технологические карты по формированию основ правовой культуры дошкольников в средней группе
методическая разработка (средняя группа) на тему
В технологических картах представлена работа в разных направлениях: НОД, ОДВРМ, самостоятельная деятельность детей, а также работа с родителями. Расписаны цели, дается ссылка на литературу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
тенологические карты по формированию основ правовой культуры дошкольников | 31.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологические карты по теме «Ребенок и право» в средней группе
месяц | Области Инте- грации | Непосредственная образовательная деятельность | Совместная образовательная деятельность в режиме дня | Самостоятельная деятельность детей | Работа с семьей |
Сентябрь | П К С ЧХЛ С ФК З Б Т М | Право на жизнь ст. 6 (1) Тема: «Беседа по сказке «Как Светик появилась на свет» Цель: формировать первоначальные представление детей об их правах на жизнь, любовь, дружбу через художественное произведение; - воспитывать любовь к своим родным. (Смотри приложение) | - Диагностика Цель: выявить уровень развития детей по основам правового воспитания.
- Рассказы детей о своих близких родных «Моя родня» Цели: воспитывать уважительное отношение к себе и своим близким, быть наблюдательным, проявлять сочувствие, заботу. -Чтение русской народной сказки «Зимовье зверей», стихотворения В. Маяковского «Что такое хорошо, Что такое плохо»; русской народной сказки «Теремок» - Знакомство с ложечками настроения. (смотри фото) Цель: формировать умение выражать мимикой какое-либо настроение; обыгрывать различные проблемные ситуации, связанные с эмоциями людей. | - Предложить детям раскраски на тему «Национальные костюмы» - Рассматривание иллюстраций игрового материала «Наши права» - Сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская» Рисование по шаблону – карандашами «Моя рука- моя семья» | - Социологическая анкета семьи - Анкетирование родителей с целью выявления знаний по проблеме правового воспитания дошкольников - Практикум для родителей «Роль эмоции в общении». Литература: Родительские собрания/ авт. сост. Крыласова Л.Е.. – Волгоград: Учитель, 2012, ст.75 Цель: обсудить особенности эмоциональной сферы ребенка; познакомить родителей с конструктивными способами выражения эмоций. - Информационный лист в копилку для родителей «Декларация о правах ребенка» - Приобщение родителей к изготовлению «Ложечек настроения» |
Октябрь | П К С ЧХЛ С ФК З Б Т М | Право на имя ст.7 (1) Тема: «Ты и твое имя» Цели: - познакомить детей с правом на имя, формировать умение применять это правило в жизни; - способствовать социально-нравственному развитию; - уметь рассуждать, сопоставлять, делать выводы, сопереживать; - воспитывать чувства самоуважения и уважения к другим людям. Литература: Правовое воспитание. Харитончик Т.А. Организация работы с педагогами, детьми и родителями: семинары-практикумы, занятия и игры. – Волгоград: Учитель, 2011, с 158 – 160 . | - Рассматривание семейных фотографий. -Чтение русской народной сказки «Заюшкина избушка» - Хороводная игра «Клоун» Цель: разучить игру, слова к игре; формировать желание сочувствовать другим, помогать. (Ход игры в конспекте). - Постановка театральной инсценировки по сказке «Теремок» - Дидактическая игра «Назови ласково свое имя» - Беседа «Моё поведение дома» Цели: формировать бесконфликтные взаимоотношения в семье. - Сюжетно-ролевая игра «Семья» Создание атрибутов для сюжетно- ролевых игр | - Рисование на тему «Моя мама» - Танцевально-ритмические движения «Дискотека» - Настольная игра «Любимые сказки» на кубиках. - Игры в уголке ряжений Рассматривание себя в зеркале. | - Работа с родителями по изготовлению костюмов к театральной инсценировке к сказке «Теремок» - Совместная поисково-исследовательская деятельность детей и родителей по теме «Что означает мое имя?»; |
Ноябрь | П К С ЧХЛ С ФК З Б Т М | Право на сохранение своей индивидуальности, на имя ст. 8, 7 (1) Открытая непосредственная образовательная деятельность. Тема: «От улыбки станет всем светлей» Цели: - формировать умение передавать мимикой, позой, жестом, движением основные эмоции и чувства (радость, обиду, удивление, злость); - формировать интерес к театральной деятельности; - активизировать диалогическую речь детей; Воспитывать желание выступать перед детьми и взрослыми; - воспитывать чувство товарищества. (конспект прилагается) | - Чтение русской народной сказки «Волк и семеро козлят» -Беседы по картинкам «Я и мое поведение» - Экскурсия в музей детского сада «Горница» Цели: рассматривание костюмов народов Поволжья (татарский, русский, чувашский); воспитывать толерантное отношение друг к другу - Заучивание пословицы о семье
| - Рассматривание альбома «Куклы в национальных костюмах» - Сюжетно-ролевая игра «День рождения у Маши»» - Игры с мячами. - Настольная игра «Кто едет в поезде?» ( О семье и родственных связях) Стимулирование и поощрение детей в изображении сюжетов из жизни семьи, проигрывании проблемных ситуаций, возникающих в семье, используя для этого наборы мебели, транспорта, городских построек и т.п. | - Изготовление родителями и детьми паспорта имени ребенка. - Оформление в приемной объявления о проведении Дня открытых дверей с программой дня. - День открытых дверей. |
Декабрь | П К С ЧХЛ С ФК З Б Т М | Право на семью и право на заботу родителей ст. 9, 3(2) Тема: «Дружная семейка» Цели: - закреплять знания о семье; -познакомить детей с правом на семью; - воспитывать чувство привязанности к членам своей семьи. Харитончик Т.А. Организация работы с педагогами, детьми и родителями: семинары-практикумы, занятия и игры. – Волгоград: Учитель, 2011, с160 -165 | - Работа над отрывками из сказки «Волк и семеро козлят» Цель: подготовка к инсценировке сказки. - музыкальная игра «Кто у нас хороший» - Беседа «Мне хорошо, если у меня есть…» Цели: познакомить с правом на достойный уровень жизни. -Просмотр мультфильма «Каникулы Бонифация». Беседа о людях разных народностей. - Дидактическая игра «Ласковое имя» (Игра с мячом.) Цель: учить ласково называть имена сверстников; формировать положительное отношение к сверстникам; развивать интонационные стороны речи. Ход игры: Дети стоят или сидят в кругу. Глядя в глаза, друг другу они передают мяч и произносят имя соседа ласково. | - Конструирование из крупного деревянного строительного материала на тему: «Детский сад для кукол» - Рассматривание фотографий из семейных альбомов | Консультация «Знаете ли вы права ребенка?» - Привлечение родителей к празднованию Нового года
- Участие в конкурсе «Лучшая новогодняя игрушка для елки на участке детского сада» |
Январь | П К С ЧХЛ С ФК З Б Т М | Право на жилище, неприкосновенность жилища Ст. 9, 16. Тема: «Мой дом – моя крепость!» Цель. Познакомить детей с правом на жильё и его неприкосновенность. Воспитывать уважение к людям, проживающим рядом, учить соблюдать элементарные правила общежития. Активизировать словарь: неприкосновенность, жильё, порядок, беспорядок, жилище. | - Рассматривание иллюстраций к сказке «Волк и семеро козлят» с обсуждением «Какие права были нарушены» - Беседа «Если что у вас болит, вам поможет Айболит!» Цели: формировать представление об условиях, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья каждого ребенка. - Заучивание пословицы о семье
- Сюжетно-ролевая игра «Больница» -Беседа по русской народной сказке «Волк и семеро козлят»- -Чтение русской народной сказки «Гуси-лебеди» - Экскурсии к зданию школы Цель Закрепить знания о праве на образование, получение информации | - Рисование мелом на доске на тему «Мой дом» Обогатить содержание с –ролевой игры «Дом», внесение новых атрибутов (муляжей выпечки) - Работа в творческой мастерской с различными материалами на выбор ребенка. - Игры-инсценировки по желания детей в театральном уголке. | - Посещение музея детского сада «История нашего Теремка» - Предложить вместе с ребенком нарисовать план своей квартиры (дома) и отметить на нем наиболее опасные места. |
Февраль | П К С ЧХЛ С ФК З Б Т М | Право на отдых, досуг, здоровье ст. 31, 6(2) Тема: «Я на солнышке лежу». Цели: познакомить детей с правом на отдых; дать представления о том, что отдых необходим для сохранения здоровья; - ввести в активный словарь детей понятия «активный отдых», (путешествия, подвижные игры и т.д.), «пассивный отдых», «предпочтение»; - закреплять знания о том, что родители и другие взрослые должны заботиться о сохранении здоровья детей путем обеспечения условий для отдыха. Харитончик Т.А. Организация работы с педагогами, детьми и родителями: семинары-практикумы, занятия и игры. – Волгоград: Учитель, 2011, с. 165 – 167. | - Работа над инсценировкой сказки «Волк семеро козлят» --Беседы по картинкам «Я и мое поведение» - Вечер игр по правовому воспитанию (смотри приложение): Угадай кто это. ЦЕЛЬ: Учить мысленно, воспроизводить образы своих друзей и описывать их индивидуальные особенности. ХОД ИГРЫ: Воспитатель выбирает одного ребёнка - рассказчика. Остальные сидят на стульчиках, образующих круг. Рассказчик описывает кого-либо из детей: внешность, одежду, характер, склонность к тем или иным занятиям и т.п. Дети угадывают, о ком идёт речь. Тот, кто догадался первым, выводит ребёнка - «отгадку» в круг и они вместе с рассказчиком шагают под песню, исполняемую всеми детьми: Станьте дети, Станьте в круг - 3р. Я твой друг, И ты мой друг, Добрый, добрый друг! Ля-ля-ля, ля-ля-ля. На слова «Ля-ля-ля, ля-ля-ля» все хлопают в ладоши, а трое детей внутри круга танцуют. Рассказчик и «отгадка» занимают места на стульях, угадавший становится рассказчиком. Поводырь. Цель: Развивать чувство ответственности за другого человека. Воспитывать доверительное отношение друг к другу. Материалы: Повязка на глаза - по количеству пар детей. Предметы «препятствия»: стулья, кубики, обручи и т.д. Ход игры: В комнате разложены и расставлены предметы - «препятствия». Дети распределяются по парам: ведущий - ведомый. Ведомый надевает на глаза повязку, ведущий ведёт его, рассказывая, как двигаться, например: «Переступи через кубик», «Здесь стул, Обойдём его». Затем дети меняются местами. | - Конструирование из мелкого настольного строителя на тему: «Мебель для трех медведей» по мотивам русской народной сказки «Три медведя» - Сюжетно-ролевая игра «Мы солдаты» - Настольные игры с мелким конструктором «Одноэтажные и многоэтажные дома»» - Рассматривание альбома нашей группы «Это МЫ» - Просмотр любимых мультфильмов. - Игры со спортивным инвентарем. | - Работа с родителями над изготовлением костюмов к сказкам «Волк семеро козлят», «Гуси-лебеди» -Изготовлении стенда в приемной группы «Золотые руки наших пап» - Проведения музыкально-спортивного праздника «Хочу быть как папа» |
Март | П К С ЧХЛ С ФК З Б Т М | Право на семью, на жилище, на любовь и заботу близких. Ст. 9, 3(2) Утренник к 8 марта «Сказка в подарок» Цели: - закреплять знания о правах на семью, жилье, заботу и любовь близких; - формировать умение детей разыгрывать действия спектакля перед детьми и взрослыми,; - формировать умение выражать эмоции жестами, мимикой, интонацией; - воспитывать любовь и уважение к близким, желание проявлять заботу о них. (Сценарий прилагается). | - Работа над инсценировкой русской народной сказки «Гуси-лебеди» - Беседа на тему: «Что значит путешествовать?» Цели: раскрыть понятие «путешествие». Вызвать желание отправиться в поездку для познания нового и интересного. (Права на отдых, на свободу передвижения по стране, на гражданство) | - Создать условия для двигательной активности детей: внести скакалки, большие мячи. - Работа в творческой мастерской: «Подарки мамам и бабушкам» - Рассматривание альбома «Наш детский сад» - Внести раскраски «Хорошо – плохо», побуждать самостоятельно выделять опасные и безопасные предметы дома. | - Фотовыставка «Мамины глаза» - Участие родителей в организации и проведении утренника 8 марта |
Апрель | П К С ЧХЛ С ФК З Б Т М | Право на неприкосновенность жилища, защиту, на семью ст. 16, 9. Тема: Инсценировка сказки «Волк и семеро козлят» Цель: - формировать представления детей о праве на неприкосновенность жилища, на заботу, защиту; - способствовать умению детей играть перед зрителями; - формировать коммуникативные навыки; - воспитывать доброжелательные отношения между детьми. (Сценарий сказки прилагается) | - Беседа «Мама и папа работают» Цели: выявление представлений детей о профессиях родителей. Расширять знания детей о труде взрослых; воспитывать уважительное отношение к людям труда. - Чтение стихотворения «Зачем соблюдать режим» из книги Т.А. Шорыгиной «Беседы о правах ребенка». Методическое пособие для занятий с детьми. – М.: ТЦ Сфера, 2008. с. 56. (Знакомство с правом на физическое здоровье) | - Рисование по шаблонам символов, изображающие права детей - Сюжетно-ролевая игра «Магазин игрушек» - Рассматривание энциклопедии «Человек» | - Выставка детско-родительских работ «Здравствуйте, птицы» |
Май | П К С ЧХЛ С ФК З Б Т М | Право на здоровье, на отдых. Ст. 6(2), 31. Летнее физкультурное развлечение «К острову сокровищ» Цели: - закреплять знания о праве ребенка на отдых, здоровье - формовать представления детей о здоровом образе жизни (почему человеку важно заботиться о своем здоровье и здоровье близких людей; почему важно заниматься физкультурой); - развивать выносливость, ловкость и смелость; (Смотрите фото в приложении) | - Беседа «Все любят труд» Цель: расширять представления детей о семье, вызвать желание помогать родителям выполнении посильных для детей делах. - Диагностика Цель: выявить уровень развития детей по основам правового воспитания. Выявить уровень знаний детей, полученных в учебном году | - Игры детей на музыкальных инструментах. - Игры в театральном центре - Сюжетно-ролевая игра «Семья» - Раскрашивание в книжках-раскрасках «Виды транспорта» | Детско-родительское мероприятие ко Дню семейного общения (15 мая) «Когда семья вместе – то и душа на месте» (Смотрите фото в приложении) - Обговорить с родительским комитетом план мероприятия ко Дню семейного общения (организация чаепития, оформление букетов). -Консультация «Семейный отпуск на море» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационный прект "Формирование основ правовой культуры дошкольников посредством игрового взаимодействия"
Конкурсная работа представленная на "Учитель года 2010"...
технологические карты по формированию основ правовой культуры дошкольников старшей группы
В картах представлена работа с детьми в ОД, в ОДВРМ, самостоятельной деятельности детей, работа с родителями. Материал успешно реализован....
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ У ДОШКОЛЬНИКОВ
Статья посвящена проблеме формирования основ правовой культуры у детей старшего дошкольного возраста. Раскрыт смысл формирования правового сознания дошкольников. Изложено формирование правового воспит...
Технологические карты по формированию основ безопасной жизнедеятельности у дошкольников
Технологические карты по формированию основ безопасной жизнедеятельности у дошкольников...
"Формирование основ правовой культуры дошкольников"
В статье представлены методы и приемы, используемые в работе по формированию у дошкольников нравственно- правовых представлений....
Методическая разработка на тему: «Метод проектов в работе по формированию основ правовой культуры дошкольников в условиях семейного воспитания и ДОО»
Одним из важнейших условий развития общества является воспитание граждан правового, демократического государства, способных к социализации, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравс...
Перспективный план работы по формированию основ экологической культуры дошкольников в средней группе «Светлячок» на 2021-2022 учебный год
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"29084776","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...