Программа самообразования педагога на тему: "Коррекция речевых нарушений у старших дошкольников с ТНР посредством опытно - экспериментальной деятельности"
материал

Шеметова Ирина Александровна

Программа самообразования педагога на тему: "Коррекция речевых нарушений у старших дошкольников с ТНР посредством опытно - экспериментальной деятельности"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_samoobrazovaniya_shemetova.docx40.61 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 26 «Теремок» г. Назарово Красноярского края

Программа самообразования педагога

Тема: «Коррекция речевых нарушений у старших дошкольников с ТНР посредством опытно – экспериментальной деятельности».


Разработала: Шеметова И.А.

воспитатель группы

компенсирующей направленности.

Работа начата 01.09.2019 г.

Предполагается закончить 30.05.2020 г.

Введение.

ФГОС ДО  предполагает развитие у детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, первичных представлений об объектах окружающего мира и т.д. Данное содержание реализуется в различных видах деятельности, присущих дошкольному возрасту. Один из них – познавательно-исследовательская деятельность – исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними.

Опытно – экспериментальная деятельность является, наряду с игровой, ведущей деятельностью дошкольника. Это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка, его речь изначально разворачивались, как процесс саморазвития.

В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность (почему, зачем, как, что будет, если и т. д.). Данная технология предлагают организовать работу таким образом, чтобы дети могли повторить опыт, показанный взрослым, наблюдать и отвечать на вопросы, используя результат опытов. Ребенку необходимо ответить не только на вопрос как я это делаю, но и на вопросы, почему я это делаю именно так, а не иначе, зачем я это делаю, что хочу узнать, что получить в результате.

Актуальность.

Работая  в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелым нарушением речи, я наблюдаю, как мои воспитанники проявляют интерес к играм с простым   экспериментированием  с вещами, игрушками и предметами. Но действия их спонтанны и зачастую малопродуктивны. Однако при этом они сопровождают свою игру комментариями, высказываниями. Беседуя с воспитанниками, на тему выявления знаний о свойствах материалов, явлениях в живой и неживой природе, я отметила, что дети с ТНР:

-  с трудом понимают причинно - следственные связи рассматриваемого явления;

 - испытывают затруднения в самостоятельном анализе явлений;

- недостаточно четко и грамотно формулируют свои мысли относительно заданной ситуации.

Поэтому пришла к выводу, что познавательно-исследовательским действиям необходимо целенаправленно обучать через включение в игровую и продуктивную деятельность.

В ходе реализации задач по экспериментированию предполагается, что дети приобретут:

-  знания об объектах и их свойствах путем практических действий;

- умения устанавливать причинно-следственные связи;

- навыки исследовательской деятельности (самостоятельно делать выводы, выдвигать гипотезы, анализировать);

 - умение точно и ясно выражать свои суждения и предположения, используя в речи соответствующий словарь;

- коммуникативные умения, работая в группах.

Цель: расширение и систематизация знаний о педагогической технологии экспериментирования как эффективного средства коррекция речевых нарушений у старших дошкольников с ТНР.

 Задачи:

- повысить собственный уровень знаний путем изучения необходимой литературы, работы с банком педагогической информации  в системе Интернет;

-  подготовить и провести педагогическую диагностику на начало и конец учебного года;

-создать ППРС для поддержания исследовательской активности детей;

-развивать познавательные процессы, речь детей через организацию опытно - экспериментальной деятельности;

- помочь детям в освоении соответствующего словаря, в умении точно и ясно выражать свои суждения и предположения;

- развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, устанавливать причинно-следственные зависимости, делать выводы.

- объединить усилия педагогов и родителей для развития и коррекции речи старших дошкольников с ТНР посредством опытно - экспериментальной деятельности;

- обобщить свой педагогический опыт и распространить его посредством   выступления на педагогическом совете, участия в семинарах, проведения мастер-класса для педагогов, открытых занятий с детьми, участия в Интернет – конкурсах.

План работы на 2019 – 2020 уч.гг.

П№

Блоки

Мероприятия

Сроки проведения

Отметка о выполнении

1

Изучение пси-

холого-педагогической лите-

ратуры

- Филичева Т. Б., Соболева А. Р.

Развитие речи дошкольника. –

Екатеринбург:

Издательство «Арго», 1996.

- Познавательное развитие

дошкольников в игре.

А.Н.Давидчук,М., ТЦ Сфера, 2013г.

- Ознакомление дошкольников

 с предметным миром. О.В.Дыбина ,

М., Центр педагогического

образования,

2007г.

- Исследовательская деятельность

старших дошкольников.

А.И.Савенков

М., ТЦ Сфера, 2010г.

- Конструирование и

эксперементирование с детьми

5-8 лет.

В.А.Кайе М., ТЦ Сфера, 2015г.

- Ознакомление с окружающим

миром и развитие речи.

Интегрированные занятия.

 Для занятий с детьми старшего

 дошкольного возраста (5- 7лет).

Селихова Л.Г. – М.: Мозаика –

 Синтез, 2008.;

- Ознакомление с окружающим

миром.

Конспекты занятий. Для работы с

детьми 5-6 лет с ЗПР. Морозова И.А.,

Пушкарёва М.А. – М.: Мозаика –

 Синтез, 2009.;

- Познавательное развитие детей

5-7 лет. Методическое  пособие.

Блинова Г.М. – М.: ТЦ Сфера, 2006.;

- Ознакомление с природой и

 Развитие речи. Интегрированные

 занятия.

Для занятий с детьми старшего

дошкольного возраста (5- 7лет).

Селихова Л.Г. – М.: Мозаика –

Синтез, 2008.;

 - Игровые экологические занятия

с детьми: Учебно – методическое

пособие для воспитателей детских

садов и учителей. Молодова Л.П.

– Мн.: «Асар»,1996.

- Иванова А.И. Методика

 организации

экологических наблюдений

и экспериментов в детском саду.

М.: Сфера, 2004.

в течение учебного года

Изучила теорети-

ческий материал по данной теме в педагогике и дидактике. Ознакоми-

лась с работами ведущих авторов по данной проблеме исследо-

вания.

2

Разра-

ботка программно-методического обеспече-

ния образова-

тельного процесса

1. Разработка рабочей программы совместной  деятельности   с детьми.

2. Разработка перспективного плана работы в старшей группе компенсирующей направленности.

3. Разработка совместно с учителем - логопедом тематического плана занятий по лексическим темам.

4. Разработка конспектов открытых итоговых занятий.

В течение учебного года

Рецензия

3

Организационный блок

Организовать и обогащать предметно-развивающую среду для реализации опытно - экспериментальной деятельности детей

В течение года

Оформлены:

- уголок природы с разнообразными комнатными растениями.

-мини-лаборатория с набором элементарных приборов:

*специальная посуда (стаканчики, трубочки, воронки, тарелки)

*природный материал (камешки, песок, семена)

*утилизированный материал (проволока, скрепки, нитки и т.д.)

*прочие материалы (лупы, термометры…)

дидактический материал

4

Работа с детьми

Основные формы работы:

НОД

Самостоятельная деятельность детей

Совместная деятельность взрослого и детей, а так же ребенка со сверстником.

В течение учебного года

5

Работа с педа-

гогами

 Посещение НОД по теме.

 Участие в семинарах – практикумах.

Консультация «Создание условий для  опытно – экспериментальной деятельности с детьми с ТНР».

Создание «Копилки опытов и экспериментов для старших дошкольников».

Участие в смотре-конкурсе уголков по речевому развитию в ДОУ.

Создание медиатеки по опытно – экспериментальной деятельности с детьми с ТНР.

Презентация опыта работы

по теме самообразования на недели педагогического мастерства в ДОУ.

Открытое мероприятие по познавательному развитию с использованием опытно – экспериментальной деятельности.

В течение учебного года

Сентябрь

Октябрь – ноябрь

Ноябрь

Декабрь – январь

Февраль

Апрель

Буклет

Картотека опытов и экспериментов для детей 5-6 лет.

Участие.Заняла1 место по ДОУ

Медиатека по опытно – экспериментальной деятельности с дошкольника-

ми

 

Выступление на педсовете.

Открытое мероприятие

6

Работа с родителя-ми

Привлечение родителей к созданию уголка «Юные исследователи»: оборудовать уголок полочками, собрать природный материал.

Консультация  «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»

Подготовка фотографий детей во время экспериментирования.

Сентябрь

Октябрь – апрель

  Май

Создание и оборудование уголка «Юные исследователи»

Буклеты

Фотовыставка «Юные  

исследователи»

7

Диаг -ности-

ческий блок

Выявление уровня освоения программного материала начало учебного года и на конец учебного года.

Сентябрь

Май

Данные диагностики показали, что дети испытывают затруднения по неко

торым пара

метрам диагностики. Не могут видеть и выделять проблему, прини

мать и ставить цель.

8

Аналитический блок

Обоснованность уровня освоения программы.

 Май

План работы  НОД по ознакомлению с окружающим

миром ( по лексическим темам)

с использованием опытно - экспериментальной

деятельности в старшей группе «Сказка»

компенсирующей направленности

на 2019 – 2020 гг.

Месяц

Темы игр-экспериментирований в соответствии

с лексической темой недели

Лексическая тема

Экспериментирование

Лексическая тема

Экспериментирование

Сентябрь

«Жизнь людей и природа в городе».

 (3 нед.)

Поиск воздуха.

Цель:    

расширить представления детей о свойствах воздуха: невидим, не имеет запаха, имеет вес, при нагревании рас ширяется, при охлаждении сжимается; закрепить умение самостоятельно пользоваться чашечными весами; познакомить детей с историей изобретения воздушного шара. изучение свойств воздуха.

«Жизнь людей и природа в городе»

(4 нед.)

Летающие семена. Цель: роль ветра в живой и неживой природе. Познакомить детей с причиной возникновения ветра — движением воздушных масс; уточнить представления детей о свойствах воздуха: горячий поднимается вверх — он легкий, холодный опускается вниз — он тяжелый.

Октябрь

«Жизнь людей  в деревне. Урожай»

 (1 нед.)

Вода прозрачная, может менять цвет. Цель: уточнить представления детей о свойствах воды: прозрачная, без запаха, имеет вес, не имеет собственной формы; познакомить с принципом работы пипетки, развить умение действовать по алгоритму.  

«Дождливая осень»

(4 нед.)

Вода в природе. Цель: значение воды в жизни растений.

Ноябрь

«Жизнь людей и природа в городе» (Мебель).

 (2 нед.)

Предметы из металла Действие магнита на металл. Цель:  познакомить детей с физическим явлением — магнетизмом, магнитом и его особенностями; опытным путем выявить материалы, которые могут стать магнетическими; показать способ изготовления самодельного компаса; развить у детей коммуникативные навыки, самостоятельность.

«Кто во что одет?» (Одежда)

(3нед.)

Мех. Зачем зайчику другая шубка. Цель: познакомить с названиями тканей (ситец, сатин, шерсть, капрон, драп, трикотаж); формировать умение сравнивать ткани по их свойствам; понимать, что эти характеристики обуславливают способ использования ткани для пошива вещей; выявление защитных свойств цвета меха у диких животных.

Декабрь

«Календарь»

(Зима)

(1 нед.)

Льдинка и снежинка. Цель: рассматривание и выявление свойств снега и льда.

«Коляда. Зимние забавы»

(4 нед.)

Вода, лёд, снег. Цель: уточнить представления детей о свойствах льда: прозрачный, твердый, имеет форму, при нагревании таяния  превращается в воду; дать представление об айсбергах, их опасности для судоходства.    

Январь

«Цирк» (3нед.)

Волшебная кисточка. Цель: опыты со смешиванием красок.

«Путешествие на Север»

(4 нед.)

Освобождение рыбок из ледяного плена.

Цель: определить, что лед тает от тепла, от надавливания; что в горячей воде он тает быстрее; что вода на холоде замерзает, а также принимает форму емкости, в ко торой находится.  

Февраль

«Кто в море живет. Кто по морю плывет?» (Водный транспорт).

(2 нед.)

Плавающие, тонущие предметы. Цель: опыты с предметами из различного материала.

«Про самых любимых. (Дом. Семья. Посуда).

(4нед.)

Изделия из стекла. Цель: изучение свойства и качества стекла.

Март

«Здравствуй, солнышко!

Времена года. Календарь.

(1нед.)

Поймаем солнечного зайчика.

Цель: показать значение света, объяснить, что источники света могут быть природные (солнце, луна, костер), искусственные — изготовленные людьми (лампа, фонарик, свеча).

«Вода и ее свойства».

(3нед.)

Вода и ее свойства. Цель: выявить вещества, которые растворяются в воде; познакомить со способом очистки воды — фильтрованием; закрепить знания о правилах безопасного поведения при работе с различными веществами.

Апрель

«Камни их свойства (материалы, инструменты)» (1нед.)

Камни их свойства. Цель: рассматривание разных камней, определение их свойств.

«Жизнь людей и природа в горах».(2нед.)

Почва. Песок, глина, камни. Цель: выделить свойства песка: сыпучесть, рыхлость, из мокрого можно лепить; установить необходимость почвы для жизни растений, влияние качества почвы на рост и развитее растений, выделить почвы, разные по составу.  

Май

Моя страна. (Труд людей весной).

(1нед.)

Опыты «С водой и без воды», «На свету и в темноте».

Цель: дать детям представление о том, что солнце является источником тепла и света; познакомить с понятием «световая энергия», показать степень ее поглощения разными предметами, материалами.    

«Скоро лето. (Растительный и животный мир весной)».

(3нед.)

Опыты «С водой и без воды», «На свету и в темноте».

Цель: наблюдение за комнатными растениями, изучение условий для оптимального развития и роста растений.

 

Предполагаемый результат:

1. Подобрана методическая литература по теме самообразования.

2. Оформлен каталог методических материалов по организации и проведению экспериментов, опытов с детьми старшего дошкольного возраста.

3. Изготовлены дидактические игры, наглядный и демонстрационный материал.

4. Разработаны диагностические карты, методический материал по проведению диагностики уровня   сформированности представлений у детей об окружающем мире.

5. Определены формы работы с детьми.

6. Создан уголок по экспериментированию «Юный исследователь».

Форма самообразования: индивидуальная.

Вывод:

В процессе экспериментирования у детей с ТНР формируются не только познавательные процессы, но и развиваются умения работать в коллективе. При этом самостоятельно отстаивать  собственную точку зрения, доказывать правоту, делать элементарные выводы. Что является естественной причиной и следствием для развития активной разговорной речи ребенка, его умения правильно выражать свои мысли.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчёт по теме самообразования «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности»

Целью работы по самообразованию было: создать оптимальные условия для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников как основы интеллектуально – личностног...

План по самообразованию педагога на тему: "Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной деятельности."

План по самообразованию педагога на тему: "Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной деятельности."...

Самообразование «Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности»

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение«Детский сад № 76 г.Челябинска»       План самообразованияна 2020-2021 уч. год &laq...

План самообразования воспитателя на 2021-2024 гг. «Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности»

Тема: «Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности»Цель: Совершенствование педагогической компетентности в вопросах ра...

План работы по самообразованию воспитателя «Развитие познавательной активности дошкольников посредством опытно-экспериментальной деятельности»

План работы по самообразованию «Развитие познавательной активности дошкольников посредством опытно-экспериментальной деятельности»...

Методическая разработка на тему: "Формирование предпосылок естественно-научной грамотности у старших дошкольников посредством опытно-экспериментальной деятельности"

Методическая разработка на тему: "Формирование предпосылок естественно-научной грамотности у старших дошкольников посредством опытно-экспериментальной деятельности"...