План самообразования на 2014-2018 г.г.
учебно-методический материал на тему
Цель самообразования:
Повысить собственный уровень знаний по методической теме.
МЕТОДИЧЕСКАЯ ТЕМА:
«Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_raboty_po_samoobrazovaniyu.docx | 25.34 КБ |
Предварительный просмотр:
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
на 2014-2018г
ФИО: Ахметзянова Альбина Минразиевна
Образование: средне-специальное
Специальность: воспитатель
Квалификационная категория: высшая кв. категория
Стаж педагогической работы: 34 года. Начало работы по теме 2014-2018 уч. год
Предполагаемый срок окончания 2018 уч. год
Цель самообразования:
Повысить собственный уровень знаний по методической теме.
МЕТОДИЧЕСКАЯ ТЕМА:
«Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»
Цель: формирование основ экологической культуры детей, понимания ими элементарных взаимосвязей в природе, выработке первоначальных практических навыков гуманно-созидательного и эмоционально-чувственного взаимодействия с природными объектами ближайшего окружения
Задачи:
- Формировать элементарные экологические знания и представления, начала экологического мировоззрения.
- Систематизировать и углублять знания о живой и неживой природе.
- Учить понимать причинно- следственные связи, показать взаимосвязь растений и животных друг с другом и со средой обитания; показать многообразие живых организмов и их сообществ; формировать представление о том, что человек – часть природы, его жизнь зависит от состояния природных объектов, от окружающей среды, а их сохранность – обязанность человека.
- Формировать доброжелательное отношение к живым существам в процессе общения с ними.
- Воспитывать отзывчивость и коммуникабельность.
- Развивать ответственное и бережное отношение к домашним животным, животным уголка природы в детском саду, к диким животным.
- Учить детей правильно взаимодействовать с природой.
- Формировать трудовые навыки и умения по уходу за комнатными растениями, рационально использовать природные ресурсы.
- Развивать интерес и любовь к родному краю.
Актуальность:
«Всё хорошее в людях – из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем
сердцем
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала,
Не наукой, а частью души! »
Богат и многообразен мир природы. Но интенсивная хозяйственная деятельность человека непрестанно вносит в него изменения, нарушая экологическое равновесие окружающей среды. Поэтому так важно изучать ее и заботиться об ее охране. Чтобы каждый осознал значимость этого всенародного дела, необходимо уже с детства прививать человеку любовь к природе родного края.
Из всего многообразия мир природы наиболее доступны детям для непосредственного наблюдения растения и домашние животные.
Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не все, иногда даже не замечают главного. Очень важно удивляться вместе с ними, побуждать не только смотреть, но и видеть, желание узнать еще больше.
Увлекательные наблюдения на прогулках, первые самостоятельные опыты, развивающие занятия помогут детям младшего возраста в доступной форме понять и осмыслить элементарные связи живой и неживой природы. Создают условия для формирования нравственных и эстетических качеств будущего гражданина, защитника не только себя, своего отечества, но и всего самого прекрасного, что создала ПРИРОДА.
Сроки реализации | Содержание работы | Практические выходы |
Январь-сентябрь 2014 сентябрь - февраль 2014г. | Планирование работы по самообразованию. | составление плана. |
Определение содержания работы по самообразованию. | ||
Выбор вопросов для самостоятельного углублённого изучения. | Приобретение методической литературы | |
Изучение психолого – педагогической, методической литературы по теме С.Н.Николаева «Народная педагогика в экологическом воспитании дошкольников». | Приобретение методической литературы. | |
«Играя, познаем мир». «Природа нашего города». | Советы, рекомендации для родителей. | |
март - апрель 2015г. | Создание условий для формирования у детей основ экологической культуры. | Создание папки-передвижки «Ребенок и природа». |
Оформить зону наблюдений за растениями «Мини огород». | Совместное создание в группе огорода на подоконнике. | |
Организовать сбор книг о природе, животных в книжный уголок. | Создать картотеку художественных произведении. | |
май – август 2015г. | Взаимодействие с родителями: выполнение зарисовок и сбор информации с различных источников. | Оформление материала в виде книги «Экологическая азбука». |
Анкетирование родителей .Изготовление экологической газеты для родителей на тему: «Прикоснись к природе сердцем». | Оформление газеты | |
Пополнение материалов в копилку: «Дикие и домашние животные». | Картотека демонстрационного материала для детей старшей группы. | |
Консультация для педагогов «Доступные виды труда детей на огороде в детском саду». | ||
Советы и рекомендации для родителей о важности активного отдыха на улице, участии родителей в играх, воспитывать заинтересованность к нуждам и потребностям ребёнка. | Консультация для родителей «Прогулки и их значение для укрепления здоровья ребёнка!» | |
Изучение уровня отношения детей к окружающей природе. | Беседы, наблюдения, д\игра. | |
сентябрь – октябрь 2015г. | Подготовка и организация выставки: «Волшебный сундучок осени» (использование природного и бросового материала | Выставка «Волшебный сундучок осени». |
Составление перспективного плана по работе экологического кружка «Знатоки природы» на 2015-2016гг | ||
ноябрь – декабрь 2015г. | Изучение научно – методической литературы: А.Лопатин «Экологическое воспитание», Л.Н.Воронецкая «Народная педагогика в экологическом воспитании». | Приобретение научно-методической литературы. |
январь 2016 | Разработать методические рекомендации для воспитателей по теме | Выступление на педагогическом совете. |
февраль 2016 | Привлечь родителей к нравственному воспитанию детей, совместному труду; сплочение детского и взрослого коллектива | Акция «Наши меньшие друзья!» |
Подбор материала по теме «Деревья», «Растения», «Цветы», «Насекомые» . | Пополнение экологического уголка. | |
март – апрель 2016 | Изготовление демонстрационного и раздаточного материала для непосредственно образовательной деятельности с детьми. | Работа с родителями. |
Принять участие в конкурсе «Эко-лидер 2016» | Участие в конкурсе «Эко-лидер 2016» | |
Изучение журналов «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду». | Изучение статей по данному направлению. | |
май- август 2016 | Привлечь родителей к подготовке группы, участка к летнему периоду работы. Дать возможность проявить единство, творчество и заинтересованность в благоустройстве участка | Озеленение и благоустройство участков и территории совместно с родителями |
Посев семян на грядке | Совместная деятельность с детьми. | |
«Экологический десант» - привлечь родителей к озеленению территории детского сада. | Совместная деятельность родителей и детей. | |
сентябрь – ноябрь 2016 | Составление перспективного плана кружка «Знатоки природы» на 2016-2017 учебный год для старшей группы | Перспективный план. |
Подбор материала для оформления картотеки по темам: «Птицы», «Насекомые», «Цветы луговые», «Цветы садовые», и т.д. | Папка-передвижка «Природа – общий дом». | |
Подготовка и организация выставки: «Волшебный сундучок осени» (использование природного и бросового материала | Выставки: «Волшебный сундучок осени» | |
Использование УМК в экологическом воспитании дошкольников. | Использование DVD дисков в работе на занятиях и вне занятий. | |
Приобщать семьи к сотрудничеству с детским садом, обучить родителей совместной продуктивной деятельности с детьми. Развивать творческие способности детей и родителей. | Развлечение «Золотая осень» | |
Пополнить картотеку дидактических игр по экологии | Картотека дидактических игр для детей старшей группы. | |
декабрь 2016 | Создание предметно-развивающей среды. Изучение условий организации экспериментальной деятельности детей в группе, создание мини лабораторий с объектами неживой природы. | Консультация для родителей на тему: «Создание условий для проведения поисково-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» |
январь – март 2017 | Организация конкурса-выставки «Добро пожаловать, пернатые друзья» | Привлечение родителей к выполнению скворечников для выставки-конкурса и дальнейшего установки их на территории детского сада. |
«Мы – жители планеты». | Организовать конкурс детского рисунка «Я рисую мир». | |
Создание условий для формирования у детей основ экологической культуры. | Пополнение дидактических игр.. | |
апрель-май 2017 | Привлечь родителей к участию в конкурсе: «Природу надо беречь». | Облагораживание участка. |
Праздник «День Земли» | Проведения праздника совместно с родителями | |
«Животные на земле»- природоохранная деятельность. | Подобрать иллюстрации по теме. | |
Диагностика уровня экологических знаний и навыков воспитанников. | ||
сентябрь - ноябрь 2017 | Изучение научно-методической литературы. | |
Составление перспективного плана кружка «Знатоки природы» на 2017-2018 учебный год | Перспективный план на 2015-2016 учебный год. | |
«Природа и люди в русских волшебных сказках». | Консультация для родителей. | |
Украшение группы, создание атмосферы осенней природы. | Фотоотчет. | |
Привлечение родителей воспитанников в целях организации выставки: «Дары Осени» приуроченной к развлечению «Золотая осень». | Выставка «Дары осени». Развлечение «Золотая осень» | |
Проведение целевых прогулок. Совместная работа с эколого- биологическим центром. | Экскурсия в эколого- биологический центр. | |
декабрь 2017 – февраль 2018 | Объявление конкурса на лучший экологический дизайн прогулочного участка группы. | Фотоотчет. |
Анкетирование родителей. «Нужна ли нам экология?» | Отчёт | |
Провести акцию «Поможем зимующим птицам и животным». Чтение природоведческой литературы о помощи птицами животным зимой. | Подбор литературы. | |
. Подбор материала для оформления картотеки по теме: «Деревья», «Растения», «Птицы», «Насекомые», «Цветы» | Оформление папок | |
Советы и рекомендации для родителей о важности активного отдыха на улице, участии родителей в играх, воспитывать заинтересованность к нуждам и потребностям ребёнка. | Консультация для родителей. | |
март – май 2018 | Фольклорные праздники в экологическом воспитании «Масленица». | Праздник «Масленица». |
Привлечь родителей к нравственному воспитанию детей, совместному труду; сплочение детского и взрослого коллектива. | Консультации для родителей. | |
Подбор методического оснащения. Украшение участка цветами созданного из бросового материала | Совместная работа с родителями по подготовке украшение участка | |
КВН «Знатоки природы» | Подготовка к мероприятию | |
Диагностика уровня экологических знаний и навыков воспитанников. | ||
Июнь-август 2018 | Экологическая викторина. «В природе нет ничего лишнего» | Подбор материала. |
«Клумбы для бабочек». | Посещение цветников. |
Список изучаемой литературы:
- С.Н.Николаева «Экологическое воспитание дошкольников».
- Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой. – М.: Просвещение,1973.
- Виноградова Т.А., Маркова Т.А. Опыт организации экологического образования в детском саду: Методические советы к программе «Детство». СПб.: Детство – Пресс, 2001.
- Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию. СПб.:Детство – Пресс, 2003.
- Программа воспитания и обучения в детском саду. Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Изд. 4-е - М.: Мозаика-Синтез, 2006, 208 с.
- Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду» / под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. - М. : Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2005.
- Дрязгунова В.И. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. – М. 1981.
- ГризикТ.И.«Мир природы» // Дошкольное воспитание. 2001.№9
- Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2002.
- Золотова Е.И. Знакомим дошкольников с миром животных. М,Просвещение, 1988.
- Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2007.
- Лучич М.В. Детям о природе. М. Просвещение, 1989.
- Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. - М.: Академия, 2002.
- Программа «От рождения до школы» пол редакцией Н.Е Вераксы
- Журналы «Ребёнок в детском саду»:
- .Журналы «Дошкольное воспитание
- Федотова А.М.»Познаём окружающий мир, играя» - М.: ТЦ Сфера, 2015.
- СоломенниковаО.А.»Занятия по формированию экологических представлений» 2011г
- Аксёнова З. «Войти в природу другом» М.: ТЦ Сфера, 2011
- .Рыжова Н. А. Опыты с песком и глиной / Н. А. Рыжова // Обруч, 1998. - № 2
- Рыжова Н. А. Игры с водой и песком. / Н. А. Прохорова // Обруч, 1997. - №2.23
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
перспективный план по самообразованию 2014-2018
перспективный план...
План профессионального самообразования воспитателя МАДОУ №60 Шаровой Ярославы Ярославовны в межаттестационный период (2014-2018)
laquo;Система оздоровительной работы с частоболеющими детьми в ДОУ»Актуальность темы:Самой актуальной проблемой на сегодняшний день является сохранение и укрепление здоровья детей. Здоровье рас...
План по самообразованию музыкального руководителя за 2014-2018 г.
План по самообразованию музыкального руководителя детского сада представляет собой развёрнутую работу по теме: "Развитие восприятия музыки у детей дошкольного возраста" в течение 5 лет. Авто...
План по самообразованию на 2014- 2018 уч.г.
План по самообразованию на 2014- 2018 уч.г....
План по самообразованию на 2014-2018 гг по теме: «Речевое развитие дошкольников посредством различных форм экологического воспитания в коррекционно- развивающей среде»
Природа — важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Сколько открытий делает ребенок, общаясь с ней! Неповторимо каждое живое существо, увиденное ребенком. Разнообразны...
Индивидуальный план по самообразованию на 2014-2018 гг.
Тема самообразования: «Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов через использование инновационных форм методической работы»....
План самообразования на 2014-2018 гг. "Формирование навыков безопасности дорожного движения и профилактики ДДТТ с участием детей»
Учитывая особую значимость работы в данном направлении, и то обстоятельство, что детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования, в тесном сотрудничестве с родителями осо...