План по самообразованию на 2014-2018 гг по теме: «Речевое развитие дошкольников посредством различных форм экологического воспитания в коррекционно- развивающей среде»
учебно-методический материал (средняя группа) на тему
Природа — важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Сколько открытий делает ребенок, общаясь с ней! Неповторимо каждое живое существо, увиденное ребенком. Разнообразны и природные материалы (песок, глина, вода, снег и т. д.), с которыми дети так любят играть.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_samoobrazovaniya_tolstosheeva_14-18.doc | 111.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение
«Детский сад комбинированного вида
с группами для детей с нарушениями речи № 68»
Нижнекамского муниципального района
Республики Татарстан
ПЛАН
по самообразованию воспитателя МБДОУ № 68
средней логопедической группы № 11
Толстошеевой Людмилы Александровны
на 2014 - 2018 учебный год
по теме: «Речевое развитие дошкольников посредством различных форм экологического воспитания в коррекционно- развивающей среде»
г. Нижнекамск
Ф.И.О. Толстошеева Людмила Александровна
Должность: воспитатель
Образование: Средне-специальное, Набережно-Челнинское педагогическое училище, специальность «Воспитание в дошкольных учреждениях», квалификация «Воспитатель в дошкольных учреждениях»;
Повышение квалификации:
2013г. «Современные подходы к организации педагогического процесса ДОУ в рамках ФГТ» (предполагаемая переподготовка в ноябре 2016 по ФГОС)
2013г «Психолого –педагогическая подготовка воспитателей дошкольных образовательных учреждений в условиях обновления содержания и педагогических технологий: авторское сопровождение УМК развивающего характера»
2014г. Совершенствование коммуникативной компетентности воспитателя ДОУ в рамках реализации программы «Об обучении русскоязычных воспитателей татарскому языку».
Квалификационная категория: первая
Стаж: с ноября 1979 года.
Дата составления плана: август 2014г
Тема самообразования: «Речевое развитие дошкольников посредством различных форм экологического воспитания в коррекционно - развивающей среде»
Счастье – это быть с природой,
Видеть ее, говорить с ней.
(Л.Н.Толстой).
- Актуальность темы и ее обоснованность. Природа — важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Сколько открытий делает ребенок, общаясь с ней! Неповторимо каждое живое существо, увиденное ребенком. Разнообразны и природные материалы (песок, глина, вода, снег и т. д.), с которыми дети так любят играть. Дети общаются с природой в разное время года — и когда вокруг лежит пушистый белый снег, и когда зацветают сады. Вместе радуются прохладе воды в летний зной и журчанию лесного ручья, разнотравью лугов, вкусной ягоде и запахам лесов. Ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка. Предметы и явления природы наглядно предстают перед детьми. Таким образом, ребенок непосредственно, с помощью органов чувств, воспринимает многообразие свойств природных объектов: форму, величину, звуки, краски, пространственное положение, движение и т. д. У него формируются первоначальные конкретные и яркие представления о природе, которые в дальнейшем помогают ему увидеть и понять связи и отношения природных явлений, усвоить новые понятия. Многие связи и отношения между природными явлениями дети познают в процессе наблюдений. Это дает возможность развитию логического мышления.
- Цель: повышение теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
- Задачи:
1. изучить методическую и детскую художественную литературу по данному вопросу;
2. расширять представления детей о предметах и явлениях природы, растительном и животном мире, правилах поведения в природе, о существующих в ней взаимосвязях;
3. развивать познавательные интересы, наблюдательность и любознательность, любовь и бережное отношение к природе; развивать бережное отношение к своему здоровью;
4. формировать обобщённые представления о признаках природных объектов и явлений, устанавливать простейшие связи между ними;
5. развивать эстетическое восприятие природных явлений;
6. упражнять в определении состоянии погоды, закреплять представления о сезонных изменениях, поведении животных и птиц;
7. приобщать детей к выращиванию растений в уголке природы, клумбе, ухаживанию за ними.
- Ожидаемый результат: Работа над программой профессионального самообразования поможет мне повысить свой теоретический, практический и научно-методический уровень, профессиональное мастерство и компетентность.
Блок «Родители». У родителей повышается потребность в бережном отношении к природе.
Блок «Педагог». Повышение уровня использования мною современных технологий по ознакомлению с окружающим миром, использование наблюдения, экспериментирования, беседы, игры в различных видах образовательной деятельности.
Блок « Дети»:
• учить детей различать по существенным признакам объекты живой и неживой природы (признаки живого: двигаются, размножаются, дышат, питаются, у них бывают детки);
• знакомить детей с ростом, развитием и размножением живых организмов (животных и растений), их потребностью в пище, свете, тепле, воде;
• формировать у детей навыки экологически грамотного поведения в природных условиях (во время прогулок, экскурсий, и в процессе повседневной жизни);
• приобщать детей к экспериментированию с природными и искусственными материалами (камешки, шишки, песок, глина, пластмасса и др.).
• использовать разные методы и формы ознакомления дошкольников с природой;
• воспитывать эмоционально-положительное отношение к природе.
• привлечь родителей к сотрудничеству при ознакомлении дошкольников с природой.
- Механизм реализации:
- сроки 5 лет
- блоки.
Подготовительный этап.
- Создание условий для развития когнитивных способностей дошкольников.
Теоретический этап.
- Изучение научно-методической литературы, передового педагогического опыта по проблеме.
Аналитико-диагностический:
- проведение диагностирования по проблеме (дети, педагоги, родители);
- задачи для каждого этапа (для достижения промежуточного результата);
- перспективные планы (технологическая карта).
План работы
№п/п | Блоки | Мероприятия | Сроки проведения | Отметка о выполнении, качественная характеристика выполнения | ||
2014 – 2015 учебный год | ||||||
1. | Теоретический | 1.Изучение научно-методической литературы, передового педагогического опыта по проблеме.
Кудрявцева Е.А., Гулидова Т.В. 2016 г.
дошкольных образовательных организаций. ФГОС Нищева Н.В. 2015 г
технологии: учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2009.
занимательных упражнений для развития речи: пособие для логопедов и родителей. – М.: Аквариум, 1995.
Развитие речи дошкольника. – Екатеринбург: Издательство «Арго», 1996.
и развиваем речь. – СПб. Издательство «Лань», 2002.
| 2014-2015 | |||
2015-2016 учебный год | ||||||
II | Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса | 1. Разработка рабочей программы совместной деятельности с детьми. 2. Разработка годового плана работы 3. Разработка перспективного плана работы в подготовительной к школе группе 4. Разработка календарного плана логопедических занятий. 5. Разработка конспектов открытых итоговых занятий. Разработка практического материала на тему: «Коррекция речевых нарушений у дошкольников посредством игровых технологий». 6. Артикуляционные игры Цель: формирование правильных движений и нужных для произношения положений речевых органов, тренировка умения координировать, изменять их, объединять отдельные простые движения в сложные в зависимости от произнесения конкретного звука. 7. Игры для развития мелкой и общей моторики. Цель: Развитие графических движений, зрительного восприятия, зрительно - моторных координации. 8. Игровые комплексы дыхательной гимнастики. Цель: развивать дыхательную мускулатуру, речевой аппарат, координацию движений, вырабатывать правильное ритмичное дыхание 9. Дидактические игры для коррекции звукопроизношения, словаря, связной речи. Цель: Развитие речи. | В течение учебного года | Рецензия | ||
2016-2017 учебный год | ||||||
2. | Практический:
с детьми
3. работа с педагогами | Сентябрь 1.Составление перспективного плана по образовательной области «Познавательное развитие» для детей средней группы, включающего в себя занятия по экологическому воспитанию, беседы, экскурсии, наблюдения за предметами живой и неживой природы, эксперименты и опыты, опираясь на учебную рабочую программу, методическую и детскую художественную литературу. 2. Игра «В гостях у Сентябринки» (см. Л.Г. Горькова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников», стр.5). Цель: Уточнить представления о названиях, форме, вкусе, цвете, запахе овощей, фруктов и о месте их произрастания; формировать представления о некоторых способах употребления овощей и фруктов в пищу; развивать сенсорные чувства, речь, внимание; вырабатывать умение объединять плоды по сходному признаку. Октябрь 1. Мониторинг по экологическому воспитанию 2. Интегрированное занятие «Путешествие в осень» (см. стр.7) Цель: Помочь увидеть многоцветие осени, учить чувствовать и понимать красоту окружающего мира. Учить проявлять свой эмоциональный всплеск в практическом применении через рисунок и самовыражение в музыке. 3.Экскурсия в природу Цель: Собрать природный материал для ручного труда. 4.Изготовление коробочек для хранения природного материала Цель: Воспитывать бережливость. 5. Развлечение «Подарки осени» (осенний утренник) Цель: Учить проявлять свой эмоциональный всплеск через самовыражение в музыке, игре, танце, пении. – Беседа «Наш природный уголок» Цель: Знакомить с комнатными растениями и способами ухода за ними. Ноябрь
Цель: Знакомить с произведениями детской литературы о природе, с авторами.
Цель: Развивать творческие способности. Учить работать с природным материалом.
Цель: Закрепить знания детей об осенних явлениях в природе. Развивать речь, память, внимание. Декабрь 1. Игра «Путешествие в царство комнатных растений» Цель: Закреплять знания комнатных растений, отмечать различия и сходства между ними. Воспитывать желание ухаживать за ними. 2.Настольный театр «На бабушкином дворе» (стр. 14). Цель: Конкретизировать представления о домашних животных, вызвать интерес к животным, развивать речь, мышление. 3.Интегрированное занятие «В лесу родилась ёлочка» Цель: Воспитывать бережное отношение к природе. 4.Наблюдения за зимними явлениями в природе. Опыты со снегом и льдом. Цель: Развивать познавательный интерес, наблюдательность, речь. Январь 1.Развлечение «Зимние забавы» Цель: Воспитывать здоровый образ жизни. 2.Экскурсия «В январе, в январе, много снега на дворе…» (см. О.А. Соломенникова «Ознакомление с природой в д/с», стр.34). Цель: уточнить знания о зимних явлениях в природе. Формировать эстетическое отношение к окружающей природе. Обогащать и активизировать словарный запас. 3.Практическая деятельность «Подкормим птиц зимой» Цель: Закреплять знания детей о зимних явлениях природы. Показать детям кормушку для птиц. Формировать желание подкармливать птиц зимой. Расширять представления о зимующих птицах. 4.Разучивание п/и «Голуби и воробьи» Цель: Закрепить знания о птицах. 5. Выставка рисунков детей на тему: «Зимние фантазии» Цель: Учить передавать свои впечатления о зиме в рисунке. Развивать творчество, эстетическое восприятие окружающего мира. 6.Чтение рассказов о природе, знакомство с авторами. Цель: Развивать познавательный интерес, внимание. Учить эмоционально воспринимать рассказы, понимать содержание. Февраль 1.Огород на подоконнике Цель: Учить детей ставить перед собой цель, подготавливать инструменты, рабочее место и убирать за собой, добиваться результата. Закрепить знания о строении растений, об условиях роста. Развивать речь, активизировать словарь 2.Разучивание стихов о природе, знакомство с авторами. Цель: Учить понимать смысл стихов, воспитывать умение слушать, выразительно рассказывать. Развивать речь. 3.Экскурсия «Деревья на нашем участке» Цель: расширять представления о деревьях. Показать особенности хвойных и лиственных деревьев в зимний период. 4.Рисование «Ёлочка», «Берёза», «Ветка рябины» (на выбор) Цель: учить передавать образ дерева в рисунке. Развивать эстетическое восприятие. Воспитывать бережное отношение к природе. 5.Разучивание п/и «1,2,3, к дереву подбеги» Цель: Закрепить знания о деревьях, учить узнавать их по внешнему виду (кроне, веткам). 6.Беседа на тему «О чём поют воробушки в последний день зимы» Цель: Закрепить знания о зимующих птицах, воспитывать к ним заботливое отношение. Март 1.Беседа на тему: «В марте хитрые деньки» Цель: Знакомить детей с признаками весны. Учить замечать изменения, происходящие в природе. 2.Коллективная работа по аппликации «Букет для мамочки» Цель: Учить работать вместе, создавать композицию. Развивать творчество, воспитывать желание поздравить маму. 3.Развлечение «Широкая масленица» Цель: Знакомить детей с народными праздниками. Развивать желание веселиться, играть. 4.Тематическая беседа «Хлеб – всему голова» Цель: Знакомить детей с процессом выращивания хлеба. Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к человеческому труду. 5.Беседа «День весеннего равноденствия – главная встреча весны». Праздник «Навруз». Цель: познакомить со значением дня весеннего равноденствия – 22 марта. Апрель 1.Развлечение «Апрель, апрель, на дворе звенит капель» Цель: Знакомить с признаками весны. Развивать интерес к играм-хороводам с песнями. 2.Театрализованная деятельность: «В гостях у бабушки-загадушки» Цель: Учить разгадывать загадки о живой и не живой природе. Развивать образное мышление, речь. 3.Прогулка по весеннему лесу Цель: Знакомить с характерными особенностями весенней погоды. Расширять представления о лесных растениях и животных. Формировать представления о простейших связях в природе. 4.День птиц – 1 апреля. Цель: Знакомить с перелётными птицами. Расширять представления о поведении птиц весной. 5.Аппликация «Скворечник» Цель: Воспитывать заботливое отношение к птицам. Знакомить с «домом» для скворцов и его особенностью. – Чтение потешки «Божья коровка, улети на небо». Цель: Закрепить желание наблюдать за насекомыми, учить различать их по внешнему виду. Воспитывать бережное отношение к насекомым. Май 1.Экологическая тропа Цель: Расширять знания детей о растениях, формировать бережное отношение к ним. Дать представления о посадке деревьев, кустарников, цветов. Формировать трудовые навыки. 2.Экскурсия к цветущим плодовым деревьям. Цель: Закрепить знания о весенних изменениях в природе. Развивать умение сравнивать разные периоды весны. Воспитывать радостное, бережное , заботливое отношение к пробуждающейся природе. 3.Труд на цветнике. Высадка рассады в цветники. Цель: Расширять знания о цветах, о способах их выращивания и ухода. 1. Проведение родительских собраний о воспитательно-образовательных возможностях занятий по ознакомлению с окружающим миром и экологическому воспитанию в развитии когнетивных способностей детей дошкольного возраста. 2. Проведение совместных мероприятий, досугов, развлечений, экскурсий в природу. 3. Выставки работ, выполненные детьми с родителями: – «Осенние фантазии»; – «У моей мамы-руки золотые» выставка поделок; – «Зелёная красавица» – конкурс на изготовление ёлки из любого материала; – Фоторепортаж: «Мой папа – самый смелый» 4. Консультации для родителей: – «Восприятие красоты окружающего мира природы»; – «Развитие познавательных интересов у дошкольников в процессе ознакомления с природой»; – «Широкая масленица»; – «Навруз». 5. Провести анкетирование по теме: «Воспитание детей через природу». 6. Совместно с родителями пополнить природный уголок комнатными растениями, а книжный уголок познавательной литературой. 7. Благотворительная акция «Покормите птиц зимой» по изготовлению кормушек для птиц. 8. Попросить о помощи в обустройстве игровой зоны на участке в зимний период. 1. Посещение занятий по проблеме. 2. Участие в семинарах-практикумах 3. Показ открытого занятия по проблеме | Сентябрь Первая декада октября 2016 г. 1 неделя 2 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя 1 неделя 2 неделя 4 неделя 1 неделя 2 неделя 3 неделя в течение зимы 2 и 3 неделя 3 неделя в течение зимы 4 неделя в течение месяца 1 неделя В вечерний отрезок времени 2 неделя 3 неделя 2 неделя 4 неделя 1 неделя 3 неделя 4 неделя 3 неделя 4 неделя 1 неделя 2 неделя 4 неделя 1 неделя 1 неделя 4 неделя 1 неделя 2 – 3 неделя 4 неделя октябрь – май сентябрь – май октябрь, ноябрь, декабрь, февраль октябрь, декабрь, март апрель апрель – май декабрь декабрь в течение учебного года | |||
3. | Диагностический блок | Уровень освоения программного материала на н/г и на к/г. | октябрь, апрель | |||
4. | Аналитический блок | Обоснованность уровня освоения программы. | октябрь, апрель | |||
2017-2018 учебный год | ||||||
5. | Обобщение, распространение опыта |
13.Публикации в сборниках, журналах, интернет ресурсах и т.д. | ||||
2017-2018 учебный год | ||||||
6. | Подведение итогов самообразования | Подготовка к прохождению аттестации. 1.Изучение нормативных документов по аттестации 2.Подготовка заявления на педагогическую аттестацию. 3.Подготовка к проведению и видео-съемке открытого мероприятия для педагогической аттестации. 4.Подготовка к прохождению профессионального тестирования для педагогических работников 5. Работа на сайте nsportal.ru. 6. Продолжить работу над выбранной методической темой. Формулирование темы творческого отчёта. 7. Оформление педагогического опыта в форме портфолио. 8.Обобщение и распространение опыта работы в ходе дальнейшей педагогической деятельности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План по самообразованию на 2015 - 2019 уч. год "Индивидуальный и дифференцированный подход к обучению экологическому воспитанию"
План по самообразованию на 2015 - 2019 уч. год "Индивидуальный и дифференцированный подход к обучению экологическому воспитанию" Хазинурова Гульназ Ралифовна МБДОУ - Тюлячинский детски...
План по самообразованию на 2019-2023г.г по теме: «Коррекция речевых нарушений у дошкольников посредством игровых технологий»
Развитие личности педагога неразрывно связано с его стремлением к самостоятельному обогащению своих знаний. Более того, сегодня самообразование - одна из важных форм системы непрерывного повышени...
План по самообразованию на 2014- 2018 уч.г.
План по самообразованию на 2014- 2018 уч.г....
План самообразования на 2014-2018 г.г.
Цель самообразования:Повысить собственный уровень знаний по методической теме.МЕТОДИЧЕСКАЯ ТЕМА:«Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»...
Индивидуальный план по самообразованию на 2014-2018 гг.
Тема самообразования: «Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов через использование инновационных форм методической работы»....
План самообразования на 2014-2018 гг. "Формирование навыков безопасности дорожного движения и профилактики ДДТТ с участием детей»
Учитывая особую значимость работы в данном направлении, и то обстоятельство, что детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования, в тесном сотрудничестве с родителями осо...
План по самообразованию на 2023 – 2024 учебный год Тема: «Формирование основ экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе»
План по самообразованиюна 2023 – 2024 учебный годТема: «Формирование основ экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе»...