Методическая разработка по речевому развитию (ОО "Речевое развитие") на тему "Что такое зима?" для второй младшей группы детского сада
методическая разработка по развитию речи (младшая группа)

Уланова Наталия Викторовна

Знакомство детей 3 -4 лет с волшебным временем года - зима. А если ее еще можно увидеть, потрогать, рассмотреть ее наряд, расказать ей снежную историю и зимние стихи, то занятие по речевому развитию по лексической теме "Зима" пройдет очень увлекательно, дети быстро и легко запомнят приметы зимы, активизируют словарь по теме и выучат много новых слов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doc1.docx139.82 КБ
Файл chto_takoe_zima_3-4_goda.docx19.1 КБ
Файл doc2.docx128.37 КБ

Предварительный просмотр:

IMG_20211205_190635.jpg



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №388»

Конспект  занятия по развитию речи

ОО « Речевое развитие»

«Что такое зима?»

Вторая младшая группа

           Воспитатель:

                                                                                                     Уланова Н.В.

г. Нижний Новгород

2021 г.

Методическая разработка занятия по развитию речи

во второй младшей группе

Тема: «Что такое зима?»

Задачи:

1. Расширить и обогатить словарь по теме «Зима»;

2. Формировать элементарные представления о зимних играх;

3. Закрепить умения отвечать на вопросы педагога простым предложением;

4.Учить составлять простые распространенные предложения с опорой на картинки;

5. Закрепить понимания простых инструкций;

6. Развитие памяти и слухового внимания.

Предварительная работа: беседа с детьми о сезонных изменениях в природе зимой, наблюдение за погодой; внесение в развивающую предметно-пространственную образовательную среду игрушек Зима, Снеговик, картин с изображением зимы в городе, в лесу.

Материалы и оборудование: колокольчик, бубен, ложки, погремушка, картинки с изображением примет разных времен года, сюжетная картина «Зима в городе», «Зима в лесу», магнитная доска, картинки с изображением зимней одежды разных цветов (для игры), картинка с изображением зайца, мячик, игрушка Зима, санки, снеговик, лыжи, елочные игрушки.

Индивидуальная работа: разучивание стихотворения на зимнюю тему с двумя детьми.

Ход занятия:

1.Мотивация образовательной деятельности.

Дети стоят полукругом.

Дидактическая игра «Где звенит?»:  дети стоят полукругом, закрывают глаза, педагог берет колокольчик, отходит на некоторое расстояние от детей и звенит, дети поворачивают голову на звон колокольчика.

Кто-то к нам идет, и звенит в колокольчик. Кто это, давайте посмотрим. Появляется кукла Зима: рассматриваем с детьми куклу, отмечаем, что наряд у зимы белый, пушистый, сверкают снежинки (бусинки). А что принесла нам Зима? Снеговик, санки, снег, елку, коньки, лыжи, снежинки. Давайте поиграем с Зимой в игру – превратимся в снежинки и покружимся вокруг Зимы, так мы с ней поздороваемся. Дети встают вокруг Зимы и водят в хоровод под слова педагога:

Снежиночки – пушиночки                          идти по кругу, взявшись за руки

устали на лету,

Кружиться перестали,                                       покружиться

Присели отдохнуть.                                           присесть на корточки

2. Основная часть.

Садимся на места. Как мы с вами сейчас покружились? Как снежинки. Когда мы можем увидеть снежинки? Зимой.

 Пальчиковая гимнастика «Мороз»

На дворе мороз и ветер,                           сжимать и разжимать кулачки

На дворе гуляют дети

Ручки, ручки потирают,                             потереть ладошки

Ручки, ручки согревают

Не замерзнут ручки –крошки,                   погрозить пальчиком

Мы похлопаем в ладошки.

Вот как хлопать мы умеем,                        хлопать в ладоши

Вот как ручки мы согреем.

Рассматривание картины «Зима в городе». Посмотрите за окошко, что там мы видим? Везде лежит снег, он белый, пушистый. Когда снег падает, он ложится на дорогу, землю, дома, машины, все становится белым и сверкающим. Мы с вами надеваем теплую одежду – посмотрите на картинке, как одеты дети? У всех шапки, шарфы, варежки, шубки, теплые штаны и сапоги.

Зима мне прошептала что-то на ушко, она просит, чтобы мы отгадали загадку (чтение загадки педагог сопровождает жестами):

Две сестренки, две плетенки,

Из хорошей шерсти тонкой,

Как гулять – так надевать,

Чтоб не мерзли пять да пять. Варежки

Дидактическая игра «Подбери по цвету»: детям раздавать по три картинки с изображением зимней одежды разного цвета, каждый ребенок называет свои картинки, показывая их остальным ребятам. Затем педагог называет цвет, показывает карточку этого цвета и ставит ее на доску. Ребенок, у которого на картинке предмет одежды этого цвета, должен поставить ее рядом. Когда выставлены все картинки одного цвета, хором проговариваем их название, интонационно выделяя окончание прилагательного (шапка красная, шарф красный).        

А еще Зима принесла нам что-то в волшебном мешочке. Педагог предлагает детям опустить руки в волшебный мешочек и вынуть по одной игрушке. В мешочке лежат игрушки – санки, коньки, лыжи, снеговик, шишки, шары, звездочки. Дети достают по одной игрушке, называют ее. Что принесла нам Зима?

Рассматривание картины «Зимой на прогулке». Педагог: на улице зима, снег, холодно. Мы надеваем теплые вещи. На прогулке можно кататься на санках. А что еще можно делать? По картине дети отвечают на вопрос: лепить снеговика, кататься с горки, расчищать дорожки. Беседа по картине по вопросам педагога: кто едет на санках? Кто везет санки? Кто лепит снеговика? На чем катаются дети? Какое настроение у ребят? А что еще мы можем увидеть на картине? Обратить внимание, что идет снег, полюбоваться на красивую природу зимой. Предложить послушать небольшой рассказ: «Зима. Идет пушистый снег. Дети гуляют. Старший мальчик везет на санках малыша. Малыш доволен. Девочки лепят снеговика. Мальчики катаются с горки. Один мальчик расчищает дорожку от снега. Все кругом белое и красивое. Детишки улыбаются, радуются зиме».  Какое настроение у детей на картинке, как они рады зиме? Мимическое упражнение «Улыбка».

Зима нам принесла санки, коньки, снеговика снежинки, а еще что нам принесла Зима? Елочные игрушки.

Упражнение «Елочная игрушка» (на координацию речи с движением)

Синий шар купили Светке      показывают руками круг

Ах, какой красивый!               качают головами

Он теперь висит на ветке         запрокидывают голову и смотрят вверх

И похож на сливу.                      показывают пальчиками маленький круг

А зачем нам Зима принесла елочные игрушки? Скоро праздник – Новый год. Этот праздник к нам приходит зимой, когда выпадает снег, укутывает землю, дома, деревья, наступает волшебство.

Давайте порадуем Зиму и поиграем на разных инструментах. Игра «Узнай звук»: бубен, колокольчик, погремушка, ложки. За ширмой педагог звучит разными игрушками, а дети узнают пот звуку, что звучало.

Дидактическая игра «Так бывает или нет?» Зимой можно играть в снежки? Зимой можно лепить снеговика? Зимой можно собирать ягоды? Зимой можно плавать в речке? Зимой можно кататься на санках? Зимой можно кататься на велосипеде?

Зимой идет снег, все становится белым: и земля, и дома, и деревья, зимой мороз, зато зимой можно лепить снеговика, кататься с горки на санках, играть в снежки, и, конечно, наряжать елку. Вот такие зимние забавы принесла нам зима.

Зима загадала еще одну загадку:

Шубку он свою меняет,

Зиму в белой коротает,

Летом в серую одет,

Зайца цвет спасет от бед.

Отгадку мы сейчас Зиме покажем, правда?

Подвижная игра «Зайки белые сидят» - дети выполняют движения в соответствии с текстом потешки:

Зайки белые сидят и ушами шевелят,

Вот так, вот так, они ушами шевелят.

Зайкам холодно сидеть, надо лапочки погреть,

Вот так, вот так, надо лапочки погреть.

Зайкам холодно стоять, надо зайкам поскакать,

Вот так, вот так, надо зайкам поскакать.

Кто это? Зайка. Рассматриваем картинку с изображением зайца зимой, педагог читает текст:

Этот зверь живет в лесу. Летом он грызет морковку, а зимой – кору деревьев. Когда выпадает снег, он становится белым, зимой он носит белую шубку, а летом  - серую. На белом снегу белого зверька становится не видно, и ни лиса, ни волк ему не страшны.

Вы догадались, что я вам сейчас рассказала про зайца. Беседа по вопросам и картине: где живет заяц,  какие у него уши, какая шубка, что он любит есть, как помогает цвет шубки зайцу?

3. Заключительная часть.

 Какое время года наступило? Зима. Что зимой бывает? Идет снег, становится холодно, мы надеваем теплую одежду. Про какого зверька мы сегодня узнали? Про зайца. Какой он становится зимой? Белым.



Предварительный просмотр:

IMG_20211206_090609.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка родительского собрания во второй младшей группе детского сада На тему: «Давайте познакомимся!»

Актуальность проблемы адаптации детей к ДОУ занимает в дошкольной педагогике ведущее место. Это связано с тем, что детский сад – новый период в жизни ребенка и поступление в него сопряжено с тяжелыми ...

Методическая разработка Родительское собрание во второй младшей группе детского сада

Мероприятие по взаимодействию с семьёй, направленно на формирование позитивного сотрудничества детей и их родителей в совместной деятельности.   Материал может быть использован воспитателями детс...

Методическая разработка Проект «Что умеют наши пальчики» во второй младшей группе детского сада

Цель проекта - активизация речи детей, развитие мелкой моторики с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей....

Методическая разработка: Конспект НОД по развитию речи во второй младшей группе детского сада

Цель: познакомить детей с текстом русской-народной сказки «Маша и Медведь» и его художественным миром.Задачи:Развитие речи: упражнять детей  воспринимать литературное произведени...

Методическая разработка по окружающему миру: конспект занятия по окружающему миру в первой младшей группе детского сада (возраст 2–3 года) «На птичьем дворе»

В этом конспекте дети знакомятся с окружающим миром пернатых домашних птиц, с их внешним видом и возможностью воспроизводить звуки птиц. Это способствует пополнению и активизации речевого словаря дете...

Конспект НОД по развитию речи По средством песочной терапии во второй младшей группе детского сада «Сказка за сказкой»

Конспект НОД по развитию речиПо средством песочной терапииво второй младшей группе детского сада «Сказка за сказкой»...