Инновационный прект "Формирование основ правовой культуры дошкольников посредством игрового взаимодействия"
материал по теме
Конкурсная работа представленная на "Учитель года 2010"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zashchita.docx | 35.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Уважаемые члены комиссии, коллеги.
СЛАЙД №1 ТЕМА
Вашему вниманию представляется инновационный проект на тему: «Формирование основ правовой культуры дошкольников, посредством игрового взаимодействия»
СЛАЙД №2 АКТУАЛЬНОСТЬ
Последнее десятилетие характеризуется усилением внимания к ребенку как к личности, субъекту социально-правовых отношений, наделенному определенными правами. Многие прогрессивные изменения в российском обществе, социальные, политические и экономические эксперименты предполагают и переоценку роли ребенка в нем. Общество нуждается в социально зрелых, свободных личностях, обладающих правовыми знаниями. Еще Козлова говорила о том, что Внимание к себе, постепенное осознание своих прав и обязанностей способствует тому, что ребенок приучится быть более свободным, научается уважать себя и других людей, понимать их чувства, переживания, поступки, мысли…..
СЛАЙД №3
Развитие правового сознания личности – это долгий, сложный и противоречивый
процесс, продолжающийся практически всю жизнь человека. Самые первичные представления о социальных нормах поведения людей, о необходимости определенного порядка в человеческих взаимоотношениях приобретаются в детстве, еще в дошкольный период.
В дошкольные годы наиболее активно формируются взгляды, жизненные позиции,
типичные мотивы поведения личности. И от того, какое понимание права и отношение к нему вырабатывается в этот период становления личности, во многом зависит и последующее поведение человека в правовой сфере.
Раннее правовое воспитание способствует общему социальному развитию ребенка, созданию условий для формирования его правосознания и правосообразного поведения.
Актуальность данного проекта подтверждается, еще и тем, что он носит междисциплинарный характер: т.е. интегрирует знания общей и дошкольной педагогики, детской психологии, юридических наук.
СЛАЙД№4 «Высказывание Сухомлинского»
Одним из основных средств воспитания правовой культуры детей в детском саду выступает игра, так как она является ведущим видом деятельности в данный возрастной период, и эффективным средством формирования личности дошкольника.
Игра это не только удовольствие и радость для ребенка, ведь в процессе игры он приобретает новые знания, умения и навыки, раскрывает свои возможности.
Игры, предлагаемые для проведения на занятиях по правовому воспитанию, с одной стороны, оживляют занятие, а с другой – несут значительную смысловую нагрузку, как интеллектуальную, так и воспитательную. Играя, дети знакомятся с новыми формами общения, учатся взаимодействовать друг с другом.
СЛАЙД№5 Методологическую основу проекта составили работы:
1 С.А. Козловой, А.В. Запорожца, Л.П. Стрелковой, Г.П. Давыдова и т.д. –
Позволившие рассматривать правовое воспитание детей дошкольного возраста – как целенаправленное и систематическое влияние на сознание и поведение ребенка с целью формирования у него глубоких и устойчивых правовых знаний и убеждений, правильного правового поведении, реализация которого в практической деятельности отвечает требованиям общества.
2 Эльконина Д.Б, Л.С. Выготского, Л.А. Венгера, В.А. Сухомлинского, Мухиной и др. , подчеркивающие важную роль игры в формировании личности дошкольника и ее правовых убеждений, взглядов, правового поведения.
СЛАЙД №6 (ПРОБЛЕМА)
“Временные (примерные) требования к содержанию и методам обучения и воспитания, реализуемые в ДОУ” ориентируют педагогов дошкольных образовательных учреждений на правовое воспитание дошкольников, предлагая знакомить детей с международными правовыми документами, регулирующими отношения между людьми.
В ряде образовательных программ для дошкольных учреждений (“Детство”, “Истоки”, “Я – человек”, “Семицветик”, “Открой себя” и др.) заявлен гражданский аспект образования. В них поставлены отдельные задачи развития представлений детей о своей стране, знаменитых людях своего отечества, приобщения к историко-культурным ценностям своего народа. Однако проблема воспитания правовой культуры в упомянутых программах не ставится.
Таким образом, в настоящее время в практике отсутствует целостная научно-обоснованная программа воспитания правовой культуры детей дошкольного возраста, что по своей сути и является проблемой, которая ориентирует на выделение следующих противоречий:
СЛАЙД №7 (Противоречия)
Во –первых между:
- потребностью общества в социально зрелой, свободной личности, обладающей правовыми знаниями и недостаточной разработанностью педагогических средств и условий, способствующих формированию правовой культуры личности дошкольника;
Во-вторых:
- между реальным уровнем готовности воспитателей и родителей к осуществлению правового воспитания и актуальной потребностью в нем, что требует специальной работы с педагогическим составом и родителями.
СЛАЙД №8 (ЦЕЛЬ)
Все эти аспекты, позволяют сформулировать цель данного пректа:
Способствовать формированию основ правовой культуры детей дошкольного возраста, посредством игрового взаимодействия.
Реализация данной цели возможна путем решения, следующих задач:
СЛАЙД №9 (ЗАДАЧИ)
- Создание условий для формирования у детей правовой культуры.
- Разработать систему занятий, дидактический и наглядный материал для игр, способствующие формированию правовой культуры личности дошкольника.
- Совершенствование уровня правовой культуры педагогического состава дошкольного образовательного учреждения и родителей детей, посещающих детский сад
СЛАЙД 10 УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА (ФОТО )
Основными участниками проекта являются дети, родители (законные представители) и педагогический состав дошкольного образовательного учреждения (воспитатели, педагоги-специалисты)
СЛАЙД №11 (Концептуальная модель проекта)
Правовое воспитание в данном проекте направлено на формирование основных блоков правовой культуры:
– логико-нормативного (элементарные знания детей о своих правах и обязанностях, то есть правовая информированность, понимание социально одобряемых правил поведения);
– эмоционально-образного (субъективное отношение ребенка к правилам поведения, ценностное их восприятие, адекватная оценка своих и чужих поступков с точки зрения действующих правил поведения);
– поведенческого ( реализация правосообразного поведения в различных видах деятельности, соблюдение запретов и исполнение обязанностей).
СЛАЙД 12 МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
В качестве основных методов реализации проекта, мною были выбраны, следующие:
1.Психодиагностический метод (анкетирование)- с целью изучения уровня правовой культуры и диапазона потребностей всех участников проекта.
2.Правовое воспитание в детском саду происходит более успешно при использовании игровых, проблемных, практических методов, что делает этот процесс личностно-значимым
3.Организованное обучение (занятия) с детьми по правовому воспитанию предлагаю соотнести с образовательным содержанием раздела «Социальный мир» комплексной образовательной программы «Детство» с включением просмотра и анализа фрагментов мультипликационных фильмов, чтения и обсуждения художественных произведений.
4. Для подготовки педагогического состава дошкольного образовательного
учреждения к правовоспитательной деятельности считаю необходимым
проведение педсоветов, консультаций, семинаров.
5. Вовлечение родителей в формирование правовой культуры детей должно
происходить на тематических родительских собраниях, через материалы
стендов и выставок
СЛАЙД №13 ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
При регулярной работе с участниками проекта надеемся убедиться:
- в положительных изменениях в их отношении к себе и к другим людям,
- в снижении уровня агрессии у детей,
- в сформированности у детей собственного мнения, в изменении подходов к разрешению конфликтов и споров.
Реализация проектных целей и задач позволит:
- создать образовательное пространство для повышения правовой компетентности педагогического состава и правового воспитания детей,
- вовлечь в правовоспитательную деятельность родителей.
СЛАЙД 14 ФОРМАТ ПРОЕКТА
Говоря о формате данного проекта можно выделить следующие его характеристики:
- По целевому назначению – учебный
- По объекту – социальный
- По субъекту – групповой
- По сферам – социально-педагогическим
- По срокам реализации –краткосрочный, так как рассчитан на 1 год
СЛАЙД 15 ЭТАПЫ ПРОЕКТА
Реализацию проекта я предлагаю условно разделить на следующие этапы:
1 этап: Предварительный
По срокам реализации рассчитан на 3 месяца(ноябрь-январь) 2009-2010 г и включает в себя следующие процедуры:
- Проведение диагностики уровня правовой культуры и диапазона потребностей всех участников правовоспитательного процесса.
- Определение проблемы, формата и концептуальной модели проекта в результате анализа психолого-педагогической и методической литературы.
- Планирование работы с родителями, детьми и педагогами по формированию правовой культуры посредством игрового взаимодействия.
- Публичное представление планируемой работы
СЛАЙД 16 2 этап: Этап реализации проекта
По срокам реализации рассчитан на пол года ( февраль - июль) 2010г и включает в себя следующие виды работ:
- Работа с педагогами:
– проведение педагогических советов, на которых планируется обсуждение вопросов защиты и соблюдения прав ребенка, методических материалов, подготовленных воспитателями;
– консультации для воспитателей по вопросам правового воспитания и вовлечения родителей в процесс правового воспитания детей;
- Работа с родителями:
В работе с родителями, необходимо формировать у них понимание того, что семья ответственна за ребенка, за соблюдение его прав, а родители являются законными представителями своих детей и должны выступать в защиту их прав и интересов.
Осуществляется эта деятельность через материалы стендов, тематических выставок, родительских собраний, вовлечение родителей в подготовительную работу занятий, проводимых с детьми.
К преимуществам данных форм взаимодействия с родителями относятся,
во-первых, минимальные затраты времени родителей, что не мало важно для лиц с высокой степенью занятости,
во-вторых, взрослым предоставляется значительный период времени для осмысления полученной информации и выявления потребностей в получении консультаций у соответствующих специалистов.
- Работа с детьми:
Предполагает проведение игровых занятий с детьми направленных на :
– ознакомление детей в игровой форме с социально-правовыми нормами и правилами поведения; с правовыми документами и правами человека;
– формирование у детей через игровое взаимодействие: социальной ответственности, способности понимать и оценивать свое поведение и поступки окружающих людей, навыков общения в различных ситуациях;
– воспитание у детей уважительного и терпимого отношения к людям, к достоинству и мнению другого человека;
СЛАЙД 17
3 этап: Рефлексивный
По срокам реализации рассчитан на 1 месяц (август 2010) и предполагает определение соответствия ожидаемых результатов качеству полученного продукта, посредством повторных диагностических процедур (Анкетирование)
4 этап: Послепроектный
Предполагает выбор варианта продолжения проекта с опорой на полученные результаты:
- Разработку методических рекомендаций по формированию правовой культуры дошкольников посредством игрового взаимодействия.
- Обмен опытом с коллегами;
СЛАЙД 18 НОВИЗНА, ДОСТУПНОСТЬ
Практическая значимость данного проекта заключается в том, что его идеи могут быть использованы в практике воспитателей, работающих в ДОУ, для формирования правовой культуры дошкольников. Проект может быть освоен педагогами, обладающими высоким уровнем профессионализма, открытыми к изменениям, происходящим в сфере образования.
Новизна проекта заключается в том, что здесь сделан акцент на формировании правовой культуры детей дошкольного возраста, которая определяет дальнейшее правособразное поведение и формирует нравственный пласт личности: его правовые убеждения, взгляды и ценности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
технологические карты по формированию основ правовой культуры дошкольников в средней группе
В технологических картах представлена работа в разных направлениях: НОД, ОДВРМ, самостоятельная деятельность детей, а также работа с родителями. Расписаны цели, дается ссылка на литературу....
технологические карты по формированию основ правовой культуры дошкольников старшей группы
В картах представлена работа с детьми в ОД, в ОДВРМ, самостоятельной деятельности детей, работа с родителями. Материал успешно реализован....
Формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольника посредством игровых технологий
Разработка из опыта работы...
"Формирование основ правовой культуры дошкольников"
В статье представлены методы и приемы, используемые в работе по формированию у дошкольников нравственно- правовых представлений....
Формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольника посредством игровых технологий
laquo;Безопасность дошкольника через игровые технологии»...
Методическая разработка на тему: «Метод проектов в работе по формированию основ правовой культуры дошкольников в условиях семейного воспитания и ДОО»
Одним из важнейших условий развития общества является воспитание граждан правового, демократического государства, способных к социализации, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравс...
«Формирование основ правового сознания дошкольников посредством дидактической игры»
В современном мире большинство родителей не имеют достаточных знаний о формировании основ правового сознания у детей. Родители готовы уважать права детей на проявление собственной воли, но в реальной ...