ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА) «ЮНЫЙ МАТЕМАТИК»
проект по математике (старшая группа)
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
(ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА)
«ЮНЫЙ МАТЕМАТИК»
Возраст детей: 5-6 лет
Срок реализации: 1 год
Составитель:
Воспитатель Родькина О.Н.
Ковылкино 2020-2022г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. | Паспорт программы | 3 |
2. | Пояснительная записка | 4 |
3. | Учебно-тематический план | 7 |
4. | Содержание изучаемого курса | 9 |
5. | Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы | 15 |
6. | Список литературы | 17 |
7 | Приложения | 19 |
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование программы | Дополнительная образовательная программа «Юный математик» (далее – Программа) |
Руководитель программы | Воспитатель Родькина Олеся Николаевна |
Организация-исполнитель | МБДОУ «ЦРР - Детский сад Сказка» г. Ковылкино |
Адрес организации исполнителя | Республика Мордовия, г. Ковылкино, ул. Фролова д.28 |
Цель программы | формирование интереса у детей к занятиям математики. Расширение кругозора математических представлений. |
Направленность программы | Познавательная |
Срок реализации программы | 2 года |
Вид программы Уровень реализации программы | адаптированная дошкольное образование |
Система реализации контроля за исполнением программы | координацию деятельности по реализации программы осуществляет администрация образовательного учреждения; практическую работу осуществляет педагогический коллектив |
Ожидаемые конечные результаты программы |
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
- Направленность программы.
Направленность программы познавательная: создание условий для развития дошкольника. Организовать в группе математический уголок, в котором находятся геометрические фигуры, счётный материал, дидактические игры математического содержания, схемы - модели.
2. Новизна программы.
Особенность программы заключается в том, чтобы ребёнок не просто учился, а учился играя. В программе предлагаются увлекательные игры и упражнения для развития логического мышления, математическая викторина, математический праздник позволяющие качественно подготовить детей к школе.
3. Актуальность программы
Актуальность создания программы «Юный математик» обусловлено тем, чтобы заинтересовать дошкольников познавательной деятельностью, повысить интерес к математике, развивать логическое мышление.
4. Отличительные особенности программы.
Образовательная программа «Юный математик» отличается от других программ тем, что основной задачей ставит задачу формирования потребности ребенка в познании.
Особое внимание уделено взаимодействию ДОУ с семьёй. Особенность данной программы состоит в организации в группе математического уголка, в котором находятся геометрические фигуры, счётный материал, дидактические игры математического содержания, схемы – модели, эксперимент, беседа о календарях, беседа о днях неделях, консультации родителям.
Данная программа способствует интеллектуально-творческому развитию личности, саморазвитию.
5. Педагогическая целесообразность программы.
Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что именно в дошкольном возрасте эмоциональное реагирование представляет собой способ понимания ребёнком особенностей окружающего мира.
Реализация программы, принимает занимательный характер, предполагает систему увлекательных игр и упражнений математической направленности.
6. Цель программы.
Развитие интеллектуальных способностей, познавательной активности, интереса детей к математике и желанию творчески применять полученные знания. Заинтересовать родителей в совместной работе по формированию математических способностей у детей дошкольного возраста.
Вопросам взаимосвязи детского сада с семьёй в последнее время уделяется всё большее внимание, так как личность ребёнка формируется прежде всего в семье и семейных отношениях. Кружок «Юный математик» является дополнительным компонентом воспитательного процесса, где родители могут получить знания и развить свои умения, а также обеспечить детям поддержку для более комфортного и эффективного усвоения материала. Прежде всего, внимание родителей направляется на осознание необходимости повышения их роли во всестороннем развитии детей, в том числе интеллектуальном. Для этого были разработаны консультации (советы родителям по использованию дидактических игр).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rodkina_o.n._yunyy_matematik.doc | 261 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка - детский сад Сказка» г. Ковылкино
Рассмотрена и одобрена на заседании педагогического совета №___от «__»_____________2020г. | «Утверждено» Заведующая МБДОУ «Детский сад Сказка» _____________Е. М. Байкина Протокол № _____от_____ |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
(ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА)
«ЮНЫЙ МАТЕМАТИК»
Возраст детей: 5-6 лет
Срок реализации: 1 год
Составитель:
Воспитатель Родькина О.Н.
Ковылкино 2020-2022г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. | Паспорт программы | 3 |
2. | Пояснительная записка | 4 |
3. | Учебно-тематический план | 7 |
4. | Содержание изучаемого курса | 9 |
5. | Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы | 15 |
6. | Список литературы | 17 |
7 | Приложения | 19 |
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование программы | Дополнительная образовательная программа «Юный математик» (далее – Программа) |
Руководитель программы | Воспитатель Родькина Олеся Николаевна |
Организация-исполнитель | МБДОУ «ЦРР - Детский сад Сказка» г. Ковылкино |
Адрес организации исполнителя | Республика Мордовия, г. Ковылкино, ул. Фролова д.28 |
Цель программы | формирование интереса у детей к занятиям математики. Расширение кругозора математических представлений. |
Направленность программы | Познавательная |
Срок реализации программы | 2 года |
Вид программы Уровень реализации программы | адаптированная дошкольное образование |
Система реализации контроля за исполнением программы | координацию деятельности по реализации программы осуществляет администрация образовательного учреждения; практическую работу осуществляет педагогический коллектив |
Ожидаемые конечные результаты программы |
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
- Направленность программы.
Направленность программы познавательная: создание условий для развития дошкольника. Организовать в группе математический уголок, в котором находятся геометрические фигуры, счётный материал, дидактические игры математического содержания, схемы - модели.
2. Новизна программы.
Особенность программы заключается в том, чтобы ребёнок не просто учился, а учился играя. В программе предлагаются увлекательные игры и упражнения для развития логического мышления, математическая викторина, математический праздник позволяющие качественно подготовить детей к школе.
3. Актуальность программы
Актуальность создания программы «Юный математик» обусловлено тем, чтобы заинтересовать дошкольников познавательной деятельностью, повысить интерес к математике, развивать логическое мышление.
4. Отличительные особенности программы.
Образовательная программа «Юный математик» отличается от других программ тем, что основной задачей ставит задачу формирования потребности ребенка в познании.
Особое внимание уделено взаимодействию ДОУ с семьёй. Особенность данной программы состоит в организации в группе математического уголка, в котором находятся геометрические фигуры, счётный материал, дидактические игры математического содержания, схемы – модели, эксперимент, беседа о календарях, беседа о днях неделях, консультации родителям.
Данная программа способствует интеллектуально-творческому развитию личности, саморазвитию.
5. Педагогическая целесообразность программы.
Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что именно в дошкольном возрасте эмоциональное реагирование представляет собой способ понимания ребёнком особенностей окружающего мира.
Реализация программы, принимает занимательный характер, предполагает систему увлекательных игр и упражнений математической направленности.
6. Цель программы.
Развитие интеллектуальных способностей, познавательной активности, интереса детей к математике и желанию творчески применять полученные знания. Заинтересовать родителей в совместной работе по формированию математических способностей у детей дошкольного возраста.
Вопросам взаимосвязи детского сада с семьёй в последнее время уделяется всё большее внимание, так как личность ребёнка формируется прежде всего в семье и семейных отношениях. Кружок «Юный математик» является дополнительным компонентом воспитательного процесса, где родители могут получить знания и развить свои умения, а также обеспечить детям поддержку для более комфортного и эффективного усвоения материала. Прежде всего, внимание родителей направляется на осознание необходимости повышения их роли во всестороннем развитии детей, в том числе интеллектуальном. Для этого были разработаны консультации (советы родителям по использованию дидактических игр).
7. Задачи программы.
5 – 6 лет
Обучающие задачи:
Воспитательные задачи:
Развивающие задачи:
Задачи образовательных программ 5-6 лет:
Образовательные:
• Закреплять счет в пределах 10;
упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание, закреплять понимание отношений между числами;
• Закреплять представления о геометрических фигурах и их свойствах;
• Обучать ориентировки во времени, пространстве, на плоскости;
Воспитательные:
• Воспитывать познавательную активность;
• Воспитание потребности к математическим занятиям;
• Воспитывать чувство коллективизма, товарищества;
Развивающие:
• Развитие логического мышления и основных мыслительных операций;
• Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, делать выводы;
• Развитие самостоятельности;
8. Возраст детей:
Программа предназначена для работы с детьми старшей и подготовительной групп детского сада.
- состав группы постоянный;
- особенности набора обучающихся свободный;
9. Срок реализации программы.
Программа реализуется в течение 1 года.
Реализация программы осуществляется в ходе образовательной деятельности.
Занятия построены на чередовании различных видов деятельности:
- рассматривание,
- слушание,
- познавательные беседы,
- выполнение творческих заданий.
10. Форма детского образовательного объединения: кружок.
Режим организации занятий: 2020 – 2021 уч. год.
Расписание занятий: каждый вторник во второй половине дня 16.00-16.25
Количество занятий в год: 34
Периодичность - 1 раз в неделю.
Длительность – 20 – 25 минут
11. Ожидаемые результаты и способы их проверки.
В результате освоения программы воспитанники будут:
5 – 6 лет
знать: количественный и порядковый счет;
геометрические фигуры;
дни недели, месяцы;
уметь: считать по образцу и названному числу в пределах 10;
писать цифры от 1 до 10;
рисовать в тетради в клетку геометрические фигуры;
выкладывать из счетных палочек геометрические фигуры;
располагать предметы в убывающем и возрастающем порядке по величине, ширине, высоте, толщине, используя соответствующие определения;
составлять числа от 3 до 10 их двух меньших;
уметь делить предмет на 2 – 4 и более частей, понимать, что часть меньше целого, а целое больше части;
ориентироваться на листе бумаги, в тетради в клетку;
владеть: математическими знаками: (+), (-), (=), (>), (<);
12. Форма подведения итогов.
- оформление папки – раскладушки для родителей «Математические представления детей старшего дошкольного возраста»;
-фотоотчет по работе кружка;
- развлечение «Страна весёлой математики»;
- викторина «Что? Где? Когда?»
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 5-6 ЛЕТ
№ п/п | Наименование модулей, разделов и тем | Количество часов | |||
всего | теория | практика | |||
кол-во занятий | мин. | ||||
1 | Диагностика | 2 | 50 мин | 10 мин | 15 мин |
2 | «Счет до 5» | 1 | 25 мин | 10 мин | 15 мин |
3 | «Квадрат» | 1 | 25 мин | 10 мин | 15 мин |
4 | «Сравнение предметов по длине» | 1 | 25 мин | 10 мин | 15 мин |
5 | «Четырехугольник» | 1 | 25 мин | 10 мин | 15 мин |
6 | «Число и цифра 6» | 1 | 25 мин | 10 мин | 15 мин |
7 | «Составление предмета из треугольников» | 1 | 25 мин | 10 мин | 15 мин |
8 | «Трапеция, ромб» | 1 | 25 мин | 10 мин | 15 мин |
9 | «Число и цифра 7» | 1 | 25 мин | 10 мин | 15 мин |
10 | «Геометрические фигуры» | 1 | 25 мин | 10 мин | 15 мин |
11 | «Число и цифра 8» | 1 | 25 мин | 10 мин | 15 мин |
12 | «Измерение протяженности» | 1 | 25 мин | 10 мин | 15 мин |
13 | «Далеко - близко» | 1 | 25 мин | 10 мин | 15 мин |
14 | «Измерение сыпучих веществ» | 1 | 25 мин | 10 мин | 15 мин |
15 | «Число и цифра 9» | 1 | 25 мин | 10 мин | 15 мин |
16 | «Деление целого на равные части» | 1 | 25 мин | 10 мин | 15 мин |
17 | «Календарь» | 1 | 25 мин | 10 мин | 15 мин |
18 | «Неделя» | 1 | 25 мин | 10 мин | 15 мин |
19 | «Число и цифра 0» | 1 | 25 мин | 10 мин | 15 мин |
20 | «Число и цифра 10» | 1 | 25 мин | 10 мин | 15 мин |
21 | «Месяц» | 1 | 25 мин | 10 мин | 15 мин |
22 | «Измерение жидкости» | 1 | 25 мин | 10 мин | 15 мин |
23 | «Ориентировка во времени». | 1 | 25 мин | 10 мин | 15 мин |
24 | «Количество и счет. Решение задач на сложение и вычитание, порядковый счет» | 1 | 25 мин | 10 мин | 15 мин |
25 | «Ориентировка в пространстве» | 1 | 25 мин | 10 мин | 15 мин |
26 | «Деление целого на равные части» | 1 | 25 мин | 10 мин | 15 мин |
27 | «Количество и счет: решение задачи на вычитание, установление соответствия между числом и цифрой, работа в тетради в клетку» | 1 | 25 мин | 10 мин | 15 мин |
28 | «Количество и счет: решение задачи, отгадывание загадок, порядковый счет» | 1 | 25 мин | 10мин | 15 мин |
29 | «Количество и счет: решение математической загадки, сложение числа 10 из двух меньших» | 1 | 25 мин | 10мин | 15мин |
30 | Диагностика | 1 | 25мин | 10мин | 15мин |
31 | Математический праздник «Путешествие по островам» | 1 | 25мин | 10мин | 15мин |
32 | Математическая викторина «Что? Где? Когда?» | 1 | 25мин | 10мин | 15мин |
33 | Итого | 32 |
СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Старшая группа 5 – 6 лет
Тема | Наименование модулей, разделов и тем | Содержание | Методы обучения | Формы работы | Работа с родителями | |||
Тема №1 | Диагностика | Выявление умения считать, умения сравнивать две группы предметов | Воспитатель предлагает ответить на вопрос: «Каких игрушек больше?» Воспитатель предлагает ребенку посчитать до 5 | Беседа | Сообщить родителям, что в течение последующих двух недель с детьми проводятся беседы с целью выявления их математических представлений и умения ими оперировать. | |||
Тема №2 | Счет до 5 | Упражнять детей в счете до 5. Закреплять умение сравнивать две группы предметов, добавляя к меньшей группе недостающий предмет или убирая из большей группы лишний | Воспитатель предлагает поиграть в игры «Собери в корзину», «Что, где?» | Словесная игра | Наглядно информационное обращение к родителям с сообщением о начале работы дополнительной программы «Занимательная математика» | |||
Тема №3 | Квадрат | Учить детей составлять квадрат из цветных счетных палочек; упражнять в счете в пределах 5, закрепление умение соотносить число с цифрой или карточкой с кружками. | Воспитатель предлагает детям поиграть в настольные игры: «сделай фигуру», «Фигуры высшего пилотажа», «покажи столько же». | Моделирование. Настольная игра Беседа | Индивидуальная беседа с мамой Миши П. Предложить поиграть дома в игру «Что где находится». | |||
Тема№4 | Сравнение предметов по длине | Учить сравнивать предметы по длине путем складывания пополам и с помощью условной мерки; упражнять в счете в пределах 5; учить сравнивать числа путем наложения без счета; формировать представление о том, что число не зависит от величины и цвета предмета. | Педагог предлагает поиграть в дидактические игры «Какие стороны у квадрата?», «Назови скорей», «Какой цифры не стало?». На прогулке воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Соберем букет» | Беседа, дидактические игры. | Коллективная беседа с родителями о том, какие трудности испытывают дети при измерении, какое значение имеет измерительная деятельность для их развития. | |||
Тема№5 | Четырехугольник | Познакомить с признаками четырехугольника; учить ориентироваться в пространстве; отражать в речи направление: «слева», «справа». | ||||||
Тема №6 | Число и цифра 6 | Познакомить с образованием числа 6; учить называть числительные по порядку, правильно соотносить числительные с предметами, словами определять положение предмета: «Рядом», «сбоку», находить в окружении предметы четырехугольной формы. | Воспитатель дает детям задания и задает вопросы | Беседа, игры. | Рекомендация родителям: приготовить для детей палочку мерку длиной 50см., с нанесенными делениями от 1 см до 5 см. | |||
Тема №7 | Составление предмета из треугольников | Учить составлять конструкцию из 4 равнобедренных треугольников, ориентироваться на листе бумаги, словами называть направление: «справа», «вверху», «внизу». | Воспитатель предлагает детям сделать модель рыбок из бумажных треугольников | Беседа, моделирование, игра | Консультация для родителей "Развитие математических способностей у дошкольников через игру" | |||
Тема №8 | Трапеция, ромб. | Учить воспитанников классифицировать фигуры по разным признакам; познакомить с трапецией и ромбом; упражнять в счете в пределах 6; учить определять длину предмета на глаз. | Воспитатель показывает детям геометрические фигуры, вспоминая пройденный материал. | Беседа, игры. | Напомнить родителям, что необходимо развивать мелкую моторику ребенка. | |||
Тема №9 | Число и цифра 7 | Познакомить с образованием числа 7 и цифрой 7; учить считать в пределах 7. | Воспитатель предлагает детям назвать цифры по порядку от 1 до 6. | Игры «Найди кусочек сыра», «Что, где?». | Рассказать родителям, что дети познакомились с числом 7. | |||
Тема№10 | Геометрические фигуры | Упражнять в счете в пределах 7; учить составлять четырехугольник из счетных палочек; учить узнавать геометрические фигуры в окружающих предметах; закреплять понятия «вчера», «сегодня», «завтра». | Воспитатель предлагает детям выложить из счетных палочек любой четырехугольник. | Игры, сидя за столом, «сделай фигуру», «наведи порядок». | Рекомендации родителям не упустить возможность закрепить знания детей о числе 7. Например, предложить ребенку помыть 7 яблок. | |||
Тема №11 | Число и цифра 8 | Познакомить с образованием числа 8; учить соотносить цифру с числом; уметь считать в пределах 8. | Для закрепления знаний воспитатель проводит игру «Какой цифры не стало?». | Подвижная игра «Что изменилось?» На прогулке «Кто быстрее?». | Консультация для мамы Лены Д. «Математика дома». | |||
Тема №12 | Измерение протяженности | Учить измерять длину предмета с помощью условной мерки; упражнять в счете в пределах 8; учить изменять фигуру путем добавления счетных палочек. | Воспитатель предлагает воспитанникам моделировать из счетных палочек. | Моделирование, эксперимент, подвижная игра. | Индивидуальная беседа с мамой Жени Г. Посоветовать в свободное время поупражнять ребенка в измерении. | |||
Тема №13 | Далеко – близко | Учить детей делить квадрат на 4 части путем его складывания по диагонали, составлять предмет из 4 частей, измерять протяженность с помощью условной мерки. | Воспитатель предлагает детям самостоятельно Разделить квадрат на 4 треугольника. | Беседа, игра «Раздели квадрат», «Не ошибись». | Консультация для родителей «Математика – это интересно» | |||
Тема №14 | Измерение сыпучих веществ | Учить измерять сыпучие вещества с помощью условной мерки; упражнять в счете в пределах 8; развивать умение конструировать из заданных палочек, сравнивать предметы по длине. | Воспитатель предлагает обсудить ситуацию, эксперимент «Сколько гороха в миске?» | Эксперимент, беседа, обсуждение ситуации, игра «Найди пару». | Рекомендации родителям: напомнить, как важно развивать воображение ребенка. | |||
Тема №15 | Число и цифра 9 | Познакомить с образованием числа 9 и цифрой 9. Упражнять в счете в пределах 9, учить увеличивать на один. | Воспитатель предлагает выполнить задание с счетными палочками и цифрами. | Игры: «кто больше назовет», «книги на полке». | Консультация для мамы Влада К. «Математика – это интересно» | |||
Тема №16 | Деление целого на равные части | Учить воспитанников делить целое на равные части, показывать и называть части; закреплять понимание, что часть меньше целого, целое больше части. | Выполнение заданий | Упражнение, Беседа, подвижная игра «Найди свой домик». | Индивидуальная беседа с мамой Лены Д. Воспитатель порекомендовал маме, дать Лене коробку с пуговицами разной величины, цвета и формы. | |||
Тема №17 | Календарь | Познакомить с календарем; рассказать, что календари бывают разных видов, форм; продолжать учить и различать, и называть геометрические фигуры. | Воспитатель предлагает детям отгадать загадки. | Беседа, игра «найди фигуру». | Индивидуальная беседа с мамой Матвея Г. | |||
Тема №18 | Неделя | Познакомить с названиями дней недели; закреплять знание названий частей суток (утро, вечер, день, ночь). | Дети выполняют задание воспитателя с цветными счетными палочками. | Беседа, игра. | Познакомить родителей с тем, что дети выполняли на занятии. | |||
Тема №19 | Число и цифра 0 | Познакомить с нулем; упражнять в счете. | Воспитатель предлагает детям разложить цифры по порядку. Просит показать цифру, которая обозначает сколько листиков на столе. | Знакомство с нулем, игра «найди пару», зачитывание стихотворения, эксперимент. | Беседа с мамой Лены Д. Рекомендация маме, для развития мелкой моторики, чаще Лене давать пластилин. | |||
Тема №20 | Число и цифра 10 | Познакомить с образованием числа 10; учить считать в пределах 10; соотносить цифры с числом, учить составлять узор из геометрических фигур. | Воспитатель предлагает вспомнить, пословицы в которых встречаются числа 3,7. | Словесная игра, игра с кубом, игра парами» рисунок на ткани» | Предложить маме Сони К. спросить ребенка, с каким новым числом он познакомился на занятии. | |||
Тема №21 Тема №22 | Месяц Измерение жидкости | Учить называть последовательно дни недели; познакомить с понятием «месяц». Упражнять в измерение жидкости с помощью условной мерки. | Воспитатель проводит беседу с детьми. Воспитатель предлагает детям провести эксперимент. | Беседа о месяце, игра «классификация фигур», «по порядку стройся». Эксперимент, игра | Консультация для родителей «Математика дома» Посоветовать родителям приготовить совместно с ребенком тесто для печенья. Пусть ребенок сам выберет формочки. | |||
Тема №23 | Ориентировка во времени | Упражнять в ориентировке на листе бумаги; учить задавать вопросы, используя слова «сколько», «слева», «справа». | Воспитатель раздает детям раздаточный материал и предлагает выполнить задание. | Выполнение оригами, игры, упражнение. | Консультация для родителей «Дидактическая игра в жизни вашего ребенка» | |||
Тема №24 | Количество и счет: решение задач на сложение и вычитание, порядковый счет. | Учить отгадывать математические загадки, записывать решение с помощью цифр и математических знаков, читать запись. | Воспитатель предлагает выполнить упражнение со счетными палочками. | Игра «отгадай загадку», «считай раскрашивай». | Анкетирование родителей на тему: «Развитие элементарных математических представлений Вашего ребёнка». | |||
Тема №25 | Ориентировка в пространстве | Упражнять в ориентировке на листе бумаги; учить задавать вопросы; упражнять в счете в пределах 10; учить называть соседей «чисел» | Работа организуется с небольшой группой детей. | Проводится игра «найди картинку», «назови соседей», «найди спрятанную игрушку». | Консультация для родителей «Логические задачи» | |||
Тема №26 | Деление целого на равные части | Упражнять в делении квадрата на 4 равные части путем складывания по диагонали; учить показывать одну четвертую, составлять предмет из 4 равнобедренных треугольников, ориентироваться в пространстве. | Воспитатель предлагает детям моделирование из бумаги. | Моделирование «по морям, по волнам», проводится игра «Да и нет» | Сообщение родителям, что в ближайшее время будет проводится диагностика. | |||
Тема №27 | Количество и счет: решение задачи на вычитание, установление соответствия между числом и цифрой, работа в тетради в клетку. | Закреплять знания о последовательности частей суток, способствовать развитию глазомера. Учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно. | Воспитатель предлагает дорисовать недостающие предметы. | Рисование | Наглядно информационное обращение к родителям с сообщением о начале работы дополнительной программы «Занимательная математика» | |||
Тема №28 | Количество и счет: решение задачи, отгадывание загадок, порядковый счет. | Закреплять навыки порядкового счета, правильно отвечать на вопросы: сколько? Какой по счету? | Педагог читает стихотворение дети внимательно слушают и отвечают на вопросы | Чтение стихотворения, физкультминутка «Назови скорее» | Индивидуальные беседы с родителями на тему: «Как правильно закреплять пройденный материал в домашних условиях». | |||
Тема№29 | Количество и счет: решение математической загадки, сложение числа 10 из двух меньших | Закреплять умение составлять число 10 из двух меньших, знания о геометрических фигурах. | Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает дорисовать цветы. | Рисование, игры. | Консультация: «Роль родителей в развитии элементарных математических представлений у детей». | |||
Тема№30 | Диагностика | Выявление умения считать, знания цифр, умения соотносить количество предметов с цифрой, умение отсчитывать количество на единицу больше или меньше, умения сравнивать две группы предметов, выявление знаний о геометрических фигурах, выявление умения ориентироваться в пространстве. | Воспитатель задает вопросы, предлагает детям выполнить задания и упражнения. | Игры, задания, рисования. | Беседа с родителями по итогам диагностики. | |||
Тема№31 | Математический праздник «Путешествие по островам» | |||||||
Тема№32 | Математическая викторина «Что? Где? Когда?» | |||||||
Итого |
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
- Формы занятий, планируемых по каждой теме или разделу.
Традиционные;
Комбинированные;
Беседы;
Мероприятия;
Конкурсы.
- Приемы и методы организации.
Эмоциональные методы:
− поощрение;
− порицание;
− учебно-познавательная игра;
Познавательные методы:
− выполнение творческих заданий.
Социальные методы:
− заинтересованность в результатах;
− взаимопроверка.
Вербальные методы.
Словесные – познавательные беседы, рассуждения, объяснения, слушание.
Наглядные – показ иллюстрационных пособий, плакатов, схем, стендов, презентаций.
Практические – выполнение практических заданий; игровые ситуации, эксперимент, моделирование.
- Дидактический материал.
Стенды:
Состав чисел
Картотеки:
Дидактические игры.
Дидактический материал:
- рабочая тетрадь для детей пяти-шести лет «Я считаю до десяти»;
- рабочая тетрадь для детей пяти – семи лет «Геометрические фигуры»,
- набор занимательных игр: «Сложи узор», «Составь картинку», «Дорисуй», «Считай дальше», «Веселый счет» и др.;
- разрезные картинки;
- пирамиды;
- набор геометрических фигур;
- набор цифр;
- числовая лесенка;
- цветные карандаши;
- простые карандаши;
- тетради в крупную клетку;
- костюмы персонажей сказочных героев;
- картинки с персонажами сказок;
- карточки с заданиями;
- аудиозаписи;
- логические игры;
- доска.
- Техническое оснащение занятий.
- просторное помещение для занятий;
- компьютер;
- телевизор.
Средства ИКТ, пособия и оборудование:
- ноутбук;
- проектор;
- экран;
- фотоаппарат;
- акустические колонки;
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. – М.: Просвещение,2002. – 385 с.
2. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение, 2001. – 404 с.
3. Венгер Л.А., Дьяченко О.М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2003. – 312 с.
4. Ерофеева Т.И. Математика для дошкольников – М.: Просвещение, 2002 – 256с.
5. Логика. Программа развития основ логического мышления у старших дошкольников. / Сост. Корепанова М. В. – Волгоград, 2004.
6. Математика до школы. /Сост. Смоленцева А. А., Пустовой О. В., Михайлова З. М., Непомнящая Р. Л. – СПб.: Детство-Пресс, 2000.
7. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников, М.: Просвещение, 2010. – 187с.
8. Михайлова З. А. Математика – это интересно. Методическое пособие. – СПб: Детство-Пресс, 2002.
9. Михайлова З.А. Математика от трёх до семи.
10. Носова Е.А. Логика и математика для дошкольников. – СПб.: Феникс, 2006. – 123 с.
11. Петерсон Л.Г. Раз ступенька, два ступенька. – СПб: Феникс, 2008. – 418с.
12. Первые шаги в математику. Методическое пособие / Сост. Буланова Л. В., Корепанова М. В. и др. – Волгоград, 2004.
13. Мониторинг в детском саду/ под ред. Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, М.В. Крулехт. – СПб: Детство-пресс, 2011. – 297с.
14. Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей дошкольника. – Ярославль: Академия развития, 2005. – 267 с.
15. Учебное пособиеЧего на свете не бывает/ под редакцией О.М. Дьяченко и Е.Л. Агаевой. – М.: Просвещение, 2007. – 245с.
16. Харько Т. Г., Воскобович В. В. Сказочные лабиринты игры. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3-7 лет. – СПб., 2007
Литература, рекомендуемая для детей и родителей:
1. Васильева Н.Н., Новоторцева Н.В Развивающие игры для дошкольников. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 374с
2. Волина В.В. Праздник числа – М.: Знание, 2003 – 180с.
3. Гаврина С.Е. Веселые задачки для маленьких умников. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 382с.
4. Галанова Т.В. Развивающие игры с малышами. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 375с.
5. Дьяченко В.В. Чего на свете не бывает? – М.: Просвещение, 2011 – 208с.
Приложения
Приложение 1
Консультации
1.Наглядно информационное обращение к родителям с сообщением о начале работы дополнительной программы «Занимательная математика».
2. Консультация для родителей «Логические задачи».
3. Консультация для родителей: «Математика в жизни малышей».
4.Индивидуальные беседы с родителями на тему: «Как правильно закреплять пройденный материал в домашних условиях».
5. Консультация: «Роль родителей в развитии элементарных математических представлений у детей».
6. Консультация для родителей «Математика дома».
7."Развитие математических способностей у дошкольников через игру".
8. Консультация для родителей «Математика – это интересно».
Анкетирование
Анкетирование родителей на тему: «Развитие элементарных математических представлений Вашего ребёнка».
Презентация
Дидактическая игра в формировании элементарных математических представлений.
Картотека игр
Д/и «Найди пару» - закрепить умение сравнивать два предмета по величине, обозначая результат сравнения «большой», «маленький», «меньше», «больше».
Д/и «Что, где находится?» - упражнять в определении пространственного направления от себя и называть их словами: впереди, сзади, слева, справа, вверху, внизу.
Игр. упр. «Поможем Мишке разложить картинки» - расширять представления о частях суток и их последовательности: утро, день, вечер, ночь; формировать умение последовательно расставлять картинки.
Игр. упр. «Сравним ленты» - закреплять умение сравнивать предметы по 2- м признакам (величина, ширина)
«Найди свой домик». Развивать умение у детей выделять отдельные предметы и группы предметов из множества по заданным свойствам. Слушать, понимать задание и действовать в соответствии с ним.
«Раздели». Развивать умение слушать, понимать задание и действовать в соответствии с ним. Совершенствовать умения детей распределять множество на две группы по размеру.
«Отгадайте и назовите». Учить соотносить вербальное описание с мысленным образом. Развивать воображение.
«Чудесный мешочек». Совершенствовать представления о форме и размере фигур и объёмных тел. Формировать образы, адекватные геометрическим фигурам.
Д/и «Где звенит колокольчик?» - развивать умение определять пространственные направления от себя: вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа.
Д/и «Наш день» - расширять представление о частях суток и их последовательности (утро, день, вечер, ночь).
Д/и «Найди свой домик» - совершенствовать умение различать и называть геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник) независимо от их размера.
Д/и «Скажи наоборот»- упражнять в назывании противоположного слова, характеризующего предметы по длине, ширине, высоте.
Д/и «Найди похожее» - упражнять в умении различать и называть знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, находить предметы определенной формы в окружающем.
Д/и «Который по счету?» - закреплять навык порядкового счета в пределах 20.
Д/и «Матрешки» - совершенствовать умение сравнивать несколько предметов по величине, раскладывать их в убывающем или возрастающем порядке.
Игр. упр. «Когда это бывает?» - закреплять представления о последовательности частей суток: утро, день, вечер, ночь. Упражнять в определении времени суток и выкладывании карточек.
Д/и «Не ошибись» - упражнять в различении геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник; и выполнении определенных соответствующих движений.
Д/и «Поставь так же» - продолжать формировать представления о порядковом значении числа в пределах 20, закреплять умение отвечать на вопросы «сколько?», «который по счету?», «на котором месте?».
Д/и «Угадай, что изменилось?» - упражнять в запоминании порядка расположения (колечек) и умении определять, что изменилось.
«Найди себе пару» - формировать умение различать цилиндр, шар, куб;
Уточнить их названия, цвет; упражнять в ориентировке в пространстве.
Д/и «Сломанная лесенка» - совершенствовать умение сравнивать несколько предметов по величине и раскладывать их в убывающем или возрастающем порядке.
Д/и «Три квадрата» - формировать умение соотносить по величине 3 предметов и обозначая их соответствие словами «большой», «маленький», «средний», «самый большой», «самый маленький».
Д/и «Составь предмет» - упражнять в составлении силуэта предмета из отдельных частей (геометрических фигур).
Д/и «Которая игрушка спрятана?» - закреплять порядковый счет.
Д/и «Какие бывают фигуры?» -закрепить названия новых форм: овал, прямоугольник, треугольник, давая их в паре с уже знакомыми: квадрат-треугольник, квадрат-прямоугольник, круг-овал.
Д/и «Далеко – близко» формировать понятие и значение слов «далеко»- «близко».
Д/и «Длинный – короткий» - развивать умение у детей четко дифференцировать восприятие качеств величин.
Д/и «Найди предмет» - упражнять в умении сопоставлять формы предметов с геометрическими образцами.
Д/и «Что, где находится?» - упражнять в определении
Д/ и «Отгадай, сколько и покажи столько же»
- упражнять в счете предметов на ощупь в пределах 20.
Д/и «Наш день» - закрепить представления о частях суток, сформировать умение правильно употреблять слова: утро, день, вечер, ночь.
Д/и «Широкое – узкое» - Освоение умения сравнивать предметы контрастных размеров по длине и ширине, использовать в речи понятия: «длинный», "длиннее", "широкий", "узкий.
Д/и «Сделай, столько же» - формировать умение воспроизводить указанное количество движений в пределах 5.
Д/ и «Правильно пойдешь – секрет найдешь» - закрепить умение двигаться в заданном направлении.
Д/и «Когда это бывает?» - уточнить и углубить знания детей о временах года.
Д/и «Подбери по форме» - формировать умение выделять форму предмета, отвлекаясь от других его признаков.
Д/и «Собери бусы»- формировать умение группировать геометрические фигуры по 2-м свойствам: цвет и форма, величина и цвет, форма и величина; видеть простейшие закономерности в чередовании фигур, пространственного расположения предметов по отношению от себя.
Работа с родителями
Мероприятия
1.Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала в течение года.
Создание интерактивных игр по математике.
Обогащение центра математики.
Беседы, консультации, выступления на родительском собрании
По темам:
«Планирование дидактических игр с использованием ИКТ- оборудования в воспитательно-образовательном процессе».
«Роль дидактических игр в детском саду»
«Дидактические игры в процессе математического развития детей дошкольного возраста»
«Значение дидактических игр и занятий для воспитания детей»
3. Оформление папок- передвижек и фоторепортажей:
-«Математика вокруг нас»;
-«По дороге к математике»
-«Математика в жизни ребенка»
-«Математические игры» (фотообзор)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа по реализации дополнительных общеобразовательных программ- дополнительных общеразвивающих программ "Кайпияс"
Программа по обучению детей коми языку как неродному...
Рабочая программа, обеспечивающая реализацию дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Радуга» для детей 5-6 лет
Программа «Радуга» имеет художественную направленность, ее реализация позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности населения, но и создать условия для развит...
Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеразвивающая программа «Ладушки» для детей (6-7 лет) срок реализации программы 1год
Одним из главных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является эстетическое развитие ребенка. В специально организованной худож...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА) «Юные краеведы» Возраст детей: 6-7 лет Срок реализации: 1 год
Пояснительная запискаДошкольное детство – начальный этап становления личности. Именно в этот период закладываются основы личностной культуры детей дошкольного возраста. Формирование личностной к...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА) «ЮНЫЙ ПЕШЕХОД»
Программа имеет социально-педагогическую направленность, обеспечивает общественное развитие ребенка во взаимодействии и общении с другими людьми, социальной средой города, осуществляет формирование у ...
Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа спортивной направленности «Физкультошка» для детей от 5 до 7 лет (срок реализации программы 2 года)
Сегодня на смену увлекательным коллективным играм пришли компьютерные игры. Приоритетным становится интеллектуальное, эстетическое развитие ребёнка. Не отрицая их значимости, надо признать, что у ребё...
Программа дополнительная общеобразовательной программы – дополнительная общеразвивающая программа дошкольного отделения МБОУ Часцовской СОШ «Ритмика для малышей»
Цель данной Программы – воспитание пластической культуры у детей младшего дошкольного возраста, активизация творчества через двигательный мир ребенка; развитие гармоничной и всесторонне развитой...