Конспект ООД образовательная область «Речевое развитие» раздел «Речевое развитие» Тема: «К нам пришла Весна!»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Хасанова Гульчачак Рафаэлевна

Закрепление представле­ний о весне и ее приметах. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Весна» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_ood_po_r.rechi_.docx26.41 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №4 с. Кандры

муниципального района Туймазинский район

Республики Башкортостан

 

 

 

 

Конспект

                   организованной образовательной деятельности

                   образовательная область «Речевое  развитие»

                   раздел  «Речевое  развитие»

 

                   Тема: «К нам пришла Весна!»

                   возрастная группа: старшая группа

                                                                           

                                                                           Выполнил:

                                                                           воспитатель Хасанова Г.Р.

 

 

 

 

 

 

                           

Конспект ООД по развитие речи в старшей группе

Тема: «К нам пришла Весна!»

Задачи:

 Образовательные.   Закрепление представлений о весне и ее приметах. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Весна» (весна, оттепель, солнце, облако, сосулька, капель, проталинка, верба, лужа, ручей, ледоход, льдина, почка, подснежник, мать-и-мачеха, мимоза, фиалка, трава; грач, грачиха, грачата, гнездо, скворец, соловей, аист, кукушка, ласточка, утка, гусь, лебедь, насекомое; чистый, голубой, прозрачный, первый, длинный, звонкий, хрупкий, белоносый; наступать, таять, пригревать, капать, появляться, течь, грохотать, набухать, расцветать, прилетать, вить, выводить, растить).

Совершенствование грамматического строя речи (образование однокоренных слов).

Совершенствование навыков слогового анализа и синтеза слов. Совершенствование синтаксической стороны речи (составление простых распространенных предложений).

Автоматизация правильного произношения звука {р] в предложении.

Развивающие. Развитие диалогической речи, зрительного внимания, мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением, тактильной чувствительности.

 Воспитательные. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование. Магнитная доска, звучащий мяч, тазик с пластмассовыми камешками, мелкие предметы для составления предложений, магнитофон, кассета с записью пьесы П. И. Чайковского «Подснежник», контейнер с полосками и фишками-точками для анализа предложений, мяч, предметные картинки со звуком [р] в названиях предметов, разноцветные бумажные кораблики.

Предварительная работа. Прогулка в парк, наблюдение за весенними изменениями в природе, беседа о признаках весны. Разучивание упражнения «Клен». Слушание и обсуждение с музыкальным руководителем пьесы П. И. Чайковского «Подснежник» из альбома «Времена года». Рассматривание и обсуждение с воспитателями картин С. Герасимова «Последний снег», И. Левитана «Март». Изготовление разноцветных бумажных корабликов с воспитателями.

Ход занятия

  1. Организационный момент.

  « Весеннее приветствие»  

- Здравствуй солнышко теплое (руки вверх поднимаем)

- Здравствуй облачко ясное (руки вверх и качаем руками)

- На деревьях почки, первые листочки (по очереди разжимаем  ладошки)

- Здравствуй капелька звонкая   (пальчиками показывают капель)

- Здравствуй лужа глубокая

- Здравствуй быстрый ручеек (пальчиком передвигаться по всей кисти руки)

- Маленький цветок (показать двумя руками бутон цветка)

Здравствуй травка зеленая (внизу машем руками)

-Здравствуй птичка веселая (взмахи ручками)

- Всем привет скажу, ручкой помашу ( машем руками и говорим « привет весна»)

  В  группе тихо звучит запись пьесы П. И. Чайковского «Подснежник».   Воспитатель  выключает магнитофон и читает стихотворение.

 Воспитатель.

Звонко с крыши капли скачут,

Над окном сосульки плачут.

Скачут капли мне в ладошку,

И на бабушкину кошку,

На ступеньки, на перила.

Кошка даже рот открыла.

Звонко скачут капли с крыши.

К нам весна идет.

Мы слышим: Кап! Кап! Кап! Кап!

 2.Упражнения для языка

Сосулька тает.

Открыть рот, вытянуть «острый» язык, ли тем опустить «широкий» язык на нижнюю губу. Чередовать положения «острого» и «широкого» языка.

Лужи.

Открыть рот, положить «широкий» язык на нижнюю губу, чуть-чуть сдвинув его сначала в левую, затем в правую сторону.

Капель стучит по крыше.

Поднять кончик языка за верхние зубы к альвеолам и произносить: «Тдд-тдд-тдд».

Лопаются почки на деревьях.

Подвести «широкий» язык под верхнюю губу и пощелкать

Воспитатель. Давайте, образуем слова одной семейки от слова капать. Садитесь. Поиграем в эту игру со звучащим мячом.

Воспитатель  по очереди  бросает  мяч детям.

Воспитатель. Что скакало с крыши в стихотворении, которое я прочитала?

1-йребенок. Капли.

Воспитатель. Что начинается на припеке с крыш ранней весной?

2-й ребенок. Капель.

Воспитатель. Как можно назвать маленькую каплю?

3-й ребенок. Капелька.

Воспитатель. Если капли капают, какие они?

4-й ребенок. Капающие.

Воспитатель. Давайте повторим все слова одной семейки, начиная со слова капать.

Дети. Капать, капля, капель, капелька, капающие.

Воспитатель. Молодцы! Вы отлично начали занятие.

3. Упражнение «Раздели на слоги».

 Воспитатель убирает мяч и ставит на стол тазик, наполненный пластмассовыми прозрачными камешками.

Воспитатель.   Посмотрите, как много капель накапало в наш тазик. Опустите в него руки и найдите предметы, связанные с весной.

Дети опускают руки в тазик и находят каждый по одному предмету.

Воспитатель. Вспомните название своего предмета и разделите его на слоги. Прохлопайте слово, на ударный слог топните ногой.

1-йребенок. Сол-ныш-ко. Три слога.

2-й ребенок. Со-суль-ка. Три слога.

3-й ребенок. Под-снеж-ник. Три слога.

4-й ребенок. Грач. Один слог.

Воспитатель. Замечательно. Я горжусь вами!

4. «Составь предложение».  

 Воспитатель убирает тазик, но оставляет детям предметы и помещает на магнитную доску картинку.  

Воспитатель. Составьте предложения о своих предметах. В предложении обязательно скажите, какие у вас предметы. Думаю, что картинка вам поможет.

1-йребенок. Весной светит яркое солнышко.

        2-й ребенок. На крышах появляются длинные сосульки.

3-й ребенок. На проталинках расцветают первые подснежники.

4-й ребенок. Прилетают черные грачи и начинают строить гнезда.

Воспитатель. Какие же вы молодцы! Из ваших предложений можно составить рассказ о весне. Кто может это сделать?

1-й ребенок. Весной светит яркое солнышко. На крышах появляются длинные сосульки. На проталинках расцветают первые подснежники. Прилетают черные грачи и начинают строить гнезда.

Воспитатель. Умница! У тебя получился замечательный рассказ. Действительно, к нам пришла весна.  

5. Игра с мячом «Приметы весны».  

 Воспитатель  приглашает детей пройти на ковер и берет в руки мяч.

Воспитатель. Сейчас мы будем бросать мяч друг другу по кругу и вспоминать приметы весны, которые наблюдали на прогулке в парке, по дороге в детский сад и из детского сада. Солнце светит ярко и пригревает.

Бросает мяч стоящему рядом ребенку.

1 -й  ребенок. На солнце снег начал таять.

Бросает мяч следующему ребенку.

2-й ребенок. Появились первые проталинки вокруг деревьев.

Бросает мяч следующему ребенку.

3-й ребенок. На проталинках зазеленела травка.

Бросает мяч следующему ребенку.

4-й ребенок. Побежали веселые ручейки.

Бросает мяч следующему ребенку.

1-й ребенок. Ночи стали короче, а дни длиннее.

(И т. п.)

 Физминутка «Клен».    

Воспитатель  убирает мяч и предлагает детям сделать уже знакомое упражнение.

За окном сосулька тает,

Дети стоят, повернувшись лицом в

круг. Выполняют 4 прыжка на                                   носочках, держат руки на поясе.

 

      Ветер тучи рвет в клочки.

Руки вверх. Наклоны туловища влево-

вправо.

Разжимает, разжимает

Руки перед грудью. Локти опущены

Клен тугие кулачки.

вниз. Разжимают кулачки.

Прислонился он к окошку.

4 прыжка.

И едва растает снег,

Наклоны влево-вправо.

Мне зеленую ладошку

Поворачиваются лицом друг к другу.

Клен протянет раньше                       всех.

Протягивают друг другу правые руки.

 

             Рукопожатие.

 

 6. Упражнение «Весенний ручеек».  

   Воспитатель.

Весна пришла, сосульками

Карнизы украшая.

Ручьи задорно булькают,

Сугробы подмывая.

Теперь я предлагаю вам поиграть в игру «Весенний ручеек».

 Воспитатель  раздает детям предметные картинки (ветка вербы, грач, подснежник, три разноцветных бумажных парусника).

 Воспитатель. Представьте, что вы стоите на берегу ручейка и видите все, что происходит рядом с ним. Ответьте на мои вопросы. Старайтесь правильно произносить звук [р]. Что отражается в ручейке? Начни свой ответ со слов в ручейке, Даша.

1-й ребенок. В ручейке отражается ветка вербы.

Воспитатель. Кто видит свое отражение в ручейке, Вадик?

2-й ребенок. Грач видит свое отражение в ручейке.

Воспитатель. Что за цветок растет у весеннего ручейка, Настя?

3-й ребенок. У весеннего ручейка растет подснежник.

Воспитатель. Что мы видим в ручейке, Ариша?

4-й ребенок. В ручейке мы видим разноцветные парусники.

Воспитатель. Отлично! Вы красиво говорили и правильно ответили на мои вопросы. Я вами горжусь!

7. Игра-соревнование «У кого больше корабликов». [ 

 Воспитатель оставляет детям предметные картинки.

Воспитатель. А сейчас проведем соревнование. Вы должны рассказать обо всем, что может происходить с предметом на вашей картинке, что он делает. За каждое подобранное слово вы будете получать один кораблик. Победит тот, у кого будет наибольшее количество корабликов. Кораблики пригодятся вам, когда вы пойдете на прогулку к ручейку.

1-й ребенок. Ветка вербы оживает, распускается, качается, наклоняется.

2ребенок. Грач летает, ходит, ищет червей, строит гнездо, выводит птенцов.

3-й ребенок. Подснежник появляется, расцветает, качается, дрожит.

4ребенок. Парусники плывут, качаются, переворачиваются.

Воспитатель. Посмотрите-ка, кто же получил наибольшее количество корабликов.  

   Итог.  Воспитатель предлагает детям вспомнить, о нем они говорили на занятии, перечислить понравившиеся игры и упражнении, а потом оценивает работу каждого ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной конструктивной деятельности в образовательной области «Познание» - Оригами в старшей группе.Тема: « Цветущая весна»

Развивать воображение, внимание, пространственное мышление, творческие способности детей; композиционные умения; мелкую моторику рук....

Непосредственно образовательная деятельность. Образовательная область - физическая культура "Путешествие в сказочную страну природы. Весна" Целевой возраст: 6-7 лет

Весна  весна на улицеВесенние денькиК Весне сегодня в гостиОтправимся и мы.В предоставленной образовательной деятельности используются оздоровительные технологии: кинезиологические упражнения, ма...

Конспект непосредственно образовательной деятельности педагога с учётом интеграции образовательных областей с детьми подготовительной группы "Две картины, две весны"

Уточнение, расширение и активизация словаря посредством рассматривания картин С. А. Виноградова «Весна» и И.И. Левитана «Март»....

Непосредственно-образовательная деятельность. Образовательная область: «Познание (знакомство с окружающим)». Тема: «Зимушка пришла - подарки принесла».

Вид деятельности: познавательная. Организация: групповая Материал: Волшебный мешочек, набор снежинок, елочка, картинки с изображением зимней одежды....

Сценарий непрерывной образовательной деятельности по образовательной области речевое развитие для детей подготовительного возраста Тема: «Весна идет, весне дорогу!»

Название: «Весна идет, весне дорогу!»Цель: Развитие и совершенствование речи детей.Задачи:1.Образовательные:Продолжать формировать представления детей о характерных признаках весны. Чтение...

Методическая разработка по освоению образовательной области «Познание» во второй младшей группе по теме: «Весна пришла»

Задачи определены в соответствии с требованиями учебной программы дошкольного образования, соответствуют особенностям детей второй младшей группы. На занятии использовались различные методы: слов...

Конспект организационной образовательной деятельности по образовательной области- художественно-эстетическое развитие на тему: Аппликация «Пришла весна» для детей младшего дошкольного возраста

Конспект организационной образовательной деятельности по образовательной области- художественно-эстетическое развитие на тему:Аппликация «Пришла весна» для детей младшего дошкольного возра...