"Перспективное планирование по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи с использованием приемов мнемотехники " (старшая группа)
методическая разработка по коррекционной педагогике
Данное планирование разработано для старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР. Также в плпнировании есть раздел с рекомендациями воспитателю. Планирование включает последовательную работу по формированию лексико - грамматических категорий и развитию связной речи с применением приемов мнемотехники.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
planirovanie_starshaya_gruppa.docx | 32.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение 2
Перспективное планирование по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи (старшая группа).
I период обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь)
Сентябрь | ||||
Неделя | Тема | Лексико-грамматический строй речи | Связная речь | Рекомендации воспитателям |
3 | «Осень» | Формирование умения выделять слова, обозначающие название предметов, действий и признаков. Согласование существительных с прилагательными в роде(желтые листья, холодный дождь).Знакомство детей с мнемоквадратами, символическое изображение предметов в цвете. | Составление предложений по опорным картинкам. Использование мнемоквадратов. | Выполнять вместе с детьми зарисовки в мнемоквадратах. |
4 | «Овощи» | Образование множественного числа существительных. Понимание обобщающего значения слов. Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже (красный помидор – красные помидоры – много красных помидоров). Преобразование мнемоквадратов в мнемодорожки. | Составление предложений описательного характера об овощах. Использование мнемодорожек. | Продолжать выполнять зарисовки в мнемоквадратах |
5 | «Фрукты» | Образование множественного числа существительных. Понимание обобщающего значения слов. Согласование прилагательных с существительными в роде, числе и падеже. Использование мнемодорожек. | Составление предложений описательного характера об фруктах. Использование мнемодорожек. | Объединять мнемоквадраты в мнемодорожки.Составлять описательные предложения. |
Октябрь | ||||
Неделя | Тема | Лексико-грамматический строй речи | Связная речь | Рекомендации воспитателям |
1 | «Сад – огород» | Развитие навыка словообразования существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. Согласование притяжательных местоимений (мой, моя, мое) с существительными мужского и женского рода. Знакомство детей с мнемотаблицей. | Формирование начал простого описательного рассказа через простое распространенное предложение по схеме. Использование мнемотаблицы. | Продолжать выполнять зарисовки в мнемоквадратах и объединять их в мнемодорожки. Составлять вместе с детьми загадки-описания. |
2 | «Деревья осенью» | Употребление существительных в родительном падеже в единственном и множественном числе. Согласование с глаголами единственного и множественного числа | Формирование навыка составления короткого рассказа. Использование мнемотаблицы | Составлять короткие рассказы с детьми с опорой на мнемодорожки. |
3 | «Грибы» | Согласование существительных с числительными 1,2.Употребление множественного числа существительных в родительном падеже. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Использование мнемодорожек, преобразование предметных символов в графические. | Формирование навыков короткого пересказа. Пересказ текста Я. Тайца «По грибы». Использование мнемотаблицы. | Объединять мнемодорожки в мнемотаблицы. Выполнять зарисовки предметных символов. |
4 | «Игрушки» | Закрепление умения детей преобразовывать имена существительные единственного числа в имена существительные множественного числа. Согласование прилагательных с существительными в роде, числе и падеже. | Формирование навыков составления короткого рассказа об игрушке по демонстрационным действиям. «Как мы играем» Использование мнемотаблицы. | Составлять загадки –описания с опорой на мнемотаблицу.Заучивать стихотворение А.Барто «Зайка», с опорой на мнемотаблицу. |
Ноябрь | ||||
Неделя | Тема | Лексико-грамматический строй речи | Связная речь | Рекомендации воспитателям |
1 | «Перелетные птицы» | Образование глаголов с приставками (на-, по-, вы-,с-, пере-).Согласование существительных с глаголами в настоящем времени. | Формирование навыка составления короткого пересказа рассказа Л. Воронковой «Лебеди» по серии сюжетных картинок. Использование мнемотаблицы. | Отгадывать загадки про птиц с опорой на мнемотаблицу. |
2 | «Домашние птицы» | Согласование существительных с глаголами единственного и множественного числа настоящего и пошедшего времени. Согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже. | Формирование навыка составления рассказа по сюжетной картине «Птичий двор». Использование мнемотаблицы. | Выполнять зарисовки вместе с детьми. Составлять загадки –описания по составленным детьми мнемотаблицам. |
3 | «Одежда, обувь» | Согласование существительных мужского и женского рода с притяжательными прилагательными. Закрепление навыка употребления существительных с числительными. | Закрепление навыка составления короткого простого предложения. Составление короткого рассказа – описания. Использование мнемотаблицы. | Выполнять зарисовки в мнемотаблице по теме .Составлять короткие предложения с опорой на схему.Заучить стихотворение З. Александровой «Сарафанчик» |
4 | «Поздняя осень» | Согласование прилагательных с существительными. Умение образовывать сравнительную степень прилагательных. | Совершенствование навыка составления рассказа по серии сюжетных картинок. Использование мнемотаблицы. | Заучить стихотворение А. Гришина «Осень» с опорой на мнемотаблицу. |
II период обучения (декабрь, январь, февраль)
Декабрь | ||||
Неделя | Тема | Лексико-грамматический строй речи | Связная речь | Рекомендации воспитателям. |
1 | «Начало зимы» | Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Употребление в речи глаголов в единственном и множественном числе настоящего и прошедшего времени. | Формировать навыки пересказа по сюжетной картине. Пересказ рассказа "Общая горка". Использование мнемотаблицы. |
|
2 | «Дикие животные» | Закреплять навыки образования множественного числа существительных. Согласование существительных с числительными. | Закреплять навыки составления близкого к тексту пересказа (по выбору детей). Рассказы Е. Чарушина «Кто как живет. Белка. Волк. Заяц». Использование мнемотаблицы. | Заучить стихотворение М. Дружининой «Медведь» с опорой на мнемотаблицу. |
3 | «Домашние животные» | Формировать навыки образования притяжательных прилагательных. Закреплять навыки согласования существительных с числительными. | Закреплять навыки составления описательного рассказа. Использование мнемотаблицы. | Составлять загадки –описания о домашних животных. Составить вместе с детьми мнемотаблицы к этим загадкам. |
4 | «Дикие и домашние животные» | Закреплять навыки образования существительных единственного и множественного числа в разных падежах. Закреплять навыки согласования существительных с числительными. Формировать навыки образования притяжательных прилагательных. | Закреплять навыки составления описательного рассказа. Использование мнемотаблицы. | Продолжать составлять загадки –описания. Использование мнемоталицы. |
Январь | ||||
Неделя | Тема | Лексико-грамматический строй речи | Связная речь | Рекомендации воспитателям |
2 | «Зимующие птицы» | Закрепление навыка использования в речи предлогов ( в, на, из, под, над, с) Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Закреплять навыки согласования существительных с числительными. | Закреплять навыки составления описательного рассказа. Использование мнемотаблицы | Составлять загадки - описания, отгадывать и заучивать загадки. Выполнять вместе с детьми зарисовки в мнемотаблицы. |
3 | «Мебель» | Образование сравнительной степени прилагательных. Закрепление навыка использования в речи предлогов. | Формирование навыка усвоения конструкции сложного предложения. Составление описательных рассказов. Использование мнемотаблицы. | Составлять рассказы по плану Заучивание стихотворения «Немецкая песенка» с опорой на мнемотаблицу. |
4 | «Посуда» | Образование существительных с помощью суффиксов. Образование формы творительного падежа | Закреплять навыки составления рассказа по сюжетным картинкам. Сказка К. Чуковского «Федорино горе». Использование мнемотаблицы. | Отгадывать загадки с опорой на мнемотаблицу. |
Февраль | ||||
Неделя | Тема | Лексико-грамматический строй речи | Связная речь | Рекомендации воспитателям |
1 | «Зимние забавы» | Закреплять навык употребления в речи предлогов движения. Образование глаголов в прошедшем времени. | Закреплять навык составления рассказа по сюжетной картине. Использование мнемотаблицы. | Выполнять зарисовки в мнемотаблицу по сюжетным картинкам. Составлять рассказ по теме «Как я развлекаюсь зимой». |
2 | «Транспорт» | Закреплять навык употребления слов-антонимов. Согласование притяжательных местоимений мой,моя с существительными. | Формировать навык пересказа текста. Пересказ рассказа Г. Цыферова «Паровозик». Использование мнемотаблицы. | Составлять описательные рассказы по схеме с опорой на мнемотаблицу. |
3 | «Профессии» | Закреплять навыки изменения окончаний женского и мужского рода в согласовании с глаголами настоящего и прошедшего времени. Практическое употребление в речи названий профессий. | Закреплять навыки составления подробного описательного рассказа по заданной схеме. Использование мнемотаблицы. | Заучивание стихотворения З. Александровой «Мой мишка», с опорой на мнемотаблицу. |
4 | «День защитника отечества» | Закреплять навык согласования числительных с существительными. Использование в речи предлогов. | Закреплять навык составления рассказа по серии сюжетных картин. «Граница Родины на замке». Использование мнемотаблицы. | Заучивать вместе с детьми стихотворение О. Высотской «Армия», с опорой на таблицу. |
III период (март, апрель, май)
Март | ||||
Неделя | Тема | Лексико-грамматический строй речи | Связная речь | Рекомендации воспитателям |
1 | «Мамин день 8 марта» | Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Согласование существительных с прилагательными. Упражнять в подборе родственных слов. | Закреплять навык составления рассказа –описания .Рассказ о маме с опорой на фотографию по заданному плану. Использование мнемотаблицы. | Выполнить зарисовки в мнемотаблицу. Составлять загадки –описания по данным мнемотаблицам «Чья мама?» с опорой на фотографии мам детей. |
2 | «Весна» | Образование сравнительной степени прилагательных. Различение и выделение признаков по вопросам. | Закреплять навык составления рассказа по серии сюжетных картинок. Использование мнемотаблицы. | Заучить стихотворение И. Никитина «Весна», с опорой на мнемотаблицу. Отгадывать загадки, выполнить зарисовки в мнемотаблицу. |
3 | «Прилет птиц» | Закрепление навыка образования приставочных глаголов (с приставками в-,у-,по-.пере-,при). Согласование числительных с существительными. Расширение значения предлогов, выражающих пространственное расположение предметов. | Закреплять навык составления предложений по сюжетной картине, навык составления рассказа по картине. Беседа по картине Саврасов «Грачи прилетели». Использование мнемотаблицы | Составлять загадки -описания про птиц. Составлять описательные рассказы с опорой на мнемотаблицу по плану. |
4 | «Животные жарких стран» | Согласование прилагательных с существительными. Согласование числительных с существительными. Закреплять навык образования притяжательных прилагательных. | Закреплять навык составления описательного рассказа, рассказа по сюжетной картине « Животные Африки». Использование мнемотаблицы | Выполнить зарисовки в мнемотаблицу к стихотворению С. Маршака «Зебры». Заучить стихотворение с опорой на мнемотаблицу. |
Апрель | ||||
Неделя | Тема | Лексико-грамматический строй речи | Связная речь | Рекомендации воспитателям |
1 | «Насекомые» | Согласование прилагательных с существительными. Согласование числительных с существительными. Образование существительных в уменьшительно-ласкательной форме. | Формировать навык составления рассказа по пейзажной картине. Закреплять навык составления описательного рассказа по плану. Использование мнемотаблицы. | Выполнять зарисовки в мнемотаблицу, составлять с опорой на мнемотаблицу загадки- описания, описательные рассказы про насекомых. |
2 | «Космос» | Согласование глаголов с существительными. Согласование существительных с числительными и прилагательными. | Формировать навык творческого пересказа по сюжетным картинам по теме « Если бы я в космос полетел». Использование мнемотаблицы. | Выполнять зарисовки в мнемотаблицу к стихотворению А. Хайта « Звезды». Заучить данное стихотворение с опорой на мнемотаблицу. |
3 | «Комнатные растения» | Согласование существительных с прилагательными. Образование существительных в уменьшительно-ласкательной форме. Усвоение притяжательных местоимений. | Закрепление навыка составления рассказа - описания. Использование мнемотаблицы. | Составлять загадки- описания по мнемотаблице. |
4 | «Растения луга» | Согласование существительных с прилагательными в единственном и множественном числе. Согласование числительных с существительными. | Формирование навыка составления рассказа по пейзажной картине. Закрепление навыка пересказа. Рассказ М. Пришвина «Золотой луг». Использование мнемотаблицы. | Заучивать и отгадывать загадки по мнемотаблицам. Выполнять зарисовки к загадкам в мнемотаблицу . |
Май | ||||
Неделя | Тема | Лексико-грамматический строй речи | Связная речь | Рекомендации воспитателям |
1 | «День победы» | Согласование прилагательных с существительными. Образование существительных в разных падежах. Согласование существительных с глаголами. | Закреплять навык составления рассказа по сюжетной картине. Использование мнемотаблицы. | Составлять короткие рассказы о войне по плану, с опорой на мнемотаблицу. |
2 | «Откуда хлеб пришел» | Закреплять употребление в речи детей имен существительных в винительном падеже. Согласование числительных с существительными. Образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах. | Закреплять навык пересказа рассказа по серии сюжетных картин. Использование мнемотаблицы. | Заучивать стихотворение С. Погорельского «Хлеб» , с опорой на мнемотаблицу. |
3 | «Лето» | Согласование существительных с прилагательными. Согласование числительных, местоимений, наречий с существительными. Образование существительных множественного числа в родительном падеже. | Формирование навыка составления рассказа по пейзажной картине. Закреплять навык составления творческого рассказа по серии сюжетных картин. Использование мнемотаблицы. | Выполнять зарисовки в мнемотаблицу. Составлять и отгадывать загадки. Составлять рассказы по сюжетным картинам с опорой на мнемотаблицу. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование образовательной деятельности по формированию лексико- грамматических средств языка и развитию связной речи в группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи 5-6 лет
В перспективном планировании образовательной деятельности по формированию лексико- грамматических средств языка и развитию связной речи представлено 33 лексических темы, разработанные для детей ...
Перспективный план работы логопеда по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи и фонематического слуха в старшей группе для детей с ОНР по периодам.
Лексико-грамматические категории старшая группа...
Методическая разработка перспективного планирования занятий по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе.
Методическая разработка перспективного планирования занятий по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе....
Конспект совместной образовательной деятельности с детьми с ОНР в подготовительной к школе группе по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи с использованием технологии «Дидактический синквейн» по теме «Деревья осенью"
Конспект совместной образовательной деятельности с детьми с ОНР в подготовительной к школе группе по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи с использованием технолог...
Коррекционно-развивающая образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи по теме: «Домашние животные» (старшая группа компенсирующей направленности)
Закрепление и систематизация представлений детей о домашних животных через использование инновационных технологий в работе учителя-логопеда (игр-презентаций, имидж-терапии, мнемотаблиц, игры с прищепк...
Перспективный план по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в подготовительной группе для детей с ОНР
перспективный план на учебный год...
"Перспективное планирование по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи с использованием приемов мнемотехники" (подготовительная группа)
Данное планирование разработано для подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с ТНР. Также в плпнировании есть раздел с рекомендациями воспитателю. Планирование включает последов...