Конспект организованной образовательной деятельности образовательная область «Речевое развитие» раздел «Речевое развитие » Тема: «Космическое путешествие» возраст
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Хасанова Гульчачак Рафаэлевна

Программное содержание:                                                                                                               Задачи:
Образовательные:

1. Формирование практических умений и навыков пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью;
2. Пополнение, расширение, активизация словарного запаса детей;
3. Развитие лексико-грамматической основы речи, посредствам подбора различных дидактических игр.
 Развивающие:
1. Повторение и закрепление звука Р;
2. Закрепление правильного звукопроизношения в словах, пословицах и стихах;
3. Развитие диалогической речи;
4. Развитие лексико-грамматического строя речи при словообразовании и словоизменении.
Воспитательные:
1. Формирование нравственных качеств: готовность прийти на помощь, чувство коллективизма;
2. Воспитание культуры речевого общения;
3. Воспитание внимания к собственной речи; интереса к занятиям по развитию речи.

Активизация словаря: космос, планеты, солнечная система.

Предварительная работа:
1. Знакомство со звуком «Р» на занятии по развитию речи;
2. Беседа с детьми на тему: «Космос» /кто был первым космонавтом, космические планеты/
3. Разучивание с детьми стихов;
4.Проведение занятий по рисованию, аппликации на тему «космос», оригами «ракета»;
5. Чтение рассказов из книги «летающие звезды» А. Ткаченко;
6. Рассматривание картинок из серии Л.Б. Дерягина «Дошкольникам о российских покорителях космоса»
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_ood_kosmicheskoe_puteshestvie.docx27.83 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №4 с. Кандры

муниципального района Туймазинский район

Республики Башкортостан

Конспект

                   организованной образовательной деятельности

                   образовательная область «Речевое развитие»

                   раздел «Речевое развитие »

                  Тема: «Космическое путешествие»

                 возрастная группа:  старшая группа  

 

                                                                                                 

                                                                           Выполнил:

                                                                           воспитатель Хасанова Г.Р.

                                                                           категории: первая

                                                                           стаж в данной должности 30 лет

 

 

Конспект ООД по развитию речи

в старшей группе Космическое путешествие».

                                                                   

 Программное содержание:                                                                                                               Задачи:
Образовательные:
1. Формирование практических умений и навыков пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью;
2. Пополнение, расширение, активизация словарного запаса детей;
3. Развитие лексико-грамматической основы речи, посредствам подбора различных дидактических игр.
 Развивающие:
1. Повторение и закрепление звука Р;
2. Закрепление правильного звукопроизношения в словах, пословицах и стихах;
3. Развитие диалогической речи;
4. Развитие лексико-грамматического строя речи при словообразовании и словоизменении.
Воспитательные:
1. Формирование нравственных качеств: готовность прийти на помощь, чувство коллективизма;
2. Воспитание культуры речевого общения;
3. Воспитание внимания к собственной речи; интереса к занятиям по развитию речи.

Активизация словаря: космос, планеты, солнечная система.

Предварительная работа:
1. Знакомство со звуком «Р» на занятии по развитию речи;
2. Беседа с детьми на тему: «Космос» /кто был первым космонавтом, космические планеты/
3. Разучивание с детьми стихов;
4.Проведение занятий по рисованию, аппликации на тему «космос», оригами «ракета»;
5. Чтение рассказов из книги «летающие звезды» А. Ткаченко;
6. Рассматривание картинок из серии Л.Б. Дерягина «Дошкольникам о российских покорителях космоса»
Материал:
картинки с изображением планет,
игрушки: Лунтик, мяч, аудиозапись космической музыки,
лазерные фонарики для создания эффекта «звездного неба»,
цветные звездочки большие для созвездий и маленькие в качестве поощрения.
Используемая литература:
1. Л.Б. Дерягина «Дошкольникам о российских покорителях космоса».
2. Н.В. Лабодина Комплексные занятия, старшая группа.

ХОД:

Воспитатель: Ребята отгадайте, пожалуйста, загадку.

Там звезды сияют,

Ракеты летают,

Кометы галактики в нем.

Вселенная наша,

Ее нету краше,

И мы все мечтаем о нем.

(Космос).

Воспитатель: Ребята, что вы знаете про космос:

Дети: Космос это небо, в котором есть звезды, летают спутники, метеориты. Земля, на которой мы живем, тоже является частью космоса.  

Воспитатель: Готовы лететь в космос? Давайте пройдем в ракету и проверим, работает ли двигатель и все системы исправны: ЗКР
• Проверяем запас топлива (с-с-с-с)
• Проверяем люки (а-а-а-а, вверх-вниз)
• Проверяем радио (произносим короткий звук «у» с разной интонацией)
• Включаем двигатель (р-р-р)
• Надеваем скафандр (ших-ших-ших)
 Внимание, 5,4,3,2,1 - пуск.

Пальчиковая гимнастика

Космонавты Космонавтом хочешь стать?

Сильным быть и ловким? Надо пару подобрать

И лицом друг к другу встать.

Если чистые ладошки — Значит можно начинать(выполнять движения по тексту)

Раз, два, три, четыре, пять (по одному загибают пальчики на обеих руках)

В космос полетел отряд (соединяют ладошки вместе, поднимают руки вверх)

Командир в бинокль глядит, (пальца обеих рук соединяются с большими, образуя бинокль)

Что он видит впереди?

Солнце, планеты, спутники, кометы, (загибают пальчики обеих рук)
Большую жёлтую луну.
Воспитатель:  Мы скафандр надеваем.                      

                           Чтобы в космос полететь
                          Много нового узнаем
                          Нужно только захотеть!
                         - Наш экипаж к полету готов
                         Внимание! Внимание!
                         Отправляемся в полет!
Воспитатель:  - Посмотрите, ребята, как много звезд вокруг! Мир звезд разнообразен. В безоблачный ясный вечер небо усыпано множеством звезд. Они кажутся маленькими, потому что находятся далеко. На самом деле звезды – это огромные раскаленные газовые шары, похожие на солнце.
Воспитатель:  - Вокруг нашего солнца вращаются девять планет.

Воспитатель:  - Послушайте внимательно стихотворение о планетах.
По порядку все планеты
Назовёт любой из нас:
Раз — Меркурий,
Два — Венера,
Три — Земля,
Четыре — Марс.
Пять — Юпитер,
Шесть — Сатурн,
Семь — Уран,
За ним — Нептун.
Он восьмым идёт по счёту.
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.
(Аркадий Хайт)
Воспитатель:  - Первая планета Меркурий (показываю изображение планеты).
Эта планета находится ближе всех к солнцу, она самая маленькая. Давайте вместе произнесем это слово и запомним название планеты!

Дети. Планета Меркурий (хоровые и индивидуальные ответы)
/На каждой планете дети выполняют задания./

Воспитатель.  Посмотрите на картинки. Скажите, что на них нарисовано.

1-й ребенок. Три звезды.

2ребенок. Шесть звезд.

3ребенок. Два спутника.

4-й ребенок. Пять спутников.

Воспитатель.  Верно. Молодцы.

Воспитатель собирает картинки.

Воспитатель.   Задание. Выберите только те слова, которые связаны с темой «Космос»

Игра: «Четвёртый лишний»

Солнце, сон, солнечный, солнышко.
Планета, план, планетный, планетарий.
Спутник, путник, спутник, спутник.
Астроном, астроном, гастроном, астроном

/Дети перелетают на другую планету, имитируя космонавтов в космосе под космическую музыку, в это время мой помощник направляет лазерные фонарики на потолок и создается эффект «звездного неба»/.
Воспитатель.  - Вторая планета, на которую мы прилетели, называется Венера. (Показываю изображение планеты). Здесь очень жарко. Давайте произнесем это слово и запомним его.
/дети произносят слово Венера и находят звук «р»/
Задание: «Скажи наоборот»:
День -…ночь
Ярко — …темно
Солнце -…луна
Улетать — …прилетать
Прилуниться - …приземлиться
Воспитатель.  - Ну, что ж, ребята, вы выполнили задание, пора отправляться дальше.
/
Дети перелетают на следующую планету, имитируя космонавтов в космосе под космическую музыку/.
Воспитатель.  - Посмотрите в иллюминаторы, мы приближаемся к планете под названием Марс. Планета марс выглядит красной и видна на небе, как красноватая звезда. Давайте произнесем ее название и запомним его.

Дети. Планета  Венера (хоровые и индивидуальные ответы)
/На каждой планете дети выполняют задания./

Физкультминутка

Начинаем тренировку,

Чтобы сильным стать и ловким (руки сгибают в локте, показывают «мускулы»)

Ждёт нас быстрая ракета.

 Для полёта на планету.

Отправляемся на Марс, (подняться на носки, руки вверх)

Звёзды, в гости ждите нас.

По ступенькам поднялись, (ходьба на месте)

 Дружно за руки взялись (имитация подъёма в ракету по ступенькам) Аккуратно надо сесть, (дети садятся в ракету)

Чтоб приборы не задеть.

Кресло займи, (педагог отдаёт команды) 

Пристегнуть ремни — (имитация закрепления ремней)

Раз, два, три… летим! (бег, руки в стороны)

Воспитатель.   Ребята, отправляемся в полет! Впереди нас ждет встреча с другими удивительными планетами.
Воспитатель.  - А вы знаете, кто был первым космонавтом?

Дети.  Юрий Гагарин
Воспитатель.  Да, 12 апреля 1961 года на космическом корабле «Восток» Ю.А.Гагарин совершил полет в космос. С тех пор каждый год 12 апреля наша страна отмечает День космонавтики…
Воспитатель.  - Ребята, послушайте стихотворение, которое называется:
«Юрий Гагарин»
В космической ракете
С названием «Восток»
Он первым на планете
Подняться к звёздам смог.
Поёт об этом песни
Весенняя капель:
Навеки будут вместе
Гагарин и апрель.
/Дети перелетают на другую планету, имитируя космонавтов в космосе под космическую музыку, в это время мой помощник направляет лазерные фонарики на потолок и создается эффект «звездного неба»/.
Воспитатель.  Мы приближаемся к планете Юпитер, над которой повисла угроза, ей нужно помочь удержаться во Вселенной! А для этого нужно выполнить задание.

Воспитатель.  Задание. Выберите только те слова, которые связаны с темой «Космос»

Игра: «Четвёртый лишний»

Солнце, сон, солнечный, солнышко.
Планета, план, планетный, планетарий.
Спутник, путник, спутник, спутник.
Астроном, астроном, гастроном, астроном

Воспитатель.  - Посмотрите в иллюминаторы – мы приближаемся к планете Сатурн (показываю изображение планеты).

Воспитатель.  Обратите внимание — эту планету окружают кольца, давайте произнесем название планеты и запомним его.
/дети произносят слово Сатурн и находят звук «р»/.
Задание: «Образуй множественное число».
Например: ракета-…ракеты;
комета – …кометы;
планета-…планеты;
космонавт-…космонавты, с
созвездие-… созвездия.
- Ребята, какие созвездия вы знаете?
/ответы детей: большая медведица, микроскоп, павлин, гончие псы, муха, крест, южная корона, компас и т.д./
Игра «Собери созвездие»
/Дети делятся на команды и по образцу выкладывают из звездочек свои созвездие./

Игра «Летает – не летает»
Если я называю слово, что летает - вы подымаете руки. Что не летает – руки вы не подымаете. Но будьте очень внимательны, так как я вас буду путать.
- Самолет летает? … Летает.
- Луноход летает? … Не летает
- Космонавт летает? … Летает.
- Спутник летает? … Летает.
- Звезда летает? … Не летает.
- Вертолет летает? … Летает.
- Ракета летает? … Летает.
/Дети перелетают на другую планету под космическую музыку/.
Воспитатель.  - Летим на планету Уран. Это седьмая планета по удаленности от солнца. На ней ребята очень холодно и сухо.

 Задание: «Подели на слоги»

Разделить слова на слоги можем без сомнения и покажем вам сейчас, все свои умения.
Воспитатель.  Я буду называть слова, а вы мне будете прохлопывать их по слогам. Сколько хлопков - столько и слогов.
(Ракета, планета, робот, комета, лунатик, телескоп, звездочет, Марс, Венера, Луна, звездолет, орбита).

/Дети перелетают на другую планету под космическую музыку/.

Воспитатель.  - Ребята, нам осталось долететь еще до двух планет солнечной системы – это Нептун и Плутон. Эти планеты, так же как и Уран находятся далеко от солнца и поэтому на них очень холодно. Чтобы нам не замерзнуть и не заболеть нужно выполнить еще одно задание.
Задание: «Назови ласково».
Например: звезда -…звездочка;
облако-…облачко;
солнце -…солнышко;
небо -…небушко;
самолет -…самолетик;
вертолет -…вертолетик.
Воспитатель.  - Молодцы ребята, с заданием справились.
Воспитатель.  - Отгадайте, на какую планету мы сейчас полетим?
Эта планета – любимый наш дом,
На ней мы с рожденья до смерти живем.
Планета прекрасна: моря, океаны.
Цветы и деревья там, разные страны,
И солнце сияет с зари до заката, что за планета, скажите, ребята!

Воспитатель.  - Посмотрите в иллюминаторы, мы подлетаем к самой чудесной, к самой красивой и любимой планете Земля.
Воспитатель.  - Ребята у планеты Земля есть свой спутник.
Воспитатель.  - Послушайте загадку и отгадайте, какой у Земли спутник.
Только лучше звезд видна
В небе полная … (луна).

Воспитатель.  - Ребята, к нам в гости с Луны пришел «Лунтик».
Он хочет с вами поиграть.
Игра-викторина «Угадай-ка».
Лунтик . Самая большая и горячая звезда во вселенной ?

Дети.  Солнце.
Лунтик . Человек, который летает в космос?

 Дети.   Космонавт.
Лунтик . Как называется, летательный аппарат, в котором летят в космос?

 Дети.   Космический корабль.
Лунтик . Как называется и животное, и созвездие?

Дети.   Медведица.
Лунтик . Почему на земле есть день и ночь?

Дети.   Планета вращается вокруг себя.
Лунтик . Кто был первым космонавтом, полетевшим в космос?

Дети.   Юрий Гагарин.
 Лунтик . Кто еще побывал в космосе кроме людей?

Дети.   Собаки Белка и Стрелка, мыши, крысы, кролики и даже шимпанзе.
 Лунтик . Как назывался космический корабль, на котором Гагарин совершил свой первый полет?

Дети.   «Восток».
 Лунтик .  Какой праздник наша страна празднует каждый год 12 апреля?

Дети.   День космонавтики.

Воспитатель.   Представьте, что вы встретили инопланетянина, чтобы вы могли рассказать о нашей планете. Составление рассказа о космосе с опорой на мнемотаблицу.

Космос – это безвоздушное огромное пространство вокруг нашей планеты. В этом пространстве движутся звёзды, летают кометы, метеориты, астероиды, кружатся планеты. Планеты вместе с солнцем образуют солнечную систему. В солнечной системе 8 планет: меркурий, венера, земля, марс, юпитер, сатурн, уран, нептун. Планета на которой мы живём называется земля. Космонавты проводят различные исследования в космосе, изучают звёзды и планеты.

 

 Рефлексия: 

Воспитатель.   - Ребята! Наше путешествие подошло к концу. Вам понравилось путешествовать по планетам? Что вам больше всего запомнилось?
Воспитатель.   Сейчас Лунтик раздаст всем вам ребята звездочки на память о нашем путешествии.

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие». Раздел «Речевое развитие» во 2-й группе раннего возраста

Игра с картиной "Весна" используя на занятии технологию ОТСМ ТРИЗ-РТВЦель  –развитие умений в  составлении рассказа по сюжетной картине...

Конспект организованной образовательной деятельности Образовательная область: «Речевое развитие» Раздел: «Развитие речи» Тема: чтение стихотворения А.Барто «Лошадка» Возрастная группа: второй ранний возраст

Конспект организованной образовательной деятельностиОбразовательная область: «Речевое развитие»Раздел: «Развитие речи»Тема: чтение стихотворения А.Барто «Лошадка»Во...

Конспект организованной образовательной деятельности образовательная область: «Речевое развитие» Раздел: «Развитие речи» Тема: «Путешествие в сказку» возрастная группа: младшая группа

Ознакомление детей со звуком "О" и обучение чёткой правильной артикуляции, развивать речевое дыхание, тренируя детей в произношении звука длительно и на одном выдохе....

Конспект ООД образовательная область «Речевое развитие» раздел «Речевое развитие» Тема: «К нам пришла Весна!»

Закрепление представле­ний о весне и ее приметах. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Весна»...

Конспект организованной образовательной деятельности образовательная область «Речевое развитие» раздел «Речевое развитие» Тема: «К нам приехали друзья» возрастная группа: вторая группа раннего возраста

Программное содержание: повышение познавательной и речевой активности детей в процессе игровойдеятельности.Задачи:Образовательные: - формировать грамматический строй речи, побуждать детей согласо...

Конспект организованной образовательной деятельности образовательная область «Речевое развитие» раздел «Развитие речи » Тема: «Путешествие в страну сказок»

Цель:  Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими....