Теоретическая часть по самообразованию к теме: «Использование нейропсихологических технологий при коррекции речевых нарушений»
материал по логопедии

Ольга Николаевна Анисимова

Каждый год увеличивается количество детей, имеющих нарушения в развитии. Возникают трудности при освоении программного материала и не из-за детского нежелания воспринимать материал, а вследствие недоразвития и особенностей развития головного мозга современных детей. Чтобы помочь детям преодолеть имеющиеся нарушения, на помощь в логопедической работе приходит применение нейропсихологических методик. Материал будет интересен учителям-логопедам, учителям-дефектологам, детским психологам, воспитателям коррекционных групп.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teoriya_neyropsihologicheskiy_podhod_v_logopedii.docx45.81 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №15»

«Использование нейропсихологических технологий

при коррекции речевых нарушений»

Учитель-логопед: Анисимова О.Н.

2021-2022 учебный

Содержание:

Введение………………………………………………………………………...…3

1. Что такое нейропсихология……………………………………………………4

2. Алгоритм компенсации речевых нарушений…………………………….......8

3. Каково значение нейропсихологии для логопедии? ……………………...…9

4. Цели и задачи нейропсихологических приемов в работе логопеда…….…10

5. Нейропсихологические игры и упражнения, которые можно использовать в коррекционной работе учителя-логопеда…………………….………………..11

6. Глоссарий…………………………………………………………………..….18

7. Литература…………………………………………………………………….19

Введение

      Каждый год увеличивается количество детей, имеющих нарушения в развитии. Возникают трудности при освоении программного материала и не из-за детского нежелания воспринимать материал, а вследствие недоразвития и особенностей развития головного мозга современных детей. Чтобы помочь детям преодолеть имеющиеся нарушения, на помощь в логопедической работе приходит применение нейропсихологических методик.

В социальной сфере, медицине и  образовании используется термин «дети с ограниченными возможностями здоровья» (ОВЗ) – это дети в возрасте от 0 до 18 лет с физическими и (или) психическими недостатками, имеющие ограничение жизнедеятельности, обусловленное врожденными, наследственными, приобретенными заболеваниями или последствиями травм, подтвержденными в установленном порядке.

      В настоящее время в основе педагогической классификации выделяются следующие категории детей с нарушениями развития:

У детей с тяжелыми нарушениями речи первичным дефектом является недоразвитие речи. У них отмечаются психофизические отклонения различной выраженности, которые вызывают расстройства коммуникативной и обобщающей (познавательной) функции речи. У детей остальных категорий, могут быть нарушения речи, но вторичными.

Из этого следует, что логопед сталкивается с разнообразными нарушениями, поэтому он должен знать и применять различные методики, технологии в коррекционной деятельности.

  1. Что такое нейропсихология? 

Нейропсихология – это наука о взаимодействии высших психических процессов с работой головного мозга и его отделов (левого и правого полушария).

Иными словами, нейропсихология детского возраста изучает развитие высших психических функций. Для нейропсихологии характерен структурно функциональный подход к изучению психических процессов.

Нейропсихология относительно молодая область научного знания, официально она заявила о себе в середине XIX столетия, а точнее со времен 2-ой мировой войны. Ее признанный создатель отечественный ученый Александр Романович Лурия, имеет двойное неврологическое и психологическое образование сумел соединить наиболее важные положения этих дисциплин в одно целое, результатом чего явилась нейропсихология. Он разработал теорию системной локализации психических процессов являющуюся теоретической основой нейропсихологии.

Что изучает нейропсихология?

Нейропсихология  изучает:

  • психологическую структуру, мозговую организацию неречевых ВПФ (различные виды неречевого гнозиса и праксиса) и речевой функции;
  • нарушение речевой и других ВПФ, их диагностику и методы коррекционно-восстановительной работы в процессе развития, и в период зрелости;
  • нарушения речевой и других ВПФ в зависимости от поражения мозга.

 Другими словами нейропсихология изучает, какие зоны мозга отвечает за ту или иную психическую функцию. Какие зоны работают когда человек читает или говорит.

Эта наука создана в нашей стране в середине 20 века, выдающимся  ученым, имеющим огромное мировое признание, Александром Романовичем Лурия.

Первый блок мозга – Энергетический блок. Его метафорический «девиз»: Я ХОЧУ. 1-й блок мозга преимущественно ответствен и за эмоциональное «подкрепление» психической деятельности (переживание успеха – неуспеха).

Этот блок мозга участвует в организации внимания, памяти, эмоционального состояния (особенно страх, боль, удовольствие, гнев), перерабатывает разнообразную информацию о состоянии внутренних органов и регулирует эти состояния, а так же поддерживает общий тонус ЦНС. Все, что происходит с мамой во время беременности (болезни, психотравмы, прием лекарств и т.д.) откладывает свой отпечаток на формирование 1 блока мозга.

Признаки нарушений в развитии 1 блока мозга:

- истощаемость, утомляемость, вялость;

- эмоциональная неуравновешенность;

- аллергии у ребенка;

- часто болеющие дети;

- гипо/гипертонус;

- дети, которые долго не могут научиться завязывать шнурки;

- движение языком во время письма (другие синкинезии);

- дизартрии, дисграфии;

- сужение полей зрения и др.

Второй блок – это блок приема, переработки и хранения информации – формируется от 3х до 7 лет и включает в себя основные анализаторные системы: зрительную, слуховую и кожно-кинестетическую, корковые зоны которые расположены в задних отделах больших полушарий головного мозга. Его девиз: Я МОГУ!

Признаки несформированности 2 блока:

-  несформированность пространственных представлений (напр. у школь-ников – чтение через абзац, пропуски слов, несоблюдение строчек и т.п.);

-  несформированность  сенсо-моторных координаций (например согласованные глаз и действия рук и т.п.);

-  неловкость, однотипность движений.

3 блок – блок программирования, регуляции и контроля за протеканием психической деятельности – формируется от 7 до 15 лет, Полное созревание лобных долей происходит к 20 годам. Его девиз: Я ДОЛЖЕН!

Признаки недостаточной сформированности у детей:

-  отвлекаемость на любой стимул, полевое поведение;

-  упрощение любой программы;

-  пропуски букв в письме, недописывание слов, недоделывание заданий;

-  бедная речь;

-  не могут решить смысловую задачу.

Помимо блоков мозга, в качестве самостоятельных отделов выступают правое и левое полушария.

Правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, баланс, пространственное зрительное и кинестетическое восприятие.

Левое полушарие  головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие – слуховой информации, постановку целей и построений программ.

  Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело).

Нарушение, недоразвитие  мозолистого тела искажают познавательную деятельность детей. Если нарушается проводимость через мозолистое тело, то ведущее полушарие берет на себя большую нагрузку, а другое блокируется. Оба полушарие начинают работать без связи.

Признаки нарушения взаимодействия полушарий:

Ребенок не ползает, тяжело начинает ходить,  с большим трудом начинает читать и писать, тяжело воспринимает информацию на слух или зрительно,

у ребенка не происходит закрепления полученных умений и навыков навсегда, часто случаются «откаты», ребенок требует всё время поддерживающих занятий  до 12-14 лет, пока межполушарные связи окончательно не сформируются.

Из вышесказанного делаем вывод, что для успешной коррекции речевых нарушений необходимы нейропсихологические приемы, технологии, т.к они подготавливают базу для дальнейшей работы логопеда. Если мозг представить в виде сосуда, то у наших детей, имеющих органические поражения, этот сосуд с трещинами. Нейропсихология и медицина помогают починить сосуд, а логопед – наполняет его.

Т. Г .Визель объясняет речевые нарушения с точки зрения нейропсихологии следующим образом:

основным условием приобретения ранней речи – это связь области внешних стимулов (звуки, зрительные образы) с той областью которая перерабатывает их в речь (область речевого механизма). Для этого между областями мозга существуют проводники (белые волокна). Если все функционирует правильно, то формируются речевые навыки. Если же проводящие пути повреждены, то речь не приобретается, если частично – нарушения речи менее грубые.

Трудности обучения вызываются парциальной слабостью отдельных ВПФ или их компонентов (Ахутина, 2000). По данным Н.Г. Пылаевой (1998) трудности обучения вызываются следующими причинами:

  • Трудность поддержания оптимального уровня активности.

Наблюдается  быстрое утомление, невозможность следить за объяснением учителя. К концу письменных работ увеличивается количество  ошибок.

  • Отставание функций программирования и контроля деятельности.

Характеризуется дефицитом внимания, сокращением объёма рабочей                  памяти и трудностями переключения, самоорганизация – самое                                                 уязвимое место. В письменных работах наблюдаются следующие виды ошибок:

- пропуск или вставка букв, слогов, слов;

- персеверация предшествующих букв, слогов, слов;

- контаминация двух слов;

- нарушение границ предложения;

- орфографические ошибки.

То есть всё то, что относится к дисграфии обусловленной  нарушением языкового анализа и синтеза.

  • Отставание в развитии функций переработке слуховой, кинестетической, зрительной, зрительно – пространственной информации.

В письменных работах наблюдаются следующие проблемы:

- трудности нахождения и соблюдение строки;

- колебание наклона, размера букв, раздельное написание букв внутри слова;

- трудности запоминания букв и их искажение;

- устойчивая зеркальность букв;

 - пропуск и замена гласных;

 - фонетическое письмо;

- трудности запоминания словарных слов.

 Данные ошибки относятся к  артикуляторно – акустической, акустической и оптической дисграфиями.

Так как все выше указанные проблемы учения с точки зрения нейропсихологии тесно переплетаются с проблемами современной логопедии, то использование нейропсихологических методов и приёмов логопедами, дают возможность, более качественно вести коррекционно – логопедическую работу. А логопеду, совершенствовать свою профессиональную компетентность.

            2. Алгоритм компенсации речевых нарушений:

- при нарушении проводящих путей необходимо формировать обходные пути, расширяя область внешних стимулов, за счет увеличения сенсорных ощущений (тактильных, вкусовых, мимика, жесты..)

-при очаговых поражениях (кисты) используется пластичность детского мозга и формируется компенсаторная область.

Таким образом, запускается речевой механизм. Данный алгоритм осуществим под воздействием логопедической, нейропсихологической коррекции и медицинского сопровождения. Комплексное коррекционное воздействие ведёт к формированию единого функционирования системы мозга и обеспечивает полноценное развитие личности ребёнка. Для развития интеллектуального развития необходимо введение кинезиологических упражнений, которые позволяют активизировать межполушарное взаимодействие и обеспечить систематизированную работу полушарий мозга. Использование нейропсихологических методов и приемов способствует преодолению и коррекции имеющихся у детей нарушений: интеллектуальных, речевых, двигательных, поведенческих расстройств и способствует созданию базы для успешного преодоления психоречевых нарушений, даёт возможность логопедам более качественно вести свою работу.

  1. Каково значение нейропсихологии для логопедии?

         Нейропсихология позволяет понять мозговые механизмы различных нарушений развития, анализировать структуру дефекта пострадавших функций, понять структуру вторичных и первичных симптомов, для понимания компенсаторных перестроек и выборов методов, направленного воздействия.

          Нейропсихологическое понятие речевой функции.

          Речь - это высшая психическая функция, которая является основным средством выражения мысли.  Речь представляет собой очень сложную психическую деятельность, имеющею различные виды и формы. В задачи нейропсихологии входят исследования различных форм патологии речи, возникающих при локальных поражениях головного мозга. Ни одна форма психической деятельности не формируется и не реализуется без прямого или косвенного участия речи. В рамках созданной А.Р.Лурии нейропсихологии, речевая функция рассматривается, как с точки зрения ее психологической особенности, так и мозговой организации. Подчеркивается сложная структура речи – это гностический и праксический и смысловой.

Каково значение нейропсихологии для логопедии? Нейропсихология позволяет понять мозговые механизмы различных нарушений развития, анализировать структуру дефекта пострадавших функций, понять структуру вторичных и первичных симптомов, для понимания компенсаторных перестроек и выборов методов, направленного воздействия.

Межполушарное взаимодействие – «особый механизм объединения левого и правого полушарий мозга в интегративно-целостную систему, формирующийся в онтогенезе». Развитие межполушарного взаимодействия происходит через упражнения, при которых левая и правая стороны тела производят разные движения одновременно.

Если межполушарное взаимодействие не сформировано у ребенка происходит неправильная обработка информации, что в дальнейшем ведет к сложности в обучении.

       Одним из универсальных методов развития межполушарного взаимодействия это наука– кинезиология. Наука о развитии умственных способностей через определенные двигательные упражнения. Кинезиологические упражнения улучшают мыслительную деятельность ребенка, синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания.

  1. Цели и задачи нейропсихологических приемов в работе логопеда:
  • Развитие межполушарного взаимодействия,
  • скоординированности действий правой и левой руки,
  • улучшение артикуляционной координации;
  • активизация и концентрация  внимания;
  • развитие внимания, контроль двигательной активности.
  • развитие распределения внимания;
  • развитие тактильного восприятия, мелкой моторики, закрепление зрительного образа буквы;
  • тренировка внимания, контроль двигательной активности, развитие слухового внимания, координации движений;
  • развитие внимания, умения действовать по инструкции, развитие волевой регуляции;
  • развитие фонематического восприятия, слухового внимания;
  • развитие мелкой моторики, дифференциация звуков, формирование межполушарных связей, концентрация внимания.

  1. Нейропсихологические игры и упражнения, которые можно использовать в коррекционной работе учителя-логопеда

В структуре логопедического занятия можно использовать следующие упражнения:

  • Дыхательные упражнения 

Основной задачей дыхательных упражнений является формирование правильного четырехфазного дыхания, которое позволит даже в ситуации стресса обеспечить мозг кислородом.  Дети откидываются на спинку стула. Вдох – надуваем в животе «шарик», пауза – задержка дыхания, выдох – сдуваем «шарик», втягиваем живот в себя, пауза – задержка дыхания. Каждая фаза по продолжительности одинакова. Начинать следует с 1 секунды, доводить до 2-3 секунд. Можно помочь ребенку, положив руку ему на живот, добавить счет. В качестве усложнения можно добавить движения рук – на вдохе - руки вверх, на выдохе - вниз.

  • Упражнения для нормализации тонуса

Направлены на формирование умения управлять своим тонусом, т.к. гипо - или гипертонус негативно сказывается на соматическом, эмоциональном состоянии ребенка. Включают в себя упражнения на расслабление, контрастные упражнения  и упражнения на стимуляцию тонуса.

Упражнения на расслабление. Дети кладут голову на парту. Затем логопед   предлагает расслабиться, дает слово-образ, например: облако, ковер-самолет, листок. В это время необходимо дотронуться до каждого ребенка, проверить, полностью ли расслаблено его тело, устранить зажимы. Можно включить расслабляющую музыку. Упражнения на расслабление нужно увеличивать по времени от 1 минуты до 3-5 минут. Эти упражнения прекрасный способ настроить детей на занятие.

Контрастные упражнения на тонус. Необходимы для того, чтобы ребенок научился различать и создавать состояние напряжения и расслабления в своем теле.

-«Силачи» - наклониться, представляя, что нужно поднять тяжелую штангу, напрячь все тело, медленно поднимать штангу, удержать ее над головой, потом резко сбросить, расслабить тело. Повторить 2-3 раза.

-«Огонь и лед» - по команде «огонь» дети начинают интенсивные движения всем телом, по команде «лед» застывают в позе, в которой их застигла команда, напрягая до предела все тело. Несколько раз чередовать обе команды.

  • Упражнения на развитие внимания.

- «Запретное движение». Логопед показывает детям различные движения. Дети их повторяют. Одно из движений повторять нельзя, дети его пропускают.

- «Охота на фигуры». Ребенку предлагается бланк с набором различных фигур. Задача ребенка — как можно быстрее все квадраты зачеркнуть, а все круги подчеркнуть.

- «Найди и обведи букву». Ребенку предлагается бланк с набором различных букв. Задача ребенка — как можно быстрее найти все буквы «А» в бланке и обвести их.

- «Найди и зачеркни букву». Ребенку предлагается бланк с набором различных букв. Задача ребенка — как можно быстрее найти все буквы «С» в бланке и зачеркнуть их.

- «Птица, рыба, зверь...». Дети стоят в кругу. Первый ребенок называет птицу, а изображает в это время рыбу, следующий называет рыбу, а изображает зверя, следующий за ним называет зверя, а изображает птицу и т.д. Сделавший ошибку выбывает из игры.

- «Музыкальное  рисование». Включается ритмичная музыка (особенно подходит современная «клубная»). Инструкция: отстучать  по нарисованному. положенному на стол листу круг или квадрат в ритм.

- «Запретное слово». Дети стоят в кругу и по очереди повторяют за ведущим названия овощей (цветов, городов, цифр, букв и т.п.). Название одного овоща (например, «огурец») является запретным словом. Его нельзя произносить, вместо этого надо хлопнуть в ладоши.

  • Развитие межполушарного взаимодействия

Межполушарное взаимодействие – «особый механизм объединения левого и правого полушарий мозга в интегративно-целостную систему, формирующийся в онтогенезе». Развитие межполушарного взаимодействия происходит через упражнения, при которых левая и правая стороны тела производят разные движения одновременно.

- «Ухо-нос» - одновременно правая рука дотрагивается до носа, а левая берется за ухо. Далее чередуем руки. Можно усложнить, добавив между движениями хлопок.

- «Лезгинка» - ребенок складывает левую руку в кулак, большой палец отставляет в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой руки. Одновременно меняем положение правой и левой руки  - 6-8 раз.

-  Письмо букв двумя руками одновременно (на этапе дифференциации букв, на этапе связи звука с буквой);

- раскрашивание двумя руками (можно связать с темой урока);

- письмо в воздухе одновременно правой и левой рукой разных геометрических фигур, букв;

  • Развитие пространственных представлений

Проводится в четыре этапа:

  1. Формирование пространственных представлений в схеме собственного тела. Отрабатываются понятия право-лево, верх-низ, ближе-дальше;
  2. Ориентировка в пространстве по отношению к собственному телу;
         - «Робот» - ребенок изображает робота, которому можно отдавать различные команды: шаг вперед, два шага влево, повернуться направо и т.п.
          - «Кладоискатели» - ребенок должен найти клад по словесной инструкции. Кладом может служить любой предмет или буква, связанная  с темой урока.
  3. Освоение пространства между предметами без использования схемы тела;
          -  «Продавец канцелярских товаров»  - просим детей положить тетрадь на середину парты, сверху положить карандаш, линейку справа от тетради и т.д.        

      - «Очередь» - предлагаем детям в определенной последовательности расставить картинки, игрушки, буквы.

           4) Ориентировка в схеме человека, стоящего напротив.

     -   «Делай как я» - дети попарно становятся лицом друг к другу, один из каждой пары задает определенную позу, например правая рука на поясе, левая рука поднята вверх. Второй ученик из пары должен принять такую же позу.

  • Развитие слухового и зрительного восприятия, памяти:

- « Звук спрятался». Попросите ребенка запомнить звук, который вы произнесете. Затем произнесите несколько звуков подряд. Ребенок должен поднять руку, если прозвучит нужный звук.

-  «Найди общий звук». Попросите ребенка внимательно прослушать слова и найти в них одинаковый звук.

- «Сколько звуков в слове? Какой первый, второй, последний?» Назовите слово. Попросите ребенка посчитать, сколько в нем звуков.

- «Слово по звукам». Произнесите слово по звукам, выделяя четко каждый звук. Спросите у ребенка, какое слово получилось. Поменяйтесь ролями.

-  «Слоговые ряды». Перед ребёнком выкладываются в ряд карточки со слогами. Ему предлагается поочерёдно правой и левой рукой по заданной  программе двигать карточки или вниз, произнося слог вслух, или вверх, читая слог про себя. Перед ребёнком выстраивается два горизонтальных ряда слогов: мягкие и твёрдые. После раскладывания ребёнок сначала  читает один ряд, потом другой и отвечает на вопрос, чем отличаются слоги обоих рядов.

-  «Шаги». Чтение слогов, слов на шаг (шепотом, про себя, вслух).

БА – ПА            БЯ - ПЯ

БО – ПО            БЁ - ПЁ

БУ – ПУ            БЮ - ПЮ

БЫ – ПЫ          БЕ - ПЕ

По мере усвоения детьми упражнения, оно усложняется добавлением подпрограмм (хлопнуть в ладоши, щелкнуть пальцами, топнуть ногой).

БА – топнуть, ПА - хлопнуть          

БО – топнуть, ПО - хлопнуть          

БУ – топнуть, ПУ  -  хлопнуть    

 В упражнениях контролируется согласование процесса движения и                                           речи, тренируется внимание и память.

- «Веселая цепочка». Назовите слово и попросите ребенка придумать следующее, которое начинается на последнюю букву вашего. Следующий этап – усложнение задания.

- « Зашифрованное слово». Предложите ребенку последовательность слов, из первых звуков которых можно сложить новое слово.

- «Буква заблудилась». Ребенку предлагается определить (назвать и/или подчеркнуть) букву, от замены которой изменился смысл слова.

- «Знаток слов».Из разрезных карточек – букв для ребёнка выкладывается слово. Задача, как можно больше составить новых слов, используя и передвигая карточки – буквы.

-  «Арабское письмо».Диктуется слово, которое ребёнок должен записать задом наперёд.

ТОК – КОТ, РОЗА – АЗОР, ВЕТЕР – РЕТЕВ.

- «Древнерусское письмо». Записывается слово либо только согласными буквами, либо гласными.

МЫШИ     М...Ш..., ...Ы...И

КРЫША     КР...Ш...,  ......Ы...А

-  «Стукачок»Ребёнку читаются слова с проблемными для него звуками, например со звуком Ж. Только во время произнесения звука нужно стукнуть по столу карандашом. А ребёнок, должен правильно записать слово.

Ё(стук)ИК,  (стук)АБА.

- «Связалочка».Это упражнение хорошо использовать при нарушениях лексико – грамматического строя речи. Необходимо правильно собрать рассыпавшиеся пословицы.

ЖИЗНЬ ПРОЖИТЬ – В ЛЕС НЕ ХОДИТЬ.

ОДНА ГОЛОВА ХОРОШО, А ДВЕ -В МЕШКЕ НЕ УТАИШЬ.

ВОЛКОВ БОЯТЬСЯ – ЛУЧШЕ.

ШИЛО – НЕ ПОЛЕ ПЕРЕЙТИ.

Большое количество упражнений представленных в работах Т.В. Ахутиной, Семенович А.В, Н.М. Пылаевой, А.Е. Соболевой, Е.Н. Емельяновой можно адаптировать к логопедическим занятиям. Так как их использование повышает интерес и мотивацию к занятиям. У детей развиваются все когнитивные функции, стабилизируется психическое состояние. А логопед приобретает возможность творческого подхода при планировании своих занятий для достижения более высокого уровня коррекционо – логопедического процесса. В работах Л.С. Цветковой по нейропсихологической реабилитации было показано, что единая сюжетно-смысловая организация занятия резко повышает его эффективность. Такая организация занятия была названа Л.С. Цветковой «метод введения в контекст». Организационно-сюжетная основа занятий может быть весьма разнообразной. Все зависит от желания и возможностей логопеда, его готовности к экспромтам. Логопедическое занятие может проходить с использованием: сказочных сюжетов; воображаемых путешествий, приключений; специально изготовленных пособий-рисунков, коллажей и т. д.

Комплексное коррекционное воздействие ведёт к формированию единой функциональной системы мозга и обеспечивает полноценное развитие личности ребёнка.

Одним из методов двигательной нейропсихологической коррекции является мозжечковая стимуляция. Она помогает развивать когнитивные функции, улучшая способ передачи информации между различными сенсорными зонами в мозге, все из которых основаны на чувстве равновесии, баланса. Все действия мозжечковой стимуляции происходят на аналоге специально разработанной доске Бильгау. Стоя на балансировочной доске ребенок выполняет задания логопеда, обмениваясь мячом, называет речевой материал по автоматизации закрепляемого слова или речевой материал по лексико-тематическим циклам.

Упражнения надо выполнять ежедневно, продолжительность занятия зависит от возраста. Упражнения можно выполнять в любом порядке.

Игра «Попробуй  повтори»

Материал: карточки

Инструкция: воспроизведи положение рук или позу, которую видишь на картинке.

Игра «Поймай нужный шарик»

Материал: две миски, шарики различного размера, материала, сито, вода. Воду заранее подкрасить пищевым красителем.

Инструкция: Вот сито. Давай поймаем… шарик (задать параметры шарика: цвет, нужный рисунок). Посмотри (показ действия). Теперь ты! (при необходимости используем прием «рука в руке», далее содействовать самостоятельному выполнению). Нужна помощь? Хочешь еще? Важно поймать нужный шарик с картинкой или нужного цвета и выполнить до конца! Затем выполнить другой рукой для другого персонажа игры.

Игра «Собери и разложи все пушинки»

Материал: 4 стакана  и множество мягких помпонов основных цветов.

Инструкция: Сложи помпоны в стакан такого же цвета правой, а затем левой рукой.

 (При необходимости используем прием «рука в руке», далее содействовать самостоятельному выполнению). [7]

 «Межполушарная доска»

Инструкция: двумя руками одновременно проведи по линиям, произнося звук «Р»

 ( или любой автоматизируемый звук).

– Упражнение «Колечко»

Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе. Это упражнение можно использовать для автоматизации звуков в слогах. (Инструкция: соединяй большие пальцы с остальными и произноси слог РА (или цепочку слогов РА-РО-РУ-РЫ).

Упражнение «Кулак-ребро-ладонь». Эту игру можно использовать для развития фонематического восприятия либо для дифференциации звуков. Инструкция: если услышишь звук Р — ставь кулак, звук РЬ — ставь ладонь. 2 вариант: звук С — кулак, звук З - ребро, звук Ц — ладонь. [4]

Различные варианты  игр на «Двуручное рисование» 

Игры с мячами (обычными, прыгунами, кинезиологическими)

Инструкция: на звук «Ш» отбивай мяч правой рукой, на звук «Ж» левой.

2 вариант: если назову один предмет, отбивай правой рукой мяч, если много — левой. 3 вариант: если назову живой предмет - отбивай мяч правой рукой, если неживой — левой.

«НОС-ПОЛ-ПОТОЛОК»

Ребятам дается инструкция: «Вы должны быть ОЧЕНЬ внимательными, не смотреть что я показываю, а слушать, что я говорю, и повторять за мной» Логопед сначала в правильном порядку называет и показывает НОС-ПОЛ –ПОТОЛОК. Дети повторяют, пока речь и жесты синхронны. Но затем логопед начинает «путать», говорить «НОС»- а показывать на пол, произносить «ПОТОЛОК», а указывать на нос. Детям нужно выполнять звуковую команду рассинхронизированную с указывающим жестом. Игра проходит очень весело.

«ЗОЛУШКА»

Для игры понадобится фасоль двух цветов: белого и красного. Задание звучит так: «одновременно обеими руками доставай по фасолинке и выкладывай «дорожки», но правой рукой берем только белые, а левой – только темные».  Любые природные материалы несут тактильно-релаксирующее воздействие, а при выполнении инструкции связанной с межполушарным взаимодействием такое задание еще и активизирует все высшие психические функции.

«НАЙДИ  ПАРУ»

На двух игровых полях 9*9 располагаются одинаковые объекты, но не в симметричном порядке, это могут быть цветные кружки, буквы, изображения, для школьников примеры на сложение и вычитание. Ребятам предлагается находить пары предметов одновременно и указывать на них карандашами, сразу обеими руками левой и правой.

(«КУЛАК – РЕБРО – ЛАДОНЬ»)

«ПИСТОЛЕТ – РЕВОЛЬВЕР - РОГАТКА»

Классические   кинезеологические упражнения, где ладонь имитирует произнесенную команду.  Выполняется поочередно правой и левой рукой, потом обеими.

Благодаря использованию на индивидуальных и подгрупповых занятиях нейропсихологических приемов, в организме ребенка происходит положительные структурные изменения, которые способствуют развитию силы, равновесия, подвижности, а пластичность нервных процессов осуществляется на более высоком уровне. Таким образом, использование нейропсихологических методов и приемов способствует преодолению и коррекции имеющихся у детей нарушений: интеллектуальных, речевых, двигательных, поведенческих расстройств и способствует созданию базы для успешного преодоления психоречевых нарушений, даёт возможность логопедам более качественно вести свою работу.


6. Глоссарий:



Нейропсихология – это наука о взаимодействии высших психических процессов с работой головного мозга и его отделов (левого и правого полушария).

Речь - это высшая психическая функция, которая является основным средством выражения мысли.  Речь представляет собой очень сложную психическую деятельность, имеющею различные виды и формы.

Межполушарное взаимодействие – «особый механизм объединения левого и правого полушарий мозга в интегративно-целостную систему, формирующийся в онтогенезе». Развитие межполушарного взаимодействия происходит через упражнения, при которых левая и правая стороны тела производят разные движения одновременно.

Кинезиология- это наука о развитии умственных способностей через определенные двигательные упражнения.

Мозжечковая стимуляция – это комплекс физических упражнений, направленных на развитие участков мозга, отвечающих за формирование речи, поведение ребенка. Мозжечок является самым быстродействующим механизмом в мозге. Мозжечок управляет движением глаз, прочих частей тела и равновесием.

Литература:

 1. Лурия А. Р., Цветкова Л. С. Нейропсихология и проблемы обучения в общеобразовательной школе. – М. : 1996. – 64 с

2. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста: Учебное пособие/ Л. С. Цветкова, А. В. Семенович, С. Н. Котягина, Е. Г. Гришина, Т. Ю. Гогберашвили;. – М. : 2001. – 272с.

3. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте.-М.,2011

4. Сиротюк  А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. – М.: ТЦ: 2000, - 120 с.

5. Ефимов И.О. Современная нейрофизиология речи и слуха.-С-П.,2009


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование диалога в коррекции речевых нарушений дошкольников

Коррекция речевых нарушений детей средствами диалога легко и весело. Из опыта работы....

Использование логосказок в коррекции речевых нарушений у детей с нарушениями ЦНС.

В последние годы наблюдается рост числа дошкольников со сложными речевыми нарушениями. Дети, посещающие коррекционно-образовательное учреждение, имеют тяжелые нарушения речи, осложненные ММД (минималь...

Мастер-класс Тема: «Использование сказки в коррекции речевых нарушений у детей с ЗПР «Приключения гусеницы»

Данное мероприятие учит детей делить слова на слоги; закреплять понятия, характеризующие звуки: твёрдый – мягкий согласный, гласный, умение различать звуки [с] – [з] на слух, в словах и пр...

Мастер-класс Тема: «Использование сказки в коррекции речевых нарушений у детей с ЗПР «Приключения гусеницы»

Обучение  детей в игровой форме различать звуки [с] – [з] на слух, в словах и предложениях. Развитие слуховой памяти, внимания, логического мышления, мелкой моторики.Помогает создать ...

«Нейропсихологический аспект коррекции речевых нарушений с помощью (через) движение»

У  детей  с  речевыми  нарушениями проявляется  функциональная  незрелость  головного  мозга (психики)  без  признаков  умственной отсталости (по...

Отчет по теме самообразования: «Использование ИКТ при коррекции речевых нарушений у дошкольников»

Подготовил: учитель-логопед Чичваркина Л. Э.МБДОУ "Детский сад "Снежинка" г. Гагарин    ...

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ НА ТЕМУ: «Использование нейропсихологических технологий при коррекции речевых нарушений»

Тема: «Использование нейропсихологических технологий при коррекции речевых нарушений».Цель: Повысить собственный уровень знаний по теме: «Использование нейропсихологических технологи...