ПРОЕКТ: «ДОШКОЛЬНИК В МИРЕ ЭКОНОМИКИ»
проект
ПРОЕКТ: «ДОШКОЛЬНИК В МИРЕ ЭКОНОМИКИ»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_doshkolnik_v_mire_ekonomiki.docx | 29.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №10 «Дюймовочка»
ПРОЕКТ: «ДОШКОЛЬНИК В МИРЕ ЭКОНОМИКИ»
г. Закаменск
Тип проекта | |
По методу: | информационно – исследовательский, практико – ориентированный; ролево – игровой |
По содержанию: познавательный | «Ребенок, общество и экономикоэкологические отношения» |
По числу участников проекта: | дети подготовительной группы ( 6-7 лет), педагоги, родители, жители города. |
По времени проведения: | долгосрочный |
Характер контактов: | в рамках ДОУ и города |
2.Актуальность проблемы
Вся страна пришла в движение – заговорили о рыночной экономике, об экономической «революции», о новых взаимоотношениях между потребителями и производителями, о пользе рекламы и т. п. Сегодняшнее молодое поколение живет в иных экономических условиях. Детей повсюду окружает реклама, а в их лексикон включается все больше слов финансовой среды. Ребенок сталкивается с экономическими понятиями, соприкасается с социальной деятельностью, бытом, узнает о труде, профессиях родных и близких, о финансовом положении семьи и у нег возникает множество вопросов. Нынешние дошкольники живут в двадцать первом веке, где они осваивают новую картину мира, складывающуюся, в том числе из экономики. Это требует от них умений правильно ориентироваться в жизни, самостоятельно, творчески действовать, а значит строить свою жизнь более организованно, разумно, интересно. Насыщение жизни дошкольников элементарными экономическими сведениями способствует развитию у них предпосылок реального экономического мышления, что сделает этот процесс более осознанным. Экономическое образование надо начинать как можно раньше, желательно уже с дошкольного возраста, так как экономическое воспитание дошкольников не только приближает ребенка к реальной жизни, обучая его ориентироваться в происходящем, но и формирует деловые качества личности, что обеспечивает преемственность в обучении между детским садом и школой. У людей, живущих в современном мире общества, множество проблем, но, пожалуй, одной из самых острых и насущных является проблема сохранения окружающей среды. Общение детей с природой, организованное педагогом, вызывает устойчивый интерес, стимулирует желание заботиться о природе и охранять ее. Поэтому поиск оптимальных путей воспитания у детей любви к природе родного края, на наш взгляд, является актуальным на современном этапе развития экологического воспитания дошкольников. Важно воспитывать способность у детей позитивно взаимодействовать с природой, руководствоваться гуманным и экологически грамотным отношением к окружающей природе. Ознакомление детей с природой – способствует сознанию важности окружающего мира. Через общение с природой, возможно, обогатить речь ребенка, сделать ее разнообразной, выразительной. У детей крепнет такое бесценное свойство человека, как любознательность, наблюдательность, что в свою очередь порождает массу вопросов, требующих ответов. В данном проекте отражены актуальные вопросы, связанные с реализацией регионального компонента образования, начиная с дошкольного возраста. В старшем дошкольном возрасте ребенок сензитивен к восприятию системы знаний о природе. Сложившиеся система ценностей в воспитании подрастающего поколения требует совершенствования. Проект, направлен, на формирование экологического сознания и обогащения знаний детей старшего дошкольного возраста о Заповеднике, о природе родного края, города. Дошкольники узнают о труде, профессиях родных и близких, о финансовом положении семьи, получают начальные сведения об экономике своего города, о профессиях, связанных с экономикой и бизнесом, о продукции, выпускаемой на предприятиях, и трудовых действиях по ее изготовлению и реализации, учатся уважать людей, которые трудятся и честно зарабатывают деньги. Поэтому данная проблема была выбрана нами в качестве образовательного проекта.
3.Цели проекта | Способствовать развитию реального экономического мышления, интереса к экономическим знаниям. Способствовать формированию у детей и их родителей экологического миропонимания, чувства сопричастности ко всему живому, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы родного города |
4.Задачи проекта экономические | - познакомить с элементарными экономическими понятиями; - формировать деловые качества личности, обучать ориентироваться в происходящем; - формировать умение выявить проблему и самостоятельно искать и выбирать наиболее адекватный способ её решения, продуктивно его использовать; - развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу; - развивать логическое мышление, наблюдательность, пополнять словарный запас; - учить оперировать деньгами, соотносить доход с ценой товара, что деньги служат средством обмена товарами между людьми – «товар - деньги – товар»; - учить уважать людей, которые трудятся и честно зарабатывают свои деньги; - воспитывать у детей умение применять на практике в жизни полученные знания по экономике; понимать и ценить окружающий предметный мир, как результат труда людей; - экологические формирование системы элементарных экологических знаний доступных пониманию ребенка-дошкольника о природе родного края; - развитие познавательного интереса к миру природы, умение отражать это в художественно продуктивной деятельности; - формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения; - воспитание любви к природе, личной ответственности за ее сохранность; - побуждение интереса к созданию благоприятной окружающей среды города. |
Принципы проекта: | Принцип гуманизма - видеть в ребенке полноправного партнера, учитывать его точку зрения. Принцип дифференциации - создание оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в проекте. Принцип интегративности - подразумевает тесное сотрудничество с семьей, социумом. Принцип индивидуализации- индивидуальный подход к каждому участнику проекта. Перечень используемых дидактических материалов, технических средств, развивающих технологий: |
Перечень используемых дидактических материалов, технических средств, развивающих технологий: | дидактические игры «Потребности человека, животных, растений», карта путешествий по городу Закаменск |
5.Методическое обеспечение проектной деятельности | А.А.Смоленцева «Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику» Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2015г. А.В. Сазонова «Путешествие в поисках экономики» Учебное пособие..- Днепродзержинск: Генеза-Пивдень 2014г. Е.А. Алябьева «Дни этики в детском саду» М:.2015г А.К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду».Издательство. «Просвещения»1985г. Т.В. Галанова «Развивающие игры с малышами» Ярославль, Академия развития,2015г З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова «Развивающие игры дошкольного возраста». Москва. «Просвещения» 2009г. Журнал воспитатель ДОУ № 12, 2012г. Журнал воспитатель ДОУ №5, 2010г. Воспитатель ДОУ №10, 2012г. Воспитатель ДОУ №1, 2013г. Агишева Р.Л. Дидактические игры «Я познаю Башкортостан» Учебно – практическое пособие для воспитателей детских садов и учителей начальных классов. Уфа БИРО. 2005 – 38с. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: 2007. – 159 с. Воронкевич О.А.. – СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2004. – 336 с. «Добро пожаловать в экологию!» Часть 2 Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста. Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников – М.: ВАКО, 2005. 240 с. Кравченко И.В., Долгова Т.Л. Прогулки в детском саду. Методическое пособие Под ред. Г.М.Киселевой, Л.И.Пономаревой. – М.: ТЦ Сфера 2010. – 208 с. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду: - М.: Просвещение 1999. – 207 Проектная деятельность в детском саду: организация проектирования, конспекты проектов автор – составитель Т.В. Гулидова. – Волгоград: Учитель. – 135 с |
6. Ожидаемый результат: | Дети понимают и ценят окружающий предметный мир (вещный мир как результат труда людей); Уважают людей, умеющих хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги; Осознают на доступном им уровне взаимосвязь понятий «труд – продукт – деньги» и то, что стоимость продукта зависит от его качества; Видят красоту человеческого творения; Признают авторитетными качества человека – хозяина: бережливость, расчётливость, экономность, трудолюбие, но одновременно и щедрость, благородство, честность, умение сопереживать, милосердие; Ведут себя правильно в реальных жизненных ситуациях; Контролируют свои потребности в соответствии с возрастом. |
7.Практический выход | - Информирование родителей о задачах и содержании экономического воспитания детей в детском саду и семье; - участие родителей в работе по экономическому воспитанию детей в дошкольном учреждении (экономические ярмарки, праздники, конкурсы); - консультация для родителей, «Экономическое воспитание дошкольников», - Познакомить родителей со статьей: «Экономическое воспитание дошкольников». - создание обогащённой развивающей среды в группе: - оформление уголка экономики; - проведение бесед, рассказывание историй и сказок, сюжетно-ролевых игр, создание игровых ситуаций; создание картотек игр; - совместные с детьми размышления на темы: «Что такое экономика?», «Что мы знаем об экономике?», «Что хотим узнать?», «Как мы будем это узнавать?» - проведение экономических ярмарок, аукционов, развлечений, тематических занятий. |
8.Гипотеза проекта | Если в систему экономической работы включать раннее экономическое воспитание, то это послужит организации эффективного взаимодействия ребенка с окружающим миром, формируя у него экономическое мышление. |
9.Методы проекта | Утренний круг, беседа, рассказывание историй и сказок, чтение пословиц и поговорок, рассказов и сказок, игры-занятия, сюжетно-ролевые игры, настольно-дидактические игры, игра-драматизация, проблемные ситуации, изготовление поделок для последующей продажи на ярмарке: "Ярмарка игрушек", "Аукцион", экскурсии в Банк, магазины, на почту и др., встречи с интересными людьми, людьми различных специальностей. Изготовление атрибутов к играм, создание карты путешествий по г. Закаменск, просмотр фильмов о Закаменске, изготовление макета банкомата, оформление «уголка экономики» совместно с детьми и родителями, консультации и родительские собрания с родителями, виртуальные экскурсии по рынкам. |
10.Перечень используемых дидактических материалов, технических средств, развивающих технологий: | 1. Дидактические игры: «Потребности человека, животных, растений», Дидактическая игра «Накорми животных зоопарка» Игра в лабиринт «Дом для зайчика» Сюжетно-дидактические игры моделирующие жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции «Обмен», «Маленькие покупки», «Маршруты товаров», «Что быстрее купят?» и т.д.; Сюжетно ролевые игры «Магазин», «Банк», «Супермаркет» «Сберкасса», «Рынок» и т.д.; 2. Карта путешествий по городу Закакменск. 3. Фотоальбомы 4. Ноутбуки, мультимедиа, видеофильмы о банках, рынках, деньгах разных стран. 5. Технологии: ТРИЗ, Технология проблемного обучения, мнемотехника, игровые технологии, технологии системного обучения. 6. КВН с родителями на тему «Путешествие в мир экономики» |
11. Этапы реализации проекта | I этап. Организационный. Дети привносят в игры свой жизненный опыт общественных, социальных, экономических отношений. У всех детей этот опыт разный, у кого-то более богатый, у кого-то более скудный. Возникла идея: познакомить дошкольников со значением экономических терминов, дать им элементарные знания из области экономики. Анализ проблемы: что уже есть и что нужно сделать; Подбор методической, справочной, энциклопедической и художественной литературы по выбранной тематике проекта; Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта, целенаправленности, систематизации воспитательно-образовательного процесса экономической направленности |
II этап. Планирование реализации проекта Определение задач воспитательно-образовательной работы; Разделение на творческие группы реализации задуманного; Объединение результатов коллективной деятельности в логике общего замысла; | |
III этап. Реализация проекта занятия для изучения появления денежных единиц, освоения экономической природы вещей, ознакомления с разнообразными формами реализации продуктов труда; экскурсии в банк, магазины и т.д.; организация и проведение сюжетно ролевых игр «Магазин», «Банк», «Супермаркет» «Сберкасса», «Рынок» и т.д.; сюжетно-дидактические игры моделирующие жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции «Обмен», «Маленькие покупки», «Маршруты товаров», «Что быстрее купят?» и т.д.; использование сказок экономического содержания; совместная с родителями и педагогами деятельность по изготовлению товара; работа с родителями | |
IV этап. Презентация результатов Проведение презентации проекта совместно с родителями «Осенняя ярмарка», проведение интеллектуальной игры «КВН», конкурсы и викторины. |
11.СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Месяц. Неделя | Тема занятий | Цель |
Октябрь 1 неделя | «Семейная экономика» 1. Игра - беседа на тему: «Что такое экономика» «Семейная экономика» 2. Чтение пословиц и поговорок на тему: «Экономическое воспитание дошкольников». 3. Создание карты города на тему «Карта путешествий» 4. Просмотр фотоальбома «Достопримечательнос ти г. Межгорье», «природа г. Межгорье» 5. Просмотр мультипрезентации: «Люди каких профессий трудятся в г. Межгорье» 6. Аппликация на тему: Друзья Гнома Эконома | - Дать понятие категории экономика, (наука о домашнем хозяйстве); - Научить выделять в окружающем мире экономические характеристики. - Воспитывать познавательный интерес к экономической деятельности. - Учить детей слушать и понимать чему учат пословицы, развивать память и умение проговаривать отдельные фразы, воспитывать усидчивость. Развивать речь детей. Создать карту путешествий по городу Закаменск |
2 неделя | «Бюджет семьи» 1. Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Парикмахерская», «Больница». 2. Работа с родителями. Создание поделки на тему «Расходы семьи». 3. Изготовление атрибутов для игр. 4. Дидактическая игра «Какие бывают доходы» | - Дать понятие новым словам: бюджет и его составляющих (зарплата, пенсия, стипендия) - Воспитывать бережливость, расчетливость, смекалку, трудолюбие, осуждать жадность. - Дать представление о доходе, его динамике (увеличение, уменьшение); о сущности расходов, показать их многообразие |
З неделя | «Собираемся путешествовать» 1. Чтение и обсуждение сказок о потребностях и возможностях: «Сивка – бурка», «Иван-Царевич и серый волк», «Сказка о рыбаке и рыбке». 2. Дидактическая игра «Наши потребности» | - Продолжать знакомить детей с экономической категорией «Потребности» на примере человека. - Закрепить знания о видах потребностей (духовных, материальных, социальных) - Формировать умение устанавливать взаимосвязь потребностей и возможностей. - Развивать умение выделять экономическое содержание из сказочного произведения - Воспитывать настойчивость, честность, целеустремленность; отрицательное отношение к жадности. |
4 неделя | «А что такое деньги?» 1. Занятие на тему «Что такое деньги»; «История возникновения денег» 2. Сюжетно-ролевая игра «Банк», «Сберкасса» 3. Экскурсия в сберегательный банк города. 4. Дидактическая игра «Путешествие денежки» 5. Настольная игра«Комерсант» 6. Просмотр видеофильма «Деньги разных стран» | - Познакомить с историей возникновения денег, их предназначением. - Познакомить с монетами, денежными единицами разных стран. - Продолжать знакомство с экономической категорией – деньги; достоинство денег (купюр), банк как место их хранения; производство денежных знаков. - Учить детей правилам поведения в общественных местах, развивать умения делать самим покупки Воспитывать уважение к профессиям взрослых. - Закрепить знания детей о деньгах разных стран. |
Ноябрь 1неделя | «Это что за магазин?» 1. Экскурсия в продуктовый магазин «Маленькие покупки» 2. Сюжетно-ролевые игры «Магазин», «Рынок», «Супермаркет» 3. Проблемная ситуация «Удачная покупка» | - Учить детей правилам поведения в общественных местах, развивать умения делать самим покупки. - Продолжать учить считать; совершать покупки, определяя цену товара при помощи денег |
2 неделя | «Кто же нам поможет?» 1. Экскурсия на кухню, в прачечную, в швейную комнату. 2. Беседа с инспектором ДПС, с пожарным. 3. Чтение стихов Д. Родари «Чем пахнут ремесла», С.Маршак «Почта», В.Маяковский «Кем быть» 4. Работа с родителями. Изготовление альбома «Кем я хочу быть» 5. Создание дерева «Профессии» 6. Занятие на тему «Труд пчеловода» | - Продолжать знакомить детей с экономической категорией – труд. - Расширить знакомство с видами труда сельскохозяйственный, ремесленный, домашний. - Продолжать знакомство с орудиями труда, их использование, бережное к ним отношение. - Осознавать взаимосвязь понятий «труд – продукт- деньги», и то, что стоимость продукта зависит от качества. - Формировать уважительное отношение к труду людей, умеющих хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги, признавать авторитетными качества хозяина: бережливость, рациональность, расчетливость, экономность, трудолюбие, и вместе с тем щедрость, благородство, честность, отзывчивость - Обогащать детско - родительские отношения опытом совместной творческой деятельности. -Воспитывать уважительное отношение к людям различных профессий |
3 неделя | «Зоопарк нашей мечты» 2. Составление карты «Потребности животных», 3. Составление карты «Потребности растений» 4. Дидактическая игра «Накорми животных зоопарка» 5. Игра в лабиринт «Дом для зайчика» | - Закрепить знания детей о потребностях животных и растений; воспитывать чувство любви к животным и желание заботиться о них. - Закреплять представления детей о животных – обитателях зоопарка. - Развивать речь, внимание. - Воспитывать желание накормить обитателей зоопарка, правильно подобрав корм. - Развивать внимание детей при прохождении по лабиринту, помочь зайчику подобрать себе жилье |
4 неделя | «Площадь мастеров» 1. Утренник – развлечение «Осенняя ярмарка» 2. Игра – занятие «Мир рекламы» 3. Создание рекламного альбома из газетных, журнальных вырезок. 4. Изготовление рекламной папки «В мире рекламы» (рисование детьми) 5. Работа с родителями. КВН с родителями на тему «Путешествие в мир экономики» Изготовление товара – мороженого и его реклама Создание рекламы на товар (выпуск стенгазеты) 6. Встреча с увлеченным человеком (Мишнева М.А.- художник- оформитель) 7. Игра-занятие «Ярмарка Закамны» 8. Награждение детей дипломами «Настоящий экономист» | - Способствовать созданию положительных эмоциональных переживаний детей и родителей; развивать семейное творчество и сотрудничество семьи и педагогов; воспитывать у детей уважение к традициям, чувство гордости за свою семью; - закрепить у детей понятия «ярмарка», «товар», «деньги», «доход» и т.д.; - дать почувствовать удовлетворение от совместно заработанных денег и от участия в решении о том, на что они будут потрачены. - Дать понятие экономической категории – реклама; необходимость рекламы в реализации продуктов труда ( товары, услуги). - Научить осуществлять процесс рекламирования (создания рекламы). - Развивать творческие способности. - Обогатить педагогические знания родителей по экономическому воспитанию детей, привлечь к обмену опытом. Способствовать укреплению преемственности в воспитании детей в семье и в детском саду; - Убедить родителей в важности экономического воспитания; - Способствовать развитию положительных взаимоотношений между детьми и родителями. - Побуждать к деловой активности. - Формировать представления детей об увлечениях взрослых людей и их способах реализации, познакомить с народной игрушкой – куклой самоделкой, способами изготовления куклы. - Развивать познавательный интерес и познавательную активность через совместную деятельность. - Воспитывать любознательность, уважительное отношение к деятельности взрослых людей. - Приобщение дошкольников к истокам народной культуры. -Формировать устойчивый интерес детей к народным промыслам; - Способствовать развитию памяти, интонационной выразительности речи; - Воспитывать патриотизм, любовь к Родине, чувство удовлетворения от участия в коллективной деятельности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Дошкольник в мире экономики"
Приобщение ребёнка к миру экономической действительности - одна из сложных и в то же время важных проблем. Современные дошкольники живут в XXI веке - веке сложных социальных и экономических отношений....
Проект "Дошкольник в мире экономики"
Проект "Дошкольник в мире экономики"...
Проект "Дошкольник в мире экономики" средней группы
Слова «экономика» и «дошкольник» лишь на первый взгляд кажутся далёкими друг от друга. Экономика неотделима от ребёнка с самых ранних лет его жизни. Ведь семья – эт...
Проект: «Дошкольник в мире экономики».
Вся страна пришла в движение – заговорили о рыночной экономике, об экономической «революции», о новых взаимоотношениях между потребителями и производителями, о пользе рекламы и т. п....
ПРОЕКТ Реализации образовательной области познавательное развитие на тему: «Дошкольник в мире экономики. Труд – результаты труда".
Ребёнок дошкольного возраста часто сталкивается с экономческими понятиями, соприкасается с социальной действительностью. бытом, узнаёт о труде. пофессиях родных и близких. о финансовом положении семьи...
ПРОЕКТ: «ДОШКОЛЬНИК В МИРЕ ЭКОНОМИКИ»
ПРОЕКТ: «ДОШКОЛЬНИК В МИРЕ ЭКОНОМИКИ»...