«Дошкольник в мире экономики»
методическая разработка
Перестройка экономической системы России делает экономическую подготовку необходимым атрибутом любой целесообразной деятельности. Бережливость, организованность, рачительность и другие качества человека следует воспитывать с детских лет. Следовательно, процесс экономического воспитания дошкольников, должен быть целенаправленным и систематическим, что во многом зависит от психологической и педагогической готовности детей к этому.
Слова «экономика» и «дошкольник» лишь на первый взгляд кажутся далёкими друг от друга. Экономика неотделима от ребёнка с самых ранних лет его жизни. Ведь семья – это реальная экономика, и в ней дети не учатся жить, а живут…
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rebenok_v_mire_zkonomiki.doc | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Дошкольник в мире экономики»
Мы стали очевидцами активного становления рыночного механизма хозяйствования, требующего от современного человека особых качеств, особой экономической культуры, которой предстоит ещё учиться долгие годы. Захотелось изменить раз и навсегда устоявшееся отношение к не вписавшимся в рамки нравственного воспитания понятиям – деньги, бизнес, купля – продажа.
Слова «экономика» и «дошкольник» лишь на первый взгляд кажутся далёкими друг от друга. Экономика неотделима от ребёнка с самых ранних лет его жизни. Ведь семья – это реальная экономика, и в ней дети не учатся жить, а живут…
Тип проекта:
- по методу – информационно-исследовательский;
- по содержанию – «Ребёнок, общество и экономические отношения»;
- ребёнок – субъект проектирования;
- внутри детского сада (участвуют дети старшего дошкольного возраста);
- фронтальный; долгосрочный
Основная проблема: приобщение ребёнка к миру экономической действительности - одна из сложных и в то же время важных проблем. Нынешним дошкольникам предстоит жить в XXI веке - веке сложных социальных и экономических отношений. Это потребует от них умения правильно ориентироваться в различных жизненных ситуациях, самостоятельно, творчески действовать, а значит строить свою жизнь более организованно, разумно, интересно. Экономическое воспитание дошкольников не только приближает ребёнка к реальной жизни, обучая его ориентироваться в происходящем, но и формирует деловые качества личности, что обеспечивает преемственность в обучении между детским садом и школой.
Цель: способствовать развитию реального экономического мышления, интереса к экономическим знаниям.
Задачи: дать азы экономики; формировать деловые качества личности, обучать ориентироваться в происходящем; формировать умение выявить проблему и самостоятельно искать и выбирать наиболее адекватный способ её решения, продуктивно его использовать; развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу; учить оперировать деньгами, соотносить доход с ценой товара, что деньги служат средством обмена товарами между людьми – «товар - деньги – товар»; учить уважать людей, которые трудятся и честно зарабатывают свои деньги.
Новые слова и понятия: экономика, обмен, деньги, банк, монетный двор, управляющий банка, бухгалтер-кассир, продавец, закупщик, продажа, торг.
Формы реализации: утренний круг, беседа, рассказывание историй и сказок, сюжетно-ролевая игра, игра-драмматизация, проблемные ситуации, изготовление поделок для последующей продажи на ярмарке, «Ярмарка игрушек», «Аукцион».
Основные средства:
- информирование родителей о задачах и содержании экономического воспитания детей в детском саду и семье;
- участие родителей в работе по экономическому воспитанию детей в дошкольном учреждении (экономические ярмарки, праздники, конкурсы);
- создание обогащённой развивающей среды в группах:
- наличие денежной единицы «Журавка»;
- наличие банковской ячейки для хранения денег;
- проведение бесед, рассказывание историй и сказок, сюжетно-ролевых игр, создание игровых ситуаций;
- совместные с детьми размышления на темы: «Что такое экономика?», «Что мы знаем об экономике?», «Что хотим узнать?», «Как мы будем это узнавать?»
- проведение экономических ярмарок, аукционов, развлечений.
Ожидаемый результат:
Дети понимают и ценят окружающий предметный мир (вещный мир как результат труда людей);
Уважают людей, умеющих хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги;
Осознают на доступном им уровне взаимосвязь понятий «труд – продукт – деньги» и то, что стоимость продукта зависит от его качества;
Видят красоту человеческого творения;
Признают авторитетными качества человека – хозяина: бережливость, расчётливость, экономность, трудолюбие, но одновременно и щедрость, благородство, честность, умение сопереживать, милосердие (примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т.п.);
Ведут себя правильно в реальных жизненных ситуациях;
Контролируют свои потребности в соответствии с возрастом.
Функции участников:
Заведующий ДОУ – создать условия для организации и проведения мероприятий;
Старший воспитатель – обеспечить необходимой документацией, литературой всех участников проекта, методическими разработками;
Музыкальный руководитель – проведение развлечений;
Воспитатель (педагог) ИЗО – оформление;
Воспитатели – реализация проекта;
Зам. зав. по хоз. Части – материально-техническое обеспечение
Этапы реализации проекта.
I этап. Организационный.
Дети привносят в игры свой жизненный опыт общественных, социальных, экономических отношений. У всех детей этот опыт разный, у кого-то более богатый, у кого-то более скудный.
Возникла идея: познакомить дошкольников со значением экономических терминов, дать им элементарные знания из области экономики:
- составление и обсуждение со всеми участниками проекта поэтапного плана работы;
- анализ проблемы: что уже есть и что нужно сделать;
- создание банка идей и предложений;
- подбор методической, справочной, энциклопедической и художественной литературы по выбранной тематике проекта;
- подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта, целенаправленности, систематизации воспитательно-образовательного процесса экономической направленности.
II этап. Планирование реализации проекта.
- определение задач воспитательно-образовательной работы;
- планирование деятельности педагогов
- разделение на творческие группы реализации задуманного;
- объединение результатов коллективной деятельности в логике общего замысла;
III этап. Реализация проекта.
- занятия для изучения появления денежных единиц, освоения экономической природы вещей, ознакомления с разнообразными формами реализации продуктов труда;
- экскурсии в банк, магазины и т.д.;
- организация и проведение сюжетно ролевых игр «Магазин», «Банк», «Кафе», «Супермаркет» и т.д.;
- сюжетно-дидактические игры моделирующие жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции «Обмен», «Маленькие покупки», «Маршруты товаров», «Что быстрее купят?» и т.д.;
- использование сказок экономического содержания;
- совместная деятельность по изготовлению товара
IV этап. Презентация результатов.
Организация и проведение презентации проекта осуществляется в различных формах, при поддержке воспитателей и родителей, таких как: «Ярмарка», «Аукцион», «Бизнес клуб», интеллектуальные игры «КВН», «Что, где, когда?», конкурсы и викторины.
V этап. Анализ деятельности.
Воспитатели беседуют с детьми индивидуально и наблюдают за детскими играми.
Участники проекта делятся мнениями, отвечают на поставленные вопросы. Руководитель, авторы-разработчики, участники проекта оценивают креативность работы, качество результата, потенциал продолжения работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Дошкольник в мире экономики"
Приобщение ребёнка к миру экономической действительности - одна из сложных и в то же время важных проблем. Современные дошкольники живут в XXI веке - веке сложных социальных и экономических отношений....
Проект "Дошкольник в мире экономики"
Проект "Дошкольник в мире экономики"...
Проект "Дошкольник в мире экономики" средней группы
Слова «экономика» и «дошкольник» лишь на первый взгляд кажутся далёкими друг от друга. Экономика неотделима от ребёнка с самых ранних лет его жизни. Ведь семья – эт...
Проект: «Дошкольник в мире экономики».
Вся страна пришла в движение – заговорили о рыночной экономике, об экономической «революции», о новых взаимоотношениях между потребителями и производителями, о пользе рекламы и т. п....
ПРОЕКТ Реализации образовательной области познавательное развитие на тему: «Дошкольник в мире экономики. Труд – результаты труда".
Ребёнок дошкольного возраста часто сталкивается с экономческими понятиями, соприкасается с социальной действительностью. бытом, узнаёт о труде. пофессиях родных и близких. о финансовом положении семьи...
ПРОЕКТ: «ДОШКОЛЬНИК В МИРЕ ЭКОНОМИКИ»
ПРОЕКТ: «ДОШКОЛЬНИК В МИРЕ ЭКОНОМИКИ»...