ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПРИОБЩЕНИЯ К ОЛОНХО
проект (старшая группа) по теме
Данная тема приобретает особую актуальность в условиях таких поликультурных регионов Российской Федерации, как наша Республика Саха (Якутия), где проблема создания условий для формирования этнокультурной компетентности подрастающего поколения приобретает особую значимость. Важнейшие задачи развития отечественного образования связаны с формированием компетентностей подрастающего поколения, в том числе этнокультурной компетентности.
Якутский эпос олонхо является источником для духовного воспитания молодого поколения. В настоящее время идет ознакомление с олонхо с малого возраста, это обогащает их духовно и развивает творческий талант. Олонхо пробуждает сразу три центра в мозге ребенка. Природный интеллект (ийэ ой), как генератор; языковой (ийэ тыл), как транслятор; и материнский ритмо-тембр звука голоса (ийэ кылысах), как реализатор мысли. Мозг ребенка работает в полном режиме, в режиме природы-творца. Стремление показать ребенку, что уникальность родной культуры можно познать и почувствовать в сравнении с общественными ценностями, через «диалог», побудило нас создать технологию формирования этнокультурной компетентности посредством приобщения детей старшего дошкольного возраста к олонхо.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedyarmarka_olonho.doc | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ
«ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПРИОБЩЕНИЯ К ОЛОНХО»
Данная тема приобретает особую актуальность в условиях таких поликультурных регионов Российской Федерации, как наша Республика Саха (Якутия), где проблема создания условий для формирования этнокультурной компетентности подрастающего поколения приобретает особую значимость. Важнейшие задачи развития отечественного образования связаны с формированием компетентностей подрастающего поколения, в том числе этнокультурной компетентности.
Якутский эпос олонхо является источником для духовного воспитания молодого поколения. В настоящее время идет ознакомление с олонхо с малого возраста, это обогащает их духовно и развивает творческий талант.
Есть несколько причин того, что мы решили знакомить детей с олонхо. Основные из них, это то, что стих олонхо сложен согласно природному ритму восприятия ребенка. Ребенок слушает текст, понимает смыслы, в него заложенные. Это детский текст. Текст, составленный как кодовая информация для вновь появившихся поколений. И олонхо в том смысле – детское произведение. И человек может воспринимать его именно в детском периоде своей жизни, чтобы затем иметь вход, код в мир олонхо во взрослой своей жизни.
Олонхо пробуждает сразу три центра в мозге ребенка. Природный интеллект (ийэ ой), как генератор; языковой (ийэ тыл), как транслятор; и материнский ритмо-тембр звука голоса (ийэ кылысах), как реализатор мысли. Мозг ребенка работает в полном режиме, в режиме природы-творца.
Стремление показать ребенку, что уникальность родной культуры можно познать и почувствовать в сравнении с общественными ценностями, через « диалог», побудило нас создать технологию формирования этнокультурной компетентности посредством приобщения детей старшего дошкольного возраста к олонхо.
Цель проекта:
- приобретение детьми культурного наследия предков и формирование этнокультурной компетентности детей старшего дошкольного возраста на основе приобщения к олонхо.
Исходя из цели нами выделены следующие задачи:
- создать культурологическую предметно – пространственную среду развития ребенка и оказать ему помощь в самоопределении, национальной самоидентификации, национальном самосознании на базе своей культуры;
- развивать эмпатию, доброту, дружеские толерантные отношения, умение тактично предложить свою помощь или обратиться за помощью, такие качества личности, как умение одухотворять окружающую природу, способность идентифицировать себя с предметами и явлениями природы, другим человеком;
- воспитывать в детях стремление к активному познанию жизни, художественно – речевые навыки, интерес к олонхо;
- развивать внимание, память, творческое мышление, воображение, умение видеть прекрасное, исполнительские навыки, формировать эстетический вкус;
- подвести детей к пониманию искусства, мировой культуры через приобщение к музеям города, слушание аудиозаписи олонхо, собственное инсценирование олонхо, изобразительную деятельность;
- проводить воспитательно – образовательную работу в игровой форме, используя различные виды развивающих игр и традиционные и активные методы, приемы и формы обучения и воспитания детей.
Основополагающие принципы.
- принцип культуросообразности, т.е. опора в воспитательном процессе на этнокультурные традиции народов, национально – этническую обрядность, привычки;
- принцип расширения связей ребенка с окружающим миром, предполагающий преодоление имеющейся в дошкольных учреждениях замкнутой системы воспитательной работы, обогащения общения детей с окружающим социумом и природой, приобщение к культуре родного края
- принцип приоритетности культурного регионального наследия, означающий воспитание патриотизма на родном материале с целью формирования уважения своему дому (семье, соседям, друзьям), бережного отношения к природе родного края; приобщение ребенка к культурному национальному наследию, образцам национального, в том числе фольклора, художественным народным промыслам, этнокультурным традициям, произведениям местных писателей, художников, поэтов и композиторов;
- принцип опоры на эмоционально – чувственную сферу ребенка, требующей создание условий для возникновения эмоциональных реакций и развития эмоций, эмпатии, что представляет с собой неотъемлемую часть формирования личности, воспитания у него культуры межличностных отношений.
Технологии реализации проекта:
Технология формирования этнокультурной компетентности детей через приобщение к олонхо реализуется поэтапно через систему занятий. Нами разработан календарно – тематический план и система занятий. Эту работу можно включить и в обязательные занятия по ФЦКМ (ознакомление с окружающим видом), развитие речи или проводить в свободное от занятий время.
I этап технологии начинается с октября месяца. Занятия объединяются общей темой «Героический эпос олонхо народа саха». На этом этапе знакомим детей с миром олонхо. Совместно с родителями проводим выставку «Древо жизни». Знакомим с творчеством якутских художников Т. Степанова, В. Карамзина, П. Пестрякова, Н. Ябловской. После диалогов и бесед с детьми, рисование по впечатлению: здесь дети делятся впечатлениями, рассказывают и рисуют. Воспитателю необходимо развивать в детях внимание, воображение фантазию. Методы и методические приемы, используемые на занятиях 1 этапа – беседа, диалог, рассматривание репродукций, обсуждение, анализ, сравнение, посиделки у камелька, графическая речь, обыгрывание игрового персонажа, создание игровой ситуации, анализ и обсуждение рисунков – эскизов.
II этап технологии продолжается с ноября месяца. Занятия объединяются темой « История предков». Здесь детей знакомим детей с историей наших предков: жилище, якутская национальная одежда (богатырей), посуда. Здесь широко используется воспитателями информация из разных источников, в том числе из Интернета, занятия проводятся с использованием ТСО.
Целевая экскурсия в Краеведческий музей, в Музей фольклора народов Севера. Наш сад традиционно каждый год совершает экскурсии в Музей фольклора народов Севера, музей Хомуса народов мира.
В декабре месяце приглашаем сотрудников музея, для проведения с детьми занятия на тему « Игры наших предков ». Сотрудники музея проводят для наших детей беседы и экскурсию, это взаимодействие с музеем очень полезно.
Далее начинаем прослушивание аудиозаписи олонхо «Ньургун Ботур Стремительный» знаменитых в Якутии олонхосутов. Цель занятий – формирование интереса к олонхо. Аудиозаписи обязательно должны быть хорошего качества. На этом этапе дети очень естественно улавливают связь олонхо с природно – эмоциональным началом. После слушания олонхо – диалог и беседа с детьми, рисование по впечатлению. Детям показывают мультипликационный вариант олонхо « Ньургун Ботур Стремительный».
III этап технологии с января месяца. Вместе с детьми ставим инсценировку олонхо «Ньургун Ботур Стремительный». Приобщаем детей к театрализованным постановкам. Проводим родительское собрание, распределяем роли, костюмы, готовим декорации.
В феврале месяце на данном этапе широко используется метод проектов и интегрированный метод. Детям предлагается сделать проект на тему олонхо, нарисовать запомнившегося героя или мир олонхо. На занятиях и в форме индивидуальной работы, вместе с детьми выбирается интересная для ребенка тема. Здесь необходимо отметить, что при выполнении проектов взаимодействие с родителями обязательно. Для этого проводятся родительские собрания, консультации, семинары, где родителям оказывается методическая помощь при раскрытии темы ребенка.
IV этап – обобщающий (март, апрель). На обобщающем этапе в детском саду по результатам проектной деятельности проводится научно – практическая конференция, где участники проекта, в празднично убранном музыкальном зале, представляют свои проекты на всеобщее обозрение. Мероприятие проходит очень интересно, детям нравится представлять свои работы жюри и зрителям. По итогам конференции детям выдаются дипломы и сертификаты.
Так же ведется совместная работа воспитателя с руководителем изостудии детского сада по выполнению творческих работ по эскизам, выполненным на предыдущих этапах. Из эскизов, выполненных в группе, руководитель изостудии выбирает наиболее удачные и интересные. С этими детьми проводится работа по выполнению картины в условиях изостудии. Темы разные по замыслу и предварительным эскизам детей. Лучшие рисунки участвуют в городском конкурсе « Олонхо глазами детей».
Также в апреле или мае у нас в Якутске среди ДОУ проводится конкурс «Туой тойук, дуорай хомус!», где наши дети участвуют с постановкой отрывка из олонхо. Мы вот уже второй год ставим отрывки из олонхо «Ньургун Ботур Стремительный». При подготовке к этому конкурсу идет большое взаимодействие детей, воспитателей, педагогов дополнительного образования по двуязычию, хореографии, изобразительной деятельности, музыкального руководителя. Это очень большая плодотворная и творческая работа, которая потом выливается в красивое действо по инсценированию олонхо.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ТЕХНОЛОГИЯ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПРИОБЩЕНИЯ К ХОМУСУ
Данная тема приобретает особую актуальность в условиях таких поликультурных регионов Российской Федерации, как наша Республика Саха (Якутия), где проблема создания условий для формирования полик...
Формирование социальной компетентности детей старшего дошкольного возраста посредством организации совместной деятельности в ДОУ
Развитие социальной компетентности будет успешным, если будут обоснованы и определены условия для проявления воспитанниками социальной активности, так как формирование социальной компетентности напр...
Методическая разработка "Педагогическая диагностика этнокультурной компетентности детей старшего дошкольного возраста".
Целью педагогической диагностики детей является выявление теоритических знаний и практических умений воспитанников,связанных с отражением представлений о народной культуре....
Методические рекомендации по формированию этнокультурной компетентности детей старшего дошкольно
МЕТОДИЧЕСКАЯ РЕКОМЕНДАЦИЯ...
План по самообразованию в старшей группе №14 на 2021 – 2022 учебный год Тема: «Формирование основ экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения их к природе»
Актуальность:Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёно...