Организация воспитательно-образовательного процесса в разновозрастной группе
материал
Воспитательно-образовательная работа в разновозрастной группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_vospitatelno-obrazovatelnogo_protsessa_v_raznovozrastnoy_gruppe.docx | 19.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация воспитательно-образовательного процесса в разновозрастной группе
Воспитательно-образовательная работа в разновозрастной группе осуществляется воспитателями в процессе повседневной жизни и самостоятельной деятельности детей (игровой, трудовой и т. д., а также в процессе занятий, специально организованных и систематически проводимых со всеми детьми.
В первом случае воспитатель прежде всего создает условия для разнообразной и интересной деятельности и хорошего самочувствия каждого ребенка, воспитывает поведение и правильное взаимоотношение детей между собой и со взрослыми, уточняет детский опыт и представления, закрепляет имеющиеся знания, расширяет кругозор ребенка.
В процессе занятий воспитатель организует учебную деятельность всех детей, формирует умение действовать в соответствии с полученными от взрослого указаниями, планомерно и последовательно обучает детей новым знаниям, умениям, развивает познавательную активность.
Нигде нет более богатых возможностей для осуществления такой системы воспитания как в разновозрастном коллективе. В совместном воспитании детей разного возраста есть много положительного. Постоянное общение младших детей со старшими, создает благоприятные условия для формирования дружеских отношений, заботливости, самостоятельности. Здесь старшие помогают младшим одеваться, рассказывают им сказки, защищают от обидчика, т. е. заботятся о них. Особое значение приобретает пример старших для малышей. Малыши постоянно перенимают все положительные качества старших.
Младшие дети обучаются навыкам гораздо быстрее, а старшие растут чуткими, доброжелательными и отзывчивыми.
Малыши попадают в уже организованный коллектив, легче подчиняются его правилам, подражая во всем старшим детям.
Это и является результатом повседневной и кропотливой работы воспитателей, правильной организации жизни и самодеятельности детей.
В разновозрастной группе занятия организуются в первую и вторую половину дня. В зависимости от вида занятий, их содержания, допустимы различия формы «подключения» к занятиям детей, отличающихся по возрасту.
Занятия (например, по рисованию и лепке, конструированию) могут начинаться одновременно со всеми детьми, но младшие заканчивают раньше и идут играть под присмотром младшего воспитателя.
Практика показывает, что однотемные занятия в разновозрастной группе наиболее целесообразны и эффективны. Это положение распространяется на все виды занятий. Так, например, на занятии по ФЭМП детей трех-четырех лет учат сравнивать две группы предметов, выраженных числами; детей пяти лет – сравнивать числа с опорой на конкретный материал; у детей шести лет воспитывают умение устанавливать отношения между числами натурального ряда.
В соответствии с программой детского сада целенаправленное обучение рассказыванию начинается со средней группы. Дошкольников учат, например, составлять рассказы по сюжетной картине. Как ведущий обучающий прием во всех трех возрастных подгруппах используется образец рассказа воспитателя. Заслушивая рассказы детей трех-четырех лет, педагог довольствуется частичным воспроизведением ребенком образца, при необходимости подсказывает начало фразы, чтобы между репликами паузы были как можно короче; детей пяти лет учат самостоятельно воспроизводить образец, по возможности полно, соблюдая нужную последовательность; у детей шести лет воспитывают умение самостоятельно составлять, руководствуясь образцом, подробные, логичные и эмоциональные рассказы, передавая в них свое видение сюжета и отношение к событиям.
На занятиях по рисованию дошкольники изображают одни и те же предметы: яблоко, дерево, дом, фигуру человека и т. п. Но дети 3-4–х лет овладевают умением лишь приближенно передавать форму предмета; дети 5-ти лет учатся соотносить части предмета по величине, прорисовывать детали, передавать цвета и их оттенки; дети 6-ти лет использовать в своих работах все доступные средства выразительности.
Практика показывает, что воспитателю легче подготовиться: дифференцировать для каждого возраста программное содержание, задачи воспитания и обучения, подобрать необходимые дидактические пособия.
Однотемные занятия дают педагогу возможность рационально использовать время, экономя его на объяснении задания и способов выполнения.
Такая организация занятия помогает воспитателю осуществлять и полноценную индивидуальную работу с детьми. Например, если ребенок пяти лет слабо владеет навыками рисования, лепки, следует в течение некоторого времени разрешить ему выполнять те задания, которые запланированы для четырехлетних детей. И наоборот, если ребенок четырех лет проявляет особые способности в той или иной деятельности, ему целесообразнее заниматься по программе старшей группы.
Такая система обучения рисованию, лепке, аппликации, конструированию, элементарным математическим представлениям, физической культуре рассчитана на повторяемость одних и тех же занятий из года в год. Интерес к учебной деятельности поддерживается у детей тем, что каждый год ребенок выполняет новое задание. Например, по теме «Снеговик» дети в четыре года рисуют зайцев – друзей Снеговика. На следующий год эти же дошкольники рисуют медведей: зайцы пригласили их к Снеговику в гости. В шесть лет дети изображают уже самого Снеговика, окруженного зайцами и медведями.
Или: на физкультурном занятии трех-четырехлетние дети отрабатывают навыки ходьбы на носках между рейками, положенными на пол. На следующий год они учатся ходьбе в колонне, перестроению в 3 колонны; и на следующем возрастном этапе эти умения закрепляются, но особый акцент делается на ходьбе в 3 колонны.
В соответствии с программой дети трех-четырех лет должны заниматься не более 20 мин, дети пяти лет – не более 25 мин и шести лет – не более 30 мин. Следовательно, дети четырех лет или позже приступают к совместным занятиям, или раньше уходят с них. Если, например, в группе много дошкольников четырех лет, целесообразно на некоторые занятия позже приглашать детей шести лет.
Педагог должен заранее продумать, что будут делать дети, пока остальные занимаются. К тому же часто дошкольники по необходимости остаются в том же самом помещении. Таким образом, необходимо научить детей играть в течение 8 -12 мин, практически не общаясь друг с другом или делая это лишь в крайних случаях, шепотом.
Перед началом занятия необходимо продумать, исходя из его темы, условий проведения, вида деятельности, как удобнее разместить детей. В поле зрения педагога должна находиться каждая возрастная подгруппа. Это облегчит дифференцированный подход к детям, индивидуальную работу с ними.
В середине занятий проводится физкультминутка продолжительностью 1,5 – 2 мин, а на 5 - 7 минуте проводится зрительная гимнастика.
Между занятиями проводятся игры малой подвижности.
Рациональная организация воспитательно-образовательного процесса в разновозрастной группе во многом зависит от четкой, слаженной работы сотрудников группы, т. е. воспитателей и младшего воспитателя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
циклограмма воспитательно - образовательного образовательного процесса в средней группе
Циклограмма календарного планирования, содержащая различные формы работы с детьми на целый день, в течение недели...
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ ( 5 - 7 ЛЕТ) ПО ТЕМЕ " Традиции встречи Нового года"
ПРИМЕРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА декабрь 2018г. Группа: разновозрастная Тема: " Традиции встречи Нового года&quo...
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ ( 5 - 7 ЛЕТ) ПО ТЕМЕ " День Знаний"
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА сентябрь Тема: " День знаний" под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильев...
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ « Радуга». МБДОУ №14 « Ласточка» ( 5 - 7 ЛЕТ) ПО ТЕМЕ: « Там где всегда зима»
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА декабрь 2018 год.Группа: разновозрастная. Тема: « Там где всегда зима» под ...
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ « Радуга». МБДОУ №14 « Ласточка» ( 5 - 7 ЛЕТ) ПО ТЕМЕ: « Зимние забавы»
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА декабрь 2018 год.Группа: разновозрастная. Тема: « Зимние забавы» под ред. Н.Е. Ве...
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ « Радуга». МБДОУ №14 « Ласточка» ( 5 - 7 ЛЕТ) ПО ТЕМЕ: « зимние забавы 2»
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА декабрь 2018 год.Группа: разновозрастная. Тема" Зимние забавы 2» под ред. Н....
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ « Радуга». МБДОУ №14 « Ласточка» ( 5 - 7 ЛЕТ) ПО ТЕМЕ: « Зимние виды спорта »
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА январь 2018 год.Группа: разновозрастная. Тема: « Зимние виды спорта» под ред. Н.Е...