мастер-класс "Автоматизация звуков у детей- логопатов с использованием тактильно-кинестетической стимуляции"
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа)

материал по автоматизации звуков у детей с дизартрией с использованием  тактильно- кинестетической стимуляции по методике Архиповой Е.Ф.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_kinez.docx23.29 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс на тему:

«Автоматизация звуков у детей-логопатов со стёртой дизартрией с использованием тактильно-кинестетической стимуляции (по методике Архиповой Е.Ф.)

При обследовании у детей в возрасте 5-6 лет со стёртой дизартрией выявляются следующие симптомы:

ОБЩАЯ МОТОРИКА.

Неловкость, ограниченный объём движений, быстрая утомляемость мышц при функциональных нагрузках, отставание в ритме, темпе, нарушенная переключаемость, плохое подражание при имитации движений.

МЕЛКАЯ МОТОРИКА РУК.

Плохое владение карандашом (руки напряжены), проблемы на занятиях по аппликации и лепке, нарушение дифференцированных движений рук при выполнении  пальцевой гимнастики, трудности при пространственном расположении элементов.

ОСОБЕННОСТИ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА.

Паретичность:  губы вялые, язык вялый, кончик языка малоактивный, при функциональных нагрузках мышечная слабость увеличивается.

Спастичность: язык толстый, без выраженного кончика, малоподвижный.

Гиперкинезы: дрожание языка, особенно при функциональных нагрузках, иногда при выполнении статических поз может появляться лёгкий цианоз, тонус мышц повышен.

Апраксия: невозможность выполнения движения или невозможность переключения от одного движения к другому, иногда просто хаотические движения.

ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ.

Смешение, искажение звуков, замена или отсутствие, но имеется ещё и нарушение просодики, влияющее на разборчивость, внятность и выразительность речи, часто отмечается межзубное или боковое произнесение звуков, проблемы при произношении слов сложной слоговой структуры, упрощённая звуконаполняемость в стечениях согласных.

ПРОСОДИКА.

Интонационно-выразительная окраска резко снижена, ослаблен речевой выдох, нарушен тембр, ускоренный темп речи ( нередко – речь «взахлёб»).

ОБЩЕЕ РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ,

Первая группа: нарушены звукопроизношение и просодика (очень похоже на дислалию).

Вторая группа: нарушение звукопроизношения и просодики сочетаются с незаконченным процессом формирования фонематического слуха (несформированность слуховой и произносительной дифференциации звуков).

Третья группа: дети со стёртой дизартрией и ОНР.

Методика Елены Филипповны Архиповой направлена на коррекцию речевых нарушений  при стёртой дизартрии. Задачей является оптимизация коррекции речевых нарушений у детей, связанных с речедвигательным анализатором, которая достигается за счет стимуляции рецепторных зон кистей обеих рук. Наиболее чувствительны ладони, пальцы рук, область вокруг рта и язык. Руки и артикуляционный аппарат играют доминирующую роль в произвольной моторной организации речи. Это обуславливает необходимость работы над артикуляцией и одновременным развитием функциональных возможностей пальцев рук. Движение пальцев рук стимулирует созревание центральной нервной системы, одним из проявлений которого и будет совершенствование речи ребёнка.

В коре головного мозга зоны пальцев рук и артикуляционного аппарата занимают значительное место и расположены рядом. Утрированная артикуляция гласных звуков способствует подаче более четких кинестезий в кору головного мозга, а движения пальцев рук подкрепляют моторные образы звуков, приводя большую часть клеток коры в возбуждённое состояние. Это позволяет запоминать и воспроизводить данные артикуляции.

Принцип коррекционного воздействия заключается в прижатии подушечек пальцев к предмету, имеющему заостренную повархность с одновременным пропеванием гласных звуков. Для стимуляции применяют массажные коврики.

Коррекционная работа проводится в игровой форме, когда включение мощного мотивационного фактора способствует развитию познавательной деятельности ребенка, его сенсомоторной сферы.

Логопед сам выполняет упражнение, произносит гласные звуки в определенной последовательности, поочередно осуществляя прижатие подушечек пальцев рук к массажному коврику. Ребенок тоже сам выполняет данное упражнение (или по подражанию).

Если ребенок не может выполнять упражнение синхронно, процесс коррекции делят на этапы:

1 этап. Отдельно произносят гласные звуки с прижатием всей ладони:

А – большой палец;

О – средний палец;

У – указательный палец;

И – безымянный палец;

Ы – мизинец;

Э – вся ладонь.

2 этап. Отдельно и последовательно от большого пальца к мизинцу прижимают подушечки пальцев обеих рук.

3 этап. Движения пальцев рук и артикуляционного аппарата объединяют и доводят до автоматизма.

4 этап. Отрабатывают точность, ритмичность, плавность движений. На данном этапе гласные звуки произносят в трех регистрах: нижнем, среднем, верхнем с усилением и ослаблением голоса.

Результатом является улучшение просодической стороны речи, нормализация звукопроизношения.

Преимущества данного способа коррекции речевых нарушений по сравнению с другими способами:

1.Простота исполнения и игровая деятельности и воздействие на кисти рук, а именно на подушечки пальцев посредством массажных ковриков.

2.Путём обычного контакта с раздражающей поверхностью массажного коврика происходит отработка динамического акта вариантов пальцевого праксиса;

3. Облегчение речевой деятельности ребёнка в дальнейшем, особенно в части звукопроизношения, за счёт воспроизведения закрепленного динамического образа для верхних конечностей уже без применения коврика, в обычных контактах со сверстниками.

4.Раннее начало коррекции, что способствует достижению наилучших результатов.

5. Способ доступен и может применяться в практике коррекции речевых нарушений в детских дошкольных учреждениях, в домашних условиях.

Для автоматизации любого поставленного звука  Архипова Е.Ф. предлагает 11 модулей (вариантов звукосочетаний).

1 модуль. Отдельное произнесение: С…….г (С – автоматизируемый согласный, г – гласный).

модуль. Слитное произнесение: Сг. Прямой слог.

3 модуль.г……..С. Утрированно и с интервалом артикулируются и длительно произносятся слоги.

4 модуль. г С слитно (обратный слог)

5 модуль. гСг (интервокальная позиция). Внимание обращают на переключение артикуляции с гласного на согласный и вновь на гласный.

•  АСА ОСА УСА ИСА ЫСА

•  АСО ОСО УСО ИСО ЫСО

•  АСУ ОСУ УСУ ИСУ ЫСУ

•  АСИ ОСИ УСИ ИСИ ЫСИ

•  АСЫ ОСЫ УСЫ ИСЫ ЫСЫ

•  АСЭ ОСЭ УСЭ ИСЭ ЫСЭ

6 модуль. Сгс (автоматизируемый звук, гласный, сохранный звук). Утрированно произносятся все звуки, входящие в структуру слога, среди которых могут быть и слова (СОМ, СОН, СУП).

•  САБ САВ САГ САД САК

•  СОБ СОВ СОГ СОД СОК

•  СУБ СУВ СУГ СУД СУК

•  СИБ СИВ СИГ СИД СИК

7 модуль. сгС (сохранный согласный, гласный, автоматизируемый звук).

•  БАС ВАС ГАС КАС МАС

•  БОС ВОС ГОС КОС МОС

•  БУС ВУС ГУС КУС МУС

•  БИС ВИС ГИС КИС МИС

•  БЫС ВЫС ГЫС КЫС МЫС

•  БЭС ВЭС ГЭС КЭС МЭС

8 модуль. Ссг. Слог со стечением согласных. (автоматизируемый согласный, сохранный согласный, гласный).

•  СБА СВА СГА СДА СКА

•  СБО СВО СГО СДО СКО

•  СБУ СВУ СГУ СДУ СКУ

•  СБИ СВИ СГИ СДИ СКИ

•  СБЫ СВЫ СГЫ СДЫ СКЫ

9 модуль. сСг – слог со стечением согласных ( автоматизируемый звук стоит в середине).

•  БСА ВСА ГСА ДСА КСА

•  БСО ВСО ГСО ДСО КСО

•  БСУ ВСУ ГСУ ДСУ КСУ

•  БСИ ВСИ ГСИ ДСИ КСИ

•  БСЫ ВСЫ ГСЫ ДСЫ КСЫ

•  БСЭ ВСЭ ГСЭ ДСЭ КСЭ

10 модуль. гсС (автоматизируемый согласный стоит в конце).

•  АБС АВС АГС АДС АКС

•  ОБС ОВС ОГС ОДС ОКС

•  УБС УВС УГС УДС УКС

•  ИБС ИВС ИГС ИДС ИКС

•  ЫБС ЫВС ЫГС ЫДС ЫКС

•  ЭБС ЭВС ЭГС ЭДС ЭКС

11 модуль. гСс (гласный, автоматизируемый согласный, сохранный согласный).

•  АСБ АСВ АСК АСЛ АСМ

•  ОСБ ОСВ ОСК ОСЛ ОСМ

•  УСБ УСВ УСК УСЛ УСМ

•  ИСБ ИСВ ИСК ИСЛ ИСМ

•  ЫСБ ЫСВ ЫСК ЫСЛ ЫСМ

•  ЭСБ ЭСВ ЭСК ЭСЛ ЭСМ

СОЗДАНИЕ РАБОЧЕЙ СИТУАЦИИ

Начинаем с самого простого: пропевания гласных. У меня есть несколько вариантов «ковриков с колючками». Дети смотрите нана логопеда и повторяют за ним: А, О, У, И, Ы, Э.

Теперь можно  осваивать модуль № 1. Повторять за логопедом: С…..А, С…..О, С…...У, С…..И, С…..Ы, С…..Э.

Переходим к модулю № 2. СА, СО, СУ, СИ, СЫ, СЭ.

Теперь к модулю № 3. Всё наоборот: А…….С, О…….С, У……С, И……С, Ы……С, Э……С.

И совсем легко с модулем № 4: АС, ОС, УС, ИС, ЫС, ЭС.

Работа по методике Архиповой Е.Ф.  дает положительные результаты.  Из детей со стёртой дизартрией положительную динамику показывают 45%. Детям и родителям нравятся яркие коврики, у каждого свой любимый.

Список литературы:

Архипова  «Логопедическая работа по преодолению стёртой дизартрии». – М., «Астрель», 2018.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Автоматизация и дифференциация звуков с использованием тактильно-кинестетической стимуляции (методика Е.Ф.Архиповой)

В презентации освещены основные принципы и этапы работы по автоматизации и дифференциации звуков с использованием метода тактильно-кинестетической стимуляции, разработанного Е.Ф.Архиповой....

Автоматизация звуков у дошкольников со стертой дизартрией с использованием тактильно-кинестетической стимуляции

Данный опыт работы  был представлен для обсуждения на городской конференции МГПУ.  Инновации были одобрены и рекомендованы для использования  учителям-логопедам дошкольных учреждений....

Автоматизация звуков с использованием тактильно-кинестетической стимуляции в работе логопеда с детьми с ОВЗ.

Методика «Расскажи стихи руками» широко используется логопедами, воспитателями, психологами при работе с детьми, имеющими речевые недостатки. Целью занятий является развитие речи и мелкой моторики (то...

«Использование тактильно-кинестетической стимуляции в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ»

В современных условиях возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути с тяжелыми нарушениями речи. Известно, что использование в логопедической практике разнообразных нетрадиционных мето...

Конспект логопедического занятия с использованием тактильно-кинестетической стимуляции

ЦЕЛЬ: Автоматизация в речи звука Р. Дифференциация звуков Р-РЬ.ЗАДАЧИ:Коррекционно-обучающие: Продолжать учить выделять звук Р в словах. Расширять словарный запас по теме профессии .Учить определять м...

"Коррекционная логопедическая работа с использованием тактильно-кинестетической стимуляции по преодолению дизартрии у дошкольников".

Традиционные методы и приемы по устранению речевых нарушений, которые показывают эффективность при устранении речевых нарушений у детей без дизартрии, малоэффективны для дизартриков. Коррекционная раб...

Использование тактильно – кинестетической стимуляции при автоматизации и дифференциации звуков в работе логопеда с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи.

При коррекции речевых нарушений очень часто традиционные подходы оказываются не эффективными, и это объективно подталкивает к поискам нетрадиционных приёмов в коррекционной работе.За основу взята мето...