30 | 10 | 20 |
| Итого | 33 | 990 | 330 | 660 |
№ | Дата | Тема | Программные задачи | Методы и приёмы |
| ||
1 | Октябрь | Республика Мордовия – наша малая Родина | Дать детям представление о своей малой Родине | Занятие проводится в форме рассказа-беседы воспитателя с детьми. |
| ||
2 |
| Саранск – столица РМ | Продолжать знакомство с родным городом. | 1. Беседа воспитателя 2. Рисование мордовского флага
|
| ||
3
|
|
Возникновение нашего города | Познакомить детей с историей возникновения нашего города. | 1. Рассказ воспитателя 2. Рассмотреть фото
|
| ||
4 |
| Путешествие в старый Саранск
| Продолжать знакомить детей с историей города Саранска | 1. Беседа воспитателя 2. Фотоальбом «Старый Саранск» |
| ||
5 | Ноябрь | Вот она какая – осень золотая | Рассказ детям : зачем меняется погода, зачем меняются времена года? | 1.Рассказ о погодах, о временах года 2. Беседа воспитателя с детьми |
| ||
6 |
| В гостях у птиц | Уточнить каких птиц знают дети. Воспитывать у них бережное отношение к птицам. | 1.Беседа с детьми «Синичкин день» 2. Развесить кормушки |
| ||
7 |
| «Грибное царство» нашего края | Показать знания детей о растительном мире; развивать логическое мышление; воспитание чувства сопричастности к окружающей природе. | 1.Беседа с детьми 2. Дидактическая игра «Съедобный - несъедобный» |
| ||
8 |
| Знакомство с городами РМ – Рузаевка | Рассказать детям о городе Рузаевка. Познакомить его достопримечательностями | 1.Беседа с детьми 2. Рассматривание фото
|
| ||
9 | Декабрь | Знакомство с городом Ардатов | Познакомить детей с городом Ардатов. | 1. Беседа с детьми. 2. Рассматривание фото
|
| ||
10 |
| Путешествие в город Ковылкино | Продолжить знакомить детей с городами РМ.
| 1. Беседа с детьми 2. Рассматривание фото
|
| ||
11 |
| Знакомьтесь - Краснослободск | Познакомить детей с городом Кранослободск и его достопримечательостями. | 1. Беседа с детьми 2. Рассматривание фото
|
| ||
12 |
| Вас приветствует – Инсар | Рассказать детям об истории города Инсар. | 1. Беседа с детьми 2. Рассматривание фото
|
| ||
13 |
| Старейший город Мордовии – Темников. | Познакомить детей с городом Темников, его историей. | 1. Беседа с детьми 2. Рассматривание фото
|
| ||
14 | Январь | Мордовский государственный заповедник | Познакомить детей с мордовским государственным природным заповедником им. Петра Гермогеновича Смидовича. Воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к природе. | 1. Беседа с детьми 2. Рассматривание фото |
| ||
15 |
| Путешествие в Ельниковский район
| Продолжать знакомство с районами нашей республики. | 1. Беседа с детьми 2. Рассматривание фото
|
| ||
16 |
| Кто живет в лесах нашего края?
| Уточнить и расширить представление детей о лесе. Лес – это общий дом для животных и птиц. Воспитывать у детей интерес к жизни леса, учить видеть красоту лесного пейзажа на картинках. | 1. Беседа о том, что дети знают о лесе; какие бывают леса. 2. Отгадывание загадок. 3. Рассматривание картин о лесе. 4. Конкурс рисунков «Леса Мордовии» |
| ||
17 | Февраль | Наши соседи | Познакомить детей с городами Поволжья, которые соседствует с РМ. Расширить их кругозор. | 1. Беседа с детьми. 2. Рассматривание фото |
| ||
18 |
| Музей изобразительных искусств им. С.Д.Эрьзи | Познакомить детей с творчеством С.Д.Эрьзи. Воспитывать любовь к малой родине. Расширять кругозор. | 1. Экскурсия в музей 2. Беседа с детьми. 3. Рассматривание скульптур С.Д.Эрьзи
|
|
|
|
19 |
| Знакомство с творчеством Ф.Сычкова | Знакомство с творчеством Ф. В. Сычкова. Воспитывать интерес к культуре родного края. | 1. Беседа с детьми 2. Рассматривание работ Ф.В.Сычкова |
| ||
20 |
| Современные художники Мордовии | Познакомить детей с творчеством современных художников Мордовии. Расширить кругозор. | 1. Беседа с детьми. 2. Рассматривание работ |
| ||
21 | Март | Народное творчество мордвы
| Познакомить детей с народным творчеством мордовского народа (вышивка, игрушки и т.п.) | 1. Беседа с детьми 2. Рисование мордовских узоров |
| ||
22 |
| Чтение мордовских сказок | Продолжить знакомить детей с мордовскими сказками. Воспитывать любовь к малой родине. Расширять кругозор. | 1. Чтение сказок. 2. Иллюстрирование сказок
|
| ||
23 |
| Древние боги мордвы
| Познакомить детей с Масторавой, Вирьявой и др. Прививать детям любознательность. | 1. Беседа с детьми 2. Рассматривание фото 3. Рисование богини Масторава
|
| ||
24 |
| Мордовские подвижные игры
| Познакомить детей с нашими национальными играми (Раю – раю и др.). Развитие речи, быстроты, ловкости. | 1. Беседа с детьми. 2. Проведение подвижных игр |
| ||
25 |
| Эрзянский народный костюм
| Рассказать об особенностях эрзянского костюма. Расширять кругозор детей. Объяснить значения слов: «сюльгама», «пулай» | 1. Беседа с детьми. 2. Рассматривание эрзянского костюма.
|
| ||
26 | Апрель | Мокшанский народный костюм
| Рассказать об особенностях мокшанского костюма. Расширять кругозор. | 1. Беседа с детьми 2. Отличия мокшанского костюма от эрзянского. |
| ||
27 |
| Создание эскизов современных мордовских костюмов
| Развитие творческих способностей, воображения, мелкой моторики. | 1. Конкурс рисунков: «Я – юный мордовский модельер» |
| ||
28 |
| Краеведческий музей им. И.Д.Воронина | Познакомить детей с мордовским республиканским объединенном краеведческим музеем им. И.Д.Воронина. | 1. Экскурсия – беседа в музей. 2. Рассматривание экспозиций музея. |
| ||
29 |
| Пасхальный перезвон.
| Рассказать детям об истории праздника Пасха. Познакомить с пасхальными играми. | 1. Беседа с детьми 2. Подвижные игры |
| ||
30 | Май | Герои Вов мордовского народа | Рассказать детям об уроженцах Мордовии, которые принимали участие в Великой отечественной войне. Воспитывать любовь к Родине. | 1. Беседа с детьми. 2. Презентация «Уроженцы Мордовии – герои ВОв» |
| ||
31 |
| День Победы. Герои моей семьи. | Рассказать о празднике Победы. Воспитывать любовь к Родине, патриотические чувства. Развитие речи. | 1. Беседа с детьми. 2. Доклады детей о своих родственниках, участниках Вов. |
| ||
32 |
| Гениалогическое древо семьи. | Рассказать детям, что такое гениалогическое древо. Предложить им составить свое древо семьи. | 1. Беседа с детьми. 2. Составление древа семьи |
| ||
33 |
| Викторина «Достопримеча-тельности нашего города» | Закрепить знания, полученные в течение учебного года. | Открытое занятие с детьми |
|
Методы, используемые для реализации работы кружка:
1. Наглядные методы:
- экскурсии;
- наблюдения;
- рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;
- проведение дидактических игр;
2. Словесные методы:
- чтение литературных произведений;
- беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.
3. Игровые методы:
- проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических, игр – драматизаций и др.);
- загадывание загадок;
- проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров.
4. Практические методы:
- организация продуктивной деятельности детей;
- постановка сказок, отрывков литературных произведений;
- изготовление с детьми наглядных пособий.
Список литературы:
- Брыжинский В.С. Народный театр мордвы. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1985.
- Все о Мордовии: Энцикл. справ. [/сост.: Н.С. Крутов, Е. М. Голубчик, С. С. Маркова]. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2005.
- Забылин М. Русский народ: обычаи, обряды, предания, суеверия. – М.: Рус. книга, 1996.
- Истомина С.В. Я познаю мир. – М.: Астрель, 2007.
- Мордовские народные сказки. Для ст. и сред. школ. возраста/ Собр. и обраб. К. Т. Самородов; Сост. А.А. Долгачев. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1985
- Статьи и фото из интернет источников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yunye_kraevedy_4_gr_besp._kr.docx | 41.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка - детский сад №3»
ПРИНЯТО на заседании педагогического Совета № от «__» ____________2020 г. Протокол № от «__» __________2020 г. | УТВЕРЖДАЮ: И.о. заведующего МАДОУ «Центр развития ребенка –детский сад № 3» ____________________ Н.В. Пьянзина Приказ №____от «___» ______ 2020г. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА)
«Юные краеведы»
Возраст детей: 6-7 лет
Срок реализации: 1 год
Составитель: воспитатель
Алексаткина В.Н.
Саранск 2020-2021
Содержание
1 | Паспорт программы | 3 |
2 | Пояснительная записка | 4 |
3 | Учебно-тематический план | 8 |
5 | Содержание программы | 9 |
6 | Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы | 25 |
7 | Список литературы | 28 |
8 | Приложение | 29 |
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование программы | Дополнительная общеобразовательная программа «Юные краеведы » |
Руководитель программы | Алексаткина Вера Николаевна |
Организация-исполнитель | МАДОУ «Центр развития ребенка - детский сад №3» |
Адрес организации исполнителя | г.о. Саранск, проспект Российской Армии, д.8 |
Цель программы | Формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу. |
Направленность программы | Краеведческая |
Срок реализации программы | 1 год |
Вид программы Уровень реализации программы | адаптированная дошкольное образование |
Система реализации контроля за исполнением программы | координацию деятельности по реализации программы осуществляет администрация образовательного учреждения; практическую работу осуществляет педагогический коллектив |
Ожидаемые конечные результаты программы | Воспитать чувство гордости к малой родине; формирование интереса к природе, знание животного и растительного мира Республики Мордовия; приобретение детьми большого объема знаний по вопросам краеведения. |
Пояснительная записка
Дошкольное детство – начальный этап становления личности. Именно в этот период закладываются основы личностной культуры детей дошкольного возраста. Формирование личностной культуры детей дошкольного возраста основывается на четырех сферах:
• природа;
• рукотворный мир человека;
• отношение к общественной жизни;
• человек и его собственная жизнь;
Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии нравственной культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственных позиций личности.
Программа позволяет через дополнительное образование воздействовать на эмоциональную сферу ребенка дошкольного возраста, на познавательную его деятельность.
Новизна данной программы: заключается в том, что предусматривает возможность пробудить у ребенка гордость за традиции, успехи земляков и соотечественников, личное участие в решении существующих проблем, проявление заботы об окружающей среде в целом.
Актуальность программы: в современном мире возрастает интерес к истории родного края, его культуре, обычаям и традициям того места на земле, где человек родился и живет. Энтузиасты ведут большую работу по изучению своей малой родины. Их называют краеведами. Все материала, созданные ими привлекают внимание взрослых, подростков, детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Программа позволяет через дополнительное образование воздействовать на эмоциональную сферу ребенка дошкольного возраста, на познавательную его деятельность. Реализация данной программы помогает так организовать деятельность дошкольников, чтобы они лучше изучили свой край, глубже поняли особенности природы родного края, способствует формированию у детей интереса и привязанности к родному краю, развитию патриотических чувств. Дети дошкольного возраста получают знания через рассматривание иллюстраций книг, картин местных художников, слушание произведений художественной литературы, экскурсии и исследовательскую деятельность.
Отличительной особенностью данной программы является то, что работа с дошкольниками осуществляется в одном узком направлении, учитывается региональный компонент.
Педагогическая целесообразность программы: благодаря включению детей в освоение данной образовательной программы, происходит развитие у дошкольников нравственных чувств, воспитание любви и уважения к малой родине, родному краю с помощью эмоциональных и чувственно-практических способов познания, получают экологические знания. Воспитываются такие личностные качества, как гордость за свой родной край, ответственность, трудолюбие, самостоятельность, умение работать в коллективе.
Цель программы: воспитание эмоционально-отзывчивой, духовно-нравственной личности ребенка дошкольного возраста через приобщение его к истории народа, родного края, знакомство с их прошлым и настоящим.
Задачи:
- Образовательные:
1.Приобщить детей дошкольного возраста к изучению родного края – малой Родины;
2. познакомить с историей заселения родного края;
3. познакомить с бытом, традициями, обычаями, народными праздниками;
4.различать национальные костюмы нашего края;
5.формировать интерес к устному народному творчеству.
- Воспитательные:
1. воспитывать чувство гордости за свой край родной посредством материалов по краеведению.
2. познакомить с природой родного края ;
3. научить через общение с природой видеть и любить ее красоту во всем проявлении многообразии форм и красок;
4. воспитать бережное отношение к природе.
- Развивающие:
1. развить такие качества, как наблюдательность, воображение, фантазию, творческое начало;
2. способствовать развитию познавательной и творческой активности детей дошкольного возраста, формирование у дольников желание в дальнейшем самостоятельно получать и приобретать знания о родном крае.
Принципы построения программы:
1. Принцип систематичности и последовательности: постановка задач экологического воспитания и развития детей в логике «от простого к сложному», «от близкого к далекому», «от хорошо известного к малоизвестному»
2. Принцип сотрудничества: предполагает признание ценности совместной деятельности детей и взрослых.
3. Принцип научности: на доступном дошкольникам уровне раскрывается идея единства и взаимосвязи живого и неживого.
4. Принцип наглядности
5. Принцип занимательности
6. Систематичность занятий.
7. Доступность материала.
Формы и режим занятий:
Программа рассчитана на 1 год обучения. Совместная деятельность с детьми проводится во второй половине дня, один раз в неделю по 30 мин.
Ожидаемые результаты детей:
- Дети должны знать и проявлять интерес к природе, знать животный и растительный мир Республики Мордовия;
- Должны быть сформированы навыки бережного и неразрушающего обращения к окружающей природе;
- Необходимо сформировать у детей желание продолжить занятия по экологии в дальнейшем;
- Приобретение детьми большого объема знаний по вопросам экологии;
Учебно- тематический план.
№ п/п | Раздел, тема | Количество часов | |||
Всего | |||||
Кол.-во занятий | мин | Теория | Практика | ||
Октябрь | 4 | 120 | 40 | 90 | |
1 | «Республика Мордовия – наша малая Родина» | 1 | 30 | 10 | 20 |
2 | Саранск – столица РМ | 1 | 30 | 10 | 20 |
3 | Возникновение нашего города | 1 | 30 | 10 | 20 |
4 | Путешествие в старый Саранск | 1 | 30 | 10 | 20 |
Ноябрь | 4 | 120 | 40 | 80 | |
5 | «Вот она какая, осень золотая! » | 1 | 30 | 10 | 20 |
6 | «В гостях у птиц» | 1 | 30 | 10 | 20 |
7 | «Грибное царство» нашего края | 1 | 30 | 10 | 20 |
8 | Знакомство с городами РМ(Рузаевка) | 1 | 30 | 10 | 20 |
Декабрь | 5 | 150 | 50 | 100 | |
9 | Знакомство с городом Ардатов | 1 | 30 | 10 | 20 |
10 | Путешествие в город Ковылкино | 1 | 30 | 10 | 20 |
11 | Знакомьтесь - Краснослободск | 1 | 30 | 10 | 20 |
12 | Вас приветствует -Инсар | 1 | 30 | 10 | 20 |
13 | Старейший город Мордовии - Темников | 1 | 30 | 10 | 20 |
Январь | 3 | 90 | 30 | 60 | |
14 | Мордовский гос.заповедник | 1 | 30 | 10 | 20 |
15 | Путешествие в Ельниковский район | 1 | 30 | 10 | 20 |
16 | «Кто живет в лесах нашего края?» | 1 | 30 | 10 | 20 |
Февраль | 4 | 120 | 40 | 80 | |
17 | Наши соседи | 1 | 30 | 10 | 20 |
18 | Музей изобразительных искусств им.С.Эрьзи | 1 | 30 | 10 | 20 |
19 | Знакомство с творчеством Ф.Сычкова | 1 | 30 | 10 | 20 |
20 | Современные художники Мордовии | 1 | 30 | 10 | 20 |
Март | 5 | 150 | 50 | 100 | |
21 | Народное творчество мордвы | 1 | 30 | 10 | 20 |
22 | Чтение мордовских сказок | 1 | 30 | 10 | 20 |
23 | Древние боги мордвы | 1 | 30 | 10 | 20 |
24 | Мордовские подвижные игры | 1 | 30 | 10 | 20 |
25 | Эрзянский народный костюм | 1 | 30 | 10 | 20 |
Апрель | 4 | 120 | 40 | 80 | |
26 | Мокшанский народный костюм | 1 | 30 | 10 | 20 |
27 | Создание эскизов современных мордовских костюмов | 1 | 30 | 10 | 20 |
28 | Краеведческий музей им.Воронина | 1 | 30 | 10 | 20 |
29 | Пасхальный перезвон | 1 | 30 | 10 | 20 |
Май | 4 | 120 | 40 | 80 | |
30 | Герои Вов мордовского края | 1 | 30 | 10 | 20 |
31 | День Победы. Герои моей семьи | 1 | 30 | 10 | 20 |
32 | Гениалогическое древо моей семьи | 1 | 30 | 10 | 20 |
33 | Викторина «Достопримечательности города» | 1 | 30 | 10 | 20 |
Итого | 33 | 990 | 330 | 660 |
№ | Дата | Тема | Программные задачи | Методы и приёмы | |||
1 | Октябрь | Республика Мордовия – наша малая Родина | Дать детям представление о своей малой Родине | Занятие проводится в форме рассказа-беседы воспитателя с детьми. | |||
2 | Саранск – столица РМ | Продолжать знакомство с родным городом. | 1. Беседа воспитателя 2. Рисование мордовского флага | ||||
3 | Возникновение нашего города | Познакомить детей с историей возникновения нашего города. | 1. Рассказ воспитателя 2. Рассмотреть фото | ||||
4 | Путешествие в старый Саранск | Продолжать знакомить детей с историей города Саранска | 1. Беседа воспитателя 2. Фотоальбом «Старый Саранск» | ||||
5 | Ноябрь | Вот она какая – осень золотая | Рассказ детям : зачем меняется погода, зачем меняются времена года? | 1.Рассказ о погодах, о временах года 2. Беседа воспитателя с детьми | |||
6 | В гостях у птиц | Уточнить каких птиц знают дети. Воспитывать у них бережное отношение к птицам. | 1.Беседа с детьми «Синичкин день» 2. Развесить кормушки | ||||
7 | «Грибное царство» нашего края | Показать знания детей о растительном мире; развивать логическое мышление; воспитание чувства сопричастности к окружающей природе. | 1.Беседа с детьми 2. Дидактическая игра «Съедобный - несъедобный» | ||||
8 | Знакомство с городами РМ – Рузаевка | Рассказать детям о городе Рузаевка. Познакомить его достопримечательностями | 1.Беседа с детьми 2. Рассматривание фото | ||||
9 | Декабрь | Знакомство с городом Ардатов | Познакомить детей с городом Ардатов. | 1. Беседа с детьми. 2. Рассматривание фото | |||
10 | Путешествие в город Ковылкино | Продолжить знакомить детей с городами РМ. | 1. Беседа с детьми 2. Рассматривание фото | ||||
11 | Знакомьтесь - Краснослободск | Познакомить детей с городом Кранослободск и его достопримечательостями. | 1. Беседа с детьми 2. Рассматривание фото | ||||
12 | Вас приветствует – Инсар | Рассказать детям об истории города Инсар. | 1. Беседа с детьми 2. Рассматривание фото | ||||
13 | Старейший город Мордовии – Темников. | Познакомить детей с городом Темников, его историей. | 1. Беседа с детьми 2. Рассматривание фото | ||||
14 | Январь | Мордовский государственный заповедник | Познакомить детей с мордовским государственным природным заповедником им. Петра Гермогеновича Смидовича. Воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к природе. | 1. Беседа с детьми 2. Рассматривание фото | |||
15 | Путешествие в Ельниковский район | Продолжать знакомство с районами нашей республики. | 1. Беседа с детьми 2. Рассматривание фото | ||||
16 | Кто живет в лесах нашего края? | Уточнить и расширить представление детей о лесе. Лес – это общий дом для животных и птиц. Воспитывать у детей интерес к жизни леса, учить видеть красоту лесного пейзажа на картинках. | 1. Беседа о том, что дети знают о лесе; какие бывают леса. 2. Отгадывание загадок. 3. Рассматривание картин о лесе. 4. Конкурс рисунков «Леса Мордовии» | ||||
17 | Февраль | Наши соседи | Познакомить детей с городами Поволжья, которые соседствует с РМ. Расширить их кругозор. | 1. Беседа с детьми. 2. Рассматривание фото | |||
18 | Музей изобразительных искусств им. С.Д.Эрьзи | Познакомить детей с творчеством С.Д.Эрьзи. Воспитывать любовь к малой родине. Расширять кругозор. | 1. Экскурсия в музей 2. Беседа с детьми. 3. Рассматривание скульптур С.Д.Эрьзи | ||||
19 | Знакомство с творчеством Ф.Сычкова | Знакомство с творчеством Ф. В. Сычкова. Воспитывать интерес к культуре родного края. | 1. Беседа с детьми 2. Рассматривание работ Ф.В.Сычкова | ||||
20 | Современные художники Мордовии | Познакомить детей с творчеством современных художников Мордовии. Расширить кругозор. | 1. Беседа с детьми. 2. Рассматривание работ | ||||
21 | Март | Народное творчество мордвы | Познакомить детей с народным творчеством мордовского народа (вышивка, игрушки и т.п.) | 1. Беседа с детьми 2. Рисование мордовских узоров | |||
22 | Чтение мордовских сказок | Продолжить знакомить детей с мордовскими сказками. Воспитывать любовь к малой родине. Расширять кругозор. | 1. Чтение сказок. 2. Иллюстрирование сказок | ||||
23 | Древние боги мордвы | Познакомить детей с Масторавой, Вирьявой и др. Прививать детям любознательность. | 1. Беседа с детьми 2. Рассматривание фото 3. Рисование богини Масторава | ||||
24 | Мордовские подвижные игры | Познакомить детей с нашими национальными играми (Раю – раю и др.). Развитие речи, быстроты, ловкости. | 1. Беседа с детьми. 2. Проведение подвижных игр | ||||
25 | Эрзянский народный костюм | Рассказать об особенностях эрзянского костюма. Расширять кругозор детей. Объяснить значения слов: «сюльгама», «пулай» | 1. Беседа с детьми. 2. Рассматривание эрзянского костюма.
| ||||
26 | Апрель | Мокшанский народный костюм | Рассказать об особенностях мокшанского костюма. Расширять кругозор. | 1. Беседа с детьми 2. Отличия мокшанского костюма от эрзянского. | |||
27 | Создание эскизов современных мордовских костюмов | Развитие творческих способностей, воображения, мелкой моторики. | 1. Конкурс рисунков: «Я – юный мордовский модельер» | ||||
28 | Краеведческий музей им. И.Д.Воронина | Познакомить детей с мордовским республиканским объединенном краеведческим музеем им. И.Д.Воронина. | 1. Экскурсия – беседа в музей. 2. Рассматривание экспозиций музея. | ||||
29 | Пасхальный перезвон. | Рассказать детям об истории праздника Пасха. Познакомить с пасхальными играми. | 1. Беседа с детьми 2. Подвижные игры | ||||
30 | Май | Герои Вов мордовского народа | Рассказать детям об уроженцах Мордовии, которые принимали участие в Великой отечественной войне. Воспитывать любовь к Родине. | 1. Беседа с детьми. 2. Презентация «Уроженцы Мордовии – герои ВОв» | |||
31 | День Победы. Герои моей семьи. | Рассказать о празднике Победы. Воспитывать любовь к Родине, патриотические чувства. Развитие речи. | 1. Беседа с детьми. 2. Доклады детей о своих родственниках, участниках Вов. | ||||
32 | Гениалогическое древо семьи. | Рассказать детям, что такое гениалогическое древо. Предложить им составить свое древо семьи. | 1. Беседа с детьми. 2. Составление древа семьи | ||||
33 | Викторина «Достопримеча-тельности нашего города» | Закрепить знания, полученные в течение учебного года. | Открытое занятие с детьми |
Методы, используемые для реализации работы кружка:
1. Наглядные методы:
- экскурсии;
- наблюдения;
- рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;
- проведение дидактических игр;
2. Словесные методы:
- чтение литературных произведений;
- беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.
3. Игровые методы:
- проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических, игр – драматизаций и др.);
- загадывание загадок;
- проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров.
4. Практические методы:
- организация продуктивной деятельности детей;
- постановка сказок, отрывков литературных произведений;
- изготовление с детьми наглядных пособий.
Список литературы:
- Брыжинский В.С. Народный театр мордвы. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1985.
- Все о Мордовии: Энцикл. справ. [/сост.: Н.С. Крутов, Е. М. Голубчик, С. С. Маркова]. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2005.
- Забылин М. Русский народ: обычаи, обряды, предания, суеверия. – М.: Рус. книга, 1996.
- Истомина С.В. Я познаю мир. – М.: Астрель, 2007.
- Мордовские народные сказки. Для ст. и сред. школ. возраста/ Собр. и обраб. К. Т. Самородов; Сост. А.А. Долгачев. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1985
- Статьи и фото из интернет источников
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеразвивающая программа «Ладушки» для детей (6-7 лет) срок реализации программы 1год
Одним из главных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является эстетическое развитие ребенка. В специально организованной худож...
Дополнительная общеобразовательная программа Дополнительная общеразвивающая программа Физкультурно-спортивной направленности «Олимпик» для детей младшего дошкольного возраста 3-4 года; для детей среднего дошкольного возраста 4-5 года. Срок реализации -2 г
Детский фитнес — хорошо продуманная детская физкультура, укрепляющая и формирующая жизненно важные навыки и умения, увеличивающая функциональные резервы организма. Это занятия под специально под...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА) «ЮНЫЙ ПЕШЕХОД»
Программа имеет социально-педагогическую направленность, обеспечивает общественное развитие ребенка во взаимодействии и общении с другими людьми, социальной средой города, осуществляет формирование у ...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА) «ЮНЫЙ МАТЕМАТИК»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА) «ЮНЫЙ МАТЕМАТИК»Возраст детей: 5-6 летСрок реализации: 1 год...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА) ПО РУЧНОМУ ТРУДУ «РАЗНОЦВЕТНЫЕ КАРТИНКИ» (для детей 3 - 4 лет, срок реализации – 1 год)
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕобразовательная программа (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ программа) ПО РУЧНОМУ ТРУДУ «Разноцветные картинки» (для детей 3 - 4 лет,...
Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа спортивной направленности «Физкультошка» для детей от 5 до 7 лет (срок реализации программы 2 года)
Сегодня на смену увлекательным коллективным играм пришли компьютерные игры. Приоритетным становится интеллектуальное, эстетическое развитие ребёнка. Не отрицая их значимости, надо признать, что у ребё...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА-ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (5-7 ЛЕТ) «Жила была посуда….»
Обогащать речь детей существительными, обозначающими предметы бытового окружения (посуда); прилагательными, характеризующимисвойства и качества предметов. Развитие всех компонентов устной речи дет...