мастер-класс "Автоматизация звуков у детей- логопатов с использованием тактильно-кинестетической стимуляции"
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа)
материал по автоматизации звуков у детей с дизартрией с использованием тактильно- кинестетической стимуляции по методике Архиповой Е.Ф.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_kinez.docx | 23.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс на тему:
«Автоматизация звуков у детей-логопатов со стёртой дизартрией с использованием тактильно-кинестетической стимуляции (по методике Архиповой Е.Ф.)
При обследовании у детей в возрасте 5-6 лет со стёртой дизартрией выявляются следующие симптомы:
ОБЩАЯ МОТОРИКА.
Неловкость, ограниченный объём движений, быстрая утомляемость мышц при функциональных нагрузках, отставание в ритме, темпе, нарушенная переключаемость, плохое подражание при имитации движений.
МЕЛКАЯ МОТОРИКА РУК.
Плохое владение карандашом (руки напряжены), проблемы на занятиях по аппликации и лепке, нарушение дифференцированных движений рук при выполнении пальцевой гимнастики, трудности при пространственном расположении элементов.
ОСОБЕННОСТИ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА.
Паретичность: губы вялые, язык вялый, кончик языка малоактивный, при функциональных нагрузках мышечная слабость увеличивается.
Спастичность: язык толстый, без выраженного кончика, малоподвижный.
Гиперкинезы: дрожание языка, особенно при функциональных нагрузках, иногда при выполнении статических поз может появляться лёгкий цианоз, тонус мышц повышен.
Апраксия: невозможность выполнения движения или невозможность переключения от одного движения к другому, иногда просто хаотические движения.
ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ.
Смешение, искажение звуков, замена или отсутствие, но имеется ещё и нарушение просодики, влияющее на разборчивость, внятность и выразительность речи, часто отмечается межзубное или боковое произнесение звуков, проблемы при произношении слов сложной слоговой структуры, упрощённая звуконаполняемость в стечениях согласных.
ПРОСОДИКА.
Интонационно-выразительная окраска резко снижена, ослаблен речевой выдох, нарушен тембр, ускоренный темп речи ( нередко – речь «взахлёб»).
ОБЩЕЕ РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ,
Первая группа: нарушены звукопроизношение и просодика (очень похоже на дислалию).
Вторая группа: нарушение звукопроизношения и просодики сочетаются с незаконченным процессом формирования фонематического слуха (несформированность слуховой и произносительной дифференциации звуков).
Третья группа: дети со стёртой дизартрией и ОНР.
Методика Елены Филипповны Архиповой направлена на коррекцию речевых нарушений при стёртой дизартрии. Задачей является оптимизация коррекции речевых нарушений у детей, связанных с речедвигательным анализатором, которая достигается за счет стимуляции рецепторных зон кистей обеих рук. Наиболее чувствительны ладони, пальцы рук, область вокруг рта и язык. Руки и артикуляционный аппарат играют доминирующую роль в произвольной моторной организации речи. Это обуславливает необходимость работы над артикуляцией и одновременным развитием функциональных возможностей пальцев рук. Движение пальцев рук стимулирует созревание центральной нервной системы, одним из проявлений которого и будет совершенствование речи ребёнка.
В коре головного мозга зоны пальцев рук и артикуляционного аппарата занимают значительное место и расположены рядом. Утрированная артикуляция гласных звуков способствует подаче более четких кинестезий в кору головного мозга, а движения пальцев рук подкрепляют моторные образы звуков, приводя большую часть клеток коры в возбуждённое состояние. Это позволяет запоминать и воспроизводить данные артикуляции.
Принцип коррекционного воздействия заключается в прижатии подушечек пальцев к предмету, имеющему заостренную повархность с одновременным пропеванием гласных звуков. Для стимуляции применяют массажные коврики.
Коррекционная работа проводится в игровой форме, когда включение мощного мотивационного фактора способствует развитию познавательной деятельности ребенка, его сенсомоторной сферы.
Логопед сам выполняет упражнение, произносит гласные звуки в определенной последовательности, поочередно осуществляя прижатие подушечек пальцев рук к массажному коврику. Ребенок тоже сам выполняет данное упражнение (или по подражанию).
Если ребенок не может выполнять упражнение синхронно, процесс коррекции делят на этапы:
1 этап. Отдельно произносят гласные звуки с прижатием всей ладони:
А – большой палец;
О – средний палец;
У – указательный палец;
И – безымянный палец;
Ы – мизинец;
Э – вся ладонь.
2 этап. Отдельно и последовательно от большого пальца к мизинцу прижимают подушечки пальцев обеих рук.
3 этап. Движения пальцев рук и артикуляционного аппарата объединяют и доводят до автоматизма.
4 этап. Отрабатывают точность, ритмичность, плавность движений. На данном этапе гласные звуки произносят в трех регистрах: нижнем, среднем, верхнем с усилением и ослаблением голоса.
Результатом является улучшение просодической стороны речи, нормализация звукопроизношения.
Преимущества данного способа коррекции речевых нарушений по сравнению с другими способами:
1.Простота исполнения и игровая деятельности и воздействие на кисти рук, а именно на подушечки пальцев посредством массажных ковриков.
2.Путём обычного контакта с раздражающей поверхностью массажного коврика происходит отработка динамического акта вариантов пальцевого праксиса;
3. Облегчение речевой деятельности ребёнка в дальнейшем, особенно в части звукопроизношения, за счёт воспроизведения закрепленного динамического образа для верхних конечностей уже без применения коврика, в обычных контактах со сверстниками.
4.Раннее начало коррекции, что способствует достижению наилучших результатов.
5. Способ доступен и может применяться в практике коррекции речевых нарушений в детских дошкольных учреждениях, в домашних условиях.
Для автоматизации любого поставленного звука Архипова Е.Ф. предлагает 11 модулей (вариантов звукосочетаний).
1 модуль. Отдельное произнесение: С…….г (С – автоматизируемый согласный, г – гласный).
модуль. Слитное произнесение: Сг. Прямой слог.
3 модуль.г……..С. Утрированно и с интервалом артикулируются и длительно произносятся слоги.
4 модуль. г С слитно (обратный слог)
5 модуль. гСг (интервокальная позиция). Внимание обращают на переключение артикуляции с гласного на согласный и вновь на гласный.
• АСА ОСА УСА ИСА ЫСА
• АСО ОСО УСО ИСО ЫСО
• АСУ ОСУ УСУ ИСУ ЫСУ
• АСИ ОСИ УСИ ИСИ ЫСИ
• АСЫ ОСЫ УСЫ ИСЫ ЫСЫ
• АСЭ ОСЭ УСЭ ИСЭ ЫСЭ
6 модуль. Сгс (автоматизируемый звук, гласный, сохранный звук). Утрированно произносятся все звуки, входящие в структуру слога, среди которых могут быть и слова (СОМ, СОН, СУП).
• САБ САВ САГ САД САК
• СОБ СОВ СОГ СОД СОК
• СУБ СУВ СУГ СУД СУК
• СИБ СИВ СИГ СИД СИК
7 модуль. сгС (сохранный согласный, гласный, автоматизируемый звук).
• БАС ВАС ГАС КАС МАС
• БОС ВОС ГОС КОС МОС
• БУС ВУС ГУС КУС МУС
• БИС ВИС ГИС КИС МИС
• БЫС ВЫС ГЫС КЫС МЫС
• БЭС ВЭС ГЭС КЭС МЭС
8 модуль. Ссг. Слог со стечением согласных. (автоматизируемый согласный, сохранный согласный, гласный).
• СБА СВА СГА СДА СКА
• СБО СВО СГО СДО СКО
• СБУ СВУ СГУ СДУ СКУ
• СБИ СВИ СГИ СДИ СКИ
• СБЫ СВЫ СГЫ СДЫ СКЫ
9 модуль. сСг – слог со стечением согласных ( автоматизируемый звук стоит в середине).
• БСА ВСА ГСА ДСА КСА
• БСО ВСО ГСО ДСО КСО
• БСУ ВСУ ГСУ ДСУ КСУ
• БСИ ВСИ ГСИ ДСИ КСИ
• БСЫ ВСЫ ГСЫ ДСЫ КСЫ
• БСЭ ВСЭ ГСЭ ДСЭ КСЭ
10 модуль. гсС (автоматизируемый согласный стоит в конце).
• АБС АВС АГС АДС АКС
• ОБС ОВС ОГС ОДС ОКС
• УБС УВС УГС УДС УКС
• ИБС ИВС ИГС ИДС ИКС
• ЫБС ЫВС ЫГС ЫДС ЫКС
• ЭБС ЭВС ЭГС ЭДС ЭКС
11 модуль. гСс (гласный, автоматизируемый согласный, сохранный согласный).
• АСБ АСВ АСК АСЛ АСМ
• ОСБ ОСВ ОСК ОСЛ ОСМ
• УСБ УСВ УСК УСЛ УСМ
• ИСБ ИСВ ИСК ИСЛ ИСМ
• ЫСБ ЫСВ ЫСК ЫСЛ ЫСМ
• ЭСБ ЭСВ ЭСК ЭСЛ ЭСМ
СОЗДАНИЕ РАБОЧЕЙ СИТУАЦИИ
Начинаем с самого простого: пропевания гласных. У меня есть несколько вариантов «ковриков с колючками». Дети смотрите нана логопеда и повторяют за ним: А, О, У, И, Ы, Э.
Теперь можно осваивать модуль № 1. Повторять за логопедом: С…..А, С…..О, С…...У, С…..И, С…..Ы, С…..Э.
Переходим к модулю № 2. СА, СО, СУ, СИ, СЫ, СЭ.
Теперь к модулю № 3. Всё наоборот: А…….С, О…….С, У……С, И……С, Ы……С, Э……С.
И совсем легко с модулем № 4: АС, ОС, УС, ИС, ЫС, ЭС.
Работа по методике Архиповой Е.Ф. дает положительные результаты. Из детей со стёртой дизартрией положительную динамику показывают 45%. Детям и родителям нравятся яркие коврики, у каждого свой любимый.
Список литературы:
Архипова «Логопедическая работа по преодолению стёртой дизартрии». – М., «Астрель», 2018.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Автоматизация и дифференциация звуков с использованием тактильно-кинестетической стимуляции (методика Е.Ф.Архиповой)
В презентации освещены основные принципы и этапы работы по автоматизации и дифференциации звуков с использованием метода тактильно-кинестетической стимуляции, разработанного Е.Ф.Архиповой....
Автоматизация звуков у дошкольников со стертой дизартрией с использованием тактильно-кинестетической стимуляции
Данный опыт работы был представлен для обсуждения на городской конференции МГПУ. Инновации были одобрены и рекомендованы для использования учителям-логопедам дошкольных учреждений....
Автоматизация звуков с использованием тактильно-кинестетической стимуляции в работе логопеда с детьми с ОВЗ.
Методика «Расскажи стихи руками» широко используется логопедами, воспитателями, психологами при работе с детьми, имеющими речевые недостатки. Целью занятий является развитие речи и мелкой моторики (то...
«Использование тактильно-кинестетической стимуляции в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ»
В современных условиях возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути с тяжелыми нарушениями речи. Известно, что использование в логопедической практике разнообразных нетрадиционных мето...
Конспект логопедического занятия с использованием тактильно-кинестетической стимуляции
ЦЕЛЬ: Автоматизация в речи звука Р. Дифференциация звуков Р-РЬ.ЗАДАЧИ:Коррекционно-обучающие: Продолжать учить выделять звук Р в словах. Расширять словарный запас по теме профессии .Учить определять м...
"Коррекционная логопедическая работа с использованием тактильно-кинестетической стимуляции по преодолению дизартрии у дошкольников".
Традиционные методы и приемы по устранению речевых нарушений, которые показывают эффективность при устранении речевых нарушений у детей без дизартрии, малоэффективны для дизартриков. Коррекционная раб...
Использование тактильно – кинестетической стимуляции при автоматизации и дифференциации звуков в работе логопеда с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи.
При коррекции речевых нарушений очень часто традиционные подходы оказываются не эффективными, и это объективно подталкивает к поискам нетрадиционных приёмов в коррекционной работе.За основу взята мето...