Методическая разработка "Педагогическая диагностика этнокультурной компетентности детей старшего дошкольного возраста".
учебно-методический материал (средняя, старшая, подготовительная группа)
Целью педагогической диагностики детей является выявление теоритических знаний и практических умений воспитанников,связанных с отражением представлений о народной культуре.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №7 «Рябинушка» общеразвивающего вида городского округа Стрежевой»
Методическая разработка
«Педагогическая диагностика этнокультурной компетентности детей старшего дошкольного возраста»
творческая группа: Желтова М.Ю.
Колобова А.Ю.
Жуланова В.А.
2018г.
Методическая разработка
«Педагогическая диагностика этнокультурной компетентности детей старшего дошкольного возраста»
Пояснительная записка.
Современные ключевые компетентности – это система универсальных знаний, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности ребёнка.
Этнокультурная компетентность трактуется как владение личностью такими компетенциями, как принятие различий, уважение к другим людям, способность гармонично сосуществовать с людьми других культур, языков и религий, быть готовыми преодолевать предрассудки и идти на компромиссы.38
Под этнокультурной компетентностью дошкольников принято понимать их готовность к взаимопониманию и взаимодействию, которая базируется на знаниях и опыте, приобретенных в реальной жизни (то есть в ходе воспитательных занятий), направленных на их успешную адаптацию в полиэтническом обществе.
Признаками этнокультурной компетентности являются: знание истории и особенностей родной культуры, ее традиций и обычаев; ценностное отношение к культурному наследию своего и другого этносов; толерантное отношение к другим культурам и их представителей, наличие стремления к овладению отечественным и мировым культурными наследиями, наличие знаний об отечественном искусстве и искусстве других стран мира.
Она охватывает навыки самостоятельной работы с информацией, применение полученных знаний для решения новых познавательных и практических задач, знания и умения самостоятельной постановки цели, организации планирования, анализа, рефлексии, самооценки познавательной деятельности. Ребенок овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. В рамках этой компетенции ребенок овладевает навыками решения проблемы, самостоятельного конструирования знаний.
Оценку качества эффективности работы по направлениям этнокультурного образования прослеживают в процессе обследования воспитанников, педагогов и родителей. Для этого была разработана педагогическая диагностика для детей и анкетирование для педагогов и родителей.
Целью педагогической диагностики детей является выявление теоретических знаний и практических умений воспитанников, касающихся:
- уровня сформированности знаний о предметах народного быта, народных праздниках и традициях, разных видах народно-прикладного творчества, умения осуществлять ориентировку в разных видах деятельности, связанных с отражением представлений о народной культуре;
- потребности использовать данные знания и умения на практике;
- уровня сформированности умения самостоятельно моделировать свою деятельность, опираясь на теоретические знания и практические умения и навыки.
Целью анкетирования педагогов является изучение представлении педагогов о сущности и значении этнокультурного образования, определение интересов педагогов к этнокультурному образованию дошкольников.
Целью анкетирования родителей является изучение интереса и отношение родителей к этнокультурному развитию детей.
Мониторинг результатов диагностики этнокультурного развития воспитанников
Уровень этнокультурных компетенций должен представлять собой обобщенную и целостную характеристику личностной сферы субъектов образовательной среды: информационно-познавательного, эмоционально-оценочного, опытно-деятельностного критериев. Отмеченные критерии личностной сферы этнокультурной личности раскрывают её психологический механизм становления и составляют единую систему критериев. Каждый из этих критериев имеет несколько эмпирических показателей.
Таблица критериев и показателей этнокультурной компетентности воспитанников
Критерии | Показатели | Средства | Прогнозируемый результат |
Информационно-познавательный (когнитивный) критерий | Освоение и владение этнокультурными знаниями на уровнях: а) репродуктивном; б) творческом | Задания на воспроизведение и применение этнокультурных знаний. Беседы, наблюдения и анализ деятельности учащихся | Расширение и углубление объема этнокультурных знаний, средств и способов их познания и описания |
Опытно-деятельностный (поведенческий) критерий | Владение соответствующими умениями на уровнях: а) воспроизведения; б) творческого подхода | Задания на решение проблемных ситуаций, анкеты, беседы, тесты, наблюдения. Творческие задания на решение проблемных ситуаций | Умение использовать этнокультурные знания, умения, навыки в условиях этнокультурного образовательного пространства |
Эмоционально-ценностный (личностный) критерий | Эмоционально-ценностное отношение к этнокультурному наследию своего и других народов; проявление интереса: а) интереса-экспрессии; б) интереса-переживания; в) интереса – отношения; проявление эмпатии и толерантности в межличностном взаимодействии; наличие этнической идентичности | Задания на ценностный выбор (экспертная оценка при ранжировании), анкеты, тесты, наблюдения, беседы | Сформированность устойчивого эмоционального интереса–отношения, наличие эмпатии и уважительного отношения при взаимодействии в полилогическом этнокультурном образовательном пространстве, осознание этнической идентичности |
Таким образом, этнокультурная компетентность как сложноструктуированное, многогранное свойство проявляется и развивается в процессе этнокультурного образования и обладает теми же характеристиками, что и любая содержательно организованная деятельность.
Оценка уровня сформированности этнокультурных компетенций и личностного развития определяется по следующим уровням:
Уровень начальный
Характеризуется наличием неосознанных знаний о действиях, относящихся к реализации этнокультурных функций, шаблонным характером деятельности, бедностью средств; выполняемые действия частично осознанны, целенаправленность действий неустойчива. Мировоззрение и самоответственность - в стадии формирования. Мотивация неустойчивая.
Уровень продвинутый
Характеризуется осознанностью выполняемых учебных действий, рациональным их исполнением. Действия целенаправленны и результативны. Решаются вопросы целесообразного использования имеющихся личных ресурсов. Самоответственность на среднем уровне формирования. Мотивация более устойчивая.
Уровень высокий
Характеризуется наличием устойчивой мотивации к совершенствованию своей деятельности, вариативности и целенаправленности действий, их творческому исполнению.
В процессе обработки результатов исследования определяется процентное распределение испытуемых с разным уровнем развития этнокультурной компетенции.
Комплекс диагностических методов
Метод наблюдения | Позволяет проанализировать психологические явления, представить перспективу этнокультурного воспитания и образования ребенка, оценить действия воспитанников независимо от степени подготовки. |
Метод изучения продуктов детского творчества | Применяется для изучения особенностей воздействия этнокультурного воспитания на духовность и нравственность личности дошкольника ( анализируется участие детей в НОД, досугах, праздниках, игровой деятельности) |
Опрос детей ( родителей) | Используется для получения информации об уровне этнокультурного образования и воспитания (детей и родителей). Проводится в форме анкетирования и бесед. |
Тестирование | Тестирование является одним из источников получения достоверной и надежной информации о личностных отношениях, социальных эмоциях и ценностных ориентациях, подлежащих педагогическому воздействию. Требуется для контроля за динамикой, предупреждения возможных отклонения, определение эффективности предложенных мер, разработки и корректировки программы. |
Метод экспертной оценки | Применяется для определения уровня сформированности этнокультурного развития детей, этнокультурной образованности ребенка. |
К концу обучения:
ребенок имеет представление о расовом и этническом разнообразии людей;
ребенок относит себя к определенному этносу, имеет некоторые представления об особенностях этого этноса;
ребенок понимает, что Россия многонациональная страна, может назвать три- четыре национальности людей населяющих ее;
ребенок знаком с некоторыми особенностями материальной культуры, своеобразием произведений народного искусства, народных игр и праздников;
ребенок знает отдельные произведения устного, музыкального, декоративно- прикладного искусства, народные игры;
ребенок начинает осознавать, что все любят свою страну, чтят предков, уважают старших, заботятся о близких людях, берегут природу, красоту окружающего мира, поощряют трудолюбие, и пр.;
ребенок понимает значение толерантного общения с детьми и взрослыми, осознает значение взаимопомощи в трудных ситуациях, необходимость позитивного взаимодействия с людьми разных стран и этносов.
Оценка педагогического процесса этнокультурной компетентности осуществляется два раза в год по 5- бальной шкале:
1 балл – ребёнок не может выполнить все параметры оценки, помощь взрослого не принимает;
2 балла – ребёнок с помощью взрослого выполняет некоторые параметры оценки;
3 балла – ребёнок выполняет все параметры оценки с частичной помощью взрослого;
4 балла – ребёнок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все параметры оценки;
5 баллов – ребёнок выполняет все параметры оценки самостоятельно.
Технология работы с таблицами проста и включает 2 этапа.
Этап1. Напротив фамилии и имени каждого ребёнка проставляются баллы в каждой ячейке указанного параметра, по которым затем считается итоговый показатель по каждому ребёнку (среднее значение= все баллы сложить (по строке) и разделить на количество параметров, округлять до десятых долей). Этот показатель необходим для написания характеристики на конкретного ребёнка и проведения индивидуального учета промежуточных результатов освоения общеобразовательной программы.
Этап2. Когда все дети прошли диагностику, тогда подсчитывается итоговый показатель по группе ( среднее значение= все баллы сложить ( по столбцу ) и разделить по количеству параметров, округлять до десятых долей ). Этот показатель необходим для описания общегрупповых тенденций, а также для ведения учета общегрупповых промежуточных результатов освоения общеобразовательной программы.
Двухступенчатая система мониторинга позволяет оперативно находить неточности в построении педагогического процесса в группе и выделять детей с проблемами в развитии. Это позволяет своевременно разрабатывать для детей индивидуальные образовательные маршруты и оперативно осуществлять методическую поддержку педагогов. Нормативными вариантами развития можно считать средние значения по каждому ребёнку или общегрупповому параметру равития больше 3,8. Эти же параметры в интервале средних значений от 2,3 до 3,7 можно считать показателями проблем в развитии ребёнка. Средние значения менее 2,2 будут свидетельствовать о выраженном несоответствии развития ребёнка возрасту, а также необходимости корректировки педагогического процесса в группе по данному параметру. (Указанные интервалы средних значений носят рекомендательный характер и будут уточнятся по мере поступления результатов мониторинга детей данного возраста).
Диагностика этнокультурной компетенции. Средняя группа.
Фамилия, имя ребенка | ||||||||||||||||||||
эмоционально отзывается, сопереживает состоянию и настроению художественного произведения по тематике близкой опыту | ||||||||||||||||||||
различает некоторые предметы народных промыслов по материалам, содержанию; последовательно рассматривает предметы; выделяет общие и типичные признаки, некоторые средства выразительности | ||||||||||||||||||||
Ребенок легко включается в процесс восприятия книги, выражает свое отношение к событиям и героям, красоте некоторых художественных средств, представляет героев, особенности их внешнего вида, некоторые черты характера, объясняет явные мотивы поступков героев | ||||||||||||||||||||
имеет представления о некоторых особенностях таких литературных жанров, как загадка, сказка, рассказ, стихотворение, небылица | ||||||||||||||||||||
охотно рассказывает наизусть прибаутки, стихи и поэтические сказки, придумывает поэтические рифмы, короткие описательные загадки | ||||||||||||||||||||
Может установить связь между средствами выразительности и содержанием музыкально-художественного образа | ||||||||||||||||||||
Различает выразительный и изобразительный характер в музыке |
Диагностика этнокультурной компетенции. Старшая группа.
Фамилия, имя ребёнка | ||||||||||||||||
эмоционально-эстетически откликается на проявления прекрасного | ||||||||||||||||
различает и называет знакомые произведения по видам искусства, предметы народных промыслов по материалам, функциональному назначению, узнает некоторые известные произведения и достопримечательности | ||||||||||||||||
обнаруживает избирательное отношение к произведениям определенной тематики или жанра; называет любимые тексты, объясняет, чем они ему нравятся | ||||||||||||||||
использует средства языковой выразительности литературной речи в процессе пересказывания и придумывания текстов | ||||||||||||||||
активно и творчески проявляет себя в разных видах художественной деятельности, в сочинении загадок, сказок | ||||||||||||||||
выражает желание посещать концерты, музыкальный театр | ||||||||||||||||
музыкально эрудирован, имеет представления о жанрах музыки | ||||||||||||||||
знает название своей страны, ее государственные символы, проявляет интерес к жизни людей в других странах, испытывает чувство гордости за свою страну. | ||||||||||||||||
рассказывает о себе и своей семье, собственных увлечениях, достижениях, интересах | ||||||||||||||||
проявляет интерес к жизни семьи, уважение к воспитателям, интересуется жизнью семьи и детского сада | ||||||||||||||||
хорошо различает людей по полу, возрасту, профессии (малышей, школьников, взрослых, пожилых людей) как в реальной жизни, так и на иллюстрациях | ||||||||||||||||
хорошо знает свое имя, фамилию, возраст, пол | ||||||||||||||||
проявляет интерес к городу (селу), в котором живет, знает некоторые сведения о его достопримечательностях, событиях городской жизни |
Диагностика этнокультурной компетенции. Подготовительная группа.
Фамилия, имя ребенка | ||||||||||||||||
проявляет эстетические чувства, окликается на прекрасное в окружающем мире и в искусстве; узнает, описывает некоторые известные произведения, архитектурные и скульптурные объекты, предметы народных промыслов, задает вопросы о произведениях, поясняет некоторые отличительные особенности видов искусства | ||||||||||||||||
экспериментирует в создании образа, проявляет самостоятельность в процессе выбора темы, продумывания художественного образа, выбора техник и способов создания изображения; демонстрирует высокую техническую грамотность | ||||||||||||||||
обнаруживает избирательное отношение к произведениям определенной тематики или жанра, к разным видам творческой деятельности на основе произведения | ||||||||||||||||
называет любимые литературные тексты, объясняет, чем они ему нравятся | ||||||||||||||||
знает фамилии 4-5 писателей, отдельные факты их биографии, называет их произведения, с помощью взрослого рассуждает об особенностях их творчества | ||||||||||||||||
воспринимает произведение в единстве его содержания и формы, высказывает свое отношение к героям и идее | ||||||||||||||||
любит посещать концерты, музыкальный театр, делится полученными впечатлениями | ||||||||||||||||
музыкально эрудирован, имеет представления о жанрах и направлениях классической и народной музыки, творчестве разных композиторов | ||||||||||||||||
проявляет себя во всех видах музыкальной исполнительской деятельности, на праздниках | ||||||||||||||||
проявляет познавательный интерес к своей семье, социальным явлениям, к жизни людей в родной стране. Задает вопросы о прошлом и настоящем жизни страны. | ||||||||||||||||
рассказывает о себе, некоторых чертах характера, интересах, увлечениях, личных предпочтениях и планах на будущее | ||||||||||||||||
проявляет интерес к социальным явлениям, к жизни людей в разных странах и многообразию народов мира | ||||||||||||||||
знает название своего города и страны, ее государственные символы, имя действующего президента некоторые достопримечательности города и страны | ||||||||||||||||
имеет некоторые представления о жизни людей в прошлом и настоящем, об истории города, страны |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПРИОБЩЕНИЯ К ОЛОНХО
Данная тема приобретает особую актуальность в условиях таких поликультурных регионов Российской Федерации, как наша Республика Саха (Якутия), где проблема создания условий для формирования этнокультур...

Диагностика социальных компетентностей детей старшего дошкольного возрасты
Диагностические материалы для обследования сформированности социальных компетеньностей дошкольников...

Методические рекомендации по формированию этнокультурной компетентности детей старшего дошкольно
МЕТОДИЧЕСКАЯ РЕКОМЕНДАЦИЯ...

Методическая разработка по логопедии. Коммуникативная компетентность детей старшего дошкольного возраста
Статья опубликованна на сайте https://portal2010.com/metodicheskaya-razrabotka-po-logopedii-kommunikativnaya-ko/...

«Формирование этнокультурной компетентности детей среднего дошкольного возраста через народные сказки с использованием разнообразных видов кукольного театра»
План самообразования по теме «Формирование этнокультурной компетентности детей среднего дошкольного возраста через народные сказки с использованием разнообразных видов кукольного театра»...