ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ У ДОШКОЛЬНИКОВ
консультация (подготовительная группа) на тему

Масесьянц Елена

Статья посвящена проблеме формирования основ правовой культуры у детей старшего дошкольного возраста. Раскрыт смысл формирования правового сознания дошкольников. Изложено формирование правового воспитания. Чётко определена правовая доминанта.

Проанализирован исторический аспект формирования основ правовой культуры у детей старшего дошкольного возраста. Проанализирован ряд международных документов по формированию основ правовой культуры у детей старшего дошкольного возраста, а именно:

* «Декларация прав ребёнка» (1959),

* «Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах» (1966),

* «Конвенция о правах ребёнка» (1989).

В статье проанализирована научная литература по проблеме формирования основ правовой культуры у детей старшего дошкольного возраста, а также исследовательские работы за последние годы.

Основная идея статьи – это раскрытие теоретических основ  правовой культуры. Уточнено понятие «правовая культура», которая содержит многозначное объяснение в гуманитарных науках, определена цель. В итоге выяснена сущность формирования основ правовой культуры у детей старшего дошкольного возраста. Сформирована особенность формирования правовой культуры. Определен результат пренебрежения правами детей старшего дошкольного возраста и жестокого обращения с воспитанниками. Выявлена  проблема бытового насилия, а также суть правовой культуры, которая выступает как уровень осведомлённости людей о праве, состоянии законности и правопорядка в обществе. Выявлено ядро правовой культуры личности, которая является развитием положительного, развитого, целостного правосознания, побуждающего к правомерным деяниям и действиям.

В дальнейшем планируется расширение исследования по основам формирования правовой культуры у детей старшего дошкольного возраста. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravovye_osnovy_masesyants_ep.docx53.43 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Масесьянц Е. П.

Статья посвящена проблеме формирования основ правовой культуры у детей старшего дошкольного возраста. Раскрыт смысл формирования правового сознания дошкольников. Изложено формирование правового воспитания. Чётко определена правовая доминанта.

Проанализирован исторический аспект формирования основ правовой культуры у детей старшего дошкольного возраста. Проанализирован ряд международных документов по формированию основ правовой культуры у детей старшего дошкольного возраста, а именно:

* «Декларация прав ребёнка» (1959),

* «Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах» (1966),

* «Конвенция о правах ребёнка» (1989).

В статье проанализирована научная литература по проблеме формирования основ правовой культуры у детей старшего дошкольного возраста, а также исследовательские работы за последние годы.

Основная идея статьи – это раскрытие теоретических основ  правовой культуры. Уточнено понятие «правовая культура», которая содержит многозначное объяснение в гуманитарных науках, определена цель. В итоге выяснена сущность формирования основ правовой культуры у детей старшего дошкольного возраста. Сформирована особенность формирования правовой культуры. Определен результат пренебрежения правами детей старшего дошкольного возраста и жестокого обращения с воспитанниками. Выявлена  проблема бытового насилия, а также суть правовой культуры, которая выступает как уровень осведомлённости людей о праве, состоянии законности и правопорядка в обществе. Выявлено ядро правовой культуры личности, которая является развитием положительного, развитого, целостного правосознания, побуждающего к правомерным деяниям и действиям.

В дальнейшем планируется расширение исследования по основам формирования правовой культуры у детей старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: правовая культура, правовое воспитание, правовое обучение, правовое сознание, права ребёнка, детство, дошкольник, государство, гарантия и ценность.

В современном обществе и государстве проблемы детства являются общезначимыми как на международном уровне, так и на национальном. Россия переживает демографический кризис, и его преодоление находится в прямой зависимости от двух факторов: репродукции населения и воспитания здоровой полноценной молодежи.

Часть 2 ст. 17 Конституции Российской Федерации [4, 17] устанавливает, что основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Тем самым в Конституции Российской Федерации заложена основа конституционно-правового статуса несовершеннолетнего, а также основы государственных гарантий реализации конституционно-правовой защиты прав несовершеннолетних, гарантируются права детей с самого момента рождения.

Материнство и детство, семья находятся под защитой государства (ст. 38 Конституции РФ [4, 24]). Детям независимо от того, в какой семье, когда и где они родились, гарантируются равные права, в том числе право на имя, на получение квалифицированной медицинской помощи, на жилище, на воспитание родителями или лицами их заменяющими, а при их отсутствии - право на государственное обеспечение.

Детство − это важнейший этап жизни, когда человек приобретает знания, опыт, навыки и умения, необходимые ему для дальнейшей жизнедеятельности в обществе других людей. В детстве закладываются характер и привычки человека, складывается образ его жизни, которые очень трудно изменить в зрелом возрасте. В детстве также человек получает свое физическое развитие, укрепляет свое здоровье. В этот период он чрезвычайно подвержен любому воздействию и влиянию — как позитивному, так и негативному.

На протяжении длительного времени для общества в целом была и остается актуальной задача по искоренению преступности, по воспитанию человека, соблюдающего порядок, правила поведения в обществе. Человека воспитывает семья, воспитательные учреждения, общество. Способность семьи эффективно функционировать считается решающей в предупреждении правонарушений. Детское непослушание, нечестность и другие формы антиобщественного поведения являются важными указателями последующих правонарушений.

Но не только в семье закладываются основы поведения человека. Большую роль в этом процессе играет система образования, как один из важнейших институтов социализации. В цивилизованном демократическом обществе права и интересы человека должны быть поставлены на первое место. Необходимым условием для этого является информированность людей, знание ими своих прав и обязанностей. Благодаря правам человек получает возможность не только что-либо делать, действовать, но и требовать соблюдения своих прав.

Вопросам правового воспитания в последнее время уделяется все больше внимания. Связано это с более ранним созреванием и становлением личности ребенка. Формирование человека начинается с раннего детства, и дети усваивают ценности того общества в котором живут. Именно в детстве закладываются основы не только знаний, но и норм поведения, убеждений, потребностей личности. Ребенок, приученный в дошкольные годы искать и находить взаимоприемлемые решения в согласии с другими, в своей взрослой жизни не будет прибегать к ущемлению прав и свобод других людей.

Одним из главнейших критериев становления общества считается формирование основ правовой культуры людей демократической страны,  уважающих права и свободы личности, владеющих нравственностью, проявляющих национальную терпимость, почтительное отношение к языкам, традициям и культуре иных народов. Когда демократия набирает мощь, когда права человека перестают быть фикцией – формирование основ правовой культуры у дошкольников предполагает передачу свободного самоопределения как гражданина общественной системы, при которой человек – субъект социального целеполагания. Дошкольной образовательной организации принадлежит особенная роль в воспитании гражданина собственного государства. В связи с этим намечаются две важные задачи: общественная – значительное изменение положения ребёнка в РФ и педагогическая – формирование правовой культуры молодых членов общества.

Стержневым элементом в воспитании детей считается формирование почтительного отношения к закону, к правам любого человека. Нужно, чтобы уважение воззрения, к запросам, в целом к личности ребёнка, не только было нормой общечеловеческой культуры, но и принималось как норма права. Мы считаем, что формирование правовой культуры, несомненно, поможет формированию в РФ единого гражданского общества.

Нынешний период становления нашего общества характеризуется самой сильной правовой доминантой. По утверждению Г.Н. Филонова [20, 160], сам парадокс гражданственности рассматривается в контексте ведущих мыслей и основ «Всеобщей Декларации прав человека» [1,19].

Появление во 2 половине XX века проблемы формирования прав ребёнка актуализирует вопросы формирования правовой культуры у дошкольников и считается свидетельством поступательного развития человеческой цивилизации. Это находит отражение в ряде международных документов: «Декларации прав ребёнка» (1959) [2, 27], «Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах» (1996) [5, 33], «Конвенция о правах ребёнка» (1989) [3, 29].

Мы рассматриваем правовую культуру дошкольника как социальное, культурное, педагогическое и личностное становление, как процесс овладения ребятами познаниями о собственных правах и обязательствах, способами оценивания личных действий и поведения иных людей с точки зрения общепризнанных норм права, навыками правового поведения в различных видах деятельности. Успешность формирования основ правовой культуры у дошкольников находится в зависимости от множества факторов. Важным из них считается повышение правовой культуры самих законных представителей ребёнка, а именно родителей и прародителей.

Анализ научной литературы показывает, что в прогрессивной науке к проблеме формирования правовой культуры определено несколько подходов. Так, одни исследователи оценивают данную категорию с позиции её структурных компонентов, определяя при этом право как систему общепризнанных норм, выражающих общественные требования (С.С.Алексеев [2] и др.), правосознание как сферу духовного отражения всей правовой реальности, (И.А. Ильин [7], П.И. Новгородцев [14], А.Р. Ратинов [16]), мораль как внутренний регулятор правомерного поведения.

Другие акцентируют своё понимание на правах человека как феномен, имеющий общечеловеческое значение (В.А. Караковский [8], Г.В. Мальцев [12]), на нравственных и моральных ценностях, на нравственно-правовом формировании личности.

В исследовательских работах последних лет (например С.Н. Апиян [3] и др.) отмечается интерес к формированию основ правовой культуры. С.Н. Апиян акцентирует внимание на значимости понимания личностью значения права в критериях демократического общества, отмечает связь процессов правового воспитания и правовой культуры. Невозможно не согласиться с её мнением о том, что улучшение процесса правового воспитания говорит и о увеличении правовой культуры личности в обществе, и напротив, невысокий уровень его организации не содействует повышению правовой культуры, ведёт к правовому нигилизму, являющийся антиподом правовой культуры. На рубеже дошкольного и младшего школьного возраста ребёнок начинает обдумывать, узнавать самого себя, открывает свои способности, приобщаясь  к социальному миру. Исследования в сфере прав ребёнка ориентированы на обеспечение его гармоничного становления, формирования способов  ориентировки в меняющемся социуме, сохранение самобытности, способности к самопознанию и самосовершенствованию.

На нынешний момент одной из задач, стоящей перед системой дошкольного образования, является реализация правовых и педагогических возможностей детского сада при охране ребёнка от насилия и жестокого обращения в семье. Необходимо формировать у ребёнка представления о самом себе, о его правах и обязанностях, нужно воспитывать оценочное отношение к общественным явлениям, прецедентам, мероприятиям и применять приобретённые познания в различных видах собственной деятельности.

Белорусскими учеными исследуются трудности социально-правового формирования семьи по различным направлениям: Я.Л. Коломинский [9], Е.А. Панько [9] - психология взаимоотношений и общения в семье; правовые и социально-педагогические основы защиты прав и интересов детей в семье;  вопросы педагогической культуры родителей; сотрудничество дошкольной образовательной организации и семьи.

Понятие «правовая культура» содержит многозначное объяснение в гуманитарных науках. Изучив разные точки зрения, мы приходим к выводу, что это сложное, разностороннее понятие нуждается в определении, в котором были бы сосредоточены главные направления уже имеющихся в научной среде формулировок.

Главный объект воздействия при правовом воспитании - правовое сознание, устойчиво положительно ориентированное, развитое, должного уровня. Правовое сознание индивида, коллектива (профессиональной группы), общества в целом. Идеологическое воздействие на общественное правосознание означает соответствующее воздействие на групповое и индивидуальное сознание и, наоборот, правовое воспитание отдельных индивидов и их групп, обусловливает формирование и развитие общественного правосознания, так как различные виды правосознания находятся между собой в диалектической взаимосвязи и взаимозависимости.

Правовое воспитание обладает относительной самостоятельностью целей, спецификой методов их достижения и организованных форм. Оно представляет собой многоцелевую деятельность, предполагающую наличие стратегических, долговременных целей и целей тактических, ближайших, общих и частных. Цели могут конкретизироваться с учетом специфики субъекта и объекта воспитательного воздействия, используемых форм и средств этой деятельности, а также органов, осуществляющих правовое воспитание.

Некоторые основные цели достижимы лишь при соблюдении в правовой воспитательной работе следующих основных принципов: научность, плановость, систематичность, последовательность и дифференцированность, обеспечение комплексного подхода, а также создание благоприятных условий для реализации развитого здорового правосознания на практике.

Правовое воспитание и обучение состоит в передаче, накоплении и усвоении знаний принципов и норм права, а также в формировании соответствующего отношения к праву и практике его реализации, умении использовать свои права, соблюдать запреты и исполнять обязанности. Полученные знания должны превратиться в личное убеждение, в прочную установку строго следовать правовым предписаниям, а затем – во внутреннюю потребность и привычку соблюдать правовой закон, проявлять правовую и профессионально-юридическую активност

Проблему ознакомления детей старшего дошкольного возраста с правами человека в контексте их приобщения к культуре мира оценивает Т.В. Болотина [4]. Изучение культуры мира основывается на принципах свободы, верности, демократии. Содержание изучения культуры мира нацелено на освоение детьми совокупных правил, свойственных обществу: нравственных правил, представлений о заслуживающем положении человека; знакомство с личными, социальными, демократическими, общечеловеческими правами человека.

Правовую культуру детей старшего дошкольного возраста мы рассматриваем как итог правового воспитания, как овладение и презентации личности общественно-ценностных нравственно-правовых моделей поведения. Сущность формирования основ правовой культуры у дошкольников заключается в овладении детьми способностями и умениями нравственно-правового поведения. Целью формирования основ правовой культуры у дошкольников считается образование осмысленного отношения к праву и нравственно-правовым общепризнанным меркам, следование ценностно-значимым моделям поведения в обществе.

Понятие правовая культура в широком социальном осознании трактуется как комплекс представлений и эмоций, выражающихся в почтительном отношении к деятельному праву и соответственному правовому поведению. В общественной, юридической литературе утвердились такие составляющие правовой культуры, как правовое понимание, уважение к праву, Закону, законопослушное поведение, роль в работе по охране правопорядка.

Сегодня в обществе закрепляется осознание, что вопросы  формирования основ правовой культуры связаны с приобщением людей к общекультурным ценностям. Цивилизация рассматривается как совокупность жизненных проявлений, достижений, творчества народов, выражение и итог самоопределения воли народа или индивидума. В культуре определяются и укрепляются общечеловеческие представления о добре и зле, честности, верности, единстве слова и дела, политический выбор людей, ценности и эталоны общества, формы общественных отношений людей в ходе согласования их интересов. Цивилизация как развивающийся процесс характеризуется неизменными переменами, выходом в свет новых свойств, присвоением правовых ценностей. Культуру принято рассматривать в двух ведущих формах - вещественной и духовной. Компонентами всякой культуры выступают 4 элемента: 1. мнение, 2. отношения или же представления, 3. значения, 4. критерии и общепризнанные нормы.

Значение культуры состоит в том, что она помогает человеку в процессе вхождения в общественный мир, приобщения к общепризнанным нормам и правилам жизнедеятельности в обществе. Благодаря приобщению к культуре формируется усвоение, общечеловеческих ценностей, развитие личности. В связи с этим, общепризнанно интенсивное воздействие культуры, её ценностей на развитие и формирование личности.

Вся прогрессивная система образования сосредоточена на передаче познаний, что в большей степени ориентировано на детей школьного возраста и взрослых людей. В данный момент игра в детских садах оттесняется и заменяется занятиями, потому что всё родители озабочены не столько всесторонним развитием ребёнка-дошкольника, соблюдением его права на младенчество, на игру, сколько его подготовкой к школе. Безусловно, невозможно лишать ребёнка своеобразных детских занятий. Крайне актуально это в старшем дошкольном возрасте.

Нередко права ребёнка нарушаются наиболее близкими и дорогими людьми. «Проблемные» родители - не вина ребёнка, а его беда и горе. Жестокое обращение с ребенком - это не только побои, нанесение ран, сексуальные домогательства и иные методы, которыми взрослые увечат ребёнка. Это - издевательства, унижение, всевозможные формы пренебрежения, которые ранят детскую душу.

Пренебрежение выражается в том, что родители не обеспечивают ребёнку необходимые условия для развития (питание, одежда, сон, гигиенический уход и т.д.). Кроме того, пренебрежение может проявляться в отсутствии со стороны родителей уважения, тепла, ласки, заботы по отношению к ребенку.

Жестокое обращение с детьми приводит к появлению людей социально дезадаптированных, не умеющих создать семью, быть хорошими родителями. Серьезным негативным последствием насилия считается последующее воспроизводство беспощадности и жестокости.

К сожалению, проблема бытового насилия стоит остро. Имеются страшные случаи безжалостного обращения с детьми, и особенную тревогу испытывают педагоги дошкольных организаций за маленьких детей.

В системе дошкольного образования следует поощрять работу, направленную на изучение с детьми основ формирования правовой культуры, «ибо основные взгляды, например, взгляды на расы, формируются в дошкольные годы». Отмечается необходимость уделять особое внимание работе с родителями детей дошкольного возраста.

С наступлением XXI века проблема формирования правовой культуры у дошкольников стала более острой во всём мире: социально-экономическая ситуация в обществе отражается на детях. Зная, что малыши – самое дорогое, что есть в обществе, педагоги стоят перед трудной проблемой: как отстоять права ребёнка. Наше будущее и будущее РФ во многом зависит от  образования, воспитания и развития детей, от их подготовки к жизни  в быстро меняющемся мире.

В настоящее время система нормативного обеспечения прав детей представлена в документах международного права, нормативно-правовых актах на федеральном и региональном уровнях.

В связи с этим, суть правовой культуры выступает как уровень осведомлённости людей о праве, состоянии законности и правопорядка в обществе. Ядром правовой культуры личности считается развитие положительного, развитого, целостного правосознания, побуждающего к правомерным деяниям и действиям. Составляющие правовой культуры личности соединяют познание собственных прав и свобод, способность критически расценивать принимаемые законы, готовность принимать участие в подготовке законодательства, возражать напротив законов, противоречащих духу права, умение отстаивать собственные права, солидаризироваться с другими гражданами, чьи права нарушаются.

Сущность формирования правовой культуры у дошкольников заключается в овладении ребятами способностями и умениями нравственно-правового поведения. Целью формирования основ правовой культуры детей считается образование осмысленного отношения к праву и нравственно-правовым общепризнанным нормам, следование ценностно-значимым моделям поведения в обществе. Весомую роль в решении проблемы формирования правовой культуры играют компетентные в правовой сфере педагоги.

Формирование правовой культуры – это система мер влияния на понимание, ощущения и волю с целью передачи и усвоения познаний о законодательстве, формирование убеждений в их верности и обязательного выполнения, выработки привычек поведения в духе закона. Очень важно создавать отношение к праву как необходимому условию и механизму соблюдения общественной справедливости, средству сохранения прав и свобод человека.

Обеспечению правового статуса ребенка в современном российском обществе способствуют новые Трудовой, Семейный, Гражданский и Уголовный кодексы Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Уголовно-процессуальный и Гражданско-процессуальный кодексы Российской Федерации, законодательство о детях-сиротах, многочисленные президентские программы, касающиеся проблем детства, ряд постановлений правительства. Однако в этой части нормативные акты в основе своей разрозненны и бессистемны, что обусловило объективную необходимость проведения системного исследования проблем правового регулирования и правоприменительной практики в сфере установления и защиты прав несовершеннолетних.

Таким образом, вопрос защиты маленького человека от всех форм насилия остается важным и значимым, его нельзя рассматривать как модное направление педагогической деятельности и нельзя забывать в потоке множества дел

ЛИТЕРАТУРА

Нормативные правовые акты

1.        Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948), С. 19;

2.         Декларация прав ребенка. Принята резолюцией 1386 (ХIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 года, С. 27;

3.         Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990), С. 29;

4.         Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ), Российская газета, N 62, 26.03.2004, С- 17;

5.         Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Принят резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1966 года, С. 33;

Учебники, учебные пособия

1.        Азаров А. Защита прав человека: Международные и российские механизмы. – М., 2000,- 321 с.

2.        Алексеев С.С. Теория государства и права. – М., 2012г, - 283с.

3.        Апиян С.Н. Правовое воспитание: понятие, формы, методы, пути совершенствования: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук /С. Н. Апиян. – Ереван, 2001.-23 с.

4.        Болотина Т.В. Конвенция о правах ребенка и законодательство Российской Федерации в вопросах, ответах и комментариях / Т.В.Болотина.- М.2002.- С.46.

5.        Демоз Л. Психоистория. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.

6.        Дошкольное образование России в документах и материалах: Сборник действующих нормативно-правовых документов и программно-методических материалов / Под ред. Т.И. Оверчук.- М., 2001.- С.472.

7.        Ильин И. А. О сущности правосознания. /Подготовка текста и вступительная статья И. Н. Смирнова. — М.: «Рарогъ», 1993. — 235 с.

8.        Караковский В. А. Воспитательная система - 2004. - № 2. – Челябинск, С. 58.

9.        Коломинский Я. П., Панько Е. А., Игумнов С. А. Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция. — СПб.: Питер, 2004. —480о: ил.

10.        Козлова С.А. Теория и методика ознакомления старших дошкольников с социальной действительностью / С.А. Козлова.- М., 1998.- С. 160.

11.        Кохановский        В. П. Философия /В. П. Кохановский. – Ростов н/Дону: Изд-во Феникс, 2005. – 522 с.

12.        Мальцев Г.В. Правоведение Учебник Под общей редакцией доктора юридических наук, профессора, члена-корреспондента РАН Г. В. Мальцева – Москва Издательство РАГС, 2003

13.        Микляева, Н.В. Правовые основы управления ДОУ: практическое пособие/ Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 192 с.

14.        Новгородцев П.И. Право и нравственность.,1866 — 1924. Право и нравственность /П. И. Новгородцев //Правоведение. -1995. — № 6. — С. 103 — 113.

15.        Проблемы правового образования в контексте модернизации общего образования: Материалы Всероссийской научно-практической конференции / М., 2002.-С.288.

16.        Ратинов А.Р. Структура правосознания и некоторые методы его исследования //Методология и методы социальной психологии. М., 1981. Стр. 201-214.

17.        Рекомендации о воспитании в духе международного взаимопонимания, сотрудничества, мира и воспитания уважения прав человека и основных свобод //Путеводитель по конвенции о правах ребенка /3. К. Шнекендорф. – М.: МПУ, СигналЪ, 2001.-176-191 с.

18.        Татаринцева Н.Е., Гречишникова К.О. Педагогические условия оказания помощи родителям в воспитании детей // Известия ЮФУ. Педагогические науки. 2015. № 6. С.97.

19.        Татаринцева Н.Е., Масесьянц Е.П. Историко-культурные предпосылки правового воспитания детей дошкольного возраста// Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. № 12(83). Ч.IV. С.150;

20.        Филонов Г.Н. Воспитание как социально-педагогический феномен. Стратегия развития. М.: НИИ семьи и воспитания, 2000. 160 с.

21.        Философский словарь / Под ред. М. М. Розенталя и П. Ф. Юдина. – М.: Политиздат, 1963. — 544 с.

22.        Achenbach, T.M., & Edelbrock, C.S. Behavioral problems and competen-cies reported by parents of normal and disturbed children aged 4 through

23.        Monographs of the Society for Research in Child Development, 1981,

24.        P. Adcinc Character counts! 1995.

THEORETICAL ASPECTS OF THE LEGAL CULTURE FORMATION PRINCIPLES OF PRESCHOOLERS

Masesyants E. P.

The article is dedicated to the issue of formation of the legal culture principles of the children of the senior preschool age. It reveals the meaning of formation of the legal consciousness of preschoolers. It expounds the formation of the legal education. It clearly defines the legal keynote.

It analyzes the historical aspect of the formation of the legal culture principles of the children of the senior preschool age. It analyzes a number of international documents on the formation of the legal culture principles of the children of the senior preschool age, namely:

* “Declaration of the Rights of the Child” (1959),

* “International Covenant on Economic, Social and Cultural Rights” (1966),

* “Convention on the Rights of the Child” (1989).

The article analyzes the scientific literature on the issue of formation of the legal culture principles of the senior preschool age, as well as the research works of the recent years.

The main idea of ​​the article – is the disclosure of the theoretical principles of the legal culture. It specifies the concept “legal culture”, which contains the ambiguous explanation in the humanities, it defines the purpose. As a result, it clarifies the essence of formation of the legal culture principles of the children of the senior preschool age. It defines the feature of the legal culture formation. It determines the result of neglecting the rights of the children of the senior preschool age and abusive treatment of the educatees. It reveals the problem of domestic violence, as well as the essence of the legal culture, which stands as the level of awareness of people about the law, the state of law and order in society. It reveals the core of the legal culture of a personality, which stands for the development of positive, advanced, integral legal consciousness that encourages lawful deeds and actions.

In the future, the research expansion on the legal culture formation principles of the children of the senior preschool age is planned.

Key words: legal culture, legal education, legal training, legal consciousness, rights of the child, childhood, preschooler, state, guarantee and value.

LITERATURE

Regulatory legal acts

1. Universal Declaration of Human Rights (adopted by the UN General Assembly on 10.12.1948), P. 19;

2. Declaration of the Rights of the Child. Adopted by the Resolution 1386 (XIV) of the UN General Assembly as of November 20, 1959, P. 27;

3. Convention on the Rights of the Child (approved by the UN General Assembly on 20.11.1989) (entered into force for the USSR on 15.09.1990), P. 29;

4. Constitution of the Russian Federation (adopted by the nation-wide vote on 12.12.1993) (taking into account the amendments made by the Law of the RF on the amendments to the Constitution of the RF as of 30.12.2008 No. 6-ФКЗ, as of 30.12.2008 No. 7-ФКЗ, as of 05.02.2014 No. 2-ФКЗ, as of 21.07.2014 No. 11-ФКЗ), Rossiyskaya Gazeta, No. 62, 26.03.2004, P-17;

5. International Covenant on Economic, Social and Cultural Rights. Adopted by the Resolution 2200 A (XXI) of the General Assembly as of December 16, 1966, P. 33;

Textbooks, teaching guides

1. Azarov A. Protection of Human Rights: International and Russian mechanisms. - M., 2000 – 321 p.

2. Alekseev S.S. Theory of State and Law. - M., 2012. – 283 p.

3. Apiyan S.N. Legal education: concept, forms, methods and ways of improvement: Extended abstract of dissertation in support of candidature of pedagogical sciences /S. N. Apiyan. - Yerevan, 2001. – 23 p.

4. Bolotina T.V. Convention on the Rights of the Child and legislation of the Russian Federation in questions, answers and comments / T.V. Bolotina. - M. 2002. - P. 46.

5. Demoz L. Psychohistory. - Rostov-on-Don: Fenix, 2001.

6. Preschool education of Russia in documents and materials: Collection of the applicable regulatory legal acts and program-methodical materials / Edited by T.I. Overchuk. - M., 2001. - P. 472.

7. Ilyin I. A. On the essence of legal consciousness. /Preparation of the text and the introductory article of I.N. Smirnov. - M.: “Rarog”, 1993. – 235 p.

8. Karakovsky V. A. Educational System - 2004. – No. 2. - Chelyabinsk, P. 58.

9. Kolominsky Y. P., Panko E. A., Igumnov S. A. Mental development of children in health and disease: psychological diagnosis, prevention and correction. – Saint-Petersburg: Peter, 2004. – 480 p: illustrated book.

10. Kozlova S.A. Theory and methods of familiarization of the senior preschoolers with social reality / S.A. Kozlova. - M., 1998. - P. 160.

11. Kochanowski V.P. Philosophy /V. P. Kochanowski. - Rostov-on-Don: Fenix Publishing House, 2005. – 522 p.

12. Maltsev G.V. Legal Science. Textbook Edited by Doctor of Law, Professor, Corresponding Member of the Russian Academy of Sciences G. V. Maltsev – Moscow, RAGS Publishing House, 2003.

13. Miklyaeva, N.V. Legal management principles of the preschool educational institution: practical guide/ N.V. Miklyaeva, Y.V. Miklyaeva. - M.: Airis-press, 2008. - 192 p.

14. Novgorodtsev P.I. Law and morality, 1866 - 1924. Law and morality / P. I. Novgorodtsev // Legal Science. -1995. – No. 6. - P. 103 - 113.

15. Problems of legal education in the context of the basic education modernization: Proceedings of the All-Russian scientific-practical conference / M., 2002. - P. 288.

16. Ratinov A.R. Structure of legal consciousness and some methods of its study // Methodology and methods of social psychology. M., 1981. PP. 201-214.

17. Recommendations concerning education for international understanding, cooperation, peace and education relating to the respect of human rights and fundamental freedoms //Guide to the Convention on the Rights of the Child /3. K. Shnekendorf. - M.: MPU, Signal, 2001.- 176-191 p.

18. Tatarintseva N.E., Grechishnikova K.O. Pedagogical conditions of providing assistance to parents in education of their children // Izvestiya SFedU. Pedagogical sciences No. 6. 2015. P. 97.

19. Tatarintseva N.E., Masesyants E.P. Historical and cultural background of legal education of the preschool age children// Actual problems of the humanities and natural sciences. 2015. No.12 (83). Part IV. P.150;

20. Filonov G.N. Education as a social and pedagogical phenomenon. Development Strategy. M.: Research Institute of Family and Education, 2000. 160 p.

21. Philosophical Dictionary / Edited by M. M. Rosenthal and P. F. Yudin. - M.: Politizdat, 1963. - 544 p.

22.        Achenbach, T.M., & Edelbrock, C.S. Behavioral problems and competencies reported by parents of normal and disturbed children aged 4 through

23.        Monographs of the Society for Research in Child Development, 1981,

24.        P. Adcinc Character counts! 1995.

Сведения об авторе

ФИО: Масесьянц Елена Петровна

Место работы: МБДОУ детский сад «Сказка»

Место обучения: аспирант второго года обучения ЮФУ по направлению

                              44.06.01 Образование и педагогические науки

Должность: старший воспитатель

Служебный адрес: 347711, Ростовская обл,

                             Кагальницкий р-н, пос. Мокрый Батай, ул. Садовая, дом 30 а

Мобильный личный номер телефона: 8 918 896 76 21

Служебный телефон: 8 (863 45) 92 5 34

e-mail рабочий: skazka711@yandex.ru

e-mail личный: elena-masesjanc@rambler.ru

Information about the author:

Last name, first name, patronymic: Masesyants, Elena Petrovna

Name of employer: Child day-care center “Skazka”, Municipal Budgetary Pre-school Educational Institution

Training place: Second-year postgraduate student of the Southern Federal University

                          Specialization: 44.06.01 Education and Pedagogical Sciences

Job position: Housemaster

Professional address: 30a Sadovaya Street, town of Mokry Batay, Kagalnik territory, Rostov region, 347711

Private cell phone number: 8 918 896 76 21

Business phone: 8 (863 45) 92 5 34

Business e-mail: skazka711@yandex.ru

Private e-mail: elena-masesjanc@rambler.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологические карты по формированию основ правовой культуры дошкольников в средней группе

В технологических картах представлена работа в разных направлениях: НОД, ОДВРМ, самостоятельная деятельность детей, а также работа с родителями. Расписаны цели, дается ссылка на литературу....

технологические карты по формированию основ правовой культуры дошкольников старшей группы

В картах представлена работа с детьми в ОД, в ОДВРМ, самостоятельной деятельности детей, работа с родителями. Материал успешно реализован....

Теоретические аспекты формирования грамматического строя речи у дошкольников

В статье изложены основные этапы формирования грамматического строя речи в онтогенезе. Выделены трудности, с которыми сталкиваются дети при усвоении грамматических форм....

"Формирование основ правовой культуры дошкольников"

В статье представлены методы и приемы, используемые в работе по формированию у дошкольников нравственно-  правовых представлений....

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРИРОДЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ ВПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Научная статья об исследуемой проблеме.Современные условия общественного развития, связанные с реформированием и модернизацией системы образования, делают особенно ценным проявление активного познават...

Методическая разработка на тему: «Метод проектов в работе по формированию основ правовой культуры дошкольников в условиях семейного воспитания и ДОО»

Одним из важнейших условий развития общества является воспитание граждан правового, демократического государства, способных к социализации, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравс...