технологические карты по формированию основ правовой культуры дошкольников старшей группы
методическая разработка (старшая группа) по теме
В картах представлена работа с детьми в ОД, в ОДВРМ, самостоятельной деятельности детей, работа с родителями. Материал успешно реализован.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Формирование основ правовой культуры старших дошкольников | 34.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологические карты по теме «Ребенок и право» в старшей группе
Месяц | Области интегра- ции | Непосредственная образовательная деятельность | Совместная образовательная деятельность в режиме дня | Самостоятельная деятельность детей | Работа с семьей |
сентябрь | П К С ЧХЛ С ФК З Б Т М | Право на жизнь ст. 6(1) Тема: Жизнь дана на добрые дела
Цель. - Закрепить представление детей о праве на жизнь - Воспитывать чуткое, доброжелательное отношение к товарищам, - вызывать желание совершать добрые поступки. - Активизировать словарь: добрые дела, волшебные слова. |
- Диагностика Цель: выявить уровень развития детей по основам правового воспитания. -Разыгрывание проблемных ситуаций по морально-этическим нормам поведения. Цель: Формировать умение прогнозировать последствия поступков. Воспитывать способность делиться с товарищами. -Разучивание пословиц о дружбе: Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Друг познается в беде - Творческая игра «Поиск добрых дел» Цели: составление копилки с добрыми словами. «Семья», «День рождения» - Заучивание пословицы о семье:
- Сюжетно-ролевая игра «Магазин» - Чтение сказки «Приключения маленького человечка» Цель: помочь осознать себя как индивидуальность. - Побуждение ребенка рассказывать о семейных традициях, праздниках, досуге, отдыхе. |
- Рассматривание иллюстраций по различным ситуациям на тему «Хорошо лил плохо! - Настольный театр «Красная шапочка» - Стимулирование и поощрение детей в изображении сюжетов из жизни семьи, проигрывании проблемных ситуаций, возникающих в семье, используя для этого наборы мебели, транспорта, городских построек и т.п. |
- Социологическая анкета семьи. Изготовление паспорта семьи. - Собрать фотографии детей Для составления альбома «Это Я» |
Октябрь | П К С ЧХЛ С ФК З Б Т М | Право на имя, на гражданство ст. 7(1) Тема: « У меня есть имя. Я - гражданин России» Цели: дать знания о том, что у каждого человека есть свое имя, которое отличает его от других людей; объяснить, что право на имя закрепляется Конституцией и подтверждается документом "Свидетельство о рождении". Развивать внимание детей. Воспитывать правовую сознательность, желание помочь | - Дидактическая игра «Я умею». Цель игры: закрепить представление детей о праве на жизнь. Уточнить, что жизнь дана на добрые дела. Ход игры: дети стоят в кругу и бросают мяч друг другу со словами «Я умею…», называя те добрые дела, которые они совершают по отношению к близким. -Изготовление детских альбомов «Это Я» (право на индивидуальность) - Беседа «Все мы разные, мы все равны» Цели: продолжать формировать представление о том, что на Земле живут люди разных национальностей; понятие о том, что все люди равны независимо от национальности и веры - Дидактическая игра «Когда я стану взрослым» Цель: учить называть «взрослые» имена людей; развивать речь. Ход игры: Воспитатель называет имя, а дети говорят полное имя. (Например, Таня – Татьяна). В игре можно использовать мяч.
-Чтение сказки «Приключения маленького человечка». Цель: дать представление о чувстве вины и стыда. Чтение сказки «Приключения маленького человечка» Цель: дать представление о том, что у каждого есть дом, в котором все принадлежит хозяину дома. Знакомство с правом на неприкосновенность личного имущества и жилища. - Тематическая беседа «Мои права». Внести для ознакомления книгу «Ваши права» Шабельник Е.С., Каширцева Е.Г. и «Всеобщую Декларацию прав человека» Усачев А. Цели: закрепить знания детей о том, что это международный документ, знакомящий с основными правами и свободами. - Посещение «Правовой академии» детского сада. Цели: знакомство с основными правами ребенка. | - Рассматривание альбома «Люди Земли» - Рассматривание иллюстраций из книги Шабельник Е.С. «Ваши прав» - Рассматривание семейных альбомов. | - Анкетирование родителей по проблемам правового воспитания «Я и мой ребенок» Копытова Н.Н.Правовое образование в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2006, с. 68.
|
Ноябрь | П К С ЧХЛ С ФК З Б Т М | Право на семью. Ст. 9(1) Тема: «Моя семья»
Цель. Закрепить представление о родственных связях. Учить детей сопереживать, совершать по собственной воле добрые поступки. Формировать уважительное, заботливое отношение к близким, родным людям. Активизировать словарь: забота, сочувствие, благополучная дружная семья, проявлять почтение, поколение. | -Разучивание пословиц о дружбе: -Старый друг лучше новых двух. -Не мил и свет, когда друга нет. -Беседы по картинкам «Я и мое поведение»
- Право на индивидуальность. Интервью «Это Я!»: 1. Меня зовут………………………… Интервью берет воспитатель индивидуально у каждого ребенка. Дети приносят свои фото на тему «Это я!». Каждый ребенок совместно с воспитателем составляет свою страничку в фотоальбом (выбирают цвет картона, размещают своё фото и рассказ на картонке, приклеивают). Эта работа проводится во второй половине дня, в свободное от занятий время. Когда все дети проделают эту работу, получится фотоальбом «Это мы!». Альбом хранится в группе, дети в свободной деятельности смотрят его. Презентация фотоальбома родителям - на одном из семейных праздников в группе. - Сюжетно-ролевая игра «Семья» - Дидактическая игра «Знатоки» Цели: знакомить с национальными особенностями народов Поволжья (предметы быта, традиции, праздники, национальный костюм) формировать сообразительность, смекалку. | - Рассматривание иллюстраций игрового материала «Наши права» - Рисование символов, изображающие права детей | - Изготовлении стенда в приемной группы «Папа может все, что угодно» |
Декабрь | П К С ЧХЛ С ФК З Б Т М |
Право на жизнь, на личную неприкосновенность, жилье, свобода выбора. Ст. 6(1), 19, 12. Тема: Сказка к нам приходи, о правах нам расскажи» Цель: -дать детям знания о своих правах и обязанностях через русскую народную сказку. -воспитывать уважение к товарищам, к взрослым. -формировать умение анализировать поступки сказочных героев, увидеть в сказке нарушение права. (конспект прилагается) | - Беседа «Какие бывают праздники?» Цели: рассказать детям о том, что наши предки умели и любили веселиться, напомнить, что обычно праздник начинается торжественно, потом под музыку водят хороводы, поют песни, пляшут, затевают игры; закрепить знания о том, какие праздники отмечают в детском саду (День знаний, День матери, Праздник осени, Новый год, День защитника Отечества, 8 Марта, 1 Мая – Праздник весны, День Победы, День семейного общения, выпускной). - Дидактическая игра «Если чужой стучится в дверь». Цели : формировать умение детей открывать дверь, когда они дома одни, только людям, живущим с ними в одной квартире. (Обыгрывание ситуаций) - Сюжетно-ролевая игра «Путешествие» | - Рассматривание глобуса - Игры с бумажными куклами в народных костюмах | -Родительское собрание с презентацией детского альбома «Это Я» - Участие родителей в организации новогоднего утренника |
Январь | П К С ЧХЛ С ФК З Б Т М | Право на медицинское обслуживание, здоровье. Ст. 24, 6(2) Открытая непосредственная образовательная деятельность Тема: «Айболит в гостях у ребят» Цели: 1. Познакомить детей с содержанием статьи международной конвенции ООН о правах ребенка, гарантирующей право на медицинский уход. 2. Формировать понимание необходимости заботится о своем здоровье, беречь его и учиться быть здоровым. 3. Познакомить детей с элементарными правилами оказания первой медицинской помощи. 4. Воспитывать дружеские отношения между сверстниками. Желание помогать друг другу. Цели: - Познакомить детей с содержанием статьи международной конвенции ООН о правах ребенка, гарантирующей право на медицинский уход. - Формировать понимание необходимости заботится о своем здоровье, беречь его и учиться быть здоровым. - Познакомить детей с элементарными правилами оказания первой медицинской помощи - . Воспитывать дружеские отношения между сверстниками. Желание помогать друг другу. (Конспект прилагается) | -Разучивание пословиц о дружбе: -Новых друзей наживают, а старых не забывают. -В согласном стаде и волк не страшен. Беседа «У кого бывает день рождения?» Цели: закреплять знания о том, что дни рождения бывают разные: день рождения ребенка, день рождения мамы и других членов семьи – семейные праздники. - Развивающая игра «Бабушкино лукошко» Цель: Дать представления продуктах полезных для здоровья, учить определять овощи и фрукты по вкусу. Проблемная ситуация «Почему папа заболел». Цель: формировать представления о вредных для здоровья поступках людей. - Сюжетно-ролевая игра «Поликлиника» - Рассказ воспитателя о родном поселке. Цели: воспитывать чувство гордости за свою малую Родину, вспомнить о соответствующих правах ребенка. - Обыгрывание ситуации «Знакомства» Цель: формировать коммуникативные навыки, дружелюбное отношение друг к другу. - Беседа: «Я гражданин своей страны» Цель. Способствовать умению называть свою страну, город, улицу, на которой живешь Формировать первичные представления о столице России, её президенте и флаге государства, государственных праздниках. - Общение «Знаешь ли ты свой адрес, телефон и можешь ли объяснить, где живешь?» | - Сюжетно-ролевые игры Настольные игры «Лабиринт», «Первая помощь», «Математическое лото» - Внести раскраски «Хорошо – плохо», побуждать самостоятельно выделять опасные и безопасные предметы дома. | - Оформление папки-передвижки «Каждый ребенок имеет право» |
Февраль | П К С ЧХЛ С ФК З Б Т М | Право на получение информации, образование. Ст. 17, 12 Тема: «Хочу все знать» Цель: Познакомить детей на право получения информации и образования. Способствовать пониманию, что знания приносят человеку пользу, помочь прийти к выводу о необходимости получения знаний. Закрепить знания об источниках информации и об учреждениях образования. Ввести понятия «информация», «образование». (Конспект прилагается) | - Беседа «Как важно быть грамотным» Цели: формировать представление о значимости образования в жизни каждого человека. - Экскурсии в школьную библиотеку, в школу Цель Закрепить знания о праве на образование, получение информации - Вечер игр по правовому воспитанию (смотри приложение): «Назови полным именем» Цель: закреплять знания детей о своем имени, фамилии, отчестве; развивать речь. Ход игры: Дети называют свое полное имя – Ф.И.О. (имя мамы, папы, бабушки, дедушки и т.д.) В игре можно использовать мяч. Казахская народная игра «Жмурки в кругу». Цель игры: закрепляем знание права на имя. Ход игры: для игры начертить на полу круг, водящему завязать глаза. Он старается поймать и узнать кого-нибудь из ребят. Если имя названо правильно, водящим становится узнанный. Выходить из круга нельзя. Если водящий выходит за пределы круга, дети говорят ему об этом. Игра-пантомима «Помогаю взрослым». Цель игры: закрепить с детьми понятие обязанности. Ход игры: ребёнок с помощью движений показывает, как он помогает родным по дому, а остальные дети внимательно наблюдают и отгадывают, что хотел «рассказать « их товарищ.
Игра «Моих родителей зовут…» Цель игры: Закрепляем знания имени и отчества родителей. Ход игры: дети, передавая друг другу мяч, быстро называют фамилию, имя, отчество мамы и папы. | - Настольные игры по направлению «Социально-личностное развитие» «Наши права», «Первая помощь» «Один дома» и другие. - Рассматривание семейных альбомов - Сюжетно-ролевые игры Поощрение комбинирования различных игровых сюжетов по семейной тематике в единый игровой сюжет | - Спортивные соревнования с папами и детьми «Богатырская наша сила!» - Выпуск газеты «Для любознательных родителей» на тему: «Папа – лучший друг» |
Март | П К С ЧХЛ С ФК З Б Т М | Право на безопасные условия жизни, на защиту Ст. 19, 3(2). Тема: «Когда тебя обижают» Цели: -Формировать у детей понятие “право на безопасные условия жизни”, через ознакомление детей с рассказом К. Ушинского “Сила не право”. - Помочь осмыслить тезис “Обижают – значит, нарушают твои права”. - Учить рассуждать на заданную проблему: “Что ты будешь делать, если тебя обижают?” - Развивать грамматический строй речи, умение дискуссировать. - Ввести в активный словарь детей понятия: “безопасные условия”, “нарушения прав”, “нанесение обиды”, “откровение”. | - Беседа «Мне хорошо, если у меня есть…» Цели: закреплять знания о праве на достойный уровень жизни. - Дидактическая игра «Чей орнамент?» Цели: закреплять умение узнавать и назвать какой национальности принадлежит данный орнамент - Беседа «Помогаю маме» Цель: расширять представления детей о семье, вызвать желание помогать родителям выполнении посильных для детей делах. Уважать труд взрослых. - Разучивание потешек, приговорок, стихов о семье и её членах | - Рисование символов, изображающие права детей - Работа детей в творческой мастерской с пластилином, цветной бумагой, картоном, природным материалом и др. «Подарки для любимых дам» - Слушание и исполнение песен о семье и её членах. | Изготовления стенда с рисунками детей «Мамочка моя» |
Апрель | П К С ЧХЛ С ФК З Б Т М | Право на образование, право высказывать свое мнение. 17, 12, 15 КВН на тему «Скоро в школу» Цели: познакомить детей с правом на образование. Формировать готовность детей к новому социальному положению ученика, который имеет свои права и обязанности. Развивать творческие способности детей. (смотрите фото в приложении) | - Беседа на тему: «Зачем люди путешествуют?» Цели: раскрыть понятие «путешествие». Вызвать желание отправиться в поездку для познания нового и интересного. (Права на отдых, на свободу передвижения по стране, на гражданство) Чтение сказки «Приключения маленького человечка» Цели: помочь ребенку осознать себя, как индивидуальность. Воспитывать у детей внимательное и доброжелательное отношение к другому человеку. | - Музыкально-ритмические минутки. «Дискотека» - настольные игры по правилам дорожного движения - Поощрять и стимулировать детей в рассматривании фотографий и картинок с изображением достопримечательностей города, страны, столицы нашей Родины, родного поселка. | Заседание семейного клуба «Наши дети» с чаепитием на тему: «Традиции в семье» |
Май | П К С ЧХЛ С ФК З Б Т М | Закрепление прав на семью, имя, жилье, на заботу, медицинское обслуживание, здоровье, неприкосновенность жилища, на гражданство, на приемлемый уровень жизни, получение информации. Ст.: 9, 7, 3, 24, 6, 16, 7(1), 17. Тема: «Мы изучаем свои права и обязанности » (итоговое) Цели: - Обобщить начальные правовые знания у детей. - Дать возможность почувствовать себя гражданами своей страны, способствовать формированию собственного достоинства, осознание своих прав и свобод, и обязанностей. - Развивать уважение и терпимость к людям независимо от их социальной принадлежности, пола, возраста. - Научить уважать достоинство и личные права другого человека, конструктивно общаться друг с другом, со взрослыми. (Конспект прилагается). | Диагностика Выявить уровень знаний детей, полученных в учебном году Чтение сказки «Приключения маленького человечка» Цели: уточнить представления детей о чувстве вины, стыда. Формировать чувства доброжелательности и справедливости к другим людям. Экскурсия к памятнику героям, павшим в ВОВ. Цели: воспитание чувства гордости за соотечественников. | - Настольные игры по направлению «Социально-личностное развитие» «Наши права», «Первая помощь» «Один дома» и другие - Поощрять развитие умений, необходимых для выполнения некоторых семейных обязанностей и участия в семейных традициях (собрать игрушки, полить цветы, протереть пыль) | Привлечение родителей к проведению экскурсии |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационный прект "Формирование основ правовой культуры дошкольников посредством игрового взаимодействия"
Конкурсная работа представленная на "Учитель года 2010"...
технологические карты по формированию основ правовой культуры дошкольников в средней группе
В технологических картах представлена работа в разных направлениях: НОД, ОДВРМ, самостоятельная деятельность детей, а также работа с родителями. Расписаны цели, дается ссылка на литературу....
"Формирование основ правовой культуры дошкольников"
В статье представлены методы и приемы, используемые в работе по формированию у дошкольников нравственно- правовых представлений....
Технологическая карта образовательной деятельности по физической культуре в старшей группе «Дети Галактики»
Технологическая карта образовательной деятельности по физической культуре в старшей группе «Дети Галактики»Используя двигательную, познавательную, коммуникативную, п...
«Формирование основ математической культуры дошкольников средней группы»
Формирование основ математической культуры дошкольников средней группы С дошкольного возраста начинается развитие любознательности и познавательной мотивации, воображения и творческой активности...
Презентация «Формирование основ математической культуры дошкольников средней группы»
С дошкольного возраста осуществляется математическое образование дошкольников. Это целенаправленный процесс обучения математике и воспитания математической культуры дошкольника, расширяющий возможн...
Методическая разработка на тему: «Метод проектов в работе по формированию основ правовой культуры дошкольников в условиях семейного воспитания и ДОО»
Одним из важнейших условий развития общества является воспитание граждан правового, демократического государства, способных к социализации, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравс...