"Дошкольник в мире экономики"
презентация к уроку (подготовительная группа) на тему
Приобщение ребёнка к миру экономической действительности - одна из сложных и в то же время важных проблем. Современные дошкольники живут в XXI веке - веке сложных социальных и экономических отношений. Это потребует от них умения правильно ориентироваться в различных жизненных ситуациях, самостоятельно, творчески действовать, а значит строить свою жизнь более организованно, разумно, интересно. Экономическое воспитание дошкольников не только приближает ребёнка к реальной жизни, обучая его ориентироваться в происходящем, но и формирует деловые качества личности, что обеспечивает преемственность в обучении между детским садом и школой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doshkolnik_v_mire_ekonomiki.pptx | 1.39 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность : Приобщение ребёнка к миру экономической действительности - одна из сложных и в то же время важных проблем. Современные дошкольники живут в XXI веке - веке сложных социальных и экономических отношений. Это потребует от них умения правильно ориентироваться в различных жизненных ситуациях, самостоятельно, творчески действовать, а значит строить свою жизнь более организованно, разумно, интересно. Экономическое воспитание дошкольников не только приближает ребёнка к реальной жизни, обучая его ориентироваться в происходящем, но и формирует деловые качества личности, что обеспечивает преемственность в обучении между детским садом и школой.
Вид проекта: По количеству участников: коллективный. По продолжительности: долгосрочный. По содержанию : познавательный. Участники проекта: воспитатель, дети подготовительной к школе группы, родители. Сроки реализации: 5 месяцев (с января по май).
Цель : способствовать развитию реального экономического мышления, интереса к экономическим знаниям.
Задачи: дать азы экономики; формировать деловые качества личности, обучать ориентироваться в происходящем; формировать умение выявить проблему и самостоятельно искать и выбирать наиболее адекватный способ её решения, продуктивно его использовать; развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу; учить оперировать деньгами, соотносить доход с ценой товара, что деньги служат средством обмена товарами между людьми - "товар - деньги - товар" учить уважать людей, которые трудятся и честно зарабатывают свои деньги.
Ожидаемый результат: Дети понимают и ценят окружающий предметный мир (вещный мир как результат труда людей); Уважают людей, умеющих хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги; Осознают на доступном им уровне взаимосвязь понятий «труд – продукт – деньги» и то, что стоимость продукта зависит от его качества; Видят красоту человеческого творения; Признают авторитетными качества человека – хозяина: бережливость, расчётливость, экономность, трудолюбие, но одновременно и щедрость, благородство, честность, умение сопереживать, милосердие (примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т.п.); Ведут себя правильно в реальных жизненных ситуациях; Контролируют свои потребности в соответствии с возрастом.
Основные средства: информирование родителей о задачах и содержании экономического воспитания детей в детском саду и семье; участие родителей в работе по экономическому воспитанию детей в дошкольном учреждении (экономические ярмарки, конкурсы); создание обогащённой развивающей среды в группах: наличие банковской ячейки для хранения денег; проведение бесед, рассказывание историй и сказок, сюжетно-ролевых игр, создание игровых ситуаций; совместные с детьми размышления на темы: «Что такое экономика?», «Что мы знаем об экономике?», «Что хотим узнать?», «Как мы будем это узнавать?» проведение экономических ярмарок, аукционов, развлечений.
Разделы экономики 1. Деньги. 2. Потребности и возможности. 3. Бюджет семьи. Доходы и расходы. 4. Труд. Профессии.
Задачи раздела «Потребности и возможности»: в формировании у детей предс-тавлений о разнообразии потреб-ностей и ограниченности возмож-ностей их удовлетворения; в формировании представлений о потребностях в экономических (жили-ще, еда, одежда) и духовных (обще-ние, дружба, любовь, забота) благах; • в воспитании умения делать выбор из постоянно возникающих возможнос-тей.
Задачи раздела «Бюджет семьи. Доходы и расходы» формирования у детей представлений о бюджете семьи , источниках доходов , рас - ходах ; • формирования и развития представлений о банке и необходимости делать накопления; • формирования бережного отношения к вещам как продуктам человеческой деятельности; • развития представлений о таких нравственных качествах, как трудолюбие, бережливость, хозяйственность, экономность; • формирования адекватного отношения к богатству и богатым людям, уважения к людям, занимающимся благотворитель-ностью и спонсорством.
Задачи раздела «Труд. Профессии» • формирование у детей понимания того, что каждая вещь, окружающая нас, - это результат труда людей; • воспитание уважения к людям, которые трудятся и зарабатывают деньги; • расширение и углубление знаний детей о разнообразии профессий; • поощрение в детях желания трудиться, помогать своей семье. Пособие можно использовать как на занятиях, так и вне занятий.
Деятельный подход – основной принцип реализации задач этой проблемы. Сюжетно - ролевые игры: « Кондитерская фабрика», «Супермаркет», «Рекламное агентство», «Банк», « Строительство дома», «Семья», «Ярмарка», «Детское кафе» «Аукцион»;
Сюжетно – ролевая игра «Супермаркет»
Сюжетно – ролевая игра «Банк»
Сюжетно – ролевая игра «Семья»
Сюжетно – ролевая игра «Аукцион»
Сюжетно – ролевая игра «Ярмарка»
Деятельный подход – основной принцип реализации задач этой проблемы. Дидактические игры: «Кем быть?», «Обмен», «Ярмарка», «Мой маленький бизнес», «Кому, что нужно?» «Веселые повара», «Придумай рекламу», «Профессии»
Дидактическая игра «Профессии»
Дидактическая игра «Я - покупатель»
Дидактическая игра «Мой маленький бизнес»
Дидактическая игра «Ремесла Киевской Руси»
Народные и авторские сказки: 1. Чтение и обсуждение сказок о потребностях и возможностях. Народных: «Жадная старуха», «Иван-царевич и серый волк», «Как коза избушку построила». Авторских: А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», К.И.Чуковский «Телефон». 2.Чтение и обсуждение сказок о труде. Народных : «Терем-теремок», « Хаврошечка », « Морозко », «Мужик и медведь» и др. Авторских : А.С.Пушкин «Сказка о попе и о работнике его Балде », К.Д.Ушинский «Петушок и бобовое зернышко», К.И.Чуковский « Федорино горе». 3.Чтение и обсуждение сказок о бартере. Народных : «Лисичка со скалочкой», «Мена», «Выгодное дело». Авторских : В.Катаев «Дудочка и кувшинчик».
4.Чтение и обсуждение сказок о деньгах. Авторских : К.И.Чуковский «Муха-Цокотуха», Г. -Х. Андерсен «Огниво». 5.Чтение и обсуждение сказок о рекламе. Народных : «Лиса и козел». Авторских : Г. -Х. Андерсен «Новое платье короля», Ш.Перро «Кот в сапогах», С.Михалков «Как старик корову продавал» 6. Чтение и обсуждение сказок о купле-продаже. Народных : «Мальчик с пальчик», «Чудесная рубашка». Авторских : С.Т.Аксаков «Аленький цветочек»
Пословицы о деньгах, о труде… В долгах, как в шелках. Грош, что потом заработан, милей даровых рублей. Долг платежом красен. Из грошей рубли растут. Копейка рубль бережет. Не богатство друг, а друг — богатство. Не в деньгах счастье. Платье шей, когда есть лишние деньги. Погнался за уткой и утенка упустил. С деньгами всяк молодец. Скупой никогда не будет богат. Деньги — не голова: наживное дело. Доход не живет без хлопот. Каждый час простоя — река убытку.
О труде В страду одна забота: не стояла бы работа. Кончил дело — гуляй смело. По работе и плата. Терпенье и труд все перетрут. Труд кормит, а лень портит. Ремесло — золотой кормилец. Ремесло пить-есть не просит, а хлеб приносит. Уменье везде найдет примененье. Не работа дорога — умение. Всякая работа мастера хвалит. Дело мастера боится. На час опоздаешь — годом не наверстаешь. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Без работы день годом станет. Без труда и отдых не сладок.
Детский экономический словарь
Ребенок узнает новые слова: валюта закон доход цена бартер экономика банк
Некоторые направления совместной деятельности педагогов и родителей по экономическому воспитанию старших дошкольников. К ним относятся : информирование родителей о задачах и содержании экономического воспитания детей в детском саду и в семье; участие родителей в работе по экономическому воспитанию детей в дошкольном учреждении (экономические ярмарки, праздники, конкурсы); создание обогащенной развивающей среды в домашних условиях (советовали вести таблицу семейных расходов); отчёт для родителей на собрании об экономическом проекте.
Весь познавательный материал подобран в соответствии с основными принципами обучения детей дошко-льного возраста: научности, доступ-ности , систематичности и последо-вательности подачи материала, связи с жизнью, наглядности, учета возраст-ных и индивидуальных особенностей детей данного возраста.
Источники информации 1. Аменд А.Ф., Саламатов А.А. Формирование нравственных представлений дошкольников в процессе экономического воспитания // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с.55. 2. Аношина Л.М. Экономическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с новыми профессиями // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с.103. 3. Алиева Т. Экономика: жизнь и игра // Обруч. 1999. №1. с.3. 4. Белка и компания. Экономика для детей в сказках, играх и задачах. Самара: Корпорация «Федоров», 1995. – с 112: ил. [Иллюстрации, игровые задания: Т. Проснякова ]. 5. Белокашина С.В. Экономика и дети. Пословицы и поговорки // Дошкольная педагогика. 2009. №7. с.8.
6. Белокашина С.В. Экономика для дошкольников // Дошкольная педагогика. 2009. №8. с.63. 7. Власова И.В. Готовим ребенка к жизни // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с.140. 8. Власова И.В., Прохорова Н.П. Ключ к сердцу ребенка // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с.121. 9. Дошкольникам об экономике: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получе-ние дошкольного образования / Е.Н. Табих . - Минск: Выш . шк ., 2007. – 48 с.: ил. 10. Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры / авт.- сост. Л.Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008г. – 169 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Дошкольник в мире экономики"
Проект "Дошкольник в мире экономики"...
Проект "Дошкольник в мире экономики" средней группы
Слова «экономика» и «дошкольник» лишь на первый взгляд кажутся далёкими друг от друга. Экономика неотделима от ребёнка с самых ранних лет его жизни. Ведь семья – эт...
Проект: «Дошкольник в мире экономики».
Вся страна пришла в движение – заговорили о рыночной экономике, об экономической «революции», о новых взаимоотношениях между потребителями и производителями, о пользе рекламы и т. п....
«Дошкольник в мире экономики»
Перестройка экономической системы России делает экономическую подготовку необходимым атрибутом любой целесообразной деятельности. Бережливость, организованность, рачительность и друг...
ПРОЕКТ Реализации образовательной области познавательное развитие на тему: «Дошкольник в мире экономики. Труд – результаты труда".
Ребёнок дошкольного возраста часто сталкивается с экономческими понятиями, соприкасается с социальной действительностью. бытом, узнаёт о труде. пофессиях родных и близких. о финансовом положении семьи...
ПРОЕКТ: «ДОШКОЛЬНИК В МИРЕ ЭКОНОМИКИ»
ПРОЕКТ: «ДОШКОЛЬНИК В МИРЕ ЭКОНОМИКИ»...