Автоматизация звуков с использованием тактильно-кинестетической стимуляции в работе логопеда с детьми с ОВЗ.
проект по логопедии (средняя группа)

Лепехина Светлана Викторовна
Методика «Расскажи стихи руками» широко используется логопедами, воспитателями, психологами при работе с детьми, имеющими речевые недостатки. Целью занятий является развитие речи и мелкой моторики (тонких движений пальцев) и координации слова с движением у детей. Ей легко могут овладеть и родители. Чтение простых стихотворений сопровождается движениями рук, пальцев. Взрослый читает стихи по одной строчке, а ребёнок воспроизводит эту строчку, сопровождая соответствующими выразительными движениями рук.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Методика Архиповой970.84 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Автоматизация звуков с использованием тактильно-кинестетической стимуляции в работе логопеда с детьми с ОВЗ. Автор проекта: Лепехина Светлана Викторовна, учитель-логопед МОУ «Детский сад № 19 Ворошиловского района Волгограда »

Слайд 2

Актуальность выбранной темы Наш детский сад посещают дети дошкольного возраста с ОВЗ. В основном – это неврологические нарушения, являющиеся следствием органического поражения центральной и периферической нервной системы. У детей нередко наблюдаются нарушения интеллектуальной деятельности, эмоционально-волевой сферы в виде повышенной эмоциональной возбудимости и истощаемости нервной системы, соматическая ослабленность . Данная группа детей, как правило, имеет тяжелые дефекты речи, в частности, стертую дизартрию. У детей со стертой дизартрией закреплены непра­вильные стереотипы произношения звуков на раз­личном речевом материале. Поэтому автоматизация звука требует активного использования процесса внутреннего торможения, способности к дифферен­циации правильного и неправильного артикуляцион­ных укладов. Она осуществляется по принципу «от простого — к сложному». Прежде всего проводится включение звука в слоги. Слог — это наиболее простая речевая единица. Слоги не имеют значения, и у ребенка в связи с этим отсутствуют стереотипы про­изношения слогов, а это облегчает их автоматизацию.

Слайд 3

В основу последовательности автоматизации звуков и подбора речевого материала легла методика Е. Ф. Архиповой по коррекции звукопроизношения у детей со стертой дизартрией («Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии» Е.Ф. Архипова, издат . Астрель , 2008). Данная методика включает в себя отработку 11 модулей ( 11 вариантов звукосочетаний) для автоматизации любого поставленного звука. Каждая позиция звука последовательно отрабатывается в общепринятой в логопедии последовательности в слогах,словах,предложениях,текстах,чистоговорках . Основным принципом методики Е.Ф. Архиповой является принцип усиления артикуляционных кинестезий и проприоцептивных ощущений в органах речи.

Слайд 4

С целью усиления кинестезий Е.Ф. Архипова предлагает оптимизирующие логопедическую работу приемы: Пальцевые движения на иппликаторе , имеющем игольчатую поверхность. Например, иппликатор Кузнецова, а также – резиновый или пластмассовый коврик с игольчатой поверхностью. Начинать автоматизацию вызванного звука с уточнения произнесения гласных. Уча детей длительно, утрированно произносить ( пропевать ) гласные звуки с четкой, утрированной артикуляцией, стимулируя таким образом периферический отдел анализатора. Вводить зрительные опоры – символы для гласных звуков, которые не только подсказывают, какой гласный звук произносить, но и напоминают, что губы должны активно работать. Это обеспечивает четкость артикуляции.

Слайд 5

Утрированная артикуляция гласных звуков способствует подаче более четких кинестезий в кору головного мозга, а движения пальцев руки подкрепляют моторные образы звуков, приводя большую часть коры головного мозга в возбужденное состояние, что способствует их запоминанию и впоследствии воспроизведению . При включении в коррекционную работу стимуляции рецепторных зон кистей обеих рук усиливаются афферентные ощущения тактильно-кинестетической модальности. Автоматизация звуков у детей со стертой дизарт­рией имеет свои особенности, что обусловлено необ­ходимостью учета структуры дефекта, его этиологией и патогенезом. При автоматизации звуков необходимо учитывать недостаточность иннервации и подбирать упражнения, усиливающие кинестетические ощущения. Уточнив артикуляцию гласных, научив детей активно работать губами при произнесении гласных звуков, а также после овладения ребенком поочередным прижатием каждым пальцем к игольчатой поверхности тренажера можно переходить к автоматизации поставленного звука.

Слайд 6

Цель проекта Исправление звуковой стороны речи ребенка, вы­равнивание всех остальных сторон речи и личности ребенка, вторично пострадавших в своем развитии в связи с основным нарушением .

Слайд 7

Задачи проекта преодолеть имеющиеся нарушения речевой мо­торики преодолеть, затормозить неправильные речевые навыки создать взамен их новые, правильные закрепить новые навыки до степени автомати­зации

Слайд 8

Этапы процесса обучения 1 этап. Отдельно произносят гласные звуки с при­жатием всей ладони : 1. А------- Большой палец 2. О- ------ Указательный палец 3. У- ------ Средний палец 4. И------- Безымянный палец 5. Ы------- Мизинец 6. Э-------Вся ладонь 2 этап. Отдельно и последовательно от большого пальца к мизинцу прижимают подушечки пальцев обеих рук с одновременным четким произнесением гласных. 3 этап. Движения пальцев рук и артикуляционно­го аппарата объединяют и доводят до автоматизма 4 этап. Отрабатывают точность движений, их рит­мичность, плавность. На данном этапе гласные звуки произносят в трех регистрах: нижнем, среднем, верх­нем с усилением и ослаблением голоса.

Слайд 9

Автоматизация звуков начинается с уточнения произнесения гласных. Учим детей длительно, утрированно произносить гласные звуки с четкой, утрированной артикуляцией. Вводим зрительные опоры – символы для гласных звуков . Логопед выполняет упражнение, т.е. произносит гласные звуки в определенной последовательности, при этом поочередно осуществляет прижатие подушечек пальцев рук на иппликаторе . Затем ребенок сам выполняет данное упражнение по подражанию.

Слайд 10

После овладения навыками пальцевых движений на иппликаторе начинается автоматизация звуков в слогах, сохраняя последовательные движения пальцев по иппликатору . I модуль . Отдельное произнесение: С...Г (С — согласный, который автоматизируют, Г — гласный). Утрированно с интервалом артикулируются и длительно произносятся: «С—А, С—О, С—У, С—И, С—Ы». Одновременно с произнесением гласных пальцы обеих рук поочередно прижимаются к поверхности игольчатого тренажера. Ребенку напоминают, чтобы активно работали губы при произнесении гласного звука.

Слайд 15

Внимание обращают на четкость артикуляционных движений при переключении с одной артикуляции на другую.

Слайд 16

Утрированно артикулируются все звуки, входящие в структуру слога. Внимание обращают на четкость ( утрированность ) артикуляционных движений при произнесении всех звуков и при переключении с одной артикуляции на другую. Автоматизацию звука можно сопровождать пальцевыми движениями на иппликаторе (тренажере ).

Слайд 17

Утрированно артикулируются все звуки, входящие в структуру слога. Внимание ребенка обращаем на четкий переход от одного звука к другому. Напоминаем, что активно работают губы.

Слайд 18

Требование утрированности артикуляции звуков сохраняется. Напоминаем об активной работе губ при артикуляции гласных и согласных звуков.

Слайд 19

Четко артикулируют все звуки, входящие в структуру звукосочетания. Напоминают, что губы активно работают, что и обеспечивает утрированное произнесение звуков .

Слайд 20

Четко артикулируют все звуки, входящие в структуру звукосочетания .

Слайд 21

После тренировки на произнесение звукосочетаний можно перейти к автоматизации звука в словах, содержащих аналогичные звукосочетания. Например, при автоматизации звука [с] рекомендуют слова: ОСВОИТЬ, УСВОИТЬ, ИСКУПАТЬ, ОСЛАБИТЬ, УСЛЫШАТЬ, ОСМОТРЕТЬ, ОСНОВАТЬ, УСНУТЬ, ОСНОВА, УСПЕТЬ, ИСПЫТАТЬ и др . Последующее закрепление звука в предложениях и спонтанной речи укладывается в классическую схему.

Слайд 33

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Автоматизация звука Р в слогах, словах и предложениях с детьми - дизартриками

Данный конспект поможет коллегам добиться желаемого результата, так как в конспекте предложенв много игр и упражнений для развития речевого развития, а также обогащения словарного запаса...

Автоматизация звука Р в слогах, словах и предложениях с детьми - дизартриками

Данный конспект поможет коллегам добиться желаемого результата, так как в конспекте предложено много игр и упражнений для развития лексико-грамматической стороны речи, а также обогащения словарного за...

КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКА [Л] В СЛОВАХ И В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ С ДЕТЬМИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ

КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКА [Л] В СЛОВАХ И В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ С ДЕТЬМИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ.ТЕМА: «Что случилось с зоопарком?»Использованные технологии: личностно-ор...

Конспект индивидуально - подгруппового логопедического занятия по звукопроизношению Тема: Автоматизация звука [С]. «Поможем Снегурочке». Составила учитель-логопед МБДОУ «ЦРР № 99» Зимановская

Конспект индивидуально - подгруппового логопедического занятия по звукопроизношениюТема: Автоматизация звука [С]. «Поможем Снегурочке».Составила учитель-логопед МБДОУ «ЦРР № 99»...

Автоматизация звука Р и РЬ (индивидуальная работа)

В помощь родителям предлагается речевой материал для автоматизации твёрдого  звука Р и мягкого звуа Рь....

Конспект индивидуального занятия по автоматизации звуков на материале «Тетради взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей» для детей с ТНР 6– 7 лет Тема: «В гости к Мегионским мастерам»

1. Закреплять умение делить слова на слоги, определять заданный звук в начале, середине, в конце слова;2.Продолжать автоматизировать поставленный звук [р] изолированно (в прямых и обратных слогах) в с...

Использование тактильно – кинестетической стимуляции при автоматизации и дифференциации звуков в работе логопеда с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи.

При коррекции речевых нарушений очень часто традиционные подходы оказываются не эффективными, и это объективно подталкивает к поискам нетрадиционных приёмов в коррекционной работе.За основу взята мето...