Речевое развитие и речевая коммуникация ребенка. Рекомендации психолога педагогам по самоанализу деятельности
консультация по теме
В статье-консультации рассматриваются пункты самопроверки педагогов, даётся их содержательное наполнение
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechevoe_razvitie_rebenka-konsultatsiya_.doc | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ И РЕЧЕВАЯ КОММУНИКАЦИЯ РЕБЕНКА
Рекомендации психолога педагогам по самоанализу деятельности
№ | Пункт самопроверки | Содержательное наполнение | Примечание |
1 | Сотрудники создают условия для развития у детей речевого общения со взрослыми и сверстниками | - создана психологически благоприятная атмосфера для того, чтобы дети не боялись обращаться с вопросами к взрослому человеку: доверительность в общении, доброжелательность педагога, готовность говорить с ребенком с учетом его потребности - речь педагога «подстраивается» под восприятие детей данной возрастной категории (педагог владеет начальными знаниями по возрастному речевому развитию): простые конструкции, доступная лексика, предложения короткие, емкие по содержанию; речь эмоционально насыщенна; тема беседы интересна для ребенка - в конце вопросительного предложения педагог всегда выдерживает паузу , достаточную для того, чтобы ребенок собрался с мыслями и ответил - отсутствует «понукание», поторапливание ребенка во время его ответа - ответ ребенка (его форма и содержание) никогда напрямую не критикуются во избежание протестной реакции молчания. Ответ всегда принимается положительно, а потом начинается доброжелательный анализ содержания («Молодец, ты хорошо ответил, а теперь давай подумаем, что было не совсем верно») - диалог с ребенком до 4 лет ведется лицом к лицу, с применением утрированной артикуляции, медленно, четко, желательно присесть на уровень ребенка. - избегать разговора с ребенком « в спину», когда внимание ребенка сосредоточено на другом. Правило- сначала привлечь внимание ребенка, поймать его взгляд, и только потом начинать разговор - с малышами используется формулировка «давай скажем вместе», или «скажи красиво, как ты умеешь». До 4 лет нельзя использовать прямое требование «скажи правильно». - при затруднениях в речевой коммуникации детей группы необходимо использовать принцип «прямого образца»: «Попроси у Маши машинку. Скажи: Маша, дай, пожалуйста, машинку». | Обязательное владение начальными знаниями по речевому развитию детей данной возрастной группы |
2 | Сотрудники обеспечивают развитие звуковой стороны речи детей в соответствии с их возрастными особенностями | - помнить, что каждому возрасту соответствуют особенности звукопроизношения. То, что является нормой произношения в 6 лет, нельзя брать за основу для детей 4-5 лет. Существуют четкие градации норм звукопроизношения, которые нужно четко знать (наизусть). - уметь давать родителям упрощенные консультации (советы) относительно речи детей, уметь успокоить их тревогу (например, родители четырехлетних детей переживают по поводу того, что ребенок не «рычит») - нельзя критиковать ребенка за неправильно произнесенные звуки (особенно те, которые ребенок еще не может произнести) - подбирать речевой материал для повторения ребенком (стихи, потешки) с учетом речевых возможностей возраста | См в папке «Консультации логопеда»: - Задачи по ЗКР (по возрастам) - Консультации по речевому развитию детей определенного возраста |
3 | Сотрудники создают условия для обогащения словаря детей с учетом возрастных возможностей | - необходимость оформления групп с учетом лексических тем на данный момент, постоянное проговаривание новых понятий, многократное объяснение в случае непонимания. Тематическое оформление помогает структурировать изучаемое, создать некую систему знаний - необходимость учитывать небольшой жизненный опыт ребенка, отсутствие полноценного обучения в семье. В связи с этим- недостаточный уровень общей осведомленности современных детей. Незнание многих, казалось бы, элементарных вещей- это не вина, а беда современного ребенка, который не получает достаточного практического и чувственного опыта в семье, не имеет возможности черпать эти знания от родителей (их занятость на работе, усталость, незаинтересованность) | См лексические темы |
4 | Сотрудники создают условия для овладения детьми грамматическим строем речи | - собственная грамотная речь педагога - многократное проговаривание однотипных речевых форм (падежные окончания, согласование слов; речевые игры на словообразование и словообразование : «Чего не стало?», «Чем мы это делаем?», «1-2-5», «Скажи ласково», «Животное и детеныш», «Один-много», «Маленький и большой» и т.п. - ребенок может допускать речевые ошибки, и задача педагога в этом случае- не порицание, а правильное проговаривание ВСЛЕД за ребенком той же фразы | См «Рекомендации по оформлению уголков ЗКР» |
5 | Сотрудники развивают у детей связную речь с учетом их возрастных особенностей | - педагог инициирует рассказ ребенка на заданную тему, стимулирует и подбадривает - с целью детализировать рассказ ребенка педагог задает наводящие и уточняющие вопросы - педагог учит ребенка продумывать заранее, о чем бы тот хотел рассказать, составлять устный мини-план - с целью развить связную речь с элементами творческого фантазирования - ребенку могут предлагаться шуточные и фантазийные темы для устных сочинений - педагог учит детей владеть диалогической формой речи- умением задавать вопросы по теме и давать конкретный ответ на поставленный вопрос. В случае затруднения- давать речевые образцы (ролевые игры «Телефонный разговор», «В магазине» и тп) - использование наглядного материала для развития связной речи: умение составить рассказ по предметной картине (описательный), сюжетной картине (где происходит действие), по серии последовательных сюжетный картин (тн «мультик» с развертыванием сюжетной линии), по картинам с проблемным сюжетом (умение выделить главное, суть, понять юмор), по картинам с заведомо допущенными ошибками («художник ошибся») - с целью развития речи и логического мышления, педагог предлагает ребенку дополнить рассказ другого ребенка по картине, обогатить собственными подробностями, придумать начало или конец истории, объяснить, почему произошло это событие, что было после и тд - педагог учит детей обогащать свою речь подробностями, используя прием «развертывания» фразы (по картинке: «Зайчиха. Мама-зайчиха. Мама-зайчиха кормит. Мама-зайчиха кормит зайчат. Мама-зайчиха кормит зайчат морковкой.» При этом задаются вопросы- помощники: Кто? Что делает? Кого? Чем? И тп) - педагог обогащает детскую речь с помощью подбора «красивых слов» (Мама какая? А еще какая?...) , а также формирования глагольного словаря (поиск синонимов, антонимов ,…) | См «Рекомендации по оформлению уголков ЗКР» |
6 | Сотрудники обеспечивают развитие у детей понимания речи | - подробное пояснение данного педагогом задания. («Наклей. Это значит возьми кисточку, намажь клеем, приложи детали друг к другу».) - уточнение смысла слов (для этого необходимо всегда интересоваться у детей, понимают ли они, о чем идет речь) . Необходимо исходить из того, что дети вправе не владеть речью в достаточной степени, иметь бедный словарь, стесняться спрашивать, отвечать на вопросы. Надо НАУЧИТЬ. - использовать синонимы для пояснения мысли взрослого (перешагни = переступи = перейди,…) - | |
7 | Сотрудники создают условия для развития планирующей и регулирующей функции речи детей в соответствии с их возрастными особенностями | - педагог учит ребенка продумывать заранее, о чем бы тот хотел рассказать, составлять устный мини-план - использовать прием «переформулирования» мысли ребенка. (- Где моя игрушка? – Ты хочешь спросить, кто последний играл с твоей игрушкой и куда он ее положил?) - учить ребенка обозначать словом собственные мысли и чувства, договариваться с ровесниками, проговаривать правила игры, задавать вопросы на интересующие темы, объяснять причины своих поступков, действий - при затруднениях в речевой коммуникации детей группы необходимо использовать принцип «прямого образца»: «Попроси у Маши машинку. Скажи: Маша, дай, пожалуйста, машинку». - педагог инициирует рассказ ребенка на заданную тему, стимулирует и подбадривает | См другие разделы |
8 | Сотрудники приобщают детей к культуре чтения художественной литературы | - рассматривание иллюстраций к книгам с краткими устными комментариями - организация красочных тематических литературных выставок - организация чтения с последующим разыгрыванием по ролям - чтение с последующим рисованием - чтение известных сказок и рассказов с элементами фантазирования (А что было бы, если бы Колобок отказался сесть на нос лисичке?) - обсуждение текстов, прочитанных ребенку мамой (организуется совместно с родителями) - организация выставок «одного произведения» : дети приносят из дома различные издания одной и той же сказки (рассматривание иллюстраций, обсуждение, высказывание мнений, выставление оценок издателям и тд) - создание ситуации эмоционального ожидания (« А эту зимнюю сказку я прочту вам только после Нового года») | |
9 | Сотрудники поощряют детское словотворчество | - помнить, что возраст активного словотворчества- 3-5 лет - словотворчество- это придумывание ребенком собственных слов- заменителей, поскольку устойчивые речевые формы еще не отработаны (лопатка = копатка (от слова копать), волчица = волчиха (потому что есть ежиха и олениха), стол = стольчик (потому что стул- стульчик)) - помнить, что «ошибки» словотворчества- это важный и прекрасный этап речевого развития, свидетельствующий о том, что у ребенка присутствует чувство языка - обязательно записывать смешные выражения детей, радовать ими родителей, составлять книги из детских рассказов (записанных взрослым с сохранение лексики ребенка, без «улучшения») | |
10 | В ДОУ ведется обучение иностранному языку | Факультативно, платная услуга | |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие». Раздел «Речевое развитие» во 2-й группе раннего возраста
Игра с картиной "Весна" используя на занятии технологию ОТСМ ТРИЗ-РТВЦель –развитие умений в составлении рассказа по сюжетной картине...
Выступление на педсовете на тему "Создание психолого-педагогических условий для расширения речевой практики детей, развития их речевой активности в речевой коммуникации"
Выступление на педсовете на тему "Создание психолого-педагогических условий для расширения речевой практики детей, развития их речевой активности, потребности в речевой коммуникации....
Методическая разработка по речевому развитию (ОО "Речевое развитие") на тему "Что такое зима?" для второй младшей группы детского сада
Знакомство детей 3 -4 лет с волшебным временем года - зима. А если ее еще можно увидеть, потрогать, рассмотреть ее наряд, расказать ей снежную историю и зимние стихи, то занятие по речевому развитию п...
Методическая разработка по речевому развитию по речевому развитию во второй младшей группе. Тема «Осень»
Методическая разработка по речевому развитию детей 3 - 4 лет на тему "Осень"...
Конспект ООД образовательная область «Речевое развитие» раздел «Речевое развитие» Тема: «К нам пришла Весна!»
Закрепление представлений о весне и ее приметах. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Весна»...
Конспект организованной образовательной деятельности образовательная область «Речевое развитие» раздел «Речевое развитие» Тема: «К нам приехали друзья» возрастная группа: вторая группа раннего возраста
Программное содержание: повышение познавательной и речевой активности детей в процессе игровойдеятельности.Задачи:Образовательные: - формировать грамматический строй речи, побуждать детей согласо...