Выступление на педсовете на тему "Создание психолого-педагогических условий для расширения речевой практики детей, развития их речевой активности в речевой коммуникации"
методическая разработка (старшая группа)

Выступление на педсовете на тему "Создание психолого-педагогических условий  для расширения речевой практики детей, развития их речевой активности, потребности в речевой коммуникации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet_soobshchenie.docx23.29 КБ

Предварительный просмотр:

                            МБДОУ «Детский сад №7 «Теремок»

                                          Выступление на педсовете:

               «Создание  психолого-педагогических условий для расширения

          речевой практики детей, развитие их речевой активности,

                      потребности в речевой  коммуникации»        

                                                                                       Подготовила:

                                                                                       Воспитатель: Тахирова О.В.

                                             Акбулак, 2019

Создание психолого-педагогических условий для расширения речевой практики детей, развития их речевой активности, потребности в речевой коммуникации

Формирование правильной речи ребенка одна из основных задач дошкольного образования. Однако анализ практической ситуации за последние несколько лет свидетельствует о ежегодном увеличении количества дошкольников, нуждающихся в логопедической помощи. В связи с этим перед специалистами дошкольного образовательного учреждения встает проблема создания оптимальных психолого-педагогических условий для полноценного речевого развития детей. Одним из направлений ее решения становится организация единого речевого режима для воспитанников, основная цель которого профилактика отклонений в речевом развитии дошкольников.

Формирование единого речевого режима включает не сколько взаимосвязанных аспектов, практическая реализация которых становится возможной только при взаимодействии всех специалистов ДОУ, наличия у них заинтересованности в создании условий для гармоничного языкового и речевого развития детей.

Опыт научно-практической деятельности позволил определить основные направления реализации речевого режима в условиях ДОУ.

Формирование педагогических требований к речи сотрудников:

Для развития речи ребенка, посещающего дошкольное образовательное учреждение и большую часть дня находящегося в коллективе, особую значимость приобретает правильная, адекватная его восприятию речь педагогов ДОУ. В связи с этим предъявляются педагогические критерии к речи сотрудников, работающих с детьми.

  • Речь взрослых должна быть абсолютно правильна, литературна, так как является образцом для подражания детей. Она должна быть ритмичной, плавной, нормальной громкости — не чрезмерно тихой, так как это снижает слуховое восприятие и речевое внимание детей, но и не чрезмерно громкой, поскольку может привести к быстрому утомлению акустического анализатора. Поэтому педагогу в общении с детьми особое внимание следует уделять эмоционально выразительным естественным интонациям. Кроме этого, педагогам не обходимо стремиться к искоренению неправильных речевых привычек (диалектное, сленговое коверкание слов, использование слов — эмболов — мусорных слов), преодолению имеющихся дефектов звукопроизношения. Особое внимание следует уделять литературной правильности речи, используемой лексике, грамматической структуре фраз.
  • По форме и по тону речь педагога всегда должна быть безупречно вежливой. Взрослые должны демонстрировать детям образцы правильного речевого поведения в различных ситуациях общения:
  • при встрече обязательно здороваться и вызывать ответную реакцию ребенка, аналогично вести себя и при прощании;
  • обращение к ребенку не должно быть обезличенным. Называние ребенка по имени демонстрирует личную заинтересованность собеседника в общении;
  • при разговоре с ребенком устанавливать очередность высказываний, стимулировать использование правил речевой коммуникации при общении детей между собой, а также на занятиях.
  • Грамматическое оформление обращенной речи следует согласовывать с возрастом детей: чем меньше ребенок, тем проще должна быть синтаксическая структура обращенной к нему речи.
  • Смысловое содержание речи взрослых должно соотноситься с уровнем общего развития детей и запасом их представлений об окружающем мире.

Формирование единых требований к речи детей на основе учета их возраста и индивидуальных речевых возможностей

Для создания оптимальных условий речевого развития необходимо формирование педагогами единых требований к речи воспитанников, адекватных их речевым возможностям. Реализация данного условия становится возможной на основе тщательного углубленного и динамического изучения состояния речи каждого ребенка. При этом специалистами отмечаются как индивидуальные особенности языка и речи каждого ребенка, так и общий уровень языкового и речевого развития дошкольников возрастной группы. Используя полученные данные, воспитатели совместно с логопедами определяют индивидуальные задачи развития речи воспитанников, этапы, последовательность и содержание коррекционно-развивающей работы для всей группы и для каждого ребенка или подгрупп детей. Эти задачи включаются в планирование и реализуются педагогами на групповых, подгрупповых, индивидуальных занятиях по развитию речи.

ля развития речи детей, сотрудникам ДОУ необходимо реализовать следующие педагогические задачи:

  1. Создавать условия для развития речевой активности детей, т.е. проблемных ситуаций, в которых ребенку необходимо было бы высказать свою просьбу, мнение, суждение и т.д.
  2. Побуждать детей к речевому общению со взрослыми и между собой (привлекать внимание к вопросам и высказываниям других детей, побуждать отвечать на них и высказываться самим, обращаться к взрослому с вопросами, суждениями, высказываниями).
  3. Отвечать на все вопросы ребенка, проводить беседы по поводу прочитанного, увиденного на прогулке и т.д.
  4. Развивать фонетическую сторону речи: проводить артикуляционные и дыхательные упражнения для стимуляции появления онтогенетических звуков в речи детей; следить за правильностью звукопроизношения, темпом, громкостью речи, в случае необходимости поправлять их; осуществлять коррекцию фонетической стороны речи.
  5. Развивать и обогащать словарь детей на основе развития представлений об окружающем мире: называть предметы и явления, их свойства, действия, побуждать рассказывать о них самостоятельно; организовывать активное наблюдение детей за явлениями окружающего мира с последующей актуализацией усвоенного словаря; знакомить со словами-синонимами, антонимами, омонимами, образными выражениями; создавать условия для включения детьми изученной лексики в игру, предметную деятельность на занятиях и т.д.
  6. Развивать умение строить предложения различной синтаксической сложности (простые, распространенные, сложносочиненные, сложно- подчиненные); отвечать на вопросы краткими и полны ми ответами с использованием различных вспомогательных опор (по образцу, аналогии и т.д.).
  7. Создавать условия для практического освоения правил родного языка: на основе активных наблюдений за языковыми явлениями побуждать детей правильно согласовывать слова в падеже, числе, времени, роде; при образовании новых слов учить пользоваться суффиксами, пристав ками.
  8. Развивать связную речь: организовывать диалоги со взрослыми и между детьми на основе вопросно-ответной формы речи — игры типа «Разговор по телефону»; развивать комментирующую, констатирующую и планирующую речь; поощрять к рассказыванию, учить пересказывать содержание сказки, текста; поощрять детское словотворчество — учить составлять загадки, сочинять потешки, изменять и придумывать содержание сказки, рассказа.
  9. Приобщать детей к культуре чтения художественной литературы с обязательным обсуждением прочитанного. Это обогащает представления дошкольников об окружающем мире, развивает словарь, речевое внимание, культуру их речи в целом.

МБДОУ «Детский сад №7 «Теремок»

Выступление на педсовете:

               «Создание  психолого-педагогических условий для расширения

          речевой практики детей, развитие их речевой активности,

                      потребности в речевой  коммуникации»        

Подготовила:

Воспитатель: Тахирова О.В.

                                             Акбулак, 2019


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогические условия развития речи старших дошкольников. Уровни развития речи у детей старшего дошкольного возраста

Глава 2. Психолого-педагогические условия развития речи старших дошкольников2.1  Уровни развития речи у детей старшего дошкольного возраста...

Психолого-педагогические условия физического развития и воспитания детей дошкольного возраста

Психолого-педагогические условия физического развития и воспитания детей дошкольного возраста...

Презентация к педсовету "Создание условий для активизации речевого развития детей в процессе образовательной деятельности «Ребенок открывает мир природы».

Создание условий для активизации речевого развития детей в процессе образовательной деятельности «Ребенок открывает мир природы»....

Психолого-педагогические условия для развития игровой деятельности детей

Основными нормативными актами, регламентирующими  организацию  и развитие игровой деятельности в дошкольном возрасте являются следующие документы: §Конвенция о правах ребенка (ст.3...

Создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития устной речи детей.

Предпосылкой успеха в работе по формированию грамотности и развития устной речи является создание благоприятных психолого-педагогических условий, в том числе необходимо способствовать появлению и сохр...

Исследование психолого-педагогических условий развития произвольной памяти у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи

Проблема развития произвольной памяти является особенно актуальной для детей с общим недоразвитием речи. Существует масса методов и методик по развитию данного процесса у детей с возрастной нормой. Не...