"Перспективное планирование по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи с использованием приемов мнемотехники" (подготовительная группа)
методическая разработка по коррекционной педагогике
Данное планирование разработано для подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с ТНР. Также в плпнировании есть раздел с рекомендациями воспитателю. Планирование включает последовательную работу по формированию лексико - грамматических категорий и развитию связной речи с применением приемов мнемотехники.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
planirovanie_podgotovitelnaya_gruppa.docx | 29.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Перспективное планирование по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи
(подготовительная группа)
1 период обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь)
Сентябрь | ||||
Неделя | Тема | Лексико-грамматический строй речи | Связная речь | Рекомендации воспитателям |
3 | «Игрушки» | Формировать умение образовывать относительные прилагательные. Согласование числительных с существительными и прилагательными. | Формировать умение составлять описательный рассказ с опорой на готовую мнемотаблицы | Составлять и заучивать вместе с детьми загадки об игрушках, составлять к ним мнемотаблицы. |
4 | «Осень» | Формировать умение образовывать существительные множественного числа. Согласовывать существительные с числительными. Формировать умение образовывать относительные прилагательные. | Развивать умение составлять рассказы их 5- 7 предложений по сюжетной картине с использованием мнемотаблицы. | Составлять вместе с детьми мнемотаблицы про осень с опорой на сюжетные картинки. |
5 | «Деревья» | Закреплять умение образовывать существительные множественного числа. Образовывать относительные прилагательные. Развивать умение согласовывать числительные с существительными и прилагательными. | Формировать умение составлять рассказ-описание. Формировать умение задавать вопросы и отвечать на них. Использование мнемотаблицы. | Заучивать с детьми стихотворение И. Токмаковой «Ели»,с опорой на готовую мнемотаблицу. Составлять вместе с детьми мнемотаблицы. |
Октябрь | ||||
Неделя | Тема | Лексико-грамматический строй речи | Связная речь | Рекомендации воспитателям |
1 | «Овощи» | Закреплять умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Образование существительных в единственном и множественном числе в разных падежах. Закреплять умение образовывать относительные прилагательные. | Закреплять умение составлять предложения с однородными членами. Развивать умение составлять рассказы –сравнения с опорой на мнемотаблицу. | Заучивать и составлять загадки об овощах. Составлять с детьми мнемотаблицы к загадкам. |
2 | «Фрукты» | Закреплять умение согласовывать числительные с существительными. Образовывать относительные прилагательные. Образовывать существительные во множественном числе. Развивать умение употреблять предлоги. | Закреплять умение составлять описательные рассказы с использованием мнемотаблиц. | Составлять с детьми мнемотаблицы с опорой на предметные картинки. |
3 | «Овощи-фрукты» | Закреплять умение согласовывать существительные с глаголами, прилагательными, числительными. | Формировать умение составлять рассказ по серии сюжетных картинок. Использование мнемотаблицы. | Составлять вместе с детьми загадки-описания про овощи и фрукты, составлять мнемотаблицы. |
4 | «Перелетные птицы» | Закреплять умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Образование существительных единственного и множественного числа в разных падежах. | Формировать умение выразительно пересказывать рассказ И. С. Соколова-Микитова «Улетают журавли» с помощью мнемотаблицы. Закреплять умение синтаксически верно строить предложения. | Заучивать вместе с детьми стихотворение И. Ивенсена. «Птицы», составлять мнемотаблицы. |
Ноябрь | ||||
Неделя | Тема | Лексико-грамматический строй речи | Связная речь | Рекомендации воспитателям |
1 | «Домашние птицы» | Формировать навык образовывать притяжательные прилагательные. | Закреплять умение составлять описательные рассказы с использованием мнемотаблицы. | Составлять вместе с детьми рассказы по серии сюжетных картинок, составлять мнемотаблицы. |
2 | «Посуда» | Закреплять умение образовывать относительные прилагательные. Согласование существительных с числительными. | Закреплять умение составлять творческий рассказ на заданную тему «Веселые истории про посуду» Использование мнемотаблицы. | Составлять с детьми мнемотаблицы к сказке К. Чуковского «Федорино горе», составлять рассказ по этим мнемотаблицам. |
3 | «Мебель» | Закреплять в речи детей использование слов-антонимов. Использование в речи пространственных предлогов. | Закреплять навык составления рассказа по картине, с использованием мнемотаблицы. | Составлять и заучивать вместе с детьми загадки-описания, составлять к ним мнемотаблицы. |
4 | «Поздняя осень» | Закреплять умение детей согласовывать существительные с глаголами, прилагательными числительными. | Закреплять навык составления рассказа по сюжетной картине. Распространение предложений однородными членами. Использование мнемотаблицы. | Составлять вместе с детьми мнемотаблицы по серии сюжетных картинок. Составлять по ним рассказы. |
2 период обучения (декабрь, январь, февраль)
Декабрь | |||||
Неделя | Тема | Лексико-грамматический строй речи | Связная речь | Рекомендации воспитателям | |
1 | «Зима» | Формировать умение подбирать родственные слова, однородные сказуемые. | Закреплять навык составления описательного рассказа по картине М. Пишванова «В зимнем парке». Использование мнемотаблицы. | Составлять вместе с детьми мнемотаблицы к стихотворению И. Сурикова «Зима» | |
2 | «Зимние забавы» | Формировать умение подбирать родственные слова. Образование существительных в единственном и множественном числе в различных падежах. | Формировать умение составлять рассказ из личного опыта на тему «Как я лепил снеговика». Использование в речи полных распространенных предложений. Использование мнемотаблицы. | Пересказывать рассказ Д.Зуева «Зимний лес», составлять вместе с детьми к рассказу мнемотаблицы. | |
3 | «Зимующие птицы» | Закреплять навык употребления в речи приставочных глаголов. Согласование существительных с числительными и прилагательными. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. | Закреплять умение составлять рассказ по серии сюжетных картин «Кормушка». | Заучивать стихотворение С. Насонькина «Елка для птиц», составлять вместе с детьми мнемотаблицы. | |
4 | «Новый год» | Закреплять умение согласовывать числительные с существительными в косвенных падежах. Подбирать сложные слова. | Закреплять навык составления рассказа из личного опыта по заданной теме «Как я встречу новый год» Использование мнемотаблицы. | Составлять вместе с детьми рассказ по сюжетной картине «На новогоднем празднике», составлять мнемотаблицы. |
Январь | ||||
Неделя | Тема | Лексико-грамматический строй речи | Связная речь | Рекомендации воспитателям |
2 | «Домашние животные» | Закреплять навык образования притяжательных прилагательных. Согласование существительных с числительными | Развивать навык составления рассказа по картине «Лошади и жеребята» Использование мнемотаблицы. | Составлять описательные рассказы про животных, по готовым мнемотаблицам. |
3 | «Дикие животные» | Закреплять навык образования притяжательных прилагательных. Образование сравнительной степени прилагательных. | Закреплять навык составления творческого пересказа русской народной сказки «Мужик и медведь». Составление мнемотаблиц. | Заучивать стихотворение Я. Акима «Еж», составлять вместе с детьми мнемотаблицы к стихотворению. |
4 | «Дикие и домашние животные и их детеныши» | Закреплять навык согласования существительных с прилагательными, числительными. Образование притяжательных прилагательных. | Закреплять навык составления рассказов-сравнительного типа, при помощи мнемотаблиц. | Составлять вместе с детьми загадки-сравнения, отгадывать загадки по готовым мнемотаблицам. |
Февраль | ||||
Неделя | Тема | Лексико-грамматический строй речи | Связная речь | Рекомендации воспитателям. |
1 | «Транспорт» | Закреплять умение употреблять и образовывать в речи разные предложно-падежные конструкции. Образование относительных прилагательных. | Закреплять навык пересказа рассказа В. Суслова «Кто сильнее? Использование мнемотаблицы, составленной детьми. | Заучивать вместе с детьми стихотворение А. Барто «Самолет». Составлять мнемотаблицы. |
2 | «Профессии» | Формировать умение образовывать существительные с помощью суффиксов – чик, - щик. Образование существительных от глаголов. | Формировать навык самостоятельного высказывания в виде небольших рассказов, с опорой на мнемотаблицу. | Составлять с детьми короткие творческие рассказы на тему «Кем я хочу быть, когда вырасту». Составлять мнемотаблицы. |
3 | «Одежда, головные уборы, обувь» | Закреплять умение подбирать однородные прилагательные. Подбирать слова- антонимы. Образование относительных прилагательных. | Закреплять навык составления рассказа по сюжетной картине «В ателье ремонта обуви» с опорой на мнемотаблицу. | Составлять и отгадывать загадки – описания, с опорой на мнемотаблицу. |
4 | «День защитника Отечества» | Закреплять навык словообразования с использованием существительных в ед. и мн. Числе. Употребление притяжательных местоимений. Согласование существительных в роде, числе , падеже. | Закреплять навык составления рассказа по серии сюжетных картинок «Собака – санитар». Опора на мнемотаблицы, составленные детьми. | Составлять с детьми мнемотаблицы к серии сюжетных картин «Собака –санитар» |
3 период (март, апрель, май)
Март | ||||
Неделя | Тема | Лексико-грамматический строй речи | Связная речь | Рекомендации воспитателям |
1 | « 8 марта» | Закреплять навык образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Согласование существительных с глаголами, числительными и прилагательными. | Закреплять навык составления рассказа из личного опыта на тему «Что я сделал, если бы мама заболела» С опорой на готовую мнемотаблицу | Составлять вместе с детьми мнемотаблицы, составлять рассказы описания про своих мам. |
2 | « Весна» | Закреплять навык образования существительных единственного и множественного числа в разных падежах. Образование качественных прилагательных. | Закреплять навык составления рассказа по пейзажной картине И. И. Левитана « Весна. Большая вода». Опора на мнемотаблицу. | Составлять вместе с детьми рассказы и мнемотаблицы по серии сюжетных картинок. |
3 | « Перелетные птицы» | Закреплять навык образования существительных ед. и множ. Числа в разных падежах. Употребление сложных предлогов. | Закреплять навык составления рассказа по картине Саврасова «Грачи прилетели». Опора на мнемотаблицу. | Составлять вместе с детьми описательные рассказы про птиц, с опорой на мнемотаблицу. |
Апрель | ||||
Неделя | Тема | Лексико-грамматический строй речи | Связная речь | Рекомендации воспитателям |
1 | «Насекомые» | Закреплять навык образования существительных в разных падежах. Употребление сложных предлогов. Активизация глагольного и предметного словаря. | Закреплять навык пересказа басни И. А. Крылова «Стрекоза и муравей». Использование мнемотаблиц, составленных детьми. | Составлять вместе с детьми мнемотаблицы к басне И. А. Крылова «Стрекоза и муравей» |
2 | «Цветы» | Закреплять навык согласования существительных с числительными в роде, числе и падеже. Образование существительных ед. и множ. Числа в разных падежах. | Закреплять навык составления сравнительных рассказов – описаний, с опорой на мнемотаблицу. | Составлять вместе с детьми загадки о цветах и мнемотаблицы к ним. |
3 | «Вода и ее обитатели» | Закреплять навык образования существительных с уменьшительно – ласкательными и увеличительными суффиксами. | Закреплять навык составления творческого рассказа-сказки, по мнемотаблицам составленными детьми. | Заучивать вместе с детьми стихотворение И. Токмаковой «Где спит рыбка», с опорой на мнемотаблицу. |
4 | «Мой город, моя страна» | Закреплять навык образования притяжательных прилагательных. Образование глаголов с помощью приставок. Образование существительных в разных падежах. | Формировать навык пересказа текста, с изменением главных действующих лиц и добавлением последующих событий. Рассказ С. А. Баруздина «Страна, где мы живем» Опора на готовую мнемотаблицу. | Составлять вместе с детьми рассказы по теме « Город, в котором я живу». Составлять мнемотаблицы. |
Май | ||||
Неделя | Тема | Лексико-грамматический строй речи | Связная речь | Рекомендации воспитателям |
1 | «День победы» (Экскурсия к памятнику в парк «Победы») | Упражнять в употреблении родственных слов. Согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже | Закреплять навык составления рассказа из личного опыта по теме « Что я узнал о войне» Мнемотаблицы, составленные детьми. | Составлять вместе с детьми мнемотаблицы по теме «Что я узнал о войне» |
2 | «Школьные принадлежности» | Закреплять навык образования относительных прилагательных. Согласование существительных с числительными. Правильное употребление в речи несклоняемых имен существительных. | Совершенствовать навык диалогической речи с опорой на картину «На уроке». Составление детьми мнемотаблиц. | Составлять вместе с детьми загадки – описания о школьных принадлежностях и мнемотаблицы к ним. |
3 | «Лето» | Закреплять навык образования однокоренных слов, глаголов с помощью приставок, образование относительных прилагательных. Согласование существительных с числительными в роде, числе, падеже. | Закреплять навык составления рассказа на заданную тему « Как я проведу лето». Опора на готовую мнемотаблицу. | Составлять вместе с детьми мнемотаблицы по теме «Лето», по серии сюжетных картинок, составлять по ним рассказы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в подготовительной группе.
Перспективное планирование работы с детьми имеющими диагноз ОНР....
Перспективное планирование образовательной деятельности по формированию лексико- грамматических средств языка и развитию связной речи в группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи 5-6 лет
В перспективном планировании образовательной деятельности по формированию лексико- грамматических средств языка и развитию связной речи представлено 33 лексических темы, разработанные для детей ...
Методическая разработка перспективного планирования занятий по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе.
Методическая разработка перспективного планирования занятий по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе....
Перспективный план по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в подготовительной группе для детей с ОНР
перспективный план на учебный год...
"Перспективное планирование по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи с использованием приемов мнемотехники " (старшая группа)
Данное планирование разработано для старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР. Также в плпнировании есть раздел с рекомендациями воспитателю. Планирование включает последовательную ...
Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в подготовительной к школе группе для детей с ОНР "Школа. Школьные принадлежности" (с использованием технологии пакетмод)
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое раз...
Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в подготовительной к школе группе для детей с ОНР, по теме: « Покупка автомобиля» (на материале лексической темы «Транспорт».)
Цель: составление описательных рассказов о транспорте с использованием схемы...