Календарно – тематический план работы кружка Формирования этнокультурной компетентности детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к героическому эпосу «Олонхо»
календарно-тематическое планирование (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Календарно – тематический план работы кружка
Формирования этнокультурной компетентности детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к героическому эпосу «Олонхо»
Старшая группа
Сроки | Тема | Цель и задачи | Оборудование | Работа с родителями |
1 неделя октября | «Семья» | Активизировать познавательный интерес к семье, к близким. | Картина художников на тему «Семья» | Принести семейные фотографии, родственников итд. |
2 неделя октября | «Семья - дьиэ кэргэн» «Орто дойду дьоно - сэргэтэ» | Развивать у детей творческие способности, уметь рисовать людей, стараться нарисовать похожие черты родных (айыы хаан аймаза, аар тойон аза, кун кубэй ийэ) | Пастель, гелевая ручка, презентация | Предварительная работа родителей: посмотреть семейный альбом |
3 неделя октября | «Древо жизни» | Расширять представление о родовых корнях семьи. | Иллюстрация «Аал Луук мас» | Совместно с родителями провести выставку «Древо жизни» |
4 неделя октябрь | Коллективная работа “Мичээр болох” | Научить рисовать себя – свой портрет. | Гелевые ручки и фломастеры, ватман, ножницы клей карандаш | |
1 неделя ноября | Посещение Краеведческого музея | Познакомить детей с бытом и культурой наших предков. | Сопровождение родителей в музей | |
2 неделя ноября | Мини – выставка в группе “Якутская утварь” | Научить детей кратко расказать о веще которую принес на выставку | Якутская посуда, одежда, украшение итд | Принести из дома якутскую утварь, посуду украшение. Подготовить рассказ про нее |
3 неделя ноября | «Балазан» жилище наших предков | Познакомить детей с (аал уот, алаьа дьиэ, иэримэ дьиэ, тэлгэьэ, сэргэ, ураьа) Дать представление детям о быте, познакомить детей с жилищем древних якутов | Макет «балазана» расмотреть фотографии и рисунки якутских художников Т.Степанова, В.Кузьмина, П.Пестрякова, Н.Ябловского | Пригласить бабушку и дедушку детей. Подготовить рассказ про жилище якутов. |
4 неделя ноября | Аппликация на тему “Саха тэлгэьэтэ” | Научить рисовать балазан, с (аал уот, алаьа дьиэ, иэримэ дьиэ, тэлгэьэ, сэргэ, ураьа) | Макет «балазана» расмотреть фотографии и рисунки якутских художников | Провести беседу |
1 неделя декабря | «Чороон-сосуд счастья» | Дать представления детям из какого материала изготавливали посуды наши предки. | Якутская посуда, кухонная утварь, презентация | Мини-выставка национальной посуды |
2 неделя декабря | Рисование якутских орнаментов | Развивать мелкую моторику рук, познакомить со значениями орнаментов | Якутские посуды, фломастеры, линейки | |
3 неделя декабря | Якутская национальная одежда | Вызвать интерес к старинной национальной одежде. Знакомить детей с летними и зимними одеждами якутов. | Слайд презентация, картины якут.художников | Надеваем национальный костюм |
4 неделя декабрь | “Якутские коновязи” | Познакомить свидами коновязями, орнаментом, материалом Тэлгэьэ сэргэлэрэ, итэзэл сэргэлэрэ, Ыьыах сэргэлэрэ | Наглядные иллюстрации художнико Т.Степанова, В.Кузьмина, П.Пестрякова, Н.Ябловского в, презентации | |
2 неделя января | «Дьоьогой» Сыарзата, тэрилэ | Дать понятие о якутской лошади (туразас, дьоруолуур, улаан, атаралыыр, козоччор, сиэлэр, урумэччи манан ат, сиэр) | Слайд презентация, картины якут.художников | Совместно с родителями сделать наглядный материал в виде альбома про якутскую лошадь |
3 неделя января | Коллективная работа “Тобун лошадей”- “Сылгы уорэ” | Умение нарисовать и вырезать силуэты лошадей | Панно, фон “алаас”, бумага белого, коричневого, черного цветов, презентация | |
1 неделя февраля | «Саха ыназа - суоьутэ» | Отличительные черты якутской коровы. (Атыыр озус, ат озус, утурум ынах, ньирэй, торбос, борооску, тыьазас, тинэьэ) Знакомить с зимником для скота «Хотон» | Слайд презентация, картины якут.художников Т.Степанова, В.Кузьмина, П.Пестрякова, Н.Ябловского | Фотовыставка на тему «Урун ас» |
2 неделя февраля | Остуоруйа “Биэс ынахтаах Бэйбэрикээн эмээхсин” | Умение слушать сказку, пересказывать и отвечать на вопросы | ||
3 неделя февраля | «Ньиирэй уонна кулунчук» | Привить детям любовь к домашним животным | Иллюстрации, аудиозаписи голосов животных | |
4 неделя февраля | “Орто туруу дойду” | Познакомить детей с срединным миром, животными, природой (аартык, айан суола, силлээх ыллык,) | Презентация | |
1 неделя марта | Саха сирин орустэрэ | Познакомить детей со словами (уруйэ, урэх, орус, колуйэ, куол, байзал, далай) | Презентация по теме, произведения якутских художников | |
2 неделя марта | Научно-практическая конференция на общую тему «Уклад жизни народа Саха» | Научить детей публичному выступлению, обогатить словарный запас. Раскрывать содержание выбранной темы. | Презентации по темам. Макеты, наглядные материалы итд. | Консультации, советы родителям |
3 неделя марта | Посещение музея «Хомус» | Ознакомление детей с национальными музыкальным инструментом «Хомус», познакомить с разновидностями Хомуса разных народов. | Аудиозаписи, музейные экспонаты. | Сопровождение родителей |
4 неделя марта | “Тимиртэн оноьуктар” | Познакомить детей с изделиями из металла (хомус, саха быьаза, тэрээк сугэ, чохороон,анньыы) | Наглядные картинки, презентация | |
1 неделя апреля | Посещение музея «Хомуса», просмотр мультфильма «Ньургун Боотур Стремительный» | Познакомить детей с миром и героями «Олонхо», понять сюжет Олонхо (верхний, средний, нижние миры) | Мультфильм «Ньургун Боотур Стремительный» | Сопровождение родителей |
2 неделя апреля | “Олонхо бухатыырын танаьа – саба, тэрилэ” | Познакомить детей (куйах, дуулаза бэргэьэ, дапсы, онозос ох, ох саа, саадах) | Иллюстрация художников, презентация | |
3 неделя апреля | Рисуем на тему «Олонхо бухатыыра» | Познакомить детей с образом богатыря Олонхо. | Иллюстрация, альбом, пастель, гелевая ручка, презентация. | |
4 неделя апреля | “Айыы кыыьа” | Познакомить с одеждой (бууктаах сон, туоьахтаах дьабака, халадаай ырбаахы, хаарыс солко харсыат, уостаах утулук, тумустаах саары этэрбэс, саппыйа, хаппар) | Картины якутских художников с изображением Айыы кыыьа Т.Степанова, В.Кузьмина, П.Пестрякова, Н.Ябловского | |
1 неделя мая | Прослушивание отрывка Олонхо, в исполнении Гаврила Колесова | Расширять представление детей об Олонхо. Воспитанность чувство принадлежности к культуре своего народа. | Аудиозапись, иллюстрации, портрет известных Олонхосутов. | Провести беседу – консультацию для родителей «Как рассказать детям об эпосе Олонхо» |
2 неделя мая | Коллективная работа «Триединый», «Аан Ийэ дойду» | Продолжаем знакомить детей с миром Олонхо. Уоьээ дойду. Орто туруу дойду. Аллараа дойду. | Презентация по теме | Выставка для родителей |
3 неделя мая | Конкурс «Олонхо глазами детей» коллективная работа | Отразить в рисунке понравившийся героя Олонхо, передать образ героя в рисунке. | Аудиозапись, иллюстрации, альбом. Фломастеры, гел.ручки. ножницы | Выставка для родителей |
4 неделя мая | «Ыьыах на земле Олонхо» | Уважение к национальным традициям, культуре, играм и обычаям своего народа | Национальные костюмы, нац.кухня, атрибуты для проведения праздника. | Оформление туьулгэ, приготовление нац.блюд, помощь в организации праздника |
Календарно – тематический план работы кружка
Формирования этнокультурной компетентности детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к героическому эпосу «Олонхо»
Подготовительная группа
Сроки | Тема | Цель и задачи | Оборудование | Работа с родителями |
1 неделя октября | «Героический эпос народа саха». «Ньургун Боотур стремительный» | Продолжать знакомить детей с миром Олонхо. | Картины с изображением героев Олонхо Т.Степанова, В.Кузьмина, П.Пестрякова, Н.Ябловского | Рассказать детям о традициях якутского народа и своего рода. |
2 неделя октября | Якутские песни, тойук, осуохай | Знакомить детей с якутской народной инструментальной музыкой (в звучании якутских народных инструментов хомуса, этнобарабанов) | Видео по теме, презентация | Пригласить выпускниц детского сада для выступления на хомусе |
3 неделя октября | “Бухатыыр ата” | Познакомить детей с убранством лошадя (уун, сулар, тэьиин, уодьуган, кымньыы, дэйбиир, адазаыныыр, инэьэ,холун, бото, бэрэмэдэй, дэпсэ, кычым, чаппараах) | Презентация, наглядный материал, картины якутских художников | |
4 неделя октября | Слушание Олонхо в исполнении Г.Колесова | Расширять представление детей об Олонхо. Воспитанность чувство принадлежности к культуре своего народа. | Аудиозапись, иллюстрации, портрет известных Олонхосутов. | |
1 неделя ноября | Организовать экскурсию в художественный музей | Ознакомить детей с якутскими традициями в картинах якутских художников | Сопровождение родителей | |
2 неделя ноября | «Мунхалааьын» | Продолжать знакомить детей с орудиями ловли рыб (мунха ийэтэ мунха кыната ) | Видеопрезентация | |
3 неделя ноября | «Олонхо глазами художников». Творчество художников Т.Степанова, В.Кузьмина, П.Пестрякова, Н.Ябловского | Познакомить с творчеством якутских художников Т.Степанова, В.Кузьмина, П.Пестрякова, Н.Ябловской | Слайд презентация на тему Олонхо, книга П.А.Ойунского «Ньургун Боотур Стремительный». Картины Т.Степанова, В.Карамзина, П.Пестрякова, Н.Ябловской. | |
4 неделя ноября | «Уоьээ дойду» | Продолжать знакомить с героями верхнего мира (урун аар тойон, куруо дьоьогой тойон, иэйиэхсит хотун, айыыьыт хотун, дьылга хаан, улуутуйар улуу суорун) | Картины Т.Степанова, В.Карамзина, П.Пестрякова, Н.Ябловской. | |
1 неделя декабря | «История предков» | Познакомить детей с историей наших предков: жилище «балазан, хотон, ампаар, булуус» | Макет жилища наших предков, иллюстрации | Фотовыставка на тему «История предков-жилище» |
2 неделя декабря | «Орто дойду иччилэрэ» | Продолжать знакомить с героями срединного мира (Аан алахчын хотун, баай байанай, хатан тэмиэрийэ,от-мас иччилэрэ) | Картины якутского художника Пестрякова, И.Корякина | |
3 неделя декабря | «Сахалыы толору баай астаах сандалы остуол» | Дать представление детям о, разновидностей якутской национальной посуды. | Посуда (чороон, кытыйа, ыазыйа, кытыйа) | |
4 неделя декабря | «Обугэлэрбит оонньуурдара уонна оонньуулара» | Продолжать знакомить детей с играми предков (мас ынах. Кыыртаах кус, хабылык, тырыынка, мас тардыьыыта. ыстана, тыксаан) | Игрушки предков, видео и презентация | Привлечь родителей при организации соревнования |
2 неделя января | Целевая экскурсия в художественный музей | Познакомить с картинами художника. Развивать эстетический вкус у детей | Сопровождение родителей | |
3 неделя января | «Аллараа дойду» | Продолжать знакомить с героями нижнего мира (абааьы аймаза, арсан дуолай тойон, ала буурай хотун, абааьы бухатыыра, абааьы кыыьа) | Картины Т.Степанова, В.Карамзина, П.Пестрякова, Н.Ябловской. | |
4 неделя января | «Игры наших предков» | Продолжаем знакомить детей видами якутских национальных игр, развивать самостоятельно организовывать соревнование | Атрибуты для игр | Пригласить родителей на соревнование между детьми и родителями в группе |
1 неделя февраля | Просмотр постановок Олонхо детьми группы «Мичээр» | Прививать интерес к выступлениям детей, | видиотека | |
2 неделя февраля | Прослушивание аудиозаписи олонхо «Ньургун Боотур Стремительный» знаменитых в мире Олонхосутов | Продолжаем расширять представление детей об Олонхо. Воспитанность чувство принадлежности к культуре своего народа. | Аудиозаписи олонхосутов | |
3 неделя февраля | «Айыы дьоно кубулунар котордоро, кыыллара, маллара» | Тойон кыыл, кырбый, мохсозол, хардай, кыталык, сордон, туу мээчик, анды сымыыта | ||
4 неделя февраля | Рисование по впечатлению | Нарисовать понравившегося героя. Передать в рисунке характер и образ героя. | Краски акварельные, восковые карандаши, пастель, гелевые ручки | |
1 неделя марта | «Дьиэзэ – уокка туттуллар тэриллэр» | Продолжать знакомить детей с домашней утварю (танара долбуура, иьит ороно, олох, биьик, сандалы, минньик, сиппиир, сибиэ, талах олох, даарда, хоппо, халандаар, лэппиэскэ буьарар тимир, талкы) | Презентация, наглядный материал | |
2 неделя марта | Предварительная работа по инсценировке Олонхо «Ньургун Боотур Стремительный» | Помочь детям выразительно выступать, войти в роль, передать характер героя. | Сценарий Олонхо «Ньургун Боотур Стремительный», аудиозаписи | Родительское собрание, консультации, распределяем роли, костюмы, декорации. Начинаем репетировать Олонхо |
3 неделя марта | Экскурсия «Дом Арчы» | Знакомить детей с обрядом очищения | Сопровождение родителей | |
4 неделя марта | Подготовка к научно-практической конференцияи «Мы в стране Олонхо» (богатыри, «абаасы, животные срединного мира», конь богатыря, «Уоьээ дойду», «Орто дойду») | Развивать в детях ораторские способности. Умение выступать перед публикой. Полностью раскрывать выбранную тему. Подготовить детей к ответам на вопросы. | Слайдовые презентации по темам, иллюстрации, методические-художественные литературы, рисунки ребенка, макеты, самодельные куклы итд | Индивидуальные консультации с родителями, помощь в выборе героя. |
1 неделя апреля | Кукольный театр «Герои эпоса олонхо Эрчимэн Бэргэн» | Развивать совместное творчество детей и родителей | Материалы | Консультация родителей |
2 неделя апреля | Индивимдуальная работа по темам ребенка | Помочь детям раскрыть выбранную тему выступления. | Консультации с родителями | |
3 неделя апреля | Какасные наземные жилища «Туос ураьа» | Знакомим детей с летним жилищем из бересты. | Презентация | |
4 неделя апреля | Постановка Олонхо «Ньургун Боотур Стремительный» Сьемка в НВК | Помочь детям войти в роль и передать образ и характер героя | Сценические костюмы к Олонхо, атрибуты, музыкальное сопровождение | Сопровождение родителей |
1 неделя мая | Участие на республиканском конкурсе «Мин Олонхо дойдутун озотобун» с постановкой Олонхо «Ньургун Боотур Стремительный» В ДК Кулаковского | Научить детей публичному выступлению, обогатить словарный запас. | Сценические костюмы к Олонхо, атрибуты, музыкальное сопровождение | Сопровождение родителей |
2 неделя мая | Научно-практическая конференция. Защита работ по темам | Развивать в детях ораторские способности. Умение выступать перед публикой. Полностью раскрывать выбранную тему. | Подведение детьми итогов работы с помощью выступления на НПК по пройденным этапам | Присутствие родителей на защите проектов |
3 неделя мая | Обугэбит бырааьынньыга - Ыьыах | Прививать любовь к национальным традициям, празднику «Ыьыах» | Украшение туьулгэ, национальные блюда, костюмы, игры, оьуохай | Совместно с родителями организовать национальный праздник Ыьыах |
4 неделя мая | Участие в фольклорных фестивалях-конкурсах «Туой хомус, дуорай тойук» итд | Научить детей публичному выступлению, обогатить словарный запас. | Сценические костюмы к Олонхо, атрибуты, музыкальное сопровождение | Сопровождение родителей |
И спользованная методическая-художественная литературы: 1. П.А.Ойунскай «Ньургун Боотур Стремительный»,2. «Саха фольклора», 3.«Олонхо киэн киэлиитигэр» А.Попова, 4.«Оскоулаза киириэн иннинээзи саастаах озолор тэрилтэлэрин иитэр-уорэтэр программаларын Олонхо философиятыгар олозуран национальнай региональнай компоненын киллэрии» Э.Г.Слепцова.4. «Олонхо аба-хомуьуна озону иитииг»э М.И.Баишева, Е.М.Ефимова, Э.В.Слепцова. ,5. «Сахалыы оонньуулар» П.К.Васильев, 6. «Олонхо тыла-оьо озо оонньуутугар» А.М.Филатова, 7.«Саха торут оонньуулара» А.С.Федоров, 8.«Ос хоьоонноро» Е.Н.Попова, 9.«Уклад жизни народа Саха» И.Г. Федоров, П.К.Васильев,10. «Олонхо эйгэтэ: Орто дойду. Уоьээ дойду. Аллараа дойду» Э.В.Слепцова.
Утверждаю: Заведующий МБДОУ Дс №89 «Парус» ____________Филиппова П.И «___ » ___________ 2016- 2017 г. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПРИОБЩЕНИЯ К ОЛОНХО
Данная тема приобретает особую актуальность в условиях таких поликультурных регионов Российской Федерации, как наша Республика Саха (Якутия), где проблема создания условий для формирования этнокультур...
Перспективно-тематический план работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста патриотических чувств в процессе знакомства с родным краем (старшая, подготовительная гр.)
«Воспитание нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников через народное творчество»Исполнитель:Федина Альбина Алексеевнавоспитатель МКДОУ Савинского детского сада №2 п. Сав...
Календарно – тематический план по развитию представлений у детей старшего дошкольного возраста о театре, как о виде искусства.
Примерный календарно – тематический план по развитию представлений у детей старшего дошкольного возраста о театре, как о виде искусства....
Методическая разработка "Педагогическая диагностика этнокультурной компетентности детей старшего дошкольного возраста".
Целью педагогической диагностики детей является выявление теоритических знаний и практических умений воспитанников,связанных с отражением представлений о народной культуре....
План по самообразованию в старшей группе №14 на 2021 – 2022 учебный год Тема: «Формирование основ экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения их к природе»
Актуальность:Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёно...
Календарно-тематический план на тему "Зима" для детей старшего дошкольного возраста
В календарно-тематическом плане представлены задачи по пяти образовательным областям работы с детьми старшего дошкольного возраста. План соответствует возрасту детей, прослеживается последовательность...