Методическая разработка перспективного планирования занятий по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе.
календарно-тематическое планирование по развитию речи (старшая группа) на тему
Методическая разработка перспективного планирования занятий по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методическая разработка перспективного планирования занятий по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе. Составитель: учитель – логопед Старикова Валентина Васильевна МБДОУ № 197 «Детский сад комбинированного вида» города Кемерово, Кемеровской области.
Проводится одно фронтальное занятие один раз в неделю.
Первый период: сентябрь, октябрь, ноябрь.
Задачи первого периода:
- Развитие понимания устной речи. Умение вслушиваться в обращённую речь. Выделять названия предметов, действий, признаков. Понимание обобщающего значения слов.
- Подготовка к овладению диалогической формой общения.
- Практическое усвоение некоторых способов словообразования: с использованием существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами и глаголов с разными приставками (по-, на-, вы-).
- Усвоение притяжательных местоимений «мой» - «моя» в сочетании с существительными мужского и женского рода.
- Усвоение некоторых форм словоизменения путём практического овладения существительными единственного и множественного числа, глаголами единственного и множественного числа настоящего и прошедшего времени.
- Упражнение в практическом овладении существительными в винительном, дательном и творительном падежах.
- Преобразование глаголов повелительного наклонения второго лица единственного числа в глаголы изъвительного наклонения третьего лица единственного числа настоящего времени (спи – спит, пей – пьёт).
- Овладение навыками составления простых предложений по вопросам, демонстрации действий, по картинке.
Тематические циклы первого периода.
Сентябрь:
1.Овощи. 2.Фрукты.
Октябрь:
1.Сад – огород.2.Грибы. 3.Осень. 4.Перелётные птицы.
Ноябрь:
1.Лес. 2.Игрушки. 3.Одежда. 4. Обувь.
Второй период обучения: декабрь, январь, февраль, март.
Задачи второго периода обучения:
- Уточнение представлений детей об основных цветах и оттенках, овладение их словесным обозначением.
- Практическое образование относительных прилагательных со значением соотнесённости к продуктам питания (лимонный, яблочный), растениям (дубовый, берёзовый), различным материалам (кирпичный, каменный, бумажный и пр.)
- различение и выделение в словосочетаниях названий признаков по назначению и вопросам «Какой? Какая? Какое?» Формирование ориентировки на совпадение окончания вопросительного слова и прилагательного. Усвоение навыка согласования прилагательных с существительными в роде, числе.
- Упражнение в составлении сначала двух, а затем трёх форм одних и тех же глаголов (лежи, лежит, лежу). Изменение формы глаголов третьего лица, единственного и множественного числа (идёт, иду, идём).
- Употребление предлогов «на, под, в, из», обозначающих пространственное расположение предметов, в сочетании с соответствующими падежными формами существительных.
- Совершенствование навыка ведения подготовленного диалога (просьба, беседа, элементы драматизации).
- Закрепление навыка построения предложений. Распространение предложений путём введения однородных членов. Первоначальное усвоение наиболее доступных конструкций сложносочинённых и сложноподчинённых предложений.
- Составление коротких рассказов по картине, серии картин, рассказов – описаний, пересказов.
Тематические циклы второго периода:
Декабрь:
1.Посуда. 2.Продукты. 3. Зима. 4. Новогодний праздник.
Январь:
1.Зимующие птицы. 2. Дом и его части.
Февраль:
1.Мебель. 2.Транспорт. 3.Части тела. 4.Домашние животные.
Март:
1.дикие животные наших лесов. 2.Домашние животные. 3. Дикие животные севера.
4. Дикие животные жарких стран.
Задачи третьего периода обучения:
(апрель, май, июнь)
- закрепление навыков употребления обиходных глаголов с новым лексическим значение,
образованным посредством приставок, передающих различные оттенки действий (выехал,
подъехал, въехал, съехал и т. п.).
- Закрепление навыка образования относительных прилагательных с использованием продуктивных суффиксов (- ов, -ин, - ев, - ан, - ян).
- Образование прилагательных, имеющих ласкательное значение, с использованием суффиксов (- еньк, - оньк).
- Усвоение наиболее доступных антонимических отношений между словами (добрый – злой, высокий – низкий и т. п.).
- Уточнение значений обобщающих слов.
- Формирование практического навыка согласования с существительным в роде, числе, падеже:
1) с основой на твёрдый согласный (новый, новая, новое, нового и т. п. )
2)с основой на мягкий согласный (зимний, зимняя, зимнюю и т. п.).
- Расширение значения предлогов: «к» - употребление с дательным падежом, «от» - с родительным падежом, «с» , «со» - с творительным падежом.
Отработка словосочетаний с названными предлогами в соответствующих падежах.
- Составление разных типов предложений:
а) простых распространённых из 5 – 7 слов с предварительной отработкой элементов структуры предложения.
б) предложений с противительным союзом «а», «или». (Сначала надо нарисовать дом, а потом его раскрасить).
в) сложно – подчинённых предложений с придаточными причины (потому что), с дополнительными придаточными, выражающими желательность или нежелательность (я хочу. чтобы)
- Преобразование предложений путём изменения главного члена предложения, времени действия к моменту речи залога (встретил брата – встретился с братом; брат умывает лицо – брат умывается т. п.); изменением вида глагола (мальчик писал письмо – мальчик написал письмо);
- умение определять количество слов в предложении в собственной и чужой речи. Предложения из двух – четырёх слов.
- Уметь определять предлог как отдельное служебное слово;
- развитие и усложнение навыка передачи в речи последовательности событий, наблюдение за серией выполняемых действий. (Миша встал, подошёл к шкафу, который стоит у окна. Потом он открыл дверцу и достал с верхней полки книги и карандаш. Книги он отнёс воспитательнице, а карандаш оставил себе.)
- закрепление навыка составления рассказов по картинке и серии картин с элементами усложнения (дополнения эпизодов, изменение начала, конца рассказа)
- Составление рассказов по теме с использованием ранее отработанных синтаксических конструкций. Используется лексический материал ранее отработанных и новых лексических тем.
Тематические циклы третьего периода обучения:
(апрель, май, июнь)
Апрель:
- Профессии. 2. Наш горород. 3. Весна в лесу. 4. Весна в городе.
Май:
- Насекомые. 2.Хлеб. 3. Лето.
Июнь:
- Закрепление пройденных лексических тем. Итоговые занятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности.
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности....
Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-граммматических средств языка и развитию связной речи в подготовительной группе для детей с ОНР. Тема: домашние животные.
Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-граммматических средств языка и развитию связной речи в подготовительной группе для детей с ОНР. Материал по теме: домашние животн...
Конспект подгруппового занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе
Конспект подгруппового занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНРдля учителей-логопедов Советского районаЛексическая тема: Тр...
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Тема: «Перелетные птицы»
Цель: познакомить детей с перелетными птицами.Задачи: уяснить строение птиц, внешние признаки; уточнить понятия «перелетные», «водоплавающие»; образовывать существительные с уменьшительно - ласк...
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи «Сеспель» на тему: «Одежда»
Образовательные задачи:Уточнить и расширить представления детей об одежде, её признаках, материалах, из которых она сделана; кто и где шьет одежду. Учить сравнивать, группировать, классифицирова...
Перспективный план работы по формированию лексико– грамматических категорий, обучению грамоте и развитию связной речи в логопедической группе №8 (2019-2020 уч.год )
Перспективный план работы по формированию лексико– грамматических категорий, обучениюграмоте и развитию связной речи в логопедической группе №8(2019-2020 уч.год )...
Перспективный план коррекционной работы по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе
Перспективный план коррекционной работы по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе...