Использование тактильно – кинестетической стимуляции при автоматизации и дифференциации звуков в работе логопеда с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи.
консультация по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
При коррекции речевых нарушений очень часто традиционные подходы оказываются не эффективными, и это объективно подталкивает к поискам нетрадиционных приёмов в коррекционной работе.
За основу взята методика Елены Филипповны Архиповой, направленная на формирование звукопроизношения у детей с дизартрией с использованием тактильно – кинестетической стимуляции. (восприятие мира через рецепторы расположенные на теле человека)
Новшество использования:
- Оптимизация процесса автоматизации звуков посредством усиления артикуляционных кинестезий и проприорецептивных ощущений в органах речи (т.е. включение в коррекционную работу стимуляцию рецепторных зон кистей рук для развития кинестетического восприятия при автоматизации звуков)
- В работе принимают участие все анализаторы: слуховой, двигательный (моторный), кожно-кинестестический и зрительный. Я учитывала компенсаторные возможности ребенка. Благодаря анализаторам при выполнении заданий также развивали фонематический слух и выразительность речи (которая у детей с дизартрии страдает)
Я проводила работу над автоматизацией звуков по новой для себя методике по 11 модулям с разными звукосочетаниями. Благодаря методике оптимизируется процесс автоматизации звуков у детей со стёртой дизартрией. У кого-то процесс пошёл быстро, у кого-то медленнее. На фоне уточнения произношения гласных речь у детей речь становится более разборчивой.
Автоматизация звука проводится по 11 модулям (вариантам звукосочетаний) | Дифференциация звуков проводится по 11 модулям (вариантам звукосочетаний) |
---|---|
I модуль. Отдельное произнесение: С…Г (С-согласный, Г-гласный). II модуль. СГ слитно. Прямой слог. III модуль. Г…С раздельно IV модуль. ГС слитно (обратный слог). V модуль. ГСГ (интервокальная позиция) VI модуль . С ГС. (С - автоматизируемый звук, Г – гласный звук, С – согласный звук, который в речи ребенка произносится правильно). VII модуль. . СГ С . (С - автоматизируемый звук, Г – гласный звук, С – согласный звук, который в речи ребенка произносится правильно). VIII модуль. С СГ. (Слог со стечением согласных. С - автоматизируемый звук, Г – гласный звук, С – согласный звук, который в речи ребенка произносится правильно). IX модуль . С С Г. (Слог со стечением согласных. С - автоматизируемый звук, Г – гласный звук, С – согласный звук, который в речи ребенка произносится правильно). X модуль. ГС С . (Слог со стечением согласных. С - автоматизируемый звук, Г – гласный звук, С – согласный звук, который в речи ребенка произносится правильно). XI модуль. Г С С. (Слог со стечением согласных. С - автоматизируемый звук, Г – гласный звук, С – согласный звук, который в речи ребенка произносится правильно). | I модуль . Отдельное произнесение: С…Г. II модуль . СГ слитно. Повторение пар звукосочетаний. (например: СА-ША) III модуль . С-Г- изолированное произнесение гласного и согласного. Повторение пар звукосочетаний. IV модуль . ГС слитно (обратный слог). Повторение пар звукосочетаний. V модуль . ГСГ (интервокальная позиция). Повторение пар звукосочетаний. VI модуль . СГС(N). Повторение пар звукосочетаний. В конце каждого звукосочетания стоит звук, который ребенок произносит правильно - С(N). VII модуль. (N)СГС. Повторение пар звукосочетаний. В начале каждого звукосочетания стоит звук, который ребенок произносит правильно - С(N). VIII модуль. СС(N)Г. Повторение пар звукосочетаний, в конструкции которых на первом месте стоит звук, который дифференцируется с оппозиционными. IX модуль. (N)ССГ. Повторение пар звукосочетаний. Дифференцируемый звук стоит в середине. X модуль. ГС(N)С. Повторение пар звукосочетаний. Дифференцируемый звук стоит в конце звукосочетания. XI модуль. ГСС(N). Повторение пар звукосочетаний. Дифференцируемый звук находится в середине звукосочетания. |
На этапе стимулирования речи, постановки и автоматизации звуков оптимизирующим процессом является включение пальцевых упражнений, выполняемых на различной тактильной поверхности. При включении в коррекционную работу стимуляции рецепторных зон кистей рук усиливаются тактильно – кинестетические ощущения.
Из исследований известно, что в организации наших движений, в частности артикуляций, значительное место занимают чувствительные возбуждения. Посредствам чувствительных потоков информация поступает к коре головного мозга. В свою очередь информация от коры головного мозга поступает к действующему органу, к артикуляционному аппарату.
Применяемые материалы:
- Иппликтор (скользить ладонями и кончиками пальцев обеих рук по игольчатым и волнистым поверхностям при одновременном произнесении, выполняя задания – выполнять зигзагообразные и круговые движения, поиграть как на пианино, произносить гласный звук (символ которого нарисован у пальцев) и нажимать пальчиком на ребристую ладонь и т.д.)
- Тактильно-кинестетическая стимуляция с применением су-джок терапии
- Работа с прищепками, пинцетами (проговаривание слова, прицепления прищепки к картинке нужной или снимание прищепки с картинки, когда слово произнёс; захват фигурки и произнесение слова/предложения, затем положить ее в миску, подходящую по цвету)
- Работа с сенсорными эталонами (помимо заданий с цветами и оттенками, величиной предмета использовались
- Логографические упражнения (рисование и одновременное четкое проговаривание слов, например, ребенок произносит : палочка, палочка, палочка, стол, ёлочка и одновременно рисует то, что произносит. Таким образом появляются проговариваемые картинки)
- Нейроподход, развитие моторики и переключаемости (ребенок произносит грамотно слова, одновременно меняя позы пальцев)
Таким образом благодаря обычным предметам в обиходе можно разнообразить коррекционную деятельность при помощи тактильно-кинестетической стимуляции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
innovatsionnaya_deyatelnost_uchitelya_nsportal.docx | 22.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Инновационная деятельность учителя-логопеда
Использование тактильно – кинестетической стимуляции при автоматизации и дифференциации звуков в работе логопеда с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи.
При коррекции речевых нарушений очень часто традиционные подходы оказываются не эффективными, и это объективно подталкивает к поискам нетрадиционных приёмов в коррекционной работе.
За основу взята методика Елены Филипповны Архиповой, направленная на формирование звукопроизношения у детей с дизартрией с использованием тактильно – кинестетической стимуляции. (восприятие мира через рецепторы расположенные на теле человека)
Новшество использования:
- Оптимизация процесса автоматизации звуков посредством усиления артикуляционных кинестезий и проприорецептивных ощущений в органах речи (т.е. включение в коррекционную работу стимуляцию рецепторных зон кистей рук для развития кинестетического восприятия при автоматизации звуков)
- В работе принимают участие все анализаторы: слуховой, двигательный (моторный), кожно-кинестестический и зрительный. Я учитывала компенсаторные возможности ребенка. Благодаря анализаторам при выполнении заданий также развивали фонематический слух и выразительность речи (которая у детей с дизартрии страдает)
Я проводила работу над автоматизацией звуков по новой для себя методике по 11 модулям с разными звукосочетаниями. Благодаря методике оптимизируется процесс автоматизации звуков у детей со стёртой дизартрией. У кого-то процесс пошёл быстро, у кого-то медленнее. На фоне уточнения произношения гласных речь у детей речь становится более разборчивой.
Новшество использования:
- Оптимизация процесса автоматизации звуков посредством усиления артикуляционных кинестезий и проприорецептивных ощущений в органах речи (т.е. включение в коррекционную работу стимуляцию рецепторных зон кистей рук для развития кинестетического восприятия при автоматизации звуков)
- В работе принимают участие все анализаторы: слуховой, двигательный (моторный), кожно-кинестестический и зрительный. Я учитывала компенсаторные возможности ребенка. Благодаря анализаторам при выполнении заданий также развивали фонематический слух и выразительность речи (которая у детей с дизартрии страдает)
Автоматизация звука проводится по 11 модулям (вариантам звукосочетаний | Дифференциация звуков проводится по 11 модулям (вариантам звукосочетаний) |
I модуль. Отдельное произнесение: С…Г (С-согласный, Г-гласный). II модуль. СГ слитно. Прямой слог. III модуль. Г…С раздельно IV модуль. ГС слитно (обратный слог). V модуль. ГСГ (интервокальная позиция) VI модуль . С ГС. (С - автоматизируемый звук, Г – гласный звук, С – согласный звук, который в речи ребенка произносится правильно). VII модуль. . СГ С . (С - автоматизируемый звук, Г – гласный звук, С – согласный звук, который в речи ребенка произносится правильно). VIII модуль. С СГ. (Слог со стечением согласных. С - автоматизируемый звук, Г – гласный звук, С – согласный звук, который в речи ребенка произносится правильно). IX модуль . С С Г. (Слог со стечением согласных. С - автоматизируемый звук, Г – гласный звук, С – согласный звук, который в речи ребенка произносится правильно). X модуль. ГС С . (Слог со стечением согласных. С - автоматизируемый звук, Г – гласный звук, С – согласный звук, который в речи ребенка произносится правильно). XI модуль. Г С С. (Слог со стечением согласных. С - автоматизируемый звук, Г – гласный звук, С – согласный звук, который в речи ребенка произносится правильно). | I модуль . Отдельное произнесение: С…Г. II модуль . СГ слитно. Повторение пар звукосочетаний. (например: СА-ША) III модуль . С-Г- изолированное произнесение гласного и согласного. Повторение пар звукосочетаний. IV модуль . ГС слитно (обратный слог). Повторение пар звукосочетаний. V модуль . ГСГ (интервокальная позиция). Повторение пар звукосочетаний. VI модуль . СГС(N). Повторение пар звукосочетаний. В конце каждого звукосочетания стоит звук, который ребенок произносит правильно - С(N). VII модуль. (N)СГС. Повторение пар звукосочетаний. В начале каждого звукосочетания стоит звук, который ребенок произносит правильно - С(N). VIII модуль. СС(N)Г. Повторение пар звукосочетаний, в конструкции которых на первом месте стоит звук, который дифференцируется с оппозиционными. IX модуль. (N)ССГ. Повторение пар звукосочетаний. Дифференцируемый звук стоит в середине. X модуль. ГС(N)С. Повторение пар звукосочетаний. Дифференцируемый звук стоит в конце звукосочетания. XI модуль. ГСС(N). Повторение пар звукосочетаний. Дифференцируемый звук находится в середине звукосочетания. |
Применяемые материалы:
- Иппликтор (скользить ладонями и кончиками пальцев обеих рук по игольчатым и волнистым поверхностям при одновременном произнесении, выполняя задания – выполнять зигзагообразные и круговые движения, поиграть как на пианино, произносить гласный звук (символ которого нарисован у пальцев) и нажимать пальчиком на ребристую ладонь и т.д.)
- Тактильно-кинестетическая стимуляция с применением су-джок терапии
- Работа с прищепками, пинцетами (проговаривание слова, прицепления прищепки к картинке нужной или снимание прищепки с картинки, когда слово произнёс; захват фигурки и произнесение слова/предложения, затем положить ее в миску, подходящую по цвету)
- Работа с сенсорными эталонами (помимо заданий с цветами и оттенками, величиной предмета использовались
- плоские и объемные фигурки с автоматизируемыми или дифференцируемыми звуками, например, на звук Л фигурки лодка, клубника, лак, пила спрятаны в мешочке, надо на ощупь найти и произнести, что спрятано или найти в песке и т.д.;
- разноцветные камешки или мозаика, песок– выкладывание предметов по лабиринту или логопедическим улиткам по мере грамотного произнесения/нахождения слова, затем собрать из камешков/мозаики определенную картинку по контуру;
- шнуровка)
- Логографические упражнения (рисование и одновременное четкое проговаривание слов, например, ребенок произносит : палочка, палочка, палочка, стол, ёлочка и одновременно рисует то, что произносит. Таким образом появляются проговариваемые картинки)
- Нейроподход, развитие моторики и переключаемости (ребенок произносит грамотно слова, одновременно меняя позы пальцев)
Таким образом благодаря обычным предметам в обиходе можно разнообразить коррекционную деятельность при помощи тактильно-кинестетической стимуляции.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи
Цель: Создать позитивное отношение к культурно-гигиеническим навыкам....
Использование ЛЕГО-конструирования в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи.
Использование ЛЕГО-конструирования в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ «ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПЛАНШЕТ», С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ТЯЖЕЛЫЕ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ»
Поиск новых технологий обучения, позволяющих осуществить логопедическое воздействие наиболее эффективно, является актуальной задачей. Логопеду в работе с детьми необходимо использовать такие методы и ...
Семинар-практикум Тема: «Использование биоэнергопластики в работе учителя логопеда с детьми имеющими тяжелые нарушения речи»
Семинар-практикумТема: «Использование биоэнергопластики в работе учителя логопеда с детьми имеющими тяжелые нарушения речи»...
Особенности работы учителя-логопеда с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи в ДОУ
В статье рассматривается вопрос о работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи в ДОУ. Коррекция речевого и психофизического развития детей в дошкольном учреждении позволит ребенку безболезненно перейти...
«Тактильные дощечки» в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи (методическая разработка)
Развитие мелкой моторики (гибкость и точность движений пальцев рук) и тактильной чувствительности – мощный стимул развития у детей восприятия, памяти, мышления, речи. Пособие «тактильные д...
«Применение нейропсихологических игр в коррекционной работе учителя – логопеда с детьми с тяжелыми нарушениями речи на этапе автоматизации трудных звуков»
quot;Применение неропсихологическихигр в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми с тяжелыми нарушениями речи на этапе автоматизации трудных звуков"...