Опыт учителя - логопеда МБДОУ «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида» Сусликовой Ларисы Станиславовны по теме: «Коррекция речевых нарушений с использованием специализированных компьютерных программ».
статья на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
innovatsionnyy_opyt.docx | 21.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Инновационный опыт
учителя - логопеда МБДОУ «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида»
Сусликовой Ларисы Станиславовны
по теме:
«Коррекция речевых нарушений с использованием специализированных компьютерных программ».
Актуальность и перспективность опыта.
Исследования ученых говорят о том, что в последние годы заметно увеличилось количество детей с нарушениями речи различной формы, структуры дефекта и степени выраженности, которые, затрудняют успешность освоения образовательной программы.
Основная задача логопеда - предупреждение дефектов речи на раннем этапе развития. Чтобы обеспечить достаточно эффективное коррекционное воздействие необходимо выявить таких детей и организовать их коррекционное обучение.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на достижение равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования.
В ФГОС ДО уделяется большое внимание инклюзивному образованию. Условием инклюзивного образования детей с ОВЗ является создание программно-методического обеспечения и создание соответствующего образовательного пространства.
Соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути коррекции данной категории детей. К. Д. Ушинский писал: «Учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения,убивает в ученике охоту к овладению знаниями. Приохотить ребёнка к учению гораздо более достойная задача, чем приневолить». Это выражение подходит не только по отношению к школьникам, но и к детям дошкольного возраста.
Внедрение компьютерных технологий сегодня является новой ступенью в образовательном процессе. Многие логопеды и я в их числе не только не остались в стороне, но и активно включились в процесс широкого изучения и использования компьютерных программ в своей практике. Многие исследователи ( С.Л. Новосёлова, И. Пашелите, Г. П. Петку, Б. Хантер и др.) данного вопроса говорят о том, что в современном мире с каждым годом возрастает значимость использования новейших информационных технологий в решении образовательных задач, они становятся мощнейшим средством в процессе развития психических познавательных процессов, и в решении воспитательных задач. Особо подчёркиваются возможности, которые дают новые технологии в развитии не только интеллектуальных, но и речевых способностей детей. Изучив информацию о компьютерных технологиях и их использовании в сфере образования, проанализировав личный опыт, считаю проблему изучения и использования информационных компьютерных технологий в коррекционно-развивающем обучении детей с речевыми нарушениями актуальной и перспективной.
Концептуальность (своеобразие и новизна опыта)
Главная цель внедрения компьютерных программ в коррекционно – образовательный процесс – повышение его качества и эффективности. Применение специализированных компьютерных программ в сочетании с традиционными методами обучения позволяет сделать учебный процесс разнообразным, нестандартным, познавательным, занимательным, а знания детей более прочными и глубокими, повысит их способности к обучению.
Я изучила и оптимально использую разработанные развивающие компьютерные программы на занятиях с целью повышения эффективности логопедической работы. Применяя компьютерные программы на коррекционных занятиях учитываю, что они имеют педагогическую значимость и направлены на развитие личности ребенка, всестороннее развитие его способностей.
Для эффективного коррекционного воздействия на детей мною были определены дидактические принципы внедрения компьютерных технологий:
- учет возрастных и индивидуальных особенностей;
- системный подход к коррекции речевых нарушений (исправление всех структурных компонентов языка);
- принцип последовательности обучения (от простого - к сложному);
- педагогическая поддержка - помощь ребенку, испытывающему трудность, снятие эмоциональной напряженности и дискомфорта;
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);
- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
Неотъемлемым компонентом профессиональной компетентности современного педагога является умение использовать новейшие технические средства в обучении ребенка. Одним из таких средств обучения стали информационно-компьютерные программы, как дополнительные возможности для коррекции отклонений в речевом развитии детей. В связи с этим особую актуальность приобретают разработка, создание и внедрение специализированных компьютерных программ, учитывающих общие закономерности и особенности развития детей с различными нарушениями речи.
Целенаправленное применение специализированных компьютерных программ на логопедических занятиях дает возможность более продуктивно исправлять речевые нарушения у дошкольников, развивать эмоционально-волевую сферу детей, побудить к активной творческой деятельности, создать положительную эмоциональную атмосферу.
Наличие теоретической базы опыта.
В современных условиях при введении ФГОС ДОнеотъемлемой частью профессионального роста является овладение компьютерными технологиями, работа с Интернет-ресурсами. В связи с переходом на новые стандарты образования значение информационных технологий будет возрастать, а значит, будет возрастать необходимость грамотного овладения ими.
На курсах повышения квалификации в Мордовском Региональном центре Федерации Интернет Образования (г. Саранска) в 2004-2005 учебном году я освоила ряд компьютерных программ. Это позволило мне в своей практике использовать программы Windows. Это такие компьютерные программы, как:
Программа Paint (рисование) – позволяет закреплять в игровой форме знания о цвете и геометрических фигурах, развивать мускулатуру пальцев рук, совершенствовать зрительно – моторную координацию.
Работа с текстовым редактором wordforWindows способствует формированию навыков звуко-буквенного анализа слов.
PowerPoint позволяет создать презентации разнопланового содержания, в зависимости от целей занятия.
Работа с программой звукозапись помогает мне отслеживать динамику коррекционной работы по исправлению недостатков произношения, развитию связной речи.
Мною накоплена и используется в работе база электронных образовательных программ и игр для детей дошкольного возраста:
Специализированная программа "Домашний логопед". Программа помогает в автоматизации поставленных звуков, предоставляя более 500 красочных слайдов- картинок. Ребёнок сам или с помощью взрослого находит слова-названия на определённый звук. Кроме того, в программе записаны образцы правильного звукопроизношения (изолированный звук, чистоговорки, скороговорки).
Специализированная компьютерная логопедическая программа "Игры дляТигры" - применение данной программы делает процесс коррекции речи более эффективным и динамичным, по сравнению с традиционными методиками, так как задания в ней представлены в игровой, интерактивной форме.
Компьютерная обучающая программа "Баба-Яга учится читать" - предназначена для детей дошкольного возраста, которые только начинают учить буквы, и для тех, кто уже читает первые книжки. Очень яркая и грамотно сделанная. Дети с удовольствием в нее играют, при этом она не надоедает, так как содержит множество интересных заданий.
Развивающая компьютерная программа "Учимся говорить правильно". Виды заданий разнообразны: «послушай – определи нужный звук (изолированный, в слоге, в слове)», «распредели картинки по наличию звука», «посчитай слоги», развитие лексико – грамматических навыков и связной речи.
Обучающая и развивающая игра "Веселые игры для развития речи и слуха". Игра поможет в занимательной форме устранить дефекты речи, научит правильно выговаривать проблемные звуки. Познакомит с огромным количеством веселых скороговорок, поучительных пословиц и поговорок, которые, помимо отработки нужного звука, помогут развитию речи, дикции и памяти.
"Букварь" - электронное пособие для предшкольной подготовки и начальной школы,помогает выучить буквы и научиться читать.
Обучающе-развлекающая игра "Маша и Медведь"(подготовка дошкольников к школе) для детей-дошкольников, созданная по мотивам современного популярного мультсериала "Маша и медведь".
Ведущая педагогическая идея.
Ведущей педагогической идеей считаю изучение и использование специализированных компьютерных программ в коррекционно-образовательной деятельности ДОУ с целью повышения эффективности логопедической работы.
Оптимальность и эффективность средств.
В своей практике я использую специализированные компьютерные программы:
- на подготовительном этапе узнавания речевых и неречевых звуков;
- на этапе постановки, автоматизации и дифференциации и развития фонематического слуха;
- на этапе формирования и коррекции произносительной стороны речи;
- э на тапе развития лексико - грамматической стороны речи;
- на этапе развития связной речи.
При проведении коррекционных занятий я использую электронные ресурсы учебного назначения: презентации, ребусы, изографы, анаграммы, кроссворды, мнемотаблицы, ресурсы Интернет, развивающие игры.
Использование компьютерных программ делает процесс коррекции речи детей с ОВЗ более эффективным и динамичным, по сравнению с традиционными методиками, так как задания в них представлены в игровой, интерактивной форме, чтоспособствует повышению эффективности процесса преодоления речевых нарушений. Применяя в своей работе компьютерные программы и технологии, я исхожу из принципа “не навредить” здоровью ребёнка, забочусь о снижении неблагоприятных воздействий на организм и соблюдаю рекомендации по вопросу безопасности работы с компьютером.
Результативность опыта.
Основным критерием результативности применения на логопедических занятиях развивающих компьютерных программ, считаю то, что у воспитанников нашей группы:
появляется интерес и положительный эмоциональный настрой;
активизируется познавательная и мыслительная деятельность детей;
ускоряется процесс постановки и автоматизации звуков в результате запоминания большого количества речевого материала;
формируются такие понятия, как «звук», «буква», «слог», «слово», «предложение»;
формируются навыки звукобуквенного и слогового анализа, синтеза слова, овладению навыками чтения;
уменьшается утомляемость, дольше сохраняется работоспособность;
повышается мотивацию к преодолению речевых нарушений.
Что подтверждает результативность использования компьютерных технологий в коррекционной работе с детьми и способствует повышению мотивационной готовности к логопедическим занятиям.
Возможность тиражирования.
Опыт моей работы по коррекции речевых нарушений с использованием специализированных компьютерных программ был представлен на заседаниях РМО Лямбирского района, размещен на сайте http://nsportal.ru/larisa-suslikova , на сайте ДОУ (http://lmb-skazka.narod.ru).
Изученная литература
Журнал «Управление ДОУ». №6 2008г
2. Газета «Мой компьютер». ЗАО. Издательство «Газетный мир».
3. Гаргуша Ю.Ф. Черлина Н.А. Новые информационные технологии в логопедической работе. Журнал «Логопед» №2 2004г.
4. Томилина С.М Логопедия и интернет. Журнал «Логопед» №3 2006г.
5. Кузьмина Е.В. Использование информационных технологий в работе учителя-логопеда общеобразовательной школы. Журнал «Логопед» №5 2008г.
6. Иванова Е.В. Повышение ИКТ – компетентности педагогов. Журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения». №12 2009
7. Ходченкова О.А. Использование ИКТ в работе логопеда детского сада.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья из опыта работы. Тема: Компьютерные технологии в коррекционно-развивающей работе современного детского сада. Составитель: И.И.Пашкова- воспитатель Логопедической группы №8 МБДОУ ЦРР- детского сада комбинированного вида №12.
Статья.Тема: Компьютерные технологиив коррекционно-развивающей работесовременного детского сада. Составитель: И.И.Пашкова- воспитательЛогопедической группы №8МБДОУ ЦРР- детского...
Опыт работы учителя-логопеда МБДОУ "Лямбирский детский сад №3 комбинированного вида" Сусликовой Ларисы Станиславовны по теме: "Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения"
«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя»...
"Развитие у старших дошкольников представлений о космосе (из опыта работы воспитателя МБДОУ "Лямбирский детский сад комбинированного вида № 3" Лямбирского района Ресрублики Мордовия)"
Содержит информацию о знакомстве детей 5-7 лет с космосом....
Рабочая программа воспитателя средней группы МБДОУ №200 «Детский сад комбинированного вида» г.Кемерово
Рабочая программа разработана на основе образовательной программой дошкольного образования МБДОУ №200 «Детский сад комбинированного вида», с учетом примерной образовательной программы дошкольного обра...
Сообщение из опыта работы учителя-логопеда МДОУ ЦРР детский сад №1"Колосок" Коротаевой С.В. по теме: "Коррекция фонетико-фонематических недостатков речи у детей подготовительной логопедической группы" для районного методического объединения логопедов МДОУ
Рекомендовано для учителей- логопедов дошкольных учреждений....
Аналитическая справка по результатам мониторинга освоения детьми Основной общеобразовательной Программ МБДОУ «Кыренский детский сад комбинированного вида» за 2014-2017 учебный год
Аналитическая справкапо результатам мониторинга освоения детьмиОсновной общеобразовательной ПрограммМБДОУ «Кыренский детский сад комбинированного вида»за 2014-2017 учебный год...
Инновационный педагогический опыт по теме: «Влияние мелкой моторики на развитие речи детей дошкольного возраста с ОНР» учителя-логопеда МБДОУ «Лямбирский детский сад №3 комбинированного вида» Ермошиной Галины Николаевны
Вопрос готовности ребёнка к школе всегда волнует родителей особенно если дети имеют отклонения в речевом развитии. А от уровня развития мелкой моторики зависит показатель интеллектуальной готовн...