Проект "Дошкольник в мире экономики"
проект (подготовительная группа) на тему
Проект "Дошкольник в мире экономики"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект "Дошкольник в мире экономики" | 45.67 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ: «ДОШКОЛЬНИК В МИРЕ ЭКОНОМИКИ»
Воспитатель МАДОУ ЦРР- д/с № 4: Марбиева В.М.
1.Тип проекта
По методу: информационно – исследовательский, практико – ориентированный; ролево – игровой.
По содержанию: познавательный – «Ребенок, общество и экономико-экологические отношения».
По числу участников проекта: дети подготовительной группы № 11
( 6-7 лет), педагоги, родители, жители города.
По времени проведения: долгосрочный.
Характер контактов: в рамках ДОУ и города.
2.Актуальность проблемы
Вся страна пришла в движение – заговорили о рыночной экономике, об экономической «революции», о новых взаимоотношениях между потребителями и производителями, о пользе рекламы и т. п. Сегодняшнее молодое поколение живет в иных экономических условиях. Детей повсюду окружает реклама, а в их лексикон включается все больше слов финансовой среды. Ребенок сталкивается с экономическими понятиями, соприкасается с социальной деятельностью, бытом, узнает о труде, профессиях родных и близких, о финансовом положении семьи и у нег возникает множество вопросов. Нынешние дошкольники живут в двадцать первом веке, где они осваивают новую картину мира, складывающуюся, в том числе из экономики. Это требует от них умений правильно ориентироваться в жизни, самостоятельно, творчески действовать, а значит строить свою жизнь более организованно, разумно, интересно. Насыщение жизни дошкольников элементарными экономическими сведениями способствует развитию у них предпосылок реального экономического мышления, что сделает этот процесс более осознанным.
Экономическое образование надо начинать как можно раньше, желательно уже с дошкольного возраста, так как экономическое воспитание дошкольников не только приближает ребенка к реальной жизни, обучая его ориентироваться в происходящем, но и формирует деловые качества личности, что обеспечивает преемственность в обучении между детским садом и школой.
У людей, живущих в современном мире общества, множество проблем, но, пожалуй, одной из самых острых и насущных является проблема сохранения окружающей среды. Общение детей с природой, организованное педагогом, вызывает устойчивый интерес, стимулирует желание заботиться о природе и охранять ее. Поэтому поиск оптимальных путей воспитания у детей любви к природе родного края, на наш взгляд, является актуальным на современном этапе развития экологического воспитания дошкольников. Важно воспитывать способность у детей позитивно взаимодействовать с природой, руководствоваться гуманным и экологически грамотным отношением к окружающей природе. Ознакомление детей с природой – способствует сознанию важности окружающего мира. Через общение с природой, возможно, обогатить речь ребенка, сделать ее разнообразной, выразительной. У детей крепнет такое бесценное свойство человека, как любознательность, наблюдательность, что в свою очередь порождает массу вопросов, требующих ответов.
В данном проекте отражены актуальные вопросы, связанные с реализацией регионального компонента образования, начиная с дошкольного возраста. В старшем дошкольном возрасте ребенок сензитивен к восприятию системы знаний о природе. Сложившиеся система ценностей в воспитании подрастающего поколения требует совершенствования. Проект, направлен, на формирование экологического сознания и обогащения знаний детей старшего дошкольного возраста о Заповеднике, о природе родного края, города. Дошкольники узнают о труде, профессиях родных и близких, о финансовом положении семьи, получают начальные сведения об экономике своего города, о профессиях, связанных с экономикой и бизнесом, о продукции, выпускаемой на предприятиях, и трудовых действиях по ее изготовлению и реализации, учатся уважать людей, которые трудятся и честно зарабатывают деньги. Поэтому данная проблема была выбрана нами в качестве образовательного проекта.
3.Цели проекта
Способствовать развитию реального экономического мышления, интереса к экономическим знаниям. Способствовать формированию у детей и их родителей экологического миропонимания, чувства сопричастности ко всему живому, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы родного города.
4.Задачи проекта
экономические
- познакомить с элементарными экономическими понятиями;
- формировать деловые качества личности, обучать ориентироваться в происходящем;
∙ формировать умение выявить проблему и самостоятельно искать и выбирать наиболее адекватный способ её решения, продуктивно его использовать;
∙ развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу;
- развивать логическое мышление, наблюдательность, пополнять словарный запас;
∙ учить оперировать деньгами, соотносить доход с ценой товара, что деньги служат средством обмена товарами между людьми – «товар - деньги – товар»;
∙ учить уважать людей, которые трудятся и честно зарабатывают свои деньги.
- воспитывать у детей умение применять на практике в жизни полученные знания по экономике; понимать и ценить окружающий предметный мир, как результат труда людей.
экологические
- формирование системы элементарных экологических знаний доступных пониманию ребенка-дошкольника о природе родного края;
- развитие познавательного интереса к миру природы, умение отражать это в художественно продуктивной деятельности;
- формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;
- воспитание любви к природе, личной ответственности за ее сохранность;
побуждение интереса к созданию благоприятной окружающей среды города.
Принципы проекта:
- Принцип гуманизма - видеть в ребенке полноправного партнера, учитывать его точку зрения.
- Принцип дифференциации - создание оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в проекте.
- Принцип интегративности - подразумевает тесное сотрудничество с семьей, социумом.
- Принцип индивидуализации- индивидуальный подход к каждому участнику проекта.
Перечень используемых дидактических материалов, технических средств, развивающих технологий: дидактические игры «Потребности человека, животных, растений», карта путешествий по городу Межгорье, карта путешествий по Южно-Уральскому заповеднику
5.Методическое обеспечение проектной деятельности
- А.А.Смоленцева «Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику» Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2015г.
- А.В. Сазонова «Путешествие в поисках экономики» Учебное пособие..-Днепродзержинск: Генеза-Пивдень 2014г.
- Е.А. Алябьева «Дни этики в детском саду» М:.2015г
- А.К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду».Издательство. «Просвещения»1985г.
- Т.В. Галанова «Развивающие игры с малышами» Ярославль, Академия развития,2015г
- З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова «Развивающие игры дошкольного возраста». Москва. «Просвещения» 2009г.
- Журнал воспитатель ДОУ № 12, 2012г.
- Журнал воспитатель ДОУ №5, 2010г.
- Воспитатель ДОУ №10, 2012г.
- Воспитатель ДОУ №1, 2013г.
- Агишева Р.Л. Дидактические игры «Я познаю Башкортостан» Учебно – практическое пособие для воспитателей детских садов и учителей начальных классов. Уфа БИРО. 2005 – 38с.
- Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: 2007. – 159 с.
- Воронкевич О.А.. – СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2004. – 336 с. «Добро пожаловать в экологию!» Часть 2 Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.
- Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников – М.: ВАКО, 2005. 240 с.
- Кравченко И.В., Долгова Т.Л. Прогулки в детском саду. Методическое пособие Под ред. Г.М.Киселевой, Л.И.Пономаревой. – М.: ТЦ Сфера 2010. – 208 с.
- Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду: - М.: Просвещение 1999. – 207
- Проектная деятельность в детском саду: организация проектирования, конспекты проектов автор – составитель Т.В. Гулидова. – Волгоград: Учитель. – 135 с.
6. Ожидаемый результат:
∙ Дети понимают и ценят окружающий предметный мир (вещный мир как результат труда людей);
∙ Уважают людей, умеющих хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги;
∙ Осознают на доступном им уровне взаимосвязь понятий «труд – продукт – деньги» и то, что стоимость продукта зависит от его качества;
∙ Видят красоту человеческого творения;
∙ Признают авторитетными качества человека – хозяина: бережливость, расчётливость, экономность, трудолюбие, но одновременно и щедрость, благородство, честность, умение сопереживать, милосердие;
∙ Ведут себя правильно в реальных жизненных ситуациях;
∙ Контролируют свои потребности в соответствии с возрастом.
7.Практический выход
*Информирование родителей о задачах и содержании экономического воспитания детей в детском саду и семье;
*участие родителей в работе по экономическому воспитанию детей в дошкольном учреждении (экономические ярмарки, праздники, конкурсы);
*консультация для родителей, «Экономическое воспитание дошкольников», Познакомить родителей со статьей: «Экономическое воспитание дошкольников».
*создание обогащённой развивающей среды в группе:
- оформление уголка экономики;
- проведение бесед, рассказывание историй и сказок, сюжетно-ролевых игр, создание игровых ситуаций; создание картотек игр;
*совместные с детьми размышления на темы: «Что такое экономика?», «Что мы знаем об экономике?», «Что хотим узнать?», «Как мы будем это узнавать?»
*проведение экономических ярмарок, аукционов, развлечений, тематических занятий.
8.Гипотеза проекта
Если в систему экономической работы включать раннее экономическое воспитание, то это послужит организации эффективного взаимодействия ребенка с окружающим миром, формируя у него экономическое мышление.
9.Методы проекта
Утренний круг, беседа, рассказывание историй и сказок, чтение пословиц и поговорок, рассказов и сказок, игры-занятия, сюжетно-ролевые игры, настольно-дидактические игры, игра-драматизация, проблемные ситуации, изготовление поделок для последующей продажи на ярмарке: "Ярмарка игрушек", "Аукцион", экскурсии в Банк, магазины, на почту и др., встречи с интересными людьми, людьми различных специальностей. Изготовление атрибутов к играм, создание карты путешествий по г. Межгорье, просмотр фильмов о Межгорье, изготовление макета банкомата, оформление «уголка экономики» совместно с детьми и родителями, консультации и родительские собрания с родителями, виртуальные экскурсии по рынкам.
10.Перечень используемых дидактических материалов, технических средств, развивающих технологий:
1. Дидактические игры:
- «Потребности человека, животных, растений»,
- Дидактическая игра «Накорми животных зоопарка»
- Игра в лабиринт «Дом для зайчика»
- Сюжетно-дидактические игры моделирующие жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции «Обмен», «Маленькие покупки», «Маршруты товаров», «Что быстрее купят?» и т.д.;
- Сюжетно ролевые игры «Магазин», «Банк», «Супермаркет» «Сберкасса», «Рынок» и т.д.;
2. Карта путешествий по городу Межгорье.
- Фотоальбомы
- Ноутбуки, мультимедиа, видеофильмы о банках, рынках, деньгах разных стран.
- Технологии: ТРИЗ, Технология проблемного обучения, мнемотехника, игровые технологии, технологии системного обучения.
- КВН с родителями на тему «Путешествие в мир экономики»
11. Этапы реализации проекта
I этап. Организационный.
Дети привносят в игры свой жизненный опыт общественных, социальных, экономических отношений. У всех детей этот опыт разный, у кого-то более богатый, у кого-то более скудный.
Возникла идея: познакомить дошкольников со значением экономических терминов, дать им элементарные знания из области экономики.
Анализ проблемы: что уже есть и что нужно сделать;
Подбор методической, справочной, энциклопедической и художественной литературы по выбранной тематике проекта;
Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта, целенаправленности, систематизации воспитательно-образовательного процесса экономической направленности.
II этап. Планирование реализации проекта
- Определение задач воспитательно-образовательной работы;
- Разделение на творческие группы реализации задуманного;
- Объединение результатов коллективной деятельности в логике общего замысла;
III этап. Реализация проекта
- занятия для изучения появления денежных единиц, освоения экономической природы вещей, ознакомления с разнообразными формами реализации продуктов труда;
- экскурсии в банк, магазины и т.д.;
- организация и проведение сюжетно ролевых игр «Магазин», «Банк», «Супермаркет» «Сберкасса», «Рынок» и т.д.;
- сюжетно-дидактические игры моделирующие жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции «Обмен», «Маленькие покупки», «Маршруты товаров», «Что быстрее купят?» и т.д.;
- использование сказок экономического содержания;
- совместная с родителями и педагогами деятельность по изготовлению товара;
- работа с родителями.
IV этап. Презентация результатов
Проведение презентации проекта совместно с родителями «Осенняя ярмарка», проведение интеллектуальной игры «КВН», конкурсы и викторины.
11.СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Месяц. Неделя. | Тема занятий. | Цель |
Октябрь 1 неделя. | «Семейная экономика»
«Что такое экономика» «Семейная экономика»
| - Дать понятие категории экономика, (наука о домашнем хозяйстве); - Научить выделять в окружающем мире экономические характеристики. - Воспитывать познавательный интерес к экономической деятельности.
- Учить детей слушать и понимать чему учат пословицы, развивать память и умение проговаривать отдельные фразы, воспитывать усидчивость. Развивать речь детей.
- Создать карту путешествий по городу Межгорье. |
2 неделя. | «Бюджет семьи»
|
- Дать понятие новым словам: бюджет и его составляющих (зарплата, пенсия, стипендия) - Воспитывать бережливость, расчетливость, смекалку, трудолюбие, осуждать жадность. - Дать представление о доходе, его динамике (увеличение, уменьшение); о сущности расходов, показать их многообразие. |
З неделя. | «Собираемся путешествовать»
| - Продолжать знакомить детей с экономической категорией «Потребности» на примере человека. - Закрепить знания о видах потребностей (духовных, материальных, социальных) - Формировать умение устанавливать взаимосвязь потребностей и возможностей. - Развивать умение выделять экономическое содержание из сказочного произведения - Воспитывать настойчивость, честность, целеустремленность; отрицательное отношение к жадности. |
4 неделя. | «А что такое деньги?»
| - Познакомить с историей возникновения денег, их предназначением. - Познакомить с монетами, денежными единицами разных стран. - Продолжать знакомство с экономической категорией – деньги; достоинство денег (купюр), банк как место их хранения; производство денежных знаков. - Учить детей правилам поведения в общественных местах, развивать умения делать самим покупки. Воспитывать уважение к профессиям взрослых. - Закрепить знания детей о деньгах разных стран. |
Ноябрь 1неделя. | «Это что за магазин?»
| - Учить детей правилам поведения в общественных местах, развивать умения делать самим покупки. - Продолжать учить считать; совершать покупки, определяя цену товара при помощи денег. |
2неделя. | «Кто же нам поможет?»
| - Продолжать знакомить детей с экономической категорией – труд. - Расширить знакомство с видами труда сельскохозяйственный, ремесленный, домашний. - Продолжать знакомство с орудиями труда, их использование, бережное к ним отношение. - Осознавать взаимосвязь понятий «труд – продукт- деньги», и то, что стоимость продукта зависит от качества. - Формировать уважительное отношение к труду людей, умеющих хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги, признавать авторитетными качества хозяина: бережливость, рациональность, расчетливость, экономность, трудолюбие, и вместе с тем щедрость, благородство, честность, отзывчивость - Обогащать детско - родительские отношения опытом совместной творческой деятельности. Воспитывать уважительное отношение к людям различных профессий. |
З неделя. | «Зоопарк нашей мечты»
| - Закрепить знания детей о потребностях животных и растений; воспитывать чувство любви к животным и желание заботиться о них. - Закреплять представления детей о животных – обитателях зоопарка. - Развивать речь, внимание. - Воспитывать желание накормить обитателей зоопарка, правильно подобрав корм. - Развивать внимание детей при прохождении по лабиринту, помочь зайчику подобрать себе жилье. |
4 неделя. | «Площадь мастеров»
«В мире рекламы» (рисование детьми)
«Настоящий экономист» | - Способствовать созданию положительных эмоциональных переживаний детей и родителей; развивать семейное творчество и сотрудничество семьи и педагогов; воспитывать у детей уважение к традициям, чувство гордости за свою семью; закрепить у детей понятия «ярмарка», «товар», «деньги», «доход» и т.д.; дать почувствовать удовлетворение от совместно заработанных денег и от участия в решении о том, на что они будут потрачены. - Дать понятие экономической категории – реклама; необходимость рекламы в реализации продуктов труда ( товары, услуги). - Научить осуществлять процесс рекламирования (создания рекламы). - Развивать творческие способности. - Обогатить педагогические знания родителей по экономическому воспитанию детей, привлечь к обмену опытом. Способствовать укреплению преемственности в воспитании детей в семье и в детском саду; - Убедить родителей в важности экономического воспитания; - Способствовать развитию положительных взаимоотношений между детьми и родителями. - Побуждать к деловой активности. - Формировать представления детей об увлечениях взрослых людей и их способах реализации, познакомить с народной игрушкой – куклой самоделкой, способами изготовления куклы. - Развивать познавательный интерес и познавательную активность через совместную деятельность. - Воспитывать любознательность, уважительное отношение к деятельности взрослых людей. - Приобщение дошкольников к истокам народной культуры. - Формировать устойчивый интерес детей к народным промыслам; - Способствовать развитию памяти, интонационной выразительности речи; - Воспитывать патриотизм, любовь к Родине, чувство удовлетворения от участия в коллективной деятельности. |
Приложение: Презентация Фотоматериал
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социально – личностное развитие детей дошкольного возраста через ознакомление с миром экономики
Презентация содержит основные задачи, принципы,этапы работы....
Использование сказочных персонажей в мире экономике.
Использование сказочных персонажей в мире экономике....
"Дошкольник в мире экономики"
Приобщение ребёнка к миру экономической действительности - одна из сложных и в то же время важных проблем. Современные дошкольники живут в XXI веке - веке сложных социальных и экономических отношений....
Проект "Дошкольник в мире экономики" средней группы
Слова «экономика» и «дошкольник» лишь на первый взгляд кажутся далёкими друг от друга. Экономика неотделима от ребёнка с самых ранних лет его жизни. Ведь семья – эт...
Проект: «Дошкольник в мире экономики».
Вся страна пришла в движение – заговорили о рыночной экономике, об экономической «революции», о новых взаимоотношениях между потребителями и производителями, о пользе рекламы и т. п....
«Дошкольник в мире экономики»
Перестройка экономической системы России делает экономическую подготовку необходимым атрибутом любой целесообразной деятельности. Бережливость, организованность, рачительность и друг...