| Перспективный план работы логопеда по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи и фонематического слуха в старшей группе для детей с ОНР по периодам.1-й период (сентябрь, октябрь, ноябрь) - Множественное число имен существительных с окончаниями -ы, -и (начинает логопед, продолжает воспитатель).
- Родительный падеж имен существительных единственного числа с окончаниями -ы, -и (нет руки, нет воды).
- Имена существительные единственного и множественного числа с уменьшительно-ласкательными суффиксами (продолжает воспитатель).
- Практическое знакомство с родовой принадлежностью имен существительных путем подстановки притяжательных местоимений мой, моя (мужской и женский род).
- Множественное число имен существительных с окончаниями -а (дома, глаза).
- Множественное число глаголов изъявительного наклонения в 3-м лице настоящего времени (идет — идут), согласование имен существительных и глаголов в числе (продолжает воспитатель).
- Практическое знакомство с категорией завершенности и незавершенности действия (что делает? что сделал?)
- Практическое знакомство с приставочными глаголами (шить — пришить — загнить — вшить — вышить — подшить).
- Согласование имен существительных с глаголами прошедшего времени в роде (надел'— надела).
- Практическое знакомство со словами противоположного значения (чистый — грязный, холодный — горячий, длинный — короткий, день — ночь, верх — низ и др.).
- Подбор определений к словам-предметам (имен прилагательных к именам существительным), их согласование в числе и роде в именительном падеже.
- Первые упражнения в образовании относительных прилагательных (темы: “Осень”, “Овощи”, “Фрукты”, “Дом”).
- Практические упражнения в понимании и активном употреблении предлогов в, на (на вопросы: куда? где?); без (с родительным падежом существительных: без чего? — без дома, без куртки и т.д.); у (у кого? — с родительным падежом существительных с окончаниями -ы, -и: у Вовы, у Коли).
2-й период (декабрь, январь, февраль, март) - Продолжение работы над усвоением лексико-грамматического материала первого периода.
- Практическое знакомство с категорией одушевленности (кто? что?).
- Закрепление понятия рода имен существительных в связи с числительными один, одна, два, две (можно начать в первом периоде).
- Практическое знакомство с родственными словами.
- Родительный падеж имен существительных единственного числа в значении принадлежности (ножка стола, следы зайца).
- Суффиксы -онок, -енок, -ата, -ята в названии детенышей животных.
- Увеличительный суффикс -ищ.
- Родительный падеж имен существительных множественного числа с окончаниями -ов, -ев, -ей и без окончания.
- Расширение значения слов-действий, подбор предметов к действиям: летает — птица, шар, самолет, бабочка и т.д. (продолжает воспитатель).
- Согласование глаголов прошедшего времени с именами существительными в роде, числе (продолжает, воспитатель).
- Формирование умения различать оттеночные значения приставок в глаголах: у-, при-; от-, под-; на-, за-, пере- (летает, ходит, бегает).
- Глаголы совершенного и несовершенного вида в практических упражнениях (строил — построил, варил — сварил и др.).
- Образование относительных прилагательных (соотнесенность с продуктами, растениями, сезонностью, материалами) и согласование их с существительными именительного падежа в роде и числе.
- Прилагательные с уменьшительным значением (суффиксы -оньк-, - енък).
- Имена прилагательные с противоположным значением (антонимы).
- Притяжательные имена прилагательные.
- Согласование имен прилагательных с именами существительными в роде, числе, падеже (именительный, родительный, дательный, винительный падежи). Практические упражнения в понимании и активном употреблении предлогов под, над (куда? где?)); с, со из (откуда?); из (из чего? сделан предмет); с (с чем? с кем?).
- Окончание -ах в словосочетаниях существительных множественного числа в предложном падеже с предлогами на, о (на санках, о зайчатах).
- Личные местоимения с предлогом у, у меня, у него и др. (продолжает воспитатель).
- Согласование имен существительных с именами числительными (один, одна, два, две, три, четыре, пять).
3-й период (апрель, май, июнь) - Закрепление тем, начатых в первом и втором периодах.
- Родовая принадлежность имен существительных среднего
рода (мое, оно, одно). - Употребление личных местоимений вместо имен собственных.
- Активизация приставочных глаголов в речи детей, правильное употребление грамматических форм глаголов, усвоенных ранее.
- Слова-признаки действия (как?) в практических упражнениях (быстро — медленно, громко — тихо и др.).
- Усвоение будущего сложного времени глаголов: буду строить
(продолжает воспитатель). - Изменение глаголов настоящего времени по лицам в единственном и множественном числе, практическое употребление слово
сочетаний “местоимение + глагол”. - Согласование имен прилагательных с именами существительными в роде, числе, падеже (добавляются творительный и
предложный падежи). - Понимание и активное употребление в практических упражнениях конструкций с предлогами о, к, от, за (куда? где? за чем?).
Формирование предложения 1-й период (сентябрь, октябрь, ноябрь) - Проговаривание и употребление в самостоятельной речи
элементарных фраз (Вот нога. Тут Оля. Там Дима. Это ноги). - Формирование двусоставного предложения:
а) преобразование форм повелительного наклонения глаголов в форму изъявительного наклонения при демонстрации действий (Вова, иди! Вова идет); б) выделение слов-предметов и слов-действий по вопросам: Кто это? Что делает?; в) подбор действий к предмету: (Вова идет (бежит, прыгает...); г) составление простых нераспространенных предложений по демонстрации, по картине. - Формирование понятий “слово”, “предложение”; графическая запись предложения из двух слов.
- Формирование предложения из нескольких слов в последовательности:
а) подлежащее + сказуемое + прямое дополнение (винительный падеж существительного, подобный именительному): Ната моет руки; б) подлежащее + сказуемое + прямое дополнение (винительный падеж существительного с окончанием -у): Коля надевает шапку, в) подлежащее + сказуемое + прямое дополнение + косвенное дополнение (существительное в дательном падеже): Портниха шьет платье Оле; г) подлежащее + сказуемое + косвенное дополнение (существительное в творительном падеже): Мальчик вытирается полотенцем; д) подлежащее + сказуемое + прямое дополнение + косвенное дополнение (существительное в творительном падеже): Девочка намыливает руки мылом. - Графическая запись предложения из 3-4 слов.
- Распространение предложений однородными членами:
а) подлежащими: Девочки и мальчики срывают яблоки; б) сказуемыми: Девочка срывает яблоко и кладет в корзину; в) дополнениями: Дети собирают огурцы и помидоры. - Обучение умению заканчивать предложение нужным по смыслу словом или словосочетанием.
- Формирование конструкций с противительным союзом -а при сравнении двух предметов: Помидор красный, а огурец зеленый.
2-й период (декабрь, январь, февраль, март) - Закрепление умения правильно строить предложения указанных в первом периоде типов (по демонстрации, по сюжетным картинкам, по ситуации, по предметным картинкам).
- Обучение умению составлять предложения по опорным словам, данным в нужной форме.
- Распространение предложений определениями.
- Выделение из предложения слов-признаков предмета по вопросам какой? какая? какое? какие?
- Составление предложений с различными предложными конструкциями с использованием вопросов где? куда? откуда?
- Закрепление конструкций с союзами а, и при сравнении предметов: Снег белый, и мел белый, и заяц белый, а белка не белая.
- Формирование предложений со словами “Сначала..., а потом...”.
3-й период (апрель, май, июнь) - Закрепление умения правильно строить предложения указанных в первом и втором периодах типов на более широком и сложном материале.
- Распространение предложений словами-признаками действия (обстоятельствами), отвечающими на вопрос как.
- Составление предложений по опорным словам, данным в начальной форме.
- Составление предложений типа “подлежащее + сказуемое + инфинитив глагола + 1-2 косвенных падежа”: Оля хочет поймать бабочку сачком.
- Формирование сложноподчиненного предложения с союзами потому что, чтобы.
- Учить детей понимать интонацию, улавливать ее оттенки:
а) конец предложения; б) вопрос; в) восклицание. Развитие разговорно-описательной речи 1-й период (сентябрь, октябрь, ноябрь) 1. Формирование диалогической речи: а) понимание, выполнение заданий (инструкций) логопеда типа: встань, садись, отнеси, принеси, открой, закрой, убери, подними, опусти, позови; б) ответы на вопросы логопеда: - отрицательным или утвердительным словом;
- одним словом или словосочетанием;
- простым нераспространенным предложением;
- простым распространенным предложением;
в) обучение умению самостоятельно задавать вопросы: кто это? что делает? что? кому? чем? (начало работы); самостоятельно отдавать приказания, задания, поручения; отчитываться о выполнении поручения одним словом, предложением. - Объединение простых предложений в короткий рассказ.
- Заучивание коротких стихов, потешек, загадок, рассказов.
- Составление коротких рассказов-описаний предмета (элементарных).
- Обучение пересказу художественных текстов (ребенок вставляет нужное слово, словосочетание или предложение; логопед использует наводящие вопросы, картинки).
2-й период (декабрь, январь, февраль, март) - Выполнение заданий, требующих понимания признаков предмета (цвет, размер, форма).
- Речевое обозначение выполненных заданий.
- Совершенствование разговорной речи, умения вести несложный диалог (самостоятельно задавать вопросы: куда? где?).
- Овладение элементарными формами описательной речи,
обучение детей умению сравнивать два предмета одной родовой группы, разных родовых групп.
- Заучивание стихов, диалогов, коротких рассказов.
- Проведение бесед по сюжетным картинкам, формирование умения объединять отдельные высказывания в связное сообщение.
- Обучение умению составлять рассказ по сериям сюжетных картинок.
- Дальнейшее обучение пересказу с использованием вопросов логопеда, картин и плана рассказа.
- Драматизация стихов, диалогов, коротких сказок, рассказов.
3-й период (апрель, май, июнь) 1. Дальнейшее развитие диалогической речи, проведение более сложных диалогов с использованием вопросов: с кем? с чем? где? куда? откуда? когда? почему? зачем? - Расширение рассказов-описаний предмета, описание ситуации и сюжетной картинки.
- Сравнение двух, трех, четырех предметов по их признакам и действиям.
- Учить рассказывать стихи, загадки, диалоги, соблюдая интонационно-смысловую выразительность.
- Составлять рассказ по сериям сюжетных картинок по заданиям:
- вставить пропущенное звено;
- по цепочке.
- Составление рассказов из деформированного текста в три-
четыре предложения (нарушена последовательность событий). - Пересказ сказок, рассказов по данному плану, по цепочке, с изменением лица.
- Первые шаги в обучении детей творческому рассказыванию
(придумывание начала и конца рассказа) — с детьми, имеющими довольно высокий уровень развития связной речи.
Фонетика и фонематический слух 1. Знакомство со звуками окружающего мира, их вычленение, узнавание и артикулирование. 2. Понятие “звук”, “слог”, “слово”. 3. Знакомство с протяжённостью слов. 4. Гласные звуки А, О, У, И, Ы. 5. Интонационное выделение звуков в слоге, слове. 6. Согласные звуки Н, М, П, Т, К, Х, X', П', Т', К', Л', j, С. 7. Определение наличия (или отсутствия) заданного звука в слове. 8. Выделение первого звук из начала слова, последнего – из конца слова. 9. Различение фонем, близких по способу и месту образования и акустическим признакам. 10. Определение отличия в названиях картинок. 11. Определение места заданного звука в слова. 12. Учить раскладывать картинки в 2 ряда с заданными звуками. 13. Учить подбирать слова с заданным звуком. 14. Анализ и синтез коротких слов, состоящих из 2-3 звуков с помощью специальных символов. |