Формирование этнокультурной компетентности детей старшего дошкольного возраста посредством эпоса Олонхо
статья (старшая группа)
Статья
Скачать:
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПРИОБЩЕНИЯ К ОЛОНХО
Данная тема приобретает особую актуальность в условиях таких поликультурных регионов Российской Федерации, как наша Республика Саха (Якутия), где проблема создания условий для формирования этнокультурной компетентности подрастающего поколения приобретает особую значимость. Важнейшие задачи развития отечественного образования связаны с формированием компетентностей подрастающего поколения, в том числе этнокультурной компетентности.
Якутский эпос олонхо является источником для духовного воспитания молодого поколения. В настоящее время идет ознакомление с олонхо с малого возраста, это обогащает их духовно и развивает творческий талант. В дошкольных учреждениях республики накоплен богатый опыт знакомства с героями эпоса олонхо. Хотелось бы поделиться с опытом работы нашей ДОУ №89 « Парус».
Есть несколько причин того, что мы решили знакомить детей с олонхо. Основные из них, это то, что стих олонхо сложен согласно природному ритму восприятия ребенка. Ребенок слушает текст, понимает смыслы, в него заложенные. Это детский текст. Текст, составленный как кодовая информация для вновь появившихся поколений. И олонхо в том смысле – детское произведение. И человек может воспринимать его именно в детском периоде своей жизни, чтобы затем иметь вход, код в мир олонхо во взрослой своей жизни.
Олонхо пробуждает сразу три центра в мозге ребенка. Природный интеллект (ийэ ой), как генератор; языковой (ийэ тыл), как транслятор; и материнский ритмо-тембр звука голоса (ийэ кылысах), как реализатор мысли. Мозг ребенка работает в полном режиме, в режиме природы-творца.
Стремление показать ребенку, что уникальность родной культуры можно познать и почувствовать в сравнении с общественными ценностями, через «диалог», побудило нас создать технологию формирования этнокультурной компетентности посредством приобщения детей старшего дошкольного возраста к олонхо.
Нами выделены цель, задачи, принципы технологии, на которых мы не будем останавливаться подробно.
Остановимся на технологии реализации:
Технология формирования этнокультурной компетентности детей через приобщение к олонхо реализуется поэтапно через систему занятий. Нами разработан календарно – тематический план и система занятий. Эту работу можно включить и в обязательные занятия по ФЦКМ (ознакомление с окружающим видом), развитие речи или проводить в свободное от занятий время.
1 этап технологии начинается с октября месяца. Занятия объединяются общей темой « Героический эпос олонхо народа саха». На этом этапе знакомим детей с миром олонхо. Совместно с родителями проводим выставку «Древо жизни». Знакомим с творчеством якутских художников Т. Степанова, В. Карамзина, П. Пестрякова, Н. Ябловской. После диалогов и бесед с детьми, рисование по впечатлению: здесь дети делятся впечатлениями, рассказывают и рисуют. Воспитателю необходимо развивать в детях внимание, воображение фантазию.
Методы и методические приемы, используемые на занятиях 1 этапа – беседа, диалог, рассматривание репродукций, обсуждение, анализ, сравнение, посиделки у камелька, графическая речь, обыгрывание игрового персонажа, создание игровой ситуации, анализ и обсуждение рисунков – эскизов.
2 этап технологии продолжается с ноября месяца. Занятия объединяются темой « История предков». Здесь детей знакомим детей с историей наших предков: жилище, якутская национальная одежда (богатырей), посуда. Здесь широко используется воспитателями информация из разных источников, в том числе из Интернета, занятия проводятся с использованием ТСО. Целевая экскурсия в Краеведческий музей, в Музей фольклора народов Севера. Наш сад традиционно каждый год совершает экскурсии в Музей фольклора народов Севера, музей Хомуса народов мира.
В декабре месяце приглашаем сотрудников музея, для проведения с детьми занятия на тему « Игры наших предков ». Сотрудники музея проводят для наших детей беседы и экскурсию, это взаимодействие с музеем очень полезно.
Далее начинаем прослушивание аудиозаписи олонхо знаменитых в Якутии олонхосутов. Цель занятий – формирование интереса к олонхо. Аудиозаписи обязательно должны быть хорошего качества. На этом этапе дети очень естественно улавливают связь олонхо с природно – эмоциональным началом. После слушания олонхо – диалог и беседа с детьми, рисование по впечатлению.
3 этап технологии с января месяца. Вместе с детьми ставим инсценировку олонхо Сергея Васильева «Эрчимэн Бэргэн». Приобщаем детей к театрализованным постановкам. Проводим родительское собрание, распределяем роли, костюмы, готовим декорации.
В феврале месяце на данном этапе широко используется метод проектов и интегрированный метод. Детям предлагается сделать проект на тему олонхо, нарисовать запомнившегося героя или мир олонхо. На занятиях и в форме индивидуальной работы, вместе с детьми выбирается интересная для ребенка тема. Здесь необходимо отметить, что при выполнении проектов взаимодействие с родителями обязательно. Для этого проводятся родительские собрания, консультации, семинары, где родителям оказывается методическая помощь при раскрытии темы ребенка.
4 этап – обобщающий (март, апрель). На обобщающем этапе в детском саду по результатам проектной деятельности проводится научно – практическая конференция, где участники проекта, в празднично убранном музыкальном зале, представляют свои проекты на всеобщее обозрение. Мероприятие проходит очень интересно, детям нравится представлять свои работы жюри и зрителям. По итогам конференции детям выдаются дипломы и сертификаты.
Так же ведется совместная работа воспитателя с руководителем изостудии детского сада по выполнению творческих работ по эскизам, выполненным на предыдущих этапах. Из эскизов, выполненных в группе, руководитель изостудии выбирает наиболее удачные и интересные. С этими детьми проводится работа по выполнению картины в условиях изостудии. Темы разные по замыслу и предварительным эскизам детей. В апреле или мае у нас в Якутске среди ДОУ проводится ставший традиционным фестивале «Туой тойук, дуорай хомус!», где наши дети участвуют с постановкой отрывка из олонхо. Мы вот уже второй год ставим отрывки из олонхо «Эрчимэн Бэргэн». При подготовке к этому конкурсу
идет большое взаимодействие детей, воспитателей, педагогов дополнительного образования по двуязычию, хореографии, музыкального руководителя. Это очень большая плодотворная и творческая работа, которая потом выливается в красивое действо по инсценированию олонхо.
Таким образом, данная технология хорошо вписалась в работу детского сада по формированию этнокультурной компетентности детей старшего дошкольного возраста, и дала хорошие результаты. Мы это судим и, по отзывам детей и родителей, и по результатам участия в конкурсах. Так на Республиканском этно – фольклорном фестивале “Туьулгэ” стали Лауреатами 2 степени, на 3 Республиканском межэтническом фестивале “Калейдоскоп культур” Лауреат 2 степени, республиканском межэтническом конкурсе детской самодеятельности художественного творчества «Родник дружбы» наши дети получили Диплом 3 степени за инсценировку олонхо «Эрчимэн Бэргэн», коллективная работа с иллюстрациями олонхо получила победу в номинации «Лучшая книга-иллюстрация», грамота в фестивале «Туой хомус – дуорай тойук!», первое место в конкурсе рисунков «Олонхо глазами детей», в первом кинофестивале среди ДОУ диплом третей степени в номинации «Короткометражный фильм», в республиканском благотворительном конкурсе-концерте «Северные звездочки» диплом I степени и показали нашу инсценировку олонхо в НВК Саха в детской передаче «Биhикчээн».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад «Проектный метод в формировании социальной компетентности детей старшего дошкольного возраста"
Одной из главных задач воспитания ребёнка-дошкольника является формирование компетентности - базисной характеристики личности, включающей в себя ряд аспектов: интеллектуальный, языковой, социальный и ...
ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПРИОБЩЕНИЯ К ОЛОНХО
Данная тема приобретает особую актуальность в условиях таких поликультурных регионов Российской Федерации, как наша Республика Саха (Якутия), где проблема создания условий для формирования этнокультур...
Формирование коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста через использование средств арт-терапии.
В статье в краткой форме представлен проект организованной деятельности с детьми подготовительной группы по формированию коммуникативной компетентности через использование средств арт-терапии. Занятия...
Формирование социальной компетентности детей старшего дошкольного возраста посредством организации совместной деятельности в ДОУ
Развитие социальной компетентности будет успешным, если будут обоснованы и определены условия для проявления воспитанниками социальной активности, так как формирование социальной компетентности напр...
Методическая разработка "Педагогическая диагностика этнокультурной компетентности детей старшего дошкольного возраста".
Целью педагогической диагностики детей является выявление теоритических знаний и практических умений воспитанников,связанных с отражением представлений о народной культуре....
Методические рекомендации по формированию этнокультурной компетентности детей старшего дошкольно
МЕТОДИЧЕСКАЯ РЕКОМЕНДАЦИЯ...