ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА) «ЮНЫЙ МАТЕМАТИК»
проект по математике (старшая группа)

Родькина Олеся Николаевна

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

 (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА)

«ЮНЫЙ МАТЕМАТИК»

Возраст детей: 5-6 лет

Срок реализации: 1 год

 

 

 

 

 

                                                                                  

 

 

 

                                                                                  

 

 

 

 

 

 

                                                                                   Составитель:

                                                                         Воспитатель Родькина О.Н.

 

 

 

 

 

Ковылкино 2020-2022г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1.

Паспорт программы

3

2.

Пояснительная записка

4

3.

Учебно-тематический план

7

4.

Содержание изучаемого курса

9

5.

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

15

6.

Список литературы

17

7

Приложения

19

 

 

 

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

 

Наименование программы

Дополнительная образовательная программа «Юный математик»

(далее – Программа)

Руководитель программы

Воспитатель Родькина Олеся Николаевна

Организация-исполнитель

МБДОУ «ЦРР - Детский сад Сказка»

г. Ковылкино

Адрес организации

исполнителя

Республика Мордовия, г. Ковылкино, ул. Фролова д.28

Цель программы

формирование интереса у детей к занятиям математики. Расширение кругозора математических представлений.

Направленность программы

Познавательная

Срок реализации программы

2 года

Вид программы

Уровень реализации программы

 адаптированная  

 дошкольное образование

Система реализации контроля за исполнением программы

координацию деятельности по реализации программы осуществляет администрация образовательного учреждения;

практическую работу осуществляет педагогический коллектив

Ожидаемые конечные результаты программы

  • Писать цифры от 1 до 10;
  • Пользоваться математическими знаками;
  • Решать арифметические задачи;
  • Различать количественный и порядковый счет;
  • Понимать смысл пословиц, в которых присутствуют цифры;
  • Выкладывать из счетных палочек геометрические фигуры;
  • Знать геометрические фигуры;
  • Научиться решать логические задачи;
  • Закрепить и углубить временные представления о временах года;
  • Определять, какой день недели был вчера, какой будет завтра;

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

  1. Направленность программы.

Направленность программы познавательная: создание условий для развития дошкольника. Организовать в группе математический уголок, в котором находятся геометрические фигуры, счётный материал, дидактические игры математического содержания, схемы - модели. 

2. Новизна программы.

Особенность программы заключается в том, чтобы   ребёнок не просто учился, а учился играя. В программе предлагаются увлекательные игры и упражнения для развития логического мышления, математическая викторина, математический праздник позволяющие качественно подготовить детей к школе.

 

3. Актуальность программы

Актуальность создания программы «Юный математик» обусловлено тем, чтобы заинтересовать дошкольников познавательной деятельностью, повысить интерес к математике, развивать логическое мышление.

 

4. Отличительные особенности программы.

Образовательная программа «Юный математик» отличается от других программ тем, что основной задачей ставит задачу формирования потребности ребенка в познании.

Особое внимание уделено взаимодействию ДОУ с семьёй. Особенность данной программы состоит в организации в группе математического уголка, в котором находятся геометрические фигуры, счётный материал, дидактические игры математического содержания, схемы – модели, эксперимент, беседа о календарях, беседа о днях неделях, консультации родителям.

    Данная программа способствует интеллектуально-творческому развитию личности, саморазвитию.

 

 

5. Педагогическая целесообразность программы.

Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что именно в дошкольном возрасте эмоциональное реагирование представляет собой способ понимания ребёнком особенностей окружающего мира.

   Реализация программы, принимает занимательный характер, предполагает систему увлекательных игр и упражнений математической направленности.  

 

6. Цель программы.

Развитие интеллектуальных способностей, познавательной активности, интереса детей к математике и желанию творчески применять полученные знания. Заинтересовать родителей в совместной работе по формированию математических способностей у детей дошкольного возраста.

Вопросам взаимосвязи детского сада с семьёй в последнее время уделяется всё большее внимание, так как личность ребёнка формируется прежде всего в семье и семейных отношениях.  Кружок «Юный математик» является дополнительным компонентом воспитательного процесса, где родители могут получить знания и развить свои умения, а также обеспечить детям поддержку для более комфортного и эффективного усвоения материала. Прежде всего, внимание родителей направляется на осознание необходимости повышения их роли во всестороннем развитии детей, в том числе интеллектуальном.  Для этого были разработаны консультации (советы родителям по использованию дидактических игр).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rodkina_o.n._yunyy_matematik.doc261 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка - детский сад Сказка» г. Ковылкино

Рассмотрена и одобрена

на заседании педагогического

совета №___от

«__»_____________2020г.

«Утверждено»

Заведующая МБДОУ

«Детский сад Сказка»

_____________Е. М. Байкина

Протокол № _____от_____

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

 (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА)

«ЮНЫЙ МАТЕМАТИК»

Возраст детей: 5-6 лет

Срок реализации: 1 год

        

        

        Составитель:

        Воспитатель Родькина О.Н.

Ковылкино 2020-2022г.


СОДЕРЖАНИЕ

1.

Паспорт программы

3

2.

Пояснительная записка

4

3.

Учебно-тематический план

7

4.

Содержание изучаемого курса

9

5.

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

15

6.

Список литературы

17

7

Приложения

19


ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование программы

Дополнительная образовательная программа «Юный математик»

(далее – Программа)

Руководитель программы

Воспитатель Родькина Олеся Николаевна

Организация-исполнитель

МБДОУ «ЦРР - Детский сад Сказка»

г. Ковылкино

Адрес организации

исполнителя

Республика Мордовия, г. Ковылкино, ул. Фролова д.28

Цель программы

формирование интереса у детей к занятиям математики. Расширение кругозора математических представлений.

Направленность программы

Познавательная

Срок реализации программы

2 года

Вид программы

Уровень реализации программы

 адаптированная  

 дошкольное образование

Система реализации контроля за исполнением программы

координацию деятельности по реализации программы осуществляет администрация образовательного учреждения;

практическую работу осуществляет педагогический коллектив

Ожидаемые конечные результаты программы

  • Писать цифры от 1 до 10;
  • Пользоваться математическими знаками;
  • Решать арифметические задачи;
  • Различать количественный и порядковый счет;
  • Понимать смысл пословиц, в которых присутствуют цифры;
  • Выкладывать из счетных палочек геометрические фигуры;
  • Знать геометрические фигуры;
  • Научиться решать логические задачи;
  • Закрепить и углубить временные представления о временах года;
  • Определять, какой день недели был вчера, какой будет завтра;


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  1. Направленность программы. 

Направленность программы познавательная: создание условий для развития дошкольника. Организовать в группе математический уголок, в котором находятся геометрические фигуры, счётный материал, дидактические игры математического содержания, схемы - модели. 

2. Новизна программы.

Особенность программы заключается в том, чтобы   ребёнок не просто учился, а учился играя. В программе предлагаются увлекательные игры и упражнения для развития логического мышления, математическая викторина, математический праздник позволяющие качественно подготовить детей к школе.

3. Актуальность программы

Актуальность создания программы «Юный математик» обусловлено тем, чтобы заинтересовать дошкольников познавательной деятельностью, повысить интерес к математике, развивать логическое мышление.

4. Отличительные особенности программы.

Образовательная программа «Юный математик» отличается от других программ тем, что основной задачей ставит задачу формирования потребности ребенка в познании.

Особое внимание уделено взаимодействию ДОУ с семьёй. Особенность данной программы состоит в организации в группе математического уголка, в котором находятся геометрические фигуры, счётный материал, дидактические игры математического содержания, схемы – модели, эксперимент, беседа о календарях, беседа о днях неделях, консультации родителям.

    Данная программа способствует интеллектуально-творческому развитию личности, саморазвитию.

5. Педагогическая целесообразность программы.

Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что именно в дошкольном возрасте эмоциональное реагирование представляет собой способ понимания ребёнком особенностей окружающего мира.

   Реализация программы, принимает занимательный характер, предполагает систему увлекательных игр и упражнений математической направленности.  

6. Цель программы.

Развитие интеллектуальных способностей, познавательной активности, интереса детей к математике и желанию творчески применять полученные знания. Заинтересовать родителей в совместной работе по формированию математических способностей у детей дошкольного возраста.

Вопросам взаимосвязи детского сада с семьёй в последнее время уделяется всё большее внимание, так как личность ребёнка формируется прежде всего в семье и семейных отношениях.  Кружок «Юный математик» является дополнительным компонентом воспитательного процесса, где родители могут получить знания и развить свои умения, а также обеспечить детям поддержку для более комфортного и эффективного усвоения материала. Прежде всего, внимание родителей направляется на осознание необходимости повышения их роли во всестороннем развитии детей, в том числе интеллектуальном.  Для этого были разработаны консультации (советы родителям по использованию дидактических игр).

7. Задачи программы.

5 – 6 лет

Обучающие задачи:

Воспитательные задачи:

Развивающие задачи:

Задачи образовательных программ 5-6 лет:

Образовательные:

•  Закреплять счет в пределах 10;

упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание, закреплять понимание отношений между числами;

•  Закреплять представления о геометрических фигурах и их свойствах;

•  Обучать ориентировки во времени, пространстве, на плоскости;

 

Воспитательные:

•   Воспитывать познавательную активность;

•   Воспитание потребности к математическим занятиям;

•   Воспитывать чувство коллективизма, товарищества;

Развивающие:

   Развитие логического мышления и основных мыслительных операций;

•   Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, делать выводы;

•   Развитие самостоятельности;

   

8. Возраст детей:

 Программа предназначена для работы с детьми старшей и подготовительной групп детского сада.

-  состав группы постоянный;

-  особенности набора обучающихся свободный;

9. Срок реализации программы. 

 Программа реализуется в течение 1 года.

Реализация программы осуществляется в ходе образовательной деятельности.

Занятия построены на чередовании различных видов деятельности:

  • рассматривание,
  •  слушание,
  • познавательные беседы,
  • выполнение творческих заданий.

10. Форма детского образовательного объединения: кружок.

Режим организации занятий: 2020 – 2021 уч. год.

Расписание занятий: каждый вторник во второй половине дня 16.00-16.25

Количество занятий в год: 34

Периодичность - 1 раз в неделю.

Длительность – 20 – 25 минут

11. Ожидаемые результаты и способы их проверки.

В результате освоения программы воспитанники будут:

5 – 6 лет

знать: количественный и порядковый счет;

геометрические фигуры;

дни недели, месяцы;

уметь: считать по образцу и названному числу в пределах 10;

писать цифры от 1 до 10;

рисовать в тетради в клетку геометрические фигуры;

выкладывать из счетных палочек геометрические фигуры;

располагать предметы в убывающем и возрастающем порядке по величине, ширине, высоте, толщине, используя соответствующие определения;

составлять числа от 3 до 10 их двух меньших;

уметь делить предмет на 2 – 4 и более частей, понимать, что часть меньше целого, а целое больше части;

ориентироваться на листе бумаги, в тетради в клетку;

владеть: математическими знаками: (+), (-), (=), (>), (<);

12. Форма подведения итогов.

- оформление папки – раскладушки для родителей «Математические представления детей старшего дошкольного возраста»;

-фотоотчет по работе кружка;

- развлечение «Страна весёлой математики»;

- викторина «Что? Где? Когда?»


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 5-6 ЛЕТ

п/п

Наименование

модулей, разделов и тем

Количество часов

всего

теория

практика

кол-во занятий

мин.

1

Диагностика

2

50 мин

10 мин

15 мин

2

«Счет до 5»

1

25 мин

10 мин

15 мин

3

«Квадрат»

1

25 мин

10 мин

15 мин

4

«Сравнение предметов по длине»

1

25 мин

10 мин

15 мин

5

«Четырехугольник»

1

25 мин

10 мин

15 мин

6

«Число и цифра 6»

1

25 мин

10 мин

15 мин

7

«Составление предмета из треугольников»

1

25 мин

10 мин

15 мин

8

«Трапеция, ромб»

1

25 мин

10 мин

15 мин

9

«Число и цифра 7»

1

25 мин

10 мин

15 мин

10

«Геометрические фигуры»

1

25 мин

10 мин

15 мин

11

«Число и цифра 8»

1

25 мин

10 мин

15 мин

12

«Измерение протяженности»

1

25 мин

10 мин

15 мин

13

«Далеко - близко»

1

25 мин

10 мин

15 мин

14

«Измерение сыпучих веществ»

1

25 мин

10 мин

15 мин

15

«Число и цифра 9»

1

25 мин

10 мин

15 мин

16

«Деление целого на равные части»

1

25 мин

10 мин

15 мин

17

«Календарь»

1

25 мин

10 мин

15 мин

18

«Неделя»

1

25 мин

10 мин

15 мин

19

«Число и цифра 0»

1

25 мин

10 мин

15 мин

20

«Число и цифра 10»

1

25 мин

10 мин

15 мин

21

«Месяц»

1

25 мин

10 мин

15 мин

22

«Измерение жидкости»

1

25 мин

10 мин

15 мин

23

«Ориентировка во времени».

1

25 мин

10 мин

15 мин

24

«Количество и счет.

Решение задач на сложение и вычитание, порядковый счет»

1

25 мин

10 мин

15 мин

25

 «Ориентировка в пространстве»

1

25 мин

10 мин

15 мин

26

«Деление целого на равные части»

1

25 мин

10 мин

15 мин

27

«Количество и счет: решение задачи на вычитание, установление соответствия между числом и цифрой, работа в тетради в клетку»

1

25 мин

10 мин

15 мин

28

«Количество и счет: решение задачи, отгадывание загадок, порядковый счет»

1

25 мин

10мин

15 мин

29

«Количество и счет: решение математической загадки, сложение числа 10 из двух меньших»

1

25 мин

10мин

15мин

30

Диагностика

1

25мин

10мин

15мин

31

Математический праздник

«Путешествие по островам»

1

25мин

10мин

15мин

32

Математическая викторина

«Что? Где? Когда?»

1

25мин

10мин

15мин

33

Итого

32

СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Старшая группа 5 – 6 лет

Тема

Наименование

модулей, разделов и тем

Содержание

Методы обучения

Формы

работы

Работа с родителями

Тема №1

Диагностика

Выявление умения считать, умения сравнивать две группы предметов

Воспитатель предлагает ответить на вопрос: «Каких игрушек больше?»

Воспитатель предлагает ребенку посчитать до 5

Беседа

Сообщить родителям, что в течение последующих двух недель с детьми проводятся беседы с целью выявления их математических представлений и умения ими оперировать.

Тема №2

Счет до 5

Упражнять детей в счете до 5. Закреплять умение сравнивать две группы предметов, добавляя к меньшей группе недостающий предмет или убирая из большей группы лишний

Воспитатель предлагает поиграть в игры «Собери в корзину»,

«Что, где?»

Словесная игра

Наглядно информационное обращение к родителям с сообщением о начале работы дополнительной программы «Занимательная математика»

Тема №3

Квадрат

Учить детей составлять квадрат из цветных счетных палочек; упражнять в счете в пределах 5, закрепление умение соотносить число с цифрой или карточкой с кружками.

Воспитатель предлагает детям поиграть в настольные игры: «сделай фигуру», «Фигуры высшего пилотажа», «покажи столько же».

Моделирование. Настольная игра

Беседа

Индивидуальная беседа с мамой Миши П. Предложить поиграть дома в игру «Что где находится».

Тема№4

Сравнение предметов по длине

Учить сравнивать предметы по длине путем складывания пополам и с помощью условной мерки; упражнять в счете в пределах 5; учить сравнивать числа путем наложения без счета; формировать представление о том, что число не зависит от величины и цвета предмета.

Педагог предлагает поиграть в дидактические игры «Какие стороны у квадрата?», «Назови скорей», «Какой цифры не стало?». На прогулке воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Соберем букет»

Беседа, дидактические игры.

Коллективная беседа с родителями о том, какие трудности испытывают дети при измерении, какое значение имеет измерительная деятельность для их развития.

Тема№5

Четырехугольник

 Познакомить с признаками четырехугольника; учить ориентироваться в пространстве; отражать в речи направление: «слева», «справа».

Тема №6

Число и цифра 6

Познакомить с образованием числа 6; учить называть числительные по порядку, правильно соотносить числительные с предметами, словами определять положение предмета: «Рядом», «сбоку», находить в окружении предметы четырехугольной формы.

Воспитатель дает детям задания и задает вопросы

Беседа, игры.

Рекомендация родителям: приготовить для детей палочку мерку длиной 50см., с нанесенными делениями от 1 см до 5 см.

Тема №7

Составление предмета из треугольников

Учить составлять конструкцию из 4 равнобедренных треугольников, ориентироваться на листе бумаги, словами называть направление: «справа», «вверху», «внизу».

Воспитатель предлагает детям сделать модель рыбок из бумажных треугольников

Беседа, моделирование,

игра

Консультация для родителей "Развитие математических способностей у дошкольников через игру"

Тема №8

Трапеция, ромб.

Учить воспитанников классифицировать фигуры по разным признакам; познакомить с трапецией и ромбом; упражнять в счете в пределах 6; учить определять длину предмета на глаз.

Воспитатель показывает детям геометрические фигуры, вспоминая пройденный материал.

Беседа, игры.

Напомнить родителям, что необходимо развивать мелкую моторику ребенка.

Тема №9

Число и цифра 7

Познакомить с образованием числа 7 и цифрой 7; учить считать в пределах 7.

Воспитатель предлагает детям назвать цифры по порядку от 1 до 6.

Игры «Найди кусочек сыра», «Что, где?».

Рассказать родителям, что дети познакомились с числом 7.

Тема№10

Геометрические фигуры

Упражнять в счете в пределах 7; учить составлять четырехугольник из счетных палочек; учить узнавать геометрические фигуры в окружающих предметах; закреплять понятия «вчера», «сегодня», «завтра».

Воспитатель предлагает детям выложить из счетных палочек любой четырехугольник.

Игры, сидя за столом, «сделай фигуру», «наведи порядок».

Рекомендации родителям не упустить возможность закрепить знания детей о числе 7. Например, предложить ребенку помыть 7 яблок.

Тема №11

Число и цифра 8

Познакомить с образованием числа 8; учить соотносить цифру с числом; уметь считать в пределах 8.

Для закрепления знаний воспитатель проводит игру «Какой цифры не стало?».

Подвижная игра «Что изменилось?»

На прогулке «Кто быстрее?».

Консультация для мамы Лены Д. «Математика дома».

Тема №12

Измерение протяженности

Учить измерять длину предмета с помощью условной мерки; упражнять в счете в пределах 8; учить изменять фигуру путем добавления счетных палочек.

Воспитатель предлагает воспитанникам моделировать из счетных палочек.

Моделирование, эксперимент, подвижная игра.

Индивидуальная беседа с мамой Жени Г. Посоветовать в свободное время поупражнять ребенка в измерении.

Тема №13

Далеко – близко  

Учить детей делить квадрат на 4 части путем его складывания по диагонали, составлять предмет из 4 частей, измерять протяженность с помощью условной мерки.

Воспитатель предлагает детям самостоятельно

Разделить квадрат на 4 треугольника.

Беседа, игра «Раздели квадрат», «Не ошибись».

Консультация для родителей

«Математика – это интересно»

Тема №14

Измерение сыпучих веществ

Учить измерять сыпучие вещества с помощью условной мерки; упражнять в счете в пределах 8; развивать умение конструировать из заданных палочек, сравнивать предметы по длине.

Воспитатель предлагает обсудить ситуацию, эксперимент

 «Сколько гороха в миске?»

Эксперимент, беседа, обсуждение ситуации, игра «Найди пару».

Рекомендации родителям: напомнить, как важно развивать воображение ребенка.

Тема №15

Число и цифра 9

Познакомить с образованием числа 9 и цифрой 9. Упражнять в счете в пределах 9, учить увеличивать на один.

 Воспитатель предлагает выполнить задание с счетными палочками и цифрами.

Игры: «кто больше назовет», «книги на полке».

Консультация для мамы Влада К.

 «Математика – это интересно»

Тема №16

Деление целого на равные части

Учить воспитанников делить целое на равные части, показывать и называть части; закреплять понимание, что часть меньше целого, целое больше части.

Выполнение заданий

Упражнение, Беседа, подвижная игра «Найди свой домик».

Индивидуальная беседа с мамой Лены Д. Воспитатель порекомендовал маме, дать Лене коробку с пуговицами разной величины, цвета и формы.

Тема №17

Календарь

Познакомить с календарем; рассказать, что календари бывают разных видов, форм; продолжать учить и различать, и называть геометрические фигуры.

Воспитатель предлагает детям отгадать загадки.

Беседа, игра

 «найди фигуру».

Индивидуальная беседа с мамой Матвея Г.

Тема №18

Неделя

Познакомить с названиями дней недели; закреплять знание названий частей суток

(утро, вечер, день, ночь).

Дети выполняют задание воспитателя с цветными счетными палочками.

Беседа, игра.

Познакомить родителей с тем, что дети выполняли на занятии.

Тема №19

Число и цифра 0

Познакомить с нулем; упражнять в счете.

Воспитатель предлагает детям разложить цифры по порядку. Просит показать цифру, которая обозначает сколько листиков на столе.

Знакомство с нулем, игра «найди пару», зачитывание стихотворения, эксперимент.

Беседа с мамой Лены Д.

Рекомендация маме, для развития мелкой моторики, чаще Лене давать пластилин.

Тема №20

Число и цифра 10

Познакомить с образованием числа 10; учить считать в пределах 10; соотносить цифры с числом, учить составлять узор из геометрических фигур.

Воспитатель предлагает вспомнить, пословицы в которых встречаются числа 3,7.

Словесная игра, игра с кубом, игра парами» рисунок на ткани»

Предложить маме Сони К. спросить ребенка, с каким новым числом он познакомился на занятии.

Тема №21

Тема №22

Месяц

Измерение жидкости

Учить называть последовательно дни недели;

познакомить с понятием «месяц».

Упражнять в измерение жидкости с помощью условной мерки.

Воспитатель проводит беседу с детьми.

Воспитатель предлагает детям провести эксперимент.

Беседа о месяце, игра «классификация фигур», «по порядку стройся».

Эксперимент, игра

Консультация для родителей «Математика дома»

Посоветовать родителям приготовить совместно с ребенком тесто для печенья. Пусть ребенок сам выберет формочки.

Тема №23

Ориентировка во времени

Упражнять в ориентировке на листе бумаги; учить задавать вопросы, используя слова «сколько», «слева», «справа».

Воспитатель раздает детям раздаточный материал и предлагает выполнить задание.

Выполнение оригами, игры, упражнение.

Консультация для родителей «Дидактическая игра в жизни вашего ребенка»

Тема №24

Количество и счет: решение задач на сложение и вычитание, порядковый счет.

Учить отгадывать математические загадки, записывать решение с помощью цифр и математических знаков, читать запись.

Воспитатель предлагает выполнить упражнение со счетными палочками.

Игра «отгадай загадку», «считай раскрашивай».

Анкетирование родителей на тему: «Развитие элементарных математических представлений Вашего ребёнка».

Тема №25

Ориентировка в пространстве

Упражнять в ориентировке на листе бумаги; учить задавать вопросы; упражнять в счете в пределах 10; учить называть соседей «чисел»

Работа организуется с небольшой группой детей.

Проводится игра «найди картинку», «назови соседей», «найди спрятанную игрушку».

Консультация для родителей «Логические задачи»

Тема №26

Деление целого на равные части

Упражнять в делении квадрата на 4 равные части путем складывания по диагонали; учить показывать одну четвертую, составлять предмет из 4 равнобедренных треугольников, ориентироваться в пространстве.

Воспитатель предлагает детям моделирование из бумаги.

Моделирование «по морям, по волнам», проводится игра «Да и нет»

Сообщение родителям, что в ближайшее время будет проводится диагностика.

Тема №27

Количество и счет: решение задачи на вычитание, установление соответствия между числом и цифрой, работа в тетради в клетку.

Закреплять знания о последовательности частей суток, способствовать развитию глазомера. Учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

Воспитатель предлагает дорисовать недостающие предметы.

Рисование

Наглядно информационное обращение к родителям с сообщением о начале работы дополнительной программы «Занимательная математика»

Тема №28

Количество и счет: решение задачи, отгадывание загадок, порядковый счет.

Закреплять навыки порядкового счета, правильно отвечать на вопросы: сколько? Какой по счету?

Педагог читает стихотворение дети внимательно слушают и отвечают на вопросы

Чтение стихотворения, физкультминутка «Назови скорее»

Индивидуальные беседы с родителями на тему: «Как правильно закреплять пройденный материал в домашних условиях».

Тема№29

Количество и счет: решение математической загадки, сложение числа 10 из двух меньших

Закреплять умение составлять число 10 из двух меньших, знания о геометрических фигурах.

Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает дорисовать цветы.

Рисование, игры.

Консультация: «Роль родителей в развитии элементарных математических представлений у детей».

Тема№30

Диагностика

Выявление умения считать, знания цифр, умения соотносить количество предметов с цифрой, умение отсчитывать количество на единицу больше или меньше, умения сравнивать две группы предметов, выявление знаний о геометрических фигурах, выявление умения ориентироваться в пространстве.

Воспитатель задает вопросы, предлагает детям выполнить задания и упражнения.

Игры, задания, рисования.

Беседа с родителями по итогам диагностики.

Тема№31

Математический праздник «Путешествие по островам»

Тема№32

Математическая викторина «Что? Где? Когда?»

Итого

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

  1. Формы занятий, планируемых по каждой теме или разделу.

Традиционные;

Комбинированные;

Беседы;

Мероприятия;

Конкурсы.

  1. Приемы и методы организации.

Эмоциональные методы:

− поощрение;

− порицание;

− учебно-познавательная игра;

Познавательные методы:

− выполнение творческих заданий.

Социальные методы:

− заинтересованность в результатах;

− взаимопроверка.

Вербальные методы.

Словесные – познавательные беседы, рассуждения, объяснения, слушание.  

Наглядные – показ иллюстрационных пособий, плакатов, схем, стендов, презентаций.

Практические – выполнение практических заданий; игровые ситуации, эксперимент, моделирование.

  1. Дидактический материал. 

Стенды:

Состав чисел

Картотеки:

Дидактические игры.

Дидактический материал:

  • рабочая тетрадь для детей пяти-шести лет «Я считаю до десяти»;
  • рабочая тетрадь для детей пяти – семи лет «Геометрические фигуры»,
  • набор занимательных игр: «Сложи узор», «Составь картинку», «Дорисуй», «Считай дальше», «Веселый счет» и др.;
  • разрезные картинки;
  • пирамиды;
  • набор геометрических фигур;
  • набор цифр;
  • числовая лесенка;
  • цветные карандаши;
  • простые карандаши;
  • тетради в крупную клетку;
  • костюмы персонажей сказочных героев;
  • картинки с персонажами сказок;
  • карточки с заданиями;
  • аудиозаписи;
  • логические игры;
  • доска.

  1. Техническое оснащение занятий.

- просторное помещение для занятий;

- компьютер;

- телевизор.

Средства ИКТ, пособия и оборудование:

  • ноутбук;
  • проектор;
  • экран;
  • фотоаппарат;
  • акустические колонки;


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. – М.: Просвещение,2002. – 385 с.

2. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение, 2001. – 404 с.

3.  Венгер Л.А., Дьяченко О.М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. –  М.: Просвещение, 2003. – 312 с.

4.  Ерофеева Т.И. Математика для дошкольников – М.: Просвещение, 2002 – 256с.

5. Логика. Программа развития основ логического мышления у старших дошкольников. / Сост. Корепанова М. В. – Волгоград, 2004.

6. Математика до школы. /Сост. Смоленцева А. А., Пустовой О. В., Михайлова З. М., Непомнящая Р. Л. – СПб.: Детство-Пресс, 2000.

7.  Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников, М.: Просвещение, 2010. – 187с.

8.   Михайлова З. А. Математика – это интересно. Методическое пособие. – СПб: Детство-Пресс, 2002.

9.   Михайлова З.А. Математика от трёх до семи.

10.   Носова Е.А. Логика и математика для дошкольников. – СПб.: Феникс, 2006. – 123 с.

11. Петерсон Л.Г. Раз ступенька, два ступенька. – СПб: Феникс, 2008. – 418с.

12. Первые шаги в математику. Методическое пособие / Сост. Буланова Л. В., Корепанова М. В. и др. – Волгоград, 2004.

13. Мониторинг в детском саду/ под ред. Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, М.В. Крулехт. – СПб: Детство-пресс, 2011. – 297с.

14.  Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей дошкольника. – Ярославль: Академия развития, 2005. – 267 с.

15. Учебное пособиеЧего на свете не бывает/ под редакцией О.М. Дьяченко и Е.Л. Агаевой. – М.: Просвещение, 2007. – 245с.

16. Харько Т. Г., Воскобович В. В. Сказочные лабиринты игры. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3-7 лет. – СПб., 2007

Литература, рекомендуемая для детей и родителей:

1. Васильева Н.Н., Новоторцева Н.В Развивающие игры для дошкольников. –  Ярославль: Академия развития, 2006. – 374с

2. Волина В.В. Праздник числа – М.: Знание, 2003 – 180с.

3. Гаврина С.Е. Веселые задачки для маленьких умников. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 382с.

4. Галанова Т.В. Развивающие игры с малышами. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 375с.

5. Дьяченко В.В. Чего на свете не бывает? – М.:  Просвещение, 2011 – 208с.

Приложения

Приложение 1

Консультации

1.Наглядно информационное обращение к родителям с сообщением о начале работы дополнительной программы «Занимательная математика».

2. Консультация для родителей «Логические задачи».

3. Консультация для родителей: «Математика в жизни малышей».

4.Индивидуальные беседы с родителями на тему: «Как правильно закреплять пройденный материал в домашних условиях».

5. Консультация: «Роль родителей в развитии элементарных математических представлений у детей».

6. Консультация для родителей «Математика дома».

7."Развитие математических способностей у дошкольников через игру".

8. Консультация для родителей «Математика – это интересно».

Анкетирование

Анкетирование родителей на тему: «Развитие элементарных математических представлений Вашего ребёнка».

Презентация

Дидактическая игра в формировании элементарных математических представлений.

Картотека игр

Д/и «Найди пару» - закрепить умение сравнивать два предмета по величине, обозначая результат сравнения «большой», «маленький», «меньше», «больше».

Д/и «Что, где находится?» - упражнять в определении пространственного направления от себя и называть их словами: впереди, сзади, слева, справа, вверху, внизу.

Игр. упр. «Поможем Мишке разложить картинки» - расширять представления о частях суток и их последовательности: утро, день, вечер, ночь; формировать умение последовательно расставлять картинки.

Игр. упр.  «Сравним ленты» - закреплять умение сравнивать предметы по 2- м признакам (величина, ширина)

«Найди свой домик». Развивать умение у детей выделять отдельные предметы и группы предметов из множества по заданным свойствам. Слушать, понимать задание и действовать в соответствии с ним.

«Раздели». Развивать умение слушать, понимать задание и действовать в соответствии с ним. Совершенствовать умения детей распределять множество на две группы по размеру.

«Отгадайте и назовите». Учить соотносить вербальное описание с мысленным образом. Развивать воображение.

«Чудесный мешочек». Совершенствовать представления о форме и размере фигур и объёмных тел. Формировать образы, адекватные геометрическим фигурам.

Д/и «Где звенит колокольчик?» - развивать умение определять пространственные направления от себя: вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа.

Д/и «Наш день» - расширять представление о частях суток и их последовательности (утро, день, вечер, ночь).

Д/и «Найди свой домик» - совершенствовать умение различать и называть геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник) независимо от их размера.

Д/и «Скажи наоборот»- упражнять в назывании противоположного слова, характеризующего предметы по длине, ширине, высоте.

Д/и «Найди похожее» - упражнять в умении различать и называть знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, находить предметы определенной формы в окружающем.

Д/и «Который по счету?» - закреплять навык порядкового счета в пределах 20.

Д/и «Матрешки» - совершенствовать умение сравнивать несколько предметов по величине, раскладывать их в убывающем или возрастающем порядке.

Игр. упр. «Когда это бывает?» - закреплять представления о последовательности частей суток: утро, день, вечер, ночь. Упражнять в определении времени суток и выкладывании карточек.

Д/и «Не ошибись» - упражнять в различении геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник; и выполнении определенных соответствующих движений.

Д/и «Поставь так же» - продолжать формировать представления о порядковом значении числа в пределах 20, закреплять умение отвечать на вопросы «сколько?», «который по счету?», «на котором месте?».

Д/и «Угадай, что изменилось?» - упражнять в запоминании порядка расположения (колечек) и умении определять, что изменилось.

 «Найди себе пару» - формировать умение различать цилиндр, шар, куб;

Уточнить их названия, цвет; упражнять в ориентировке в пространстве.

Д/и «Сломанная лесенка» - совершенствовать умение сравнивать несколько предметов по величине и раскладывать их в убывающем или возрастающем порядке.

Д/и «Три квадрата» -   формировать умение соотносить по величине 3 предметов и обозначая их соответствие словами «большой», «маленький», «средний», «самый большой», «самый маленький».

Д/и «Составь предмет» - упражнять в составлении силуэта предмета из отдельных частей (геометрических фигур).

Д/и «Которая игрушка спрятана?» - закреплять порядковый счет.

Д/и «Какие бывают фигуры?» -закрепить названия новых форм: овал, прямоугольник, треугольник, давая их в паре с уже знакомыми: квадрат-треугольник, квадрат-прямоугольник, круг-овал.

Д/и «Далеко – близко» формировать понятие и значение слов «далеко»- «близко».

Д/и «Длинный – короткий» - развивать умение у детей четко дифференцировать восприятие качеств величин.

Д/и «Найди предмет» - упражнять в умении сопоставлять формы предметов с геометрическими образцами.

Д/и «Что, где находится?» - упражнять в определении

Д/ и «Отгадай, сколько и покажи столько же»

- упражнять в счете предметов на ощупь в пределах 20.

Д/и «Наш день» - закрепить представления о частях суток, сформировать умение правильно употреблять слова: утро, день, вечер, ночь.

Д/и «Широкое – узкое» - Освоение умения сравнивать предметы контрастных размеров по длине и ширине, использовать в речи понятия: «длинный», "длиннее", "широкий", "узкий.

Д/и «Сделай, столько же» - формировать умение воспроизводить указанное количество движений в пределах 5.

Д/ и «Правильно пойдешь – секрет найдешь» - закрепить умение двигаться в заданном направлении.

Д/и «Когда это бывает?» - уточнить и углубить знания детей о временах года.

Д/и «Подбери по форме» - формировать умение выделять форму предмета, отвлекаясь от других его признаков.

Д/и «Собери бусы»- формировать умение группировать геометрические фигуры по 2-м свойствам: цвет и форма, величина и цвет, форма и величина; видеть простейшие закономерности в чередовании фигур, пространственного расположения предметов по отношению от себя.

Работа с родителями

Мероприятия

1.Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала в течение года.

Создание интерактивных игр по математике.

 Обогащение центра математики.

Беседы, консультации, выступления на родительском собрании

По темам:

«Планирование дидактических игр с использованием ИКТ- оборудования в воспитательно-образовательном процессе».

«Роль дидактических игр в детском саду»

«Дидактические игры в процессе математического развития детей дошкольного возраста»

«Значение дидактических игр и занятий для воспитания детей»

3. Оформление папок- передвижек и фоторепортажей:

-«Математика вокруг нас»;

-«По дороге к математике»

-«Математика в жизни ребенка»

-«Математические игры» (фотообзор)


        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа, обеспечивающая реализацию дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Радуга» для детей 5-6 лет

 Программа «Радуга» имеет художественную направленность, ее реализация позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности населения, но и создать условия для развит...

Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеразвивающая программа «Ладушки» для детей (6-7 лет) срок реализации программы 1год

           Одним из главных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является эстетическое развитие ребенка. В специально организованной худож...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА) «Юные краеведы» Возраст детей: 6-7 лет Срок реализации: 1 год

Пояснительная запискаДошкольное детство – начальный этап становления личности. Именно в этот период закладываются основы личностной культуры детей дошкольного возраста. Формирование личностной к...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА) «ЮНЫЙ ПЕШЕХОД»

Программа имеет социально-педагогическую направленность, обеспечивает общественное развитие ребенка во взаимодействии и общении с другими людьми, социальной средой города, осуществляет формирование у ...

Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа спортивной направленности «Физкультошка» для детей от 5 до 7 лет (срок реализации программы 2 года)

Сегодня на смену увлекательным коллективным играм пришли компьютерные игры. Приоритетным становится интеллектуальное, эстетическое развитие ребёнка. Не отрицая их значимости, надо признать, что у ребё...

Программа дополнительная общеобразовательной программы – дополнительная общеразвивающая программа дошкольного отделения МБОУ Часцовской СОШ «Ритмика для малышей»

Цель данной Программы – воспитание пластической культуры у детей младшего дошкольного возраста, активизация творчества через двигательный мир ребенка; развитие гармоничной и всесторонне развитой...