Перспективно-тематический план работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста патриотических чувств в процессе знакомства с родным краем (старшая, подготовительная гр.)
календарно-тематическое планирование (старшая группа) на тему

Федина Альбина Алексеевна

 «Воспитание нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников через народное творчество»

Исполнитель:

Федина Альбина Алексеевна

воспитатель МКДОУ

 Савинского детского сада №2

 

п. Савино 

                             Детство – каждодневное открытие мира, поэтому

                          надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего,

                                  познанием человека и Отечества, их красоты и величия.

В.А. Сухомлинский.

В последние годы в российской системе дошкольного образования произошли определенные позитивные перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей. С каждым годом увеличивается количество комплексных программ. которые с успехом используются во многих дошкольных учреждениях, но, следует заметить, что ни в одной из имеющихся комплексных и парциальных программ проблема нравственно-патриотического воспитания детей с позиции кардинальных изменений в общественном сознании практически совсем не затрагивается. Освещаются лишь некоторые стороны нравственно-патриотического воспитания детей в отдельных видах деятельности, нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса. Видимо, это закономерно, поскольку чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности со всем окружающим миром, и желание сохранять, приумножать богатства своей Родины.В связи с этим, целью настоящей работы является формирование нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников средствами народного творчества.

В процессе работы решались следующие задачи:

- изучить влияние  народного творчества на формирование нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников;

- разработать и апробировать систему работы с детьми, направленную на   приобщение детей к ремеслам своей малой Родины;

- развивать у дошкольников такие качества, как справедливость, честность, трудолюбие, ответственность, чувство ответственности и гордости за достижения земляков;

- способствовать формированию навыков учебной деятельности.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perspektivno_plan_znakomstvo_s_rodnym_kraem.docx27.11 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективно-тематический план  работы

по формированию у детей  старшего дошкольного возраста патриотических чувств

в процессе знакомства с родным краем

(старшая, подготовительная гр.)

Составила Федина Альбина Алексеевна

Воспитатель МКДОУ Савинского детского сада №2

Дата

Тема

Работа с детьми в старшей группе

Подготовительная группа

Работа с родителями

Методическое обеспечение

СЕНТЯБРЬ

I-II неделя - Диагностика

«Я и моя семья»

III неделя

1. Тестирование «Какие мы родители? »

2. Привлечь родителей к сбору познавательного и краеведческого материала

3. Консультация «Формирование начал патриотических чувств»

4. Сбор фотографий для совместного альбома

5. Развлечение «Вместе с мамой»

Тест  «Какие мы родители?»

Е.А. Алябьева «Коррекционно-развивающее занятие для детей старшего возраста»

Игры, книги, фотографии

1.Работа над понятием «семья»

2. Этическая беседа «Опиши своих родственников: маму, папу, бабушку и дедушку»

3. Рисунок «С кем я живу»

4. Чтение чукотской сказки А. Кымытваль «Железный мальчик»

1. Творческие рассказы «Моя семья»

2. Беседа «Где работают мои родители» (желательно экскурсии на место работы родителей)

3. Дидактическая игра «Узнай настроение»

4. Беседа «Имена, отчество и фамилии»

IV неделя

1. Беседа «Как можно узнать настроение человека?»

2. Дидактическая игра «Улыбка» (воспитание эмпатии)

3. Составление рассказов из личного опыта «Как мы отдыхаем»

4. Домашний адрес

1. Чтение «Легенда о матерях» И. Танькин

2. Беседа «Мамины руки»

3. Рисование «Моя семья»

4. Посиделки «Вместе с мамочкой моей»

ОКТЯБРЬ

«Природа родного края»

1. Беседа о живой и неживой природе

(что значит живое и неживое)

2. Беседа «Природа рядом со мной»

3. Игра-перевоплощение «Представь себе, что ты паучок»

4. Экскурсия «Деревья и цветы на участке»

5. Дидактическая игра «Что в лесу мы нашли?»

6. Беседа «Животные нашего края» Д/и: «Кто где живет?», «Кто лишний?»

7. Лепка «Орехи и грибы для белочки»

8. Игра-перевоплощение «Я осенний листочек»

1. Беседа «Все растения нужны, все растения важны»

2. Игра «По муравьиной тропе»

3. Познавательно-этическая беседа «Ты – часть природы». Знакомство с Красной книгой

4. Игра-перевоплощение «Бездомному всегда плохо»

5. Занятие «Охрана природы в нашей стране»

6. Чтение «Покинутый лес» М. Аджиева

7. Составление сочинений «Почему мне нравится осень». Поделки из природного материала «Что нам осень принесла?» (совместно с родителями)

8. Развлечение «Кафе осенний сюрприз»

Рекомендации «Куда повести ребенка в выходной день?»

Совместный труд родителей и детей

Подбор картин о природе

Д/и «Растительность средней полосы», «Что в лесу мы нашли?»

Иллюстрации и картины «Растения, животные родного края»

Стихи об осени

НОЯБРЬ

«Город, в котором я живу»

1. Беседа «Где я живу»

2. Д/и «Где мы были – мы расскажем»

1. Беседа «Савино– любимый мой поселок!»

2. Д/и «Расскажи, что знаешь ты о своемпоселке»

Экскурсии по улицам поселка.

Оформить альбом «Улицы как люди»

Участие родителей в спортивном досуге.

Подбор фотографий, иллюстраций о поселке.

Презентация «Там, где Шижегда тихо течет…»

Стихи, рассказы о поселке авторов земляков.

3. Экскурсия в краеведческий музей «Прошлое и настоящее Савинского района»

4. Просмотр презентации «Там, где Шижегда тихо течёт…»

5. Конкурс  рисунков «Любимый поселок мой»

6. Игра «Так ли это?» (вопросы, касающиеся поселка)

7. Чтение стихов местных авторов.

8. Рассматривание фотографий и иллюстраций о городах Ивановской области

9. Спортивный досуг

 «народные игры наших бабушек»

6. Игра на развитие творчества, фантазии «Когда я вырасту большим…»

7. Знакомство с легендой о «Иванове чесноке»

ДЕКАБРЬ

Народные промыслы

1. Беседа «Сторона моя родная» . достопримечательности края,

 презентации: «Ивановская природа»,

2. Чтение  произведений Семенова

3.«Ивановский край в жизни и творчестве мастеров живописи»

 4. Символы красоты и добра савинцев

5. С/р игра «По реке Шижегде»

6. Чтение сказки «И зайца кто-то боится». (Составление рассказа по картинкам)

7. Рассматривание куклы «Коробейник»

8. Чтение этической сказки «Приключение новогодней мишуры»

1. Беседа «Ивановская область часть России».

Чтение рассказа «Столица»

2. Беседа о жизни людей текстильного края

3. Знакомство с трудом ткачей.

4. Рисование декоративное «Ткани»

5.Продолжить знакомство с  гербом города Иваново

6. Создание мини-музея в группе детского сада «Фабрика игрушки».

7. Тематический КВН «Люблю родную сторонку».

Совместные рисунки и изготовление поделок «Идет красавица зима»

Участие в конкурсе «Изготовление новогодней игрушки»

Консультации «Выходной день  всей семьей», «Игрушки своими руками»

Участие родителей в новогоднем развлечении

Подбор картин и иллюстраций о природе края.

Изображение флага России, гербов, аудиозапись «Гимн России», песни о Савине

Изделия Объедовской фабрики «Игрушка»

ЯНВАРЬ

«Наша Родина – Россия»

1. Беседа «Что мы знаем о нашей Родине»

2. Беседа «Россия на шаре земном»

3. Знакомство с российским флагом, гербом. Д/и «Найди флаг России»

4. Раскрашивание российского флага

5. Экскурсия в краеведческий музей для просмотра экспоиции «Русская изба»

6. Чтение стихотворений о Родине, русских народных сказок, пение песен, колыбельных

7. Знакомство с русскими народными игрушками

1. Беседа «Москва – столица нашей Родины»

2. Символика страны: герб, флаг, гимн

3. Д/и «Символика»

4. Рассматривание русской национальной одежды. Д/и «Куклы наряжаются»

5. Декоративное рисование «Укрась русский сарафан»

6. Беседа «Зимушка-зима»

7. Рассказ воспитателя о праздновании Рождества Христова

Совместная работа: постройки из снега.

Участие родителей в развлечениях

Консультация «Роль художественной литературы в нравственном воспитании детей»

Г.Е. Данилина «Дошкольнику об истории и культуре России»

Карта, глобус

Дидактические игры «Символика», «Куклы наряжаются»

Изображение флага, герба России

Стихи русских поэтов С.Есенин  «Поет зима – аукает», А.Блок «Снег да снег»

8. «Рождественские встречи»

ФЕВРАЛЬ

«Наши защитники»

1. Беседа «Кто такие богатыри?» Рассматривание картины Васнецова «Три богатыря»

2. Рассказ воспитателя о полководцах и героях.

3. Разучивание физкультминуток, пальчиковых игр по теме

1. Викторина «Знаешь ли ты свою республику?»

2. Беседа «Защитники Отечества»

3. Рассказ, приглашенного воина о службе в армии

Совместная постройка снежной крепости

Знакомство с правилами военной игры

Творческая игра «Мы защитники»

Л.А. Кондрыкинская «Дошкольникам о защитниках Отечества»

Картина Васнецова «Три богатыря», книги с изображениями богатырей на Руси

Картины о родах войск, военной технике

Макет пограничного столба

4. Рассматривание картин о родах войск

5. Знакомство со службой пограничников

6. Показ пограничного столба

6. Рисование пограничного столба

7. Спортивное развлечение «Защитники Отечества»

8. С/р игра «Пограничники»

9. Подарок для пап и дедушек

МАРТ

«Нет никого краше мамочек наших»

1. Беседа «Как я помогаю своей маме»

2. Рисование «Портрет моей мамы»

1. Составление рассказов «За что я люблю свою маму».

2. Рисование «Мамина фотография»

Участие в утреннике

Игра с мамой «Узнай себя»

Подбор иллюстраций о женских профессиях

Дидактическая игра «Что кому нужно для работы»

Рисунки детей

Пословицы, поговорки о матери, о весне

3. Оформить стенд «Нет никого краше мамочек наших» (детские рисунки)

4. Подарок своими руками маме и бабушке

5. Праздник мам

6. Разучивание стихотворений, песен, танцев, сценок к весеннему празднику

7. Рассматривание национальной русской одежды, украшений

8. С/р игра «День рождения», «Театр»

9. Декоративное рисование «Савинская роспись»

9. Изготовление расписных досок в подарок «Для любимой мамы»

10. Пословицы и поговорки о матери. Их значение.

АПРЕЛЬ

«Природа нашего края»

1. Знакомство с карстовыми образованиями нашего края. Показ презентации «Край голубых озер».

2. «Дома очевидцы истории» показ презентации и создание макета русской избы.

3. Беседа «Растения вокруг нас»

4. Чтение стихов О.И.Кузнецовой о нашем поселке.

5. Беседа о космосе.

6. Рассуждение «Если бы ты встретил в космосе инопланетян?»

7. Рисование «Полет в космос»

1. Знакомство с легендой: «Синий камень» Беседа «Древние поселения»

2. Рассматривание фотографий и иллюстраций по теме

3. Экскурсия в краеведческий музей

4. Беседа об истории возникновения поселка с показом презентации «Савинская градообразующая»

 Д/и «Путешествие во времени»

5. Беседа «Наши космонавты»

6. Рассматривание иллюстраций, картинок о космосе и космонавтах.

7. Рисование «Встреча с инопланетянами»

Консультация «Нравственные основы воспитания»

Помощь в организации экскурсии

Образцы почвы и торфа

Иллюстрации, картинки о космосе и космонавтах

Д/и «В нашей стране бывает всё»

8. С/р игры «Космонавты», «Полет на Луну»

МАЙ

«И помнит мир спасенный»

1. Создание мини-музея боевой славы.

2. Показ теневого театра «Так начиналась война»

3. Рассматривание картин о войне. Обратить внимание на выражение лиц людей. Какие чувства они испытывают? Почему?

4. Прослушивание фронтовых песен.

5. Заучивание стихотворений.

6. Конкурс рисунков «Этот День Победы»

7. Экскурсии к памятнику героям землякам.

8. Занятия «Мы помним героев», «Их именами названы улицы»

Диагностика детей

Привлечь к сбору военной атрибутики в мини-музей.

Помощь в организации экскурсий

Военная атрибутика: письма-треугольники, каски, фуражки, пилотки, шинель, фляжка, кисет. Матросская форма, медали. Картины (начало-конец войны), аудиозаписи «Звуки войны», «Музыка мира», «Песни фронтовых лет.»



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме «Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств в процессе ознакомления с родным краем»

Чувство любви к родному краю, городу, посёлку, окружающей природе необходимо формировать у детей с дошкольного возраста. ...

Воспитание у детей нравственно-патриотических чувств в процессе знакомства с родным городом

Познакомить с историей создания Санкт -ПетербургаДать представление о людях внесших вклад в развитие нашего городаЗнакомить с культурным наследием нашего городаЗакрепить у детей знания о культуре пове...

Формирование у ребенка дошкольного возраста патриотических чувств через региональную культуру с использованием метода проекта

Формирование у ребенка дошкольного возраста патриотических чувств через  региональную культуру с использованием метода проекта....

Формирование у детей дошкольного возраста патриотических чувств, в процессе обучения народному танцу.

 Формирование у детей дошкольного возраста патриотических чувств, в процессе обучения народному танцу. Музыкальный руководитель Давлеткулова Е.В....

«Формирование у дошкольников нравственно-патриотических чувств в процессе знакомства с родным краем, городом»

Данный материал раскрывает специфику работы воспитателя с родителями в воспитании патриотических чувств у  детей старшего дошкольного возраста....

Проект программы: «Формирование у детей старшего дошкольного возраста патриотических чувств в процессе приобщения их к культуре родного села Романово»

Основой в воспитании у дошкольников гражданских чувств являются накопление детьми социального опыта жизни в своем родном селе, усвоение принятых в обществе норм поведения, развитие интереса к ее истор...