Программа самообразования педагога на тему: "Коррекция речевых нарушений у старших дошкольников с ТНР посредством опытно - экспериментальной деятельности"
материал
Программа самообразования педагога на тему: "Коррекция речевых нарушений у старших дошкольников с ТНР посредством опытно - экспериментальной деятельности"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_samoobrazovaniya_shemetova.docx | 40.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 26 «Теремок» г. Назарово Красноярского края
Программа самообразования педагога
Тема: «Коррекция речевых нарушений у старших дошкольников с ТНР посредством опытно – экспериментальной деятельности».
Разработала: Шеметова И.А.
воспитатель группы
компенсирующей направленности.
Работа начата 01.09.2019 г.
Предполагается закончить 30.05.2020 г.
Введение.
ФГОС ДО предполагает развитие у детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, первичных представлений об объектах окружающего мира и т.д. Данное содержание реализуется в различных видах деятельности, присущих дошкольному возрасту. Один из них – познавательно-исследовательская деятельность – исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними.
Опытно – экспериментальная деятельность является, наряду с игровой, ведущей деятельностью дошкольника. Это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка, его речь изначально разворачивались, как процесс саморазвития.
В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность (почему, зачем, как, что будет, если и т. д.). Данная технология предлагают организовать работу таким образом, чтобы дети могли повторить опыт, показанный взрослым, наблюдать и отвечать на вопросы, используя результат опытов. Ребенку необходимо ответить не только на вопрос как я это делаю, но и на вопросы, почему я это делаю именно так, а не иначе, зачем я это делаю, что хочу узнать, что получить в результате.
Актуальность.
Работая в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелым нарушением речи, я наблюдаю, как мои воспитанники проявляют интерес к играм с простым экспериментированием с вещами, игрушками и предметами. Но действия их спонтанны и зачастую малопродуктивны. Однако при этом они сопровождают свою игру комментариями, высказываниями. Беседуя с воспитанниками, на тему выявления знаний о свойствах материалов, явлениях в живой и неживой природе, я отметила, что дети с ТНР:
- с трудом понимают причинно - следственные связи рассматриваемого явления;
- испытывают затруднения в самостоятельном анализе явлений;
- недостаточно четко и грамотно формулируют свои мысли относительно заданной ситуации.
Поэтому пришла к выводу, что познавательно-исследовательским действиям необходимо целенаправленно обучать через включение в игровую и продуктивную деятельность.
В ходе реализации задач по экспериментированию предполагается, что дети приобретут:
- знания об объектах и их свойствах путем практических действий;
- умения устанавливать причинно-следственные связи;
- навыки исследовательской деятельности (самостоятельно делать выводы, выдвигать гипотезы, анализировать);
- умение точно и ясно выражать свои суждения и предположения, используя в речи соответствующий словарь;
- коммуникативные умения, работая в группах.
Цель: расширение и систематизация знаний о педагогической технологии экспериментирования как эффективного средства коррекция речевых нарушений у старших дошкольников с ТНР.
Задачи:
- повысить собственный уровень знаний путем изучения необходимой литературы, работы с банком педагогической информации в системе Интернет;
- подготовить и провести педагогическую диагностику на начало и конец учебного года;
-создать ППРС для поддержания исследовательской активности детей;
-развивать познавательные процессы, речь детей через организацию опытно - экспериментальной деятельности;
- помочь детям в освоении соответствующего словаря, в умении точно и ясно выражать свои суждения и предположения;
- развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, устанавливать причинно-следственные зависимости, делать выводы.
- объединить усилия педагогов и родителей для развития и коррекции речи старших дошкольников с ТНР посредством опытно - экспериментальной деятельности;
- обобщить свой педагогический опыт и распространить его посредством выступления на педагогическом совете, участия в семинарах, проведения мастер-класса для педагогов, открытых занятий с детьми, участия в Интернет – конкурсах.
План работы на 2019 – 2020 уч.гг.
План работы НОД по ознакомлению с окружающим
миром ( по лексическим темам)
с использованием опытно - экспериментальной
деятельности в старшей группе «Сказка»
компенсирующей направленности
на 2019 – 2020 гг.
Месяц | Темы игр-экспериментирований в соответствии с лексической темой недели | |||
Лексическая тема | Экспериментирование | Лексическая тема | Экспериментирование | |
Сентябрь | «Жизнь людей и природа в городе». (3 нед.) | Поиск воздуха. Цель: расширить представления детей о свойствах воздуха: невидим, не имеет запаха, имеет вес, при нагревании рас ширяется, при охлаждении сжимается; закрепить умение самостоятельно пользоваться чашечными весами; познакомить детей с историей изобретения воздушного шара. изучение свойств воздуха. | «Жизнь людей и природа в городе» (4 нед.) | Летающие семена. Цель: роль ветра в живой и неживой природе. Познакомить детей с причиной возникновения ветра — движением воздушных масс; уточнить представления детей о свойствах воздуха: горячий поднимается вверх — он легкий, холодный опускается вниз — он тяжелый. |
Октябрь | «Жизнь людей в деревне. Урожай» (1 нед.) | Вода прозрачная, может менять цвет. Цель: уточнить представления детей о свойствах воды: прозрачная, без запаха, имеет вес, не имеет собственной формы; познакомить с принципом работы пипетки, развить умение действовать по алгоритму. | «Дождливая осень» (4 нед.) | Вода в природе. Цель: значение воды в жизни растений. |
Ноябрь | «Жизнь людей и природа в городе» (Мебель). (2 нед.) | Предметы из металла Действие магнита на металл. Цель: познакомить детей с физическим явлением — магнетизмом, магнитом и его особенностями; опытным путем выявить материалы, которые могут стать магнетическими; показать способ изготовления самодельного компаса; развить у детей коммуникативные навыки, самостоятельность. | «Кто во что одет?» (Одежда) (3нед.) | Мех. Зачем зайчику другая шубка. Цель: познакомить с названиями тканей (ситец, сатин, шерсть, капрон, драп, трикотаж); формировать умение сравнивать ткани по их свойствам; понимать, что эти характеристики обуславливают способ использования ткани для пошива вещей; выявление защитных свойств цвета меха у диких животных. |
Декабрь | «Календарь» (Зима) (1 нед.) | Льдинка и снежинка. Цель: рассматривание и выявление свойств снега и льда. | «Коляда. Зимние забавы» (4 нед.) | Вода, лёд, снег. Цель: уточнить представления детей о свойствах льда: прозрачный, твердый, имеет форму, при нагревании таяния превращается в воду; дать представление об айсбергах, их опасности для судоходства. |
Январь | «Цирк» (3нед.) | Волшебная кисточка. Цель: опыты со смешиванием красок. | «Путешествие на Север» (4 нед.) | Освобождение рыбок из ледяного плена. Цель: определить, что лед тает от тепла, от надавливания; что в горячей воде он тает быстрее; что вода на холоде замерзает, а также принимает форму емкости, в ко торой находится. |
Февраль | «Кто в море живет. Кто по морю плывет?» (Водный транспорт). (2 нед.) | Плавающие, тонущие предметы. Цель: опыты с предметами из различного материала. | «Про самых любимых. (Дом. Семья. Посуда). (4нед.) | Изделия из стекла. Цель: изучение свойства и качества стекла. |
Март | «Здравствуй, солнышко! Времена года. Календарь. (1нед.) | Поймаем солнечного зайчика. Цель: показать значение света, объяснить, что источники света могут быть природные (солнце, луна, костер), искусственные — изготовленные людьми (лампа, фонарик, свеча). | «Вода и ее свойства». (3нед.) | Вода и ее свойства. Цель: выявить вещества, которые растворяются в воде; познакомить со способом очистки воды — фильтрованием; закрепить знания о правилах безопасного поведения при работе с различными веществами. |
Апрель | «Камни их свойства (материалы, инструменты)» (1нед.) | Камни их свойства. Цель: рассматривание разных камней, определение их свойств. | «Жизнь людей и природа в горах».(2нед.) | Почва. Песок, глина, камни. Цель: выделить свойства песка: сыпучесть, рыхлость, из мокрого можно лепить; установить необходимость почвы для жизни растений, влияние качества почвы на рост и развитее растений, выделить почвы, разные по составу. |
Май | Моя страна. (Труд людей весной). (1нед.) | Опыты «С водой и без воды», «На свету и в темноте». Цель: дать детям представление о том, что солнце является источником тепла и света; познакомить с понятием «световая энергия», показать степень ее поглощения разными предметами, материалами. | «Скоро лето. (Растительный и животный мир весной)». (3нед.) | Опыты «С водой и без воды», «На свету и в темноте». Цель: наблюдение за комнатными растениями, изучение условий для оптимального развития и роста растений.
|
Предполагаемый результат:
1. Подобрана методическая литература по теме самообразования.
2. Оформлен каталог методических материалов по организации и проведению экспериментов, опытов с детьми старшего дошкольного возраста.
3. Изготовлены дидактические игры, наглядный и демонстрационный материал.
4. Разработаны диагностические карты, методический материал по проведению диагностики уровня сформированности представлений у детей об окружающем мире.
5. Определены формы работы с детьми.
6. Создан уголок по экспериментированию «Юный исследователь».
Форма самообразования: индивидуальная.
Вывод:
В процессе экспериментирования у детей с ТНР формируются не только познавательные процессы, но и развиваются умения работать в коллективе. При этом самостоятельно отстаивать собственную точку зрения, доказывать правоту, делать элементарные выводы. Что является естественной причиной и следствием для развития активной разговорной речи ребенка, его умения правильно выражать свои мысли.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Отчёт по теме самообразования «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности»
Целью работы по самообразованию было: создать оптимальные условия для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников как основы интеллектуально – личностног...
План по самообразованию педагога на тему: "Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной деятельности."
План по самообразованию педагога на тему: "Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной деятельности."...
Самообразование «Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности»
Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение«Детский сад № 76 г.Челябинска» План самообразованияна 2020-2021 уч. год &laq...
САМООБРАЗОВАНИЕ на тему: «Формирование экологической культуры и познавательного развития детей дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности» (экологическое воспитание)
Самообразовние воспитателя старшего дошкольного возраста...
План самообразования воспитателя на 2021-2024 гг. «Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности»
Тема: «Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности»Цель: Совершенствование педагогической компетентности в вопросах ра...
План работы по самообразованию воспитателя «Развитие познавательной активности дошкольников посредством опытно-экспериментальной деятельности»
План работы по самообразованию «Развитие познавательной активности дошкольников посредством опытно-экспериментальной деятельности»...
Методическая разработка на тему: "Формирование предпосылок естественно-научной грамотности у старших дошкольников посредством опытно-экспериментальной деятельности"
Методическая разработка на тему: "Формирование предпосылок естественно-научной грамотности у старших дошкольников посредством опытно-экспериментальной деятельности"...