"Формирование основ правовой культуры дошкольников"
консультация (старшая, подготовительная группа)

 В статье представлены методы и приемы, используемые в работе по формированию у дошкольников нравственно-  правовых представлений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravovaya_kultura.docx23.83 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование основ правовой культуры дошкольников

Процесс формирования правовой культуры у дошкольников охватывает всю деятельность дошкольной образовательной организации. В целом весь коллектив сотрудников ДОУ, характер их взаимоотношений и совместных действий в педагогической, административной, хозяйственной сфере являются предпосылкой развития основ правосознания детей. Сама положительная организация деятельности ДОУ есть фактор развития правового сознания у детей дошкольников. Для дошкольника- это первая модель социального устройства общества, где накапливается первый опыт правового поведения.

Развитие основ правового сознания детей дошкольного возраста возможно через формирование трех его компонентов:    

1. Информационно-познавательный – знания детей о правах и обязанностях.

2. Эмоционально-оценочный – оценка собственной деятельности, умение оценивать поступки других людей с точки зрения норм права.

3. Поведенческо- деятельностный – умения и навыки по реализации правового поведения, умение реализовывать свои права в деятельности, соблюдать запреты и исполнять обязанности.

     

   Для реализации этих компонентов возможно использование следующих методов и приемов:

        1. Методы и приемы, направленные на формирование нравственно-правовых представлений, их конкретизацию и систематизацию.

• Знакомство детей с адаптированными текстами международных, документов, раскрывающих основные права и свободы человека.

• Чтение и рассказывание произведений устного народного творчества, произведений классической детской литературы, доступных фрагментов учебного пособия А. Усачёва «Приключения маленького человечка», подчеркивая в содержании нравственно-правовые аспекты.

  • Рассказ воспитателя о правовых документах, о конкретных правах и обязанностях. Трудно переоценить значение рассказов. Маленькие дети могут извлекать из рассказов уроки, делать для себя выводы и очень хорошо запомнить их, если они  ассоциируются с персонажем из хорошо знакомых произведений.

• Вопросы нравственно-правовой направленности. Воспитатель, продумывая вопросы, обращается к близкому детям сказочному опыту. Серия репродуктивных вопросов позволяет детям воспроизводить сюжеты сказок или их фрагменты. Особенностью творческих вопросов является то, что они побуждают детей к размышлениям о поступках сказочных героев и помогают им выстраивать собственные суждения на нравственно-правовую тематику.

•  Рассматривание иллюстраций, наборов картин, отражающих нравственно-правовые понятия. Воспитатель подбирает соответствующие иллюстрации из книг и картинки, отражающие нравственно-правовую тематику, и предлагает их детям для рассматривания. По просьбе воспитателя, дети, рассматривая иллюстрации, отмечают, нарушены ли в сказках права героев, определяют, какое право нарушено, пытаются найти выход из данной ситуации.

• Беседы с детьми о нравственно-правовых понятиях. Беседы с детьми организуются в непринужденной обстановке групповой комнаты: в игровом уголке или месте для чтения и спокойного отдыха. Искренний доброжелательный тон педагога создает атмосферу уюта, помогает эмоционально настроить детей на беседу о хороших и плохих поступках людей, о добре и зле, правилах, которые действуют в группе. Тематика бесед должна обязательно опираться на личный опыт воспитателя и детей. Например, беседы о личном имуществе, о вещах, которыми они дорожат, — «сокровищах». По образцу воспитателя дети называют предмет, его назначение, рассказывают, почему эта вещь дорога ребёнку, обращают внимание на правила бережного обращения с ней. Совместно с воспитателем отмечают, что у каждого ребенка есть своя «дорогая» вещь, и делают вывод: у каждого ребенка могут быть личные вещи, нельзя брать их   без разрешения. Детям сообщают о существовании в группе некоторых правил: у каждого ребенка есть имя, поэтому следует обращаться друг к другу по имени. Обращаться следует ласково. Правила обязательны для выполнения каждым членом группы. Правила можно изменять, но только с общего согласия.

•Использование плакатов-картин из серии «Разрешающие и запрещающие знаки поведения». Дети, находясь в группе, имеют возможность постоянно обращаться к этим знакам и рассматривать изображенные на плакатах модели положительных и отрицательных поступков людей. Плакаты оформляются с целью демонстрации детям как положительных, так и отрицательных моделей поведения.

• Использование демонстрационных материалов, отражающих общие представления об истории и культуре. Рассматривая пособия, ребенок понимает, что в огромном мире существуют и растения, и животные, и люди. Дети осознают, что принадлежат к человеческому роду и являются людьми. Они отмечают, что в течение жизни с человеком происходят изменения: из ребенка он превращается во взрослого.

2. Методы и приемы, направленные на развитие суждений о нравственно-правовых ценностях, нормах и воспитание позитивного отношения к окружающим.

•Хороводные игры.

 Игры в «круг» способствуют установлению доброжелательного, дружелюбного отношения детей друг к другу, развивают умение понимать товарища по игре, учат уважать его интересы, желания. Дети начинают понимать, что в каждой игре существуют правила, и осознают необходимость их выполнения. Дети принимают и выполняют правила, понимают, что выполнять правила бывает не только сложно, но и приятно.

•  Занимательные упражнения «Братания». Для установления атмосферы равенства, принятия детьми друг друга, комфортного пребывания каждого члена группы предлагаются занимательные упражнения «братания». Такой прием используется после коллективных видов деятельности или успешного выполнения ребенком индивидуального поручения.

•Игра «Похвала».

Эти игры воспитателем организуются с целью показа ребенку возможности иметь собственное мнение по поводу какого-то события или человека. В круге дети «дарят» ласковые, сердечные слова друг другу. Цепочка слов передается от воспитателя к каждому ребенку в группе. Все дети должны «получить» в свой адрес добрые слова.

•Игры в «раскрашивание» и «украшение».

В игре может принять участие каждый ребенок. В играх они равны друг другу, в играх есть правила, и все в играх действуют по правилам. Дети усваивают основное правило игры - «украшать» ребенка можно только с его разрешения.

• Упражнения на развитие понимания эмоциональных состояний окружающих.

Воспитатель знакомит детей с основными эмоциональными состояниями и их внешними проявлениями. Дети получают комплекты картинок с изображением разных эмоциональных состояний, по которым они должны определить его настроение( грусть, спокойствие, веселье).

• Игры с изменением образа «Мир моих фантазий».

Воспитатель предлагает детям принять участие в играх с изменением собственного образа и образа сверстников. Воспитатель обращает внимание детей на возможность и занимательность изменения внешнего облика. В игре участвует подгруппа детей.

В этой серии игр дети заранее договариваются о правилах: внимательно выслушивать мнение каждого, отстаивать собственное мнение, не обижая другого  человека.

•Задания, закрепляющие умения детей самостоятельно и осознанно выбирать нравственно-правовые основания для своих поступков.

Серия заданий имеет дифференцированную направленность:

1-   задания этой серии направлены на то, чтобы побуждать детей высказывать отношение к происходящим событиям, поступкам героев;

2-   задания второй серии ориентированы на то, чтобы дети высказывали собственное мнение о сказочной ситуации, имели возможность самостоятельно отстаивать свою точку зрения, при этом ориентируясь на позитивные ценности общества.

Воспитатель, организуя выполнение этих заданий, обращает внимание детей на то, что в сказках герои совершают разные поступки: защищают слабых, помогают несчастным и т.д. Вначале воспитатель напоминает детям сказочные сюжеты, обращает внимание на поступки героев, уточняет их смысл, выражает собственное отношение к их поступкам, постепенно объясняет их нравственно-правовые основания. Воспитатель обращается к детям с просьбой самостоятельно вспомнить сказки и поступки сказочных героев, дать им объяснение, высказать свое суждение о происходящем с позиций нравственно-правовых ценностей.

При выполнении этой серии заданий детей подводят к выводу о том, что право каждого человека — иметь собственное мнение об окружающем. Мнения у людей могут быть разными: могут совпадать и не совпадать. Мнение может быть справедливым и несправедливым. Мнение одного человека может отличаться от мнения другого человека. Человек может изменять свое мнение. Человек может отстаивать свое мнение. Свое мнение человек должен выражать, не обижая и не унижая других людей.

3. Методы и приемы, направленные на реализацию накопленных нравственно-правовых представлений.

• Организация выставок любимых вещей.

Участвуя в отборе экспонатов для выставки, дети закрепляют представления о том, что у каждого ребенка могут быть личные вещи.

Экспонатами выставок становятся дорогие малышам вещи: сумочки — рюкзачки, закладки, игрушки. Малышам предлагается принять участие в отборе материалов для выставки, поупражняться в аккуратном обращении со своими и чужими вещами.

• Сочинение историй, сказок о себе, близких людях на нравственно-правовую тематику.

•Проведение вечеров сказок.

Детям предлагают сочинить сказки о правах человека, о демократическом устройстве общества, стране, президенте, правилах группы.

•Демонстрация детьми собственных работ. На детских шкафчиках для хранения одежды укрепляются разноцветные крючки, на которых ежедневно каждым ребенком совместно с педагогом вывешиваются детские работы. Подобная демонстрация детских работ позволяет упражнять малышей в уважительном отношении к своим работам и работам сверстников. Малыши учатся аккуратному обращению с собственными и чужими результатами труда, учатся не ломать, не рвать детские работы.

•Игры «Запрещающие и разрешающие знаки поведения». Для организации игры изготавливается серия картинок, с помощью которых демонстрируется действие основных прав человека: жестокое обращение с детьми, участливое отношение друг к другу, высказывание собственного мнения, владение игрушками. Картинки на креплениях расставляются по игровому полю. Дети, перемещаясь по полю, отбирают положительные модели поведения.

• Ведение ребенком совместно с родителями альбомов о себе и своей семье.

В альбоме дети записывают свое имя, домашний адрес, рисуют или наклеивают любимую игрушку, имена близких.

•  Упражнения «Сказочные правила».

В сказках на бытовую тематику дети пытаются определить, какие необходимые правила выполняют или не выполняют герои. Например, Зайчик и Лиса из сказки «Заюшкина избушка».

• Участие вместе со взрослыми в полезных делах.

Дети совместно с воспитателем учатся устанавливать элементарные правила жизни в группе:

-здороваться, когда входишь в помещение;

-брать вещи с разрешения владельца;

- просить разрешение, чтобы приняли в игру;

-обращаться по имени к каждому ребенку.

По мере запоминания и исполнения правил детьми, воспитатель вводит новые.

• Воспитывающие ситуации

 способствует закреплению детского опыта поведения, общения, деятельности. Однако основным в воспитывающей ситуации является постановка перед детьми проблемы взаимодействия с окружающими, ее поведенческих аспектов, выработка совместных способов принятия решений, отработка адекватных моделей действия. Воспитывающая ситуация ставит ребенка перед необходимостью осознать поведенческую проблему, сделать правильный выбор и решить ее определенным способом. В связи с этим ценность воспитывающих ситуаций заключается в формировании социально-значимых навыков поведения, а именно: умение принимать различия в людях, отражающиеся в их поступках, одежде, разговоре; умение конструктивно взаимодействовать с окружающими, закрепление навыков ответственного поведения за начатое дело, совершенный поступок, сказанное слово. Содержанием ситуаций  становятся события окружающей социальной действительности, поступки людей, характер их взаимоотношений. Близким для дошкольников является и содержание, основанное на сюжетах сказок, легенд, мифов, мотивы поступков и личностные качества героев.

Особенностью организации воспитывающих ситуаций в практике ДОУ является учет педагогами следующих факторов:

- предложение детям собственно ситуации.

Предлагается содержание ситуации, заявляется ее проблемность. Дается задание обыграть ситуацию, распределить ее по ролям, внести необходимые атрибуты, наглядный материал.

•Игры - путешествия. Они организуются воспитателями для закрепления детьми основных прав человека и уточнения демократического устройства общества. Воспитатели предлагают детям отправиться в путешествие в другие страны. Дети выбирают маршрут путешествия, удобный вид транспорта. Совместно с педагогом продумывают документы, необходимые для путешествия, уточняют правила поведения.

•Домашние задания. Воспитатель предлагает детям выступить в роли исследователя и выяснить, как в семье соблюдается право каждого человека на имя; право каждого человека жить в семье; право каждого взрослого на труд и отдых. Совместное обсуждение результатов домашнего исследования помогает детям осознать основные права и свободы человека.

• Творческие задания детям.

Педагогами разрабатывался комплекс заданий детям, востребующий полученные представления, например: "Представьте, что ваша группа - Дума детского сада. Дума принимает законы и вырабатывает правила. Давайте вместе составим правила, по которым будут жить дети в детском саду".

Например, "Представьте, что идет заседание Думы детского сада. Подумайте, какие правила каждый ребенок в группе выполняет без напоминания. Попробуйте дополнить правила группы, внести в них изменения".

•  Прием "Выборы президента группы".

Дети успешнее усваивают модели общественного устройства и нравственно-правового поведения, если воспитатель организует увлекательную деятельность, в которую максимально "включены" дети. В "выборах" принимает участие каждый ребенок группы, привлекаются и родители воспитанников. Каждый "кандидат" готовит свою программу выступления.

• Игра «Прием в президентском дворце».

Такая игра организуется один раз в год - в День Независимости России. Совместно с детьми выбираются президент, его помощники. "Президент" обращается с торжественной речью к своим согражданам. Во время торжественной церемонии звучат национальные песни, стихи отечественных поэтов, исполняется гимн России.

•Праздник "Права человека".

Этот прием также организуется один раз в год 10 декабря. Цикл праздничных мероприятий включает беседы об истории появления права, о правах человека в разных странах, международном движении в защиту прав человека. Исполняются песни и стихи о мире, доброжелательном отношении к людям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование основ правовой культуры у детей дошкольного возраста

В данной работе я представляю  работу по формированию у детей дошкольного возраста основ правовой культуры....

технологические карты по формированию основ правовой культуры дошкольников в средней группе

В технологических картах представлена работа в разных направлениях: НОД, ОДВРМ, самостоятельная деятельность детей, а также работа с родителями. Расписаны цели, дается ссылка на литературу....

технологические карты по формированию основ правовой культуры дошкольников старшей группы

В картах представлена работа с детьми в ОД, в ОДВРМ, самостоятельной деятельности детей, работа с родителями. Материал успешно реализован....

Консультация на тему: "Формирование основ правовой культуры у детей старшего дошкольного возраста".

В консультации подробно рассмотрены основные моменты формирования основ правовой культуры у старших дошкольников....

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Статья посвящена проблеме формирования основ правовой культуры у детей старшего дошкольного возраста. Раскрыт смысл формирования правового сознания дошкольников. Изложено формирование правового воспит...

Методическая разработка на тему: «Метод проектов в работе по формированию основ правовой культуры дошкольников в условиях семейного воспитания и ДОО»

Одним из важнейших условий развития общества является воспитание граждан правового, демократического государства, способных к социализации, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравс...