План по самообразованию в старшей группе №14 на 2021 – 2022 учебный год Тема: «Формирование основ экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения их к природе»
проект (старшая группа)
Актуальность:
Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал Лев Семёнович Выготский.
Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Экспериментирование становится для ребёнка 5-6 лет одним из ведущих видов деятельности: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все виды детской деятельности, в том числе и игровую». Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. И потом, вовсе неважно, открыл ли ребёнок что-то принципиально новое или сделал то, что всем известно давно. У учёного, решающего проблемы на переднем крае науки, и у малыша, открывающего для себя еще мало известный ему мир, задействованы одни и те же механизмы творческого мышления. Познавательно-исследовательская деятельность в дошкольном учреждении позволяет не только поддерживать имеющийся интерес, но и возбуждать, по какой-то причине угасший, что является залогом успешного обучения в дальнейшем.
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально в современном мире, так как благодаря развитию познавательно-исследовательской деятельности развиваются и детская любознательность, пытливость ума и на их основе формируются устойчивые познавательные интересы.
Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Роль современного воспитателя не сводится к тому, чтобы донести до ребенка информацию в готовом виде. Педагог призван подвести ребенка к получению знаний, помочь развитию творческой активности ребенка, его воображения. Именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.
Цель: продолжать повышать педагогический уровень и профессиональную компетентность. Развивать у детей интерес к родной природе. Формирование основ экологической культуры детей, понимания ими элементарных взаимосвязей в природе, выработке первоначальных практических навыков гуманно-созидательного и эмоционально-чувственного взаимодействия с природными объектами ближайшего окружения.
Задачи:
Формировать элементарные экологические знания и представления, начала экологического мировоззрения. Формировать представление о том, что человек – часть природы, его жизнь зависит от состояния природных объектов, от окружающей среды, а их сохранность – обязанность человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_po_saoobrazovaniyu_kopiya.docx | 44.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребенка - «Детский сад №239»
(МБДОУ ЦРР – «Детский сад №239»)
План по самообразованию в старшей группе №14
на 2021 – 2022 учебный год
Тема: «Формирование основ экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения их к природе»
Составила: воспитатель
Максименко Т.П.
Актуальность:
Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал Лев Семёнович Выготский.
Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Экспериментирование становится для ребёнка 5-6 лет одним из ведущих видов деятельности: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все виды детской деятельности, в том числе и игровую». Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. И потом, вовсе неважно, открыл ли ребёнок что-то принципиально новое или сделал то, что всем известно давно. У учёного, решающего проблемы на переднем крае науки, и у малыша, открывающего для себя еще мало известный ему мир, задействованы одни и те же механизмы творческого мышления. Познавательно-исследовательская деятельность в дошкольном учреждении позволяет не только поддерживать имеющийся интерес, но и возбуждать, по какой-то причине угасший, что является залогом успешного обучения в дальнейшем.
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально в современном мире, так как благодаря развитию познавательно-исследовательской деятельности развиваются и детская любознательность, пытливость ума и на их основе формируются устойчивые познавательные интересы.
Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Роль современного воспитателя не сводится к тому, чтобы донести до ребенка информацию в готовом виде. Педагог призван подвести ребенка к получению знаний, помочь развитию творческой активности ребенка, его воображения. Именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.
Цель: продолжать повышать педагогический уровень и профессиональную компетентность. Развивать у детей интерес к родной природе. Формирование основ экологической культуры детей, понимания ими элементарных взаимосвязей в природе, выработке первоначальных практических навыков гуманно-созидательного и эмоционально-чувственного взаимодействия с природными объектами ближайшего окружения.
Задачи:
Формировать элементарные экологические знания и представления, начала экологического мировоззрения. Формировать представление о том, что человек – часть природы, его жизнь зависит от состояния природных объектов, от окружающей среды, а их сохранность – обязанность человека.
Образовательные:
- повышать профессиональное мастерство и компетентность в работе над формированием экологической культуры у детей дошкольного возраста; - изучить методики, технологии по познавательно-исследовательской деятельности;
- создать условия для поддержания исследовательской активности детей;
- поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность, оценочное и критическое отношение к миру через дидактические игры;
- формировать представления об универсальной ценности природы;
- привить трудовые природоведческие навыки;
- способствовать развитию экологического сознания;
- формировать причинно - следственные связи, показать взаимосвязь растений и животных друг с другом и со средой обитания; показать многообразие живых организмов и их сообществ;
- систематизировать и углублять знания о живой и неживой природе;
- формировать трудовые навыки и умения по уходу за комнатными растениями, рационально использовать природные ресурсы.
Развивающие:
- развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;
- способствовать усвоению системы знаний о природе (о ее компонентах и взаимосвязях между ними);
- обогащать словарный запас детей;
-расширять кругозор детей.
Воспитательные:
- воспитывать доброжелательное отношение к живым существам в процессе общения с ними.
- воспитывать экологическую культуру детей.
Ожидаемый результат:
Предлагаемая система работы позволит достаточно полно раскрыть индивидуальные способности каждого ребенка.
Полученный багаж знаний, умений и навыков в области экологического воспитания позволит развить умение и желание активно беречь и защищать природу, видеть живые объекты во всём многообразии их свойств и качеств, особенностей и их проявлений, участвовать в создании необходимых условий для нормальной жизнедеятельности живых существ. Расширит представления детей о природе родного края. Дети будут знать и соблюдать элементарные правила поведения в природе (способе безопасного взаимодействия с растениями и животными), проявлять интерес, доброту к природным явлениям и объектам; помогать друг другу, беречь природу.
Формы и методы работы с родителями и детьми, воспитателями:
Родители:
-сотрудничество через консультации
-беседы
-совместное изготовление и приобретение дидактического материала -трудовые минутки: «Посадим дерево», Акция «Покормите птиц зимой»
Формы работы с детьми:
Наглядные методы:
-целевые прогулки;
-наблюдения;
-показ сказок (педагогом, детьми);
-рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;
-проведение дидактических игр.
Словесные методы:
-чтение литературных произведений;
-беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.
Игровые методы:
-проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических, игр - драматизаций и др.);
-загадывание загадок;
-проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров.
Практические методы
-организация продуктивной деятельности детей;
-оформление гербария растений, плодов;
-изготовление с детьми наглядных пособий.
Работа с педагогами:
1. Консультация «Формы организации процесса формирования основ экологической культуры старших дошкольников в ДОУ и семье».
2. Консультация для воспитателей «Экологическое воспитание».
Формы представления результатов самообразования:
1. Консультации для родителей и педагогов по формированию основ по формированию экологической культуре дошкольника.
2. Оформление папок-передвижек по экологическому воспитанию.
3.Создание картотеки «Дидактические и подвижные игры экологии».
4. Создание картотеки «Экологические сказки и стихи».
Таким образом, этапы моей работы можно представить следующим образом:
I этап: информационно - подготовительный
Изучить научно – методическую литературу по теме: развитие познавательных способностей детей через экологическое воспитание. Постановка целей и задач, планирование по плану, подбор методического материала.
2 этап - основной. Реализация перспективного плана работы по самообразованию.
1. Создавать условия для вызывания и поддерживания познавательного интереса у детей: - составление картотеки дидактических игр по экологии; - составление картотеки экспериментов с воздухом, водой, песком; - создание медиатеки познавательно – экологического содержания «Звуки природы»; создание макетов природных зон: «Лес», «Саванна», «Джунгли», «Север».
2. Использование изготовленного, собранного материала в работе с детьми.
3 этап – заключительный. Подведение итогов, показ презентации.
Список литературы:
1. Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх. – М. 1993.
2. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М.1991.
3. Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой. – М.: Просвещение,1973.
4. Виноградова Т.А., Маркова Т.А. Опыт организации экологического образования в детском саду: Методические советы к программе «Детство». СПб.: Детство – Пресс, 2001.
5. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию. СПб.:Детство – Пресс, 2003. 6. Программа воспитания и обучения в детском саду. Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Изд. 4-е - М.: Мозаика-Синтез, 2006, 208 с.
7. Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду» / под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. - М. : Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2005.
8. Николаева С.Н. Любовь к природе воспитываем с детства: Рекомендации педагогам, родителям и гувернерам.
– М. 1981.
9. Рыжова Н.А. «Экологическое образование в детском саду» // Дошкольное воспитание. 2001.№9
10. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2002.
11. Авдеева Н.Н., Степанова Е.Г. «Жизнь вокруг нас. Экологическое воспитание дошкольников» Учебно-методическое пособие.. М.,Просвещение, 1988.
12. Соломенникова О.А. «Занятия по формированию элементарных экологических представлений в старшей группе детского сада». - М.: ТЦ Сфера, 2017.
13. Лучич М.В. Детям о природе. М. Просвещение, 1989.
14. Николаева С. Н. «Создание условий для экологического воспитания детей».
. - М.: Академия, 2002.
15. Николаева С.Н. «Юный эколог». - М.: Мозаика-Синтез,
16. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. - М.: Новая школа, 1995.
17. Саморукова П.Г. Как знакомить дошкольников с природой. – М.:Просвещение, 1978.
План работы по самообразованию на 2021 – 2022 учебный год
Подбор и изучение методической литературы, пополнение РППС | Работа с детьми | Работа с родителями | ||
Сентябрь | ||||
Зебзеева В.А. «Теория и методика экологического образования детей» __________________________ Пополнение РППС: Изготовление гербария. Разработка дидактических игр по теме. Папка- передвижка «Прогулки с детьми осенью». Оформить уголок природы. | Рассматривание иллюстраций, альбомов. Беседы: 1.«Жизнь растений и животных осенью»; 2.«Во саду ли в огороде»; 3.«Что нам осень принесла» Наблюдение- сравнение «Погода летом и осенью» Чтение художественной литературы по теме. Экологические игры: «Чудесный мешочек» - овощи, фрукты; «Найди листок, какой покажу» Д/И «Узнай и назови дерево»; «Что лишнее»; «Что в моей корзинке». Рисование «Воспоминания о лете» | Папка- передвижка «Зачем детям нужно знать, что такое экология». Изготовление поделок на конкурс «Осень золотая». | ||
Октябрь | ||||
Николаева С. Н. «Создание условий для экологического воспитания детей». _________________________Пополнение РППС: Организовать сбор книг о природе в книжный уголок. Изготовление макет «Осень в лесу»; Оформление центра природы в соответствии со временем года (октябрь).
| Беседа: 1.«Этажи леса», 2.«О пользе овощей и фруктов», 3. «Эти удивительные животные» Наблюдение «Что нас окружает?», «Что у нас под ногами?» Слушание «Звуки леса» Д/и «Чьи детки?». «Что за зверь?», «Готовим борщ и компот». Загадки об овощах и фруктах. Чтение рассказа С. Михалкова «Три ветра». | Консультация для родителей: «Наблюдения осенью»; Консультация «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста» | ||
Ноябрь | ||||
Рыжова Н.А. «Экологическое образование в детском саду» ________________________ Пополнение РППС: изготовления макета «Север», «Африка» | Игра «Цветочный магазин» Беседы: «Относитесь к своей планете правильно», Беседа «Что такое природа? Живая и неживая природа» Д/и «Из чего предмет?», «Овощехранилище», Д/и «Кто живет на суше, а кто в воде». «Рассели животных»; Опыт «Тонет или нет»; Мнемотаблица «Уход за комнатными растениями» Рисование «Осенние дары»; Д/и «Раскрась предметы живой и неживой природы»; Чтение стихотворения М Пришвина «Кузнечик». | Консультация «Зеленый подоконник». Консультация «Экология в жизни ребенка». | ||
Декабрь | ||||
Соломенникова О.А. «Занятия по формированию элементарных экологических представлений в старшей группе детского сада» Пополнение РППС: изготовление пальчиковых игр по экологии. Изготовление макета «Зимний лес» | Д/и У кого какой дом»; Опыт «Снег сохраняет тепло»; « Опыты с водой и снегом»; Загадки о зиме и явлениях природы; Д/и «Зоологическое домино» Просмотр презентации «Зимние явления в природе» Беседа о зиме. Лепка «Птицы на кормушке» | Акция «Накормите птиц зимой»; Памятка «Как помочь птицам пережить зиму» Совместное изготовление родителями с детьми кормушек для птиц. | ||
Январь | ||||
Авдеева Н.Н., Степанова Е.Г.»Жизнь вокруг нас. Экологическое воспитание дошкольников» Учебно-методическое пособие. Пополнение РППС Изготовление экологических знаков. Изготовление папки –передвижки «Как зимуют звери в лесу» | Краткосрочный проект «Как звери в лесу зимуют» Экологические игры: «Зимняя столовая», «Зимующие птицы». Беседа о зимующих и перелетных птицах; Д\и «Кто где живет?» Рассматривание картины «Зимние забавы», Рассказ и рассматривание картины «Как зимуют дикие звери»; Чтение сказки «Зимовье»,С.Козлов «Зимняя сказка»; Опыт со снегом. | Консультация «Игра и развлечения, как средство воспитания у детей любви к природе». Анкетирование родителей. «Нужна ли нам экология?» | ||
Февраль | ||||
Статьи в журналах: «Воспитатель ДОУ», «Дошкольное воспитание», «Обруч» Пополнение РППС: Подбор материала для оформления картотеки по темам: «Деревья», «Растения», «Птицы», «Насекомые», «Цветы луговые», «Цветы садовые», «Дикие животные», «Домашние животные». | Беседа о строении растений; «Когда солнце светит ярче»; С\Р «Юные экологии»; Опыт «Как маскируются животные»; «Со стеклом и металлом» Рассматривание иллюстраций животных и растений севера и юга. Д/и «Из чего сделаны предметы» Рассматривание иллюстраций с предметами из этих материалов. Просмотр презентации «Солнечная система» Игра – предложение «Если бы не было солнышка» | Консультация «Экологическая культура детей». Консультация «Ознакомление с явлениями природы детей дошкольного возраста» | ||
Март | ||||
Николаева С.Н. Любовь к природе воспитываем с детства: Рекомендации педагогам, родителям и гувернерам. __________________________ Пополнение РППС: Изготовление макета «Весенний лес»; Ширма «Стихи про весну». Оформление центра природы в соответствии со временем года (март). | Краткосрочный проект «Наблюдение за весенними изменениями в природе». Беседы: «На что похожи облака», «О птицах». Загадки о весне. Беседы: «Жизнь животных и птиц весной»; «О лесе»; Игра: «Какой цветок просит о помощи, нарисуй его», «Где живут животные»; Д/и «Как вести себя в лесу», Знакомство с «Красной книгой»; Рисование «Лес весной»; Составление рассказа «Как я побывал в лесу». | Консультация «Весенние прогулки». Консультация в уголок здоровья: «Витаминный календарь». | ||
Апрель | ||||
Изучение статей в журнале «Воспитатель ДОУ», «Дошкольное воспитание»; Пополнение РППС: Изготовление картотеки стихов по экологии; составление книги экологических сказок; Изготовить картинки для рассматривания «Живая природа». Изготовления кругов Луллия «Чей след?», «Кто, что ест?». «Чей домик». | Беседы: «Что ты знаешь о птицах?»; Беседа «Где я живу»; Экологические игры: «Угадай по описанию» Беседы: «Мамы и их малыши», «Зачем нужно стекло»; Д/и. «Когда это бывает?», Д/и «Что ты сделал доброе для природы?»; Игра «Опиши, а мы отгадаем» Чтение потешек: «Солнышко», «Дождик – дождик», «Радуга – дуга», Стихотворение Р.Рождественского «Береги природу»; Целевая прогулка по экологической тропинке; Рисование «Звездное небо» | Папка-передвижка «Роль семьи в развитии экологического, воспитания детей дошкольного возраста». | ||
Май | ||||
Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. «Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» __________________________ Пополнение РППС: Изготовление макета «Лето в лесу» Изготовление папки -передвижки «Береги природу». Пополнение картотеки «Опыты с водой, землей, магнитом». | Экологические игры: «Кто, где живёт?», «Найди дерево по описанию»; Беседы: «Что подарит лето нам?», «Что солнце нагревает быстрее?», «Кто рождается весной?» (у кого весной появляются детёныши, рассмотреть иллюстрации); Наблюдение за дождевым червяком; Рассматривание картин из жизни диких животных, художников И.И.Левитана, А.К.Саврасова, В.Д.Поленова, И.И.Шишкина, Развлечение «Знатоки природы» | Консультация «Создание условий для проведения поисково-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста». Презентация для родителей итогового мероприятия: Развлечение «Знатоки природы». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы по самообразованию на 2020-2022 учебный год.Тема: «Формирование творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных форм рисования».
Актуальность выбранной темы: Данная проблема позволила определить тему исследования – «Формирование творческих способностей у детей старшего дошкольн...
«Формирование основ экологического воспитания детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений».
laquo;Формирование основ экологического воспитания детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений»....
Педагогический опыт по теме « Формирование начал экологической культуры детей младшего дошкольного возраста»
Методическая разработка...
Представление опыта работы на тему: «Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей младшего дошкольного возраста посредством сказки»
Цель: формирование у дошкольников основы безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях на примере любимых детских сказок.Задачи:Сформировать у детей навыки безопасного поведения на улице, ...
План по самообразованию на 2023 – 2024 учебный год Тема: «Формирование основ экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе»
План по самообразованиюна 2023 – 2024 учебный годТема: «Формирование основ экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе»...
План по самообразованию. Тема:«Формирование основ экологической культуры детей старшего дошкольного возраста»
Цель: продолжать повышать педагогический уровень и профессиональную компетентность. Развивать у детей интерес к родной природе. Формирование основ экологической культуры детей, понимания ими элементар...