Конспект организованной образовательной деятельности образовательная область «Речевое развитие» раздел «Речевое развитие » Тема: «Космическое путешествие» возраст
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Программное содержание: Задачи:
Образовательные:
1. Формирование практических умений и навыков пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью;
2. Пополнение, расширение, активизация словарного запаса детей;
3. Развитие лексико-грамматической основы речи, посредствам подбора различных дидактических игр.
Развивающие:
1. Повторение и закрепление звука Р;
2. Закрепление правильного звукопроизношения в словах, пословицах и стихах;
3. Развитие диалогической речи;
4. Развитие лексико-грамматического строя речи при словообразовании и словоизменении.
Воспитательные:
1. Формирование нравственных качеств: готовность прийти на помощь, чувство коллективизма;
2. Воспитание культуры речевого общения;
3. Воспитание внимания к собственной речи; интереса к занятиям по развитию речи.
Активизация словаря: космос, планеты, солнечная система.
Предварительная работа:
1. Знакомство со звуком «Р» на занятии по развитию речи;
2. Беседа с детьми на тему: «Космос» /кто был первым космонавтом, космические планеты/
3. Разучивание с детьми стихов;
4.Проведение занятий по рисованию, аппликации на тему «космос», оригами «ракета»;
5. Чтение рассказов из книги «летающие звезды» А. Ткаченко;
6. Рассматривание картинок из серии Л.Б. Дерягина «Дошкольникам о российских покорителях космоса»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_ood_kosmicheskoe_puteshestvie.docx | 27.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №4 с. Кандры
муниципального района Туймазинский район
Республики Башкортостан
Конспект
организованной образовательной деятельности
образовательная область «Речевое развитие»
раздел «Речевое развитие »
Тема: «Космическое путешествие»
возрастная группа: старшая группа
Выполнил:
воспитатель Хасанова Г.Р.
категории: первая
стаж в данной должности 30 лет
Конспект ООД по развитию речи
в старшей группе Космическое путешествие».
Программное содержание: Задачи:
Образовательные:
1. Формирование практических умений и навыков пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью;
2. Пополнение, расширение, активизация словарного запаса детей;
3. Развитие лексико-грамматической основы речи, посредствам подбора различных дидактических игр.
Развивающие:
1. Повторение и закрепление звука Р;
2. Закрепление правильного звукопроизношения в словах, пословицах и стихах;
3. Развитие диалогической речи;
4. Развитие лексико-грамматического строя речи при словообразовании и словоизменении.
Воспитательные:
1. Формирование нравственных качеств: готовность прийти на помощь, чувство коллективизма;
2. Воспитание культуры речевого общения;
3. Воспитание внимания к собственной речи; интереса к занятиям по развитию речи.
Активизация словаря: космос, планеты, солнечная система.
Предварительная работа:
1. Знакомство со звуком «Р» на занятии по развитию речи;
2. Беседа с детьми на тему: «Космос» /кто был первым космонавтом, космические планеты/
3. Разучивание с детьми стихов;
4.Проведение занятий по рисованию, аппликации на тему «космос», оригами «ракета»;
5. Чтение рассказов из книги «летающие звезды» А. Ткаченко;
6. Рассматривание картинок из серии Л.Б. Дерягина «Дошкольникам о российских покорителях космоса»
Материал:
картинки с изображением планет,
игрушки: Лунтик, мяч, аудиозапись космической музыки,
лазерные фонарики для создания эффекта «звездного неба»,
цветные звездочки большие для созвездий и маленькие в качестве поощрения.
Используемая литература:
1. Л.Б. Дерягина «Дошкольникам о российских покорителях космоса».
2. Н.В. Лабодина Комплексные занятия, старшая группа.
ХОД:
Воспитатель: Ребята отгадайте, пожалуйста, загадку.
Там звезды сияют,
Ракеты летают,
Кометы галактики в нем.
Вселенная наша,
Ее нету краше,
И мы все мечтаем о нем.
(Космос).
Воспитатель: Ребята, что вы знаете про космос:
Дети: Космос это небо, в котором есть звезды, летают спутники, метеориты. Земля, на которой мы живем, тоже является частью космоса.
Воспитатель: Готовы лететь в космос? Давайте пройдем в ракету и проверим, работает ли двигатель и все системы исправны: ЗКР
• Проверяем запас топлива (с-с-с-с)
• Проверяем люки (а-а-а-а, вверх-вниз)
• Проверяем радио (произносим короткий звук «у» с разной интонацией)
• Включаем двигатель (р-р-р)
• Надеваем скафандр (ших-ших-ших)
Внимание, 5,4,3,2,1 - пуск.
Пальчиковая гимнастика
Космонавты Космонавтом хочешь стать?
Сильным быть и ловким? Надо пару подобрать
И лицом друг к другу встать.
Если чистые ладошки — Значит можно начинать(выполнять движения по тексту)
Раз, два, три, четыре, пять (по одному загибают пальчики на обеих руках)
В космос полетел отряд (соединяют ладошки вместе, поднимают руки вверх)
Командир в бинокль глядит, (пальца обеих рук соединяются с большими, образуя бинокль)
Что он видит впереди?
Солнце, планеты, спутники, кометы, (загибают пальчики обеих рук)
Большую жёлтую луну.
Воспитатель: Мы скафандр надеваем.
Чтобы в космос полететь
Много нового узнаем
Нужно только захотеть!
- Наш экипаж к полету готов
Внимание! Внимание!
Отправляемся в полет!
Воспитатель: - Посмотрите, ребята, как много звезд вокруг! Мир звезд разнообразен. В безоблачный ясный вечер небо усыпано множеством звезд. Они кажутся маленькими, потому что находятся далеко. На самом деле звезды – это огромные раскаленные газовые шары, похожие на солнце.
Воспитатель: - Вокруг нашего солнца вращаются девять планет.
Воспитатель: - Послушайте внимательно стихотворение о планетах.
По порядку все планеты
Назовёт любой из нас:
Раз — Меркурий,
Два — Венера,
Три — Земля,
Четыре — Марс.
Пять — Юпитер,
Шесть — Сатурн,
Семь — Уран,
За ним — Нептун.
Он восьмым идёт по счёту.
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.
(Аркадий Хайт)
Воспитатель: - Первая планета Меркурий (показываю изображение планеты).
Эта планета находится ближе всех к солнцу, она самая маленькая. Давайте вместе произнесем это слово и запомним название планеты!
Дети. Планета Меркурий (хоровые и индивидуальные ответы)
/На каждой планете дети выполняют задания./
Воспитатель. Посмотрите на картинки. Скажите, что на них нарисовано.
1-й ребенок. Три звезды.
2-й ребенок. Шесть звезд.
3-й ребенок. Два спутника.
4-й ребенок. Пять спутников.
Воспитатель. Верно. Молодцы.
Воспитатель собирает картинки.
Воспитатель. Задание. Выберите только те слова, которые связаны с темой «Космос»
Игра: «Четвёртый лишний»
Солнце, сон, солнечный, солнышко.
Планета, план, планетный, планетарий.
Спутник, путник, спутник, спутник.
Астроном, астроном, гастроном, астроном
/Дети перелетают на другую планету, имитируя космонавтов в космосе под космическую музыку, в это время мой помощник направляет лазерные фонарики на потолок и создается эффект «звездного неба»/.
Воспитатель. - Вторая планета, на которую мы прилетели, называется Венера. (Показываю изображение планеты). Здесь очень жарко. Давайте произнесем это слово и запомним его.
/дети произносят слово Венера и находят звук «р»/
Задание: «Скажи наоборот»:
День -…ночь
Ярко — …темно
Солнце -…луна
Улетать — …прилетать
Прилуниться - …приземлиться
Воспитатель. - Ну, что ж, ребята, вы выполнили задание, пора отправляться дальше.
/Дети перелетают на следующую планету, имитируя космонавтов в космосе под космическую музыку/.
Воспитатель. - Посмотрите в иллюминаторы, мы приближаемся к планете под названием Марс. Планета марс выглядит красной и видна на небе, как красноватая звезда. Давайте произнесем ее название и запомним его.
Дети. Планета Венера (хоровые и индивидуальные ответы)
/На каждой планете дети выполняют задания./
Физкультминутка
Начинаем тренировку,
Чтобы сильным стать и ловким (руки сгибают в локте, показывают «мускулы»)
Ждёт нас быстрая ракета.
Для полёта на планету.
Отправляемся на Марс, (подняться на носки, руки вверх)
Звёзды, в гости ждите нас.
По ступенькам поднялись, (ходьба на месте)
Дружно за руки взялись (имитация подъёма в ракету по ступенькам) Аккуратно надо сесть, (дети садятся в ракету)
Чтоб приборы не задеть.
Кресло займи, (педагог отдаёт команды)
Пристегнуть ремни — (имитация закрепления ремней)
Раз, два, три… летим! (бег, руки в стороны)
Воспитатель. Ребята, отправляемся в полет! Впереди нас ждет встреча с другими удивительными планетами.
Воспитатель. - А вы знаете, кто был первым космонавтом?
Дети. Юрий Гагарин
Воспитатель. Да, 12 апреля 1961 года на космическом корабле «Восток» Ю.А.Гагарин совершил полет в космос. С тех пор каждый год 12 апреля наша страна отмечает День космонавтики…
Воспитатель. - Ребята, послушайте стихотворение, которое называется:
«Юрий Гагарин»
В космической ракете
С названием «Восток»
Он первым на планете
Подняться к звёздам смог.
Поёт об этом песни
Весенняя капель:
Навеки будут вместе
Гагарин и апрель.
/Дети перелетают на другую планету, имитируя космонавтов в космосе под космическую музыку, в это время мой помощник направляет лазерные фонарики на потолок и создается эффект «звездного неба»/.
Воспитатель. Мы приближаемся к планете Юпитер, над которой повисла угроза, ей нужно помочь удержаться во Вселенной! А для этого нужно выполнить задание.
Воспитатель. Задание. Выберите только те слова, которые связаны с темой «Космос»
Игра: «Четвёртый лишний»
Солнце, сон, солнечный, солнышко.
Планета, план, планетный, планетарий.
Спутник, путник, спутник, спутник.
Астроном, астроном, гастроном, астроном
Воспитатель. - Посмотрите в иллюминаторы – мы приближаемся к планете Сатурн (показываю изображение планеты).
Воспитатель. Обратите внимание — эту планету окружают кольца, давайте произнесем название планеты и запомним его.
/дети произносят слово Сатурн и находят звук «р»/.
Задание: «Образуй множественное число».
Например: ракета-…ракеты;
комета – …кометы;
планета-…планеты;
космонавт-…космонавты, с
созвездие-… созвездия.
- Ребята, какие созвездия вы знаете?
/ответы детей: большая медведица, микроскоп, павлин, гончие псы, муха, крест, южная корона, компас и т.д./
Игра «Собери созвездие»
/Дети делятся на команды и по образцу выкладывают из звездочек свои созвездие./
Игра «Летает – не летает»
Если я называю слово, что летает - вы подымаете руки. Что не летает – руки вы не подымаете. Но будьте очень внимательны, так как я вас буду путать.
- Самолет летает? … Летает.
- Луноход летает? … Не летает
- Космонавт летает? … Летает.
- Спутник летает? … Летает.
- Звезда летает? … Не летает.
- Вертолет летает? … Летает.
- Ракета летает? … Летает.
/Дети перелетают на другую планету под космическую музыку/.
Воспитатель. - Летим на планету Уран. Это седьмая планета по удаленности от солнца. На ней ребята очень холодно и сухо.
Задание: «Подели на слоги»
Разделить слова на слоги можем без сомнения и покажем вам сейчас, все свои умения.
Воспитатель. Я буду называть слова, а вы мне будете прохлопывать их по слогам. Сколько хлопков - столько и слогов.
(Ракета, планета, робот, комета, лунатик, телескоп, звездочет, Марс, Венера, Луна, звездолет, орбита).
/Дети перелетают на другую планету под космическую музыку/.
Воспитатель. - Ребята, нам осталось долететь еще до двух планет солнечной системы – это Нептун и Плутон. Эти планеты, так же как и Уран находятся далеко от солнца и поэтому на них очень холодно. Чтобы нам не замерзнуть и не заболеть нужно выполнить еще одно задание.
Задание: «Назови ласково».
Например: звезда -…звездочка;
облако-…облачко;
солнце -…солнышко;
небо -…небушко;
самолет -…самолетик;
вертолет -…вертолетик.
Воспитатель. - Молодцы ребята, с заданием справились.
Воспитатель. - Отгадайте, на какую планету мы сейчас полетим?
Эта планета – любимый наш дом,
На ней мы с рожденья до смерти живем.
Планета прекрасна: моря, океаны.
Цветы и деревья там, разные страны,
И солнце сияет с зари до заката, что за планета, скажите, ребята!
Воспитатель. - Посмотрите в иллюминаторы, мы подлетаем к самой чудесной, к самой красивой и любимой планете Земля.
Воспитатель. - Ребята у планеты Земля есть свой спутник.
Воспитатель. - Послушайте загадку и отгадайте, какой у Земли спутник.
Только лучше звезд видна
В небе полная … (луна).
Воспитатель. - Ребята, к нам в гости с Луны пришел «Лунтик».
Он хочет с вами поиграть.
Игра-викторина «Угадай-ка».
Лунтик . Самая большая и горячая звезда во вселенной ?
Дети. Солнце.
Лунтик . Человек, который летает в космос?
Дети. Космонавт.
Лунтик . Как называется, летательный аппарат, в котором летят в космос?
Дети. Космический корабль.
Лунтик . Как называется и животное, и созвездие?
Дети. Медведица.
Лунтик . Почему на земле есть день и ночь?
Дети. Планета вращается вокруг себя.
Лунтик . Кто был первым космонавтом, полетевшим в космос?
Дети. Юрий Гагарин.
Лунтик . Кто еще побывал в космосе кроме людей?
Дети. Собаки Белка и Стрелка, мыши, крысы, кролики и даже шимпанзе.
Лунтик . Как назывался космический корабль, на котором Гагарин совершил свой первый полет?
Дети. «Восток».
Лунтик . Какой праздник наша страна празднует каждый год 12 апреля?
Дети. День космонавтики.
Воспитатель. Представьте, что вы встретили инопланетянина, чтобы вы могли рассказать о нашей планете. Составление рассказа о космосе с опорой на мнемотаблицу.
Космос – это безвоздушное огромное пространство вокруг нашей планеты. В этом пространстве движутся звёзды, летают кометы, метеориты, астероиды, кружатся планеты. Планеты вместе с солнцем образуют солнечную систему. В солнечной системе 8 планет: меркурий, венера, земля, марс, юпитер, сатурн, уран, нептун. Планета на которой мы живём называется земля. Космонавты проводят различные исследования в космосе, изучают звёзды и планеты.
Рефлексия:
Воспитатель. - Ребята! Наше путешествие подошло к концу. Вам понравилось путешествовать по планетам? Что вам больше всего запомнилось?
Воспитатель. Сейчас Лунтик раздаст всем вам ребята звездочки на память о нашем путешествии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие». Раздел «Речевое развитие» во 2-й группе раннего возраста
Игра с картиной "Весна" используя на занятии технологию ОТСМ ТРИЗ-РТВЦель –развитие умений в составлении рассказа по сюжетной картине...
Конспект организованной образовательной деятельности образовательная область: «Речевое развитие» Раздел: «Художественная литература» Тема: «Путешествие в сказку» возрастная группа: средняя группа «Бабочки»
Приобщение детей к миру художественной литературы....
Конспект организованной образовательной деятельности Образовательная область: «Речевое развитие» Раздел: «Развитие речи» Тема: чтение стихотворения А.Барто «Лошадка» Возрастная группа: второй ранний возраст
Конспект организованной образовательной деятельностиОбразовательная область: «Речевое развитие»Раздел: «Развитие речи»Тема: чтение стихотворения А.Барто «Лошадка»Во...
Конспект организованной образовательной деятельности образовательная область: «Речевое развитие» Раздел: «Развитие речи» Тема: «Путешествие в сказку» возрастная группа: младшая группа
Ознакомление детей со звуком "О" и обучение чёткой правильной артикуляции, развивать речевое дыхание, тренируя детей в произношении звука длительно и на одном выдохе....
Конспект ООД образовательная область «Речевое развитие» раздел «Речевое развитие» Тема: «К нам пришла Весна!»
Закрепление представлений о весне и ее приметах. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Весна»...
Конспект организованной образовательной деятельности образовательная область «Речевое развитие» раздел «Речевое развитие» Тема: «К нам приехали друзья» возрастная группа: вторая группа раннего возраста
Программное содержание: повышение познавательной и речевой активности детей в процессе игровойдеятельности.Задачи:Образовательные: - формировать грамматический строй речи, побуждать детей согласо...
Конспект организованной образовательной деятельности образовательная область «Речевое развитие» раздел «Развитие речи » Тема: «Путешествие в страну сказок»
Цель: Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими....