Перспективно-тематический план работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста патриотических чувств в процессе знакомства с родным краем (старшая, подготовительная гр.)
календарно-тематическое планирование (старшая группа) на тему
«Воспитание нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников через народное творчество»
Исполнитель:
Федина Альбина Алексеевна
воспитатель МКДОУ
Савинского детского сада №2
п. Савино
Детство – каждодневное открытие мира, поэтому
надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего,
познанием человека и Отечества, их красоты и величия.
В.А. Сухомлинский.
В последние годы в российской системе дошкольного образования произошли определенные позитивные перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей. С каждым годом увеличивается количество комплексных программ. которые с успехом используются во многих дошкольных учреждениях, но, следует заметить, что ни в одной из имеющихся комплексных и парциальных программ проблема нравственно-патриотического воспитания детей с позиции кардинальных изменений в общественном сознании практически совсем не затрагивается. Освещаются лишь некоторые стороны нравственно-патриотического воспитания детей в отдельных видах деятельности, нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса. Видимо, это закономерно, поскольку чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности со всем окружающим миром, и желание сохранять, приумножать богатства своей Родины.В связи с этим, целью настоящей работы является формирование нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников средствами народного творчества.
В процессе работы решались следующие задачи:
- изучить влияние народного творчества на формирование нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников;
- разработать и апробировать систему работы с детьми, направленную на приобщение детей к ремеслам своей малой Родины;
- развивать у дошкольников такие качества, как справедливость, честность, трудолюбие, ответственность, чувство ответственности и гордости за достижения земляков;
- способствовать формированию навыков учебной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perspektivno_plan_znakomstvo_s_rodnym_kraem.docx | 27.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Перспективно-тематический план работы
по формированию у детей старшего дошкольного возраста патриотических чувств
в процессе знакомства с родным краем
(старшая, подготовительная гр.)
Составила Федина Альбина Алексеевна
Воспитатель МКДОУ Савинского детского сада №2
Дата | Тема | Работа с детьми в старшей группе | Подготовительная группа | Работа с родителями | Методическое обеспечение |
СЕНТЯБРЬ | I-II неделя - Диагностика | ||||
«Я и моя семья» | III неделя | 1. Тестирование «Какие мы родители? » 2. Привлечь родителей к сбору познавательного и краеведческого материала 3. Консультация «Формирование начал патриотических чувств» 4. Сбор фотографий для совместного альбома 5. Развлечение «Вместе с мамой» | Тест «Какие мы родители?» Е.А. Алябьева «Коррекционно-развивающее занятие для детей старшего возраста» Игры, книги, фотографии | ||
1.Работа над понятием «семья» 2. Этическая беседа «Опиши своих родственников: маму, папу, бабушку и дедушку» 3. Рисунок «С кем я живу» 4. Чтение чукотской сказки А. Кымытваль «Железный мальчик» | 1. Творческие рассказы «Моя семья» 2. Беседа «Где работают мои родители» (желательно экскурсии на место работы родителей) 3. Дидактическая игра «Узнай настроение» 4. Беседа «Имена, отчество и фамилии» | ||||
IV неделя | |||||
1. Беседа «Как можно узнать настроение человека?» 2. Дидактическая игра «Улыбка» (воспитание эмпатии) 3. Составление рассказов из личного опыта «Как мы отдыхаем» 4. Домашний адрес | 1. Чтение «Легенда о матерях» И. Танькин 2. Беседа «Мамины руки» 3. Рисование «Моя семья» 4. Посиделки «Вместе с мамочкой моей» |
ОКТЯБРЬ | «Природа родного края» | 1. Беседа о живой и неживой природе (что значит живое и неживое) 2. Беседа «Природа рядом со мной» 3. Игра-перевоплощение «Представь себе, что ты паучок» 4. Экскурсия «Деревья и цветы на участке» 5. Дидактическая игра «Что в лесу мы нашли?» 6. Беседа «Животные нашего края» Д/и: «Кто где живет?», «Кто лишний?» 7. Лепка «Орехи и грибы для белочки» 8. Игра-перевоплощение «Я осенний листочек» | 1. Беседа «Все растения нужны, все растения важны» 2. Игра «По муравьиной тропе» 3. Познавательно-этическая беседа «Ты – часть природы». Знакомство с Красной книгой 4. Игра-перевоплощение «Бездомному всегда плохо» 5. Занятие «Охрана природы в нашей стране» 6. Чтение «Покинутый лес» М. Аджиева 7. Составление сочинений «Почему мне нравится осень». Поделки из природного материала «Что нам осень принесла?» (совместно с родителями) 8. Развлечение «Кафе осенний сюрприз» | Рекомендации «Куда повести ребенка в выходной день?» Совместный труд родителей и детей | Подбор картин о природе Д/и «Растительность средней полосы», «Что в лесу мы нашли?» Иллюстрации и картины «Растения, животные родного края» Стихи об осени |
НОЯБРЬ | «Город, в котором я живу» | 1. Беседа «Где я живу» 2. Д/и «Где мы были – мы расскажем» | 1. Беседа «Савино– любимый мой поселок!» 2. Д/и «Расскажи, что знаешь ты о своемпоселке» | Экскурсии по улицам поселка. Оформить альбом «Улицы как люди» Участие родителей в спортивном досуге. | Подбор фотографий, иллюстраций о поселке. Презентация «Там, где Шижегда тихо течет…» Стихи, рассказы о поселке авторов земляков. |
3. Экскурсия в краеведческий музей «Прошлое и настоящее Савинского района» 4. Просмотр презентации «Там, где Шижегда тихо течёт…» 5. Конкурс рисунков «Любимый поселок мой» | |||||
6. Игра «Так ли это?» (вопросы, касающиеся поселка) 7. Чтение стихов местных авторов. 8. Рассматривание фотографий и иллюстраций о городах Ивановской области 9. Спортивный досуг «народные игры наших бабушек» | 6. Игра на развитие творчества, фантазии «Когда я вырасту большим…» 7. Знакомство с легендой о «Иванове чесноке» |
ДЕКАБРЬ | Народные промыслы | 1. Беседа «Сторона моя родная» . достопримечательности края, презентации: «Ивановская природа», 2. Чтение произведений Семенова 3.«Ивановский край в жизни и творчестве мастеров живописи» 4. Символы красоты и добра савинцев 5. С/р игра «По реке Шижегде» 6. Чтение сказки «И зайца кто-то боится». (Составление рассказа по картинкам) 7. Рассматривание куклы «Коробейник» 8. Чтение этической сказки «Приключение новогодней мишуры» | 1. Беседа «Ивановская область часть России». Чтение рассказа «Столица» 2. Беседа о жизни людей текстильного края 3. Знакомство с трудом ткачей. 4. Рисование декоративное «Ткани» 5.Продолжить знакомство с гербом города Иваново 6. Создание мини-музея в группе детского сада «Фабрика игрушки». 7. Тематический КВН «Люблю родную сторонку». | Совместные рисунки и изготовление поделок «Идет красавица зима» Участие в конкурсе «Изготовление новогодней игрушки» Консультации «Выходной день всей семьей», «Игрушки своими руками» Участие родителей в новогоднем развлечении | Подбор картин и иллюстраций о природе края. Изображение флага России, гербов, аудиозапись «Гимн России», песни о Савине Изделия Объедовской фабрики «Игрушка» |
ЯНВАРЬ | «Наша Родина – Россия» | 1. Беседа «Что мы знаем о нашей Родине» 2. Беседа «Россия на шаре земном» 3. Знакомство с российским флагом, гербом. Д/и «Найди флаг России» 4. Раскрашивание российского флага 5. Экскурсия в краеведческий музей для просмотра экспоиции «Русская изба» 6. Чтение стихотворений о Родине, русских народных сказок, пение песен, колыбельных 7. Знакомство с русскими народными игрушками | 1. Беседа «Москва – столица нашей Родины» 2. Символика страны: герб, флаг, гимн 3. Д/и «Символика» 4. Рассматривание русской национальной одежды. Д/и «Куклы наряжаются» 5. Декоративное рисование «Укрась русский сарафан» 6. Беседа «Зимушка-зима» 7. Рассказ воспитателя о праздновании Рождества Христова | Совместная работа: постройки из снега. Участие родителей в развлечениях Консультация «Роль художественной литературы в нравственном воспитании детей» | Г.Е. Данилина «Дошкольнику об истории и культуре России» Карта, глобус Дидактические игры «Символика», «Куклы наряжаются» Изображение флага, герба России Стихи русских поэтов С.Есенин «Поет зима – аукает», А.Блок «Снег да снег» |
8. «Рождественские встречи» |
ФЕВРАЛЬ | «Наши защитники» | 1. Беседа «Кто такие богатыри?» Рассматривание картины Васнецова «Три богатыря» 2. Рассказ воспитателя о полководцах и героях. 3. Разучивание физкультминуток, пальчиковых игр по теме | 1. Викторина «Знаешь ли ты свою республику?» 2. Беседа «Защитники Отечества» 3. Рассказ, приглашенного воина о службе в армии | Совместная постройка снежной крепости Знакомство с правилами военной игры Творческая игра «Мы защитники» | Л.А. Кондрыкинская «Дошкольникам о защитниках Отечества» Картина Васнецова «Три богатыря», книги с изображениями богатырей на Руси Картины о родах войск, военной технике Макет пограничного столба |
4. Рассматривание картин о родах войск 5. Знакомство со службой пограничников | |||||
6. Показ пограничного столба | 6. Рисование пограничного столба | ||||
7. Спортивное развлечение «Защитники Отечества» 8. С/р игра «Пограничники» 9. Подарок для пап и дедушек | |||||
МАРТ | «Нет никого краше мамочек наших» | 1. Беседа «Как я помогаю своей маме» 2. Рисование «Портрет моей мамы» | 1. Составление рассказов «За что я люблю свою маму». 2. Рисование «Мамина фотография» | Участие в утреннике Игра с мамой «Узнай себя» | Подбор иллюстраций о женских профессиях Дидактическая игра «Что кому нужно для работы» Рисунки детей Пословицы, поговорки о матери, о весне | |
3. Оформить стенд «Нет никого краше мамочек наших» (детские рисунки) 4. Подарок своими руками маме и бабушке 5. Праздник мам 6. Разучивание стихотворений, песен, танцев, сценок к весеннему празднику 7. Рассматривание национальной русской одежды, украшений 8. С/р игра «День рождения», «Театр» | ||||||
9. Декоративное рисование «Савинская роспись» | 9. Изготовление расписных досок в подарок «Для любимой мамы» | |||||
10. Пословицы и поговорки о матери. Их значение. |
АПРЕЛЬ | «Природа нашего края» | 1. Знакомство с карстовыми образованиями нашего края. Показ презентации «Край голубых озер». 2. «Дома очевидцы истории» показ презентации и создание макета русской избы. 3. Беседа «Растения вокруг нас» 4. Чтение стихов О.И.Кузнецовой о нашем поселке. 5. Беседа о космосе. 6. Рассуждение «Если бы ты встретил в космосе инопланетян?» 7. Рисование «Полет в космос» | 1. Знакомство с легендой: «Синий камень» Беседа «Древние поселения» 2. Рассматривание фотографий и иллюстраций по теме 3. Экскурсия в краеведческий музей 4. Беседа об истории возникновения поселка с показом презентации «Савинская градообразующая» Д/и «Путешествие во времени» 5. Беседа «Наши космонавты» 6. Рассматривание иллюстраций, картинок о космосе и космонавтах. 7. Рисование «Встреча с инопланетянами» | Консультация «Нравственные основы воспитания» Помощь в организации экскурсии | Образцы почвы и торфа Иллюстрации, картинки о космосе и космонавтах Д/и «В нашей стране бывает всё» |
8. С/р игры «Космонавты», «Полет на Луну» | |||||
МАЙ | «И помнит мир спасенный» | 1. Создание мини-музея боевой славы. 2. Показ теневого театра «Так начиналась война» 3. Рассматривание картин о войне. Обратить внимание на выражение лиц людей. Какие чувства они испытывают? Почему? 4. Прослушивание фронтовых песен. 5. Заучивание стихотворений. 6. Конкурс рисунков «Этот День Победы» 7. Экскурсии к памятнику героям землякам. 8. Занятия «Мы помним героев», «Их именами названы улицы» Диагностика детей | Привлечь к сбору военной атрибутики в мини-музей. Помощь в организации экскурсий | Военная атрибутика: письма-треугольники, каски, фуражки, пилотки, шинель, фляжка, кисет. Матросская форма, медали. Картины (начало-конец войны), аудиозаписи «Звуки войны», «Музыка мира», «Песни фронтовых лет.» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы по теме «Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств в процессе ознакомления с родным краем»
Чувство любви к родному краю, городу, посёлку, окружающей природе необходимо формировать у детей с дошкольного возраста. ...
Воспитание у детей нравственно-патриотических чувств в процессе знакомства с родным городом
Познакомить с историей создания Санкт -ПетербургаДать представление о людях внесших вклад в развитие нашего городаЗнакомить с культурным наследием нашего городаЗакрепить у детей знания о культуре пове...
Формирование у ребенка дошкольного возраста патриотических чувств через региональную культуру с использованием метода проекта
Формирование у ребенка дошкольного возраста патриотических чувств через региональную культуру с использованием метода проекта....
Формирование у детей дошкольного возраста патриотических чувств, в процессе обучения народному танцу.
Формирование у детей дошкольного возраста патриотических чувств, в процессе обучения народному танцу. Музыкальный руководитель Давлеткулова Е.В....
«Формирование у дошкольников нравственно-патриотических чувств в процессе знакомства с родным краем, городом»
Данный материал раскрывает специфику работы воспитателя с родителями в воспитании патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста....
«Формирование у детей дошкольного возраста эстетического восприятия и любви к природе родного края через художественно-творческую деятельность».
Проектная деятельность....
Проект программы: «Формирование у детей старшего дошкольного возраста патриотических чувств в процессе приобщения их к культуре родного села Романово»
Основой в воспитании у дошкольников гражданских чувств являются накопление детьми социального опыта жизни в своем родном селе, усвоение принятых в обществе норм поведения, развитие интереса к ее истор...