План по самообразованию " Коррекция речевых нарушений посредством игровых технологий"
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)

Аникеева Наталья Александровна

Здесь затронута проблема развития речи детей в игровой деятельности, так как в дошкольном возрасте данный вид деятельности является ведущим. Причиной острой необходимости развития речи детей является потребность общения человека с окружающими его людьми, а чтобы речь была внятна, понятна и интересна другим, нужно развивать её, необходимо проводить разнообразные игры, разрабатывать методики проведения игр, чтобы дети были заинтересованы в игровой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie.docx22.67 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский сад №1 «Звёздочка»

комбинированного вида» г. Шиханы

ПЛАН

по самообразованию

учителя-логопеда

Аникеевой Натальи Александровны

на 2019 – 2021 учебный год

по теме: «Коррекция речевых нарушений у дошкольников посредством игровых технологий»

г. Шиханы

Успех в учении — это тропинка,

 ведущая к тому уголку детского сердца,

в котором горит огонек

желания быть хорошим.

В.А. Сухомлинский

Введение

Проблема владения языком издавна привлекала внимание известных исследователей разных специальностей, и неоспоримым остается тот факт, что наша речь очень сложна и разнообразна, и что развивать ее необходимо с первых лет жизни.

Актуальность исследования определяется той уникальной ролью, которую играет родной язык в становлении личности ребенка-дошкольника. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как «узел», в котором сходятся различные линии психического развития - мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения.

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи.

В  моей работе затронута проблема развития речи детей в игровой деятельности, так как в дошкольном возрасте данный вид деятельности является ведущим. Причиной острой необходимости развития речи детей является потребность общения человека с окружающими его людьми, а чтобы речь была внятна, понятна и интересна другим, нужно развивать её, необходимо проводить разнообразные игры, разрабатывать методики проведения игр, чтобы дети были заинтересованы в игровой деятельности.

В данной работе раскрывается значение игровых технологий для детей дошкольного возраста, их роль в речевом развитии детей.

Тема актуальна в связи с тем, что игровая деятельность дает воспитателю возможность проводить занятие по обучению речи более плодотворно.

Объект исследования - процесс развития речи детей дошкольного возраста.

Предмет исследования – игровые технологии как средство развития речи детей дошкольного возраста.

Цель исследования - определить роль игровых технологий в речевом развитии детей дошкольного возраста.

Учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, в качестве приоритетных задач были выделены следующие:

  1. Проанализировать психолого-педагогическую, научно-методическую литературу по исследуемой проблеме.
  2. Выявить особенности речевого развития ребенка в дошкольном возрасте
  3. Рассмотреть особенности игровой технологии в условиях ДОУ.
  4. Обобщить теоретические материалы, сформулировать выводы.

Гипотеза исследования - коррекция речевых нарушений у дошкольников, посредством игровых технологий, возможно, будет оптимальным, если:

  • использовать игровые технологии  в процессе занятий по развитию речи;
  • включать детей и педагогов в совместную творческую деятельность;
  • создать развивающую среду, способствующую речевому развитию дошкольников;
  • применять разнообразные активные формы, методы и приёмы работы.

Методы исследования:

  1. Анализ общей и специальной психолого-педагогической литературы.
  2. Наблюдение.
  3. Диагностика.

Практическая значимость заключается во внедрении и апробировании дидактических игр для развития речи у детей дошкольного возраста.

План работы

П№

Блоки

Мероприятия

Сроки проведения

Отметка о выполнении, качественная характеристика выполнения

2019-2020 учебный год

I

Изучение психолого-педагогической литературы

Нормативная база современного дошкольного образования: санитарные правила и нормы. ФГОС  2018 г.

  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. N 1155. Вступил в силу с 1 января 2014 года.
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в вопросах и ответах. Информационно-методическое сопровождение специалистов дошкольного образования. ФГОС ДО

Кудрявцева Е.А., Гулидова Т.В. 2016 г.

  • Образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. 2014
  • Метод проектов в образовательной работе детского сада. Пособие для педагогов ДОО. ФГОС Михайлова-Свирская Л.В.   2015 г.
  • Работа с родителями. Пособие для педагогов

ДОО. ФГОС Михайлова-Свирская Л.В 2018 г.

  • Внедрение ФГОС ДО в практику работы

дошкольных образовательных организаций.

ФГОС Нищева Н.В. 2015 г

  • Акименко В. М. Новые логопедические

технологии: учебно-методическое пособие.

 – Ростов н/Д: Феникс, 2009.

  • Лопухина И. С. Логопедия, 550

занимательных упражнений для развития речи:

пособие для логопедов и родителей.

– М.: Аквариум, 1995.

  • Филичева Т. Б., Соболева А. Р.

Развитие речи дошкольника. – Екатеринбург:

Издательство «Арго», 1996.

  • Цвынтарный В. В. Играем пальчиками

и развиваем речь. – СПб. Издательство «Лань»,

2002.

  •  Швайко Г. С. Игры и игровые

упражнения для развития речи. – М., 1983.

в течение учебного года

II

Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса

1. Разработка рабочей программы совместной  деятельности   с детьми.

2. Разработка годового плана работы

3. Разработка перспективного плана работы в старшей и подготовительной к школе группе

4. Разработка календарного плана логопедических занятий.

5. Разработка конспектов открытых итоговых занятий. Разработка практического материала на тему: «Коррекция речевых нарушений у дошкольников посредством игровых технологий».

6.  Артикуляционные игры

Цель: формирование правильных движений и нужных для произношения положений речевых органов, тренировка умения координировать, изменять их, объединять отдельные простые движения в сложные в зависимости от произнесения конкретного звука. 

7. Игры для развития мелкой и общей моторики.

Цель: Развитие графических движений, зрительного восприятия, зрительно - моторных координации.

8. Игровые комплексы дыхательной гимнастики.

Цель: развивать  дыхательную мускулатуру, речевой аппарат, координацию движений,  вырабатывать правильное ритмичное дыхание

9. Дидактические игры для коррекции звукопроизношения, словаря, связной речи.

Цель: Развитие речи.

В течение учебного года

План работы на 2020-2021 учебный год

III

Практический:

работа с детьми

Внедрение игровых технологий в практику:

  • Игровые упражнения по развитию мимики пантомимики
  • Пальчиковые упражнения.
  • Пальчиковые игры со скороговорками.
  • Игры по звукопроизношению;
  • Артикуляционные комплексы

Работа с педагогами

 Участие в семинарах – практикумах

В течение учебного года

Диагности-

ческий блок

Выявление уровня освоения программного материала начало учебного года и на конец учебного года

Аналитический блок

Обоснованность уровня освоения программы

Октябрь

Апрель

IY

Обобщение, распространение опыта

Работа с педагогами

1. Открытый просмотр образовательной деятельности для педагогов ДОУ.

2. Работа на персональном сайте www.nsportal.ru 

3. Участие в семинарах, конкурсах разного уровня (образовательное учреждение, региональный, всероссийский, международный)

4. Публикации в сборниках, журналах, интернет ресурсах

5.  Презентация игровых технологий

6. Консультации

7.  Отчет по самообразованию с презентацией на тему: «Коррекция речевых нарушений у дошкольников посредством игровых технологий»

В течение учебного года

Y

Подведение итогов самообразования

1. Оформление педагогического опыта

2. Обобщение и распространение опыта работы в ходе дальнейшей педагогической деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОРРЕКЦИЯ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ИДЕЙ В РАЗВИТИИ СЕНСОМОТОРНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ С ОНР

В данной разработке представлены диагностические таблицы для среднего и старшего дошкольного возраста, план-программа формирования сенсомоторных и речевых  процессов у детей с ОНР. Обратить...

Рабочая программа по коррекции речевых нарушений посредством развития мелкой моторики рук .

Данная рабочая программа является одним из важнейших условий, обеспечивающих развитие мелкой моторики рук и правильной речи детей дошкольного возраста. Используется техника оригами и объемная аппликац...

Коррекция речевых нарушений посредством наглядного моделирования.

Практика логопедической работы показывает, что в качестве эффективного коррекционного средства целесообразно использовать метод наглядного моделирования. Он позволяет ребенку зрительно представить абс...

ИСПРАВЛЕНИЕ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

                    В дошкольном возрасте необходимо  в работе опираться на ведущую деятельность детей – игру. Обучающая задача, поставлен...

Коррекция речевых нарушений средствами игровых технологий.

В презентации представлен отчет по самообразованию учителя-логопеда Наумовой Е.В. за 2020-2021 уч.год....

План работы по самообразованию «Коррекция речевых нарушений у детей с ТНР 6-7 лет (подготовительная группа), с применением нейрогимнастики»

План работы по самообразованию «Коррекция речевых нарушений у детей с ТНР 6-7 лет (подготовительная группа), с применением нейрогимнастики»...

Анализ работы по теме самообразования: "Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа у детей с речевыми нарушениями через игровые технологии" 2023-2024 учебный год

Развитие фонематического анализа, синтеза, представлений – одно из условий успешного овладения нормами устной и письменной речи. Упражнения на автоматизацию и дифференциацию различных звуков исп...