Конспект ООД образовательная область «Речевое развитие» раздел «Речевое развитие» Тема: «К нам пришла Весна!»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Закрепление представлений о весне и ее приметах. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Весна»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_ood_po_r.rechi_.docx | 26.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №4 с. Кандры
муниципального района Туймазинский район
Республики Башкортостан
Конспект
организованной образовательной деятельности
образовательная область «Речевое развитие»
раздел «Речевое развитие»
Тема: «К нам пришла Весна!»
возрастная группа: старшая группа
Выполнил:
воспитатель Хасанова Г.Р.
Конспект ООД по развитие речи в старшей группе
Тема: «К нам пришла Весна!»
Задачи:
Образовательные. Закрепление представлений о весне и ее приметах. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Весна» (весна, оттепель, солнце, облако, сосулька, капель, проталинка, верба, лужа, ручей, ледоход, льдина, почка, подснежник, мать-и-мачеха, мимоза, фиалка, трава; грач, грачиха, грачата, гнездо, скворец, соловей, аист, кукушка, ласточка, утка, гусь, лебедь, насекомое; чистый, голубой, прозрачный, первый, длинный, звонкий, хрупкий, белоносый; наступать, таять, пригревать, капать, появляться, течь, грохотать, набухать, расцветать, прилетать, вить, выводить, растить).
Совершенствование грамматического строя речи (образование однокоренных слов).
Совершенствование навыков слогового анализа и синтеза слов. Совершенствование синтаксической стороны речи (составление простых распространенных предложений).
Автоматизация правильного произношения звука {р] в предложении.
Развивающие. Развитие диалогической речи, зрительного внимания, мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением, тактильной чувствительности.
Воспитательные. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.
Оборудование. Магнитная доска, звучащий мяч, тазик с пластмассовыми камешками, мелкие предметы для составления предложений, магнитофон, кассета с записью пьесы П. И. Чайковского «Подснежник», контейнер с полосками и фишками-точками для анализа предложений, мяч, предметные картинки со звуком [р] в названиях предметов, разноцветные бумажные кораблики.
Предварительная работа. Прогулка в парк, наблюдение за весенними изменениями в природе, беседа о признаках весны. Разучивание упражнения «Клен». Слушание и обсуждение с музыкальным руководителем пьесы П. И. Чайковского «Подснежник» из альбома «Времена года». Рассматривание и обсуждение с воспитателями картин С. Герасимова «Последний снег», И. Левитана «Март». Изготовление разноцветных бумажных корабликов с воспитателями.
Ход занятия
- Организационный момент.
« Весеннее приветствие»
- Здравствуй солнышко теплое (руки вверх поднимаем)
- Здравствуй облачко ясное (руки вверх и качаем руками)
- На деревьях почки, первые листочки (по очереди разжимаем ладошки)
- Здравствуй капелька звонкая (пальчиками показывают капель)
- Здравствуй лужа глубокая
- Здравствуй быстрый ручеек (пальчиком передвигаться по всей кисти руки)
- Маленький цветок (показать двумя руками бутон цветка)
Здравствуй травка зеленая (внизу машем руками)
-Здравствуй птичка веселая (взмахи ручками)
- Всем привет скажу, ручкой помашу ( машем руками и говорим « привет весна»)
В группе тихо звучит запись пьесы П. И. Чайковского «Подснежник». Воспитатель выключает магнитофон и читает стихотворение.
Воспитатель.
Звонко с крыши капли скачут,
Над окном сосульки плачут.
Скачут капли мне в ладошку,
И на бабушкину кошку,
На ступеньки, на перила.
Кошка даже рот открыла.
Звонко скачут капли с крыши.
К нам весна идет.
Мы слышим: Кап! Кап! Кап! Кап!
2.Упражнения для языка
Сосулька тает.
Открыть рот, вытянуть «острый» язык, ли тем опустить «широкий» язык на нижнюю губу. Чередовать положения «острого» и «широкого» языка.
Лужи.
Открыть рот, положить «широкий» язык на нижнюю губу, чуть-чуть сдвинув его сначала в левую, затем в правую сторону.
Капель стучит по крыше.
Поднять кончик языка за верхние зубы к альвеолам и произносить: «Тдд-тдд-тдд».
Лопаются почки на деревьях.
Подвести «широкий» язык под верхнюю губу и пощелкать
Воспитатель. Давайте, образуем слова одной семейки от слова капать. Садитесь. Поиграем в эту игру со звучащим мячом.
Воспитатель по очереди бросает мяч детям.
Воспитатель. Что скакало с крыши в стихотворении, которое я прочитала?
1-йребенок. Капли.
Воспитатель. Что начинается на припеке с крыш ранней весной?
2-й ребенок. Капель.
Воспитатель. Как можно назвать маленькую каплю?
3-й ребенок. Капелька.
Воспитатель. Если капли капают, какие они?
4-й ребенок. Капающие.
Воспитатель. Давайте повторим все слова одной семейки, начиная со слова капать.
Дети. Капать, капля, капель, капелька, капающие.
Воспитатель. Молодцы! Вы отлично начали занятие.
3. Упражнение «Раздели на слоги».
Воспитатель убирает мяч и ставит на стол тазик, наполненный пластмассовыми прозрачными камешками.
Воспитатель. Посмотрите, как много капель накапало в наш тазик. Опустите в него руки и найдите предметы, связанные с весной.
Дети опускают руки в тазик и находят каждый по одному предмету.
Воспитатель. Вспомните название своего предмета и разделите его на слоги. Прохлопайте слово, на ударный слог топните ногой.
1-йребенок. Сол-ныш-ко. Три слога.
2-й ребенок. Со-суль-ка. Три слога.
3-й ребенок. Под-снеж-ник. Три слога.
4-й ребенок. Грач. Один слог.
Воспитатель. Замечательно. Я горжусь вами!
4. «Составь предложение».
Воспитатель убирает тазик, но оставляет детям предметы и помещает на магнитную доску картинку.
Воспитатель. Составьте предложения о своих предметах. В предложении обязательно скажите, какие у вас предметы. Думаю, что картинка вам поможет.
1-йребенок. Весной светит яркое солнышко.
2-й ребенок. На крышах появляются длинные сосульки.
3-й ребенок. На проталинках расцветают первые подснежники.
4-й ребенок. Прилетают черные грачи и начинают строить гнезда.
Воспитатель. Какие же вы молодцы! Из ваших предложений можно составить рассказ о весне. Кто может это сделать?
1-й ребенок. Весной светит яркое солнышко. На крышах появляются длинные сосульки. На проталинках расцветают первые подснежники. Прилетают черные грачи и начинают строить гнезда.
Воспитатель. Умница! У тебя получился замечательный рассказ. Действительно, к нам пришла весна.
5. Игра с мячом «Приметы весны».
Воспитатель приглашает детей пройти на ковер и берет в руки мяч.
Воспитатель. Сейчас мы будем бросать мяч друг другу по кругу и вспоминать приметы весны, которые наблюдали на прогулке в парке, по дороге в детский сад и из детского сада. Солнце светит ярко и пригревает.
Бросает мяч стоящему рядом ребенку.
1 -й ребенок. На солнце снег начал таять.
Бросает мяч следующему ребенку.
2-й ребенок. Появились первые проталинки вокруг деревьев.
Бросает мяч следующему ребенку.
3-й ребенок. На проталинках зазеленела травка.
Бросает мяч следующему ребенку.
4-й ребенок. Побежали веселые ручейки.
Бросает мяч следующему ребенку.
1-й ребенок. Ночи стали короче, а дни длиннее.
(И т. п.)
Физминутка «Клен».
Воспитатель убирает мяч и предлагает детям сделать уже знакомое упражнение.
За окном сосулька тает, | Дети стоят, повернувшись лицом в |
круг. Выполняют 4 прыжка на носочках, держат руки на поясе. | |
| |
Ветер тучи рвет в клочки. | Руки вверх. Наклоны туловища влево- |
вправо. | |
Разжимает, разжимает | Руки перед грудью. Локти опущены |
Клен тугие кулачки. | вниз. Разжимают кулачки. |
Прислонился он к окошку. | 4 прыжка. |
И едва растает снег, | Наклоны влево-вправо. |
Мне зеленую ладошку | Поворачиваются лицом друг к другу. |
Клен протянет раньше всех. | Протягивают друг другу правые руки. |
| Рукопожатие. |
6. Упражнение «Весенний ручеек».
Воспитатель.
Весна пришла, сосульками
Карнизы украшая.
Ручьи задорно булькают,
Сугробы подмывая.
Теперь я предлагаю вам поиграть в игру «Весенний ручеек».
Воспитатель раздает детям предметные картинки (ветка вербы, грач, подснежник, три разноцветных бумажных парусника).
Воспитатель. Представьте, что вы стоите на берегу ручейка и видите все, что происходит рядом с ним. Ответьте на мои вопросы. Старайтесь правильно произносить звук [р]. Что отражается в ручейке? Начни свой ответ со слов в ручейке, Даша.
1-й ребенок. В ручейке отражается ветка вербы.
Воспитатель. Кто видит свое отражение в ручейке, Вадик?
2-й ребенок. Грач видит свое отражение в ручейке.
Воспитатель. Что за цветок растет у весеннего ручейка, Настя?
3-й ребенок. У весеннего ручейка растет подснежник.
Воспитатель. Что мы видим в ручейке, Ариша?
4-й ребенок. В ручейке мы видим разноцветные парусники.
Воспитатель. Отлично! Вы красиво говорили и правильно ответили на мои вопросы. Я вами горжусь!
7. Игра-соревнование «У кого больше корабликов». [
Воспитатель оставляет детям предметные картинки.
Воспитатель. А сейчас проведем соревнование. Вы должны рассказать обо всем, что может происходить с предметом на вашей картинке, что он делает. За каждое подобранное слово вы будете получать один кораблик. Победит тот, у кого будет наибольшее количество корабликов. Кораблики пригодятся вам, когда вы пойдете на прогулку к ручейку.
1-й ребенок. Ветка вербы оживает, распускается, качается, наклоняется.
2-й ребенок. Грач летает, ходит, ищет червей, строит гнездо, выводит птенцов.
3-й ребенок. Подснежник появляется, расцветает, качается, дрожит.
4-й ребенок. Парусники плывут, качаются, переворачиваются.
Воспитатель. Посмотрите-ка, кто же получил наибольшее количество корабликов.
Итог. Воспитатель предлагает детям вспомнить, о нем они говорили на занятии, перечислить понравившиеся игры и упражнении, а потом оценивает работу каждого ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной конструктивной деятельности в образовательной области «Познание» - Оригами в старшей группе.Тема: « Цветущая весна»
Развивать воображение, внимание, пространственное мышление, творческие способности детей; композиционные умения; мелкую моторику рук....
Непосредственно образовательная деятельность. Образовательная область - физическая культура "Путешествие в сказочную страну природы. Весна" Целевой возраст: 6-7 лет
Весна весна на улицеВесенние денькиК Весне сегодня в гостиОтправимся и мы.В предоставленной образовательной деятельности используются оздоровительные технологии: кинезиологические упражнения, ма...
Конспект непосредственно образовательной деятельности педагога с учётом интеграции образовательных областей с детьми подготовительной группы "Две картины, две весны"
Уточнение, расширение и активизация словаря посредством рассматривания картин С. А. Виноградова «Весна» и И.И. Левитана «Март»....
Непосредственно-образовательная деятельность. Образовательная область: «Познание (знакомство с окружающим)». Тема: «Зимушка пришла - подарки принесла».
Вид деятельности: познавательная. Организация: групповая Материал: Волшебный мешочек, набор снежинок, елочка, картинки с изображением зимней одежды....
Сценарий непрерывной образовательной деятельности по образовательной области речевое развитие для детей подготовительного возраста Тема: «Весна идет, весне дорогу!»
Название: «Весна идет, весне дорогу!»Цель: Развитие и совершенствование речи детей.Задачи:1.Образовательные:Продолжать формировать представления детей о характерных признаках весны. Чтение...
Методическая разработка по освоению образовательной области «Познание» во второй младшей группе по теме: «Весна пришла»
Задачи определены в соответствии с требованиями учебной программы дошкольного образования, соответствуют особенностям детей второй младшей группы. На занятии использовались различные методы: слов...
Конспект организационной образовательной деятельности по образовательной области- художественно-эстетическое развитие на тему: Аппликация «Пришла весна» для детей младшего дошкольного возраста
Конспект организационной образовательной деятельности по образовательной области- художественно-эстетическое развитие на тему:Аппликация «Пришла весна» для детей младшего дошкольного возра...