Дополнительная общеразвивающая программа для детей старшего дошкольного возраста «Умелые ручки»
методическая разработка по конструированию, ручному труду
Направленность программы «Умелые ручки» по содержанию является художественно-эстетической направленности, реализуется в течение 2 учебных лет. Данная программа ориентирована на старший дошкольный возраст (5-7 лет), является открытой к изменениям, то есть при возникновении необходимости допускается корректировка содержания и форм занятий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dop.programma_ikonnikova_k.n.docx | 69.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное
дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 15»
Принята на заседании педагогического совета от 31.08.2017 г. | Утверждаю: Заведующий МБ ДОУ «Детский сад № 15» ____________Е. В. Вороненко 31.08.2017г. |
Дополнительная общеразвивающая программа
для детей
старшего дошкольного возраста
«Умелые ручки»
Срок реализации: 2 года
Составитель: Иконникова К.Н.
Новокузнецкий городской округ,
2017
Содержание
Пояснительная записка………………………………………………….………..3
Учебно-тематический план………………………………………………………8
Содержание программы……………………………………………………….…9
1.Уровни достижения детьми планируемых результатов
2. Диагностический инструментарий
Информационно-методическое обеспечение программы...….……………….28
Пояснительная записка
Направленность программы «Умелые ручки» по содержанию является художественно-эстетической направленности, реализуется в течение 2 учебных лет. Данная программа ориентирована на старший дошкольный возраст (5-7 лет), является открытой к изменениям, то есть при возникновении необходимости допускается корректировка содержания и форм занятий.
Новизной и отличительной особенностью программы от уже существующих в этой области является то, что программа ориентирована на применение разных видов ручного труда с использованием разнообразных материалов, в том числе нетрадиционных и бросового (лепка, аппликация, конструирование). Практические задания способствуют развитию у детей творческого воображения, любознательности, наблюдательности, пространственных представлений, познанию свойств различных материалов, овладению разнообразными способами практических действий, приобретению ручной умелости и появлению созидательного отношения к окружающему.
Целесообразность в создании данной программы в том, что она рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей творческих способностей, фантазии, мелкой моторики рук, внимания, логического мышления и усидчивости. Начиная работу по обучению детей созданию поделок из различных материалов, основное внимание следует обратить на освоение детьми основных приемов. Обучение техническим приемам идет параллельно с развитием творчества детей. Занятия в основном проводятся по одному виду деятельности (рисование, лепка, аппликация) и по двум-трём видам (лепка и аппликация, аппликация и рисование, аппликация и художественный труд). Интегрированность даёт возможность показывать детям художественный образ разными средствами выразительности, понимать творческую мастерскую художника, учиться искать пути в творчестве, создание своего образа. Планируя занятия, педагог выбирает для каждой темы ту или иную форму работы, учитывая оснащенность, возрастные особенности детей. Деятельность детей по преобразованию разных материалов сама по себе интересна дня них, и вместе с тем, способствует формированию комбинаторных умений и творчества. Использование тематического принципа построения занятий позволяет варьировать их в зависимости от умений и навыков детей, добиваться более значительного результата. Такие циклы очень мобильны, ими легко пользоваться.
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления лепка и ручной труд, так же как игра, особые формы собственно детской деятельности. Интерес к ним у детей существенно зависит от того, насколько условия и организация труда позволяют удовлетворить основные потребности ребенка данного возраста, а именно:
· желание практически действовать с предметами, которое уже не удовлетворяется простым манипулированием с ними, как это было раньше, а предполагает получение определенного осмысленного результата;
· желание чувствовать себя способным сделать нечто такое, что можно использовать и что способно вызвать одобрение окружающих.
Развивать творчество детей можно по-разному, в том числе работа с подручными материалами, которая включает в себя различные виды создания образов предметов из ткани, природного и бросового материалов. В процессе работы с этими материалами дети познают свойства, возможности их преобразования и использование их в различных композициях. В процессе создания поделок у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах и явлениях окружающей жизни.
Дети учатся сравнивать различные материалы между собой, находить общее и различия, создавать поделки одних и тех же предметов из бумаги, ткани, листьев, коробок, бутылок и т.д. Создание поделок доставляет детям огромное наслаждение, когда они удаются и великое огорчение, если образ не получился. В то же время воспитывается у ребенка стремление добиваться положительного результата.
Актуальность программы
Детство – чуть ли не единственный отрезок человеческой жизни, где творчество становится универсальным и естественным способом существования человека. Показатель детского творчества – это самостоятельное решение собственных возможностей в освоении мира. Это сложный психический процесс, связанный с характером, интересами, способностями личности. Данная работа очень интересна для детей. Она способствует овладению взаимосвязными способами преобразующей деятельности, а так же становлению продуктивно-мыслящей личности ребенка. В процессе художественно-творческой деятельности решаются основные задачи и усваиваются новые умения и навыки, которые в дальнейшем дети смогут применить в своих творческих работах.
Цель программы
Развивать творческую деятельность дошкольников через ручной труд с использованием нетрадиционного материала.
Задачи программы:
· формировать интерес дошкольников к художественной деятельности
· развивать эстетическое восприятие, художественный вкус;
· развивать художественно-творческие способности и творчество детей;
· обучать детей приемам и способам выполнения работ из различного материала;
· развивать воображение, мышление и творческую деятельность;
· воспитывать волевые и трудовые качества личности, умения дружно трудиться, справедливо оценивать свои работы и работы своих сверстников.
Планируемые результаты обучения
· овладением умение договариваться о совместной работе, ее содержании;
· приобретение практических навыков работать вместе, уступать друг другу, помогать, подсказывать;
· овладение умением планировать свою работу, определять ее последовательность, содержание, композицию, дополнения;
· овладение умением радоваться успехам своим и товарищей при создании работы.
Принципы построения педагогического процесса
· От простого к сложному
· Системность работ
· Принцип тематических циклов
· Индивидуального подхода.
Методы и приемы обучения
· Наглядные (показ педагога, пример, помощь).
· Словесные (объяснение, описание, поощрение, убеждение, использование скороговорок, пословиц и поговорок;
· Практические (самостоятельное и совместное выполнение поделки).
Программой предусмотрено, перед обучением детей работе с природным и бросовым материалом: тканью и бумагой провести занятия по знакомству со свойствами этих материалов. При обучении различным способам преобразования материалов наиболее значительное место среди используемых методов и приемов будет занимать процесс изготовления поделки. На первых занятиях идет полный показ с подробным объяснением своих действий. По мере приобретения детьми необходимого опыта, ребята привлекаются к показу. При ознакомлении дошкольников с различными (материалами) техниками используется и поэтапный показ. Использование на занятиях художественной литературы и сюрпризных моментов делают процесс занятий еще более увлекательным, и помогает преодолевать возникающие трудности. Широкое использование игровых приемов влияет положительно на эмоции детей, которые в свою очередь оказывают влияние на развитие творчества дошкольников.
При проведении анализа работы использовать различные игровые упражнения и дидактические игры. Во время их проведения в занимательной форме дошкольники учатся находить достоинства и недостатки своих работ и поделок других детей.
Формы работы с детьми
Занятия.
Коллективная форма проведения занятий помогает создавать интересные многоплановые и красочные композиции, положительно влияет на нравственно-эстетическое развитие ребенка, способствует умению согласовывать свои желания с желаниями других детей, помогать друг другу в сложных ситуациях.
Формы проведения занятий различны: индивидуальные, групповые, по подгруппам. Предусмотрены как теоретические - рассказ воспитателя, беседа с детьми, рассказы детей, показ воспитателем способа действия, - так и практические занятия: подготовка и проведение выставок детских работ, непосредственное изготовление изделий, вручение готовых работ родителям, малышам в качестве подарков.
При организации совместной деятельности педагога с детьми и самостоятельной деятельности детей предлагается форма организации художественного труда в мини-группах, что способствует приобщению старших дошкольников к художественному труду, предоставлению детям свободы выбора, возможности развития комбинаторных умений и выработки индивидуального стиля и темпа деятельности.
Дни занятий выбираются в соответствии с расписанием непосредственно образовательной деятельности и в соответствии с требованиями СанПиН.
Режим занятий:
Дети 5-6 лет – 2 раза в неделю по 1 учебному часу, 72 часа в год;
Дети 6-7 лет – 2 раза в неделю по 1 учебному часу, 72 часа в год.
Основные направления, реализуемые в программе
1. Обрывная аппликация
2. Ватные диски
3. Поделки из макарон
4. Аппликация из поролоновых губок
5. Поделки из природного материала
6. Поделки из круп
7. Рисование «ладошками»
8. Поделки из цветной бумаги
9. Лепка из соленого теста
10. Аппликация из опилок
11. Фоамиран
Критерии качества освоения ребенком программного материала
· Имеет представление о материале, из которого сделана поделка.
· Владеет приемами работы с различными материалами.
· Самостоятельно определяет последовательность выполнения работы.
· Умеет самостоятельно провести анализ поделки.
· Использует свои конструктивные решения в процессе работы.
· Учитывает яркость, оригинальность при выполнении поделки.
· Выполняет работу по замыслу.
· Умеет выбирать материал, соответствующий данной конструкции и способы скрепления, соединения деталей.
Учебно-тематический план.
№ | Тема занятия | Количество занятий | Количество часов |
1. | Природный материал | 8 | 4 ч. |
2. | Аппликация из опилок | 4 | 2ч. |
3. | Веселые ладошки | 4 | 2 ч. |
4. | Поделки из ватных дисков | 4 | 2 ч. |
5. | Обрывная аппликация из цветной бумаги | 4 | 2 ч. |
6. | Солёное тесто | 4 | 2 ч. |
7. | Пластилинография | 4 | 2 ч. |
8. | Поделки из салфеток | 4 | 2 ч. |
9. | Поделки из пищевых круп | 4 | 2 ч. |
10. | Макаронное настроение | 4 | 2 ч. |
11. | Яичная скорлупа | 4 | 2 ч. |
12. | Техника монотипии | 4 | 2 ч. |
13. | Аппликация из поролоновых губок | 4 | 2 ч. |
14. | Поделки из ниток | 4 | 2 ч. |
15. | Фоамиран | 4 | 2ч. |
Содержание программы
Диагностический инструментарий
Для отслеживания результативности образовательного процесса по данной программе используются следующие формы контроля:
1. начальный контроль (сентябрь);
2. текущий контроль (в течение всего учебного года);
3. промежуточный контроль (январь);
4. итоговый контроль (май).
Занятия не предполагают отметочного контроля знаний, поэтому применяются различные критерии, такие как:
• текущая оценка достигнутого самим ребенком;
• оценка законченной работы;
активность на занятиях;
• участие в выставках;
• реализация ребенком собственных идей, задумок .
Основными формами итогового контроля являются выставки и творческие проекты. Завершающие учебный год творческие работы на свободную тему позволяют не только выявить вид декоративно-прикладной деятельности, художественный материал, к которому тяготеет ребёнок, но и подвести годовой итог работы по программе.
Уровни достижения детьми планируемых результатов
Мотив (наличие у детей желания заниматься) | Умение организовывать свою деятельность. | Уровень развития воображения. | Наличие у детей творческих навыков и умений | Наличие у детей технических навыков и умений | Умение оценить свою работу и работу сверстников | |
1.Низкий уровень. | 1.Низкий уровень. Ребёнок не способен развернуть систему целей вытекающих друг из друга (спланировать свою работу, отобрать необходимые материал без помощи воспитателя) | 1.Низкий уровень. | 1.Низкий уровень. | 1.Низкий уровень. | 1.Низкий уровень. | |
2.Средний уровень. | 2.Средний уровень. | 2.Средний уровень. | 2.Средний уровень. | 2.Средний уровень. | 2.Средний уровень. | |
3.Высокий уровень. | 3.Высокий уровень. | 3.Высокий уровень. | 3.Высокий уровень. | 3.Высокий уровень. | 3.Высокий уровень. |
ПЛАН-СЕТКА ЗАНЯТИЙ СТАРШАЯ ГРУППА
СЕНТЯБРЬ «Природный материал»
№/№ | Название занятия | Необходимый материал | Задачи занятия | Время занятия |
1 занятие. | «Птица» | Осенние листья, клей-карандаш, ножницы, белая бумага |
| 25 мин. |
2 занятие. | «Старичок-лесовичок» | Шишка, пластилин, стеки для пластилина |
| 25 мин. |
3 занятие. | «Осеннее дерево» | Белая бумага, коричневая цветная бумага, ножницы, клей-карандаш, листья |
| 25 мин. |
4 занятие. | «Лесные грибочки» | Веточки, скорлупа грецкого ореха, гуашь, пластилин |
| 25 мин. |
ОКТЯБРЬ «Аппликация из опилок»
№/№ | Название занятия | Необходимый материал | Задачи занятия | Время занятия |
1 занятие. | «Петушок» | Лист фанерного листа, гуашь, клей пва, стека , мелкие опилки, шаблон петушка. |
| 25 мин. |
2 занятие. | «Веселый Тузик» | Лист фанерного листа, гуашь, клей пва, стека , мелкие опилки, шаблон собаки. |
| 25 мин. |
3 занятие. | «Ёжик в тумане» | Лист фанерного листа, гуашь, клей пва, стека , мелкие опилки, шаблон собаки. |
| 25 мин. |
4 занятие. | «Котенок» | Лист фанерного листа, гуашь, клей пва, стека , мелкие опилки, шаблон собаки. |
| 25 мин. |
НОЯБРЬ «Веселые ладошки»
№/№ | Название занятия | Необходимый материал | Задачи занятия | Время занятия |
1 занятие. | «Собачья мордашка» | Белая бумага, простой карандаш, гуашь (цветные карандаши), кисть |
| 25 мин. |
2 занятие. | «Петушок» | Белая бумага, простой карандаш, гуашь (цветные карандаши), кисть |
| 25 мин. |
3 занятие. | «Бабочка» | Белая бумага, простой карандаш, гуашь (цветные карандаши), кисть |
| 25 мин. |
4 занятие. | «Цветочки» | Белая бумага, простой карандаш, гуашь (цветные карандаши), кисть |
| 25 мин. |
ДЕКАБРЬ «Поделки из ватных дисков»
№/№ | Название занятия | Необходимый материал | Задачи занятия | Время занятия |
1 занятие. | «Зайка» | Ватные диски, ножницы, клей ПВА, фломастеры, картонная основа |
| 25 мин. |
2 занятие. | «Снеговик» | Ватные диски, ножницы, клей ПВА, гуашь, кисть, картонная основа |
| 25 мин. |
3 занятие. | «Барашки» | Ватные диски, ножницы, клей ПВА, цветная бумага, картонная основа |
| 25 мин. |
4 занятие. | «Гусеница» | Ватные диски, ножницы, клей ПВА, гуашь, кисть, картонная основа |
| 25 мин. |
ЯНВАРЬ «Обрывная аппликация из цветной бумаги»
№/№ | Название занятия | Необходимый материал | Задачи занятия | Время занятия |
1 занятие. | «Березка» | Цветная бумага, клей-карандаш, картонная основа |
| 25 мин. |
2 занятие. | «Яичница» | Цветная бумага, клей-карандаш, картонная основа (в форме сковороды) |
| 25 мин. |
3 занятие. | «Цветик-семицветик» | Цветная бумага, клей-карандаш, картонная основа |
| 25 мин. |
4 занятие. | «Бабочка» | Цветная бумага, клей-карандаш, картонная основа |
| 25 мин. |
ФЕВРАЛЬ «Солёное тесто»
№/№ | Название занятия | Необходимый материал | Задачи занятия | Время занятия |
1 занятие. | «Рукавичка» | Соленое тесто, гуашь, кисть, доска для лепки |
| 25 мин. |
2 занятие. | «Подсолнух» | Соленое тесто, гуашь, кисть, доска для лепки |
| 25 мин. |
3 занятие. | «Черепашка» | Соленое тесто, гуашь, кисть, доска для лепки |
| 25 мин. |
4 занятие. | «Мышка-норушка» | Соленое тесто, гуашь, кисть, доска для лепки |
| 25 мин. |
МАРТ «Пластилинография»
№/№ | Название занятия | Необходимый материал | Задачи занятия | Время занятия |
1 занятие. | «Костёр» | Пластилин, картон |
| 25 мин. |
2 занятие. | «Ваза с цветком» | Пластилин, картон |
| 25 мин. |
3 занятие. | «Подснежник» | Пластилин, картон |
| 25 мин. |
4 занятие. | «Скворечник» | Пластилин, картон |
| 25 мин. |
АПРЕЛЬ «Поделки из салфеток»
№/№ | Название занятия | Необходимый материал | Задачи занятия | Время занятия |
1 занятие. | «Лебедь» | Синий картон, салфетки, клей ПВА, ножницы |
| 25 мин. |
2 занятие. | «Мимоза» | Коричневый картон, салфетки, клей ПВА, ножницы |
| 25 мин. |
3 занятие. | «Рябина» | Картон, салфетки, клей ПВА, ножницы |
| 25 мин. |
4 занятие. | Коллективная работа «Натюрморт» | Картон, салфетки, клей ПВА, ножницы |
| 25 мин. |
ПЛАН-СЕТКА ЗАНЯТИЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА
СЕНТЯБРЬ «Фоамиран»
№/№ | Название занятия | Необходимый материал | Задачи занятия | Время занятия |
1 занятие. | «Дары осени» | Фоамиран, ножницы, клей пистолет или момент-гель влажные салфетки |
| 30 мин. |
2 занятие. | «Сова» | Фоамиран, ножницы, клей пистолет или момент-гель влажные салфетки |
| 30 мин. |
3 занятие. | «Солнышко» | Фоамиран, ножницы, клей пистолет или момент-гель влажные салфетки |
| 30 мин. |
4 занятие. | Коллективная работа «Осенний букет» | Фоамиран, ножницы клей пистолет или момент-гель, проволока, длинная тонка палочка с тупым концом влажные салфетки |
| 30 мин. |
ОКТЯБРЬ «Природный материал»
№/№ | Название занятия | Необходимый материал | Задачи занятия | Время занятия |
1 занятие. | «Лодочка» | Скорлупа грецкого ореха, веточки, осенний лист, пластилин |
| 30 мин. |
2 занятие. | «Домик» | Веточки, клей ПВА |
| 30 мин. |
3 занятие. | «Птичка» | Осенние листья, клей-карандаш, картонная основа, фломастеры |
| 30 мин. |
4 занятие. | Коллективная работа. «Аквариум» | Ватман, осенние листья, фломастеры, клей-карандаш |
| 30 мин. |
НОЯБРЬ «Поделки из пищевых круп»
№/№ | Название занятия | Необходимый материал | Задачи занятия | Время занятия |
1 занятие. | «Цыпленок» | Пшено, клей ПВА, картонная основа (с нарисованным цыпленком) |
| 30 мин. |
2 занятие. | «Ежик» | Коричневый пластилин, семечки, горох для носика и глаз |
| 30 мин. |
3 занятие. | «Панда» | Черная и белая фасоль, клей ПВА, картонная основа (с нарисованной пандой) |
| 30 мин. |
4 занятие. | Коллективная работа. «Бабочка» | Горох, гречка, кукуруза, тыквенные семечки, клей ПВА, ватман с нарисованной бабочкой |
| 30 мин. |
ДЕКАБРЬ «Макаронное настроение»
№/№ | Название занятия | Необходимый материал | Задачи занятия | Время занятия |
1 занятие. | «Гирлянда» | Макароны (рожки, перышки), нить, гуашь, кисть |
| 30 мин. |
2 занятие. | «Ежик» | Макароны-спагетти, пластилин, бусинки |
| 30 мин. |
3 занятие. | «Ёлка» | Макароны, картон, клей ПВА, гуашь, кисть |
| 30 мин. |
4 занятие. | Коллективная работа «Снегопад» | Макароны, гуашь, клей ПВА, ватман, кисть |
| 30 мин. |
ЯНВАРЬ «Яичная скорлупа»
№/№ | Название занятия | Необходимый материал | Задачи занятия | Время занятия |
1 занятие. | «Сугроб» | Яичная скорлупа, клей ПВА, кисть, картон, гуашь |
| 30 мин. |
2 занятие. | «Снеговик» | Яичная скорлупа, клей ПВА, кисть, картон, гуашь |
| 30 мин. |
3 занятие. | «Солнышко» | Яичная скорлупа, клей ПВА, кисть, картон, гуашь |
| 30 мин. |
4 занятие. | Коллективная работа «Зимний лес» | Яичная скорлупа, клей ПВА, кисть, ватман, гуашь |
| 30 мин. |
ФЕВРАЛЬ «Техника монотипии»
№/№ | Название занятия | Необходимый материал | Задачи занятия | Время занятия |
1 занятие. | «Бабочка» | Бумага, гуашь, кисть |
| 30 мин. |
2 занятие. | «Букет цветов» | Бумага, гуашь, кисть |
| 30 мин. |
3 занятие. | «Портрет» | Бумага, гуашь, кисть |
| 30 мин. |
4 занятие. | Свободная тема | Бумага, гуашь, кисть |
| 30 мин. |
МАРТ «Аппликация из поролоновых губок»
№/№ | Название занятия | Необходимый материал | Задачи занятия | Время занятия |
1 занятие. | «Солнышко» | Поролон, клей ПВА, ножницы, картонная основа, гуашь, кисть |
| 30 мин. |
2 занятие. | «Весенние цветы» | Поролон, клей ПВА, ножницы, картонная основа, гуашь, кисть |
| 30 мин. |
3 занятие. | «Мамин портрет» | Поролон, клей ПВА, ножницы, картонная основа, гуашь, кисть |
| 30 мин. |
4 занятие. | Коллективная работа «Яблоня» | Поролон, клей ПВА, ножницы, картонная основа, гуашь, кисть |
| 30 мин. |
АПРЕЛЬ «Поделки из ниток»
№/№ | Название занятия | Необходимый материал | Задачи занятия | Время занятия |
1 занятие. | «Капитошка» | Шерстяные нитки, цветная бумага, ножницы. клей ПВА, кисть |
| 30 мин. |
2 занятие. | «Цветок» | Картон, шерстяные нитки, ножницы, клей ПВА, кисть |
| 30 мин. |
3 занятие. | «Бабочка» | Картон, шерстяные нитки, ножницы, клей ПВА, кисть |
| 30 мин. |
4 занятие. | Коллективная работа «Ваза с цветами» | Ватман, шерстяные нитки, ножницы, клей ПВА, кисть |
| 30 мин. |
Информационно-методическое обеспечение программы
Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги, М.: «Просвещение», 1992.
Гульянц Э.К, Базик И.Я. Что можно сделать из природного материала. М.: «Просвещение», 1984.
Демина И.Г.Подарки из природного материала. «Русич», Смоленск, 2001.
Куцакова Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду: Программа и конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
Лыкова И.А. Художественный труд в детском саду: Учебно-методическое пособие. М.: ИД «Цветной мир», 2011.
Лыкова И.А., В.А.Шипунова. Народный календарь. Издательский дом «Цветной мир». М.,2014.
Перевертень Г.И. Самоделки из текстильных материалов,М.: «Просвещение», 1990.
Петрова И.М.. Театр на столе. СПб.: «Детство-пресс», 2003.
Бурда. Уроки детского творчества. «Внешсигма»,1996.
Гаврильченко Т.В. Поделки из природных материалов. - М.: Мир книги, 2011.
Гришина Л. Л. Открытки с сюрпризом. Детский дизайн. – М.: Карапуз, 2010.
Бородкина Н. В. Изобразительная деятельность в детском саду. Новые стандарты дошкольного образования. – Ярославль: Академия развития, 2011.
Дубровская Н. В. Большая энциклопедия поделок. – М.: АСТ, 2011.
Дубровская Н. В. Аппликации из семян и косточек. – М.: АСТ, Сова, 2008.
Казакова Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники. – М: Творческий Центр, 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа художественно – эстетической направленности для детей старшего дошкольного возраста. «Умелые ручки»
Формирование творческой личности — одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Именно в изобразительной деятельности ярче всего раскрываются творческие с...
Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста "Святая Русь - Великая Россия"
Обращение к одной из важных задач нравственного становления личности, какой является воспитание начал патриотизма и гражданственности, свидетельствует о понимании сложности решения данной задачи, связ...
Проект по художественно-эстетическому развитию для детей старшего дошкольного возраста «Умелые ручки»
Художественно-эстетическое развитие - важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действ...
Дополнительная общеразвивающая программа для старшего дошкольного возраста "ТИКО-фантазёры"
Программа "ТИКО-фантазёры"...
Программа дополнительного образования по развитию мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста «Умелые ручки»
Цель кружка: способствовать накоплению сенсорного опыта ребенка через развитие зрительного, слухового и тактильного восприятия, развивать мелкую моторику руки, понимание речи и гармонич...
Интегрированное занятие «Тайна третьей планеты» по дополнительной общеразвивающей программе «ДОБРОмульт». Старший дошкольный возраст.
Интегрированное занятие «Тайна третьей планеты» по дополнительной общеразвивающей программе «ДОБРОмульт»...