План по самообразованию на 2019-2023г.г по теме: «Коррекция речевых нарушений у дошкольников посредством игровых технологий»
календарно-тематическое планирование (подготовительная группа) на тему

Толстошеева Людмила Александровна

Развитие личности педагога неразрывно связано с его стремлением к самостоятельному обогащению своих знаний. Более того, сегодня самообразование - одна из важных форм системы непрерывного повышения квалификации педагогов ДОУ. Одним из условий повышения качества работы дошкольного учреждения является дифференцированное оказание помощи педагогам на основе диагностики их профессионального уровня. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_samoobrazovaniya_tolstosheeva_l.a.docx45.31 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 68»

Нижнекамского муниципального района

Республики Татарстан

ПЛАН

по самообразованию воспитателя МБДОУ № 68

подготовительной логопедической группы № 11

Толстошеевой Людмилы Александровны

на 2019 - 2023 учебный год

по теме: «Коррекция речевых нарушений у дошкольников посредством игровых технологий»

г. Нижнекамск

Ф.И.О. Толстошеева  Людмила Александровна

Должность: воспитатель

Образование: Средне-специальное,  Набережно-Челнинское педагогическое училище, специальность «Воспитание в дошкольных учреждениях»,  квалификация «Воспитатель  в дошкольных учреждениях»;

 Повышение квалификации:

2016 г. - "Развитие профессиональных компетенций педагога в условиях реализации ФГОС ДО",72 часа, Государственное автономное  профессиональное образовательное упреждение,

удостоверение о повышении квалификации.

Квалификационная категория: первая

Стаж: педагогический стаж 38 лет, по специальности -38 лет.

Тема самообразования: «Коррекция речевых нарушений у дошкольников посредством игровых технологий».

Успех в учении — это тропинка,

 ведущая к тому уголку детского сердца,

в котором горит огонек

желания быть хорошим.

В.А. Сухомлинский

Введение

Проблема владения языком издавна привлекала внимание известных исследователей разных специальностей, и неоспоримым остается тот факт, что наша речь очень сложна и разнообразна, и что развивать ее необходимо с первых лет жизни.

Актуальность исследования определяется той уникальной ролью, которую играет родной язык в становлении личности ребенка-дошкольника. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как «узел», в котором сходятся различные линии психического развития - мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения.

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи.

В  моей работе затронута проблема развития речи детей в игровой деятельности, так как в дошкольном возрасте данный вид деятельности является ведущим. Причиной острой необходимости развития речи детей является потребность общения человека с окружающими его людьми, а чтобы речь была внятна, понятна и интересна другим, нужно развивать её, необходимо проводить разнообразные игры, разрабатывать методики проведения игр, чтобы дети были заинтересованы в игровой деятельности.

В данной работе раскрывается значение игровых технологий для детей дошкольного возраста, их роль в речевом развитии детей.

Тема актуальна в связи с тем, что игровая деятельность дает воспитателю возможность проводить занятие по обучению речи более плодотворно.

Объект исследования - процесс развития речи детей дошкольного возраста.

Предмет исследования – игровые технологии как средство развития речи детей дошкольного возраста.

Цель исследования - определить роль игровых технологий в речевом развитии детей дошкольного возраста.

Учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, в качестве приоритетных задач были выделены следующие:

  1. Проанализировать психолого-педагогическую, научно-методическую литературу по исследуемой проблеме.
  2. Выявить особенности речевого развития ребенка в дошкольном возрасте
  3. Рассмотреть особенности игровой технологии в условиях ДОУ.
  4. Обобщить теоретические материалы, сформулировать выводы.

Гипотеза исследования - коррекция речевых нарушений у дошкольников, посредством игровых технологий, возможно, будет оптимальным, если:

  • использовать игровые технологии  в процессе занятий по развитию речи;
  • включать детей и педагогов в совместную творческую деятельность;
  • создать развивающую среду, способствующую речевому развитию дошкольников;
  • применять разнообразные активные формы, методы и приёмы работы.

Методы исследования:

  1. Анализ общей и специальной психолого-педагогической литературы.
  2. Наблюдение.
  3. Диагностика.

Практическая значимость заключается во внедрении и апробировании дидактических игр для развития речи у детей дошкольного возраста.

План работы

П№

Блоки

Мероприятия

Сроки проведения

Отметка о выполнении, качественная характеристика выполнения

2019-2020 учебный год

I

Изучение психолого-педагогической литературы

Нормативная база современного дошкольного образования: санитарные правила и нормы. ФГОС  2018 г.

  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. N 1155. Вступил в силу с 1 января 2014 года.
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в вопросах и ответах. Информационно-методическое сопровождение специалистов дошкольного образования. ФГОС ДО

Кудрявцева Е.А., Гулидова Т.В. 2016 г.

  • Образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. 2014
  • Метод проектов в образовательной работе детского сада. Пособие для педагогов ДОО. ФГОС Михайлова-Свирская Л.В.   2015 г.
  • Работа с родителями. Пособие для педагогов

ДОО. ФГОС Михайлова-Свирская Л.В 2018 г.

  • Внедрение ФГОС ДО в практику работы

дошкольных образовательных организаций.

ФГОС Нищева Н.В. 2015 г

  • Акименко В. М. Новые логопедические

технологии: учебно-методическое пособие.

 – Ростов н/Д: Феникс, 2009.

  • Лопухина И. С. Логопедия, 550

занимательных упражнений для развития речи:

пособие для логопедов и родителей.

– М.: Аквариум, 1995.

  • Филичева Т. Б., Соболева А. Р.

Развитие речи дошкольника. – Екатеринбург:

Издательство «Арго», 1996.

  • Цвынтарный В. В. Играем пальчиками

и развиваем речь. – СПб. Издательство «Лань»,

2002.

  •  Швайко Г. С. Игры и игровые

упражнения для развития речи. – М., 1983.

Изучение опыта работы педагогов:

Муниципальный конкурс «Все дело в шляпе» (ДОУ 35);

Муниципальный конкурс «Осенний марафон» для детей ОВЗ (ДОУ 87)

РМО «Дидактические игры как педагогическая технология» (ДОУ 3 КП),

Зональный семинар-практикум «Комплексный подход в коррекции речевой патологии дошкольников в свете ФГОС ДО» (ДОУ 40, 73),

Региональный творческий конкурс для детей с ОВЗ в рамках декады инвалидов «Вместе в радостное детство» (ДОУ № 63);

ГМО “Игровые технологии как способ обогащение словаря  ребенка в дошкольном возрасте» (ДОУ 43),

- Муниципальная интеллектуальная игра «Брейн – ринг» для детей (ДОУ 92)

Зональный «Семинар-практикум «Игровые технологии в познавательном развитии дошкольников " (ДОУ 35),

Муниципальный смотр строевой песни;

- Военно – патриотическая

игра «Зарница» (ДОУ № 89)

Муниципальный конкурс «Умники и умницы»,

Зональный семинар-практикум «Современные логоритмические технологии».

Конкурс  практических материалов «Секреты мнемотехники»

в рамках семинара-практикума (ДОУ 68),

Смотр-конкурс «Технологии использования центров речевой активности для дошкольников с ОВЗ» (ДОУ 57)

в течение учебного года

сентябрь 2019

октябрь 2019

ноябрь 2019

декабрь 2019

декабрь 2019

январь 2019

февраль 2019

февраль 2019

март 2019

апрель 2019

2020-2021 учебный год

II

Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса

1. Разработка рабочей программы совместной  деятельности   с детьми.

2. Разработка годового плана работы

3. Разработка перспективного плана работы в подготовительной к школе группе

4. Разработка календарного плана логопедических занятий.

5. Разработка конспектов открытых итоговых занятий. Разработка практического материала на тему: «Коррекция речевых нарушений у дошкольников посредством игровых технологий».

6.  Артикуляционные игры

Цель: формирование правильных движений и нужных для произношения положений речевых органов, тренировка умения координировать, изменять их, объединять отдельные простые движения в сложные в зависимости от произнесения конкретного звука. 

7. Игры для развития мелкой и общей моторики.

Цель: Развитие графических движений, зрительного восприятия, зрительно - моторных координации.

8. Игровые комплексы дыхательной гимнастики.

Цель: развивать  дыхательную мускулатуру, речевой аппарат, координацию движений,  вырабатывать правильное ритмичное дыхание

9. Дидактические игры для коррекции звукопроизношения, словаря, связной речи. Цель: Развитие речи.

В течение учебного года

Рецензия

2021-2022 учебный год

Октябрь

III

Практический:

работа с детьми

1.Игровые упражнения по развитию мимики

2.Игровые упражнения по развитию пантомимики

3. Пальчиковые упражнения.

4. Игра "Волшебный песок»

5. «Живое – неживое»

6. Пальчиковые игры со скороговорками.

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Ноябрь

1.Пальчиковые игры с цветными палочками.

2.Игровые упражнения по развитию мимики «Съем кислый лимон» (дети морщатся).

 3.Игровые упражнения по развитию пантомимики «Завяли, как травка» 

4. «Шеренга»

5. «Вершки и корешки»

6. «Найди лишнее слово»

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Декабрь

1. Пальчиковые игры со скороговорками.

2. Игровые упражнения по развитию мимики «Рассердились на драчуна» (сдвигают брови)

3. Игровые упражнения по развитию пантомимики «Полетели, как птицы» 

4. «Найди цвет» 

5. «Что изменилось»

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Январь

1. Пальчиковые игры со стихами.

2. Игровые упражнения по развитию мимики «Встретили знакомую девочку» (улыбаются).

3.  Игровые упражнения по развитию пантомимики «Идёт медведь по лесу» 

4. «Хищник»

5.«Скажи, что делают этими предметами»

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Февраль

1. Физкультминутки, 

2. Пальчиковая гимнастика,

3. Игровые упражнения по развитию мимики «Удивились» (приподнимают брови, широко открывают глаза).

 4. Игровые упражнения по развитию пантомимики «Крадётся волк за зайцем» 5. « Солнечные зайчики»

6. «Каждому предмету свое место» 

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Март

1. Пальчиковый алфавит.

2. Игровые упражнения по развитию мимики «Обиделись» (опускают уголки губ).

3. Игровые упражнения по развитию пантомимики «Идут пингвины» 

4. «Слушай»

5. «Цепочка слов»

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Апрель

1. Пальчиковая гимнастика

2. Игровые упражнения по развитию мимики «Умеем лукавить» (моргают то правым глазом, то левым)

3. Игровые упражнения по развитию пантомимики «Скачут лошадки». 

4. «Предметы»

5. «Кто в домике живет?»

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Май

1. Пальчиковые упражнения «Здравствуй небо голубое»

2. Игровые упражнения по развитию мимики «Грустный - веселый клоун»

3. Игровые упражнения по развитию пантомимики

4. «Арифметические кубики»

5. «Часы»

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Работа с родителями

1. Консультация на тему: «Развитие мелкой моторики - залог правильной и красивой речи»

Сентябрь

2. Практикум для детей и родителей

«Играем пальчиками и развиваем речь»

Октябрь

3. Совместное занятие детей и родителей с использованием игр и упражнений для развития речи детей

Ноябрь

4.  Оформление информационного стенда «Артикуляционные игры и упражнения»

Декабрь

5.  Консультация на тему: «Веселый язычок: артикуляционные игры для малышей»

Январь

6.  Практикум для детей и родителей «Игровые задания и упражнения для предупреждения нарушений письменной речи детей»

Февраль

7.  Консультация на тему: «Комплекс игр, способствующих развитию тонких движений рук»

Март

 

8.  Практикум для детей и родителей «Развитие речевого дыхания с использованием игровых упражнений»

Апрель

9.  Консультация на тему: «Развитие мелкой моторики - залог правильной и красивой речи».

Май  

Работа с педагогами

 Посещение ОД по проблеме

 Участие в семинарах – практикумах

В течение учебного года

Диагности-

ческий блок

Выявление уровня освоения программного материала начало учебного года и на конец учебного года

Октябрь

Апрель

Аналитический блок

Обоснованность уровня освоения программы

Октябрь

Апрель

2022-2023 учебный год

IY

Обобщение, распространение опыта

Работа с педагогами

1. Открытый просмотр образовательной деятельности для педагогов ДОУ.

2. Работа на персональном сайте www.nsportal.ru 

3. Участие в семинарах, конкурсах разного уровня (образовательное учреждение, региональный, всероссийский, международный)

4. Публикации в сборниках, журналах, интернет ресурсах

5.  Презентация игровой технологии для развития мелкой моторики у детей: «Пальчиковые дорожки».

6. Консультация на тему «Леворукость у детей»

7. Консультация на тему «В чём заключается влияние движений пальцев на развитие речи».

8. Пальчиковый игротренинг «Чудо - прищепки»

9. Мастер-класс «Су-джок терапия»

10. Презентация пособия «Домик Весёлого Язычка»

11. Семинар-практикум: «Игры с предметами при подготовке детей с нарушениями речи к обучению грамоте»

12. Отчет по самообразованию с презентацией на тему: «Коррекция речевых нарушений у дошкольников посредством игровых технологий»

В течение учебного года

Работа с родителями

1. Консультация на тему: «Развитие мелкой моторики - залог правильной и красивой речи»;

2. Практикум для детей и родителей

«Играем пальчиками и развиваем речь»;

3.  Совместное занятие детей и родителей с использованием игр и упражнений для развития речи детей;

4. Оформление информационного стенда «Артикуляционные игры и упражнения»;

5. Консультация на тему: «Веселый язычок: артикуляционные игры для малышей»;

6. Практикум для детей и родителей «Игровые задания и упражнения для предупреждения нарушений письменной речи детей»;

7. Консультация на тему: «Комплекс игр, способствующих развитию тонких движений рук».

8. Практикум для детей и родителей «Развитие речевого дыхания с использованием игровых упражнений»;

9. Консультация на тему: «Развитие мелкой моторики - залог правильной и красивой речи».

В течение учебного года

Y

Подведение итогов самообразования

Подготовка к прохождению аттестации.

1. Изучение нормативных документов по аттестации

2. Подготовка заявления на педагогическую аттестацию.

3. Подготовка к проведению и видео съемке открытого мероприятия для педагогической аттестации.

4.Подготовка к прохождению профессионального тестирования для педагогических работников

5. Работа на сайте nsportal.ru.

6. Продолжить работу над выбранной методической темой. Формулирование темы творческого отчёта.

7. Оформление педагогического опыта в форме портфолио.

8. Обобщение и распространение опыта работы в ходе дальнейшей педагогической деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт учителя - логопеда МБДОУ «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида» Сусликовой Ларисы Станиславовны по теме: «Коррекция речевых нарушений с использованием специализированных компьютерных программ».

В ФГОС ДО уделяется большое внимание инклюзивному образованию.  Условием инклюзивного образования детей с ОВЗ является создание программно-методического обеспечения и создание соответс...

План по самообразованию на 2019-2023г.г

Цель данного плана по самообразованию: повышение своего педагогического уровня, профессионального мастерства и компетентности....

План по самообразованию " Коррекция речевых нарушений посредством игровых технологий"

Здесь затронута проблема развития речи детей в игровой деятельности, так как в дошкольном возрасте данный вид деятельности является ведущим. Причиной острой необходимости развития речи детей является ...

Программа самообразования педагога на тему: "Коррекция речевых нарушений у старших дошкольников с ТНР посредством опытно - экспериментальной деятельности"

Программа самообразования педагога на тему: "Коррекция речевых нарушений у старших дошкольников с ТНР посредством опытно - экспериментальной деятельности"...

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ НА ТЕМУ: «Использование нейропсихологических технологий при коррекции речевых нарушений»

Тема: «Использование нейропсихологических технологий при коррекции речевых нарушений».Цель: Повысить собственный уровень знаний по теме: «Использование нейропсихологических технологи...

Теоретическая часть по самообразованию к теме: «Использование нейропсихологических технологий при коррекции речевых нарушений»

Каждый год увеличивается количество детей, имеющих нарушения в развитии. Возникают трудности при освоении программного материала и не из-за детского нежелания воспринимать материал, а вследствие недор...