План по самообразованию в старшей группе №14 на 2021 – 2022 учебный год Тема: «Формирование основ экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения их к природе»
проект (старшая группа)

Актуальность:

Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал Лев Семёнович Выготский.

Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Экспериментирование становится для ребёнка 5-6 лет одним из ведущих видов деятельности: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все виды детской деятельности, в том числе и игровую». Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. И потом, вовсе неважно, открыл ли ребёнок что-то принципиально новое или сделал то, что всем известно давно. У учёного, решающего проблемы на переднем крае науки, и у малыша, открывающего для себя еще мало известный ему мир, задействованы одни и те же механизмы творческого мышления. Познавательно-исследовательская деятельность в дошкольном учреждении позволяет не только поддерживать имеющийся интерес, но и возбуждать, по какой-то причине угасший, что является залогом успешного обучения в дальнейшем.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально в современном мире, так как благодаря развитию познавательно-исследовательской деятельности развиваются и детская любознательность, пытливость ума и на их основе формируются устойчивые познавательные интересы.  

Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Роль современного воспитателя не сводится к тому, чтобы донести до ребенка информацию в готовом виде. Педагог призван подвести ребенка к получению знаний, помочь развитию творческой активности ребенка, его воображения. Именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.

 

Цель: продолжать повышать педагогический уровень и профессиональную компетентность. Развивать у детей интерес к родной природе. Формирование основ экологической культуры детей, понимания ими элементарных взаимосвязей в природе, выработке первоначальных практических навыков гуманно-созидательного и эмоционально-чувственного взаимодействия с природными объектами ближайшего окружения.

Задачи:

Формировать элементарные экологические знания и представления, начала экологического мировоззрения. Формировать представление о том, что человек – часть природы, его жизнь зависит от состояния природных объектов, от окружающей среды, а их сохранность – обязанность человека.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_saoobrazovaniyu_kopiya.docx44.07 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка - «Детский сад №239»

(МБДОУ ЦРР – «Детский сад №239»)

План по самообразованию в старшей группе №14

на 2021 – 2022 учебный год

Тема: «Формирование основ экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения их к природе»

Составила: воспитатель

Максименко Т.П.


Актуальность: 

Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал Лев Семёнович Выготский.

Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Экспериментирование становится для ребёнка 5-6 лет одним из ведущих видов деятельности: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все виды детской деятельности, в том числе и игровую». Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. И потом, вовсе неважно, открыл ли ребёнок что-то принципиально новое или сделал то, что всем известно давно. У учёного, решающего проблемы на переднем крае науки, и у малыша, открывающего для себя еще мало известный ему мир, задействованы одни и те же механизмы творческого мышления. Познавательно-исследовательская деятельность в дошкольном учреждении позволяет не только поддерживать имеющийся интерес, но и возбуждать, по какой-то причине угасший, что является залогом успешного обучения в дальнейшем.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально в современном мире, так как благодаря развитию познавательно-исследовательской деятельности развиваются и детская любознательность, пытливость ума и на их основе формируются устойчивые познавательные интересы.  

Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Роль современного воспитателя не сводится к тому, чтобы донести до ребенка информацию в готовом виде. Педагог призван подвести ребенка к получению знаний, помочь развитию творческой активности ребенка, его воображения. Именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.

Цель: продолжать повышать педагогический уровень и профессиональную компетентность. Развивать у детей интерес к родной природе. Формирование основ экологической культуры детей, понимания ими элементарных взаимосвязей в природе, выработке первоначальных практических навыков гуманно-созидательного и эмоционально-чувственного взаимодействия с природными объектами ближайшего окружения.

Задачи:

Формировать элементарные экологические знания и представления, начала экологического мировоззрения. Формировать представление о том, что человек – часть природы, его жизнь зависит от состояния природных объектов, от окружающей среды, а их сохранность – обязанность человека.

Образовательные: 

- повышать профессиональное мастерство и компетентность в работе над формированием экологической культуры у детей дошкольного возраста;            - изучить методики, технологии по познавательно-исследовательской деятельности;

- создать условия для поддержания исследовательской активности детей;

- поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность, оценочное и критическое отношение к миру через дидактические игры;

 - формировать представления об универсальной ценности природы;

 - привить трудовые природоведческие навыки;

 - способствовать развитию экологического сознания;

- формировать причинно - следственные связи, показать взаимосвязь растений и животных друг с другом и со средой обитания; показать многообразие живых организмов и их сообществ;

- систематизировать и углублять знания о живой и неживой природе;

- формировать трудовые навыки и умения по уходу за комнатными растениями, рационально использовать природные ресурсы.

Развивающие: 

- развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;

- способствовать усвоению системы знаний о природе (о ее компонентах и взаимосвязях между ними);

- обогащать словарный запас детей;

-расширять кругозор детей.

Воспитательные: 

- воспитывать доброжелательное отношение к живым существам в процессе общения с ними.

- воспитывать экологическую культуру детей.

Ожидаемый результат: 

Предлагаемая система работы позволит достаточно полно раскрыть индивидуальные способности каждого ребенка.

Полученный багаж знаний, умений и навыков в области экологического воспитания позволит развить умение и желание активно беречь и защищать природу, видеть живые объекты во всём многообразии их свойств и качеств, особенностей и их проявлений, участвовать в создании необходимых условий для нормальной жизнедеятельности живых существ. Расширит представления детей о природе родного края. Дети будут знать и соблюдать элементарные правила поведения в природе (способе безопасного взаимодействия с растениями и животными), проявлять  интерес, доброту к природным явлениям и объектам; помогать друг другу, беречь природу.

Формы и методы работы с родителями и детьми, воспитателями:

Родители:

-сотрудничество через консультации

-беседы

-совместное изготовление и приобретение дидактического материала                                             -трудовые минутки: «Посадим дерево»,                                                                               Акция «Покормите птиц зимой»                                                                                                        

Формы работы с детьми: 

Наглядные методы:

-целевые прогулки;

-наблюдения;

-показ сказок (педагогом, детьми);

-рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;

-проведение дидактических игр.

Словесные методы:

-чтение литературных произведений;

-беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.

Игровые методы:

-проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических, игр - драматизаций и др.);

-загадывание загадок;

-проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров.

Практические методы

-организация продуктивной деятельности детей;

-оформление гербария растений, плодов;

-изготовление с детьми наглядных пособий.

Работа с педагогами:

1. Консультация «Формы организации процесса формирования основ экологической культуры старших дошкольников в ДОУ и семье».

2. Консультация для воспитателей «Экологическое воспитание».

Формы представления результатов самообразования:

1. Консультации для родителей и педагогов по формированию основ по формированию экологической культуре дошкольника.

2. Оформление папок-передвижек по экологическому воспитанию.

3.Создание картотеки «Дидактические и подвижные игры экологии».

4. Создание картотеки «Экологические сказки и стихи».

Таким образом, этапы моей работы можно представить следующим образом:

I этап: информационно - подготовительный

Изучить научно – методическую литературу по теме: развитие познавательных способностей детей через экологическое воспитание. Постановка целей и задач, планирование по плану, подбор методического материала.

2 этап - основной. Реализация перспективного плана работы по самообразованию.

 1. Создавать условия для вызывания и поддерживания познавательного интереса у детей: - составление картотеки дидактических игр по экологии; - составление картотеки экспериментов с воздухом, водой, песком; - создание медиатеки познавательно – экологического содержания «Звуки природы»; создание макетов природных зон: «Лес», «Саванна», «Джунгли», «Север».

2. Использование изготовленного, собранного материала в работе с детьми.

 3 этап – заключительный. Подведение итогов, показ презентации.

Список литературы:

1. Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх. – М. 1993.

2. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М.1991.

3. Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой. – М.: Просвещение,1973.

4. Виноградова Т.А., Маркова Т.А. Опыт организации экологического образования в детском саду: Методические советы к программе «Детство». СПб.: Детство – Пресс, 2001.

5. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию. СПб.:Детство – Пресс, 2003. 6. Программа воспитания и обучения в детском саду. Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Изд. 4-е - М.: Мозаика-Синтез, 2006, 208 с.

7. Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду» / под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. - М. : Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2005.

8. Николаева С.Н. Любовь к природе воспитываем с детства: Рекомендации педагогам, родителям и гувернерам.

– М. 1981.

9. Рыжова Н.А. «Экологическое образование в детском саду»  // Дошкольное воспитание. 2001.№9

10. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2002.

11. Авдеева Н.Н., Степанова Е.Г. «Жизнь вокруг нас. Экологическое воспитание дошкольников» Учебно-методическое пособие.. М.,Просвещение, 1988.

12. Соломенникова О.А. «Занятия по формированию элементарных экологических представлений в старшей группе детского сада». - М.: ТЦ Сфера, 2017.

13. Лучич М.В. Детям о природе. М. Просвещение, 1989.

14. Николаева С. Н. «Создание условий для экологического воспитания детей».

. - М.: Академия, 2002.

15. Николаева С.Н. «Юный эколог». - М.: Мозаика-Синтез,

16. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. - М.: Новая школа, 1995.

17. Саморукова П.Г. Как знакомить дошкольников с природой. – М.:Просвещение, 1978.

План работы по самообразованию на 2021 – 2022 учебный год

Подбор и изучение методической литературы, пополнение РППС

Работа с детьми

Работа с родителями

Сентябрь

 

Зебзеева  В.А. «Теория и методика экологического образования детей»

__________________________

Пополнение РППС: Изготовление гербария.

Разработка дидактических игр по теме.

Папка- передвижка

«Прогулки с детьми осенью».

Оформить уголок природы.

Рассматривание иллюстраций, альбомов.

Беседы:

1.«Жизнь растений и животных осенью»;

2.«Во саду ли в огороде»;

3.«Что нам осень принесла»

Наблюдение- сравнение «Погода летом и осенью»

Чтение художественной литературы по теме.

Экологические игры: «Чудесный мешочек» - овощи, фрукты;  «Найди листок, какой покажу» 

Д/И «Узнай и назови дерево»; «Что лишнее»; «Что в моей корзинке».

Рисование «Воспоминания о лете»

Папка- передвижка «Зачем детям нужно знать, что такое экология».

Изготовление поделок на конкурс «Осень золотая».

Октябрь

Николаева С. Н. «Создание условий для экологического воспитания детей».

_________________________Пополнение РППС:    Организовать сбор книг о природе в книжный уголок.                           Изготовление макет «Осень в лесу»;                                      Оформление центра природы  в соответствии со временем года (октябрь).

   

Беседа:

1.«Этажи леса»,

 2.«О пользе овощей и фруктов»,

3. «Эти удивительные животные»

Наблюдение «Что нас окружает?», «Что у нас под ногами?»

Слушание «Звуки леса»

Д/и «Чьи детки?».

«Что за зверь?», «Готовим борщ и компот».

Загадки об овощах и фруктах.

Чтение  рассказа

 С. Михалкова  «Три ветра».

Консультация для родителей: «Наблюдения осенью»;

Консультация «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»

Ноябрь

Рыжова Н.А. «Экологическое образование в детском саду»  ________________________ Пополнение РППС: изготовления макета   «Север», «Африка»

Игра «Цветочный магазин»

Беседы:  «Относитесь к своей планете правильно»,

Беседа «Что такое природа? Живая и неживая природа»

Д/и «Из чего предмет?», «Овощехранилище»,

Д/и «Кто живет на суше, а кто в воде». «Рассели животных»;

Опыт «Тонет или нет»;

Мнемотаблица «Уход за комнатными растениями»

Рисование «Осенние дары»;

Д/и «Раскрась предметы живой и неживой природы»;

Чтение стихотворения М Пришвина  «Кузнечик».

Консультация «Зеленый подоконник».

Консультация «Экология в жизни ребенка».

Декабрь

Соломенникова О.А.

«Занятия по формированию элементарных экологических представлений в старшей группе детского сада»

Пополнение РППС: изготовление пальчиковых игр по экологии. Изготовление макета «Зимний лес»

Д/и У кого какой дом»;

Опыт «Снег сохраняет тепло»;

« Опыты с водой и снегом»;

Загадки о зиме и явлениях природы;

Д/и «Зоологическое домино»

Просмотр презентации «Зимние явления в природе»

Беседа о зиме.

Лепка «Птицы на кормушке»

Акция «Накормите птиц зимой»;

Памятка «Как помочь птицам пережить зиму»

Совместное изготовление родителями с детьми кормушек для птиц.

Январь

Авдеева Н.Н., Степанова Е.Г.»Жизнь вокруг нас. Экологическое воспитание дошкольников» Учебно-методическое пособие.

Пополнение РППС

Изготовление экологических знаков.

Изготовление папки  –передвижки «Как зимуют звери в лесу»

Краткосрочный проект «Как звери в лесу зимуют»

Экологические игры: «Зимняя столовая», «Зимующие птицы».

Беседа о зимующих и перелетных птицах;

Д\и «Кто где живет?»

Рассматривание картины «Зимние забавы»,

Рассказ и рассматривание картины «Как зимуют дикие звери»;

Чтение сказки «Зимовье»,С.Козлов «Зимняя сказка»;

Опыт со снегом.

Консультация «Игра и развлечения, как средство воспитания у детей любви к природе».

Анкетирование родителей. «Нужна ли нам экология?»

Февраль

Статьи в журналах: «Воспитатель ДОУ», «Дошкольное воспитание», «Обруч»

Пополнение РППС:

Подбор материала для оформления картотеки по темам: «Деревья»,

«Растения», «Птицы», «Насекомые», «Цветы луговые», «Цветы садовые», «Дикие животные», «Домашние животные».

Беседа о строении растений; «Когда солнце светит ярче»;

С\Р «Юные экологии»;

Опыт «Как маскируются животные»; «Со  стеклом и металлом»

Рассматривание иллюстраций животных и растений севера и юга.                                           Д/и «Из чего сделаны предметы»                   Рассматривание иллюстраций с предметами из этих материалов.

Просмотр презентации «Солнечная система»

Игра – предложение «Если бы не было солнышка»

Консультация «Экологическая культура детей».

Консультация «Ознакомление с явлениями природы детей дошкольного возраста»

Март

Николаева С.Н. Любовь к природе воспитываем с детства: Рекомендации педагогам, родителям и гувернерам.

__________________________

Пополнение РППС:

Изготовление макета «Весенний лес»;

 Ширма «Стихи про весну».

Оформление центра природы  в соответствии со временем года (март).

Краткосрочный проект «Наблюдение за весенними изменениями в природе».

Беседы: «На что похожи облака», «О птицах».

Загадки о весне.

Беседы: «Жизнь животных и птиц весной»; «О лесе»;

Игра: «Какой цветок просит о помощи, нарисуй его», «Где живут животные»;

 Д/и «Как вести себя в лесу»,

Знакомство с  «Красной книгой»;

Рисование «Лес весной»;

Составление рассказа «Как я побывал в лесу».

Консультация «Весенние прогулки».

Консультация в уголок здоровья: «Витаминный календарь».

Апрель

Изучение статей в журнале «Воспитатель ДОУ», «Дошкольное воспитание»;

Пополнение РППС:

Изготовление картотеки стихов по экологии;

составление книги экологических сказок;

Изготовить картинки для рассматривания «Живая природа».

Изготовления кругов Луллия «Чей след?», «Кто, что ест?». «Чей домик».

Беседы: «Что ты знаешь о птицах?»;

Беседа «Где я живу»;

Экологические игры: «Угадай по описанию»

Беседы: «Мамы и их малыши», «Зачем нужно стекло»;

Д/и. «Когда это бывает?», Д/и «Что ты сделал доброе для природы?»;

Игра «Опиши, а мы отгадаем»

Чтение потешек: «Солнышко», «Дождик – дождик», «Радуга – дуга»,

Стихотворение Р.Рождественского «Береги природу»;

Целевая прогулка по экологической тропинке;

Рисование «Звездное небо»

Папка-передвижка

«Роль семьи в развитии экологического, воспитания детей дошкольного возраста».

Май

Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В.  «Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников»

__________________________

Пополнение РППС: Изготовление макета «Лето в лесу»

Изготовление папки -передвижки «Береги природу».

Пополнение картотеки «Опыты с водой, землей, магнитом».

Экологические игры: «Кто, где живёт?», «Найди дерево по описанию»;

Беседы: «Что подарит лето нам?», «Что солнце нагревает быстрее?», «Кто рождается весной?» (у кого весной появляются детёныши, рассмотреть иллюстрации);

Наблюдение за дождевым червяком;

Рассматривание картин из жизни диких животных, художников И.И.Левитана, А.К.Саврасова, В.Д.Поленова, И.И.Шишкина,

Развлечение «Знатоки природы»

Консультация «Создание условий для проведения поисково-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста».

Презентация для родителей итогового мероприятия:  Развлечение «Знатоки природы».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию на 2020-2022 учебный год.Тема: «Формирование творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных форм рисования».

Актуальность выбранной темы:    Данная проблема позволила определить тему исследования – «Формирование творческих способностей у  детей старшего дошкольн...

«Формирование основ экологического воспитания детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений».

laquo;Формирование основ экологического воспитания детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений»....

Представление опыта работы на тему: «Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей младшего дошкольного возраста посредством сказки»

Цель: формирование у дошкольников  основы безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях на примере любимых детских сказок.Задачи:Сформировать у детей навыки безопасного поведения на улице, ...

План по самообразованию на 2023 – 2024 учебный год Тема: «Формирование основ экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе»

План по самообразованиюна 2023 – 2024 учебный годТема: «Формирование основ экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе»...

План по самообразованию. Тема:«Формирование основ экологической культуры детей старшего дошкольного возраста»

Цель: продолжать повышать педагогический уровень и профессиональную компетентность. Развивать у детей интерес к родной природе. Формирование основ экологической культуры детей, понимания ими элементар...