"Перспективное планирование по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи с использованием приемов мнемотехники" (подготовительная группа)
методическая разработка по коррекционной педагогике

Шелехова Елена Викторовна

Данное планирование разработано для подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с ТНР. Также в плпнировании есть раздел с рекомендациями воспитателю. Планирование включает последовательную работу по формированию лексико - грамматических категорий и развитию связной речи с применением приемов мнемотехники.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл planirovanie_podgotovitelnaya_gruppa.docx29.57 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективное планирование по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи

(подготовительная группа)

1 период обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь)

Сентябрь

Неделя

Тема

Лексико-грамматический строй речи

Связная речь

Рекомендации воспитателям

3

«Игрушки»

Формировать умение образовывать относительные прилагательные. Согласование числительных с существительными и прилагательными.

Формировать умение составлять описательный рассказ с опорой на готовую мнемотаблицы

Составлять и заучивать вместе с детьми загадки об игрушках, составлять к ним мнемотаблицы.

4

«Осень»

Формировать умение образовывать существительные множественного числа. Согласовывать существительные с числительными. Формировать умение образовывать относительные прилагательные.

Развивать умение составлять рассказы их 5- 7 предложений по сюжетной картине с использованием мнемотаблицы.

Составлять вместе с детьми мнемотаблицы про осень с опорой на сюжетные картинки.

5

«Деревья»

Закреплять умение образовывать существительные множественного числа. Образовывать относительные прилагательные. Развивать умение согласовывать числительные с существительными и прилагательными.

Формировать умение составлять рассказ-описание. Формировать умение задавать вопросы и отвечать на них. Использование мнемотаблицы.

Заучивать с детьми стихотворение И. Токмаковой «Ели»,с опорой на готовую мнемотаблицу. Составлять вместе с детьми мнемотаблицы.


Октябрь

Неделя

Тема

Лексико-грамматический строй речи

Связная речь

Рекомендации воспитателям

1

«Овощи»

Закреплять умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Образование существительных в единственном и множественном числе в разных падежах. Закреплять умение образовывать относительные прилагательные.

Закреплять умение составлять предложения с однородными членами. Развивать умение составлять рассказы –сравнения с опорой на мнемотаблицу.

Заучивать и составлять загадки об овощах. Составлять с детьми мнемотаблицы к загадкам.

2

«Фрукты»

Закреплять умение согласовывать числительные с существительными. Образовывать относительные прилагательные. Образовывать существительные во множественном числе. Развивать умение употреблять предлоги.

Закреплять умение составлять описательные рассказы с использованием  мнемотаблиц.

Составлять с детьми мнемотаблицы с опорой на предметные картинки.

3

«Овощи-фрукты»

Закреплять умение согласовывать существительные с глаголами, прилагательными, числительными.

Формировать умение составлять рассказ по серии сюжетных картинок. Использование мнемотаблицы.

Составлять вместе с детьми загадки-описания про овощи и фрукты, составлять мнемотаблицы.

4

«Перелетные птицы»

Закреплять умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Образование существительных единственного и множественного числа в разных падежах.

Формировать умение выразительно пересказывать рассказ И. С. Соколова-Микитова «Улетают журавли» с помощью мнемотаблицы. Закреплять умение синтаксически верно строить предложения.

Заучивать вместе с детьми стихотворение И. Ивенсена. «Птицы», составлять мнемотаблицы.


Ноябрь

Неделя

Тема

Лексико-грамматический строй речи

Связная речь

Рекомендации воспитателям

1

«Домашние птицы»

Формировать навык образовывать притяжательные прилагательные.

Закреплять умение составлять описательные рассказы с использованием мнемотаблицы.

Составлять вместе с детьми рассказы по серии сюжетных картинок, составлять мнемотаблицы.

2

«Посуда»

Закреплять умение образовывать относительные прилагательные. Согласование существительных с числительными.

Закреплять умение составлять творческий рассказ на заданную тему «Веселые истории про посуду» Использование мнемотаблицы.

Составлять с детьми мнемотаблицы к сказке К. Чуковского «Федорино горе», составлять рассказ по этим мнемотаблицам.

3

«Мебель»

Закреплять в речи детей использование слов-антонимов. Использование в речи пространственных предлогов.                  

Закреплять навык составления рассказа по картине, с использованием мнемотаблицы.

Составлять и заучивать вместе с детьми загадки-описания, составлять к ним мнемотаблицы.

4

«Поздняя осень»

Закреплять умение детей согласовывать существительные с глаголами, прилагательными числительными.

Закреплять навык составления рассказа по сюжетной картине. Распространение предложений однородными членами. Использование мнемотаблицы.

Составлять вместе с детьми мнемотаблицы по серии сюжетных картинок. Составлять по ним рассказы.


2 период обучения (декабрь, январь, февраль)

Декабрь

Неделя

Тема

Лексико-грамматический строй речи

Связная речь

Рекомендации воспитателям

1

«Зима»

Формировать умение подбирать родственные слова, однородные сказуемые.

Закреплять навык составления описательного рассказа по картине М. Пишванова «В зимнем парке». Использование мнемотаблицы.

Составлять вместе с детьми мнемотаблицы к стихотворению И. Сурикова «Зима»

2

«Зимние забавы»

Формировать умение подбирать родственные слова. Образование существительных в единственном и множественном числе в различных падежах.

Формировать умение составлять рассказ из личного опыта на тему «Как я лепил снеговика». Использование в речи полных распространенных предложений. Использование мнемотаблицы.

Пересказывать рассказ Д.Зуева «Зимний лес», составлять вместе с детьми к рассказу мнемотаблицы.

3

«Зимующие птицы»

Закреплять навык употребления в речи приставочных глаголов. Согласование существительных с числительными и прилагательными. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Закреплять умение составлять рассказ по серии сюжетных картин «Кормушка».

Заучивать стихотворение С. Насонькина «Елка для птиц», составлять вместе с детьми мнемотаблицы.

4

«Новый год»

Закреплять умение согласовывать числительные с существительными в косвенных падежах. Подбирать сложные слова.

Закреплять навык составления рассказа из личного опыта по заданной теме «Как я встречу новый год» Использование мнемотаблицы.

Составлять вместе с детьми рассказ по сюжетной картине «На новогоднем празднике», составлять мнемотаблицы.


Январь

Неделя

Тема

Лексико-грамматический строй речи

Связная речь

Рекомендации воспитателям

2

«Домашние животные»

Закреплять навык образования притяжательных прилагательных. Согласование существительных с числительными

Развивать навык составления рассказа по картине «Лошади и жеребята» Использование мнемотаблицы.

Составлять описательные рассказы про животных, по готовым мнемотаблицам.

3

«Дикие животные»

Закреплять навык образования притяжательных прилагательных. Образование сравнительной степени прилагательных.

Закреплять навык составления творческого пересказа русской народной сказки «Мужик и медведь». Составление мнемотаблиц.

Заучивать стихотворение Я. Акима «Еж», составлять вместе с детьми мнемотаблицы к стихотворению.

4

«Дикие и домашние животные и их детеныши»

Закреплять навык согласования существительных с прилагательными, числительными. Образование притяжательных прилагательных.

Закреплять навык составления рассказов-сравнительного типа, при помощи мнемотаблиц.

Составлять вместе с детьми загадки-сравнения, отгадывать загадки по готовым мнемотаблицам.


Февраль

Неделя

Тема

Лексико-грамматический строй речи

Связная речь

Рекомендации воспитателям.

1

«Транспорт»

Закреплять умение употреблять и образовывать в речи разные предложно-падежные конструкции. Образование относительных прилагательных.

Закреплять навык пересказа рассказа В. Суслова «Кто сильнее? Использование мнемотаблицы, составленной детьми.

Заучивать вместе с детьми стихотворение А. Барто «Самолет». Составлять мнемотаблицы.

2

«Профессии»

Формировать умение образовывать  существительные с помощью суффиксов – чик, - щик. Образование существительных от глаголов.

Формировать навык самостоятельного высказывания в виде небольших рассказов, с опорой на мнемотаблицу.

Составлять с детьми короткие творческие рассказы на тему «Кем я хочу быть, когда вырасту». Составлять мнемотаблицы.

3

«Одежда, головные уборы, обувь»

Закреплять умение подбирать однородные прилагательные. Подбирать слова- антонимы. Образование относительных прилагательных.

Закреплять навык составления рассказа по сюжетной картине «В ателье ремонта обуви» с опорой на мнемотаблицу.

Составлять и отгадывать загадки – описания, с опорой на мнемотаблицу.

4

«День защитника Отечества»

Закреплять навык словообразования с использованием существительных в ед. и мн. Числе. Употребление притяжательных местоимений. Согласование существительных в роде, числе , падеже.

Закреплять навык составления рассказа по серии сюжетных картинок «Собака – санитар». Опора на мнемотаблицы, составленные детьми.

Составлять с детьми мнемотаблицы к серии сюжетных картин «Собака –санитар»


3 период (март, апрель, май)

Март

Неделя

Тема

Лексико-грамматический строй речи

Связная речь

Рекомендации воспитателям

1

« 8 марта»

Закреплять навык образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Согласование существительных с глаголами, числительными и прилагательными.

Закреплять навык составления рассказа из личного опыта на тему «Что я сделал, если бы мама заболела» С опорой на готовую мнемотаблицу

Составлять вместе с детьми мнемотаблицы, составлять рассказы описания про своих мам.

2

« Весна»

Закреплять навык образования существительных  единственного и множественного числа в разных падежах. Образование качественных прилагательных.

Закреплять навык составления рассказа по пейзажной картине И. И. Левитана « Весна. Большая вода». Опора на мнемотаблицу.

Составлять вместе с детьми рассказы и мнемотаблицы по серии сюжетных картинок.

3

« Перелетные птицы»

Закреплять навык образования существительных ед. и множ. Числа в разных падежах. Употребление сложных предлогов.

Закреплять навык составления рассказа по картине Саврасова «Грачи прилетели». Опора на мнемотаблицу.

Составлять вместе с детьми описательные рассказы про птиц, с опорой на мнемотаблицу.


Апрель

Неделя

Тема

Лексико-грамматический строй речи

Связная речь

Рекомендации воспитателям

1

«Насекомые»

Закреплять навык образования существительных в разных падежах. Употребление сложных предлогов. Активизация глагольного и предметного словаря.

Закреплять навык пересказа басни И. А. Крылова «Стрекоза и муравей». Использование мнемотаблиц, составленных детьми.

Составлять вместе с детьми мнемотаблицы к басне И. А. Крылова «Стрекоза и муравей»

2

«Цветы»

Закреплять навык согласования существительных с числительными в роде, числе и падеже. Образование существительных ед. и множ. Числа в разных падежах.

Закреплять навык составления сравнительных рассказов – описаний, с опорой на мнемотаблицу.

Составлять вместе с детьми загадки о цветах и мнемотаблицы к ним.

3

«Вода и ее обитатели»

Закреплять навык образования существительных  с уменьшительно – ласкательными и увеличительными  суффиксами.

Закреплять навык составления творческого рассказа-сказки, по мнемотаблицам составленными детьми.

Заучивать вместе с детьми стихотворение И. Токмаковой «Где спит рыбка», с опорой на мнемотаблицу.

4

«Мой город, моя страна»

Закреплять навык образования притяжательных прилагательных. Образование глаголов с помощью приставок. Образование существительных в разных падежах.

Формировать навык пересказа текста, с изменением главных действующих лиц и добавлением последующих событий. Рассказ С. А. Баруздина «Страна, где мы живем» Опора на готовую мнемотаблицу.

Составлять вместе с детьми рассказы по теме « Город, в котором я живу». Составлять мнемотаблицы.


Май

Неделя

Тема

Лексико-грамматический строй речи

Связная речь

Рекомендации воспитателям

1

«День победы»

(Экскурсия к памятнику в парк «Победы»)

Упражнять в употреблении родственных слов. Согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже

Закреплять навык составления рассказа из личного опыта по теме « Что я узнал о войне»

Мнемотаблицы, составленные детьми.

Составлять вместе с детьми мнемотаблицы по теме «Что я узнал о войне»

2

«Школьные принадлежности»

Закреплять навык образования относительных прилагательных. Согласование существительных с числительными. Правильное употребление в речи несклоняемых имен существительных.

Совершенствовать навык диалогической речи с опорой на картину «На уроке». Составление детьми мнемотаблиц.

Составлять вместе с детьми загадки – описания о школьных принадлежностях и мнемотаблицы к ним.

3

«Лето»

Закреплять навык образования однокоренных слов, глаголов с помощью приставок, образование относительных прилагательных. Согласование существительных с числительными в роде, числе, падеже.

Закреплять навык составления рассказа на заданную тему « Как я проведу лето». Опора на готовую мнемотаблицу.

Составлять вместе с детьми мнемотаблицы по теме «Лето», по серии сюжетных картинок, составлять по ним рассказы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование образовательной деятельности по формированию лексико- грамматических средств языка и развитию связной речи в группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи 5-6 лет

В перспективном планировании образовательной деятельности по формированию лексико- грамматических средств языка и развитию связной речи  представлено 33 лексических темы, разработанные для детей ...

Методическая разработка перспективного планирования занятий по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе.

Методическая разработка перспективного планирования занятий по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе....

"Перспективное планирование по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи с использованием приемов мнемотехники " (старшая группа)

Данное планирование разработано для старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР. Также в плпнировании есть раздел с рекомендациями воспитателю. Планирование включает последовательную ...