Перспективный план по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в подготовительной группе для детей с ОНР
календарно-тематическое планирование по логопедии (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Не деля | Дата | Лекси-ческая тема | Развитие словаря | Развитие грамматического строя речи | Развитие связной речи | Литература |
I период – сентябрь, октябрь, ноябрь | ||||||
Сентябрь | ||||||
I II | Обследование речи детей | |||||
III | Моё Отечес-тво – Россия. Город, в котором мы живем. | Слова-предметы: Родина, страна, столица, Москва, государство, край, Россия, село, граница, город, деревня, город Рубцовск, адрес, улица, переулок, набережная, река Алей, церковь, площадь, мост, парк, киоск, газон, библиотека, памятник, купол, сад, подъезд, сквер,автостанция, шоссе фонтан, стадион, новостройка, шоссе, музей, тротуар. Слова-признаки предметов: любимая, единственная, огромная, прекрасная. городской, сельский, рубцовский, широкий,просторный, прямой, старый, шумный, много-этажный, тихий, зеленый, жилой. Слова-действия предметов: любить, беречь, охранять, обере-гать, защищать, жить, заботиться, гордиться, строить, переезжать, ездить. | 1. Упражнять в употреблении форм единственного и множ. числа существительных. 1.Учить использовать умень-шительно-ласкательные суффиксы. 2.Упражнять в подборе слов- синонимов. 3.Учить подбирать однокорен-ные слова. 4.Учить согласовывать суще-ствительное с числительными в роде, числе и падеже. 5. Учить образовывать и использовать относительные прилагательные. 6. Упражнять в употреблении родительного падежа имени существительного мн. числа (В нашей стране много полей) | 1. Учить составлять предло-жения. 2. Учить составлять рассказ о стране, о городе по вопросам. | Агранович З.Е. Сборник домашних заданий СПб. Детство-Пресс,2000, с.51 – 52, 92 – 93. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно!, СПб.: Издательский Дом Литера, 2008, с.199 - 204. | |
IV | Дары осени. Овощи, фрукты | Слова-предметы: овощ, огурец, помидор, морковь, репа, огород, капуста, картофель, свекла,баклажан, кабачок, урожай, вода, полив, салат, суп, борщ. Слова-признаки предметов: горький,сладкий,сочный,зелёный, красный,жёлтый,круглая,овальная, треугольная, гладкая, шершавая, мягкая,твёрдая,овощной,томатныйогуречный,картофельное,луковый, капустный,свекольный,кабачковая Слова-действия предметов: сажать, расти, цвести, созревать, собирать, срывать, копать, мыть, есть, варить, резать. | 1.Учить образовывать формы единственного и множествен- ного числа существительных.
2. Упражнять в употреблении формы мн. числа имён сущест вительных в родительном падеже (много огурцов, помидоров, кабачков, картофеля; яблок, груш, лимонов) 3.Учить использовать предлоги: в, на, из, с 4. Учить образовывать существительные с умень-шительно - ласкательными суффиксами (картошечка, огурчик, морковочка, поми-дорчик; cливка, лимончик, яблочко). | 1. Учить составлять предло-жения из 4-5 слов об ово-щах и фруктах, используя однородные члены (Свекла, баклажан, редиска – это овощи) (Яблоко, груша, мандарин – это фрукты.). 2. Учить задавать вопросы и правильно на них отве-чать. 3.Учить составлять описа-тельный рассказ об овощах и фруктах по плану-схеме. | Теремкова Н.Э.,Логопе-дические домашние задания для детей 5-7лет с ОНР, М.:Гном и Д, 2007 Альбом1,с1- 4 Агранович З.Е. Сборник домашних заданий. СПб Детство-Пресс, 2000,с.12 - 13, 64-66. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно!, СПб.: Издательский Дом Литера, 2008, с. 12 – 17. | |
Слова-предметы: Фрукт, яблоко, груша, лимон, апельсин, персик, мандарин,слива абрикос, сад, урожай, дерево,вода, ветки,полив, компот, варенье.
Слова-признаки предметов: кислый, сладкий, круглая,сочный, зелёный,красный,жёлтый,мягкая, овальная, твёрдая, полезный, фруктовый, спелая, яблочный, персиковый, лимонный. Слова-действия предметов: сажать, расти, цвести, созревать, собирать, срывать, мыть, есть, варить, резать. | 5. Учить согласовывать слова в предложении в роде, числе, падеже. 6. Учить использовать предлоги: в, на, из, с. 7. Учить образовывать относительные прилагатель-ные (капустный, гороховый, сливовый, грушевый). | Теремкова Н.Э.,Лого-педические домашние задания для детей 5-7лет с ОНР, М.:Гном и Д, 2007Аль-бом 1, с.5 – 9. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий.СПб.:Детство-Пресс, 2000, с.9 – 13, с.64 – 67. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно!: СПб.: Издательский Дом Литера, 2008, с. 18 – 24. | ||||
Октябрь | ||||||
I | Человек Семья. | Слова-предметы: голова, лоб, ухо, нос, глаз, рот, губы, зубы, язык, щека, бровь, ресницы, веко, ноздря, затылок, подбородок, волосы, стрижка, причёска, чёлка, шея, туловище, грудь, живот, спина, рука, плечо, локоть, ладонь, кисть, палец, нога, ноготь, колено, пятка, ступня,зака-ливание, зарядка,здоровье,болезнь чистота, гигиена, физкультура. Слова-признаки предметов: высокий, низкий, длинный, корот-кий, курносый, левый, правый, здоровый, болезненный, чистый, грязный, кудрявый, лохматый, сильный, слабый, стройный, суту-лый,широкоплечий,длинноволо-сый, длинноногий, синеглазый, аккуратный, неряшливый. Слова-действия предметов: дышать, смотреть, ходить, сги-бать, слышать, нюхать, петь, чис-тить, полоскать, бегать, прыгать, топать, хлопать, хмурить, моргать, морщиться, жмуриться, пришу-риться, мыть, стричь, расчёсывать, вытирать, болеть, лечить, улы-баться,смеяться,хохотать,плакать, поворачивать, кивать, согнуть, разогнуть, сжимать, разжимать, умываться, ухаживать. Слова-предметы: мама, папа, бабушка, дедушка, сын, дочь, внук, внучка, тетя, дядя, сирота, сестра, брат. Слова-признаки предметов: пожилой, взрослый, старший, младший, молодой, старый. Слова-действия предметов: любить, иметь, уважать, помогать, дружить, жить, разговаривать, общаться. | 1. Упражнять в употреблении форм ед. и мн. числа существительных (лоб-лбы, ухо - уши…). 2.Учить согласовывать существительные с прилага-тельными и числительными. 3.Учить образовывать суще-ствительные с суффиксами уменьшения и увеличения. (нос – носик, носище,…). 4.Упражнять в употреблении сложных прилагательных (светловолосый, кареглазый). 5.Упражнять в подборе анто-нимов. 6. Закреплять умение согласовывать слова в предложении в роде, числе, падеж. 7. Учить образовывать притяжательные прилагательные (папин шарф, дедушкино пальто, мамина шуба) 8.Учить подбирать слова-антонимы в сравнении (старше – моложе, выше – ниже, больше – меньше,…). | 1. Учить составлять пред-ложения с союзом чтобы. 2. Учить составлять связный рассказ о человеке по плану- схеме. 3. Упражнять в составлении словосочетания и предложения с количественными числительными (один, одна, двое, трое); 4. Учить составлять сложносочинённые предложения с союзом а (папа старше, а сын младше; мама молодая, а бабушка старая). | ТеремковаН.Э Логопедичес- кие домашние задания для детей 5-7лет с ОНР,М.: Гном и Д, 2007 Альбом 1, с.34 – 36. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий.СПб.:Детство-Пресс,2000, с. 48 – 49. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно!: СПб.: Издательский Дом Литера, 2008, с. 92 – 98, с. 139 -144. | |
II | Золотая осень. Ягоды. Грибы. | Слова предметы: время года, осень, сентябрь, октябрь, ноябрь, листья, природа, деревья, погода, дождь, зонт, непогода, листопад, сырость; клубника, малина, вишня, черешня, слива, гриб, шляпка, ножка, грибница.маслёнок, опята, боровик, подосиновик,грибник, подберёзовик, мухомор, земля, поганка, сморчок, сыроежка. Слова признаки предметов: холодный, мокрый, сырой, дождливый, жёлтый, красный, оранжевый, разноцветный, жёлтый, цветной, сухой, дождливая (погода, осень), холодный, мокрый, хмурый, осенний, унылый, пасмурный, золотая (осень), серые (дни), проливной, моросящий; садовый, лесной, ядовитый, несъедобный, желтый, белый красный, кислый, сладкий, черный, червивый, старый. Слова-действия предметов: наступает, увядает, приходит, желтеет, опадает. наступать, краснеть, опадать, дуть, лить, вянуть, моросить, срывать(листья), хмуриться (небо), облетать, накрапывать, моросить; сажать, поливать, чистить, есть, ухаживать,собирать, мыть, искать. | 1. Упражнять в употреблении форм ед. и мн. числа существительных (туча-тучи, облако-облака, дождь-дожди, гриб – грибы, лисичка - лисички,) 2. Упражнять в согласовании прилагательных и сущ-х ед. и мн.числа (жёлтые листья, дождливая погода, холодный ветер,…) 3. Учить образовывать и использовать относительные прилагательные (дождливая погода, сырое утро…) 4.Учить подбирать однокоренные слова. 5. Закреплять употребление в речи предлогов на, с, в, из, по. Научить использовать предлоги над, под. 6. Упражнять в согласовании прилагательных и существительных единствен-ного и множественного числа (съедобные грибы, спелая малина, большой мухомор) | 1.Учить составлять словосо четания и предложения по картинке, схеме-описанию. 2.Учить составлять предло- жения путём договаривания слов в предложении. 3. Учить пересказывать короткий рассказ с опорой на картинку, алгоритм. | ТеремковаН.ЭЛогопедичес-кие домашние задания для детей 5-7лет с ОНР, М.:Гном иД,2007 Альбом 1, с.28 -33, с.18 – 22, с.23 – 27. АграновичЗ.Е Сборник домашних заданий.СПб.:ДетствоПресс 2000, с.13 – 15, с.74 - 77. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно!: СПб.: Издательский Дом Литера, 2008, с. 25 – 30, с. 6 – 11. | |
III | Как хорошо у нас в детском саду! (Игруш-ки, про-фессии). | Слова-предметы: пирамидка, мяч, кукла, машинка, обруч, кубики, конструктор,робот, мишка, матрёшка, самолёт. Слова-признаки: любимая, пластмассовая, яркая, цветная, мягкая, твердая, новая. Слова-действия: складывать,играть,убирать,беречь, любить, строить, ловить, отбивать, ломать. Слова-предметы: профессия, работа, заведующий детским садом воспитатель, лого-пед, музыкальный руководитель, руководитель физвоспитания, ме-дицинская сестра, повар, кладов-щик, прачка. Слова-признаки предметов: нужный, необходимый, полезный, любимый, добрый. Слова-действия предметов: воспитывать, учить, обменять, заниматься, помогать, руководить, лечить, готовить, варить, жарить, резать, стирать, гладить хранить, делать. | 1. Упражнять в употреблении форм ед. и мн. числа сущ-х ( мяч – мячи, кукла –куклы,…). 2.Закреплять умение согла-совывать слова в предложении в роде, числе, падеже. 3. Учить использовать умень-шительно-ласкательные суф-фиксы (мяч – мячик). 4.Упражнять в образовании относительных прилагатель-ных.(мяч из резины – резино-вый, у повара колпак – повар-ской.) | 1. Учить давать полные ответы на вопросы. 2. Учить составлять предло-жения из 4-5 слов об игру-шках, используя однород-ные члены (Кукла красивая, нарядная, новая.) 3.Учить составлять предло-жения по демонстрируемо-му действию с игрушкой. 4. Учить пересказывать короткий рассказ с опорой на картинку, алгоритм. 5. Учить составлять рассказ о профессиях детского сада по плану. | Теремкова Н.Э. Логопедичес кие домашние задания для детей 5-7лет с ОНР М.: Гном и Д, 2007 Альбом 1, с.37 – 41. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий.СПб.:Детство-Пресс,2000, с.21 – 22, с.95-96. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий.СПб.:Детство-Пресс,2000, с.8. | |
IV | Золотая осень. Деревья и кустар-ники в наших парках. | Слова -предметы: время года, осень, сентябрь, октя-брь, ноябрь, листья, природа, де-ревья, погода, дождь, зонт, непо-года, листопад, сырость, кустар-ники, шиповник, смородина, ма-лина, листва,тополь, береза, дуб, клён, ель, ветки, ствол, листья, корни, шишки. Слова-признаки предметов: холодный, мокрый, сырой, дожд-ливый, жёлтый, красный, оранже-вый, разноцветный, жёлтый, цвет-ной, сухой, дождливая (погода, осень), холодный, мокрый, хму-рый, осенний, унылый,пасмурный, золотая (осень), серые (дни), проливной,моросящий,белоствольная, стройная, высокая, красивая, большое, резные,берёзовые,вечно-зеленое,еловые,ветвистые,гладкий Слова-действия предметов: наступает, увядает, приходит, жел-теет, наступать, краснеть, опадать, дуть, лить, вянуть, моросить, сры-вать (листья), хмуриться (небо), облетать, накрапывать, растут, стоят, зреют, качает, сорвать, цве-тёт, украшает, летят, осыпается, шумят, садят, дрожит, поливать, удобрять, защищать. | 1. Упражнять в употреблении форм единственного и множ. числа существительных (туча-тучи, облако-облака, дождь-дожди, дуб - дубы). 2. Упражнять в согласовании прилагательных и сущ-х ед. и мн.числа (жёлтые листья, дождливая погода, холодный ветер, стройная берёза, высокий дуб,…). 3. Учить образовывать и использовать относительные прилагательные (дождливая погода, сырое утро, кленовые ветки, рябиновый ствол , ивовый лист…) 4.Учить подбирать одно- коренные слова. 5.Упражнять в подборе антонимов. 6.Упражнять в употреблении предложно-падежных конструкций. | 1.Учить составлять слово-сочетания и предложения по картинке, схеме-описанию. 2. Учить составлять предло-жения путём договаривания слов в предложении. 3. Учить составлять описательный рассказ, загадки-описания о золотой осени, деревьях и кустар-никах (по плану-схеме). | Теремкова Н.Э. Логопедичес-кие домашние задания для детей 5-7лет с ОНР, М.:Гном и Д, 2007 Альбом 1, с.28 – 33, с.14 – 17, Альбом 3, с. 22 – 26. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий.СПб.:Детство-Пресс,2000 с.15 - 16, с.22 – 24, с.27 – 29, с.74 – 76, с. 87 – 89. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно!: СПб.: Издательский Дом Литера, 2008, с. 31 – 38. | |
Ноябрь | ||||||
I | Тран-спорт (ПДД). | Слова-предметы: машина, автобус, поезд, самолёт, корабль, вертолёт, лодка,грузовик, шофёр, лётчик, моряк, капитан. Слова-признаки предметов: быстрый, пассажирский, грузовой, наземный, воздушный, водный, морской, железнодорожный. Слова-действия предметов: ехать, плыть, летать, сигналить, останавливаться, стоять, чинить, ломаться.
| 1. Упражнять в употреблении форм еинственного и множ. числа существительных (самолёт – самолёты,…). 2. Упражнять в согласовании существительных с прилага-тельными и числительными. 3. Продолжать упражнять в подборе синонимов и антони-мов (синонимы: пилот –-лётчик; машина – автомобиль; антонимы: высоко – низко, ..) | 1. Упражнять в составлении загадок-описаний о транспорте.
2. Учить преобразовывать деформированную фразу (Дом подъехал к машине. Бензин кончился потому, что машина остановилась.). | ТеремковаН.Э Логопедичес кие домашние задания для детей 5-7лет с ОНР,М.: Гном и Д, 2007 Альбом 3, с.27 – 31. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий.СПб.:Детство-Пресс,2000, с.40 – 43, с.96 – 99. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно!: СПб.: Издательский Дом Литера, 2008, с. 99 – 105, с. 106 – 112. | |
II | Птицы нашего края. (Пере-лётные птицы) | Слова-предметы: ласточка, соловей, грач, скворец, журавль, жаворонок, цапля,лебедь, дикий гусь, дикая утка, кукушка, водоплавающие птицы. Слова-признаки предметов: быстрый, перелётный, голосистый, трудолюбивый, весёлый, звонкий. Слова-действия предметов: летать, виться, парить, вить, откладывать, зимовать, выводить, курлыкать, щебетать, щёлкать. | 1. Упражнять в употреблении форм единственного и множ. числа существительных. (грач – грачи, аист – аисты,…) 2. Упражнять в употреблении форм родительного падежа имени существительного единственного и множест- веного числа (Птенцы вылупились из … Птицы построили много …). 3. Учить использовать уменьшительно-ласкательные суффиксы (соловей – соловушка, кукушка – кукушечка). 4. Учить согласовывать числительные с существитель-ными и прилагательными (1-5) 5.Упражнять в употреблении предложно-падежных конструкций. | 1. Рассматривать и описывать предметы, используя приём сравнения (аист и ласточка); 2. Учить составлять описательный рассказ по схеме, алгоритму; 3. Учить употреблять в предложении союзное слово чтобы (Крылья нужны ласточке, чтобы летать.). | Теремкова Н.Э. Логопедичес-кие домашние задания для детей 5-7лет с ОНР, М.:Гном и Д, 2007 Альбом 3, с.13 – 17. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий.СПб.:ДетствоПресс2000, с.50 – 51, с.110 – 112. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно!: СПб.: Издательский Дом Литера, 2008, с. 51 - 57. | |
III | Сезон-ная одежда. Ткань и др.мате-риалы. Голов-ные уборы. | Слова-предметы: кофта,свитер,брюки,юбка,платье, майка, пальто, шуба, куртка, жилет,трусики, колготки, рубаш-ка, шапка, кепка, платок, пилотка, бескозырка, каска, шлем, панама, ушанка, шаль, шляпа, фуражка, косынка, берет. Слова –признаки предметов: теплый, легкий, мягкий, разный, красивый, цветной, любимый, маленький, большой женский, мужской, головной (убор), ситцевый, льняной, шелковый, шерстяная, кожаная, меховая, пуховой, вязаная, нарядный, удобная, красивая, модная, домашняя, спортивная. Слова-действия предметов: надевать, носить, гладить, беречь, ухаживать, снимать, менять, стирать. | 1. Упражнять в употреблении форм ед. и мн. числа сущест-вительных ( платье – платья, куртка - куртки, берет – береты, …).
2.Закреплять умение согласо-вывать слова в предложении в роде, числе, падеже. 3. Учить образовывать и ис- пользовать относительные прилагательные (ситцевое платье, теплая рубашка, соломенная шляпа).
4. Учить использовать умень-шительно-ласкательные суф-фиксы (рубашка- рубашечка, сапоги - сапожки,…).
5. Учить образовывать и использовать приставочные глаголы ( застегнуть, расстегнуть,…). | 1. Учить давать полные ответы на вопросы. 2. Учить составлять предло-жения из 4-3 слов об одеж-де, головных уборах, ис-пользуя однородные члены (рубашка теплая,красивая.). 4. Учить составлять слож-ные предложения с союзом а. ( Мы наденем кофту, а затем пальто). 5. Учить составлять описа-тельный рассказ, загадки-описания об одежде, голов-ных уборах (по схеме). | Теремкова Н.Э. Логопедичес-кие домашние задания для детей 5-7лет с ОНР,М.: Гном и Д, 2007 Альбом 2, с.5 – 19. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий.СПб.:Детство-Пресс,2000, с.30 – 33, с. 70 -71. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно!, СПб.: Издательский Дом Литера, 2008, с. 79 - 85. | |
IV | Позд-няя осень. Пред-зимье (Обувь). | Слова-предметы: осень, сентябрь, октябрь, ноябрь, месяц, время года, дожди, туман, сырость, ненастье, тучи, отлёт, сад, урожай, деревья, кусты, заморозки, листья, лес, овощи, фрукты, зонт, птицы, слякоть, озимь,погода,мгла,небо,пора, дождь, зонт, непогода, сырость. Слова –действия предметов: шуршат,шелестят,наступает,приходит,прощаются,хмурится,улетают, покидают,убирают,готовятся, сохнут, вянут, моросит. Слова-предметы: Ботинки,туфли,сапоги,босоножки, тапочки, кроссовки, валенки, шлёпанцы. Слова – признаки предметов: теплые, резиновые, зимние, весен-ние, летние, удобные. Слова –действия предметов: ходить, носить, обувать, мыть, беречь,ухаживать,снимать,развязывать, завязывать, расстегивать, застёгивать, раздевать, одевать, надевать. | 1. Упражнять в употреблении форм единственного и множ. числа существительных. ( туча – тучи, платье – платья, куртка - куртки,… сапог – сапоги, туфель – туфли, ботинок - ботинки,…). 2.Закреплять умение согласо-вывать слова в предложении в роде, числе, падеже. 3.Учить согласовывать суще-ствительное и прилагательное ( небо- осеннее). 4.Учить образовывать и использовать относительные прилагательные. (осенний сад, резиновые сапоги) 5. Учить использовать умень-шительно-ласкательные суф-фиксы. (небо - небушко, сапоги - сапожки,…). 6. Учить образовывать и использовать приставочные глаголы. ( застегнуть, расстегнуть,…). | 1. Учить давать полные ответы на вопросы; 2. Учить составлять предло-жения из 4-3 слов о поздней осени, обуви, используя однородные члены. (дождь мелкий, холодный); (сапоги теплые, красивые.); 4. Учить составлять сложные предложения с союзом а ( Мы наденем пальто, а затем ботинки) 5. Учить составлять описательный рассказ, загадки-описания о поздней осени, обуви (по схеме). | Теремкова Н.Э., Логопедичес-кие домашние задания для детей 5-7лет с ОНР,М.: Гном и Д, 2007 Альбом 1, с.24 -28. Альбом 2, с.10 – 14. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий.СПб.:Детство-Пресс,2000, с.15- 17, с.31 – 32, с.70 – 71. | |
II период – декабрь, январь, февраль, март | ||||||
Декабрь | ||||||
I | Здравствуй, зи-мушка-зима! Начало зимы. | Слова-предметы: зима,лёд,мороз,холод,ветер,снег, снежинка,декабрь,январь,февраль, мороз,холод,иней,снег,метель,вьюга,пурга,сугроб,снежки Слова-признаки предметов: белый,лёгкий,пушистый,зимний, холодный,ледяной,морозный, искристый (снег),заснеженный, крепкий (мороз, лёд),холодный, снежный, сильный, вьюжный. Слова-действия предметов: идти, падать, лететь, мести, таять, покрывать, замерзать, морозить, бушевать, сковать, расписывать (о морозе). | 1. Закреплять умение согласо-вывать слова в предложении в роде, числе, падеже 2. Учить образовывать и использовать приставочные глаголы (заметает, задувает). 3.Учить подбирать прилага-тельные к заданному существи тельному. 4.Учить образовывать слова при помощи уменьшительно- ласкательных суффиксов. (снег – снежок). 5. Учить подбирать слова-родственники к заданному слову. | 1. Учить отвечать на вопрос полным предложением. 2. Учить составлять предло-жения путём договаривания слов. 3.Учить составлять описа-тельный рассказ о зиме с опорой на схему. | Теремкова Н.Э. Логопедичес кие домашние задания для детей 5-7лет с ОНР,М.: Гном и Д, 2007 Альбом 2, с.20 – 25. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий.СП Детство-Пресс,2000, с.43 – 45. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно!, СПб.: Издательский Дом Литера, 2008, с. 79 - 85. | |
II | Посуда. Назначение, оформ-ление, матери-алы. | Слова-предметы: тарелка, чашка,блюдце,вилка,нож, ложка,чайник,кастрюля,сковорода,сахарница, маслёнка, ручки,носик, стенки, донышко. Слова-признаки предметов: кухонный, столовый, глубокий, мелкий, чайный, фарфоровый. Слова-действия предметов: накрывать,готовить,мыть,жарить, варить, тушить, кипятить, греть, взбивать, мазать, печь, отрезать, нарезать, остудить, подогреть, накладывать, протирать, есть. | 1.Продолжать учить согласо-вывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже. 2.Учить образовывать и использовать категорию род. падежа с предлогом из (суп наливаю из кастрюли, кашу ем из миски,…). 3.Учить образовывать и использовать категорию творительного падежа (чайник с носиком, кастрюля с крышкой; я угощу друга салатом, супом, компотом). 4.Учить образовывать относи-тельные прилагательные (железное ведро, глиняный кувшин, керамическая чашка). | 1. Продолжать учить давать полные ответы на вопросы, а также самостоятельно их формулировать. 2. Рассматривать и описы-вать предметы посуды, используя приём сравнения (чайник – кастрюля). 3.Продолжать учить состав-лять описательные и сравнительные рассказы о посуде по плану- схеме. | Теремкова Н.Э. Логопедичес кие домашние задания для детей 5-7лет с ОНР,М.: Гном и Д, 2007 Альбом 1, с.42 – 47. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий.СПб.:Детство-Пресс,2000, с.38 – 40. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно!, СПб.: Издательский Дом Литера, 2008, с. 185 – 191. | |
III | Зимую-щие птицы. | Слова-предметы: голубь, сорока, ворона, воробей, свиристель, снегирь, сова, дятел, синица, корм, кормушка. Слова-признаки предметов: красногрудый (снегирь),голодные перелётные, зимующие. Слова-действия предметов: летать, искать, кормиться, клевать, каркать, чирикать. | 1. Закреплять умение согласо-вывать слова в предложении в роде, числе, падеже. 2. Закреплять употребление в речи предлогов на, с, в, из, по, над, под. 3. Учить образовывать притя- жательные прилагательные (воробьиный хвост, голубиные лапки, …). 4. Учить образовывать слож-ные прилагательные (желтогрудая (синица), цепколапый, быстрокрылые). | 1. Учить договаривать предложения приставочны-ми глаголами (по сюжетным картинкам). 2. Учить составлять предло-жения с предлогами на, с, в. 3. Продолжать учить составлять описательные и сравнительные рассказы о зимующих птицах по плану- схеме. | Теремкова Н.Э. Логопедичес кие домашние задания для детей 5-7лет с ОНР,М.: Гном и Д, 2007 Альбом 2 , с.26 – 30. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий.СПб.:ДетствоПресс2000, с.24- 26, с.86 – 87. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно!, СПб.: Издательский Дом Литера, 2008, с. 58 – 64. | |
IV | Новогодний празд-ник. | Слова-предметы: праздник, маскарад, карнавал, Дед Мороз, снегурочка, костюм, маска, ёлка, хоровод, гирлянда, мишура, фонарики. украшения, игрушки, шары, бусы, звезда, снежинка, хлопушки, подарки, игры, песни, пляски, танцы, веселье, дети. Слова-признаки предметов: зимний, ёлочная, украшенная, искристый, серебристый, цветной, красивая, новогодняя, пушистая. нарядный, яркий,зелёный,золотой, радостный, весёлый. Слова-действия предметов: Украшать ,вешать, наряжать, готовиться, танцевать, дарить, праздновать, получать, радоваться, поздравлять, наступать, играть, веселиться, петь. | 1.Упражнять в употреблении форм единственного и множ. числа существительных ( ёлка – ёлки, шар -шары…). 2.Учить использовать умень-шительно-ласкательные суф-фиксы. (подарок – подарочек, подарочки, звезда – звёздочка, звёздочки) 3.Закреплять умение согласо-вывать слова в предложении в роде, числе, падеже. 4.Учить согласовывать существительное и прилага-тельное. (Снегурочка красивая). 5. Учить образовывать и использовать относительные прилагательные. (флажки из бумаги бумажные,
6. Учить подбирать одноко-ренные слова. | 1. Учить давать полные ответы на вопросы. 2. Учить составлять предло-жения из 4-3 слов о ново-годнем празднике, исполь-зуя однородные члены (Дед Мороз – весёлый, добрый) . 3.Учить составлять словосочетания и предло-жения по картинке. 4. Учить составлять предло-жения с предлогами на, с, в. 5.Учить составлять творческий рассказ. | Агранович З.Е. Сборник домашних заданий.СПб.:ДетствоПресс2000, с.29 - 30, с.89 – 90. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно!, СПб.: Издательский Дом Литера, 2008, с. 86 – 91. | |
январь (1-я неделя – каникулы) | ||||||
II | Зима. Зимние забавы и развле-чения. | Слова-предметы: лыжи,санки,коньки,снежки, горка, снеговик, каток, лыжи, палки (лыжные), лопата, хоккей,клюшка, шайба, крепость (снежная). Слова-признаки предметов: лыжные, быстрые, зимний, сколь-зкий, искристый, липкий, рыхлый (снег), деревяннные. Слова-действия предметов: ездить, кататься, упасть, лепить, скользить, заливать, катать, оттал-киваться,съезжать,сгребать,строит разгоняться. | 1.Учить образовывать из слов предметов слова признаки при помощи суффикса. 2. Закреплять умение согласо-вывать слова в предложении в роде, числе, падеже. 3. Закреплять употребление в речи предлогов на, с, в, по. 4. Учить образовывать притя-жательные прилагательные (снежная горка, деревянные лыжи, ледяной каток). | 1.Учить составлять распро- страненные предложения. 2.Учить составлять рассказ о зиме, зимних забавах и развлечениях, «Моя люби-мая зимняя забава» 3. Учить договаривать предложения приставоч-ными глаголами (по сю-жетным картинкам). 4. Учить составлять пред-ложения с предлогами на, с, в. | Агранович З.Е. Сборник домашних заданий.СПб.:Детство-Пресс, 2000, с. 26 -27, с. 43 – 45, с. 91 – 92, с.100 – 102. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно!, СПб.: Издательский Дом Литера, 2008, с. 86 – 91. | |
III | Профес-сии. (Библи-отека. Почта. Типо-графия. Ателье). Инстру-менты. | Слова –предметы: библиотека, библиотекарь, книги, полки, зал, читатель, типография, почта, почтальон, письмо, журнал, газета, посылка, открытка, теле-грамма, ателье, швея, иголки. Слова- признаки предметов: радостный, долгожданный, инте-ресная, читальный, швейная, (машинка), новый, яркая, цветная. Слова-действия: получать, доставлять, вручать, читать,открывать,читать, отвечать, выдавать, кроить, шить, мерить. Слова-предметы: молоток, топор, пила, отвёртка, клещи, иголка, ножницы, тиски, рубанок,лопата,грабли, наперсток, гвоздь, нож,дерево,металл, стекло, пластмасса, резина, кожа, ткань, бумага. Слова-признаки предметов: кожаный, металлический, острый кирпичный, стеклянный, тяжёлый. Слова-действия предметов: забивать, рубить, пилить, чинить, строить,собирать, разбирать,шить, вскапывать, откручивать, резать закручивать, копать, сгребать. | 1. Закреплять умение согласо-вывать слова в предложении в роде, числе, падеже 2. Упражнять в употреблении винительного падежа имени существительного (почтальон приносит (что?) почту. 3. Упражнять в подборе слов-признаков к существитель- ному (книга (какая?) – интересная, новая, толстая ,…) 4.Учить употреблять сущест- вительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. 5.Учить образовывать относительные прилагатель-ные от существительных; 6.Учить согласовывать прила-гательные с существительны- ми в роде, числе и падеже. (пила из металла – металлическая, рубанок из дерева – … и т.д.). 7. Учить образовывать и использовать приставочные глаголы ( пришивать, зашивать,…). | 1. Учить составлять описа-тельный рассказ о профес-сиях библиотекаря, почта-льона, швеи по схеме, алгоритму. 2. Учить составлять творческий рассказ. 3.Учить составлять словосочетания и предложения по картинке, схеме-описанию. 4. Учить составлять предложения путём договаривания слов в предложении.
| Теремкова Н.Э., Логопедичес-кие домашние задания для детей 5-7лет с ОНР,М.: Гном и Д, 2007 Альбом 4, с.4 – 6. АграновичЗ.Е Сборник домашних заданий.СПб.:Детство-Пресс,2000, с. 85 – 86, с.102 - 104 с. 30 – 33, с.115 – 117. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно!, СПб.: Издательский Дом Литера, 2008, с.152 - 157. | |
IV | Домаш-ние живот-ные и птицы и их детены-ши. | Слова-предметы: кошка, котята, щенки, телята, жеребята, ягнята, поросята, крольчата, козлята, куры, утки, гуси, индюк, цыплята, гусята, утята, индюшата. Слова-признаки предметов: ловкий, неуклюжий, быстрый, шустрый, пушистый, гладкий. Слова-действия предметов: резвиться,играть,кормиться, визжать,доить,выводить,высижи-вать, пасти, плавать, кормиться, мычать, блеять. | 1. Упражнять в употреблении форм ед. и мн. числа сущ-х (щенок – щенята, телёнок – телята, утка- утки, гусёнок – гусята,…). 2. Закреплять умение согласо-вывать слова в предложении в роде, числе, падеже. 3. Закреплять употребление в речи предлогов на, с, в, из, по, над, под. 4. Познакомить с предлогами около, возле, перед, за. | 1. Продолжать учить составлять рассказ-описание по плану (словесному и наглядному). 2. Учить составлять рассказ-описание взрослого и детёныша (по схеме).
| ТеремковаН.ЭЛогопедичес- кие домашние задания для детей 5-7лет с ОНР,М: Гном и Д, 2007 Альбом 3, с.5 – 12. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий.СПб.:Детство-Пресс,2000, с. 33 – 35, с.17 – 20. с.77 – 80. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно!, СПб.: Издательский Дом Литера, 2008, с. 65 – 78. | |
Февраль | ||||||
I | МебельМатериалы. | Слова-предметы: мебель, диван, кровать, кресло, полка, стол, стул, шкаф, ножка, дверца, спинка, подлокотники. Слова-признаки предметов: детская, игрушечная, кухонная, школьная, удобная, мягкая, письменный, обеденный, деревянный, пластмассовый. Слова-действия предметов: ухаживать, вытирать, передвигать, переставлять, задвигать, раздви-гать, ремонтировать. | 1. Упражнять в употреблении форм единственного и мно-жественного числа сущест-вительных.. (шкаф – шкафы, тумбочка – тумбочки) 2. Учить использовать умень-шительно-ласкательные суффиксы. (диван – диванчик, полка-полочка…). 3. Учить согласовывать числительные с существитель- ными и прилагательными. ((1-5) мягкий стул, обеденный стол). 4.Учить образовывать относительные прилагатель-ные от существительных. | 1. Учить составлять словосочетания. 2. Учить составлять предложения путём договаривания слов в предложении. 3. Учить составлять предложения по 2 опорным картинкам, включая ма-ленькие слова в,на,под,над. (Полка висит над диваном.). 4. Учить составлять описательный рассказ, загадки-описания о предметах мебели (по схеме). | Теремкова Н.Э. Логопедичес-кие домашние задания для детей 5-7лет с ОНР, М.:Гном и Д, 2007 Альбом 3, с. 22 – 26. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий.СПб.:Детство-Пресс,2000, с.71 – 76. | |
II | Зима. Дикие живот-ные наших лесов и их детены-ши. Как звери зимуют. | Слова-предметы: волк, белка, лось, олень, заяц, ёж, лиса, медведь,кабан, лапы, голова, туловище, хвост. Слова-признаки предметов: колючий, рыжая, серый, злой, пушистый, косолапый. Слова-действия предметов: ходить, рычать, прыгать, колоться, реветь, красться, бродить, цокать, фыркать, выть. | 1. Учить использовать уменьшительно-ласкательные суффиксы (волк – волчонок, лиса – лисёнок,). 2.Учить согласовывать числительные с существи-тельными. (1 белка, 2-4 белки, 5 белок,…). | 1. Учить составлять предложения путем договаривания слов (В лесу живет много волков….). 2. Повторять за логопедом ряд прилагательных и добавлять существитель- ное (хитрая, рыжая, пушистая… лиса). | Теремкова Н.Э.,Лого-педические домашние задания для детей 5-7лет с ОНР, М.:Гном и Д,2007 Альбом 3, с.1 – 4. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий.СПб.:Детство-Пресс, 2000, с.43 – 45, с.35 – 38, с.81 - 83, с.93 – 95. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно!, СПб.: Издательский Дом Литера, 2008, с. 39 – 50. | |
III | День Защит-ника Отечества.Воен-ные профес-сии, тран-спорт. | Слова-предметы: пограничник, солдат, моряк, лётчик, пехотинец, подводник,защитник, армия, пушка, пехота,Отечество, дозор, служба, истребитель. Слова-признаки предметов: смелый, храбрый, отважный, сильный, умный, ловкий. Слова-действия предметов: охранять, защищать, стеречь, воевать, сражаться, служить. | 1. Упражнять в употреблении форм ед. и мн. числа сущ-х (солдат – солдаты, самолёт – самолёты). 2.Закреплять умение согласо-вывать слова в предложении в роде, числе, падеже. 3. Учить образовывать суще-ствительное, обозначающее профессию (подводная лодка – подводник, вертолёт- вертолётчик, артиллерия – артиллерист. …) 4.Учить согласовывать числительные с существительными (1 граната, 2-4 гранаты, 5 гранат,…). | 1.Учить давать полные ответы на вопросы. 2.Учить составлять предложения из 4-5 слов о Защитниках Отечества, используя однородные члены (Танкист смелый, умный, сильный) | Агранович З.Е. Сборник домашних заданий.СПб.:Детство-Пресс,2000, с.43, с.99 – 100. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно!, СПб.: Издательский Дом Литера, 2008, с. 127 – 132. | |
IV | Живот-ные Се-вера и жарких стран. (Зоо-парк). | Слова –предметы: белый, медведь, песец, полярная сова, полярный волк, морж, пингвин, северный олень, тюлень, Северный полюс, Южный полюс, бивни, рога, ласты. Слова- признаки предметов: пятнистый, медлительный, вынос- ливый, огромный, пушистый, гладкий. Слова-действия: охотиться, прятаться, скрываться, жить,прыгать,лазать,бегатьубегатьдогонять,пастись,опасаться,защи-щаться,нападать,подкрадыва-ться. Слова –предметы: лев, слон, жираф, зебра, носорог, крокодил,коала,антилопа,леопард, попугай,верблюд,черепаха,беге-мот,обезьяна,кенгуру,гепард,утко-нос,пустыня,джунгли,саванна, Африка, Австралия. Слова- признаки предметов: полосатый, пятнистый, быстроно-гий,сумчатый, длинношеий. Слова-действия предметов: охотиться, прятаться, скрываться, жить, прыгать, лазать, бегать,
| 1.Понимание и употребление предложно-падежных кон-струкций). 2.Упражнять в образовании родительного падежа сущест-вительных во множественном числе. 3.Образование притяжатель-ных прилагательных от существительных. (слон – слоновьи уши, …) 4.Согласование числительных с существительными в роде, числе и падеже. | 1. Учить составлять предложения путем договаривания слов (На Севере живет много тюленей…. В жарких странах живёт много жирафов). 2. Повторять за логопедом ряд синонимов и добавлять существительное (огромныйтолстый, неуклюжий… бегемот). 3.Продолжать учить составлять описательные и сравнительные рассказы о животных по плану схеме. | Теремкова Н.Э. Логопедичес- кие домашние задания для детей 5-7лет с ОНР,М.: Гном и Д, 2007 Альбом 4, с.7 – 11. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий.СПб.:Детство-Пресс,2000, с.106 – 110. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно!, СПб.: Издательский Дом Литера, 2008, с. 192 – 198. | |
Март | ||||||
I | Ранняя весна. Перво-цветы. Между-народ-ный жен-ский празд-ник. | Слова –предметы: весна, март, апрель, май, снег, сосульки, проталины, солнце, ручьи, гонцы весны, половодье, ледоход, капель, паводок, лужи, влага, посевы, посадки, пробуж-дение, под-снежник, оттепель, льдины, скворечник, почки птицы (перелётные), гнёзда, листочки. Слова-признаки предметов: холодные, журчащие, звонкие, говорливые, буйные, шумливые, многоводные, весеннее, лучистое, теплое, яркое, приветливое, крас-ное, влажный, мартовская, вешние воды, лазурное, чистое, ясное, птичье, прохладные, солнечный, рыхлый, суровый. ранняя, позд-няя, теплая, холодная, долгождан-ная, радостная, дождливая, звон-кая, шумный, журчащий, перелёт-ные, проворные, голосистые. Слова-действия предметов: наступила, продвигается, вьют, прилетели, вылетели, кружатся, вьются, хлопочут, журчат, бегут, звенят, затопляет, тронулся, поют, пробиваются, тает, светит, греет, пригревает, капает, течет, журчат, дышится, пахнет, просыпается, оседать. трещит, ломается, проби-вается, набухают, расцветают, просыпается, прилетают, щебечут, поют, вьют, выводят, греет. Слова-предметы: подарок, цветы, праздник, духи, торт, открытка, бабушка, сестра. Слова-признаки предметов: родная, любимая, заботливая, взрослая, маленькая, ласковая, добрая, трудолюбивая, строгая, вежливая, послушная. Слова-действия предметов: заботиться, любить, уважать, стараться, помогать, готовить, убирать, стирать, гладить, мыть, накрывать (на стол), работать, протирать, вытирать, ухаживать, растить, складывать. | 1.Упражнять в употреблении форм ед. и мн. числа сущест-вительных. ( лужа – лужи, подснежник- подснежники…). 2.Учить использовать уменьшительно-ласкательные суффиксы. (ручей – ручеёк, ручейки, подарок – подарочек, подарочки). 3.Закреплять умение согласо-вывать слова в предложении в роде, числе, падеже. 4.Учить согласовывать суще-ствительное и прилагательное (льдина толстая, папа сильный, …). 5. Упражнять в употреблении винительного падежа имени существительного. (мама любит (кого?) дочку; бабушка варит (что?) картошку). 6. Упражнять в подборе слов-признаков к существитель-ному. (мама (какая?) добрая, красивая, ласковая). | 1.Учить составлять распространенные предложения. 2.Учить составлять рассказ о ранней весне. 3. Учить составлять предло-жения с предлогами на, с, в. 4. Научить поздравитель-ным словам для мамы, бабушки, сестры. 2. Продолжать учить составлять рассказ из личного опыта. («Моя мама лучше всех», «Как ты помогаешь своей маме (бабушке)?»). | Теремкова Н.Э. Логопедичес- кие домашние задания для детей 5-7лет с ОНР,М.: Гном и Д, 2007 Альбом 3, с.18 – 21. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий.СПб.:Детство-Пресс,2000, с.61 – 63, с.46 – 48, с.104 – 106. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно!, СПб.: Издательский Дом Литера, 2008, с. 145 – 151. | |
II | Продук-ты пи-тания. | Слова-предметы: молоко, масло, сыр, йогурт, мясо, колбаса, котлета,сосиска,хлеб, суп пирог, компот, конфета, каша. Слова-признаки предметов: молочный, мясной, копчёный, сладкий, солёный, кислый, жирный, вкусный, тёплый, холодный, горячий. Слова-действия предметов: накрывать, готовить, мыть, жарить, варить, тушить, кипятить, греть, взбивать, мазать, печь, отрезать, нарезать, остудить, подогреть. | 1. Продолжать учить согласо-вывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже. 2. Усваивать категорию род. падежа с предлогом из. (суп наливаю из кастрюли, кашу ем из миски; сыр делают из молока, суп варят из овощей). 3. Усваивать категорию творительного падежа (чайник с носиком, кастрюля с крышкой; я угощу друга салатом, супом, компотом). 4. Учить образовывать относительные прилагатель-ные (яблочный сок, молочный суп, картофельное пюре). | 1. Продолжать учить давать полные ответы на вопросы, а также самостоятельно их формулировать. 2. Учить составлять рассказ о продуктах питания. 3. Учить составлять предложения (работа с деформированной фразой) | Теремкова Н.Э. Логопедичес кие домашние задания для детей 5-7лет с ОНР,М.: Гном и Д, 2007 Альбом 1, с.1 – 4. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий.СПб.:Детство-Пресс,2000, с.38 – 40. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно!, СПб.: Издательский Дом Литера, 2008, с. 185 – 191. | |
III | Рыбы (морс-кие, пресно-водные, аквари- умные) | Слова-предметы: акула, сельдь, минтай, камбала, рыба-меч, щука, ерш, камбала, окунь, пескарь, сом, меченосец, скалярия, гуппи, золотая рыбка, рыбак, рыбалка. Слова-действия предметов: плавают, ныряют, резвятся, игра-ют, прячутся, плещутся выпрыги-вают, дышат, питаются, рыбачить. Слова-признаки предметов: пресноводные, аквариумные, речные, озёрные, морские, шуст-рые, ленивые, серебристые,ловкие, быстрые, яркие, игривые, рыбий разноцветные, рыбный, скользкий. | 1.Учить использовать умень-шительно - ласкательные суффиксы. 2.Упражнять в подборе слов- синонимов. 3.Учить подбирать однокорен- ные слова. 4.Учить согласовывать суще- ствительное с числительными в роде, числе и падеже. 5. Учить образовывать и использовать относительные прилагательные. 6. Упражнять в употреблении родительного падежа имени существительного множест-венного числа. | 1. Продолжать учить давать полные ответы на вопросы. 2. Учить составлять предло-жения. 3.Учить составлять рассказ-описание о рыбах. (по пла-ну-схеме). | Теремкова Н.Э. Логопе-дические домашние задания для детей 5-7лет с ОНР,М.: Гном и Д, 2007 Альбом 4, с.12 – 16. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий.СПб.:Детство-Пресс,2000, с.54 – 56.
| |
IV | Предме-ты – помощ-ники. Быто-вые э/прибо-ры (ОБЖ). | Слова-предметы: телевизор, магнитофон, пылесос, радио,люстра, компьютер, миксер, обогреватель, холодильник, утюг, стиральная машина,электроплита, фен, электрочайник, тостер, вентилятор,лампа, торшер, провод, вилка, розетка, электричество. Слова-признаки предметов: цветной, черно-белый, большой, маленький, высокий, низкий, тёплый, двухкамерный, холодный, горячий, стиральная, микровол- новая, бытовая, электрический. Слова-действия предметов: смотреть, танцевать, слушать, чистить, пылесосить, включать, выключать,светить,разговаривать, играть, разогревать, пользоваться, играть, гладить, стирать, готовить, поджаривать, сушить, заморажи-вать. | 1.Согласование числительных с существительными в роде, числе и падеже. 2.Образование существитель- ных в уменьшительно – лас-кательной форме 3.Упражнять в образовании и употреблении сложных слов (соковарка, кофемолка,…) 4. Учить образовывать и использовать относительные прилагательные. | 1. Учить составлять предложения (работа с деформированной фразой) 2. Учить составлять рассказ-описание о бытовых электроприборах по плану (словесному и наглядному). | Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно!, СПб.: Издательский Дом Литера, 2008, с. 152 – 157. | |
III период - апрель, май | ||||||
Апрель | ||||||
I | Весна. Перелетные птицы. День птиц. | Слова-предметы: весна, капель, проталины, трава, первоцвет, ледоход, лужа, ручей, сосулька, верба, грязь, почка, подснежник, одуванчик Слова-признаки предметов: яркий, рыхлый, маленький, мелкий, нежный, душистый, гладкий, хрупкий, пушистый. Слова-действия предметов: таять, греть, расцветать, распускаться, набухать. Слова-предметы: ласточка, соловей, грач, скворец, журавль,жаворонок, цапля, лебедь, дикий гусь, дикая утка, кукушка, водоплавающие птицы. Слова-признаки предметов: быстрый, перелётный, голосистый, трудолюбивый, весёлый, звонкий. Слова-действия предметов: летать, виться, парить, вить, откладывать, зимовать, выводить, курлыкать, щебетать, щёлкать | 1.Закреплять умение согласо-вывать слова в предложении в роде, числе, падеже. 2. Учить согласовывать числительные с существи-тельными и прилагательными ((1-5) звонкий ручеёк, и т.п.). 3. Учить использовать уменьшительно-ласкательные суффиксы. 1. Упражнять в употреблении форм родительного падежа имени существительного единственного и множест- веного числа (Птенцы вылупились из … Птицы построили много …). 2. Учить использовать уменьшительно-ласкательные суффиксы (соловей-соловушка кукушка – кукушечка). 3. Учить согласовывать числительные с существитель-ными и прилагательными (1-5) 4.Упражнять в употреблении предложно-падежных конструкций. | 1. Учить составлять рассказ о приметах весны с опорой на схему. 2. Учить пересказывать короткий рассказ с опорой на картинку, алгоритм. 3. Учить преобразовывать деформированную фразу (Солнце светит потому, что звенит капель.). 1. Рассматривать и описывать предметы, используя приём сравнения (аист и ласточка); 2. Учить составлять описательный рассказ по схеме, алгоритму; 3. Учить употреблять в предложении союзное слово чтобы (Крылья нужны ласточке, чтобы летать.). | Теремкова Н.Э. Логопедичес кие домашние задания для детей 5-7лет с ОНР,М.: Гном и Д, 2007 Альбом 3, с.18 – 21, с.13 – 17. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий.СПб.:Детство-Пресс,2000, с.61 – 63, с.50 – 51, 110 – 112. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно!, СПб.: Издательский Дом Литера, 2008, с. 158 – 164 с. 178 – 184. | |
II | Космос. | Слова-предметы: космос, комета,космонавт, ракета, метеорит, ко-рабль (космический), космодром,скафандр ,станция, спутник,полёт,планета,планетарийсозвездие,луноход,звезда,звездо-лёт, инопланетянин, названия планет (Марс, Юпитер, Венера, Сатурн и т. д.). Слова-признаки предметов: первый, космический, звёздное межпланетный, межзвёздный, смелый, отважный. Слова-действия предметов: осваивать, запускать, летать, прилетать, приземляться. | 1. Упражнять в употреблении форм ед. и мн. числа сущ-х (космонавт – космонавты,…). 2.Учить детей подбирать слова с противоположным значением (антонимы). 3.Закреплять умение согласовывать слова в пред-ложении в роде, числе,падеже.
4. Упражнять в образовании и употреблении сложных слов (многоэтажный, каменщик). | 1. Упражнять в составлении словосочетания и предло-жения с количественными числительными (один,одна, двое, трое); 2. Учить давать полные ответы на вопросы; 3. Учить составлять предложения из 4-5 слов о космосе, используя одно-родные члены (Ракета быстрая, космическая, …) | Агранович З.Е. Сборник домашних заданий.СПб.:Детство-Пресс,2000, с. 112 – 113. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно!, СПб.: Издательский Дом Литера, 2008, с. 171 – 177. | |
III | Весен-ние с/хозяй-ствен-ные работы в саду, огороде, поле. Инстру-менты. | Слова-предметы: рабочий, хлебороб, овощевод, огородник, садовод, пастух, поле, сад, огород, теплица, пастбище, пахота, сев, побелка, трактор, плуг, борона, борозда, лопата, грабли, семена, ведро, кисть. Слова-признаки предметов: весенний, чёрная, влажная, широкий, узкий. Слова-действия предметов: пахать, боронить, рыхлить, копать, белить, сеять, сажать. | 1. Упражнять в употреблении форм ед. и мн. числа существ. (пастух - пастухи, кисть - кисти, трактор - трактора). 2. Упражнять в согласовании прилагательных и сущ-х ед. и мн. числа ( широкая борозда, большой огород, гладкие семена,… ). 3. Учить образовывать и использовать относительные прилагательные (металлический плуг, сырая земля…) 4.Учить подбирать однокорен- ные слова. 5. Учить согласовывать числи-тельные с существительными. | 1. Учить составлять предло-жения путём договаривания слов в предложении. 2.Учить пересказывать короткий рассказ с опорой на картинку, план. 3. Учить употреблять предложно-падежные конструкции. | Агранович З.Е. Сборник домашних заданий.СПб.:Детство-Пресс,2000, с.61 – 63. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно!, СПб.: Издательский Дом Литера, 2008, с. 165 – 170. | |
IV | Строи-тельствоСтрои-тельные профес-сии. Механизмы, ма-шины и инстру- менты. | Слова-предметы: труд, профессия, работа, польза, строитель,каменщик,маляр,крановщик,водитель,лопата,молоток,мас-терок,кисть,отвертка,плоскогубцы, подъёмный кран, экскаватор. Слова-признаки предметов: интересный, полезный, сильный, нужный, трудный, ответственный.
Слова-действия предметов: делать, работать, строить, копать, поднимать, красить, выгружать. | 1.Закреплять умение согласо-вывать слова в предложении в роде, числе, падеже. 2. Учить согласовывать числи-тельные с существительными и прилагательными ((1-5) кирпичный дом, и т.п.). 3. Учить использовать умень-шительно-ласкательные суффиксы. 4. Упражнять в образовании и употреблении сложных слов (многоэтажный, каменщик). 5. Закреплять навык образова- ния относительных прилага- тельных (железный, деревян-ный, бетонный). | 1.Учить давать полные ответы на вопросы. 2.Учить употреблять предложно-падежные конструкции. 3.Учить составлять сложноподчиненные предложения с союзом потому что. 4.Учить пересказывать короткий рассказ с опорой на картинку, план. | Агранович З.Е. Сборник домашних заданий.СПб.:Детство-Пресс,2000, с.115 – 117. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно!, СПб.: Издательский Дом Литера, 2008, с.120 – 126. | |
Май | ||||||
I | Насеко-мые. | Слова-предметы: жук, стрекоза, муравей, комар, оса, пчела, паук, муха, гусеница, мёд, яйцо, гнездо. Слова-признаки предметов: быстрый, медленная, жужжащий, трудолюбивый, весёлый, звонкий. Слова-действия предметов: летать, порхать, нестись, ползать, откладывать, жужжать, звенеть, кружиться. | 1. Упражнять в употреблении форм родительного падежа имени существительного. 2. Учить использовать уменьшительно-ласкательные суффиксы (комар – комарик, паук – паучок).
((1-5) мохнатый шмель, изумрудная стрекоза, трудолюбивая пчела, майский жук). | 1. Рассматривать и описывать предметы, используя приём сравнения (бабочка и ласточка). 2. Учить преобразовывать деформированную фразу (Червяк склевал скворца.). 3.Учить составлять сложно- подчинённые предложения. | Теремкова Н.Э. Логопедичес кие домашние задания для детей 5-7лет с ОНР,М.: Гном и Д, 2007 Альбом 4, с.24 – 28. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий.СПб.:Детство-Пресс,2000, с. 59 – 61, 120 – 121. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно!: СПб.: Издательский Дом Литера, 2008, с. 178 - 184. | |
II | Школа. Школь-ные принад- лежнос-ти. | Слова-предметы: школа, урок, перемена, класс, парта, одноклассники, ученики, ученик, ученица, учитель, пенал портфель, учебник, тетрадь, ручка, карандаш, кисточка, ластик, линейка, дневник, отличник, двоечник. Слова-признаки предметов: прилежный, внимательный, старательный, способный,ленивый аккуратный, неряшливый, ответст-венный ,строгий, требовательный, добрый, заботливый, умный. Слова-действия предметов: учиться, слушать, наблюдать писать, читать, считать, решать, задавать, рисовать, заниматься, готовить (уроки). | 1.Учить употреблять уменьшительно-ласкательные суффиксы. 2. Учить образовывать роди-тельный падеж существитель-ных. 3.Учить подбирать антонимы 3.Учить подбирать однокорен-ные слова к заданному. | 1. Учить составлять описательный рассказ, загадки-описания о школь- ных принадлежностях. (по схеме). 2. Учить составлять предложения по2 опорным картинкам, включая маленькие слова в, на, под, над (Карандаш лежит в пенале). | Теремкова Н.Э., Логопедичес-кие домашние задания для детей 5-7лет с ОНР,М.: Гном и Д, 2007 Альбом 4, с.29 – 31. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий.СПб.:Детство-Пресс,2000, с.113 – 114. | |
III | Лето. Цветы (поле-вые, луговые комнат-ные). | Слова-предметы: лето, июнь, июль, август, цветы, солнце, жара, роса, теннис, закат. бадминтон,велосипед,колокольчик ромашка, василёк, одуванчик, незабудка,панама,шорты,футболка платье, туфли, сандалии, восход. Слова-признаки предметов: яркий, тёплое, солнечный, жаркий, ласковое,безоблачное, летний, белые (ночи), ясные (дни), лазурное (небо). Слова-действия предметов: плавать, нырять, купаться, отдыхать, загорать, путешествовать, рас-цветать, цвести, собирать,поливать ухаживать, согревать, светить. Слова-предметы: цветы, незабудка, мак, ромашка, ландыш, букет, корень, стебель, листья, бутоны, цветки, семена, лепесток. растение, кактус, фиалка, корень, стебель, листья, колючки, цветок, лепестки.
Слова-признаки предметов: красивые, яркие, нежные, необычный, редкие, весенние, свежие, ароматные, комнатные, толстые, гладкие, пушистые, круглые, колючие, красивые, душистые. Слова-действия предметов: расти, цвести, рвать, дуть, уничтожать, охранять, нюхать, наступила, зеленеть.ухаживать, поливать, рыхлить, пересаживать, подкармливать, протирать, опрыскивать, любоваться. | 1. Упражнять в употреблении форм ед. и мн.числа существи- тельных (мак – маки, бутон – бутоны). 2. Закреплять форму предлож-ного падежа имени сущест-вительного во множественном числе (на цветах, на лепестках, на лугах, на листьях, на стеблях). 3. Упражнять в подборе и использовании антонимов (жарко – холодно, зима – лето, сухо – мокро) 4. Учить образовывать и использовать относительные прилагательные (луговые, лесные цветы …) 5. Закреплять умение согласовывать слова в предложении в роде, числе, падеже. 6. Закреплять умение использовать в речи все простые предлоги. 7.Учить согласовывать числительные с существитель-ными (1 фиалка, 2-4 фиалки, 5 фиалок). | 1.Описывать времена года, используя приём сравнения (зима и лето). 2.Учить составлять рассказ- описание о цветке с опорой на схему. 3. Составлять предложения с однородными членами (глаголами, определениями, дополнениями). 4. Продолжать учить договаривать предложения по демонстрации действий с объектами. 5. Учить составлять предло-жения с предлогом на (На полке растёт бегония.). 6. Учить составлять рассказ-описание по алгоритму, схеме («Мой дружок – комнатный цветок»). | Теремкова Н.Э. Логопедичес- кие домашние задания для детей 5-7лет с ОНР М.: Гном и Д, 2007 Альбом 4, с.20 – 23, с.17 – 19. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий.СПб.:Детство-Пресс 2000, с.56 – 57. | |
IV | Спорт, спортивные игры и развле-чения. До сви- данья, детский сад! | Слова-предметы: тренер, стадион, физкультурник, зарядка,спортсмен,зал,упражнения форма, соревнования,победитель, чемпион, свисток, флажок, судья, лыжник(ца),конькобежец(ка),стре-лок, лучник,теннисист(ка), пловец, пловчиха, шахматист(ка), шашист (ка),турист(ка),прыгун(ья),гимнаст(ка), хоккеист(ка). Слова- признаки предметов: гимнастический, утренняя, сильный, здоровый, крепкий, умелый, мужественный, ловкий, гибкий, уверенный, настойчивый, стройный, быстрый.
заниматься, расти, работать, бегать, прыгать, плавать, стрелять, играть, ездить, тренироваться, побеждать, выигрывать, проигрывать, соревноваться. Слова-предметы: пирамидка, мяч, кукла, машинка, обруч, кубики, конструктор, ро-бот, мишка, матрёшка, самолёт. Слова-признаки: любимая, пластмассовая, яркая, цветная, мягкая, твердая. Слова-действия: складывать, играть, убирать, бе-речь, любить, строить, ловить, от-бивать, ломать. Слова-предметы: профессия, работа, заведующий детским садом воспитатель, лого-пед, музыкальный руководитель, руководитель физвоспитания, ме-дицинская сестра, повар, кладов-щик, прачка, кастелянша, сторож. Слова-признаки предметов: нужный, необходимый, полезный, любимый, добрый. Слова-действия предметов: воспитывать, учить, обменять, заниматься, помогать, руководить, лечить, готовить, варить, жарить, резать, стирать, гладить хранить, делать. | 1. Упражнять в образовании и употреблении существитель- ных мужского и женского рода (ходит на лыжах — лыжник, лыжница, 2. Упражнять в употреблении форм единственного и множественного числа существительных (фигурист – фигуристы). 3.Упражнять в образовании и употреблении существитель-ных множественного числа в родительном падеже (спортсмен — много спортсменов, хоккеист – хоккеистов) 4.Упражнять в образовании и употреблении сравнительной степени наречий 1. Упражнять в употреблении форм ед. и мн. числа сущ-х ( мяч – мячи, кукла –куклы,…). 2.Закреплять умение согла-совывать слова в предложении в роде, числе, падеже. 3. Учить использовать умень-шительно-ласкательные суф-фиксы (мяч – мячик). 4.Упражнять в образовании относительных прилагатель-ных. (мяч из резины – резиновый, у повара колпак – поварской.) | 1. Учить составлять предложения путём договаривания слов в предложении. 2.Учить пересказывать короткий рассказ с опорой на картинку, план. 3. Учить употреблять предложно-падежные конструкции. 1.Учить давать полные ответы на вопросы. 2.Учить составлять предло-жения из 4-5 слов об игру-шках, используя однород-ные члены (Кукла красивая, нарядная, новая.) 3.Учить составлять предло-жения по демонстрируемо-му действию с игрушкой. 4.Учить пересказывать короткий рассказ с опорой на картинку, алгоритм. 5. Учить составлять рассказ о профессиях детского сада по плану. | Теремкова Н.Э. Логопедичес кие домашние задания для детей 5-7лет с ОНР М.: Гном и Д, 2007 Альбом 1, с.37 – 41. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий.СПб.:Детство-Пресс,2000, с.21 – 22, с.95-96. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий.СПб.:Детство-Пресс,2000, с.8. |
Распределение лексических тем по неделям.
Месяц | I неделя | II неделя | III неделя | IV неделя | |||
Сентябрь | Обследование речи детей 02.09.19 – 08.09.19 | Обследование речи детей 09.09.19 – 15.09.19 | Моё Отечество – Россия. Город, в котором мы живем. 16.09.19 – 22.09.19 | Дары осени. (Овощи, фрукты). 23.09.19 – 29.09.19 | |||
Октябрь | Человек. Семья. 30.09.19 – 06.10.19 | Золотая осень. Ягоды. Грибы. 07.10.19 – 13.10.19 | Как хорошо у нас в детском саду! (Игрушки, профессии). 14.10.19 – 20.10.19 | Золотая осень. Деревья и кустарники в наших парках. 21.10.19-27.10.19 | |||
Ноябрь | Транспорт. (ПДД). 28.10.19 – 03.11.19 | Птицы нашего края. (Перелетные птицы) 04.11.19 – 10.11.19 | Сезонная одежда. Ткань и др. материалы. Головные уборы. 11.11.19 – 17.11.19 | Поздняя осень. Предзимье. (Обувь). 18.11.19 – 24.11.19 | |||
Декабрь | Здравствуй, зимушка-зима! Начало зимы. 02.12.19 – 08.12.19 | Посуда. Назначение, оформление, материалы. 09.12.19 – 15.12.19 | Зимующие птицы. 16.12.19 – 22.12.19 | Новогодний праздник. 23.12.19 – 29.12.19 | |||
Январь | Каникулы 01.01.20 – 08.01.20 | Зима. Зимние забавы и развлечения. 09.01.20 – 12.01.20 | Профессии. (Библиотека. Почта. Типография. Ателье). Инструменты. 13.01.20 – 19.01.20 | Домашние животные и птицы и их детеныши. 20.01.20 – 26.01.20 | |||
Февраль | Мебель. Материалы. 03.02.20 – 09.02.20 | Зима. Дикие животные наших лесов и их детеныши. Как звери зимуют
10.02.20 – 16.02.20 | День Защитника Отечества. Военные профессии, транспорт. 17.02.20 – 23.02.20 | Животные Севера и жарких стран. (Зоопарк). 24.02.19 – 01.03.19 | |||
Март | Ранняя весна. Первоцветы. Международный женский праздник. 02.03.20 – 08.03.20 | Продукты питания. 09.03.20 -15.03.20 | Рыбы (морские, пресноводные, аквариумные) 16.03.20 – 22.03.20 | Предметы – помощники. Бытовые электроприборы. (ОБЖ). 23.03.20 – 29.03.20 | |||
Апрель | Весна. Перелетные птицы. День птиц. 30.03.20 – 05.04.20 | Космос. 06.04.20 – 12.04.20 | Весенние с/хозяйственные работы в саду, огороде, поле. Инструменты. 13.04.20 – 19.04.20 | Строительство. Строительные профессии. Механизмы, машины и инструменты. 20.04.20 – 26.04.20 | |||
Май | Насекомые. 04.05.20 – 10.05.20 | Школа. Школьные принадлежности. 11.05.20 – 17.05.20 | Лето. Цветы. (полевые, луговые, комнатные) 18.05.20 – 24.05.20 | Спорт, спортивные игры и развлечения. До свиданья, детский сад! 25.05.20 – 31.05.20 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в подготовительной группе для детей с ОНР по лексической теме «Транспорт»
Конспект образовательной деятельности по формированию грамматических средств языка и развитию связной речи в подготовительной группе для детей с ОНР по лексической теме «Транспорт» разработан с ...
Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-граммматических средств языка и развитию связной речи в подготовительной группе для детей с ОНР. Тема: домашние животные.
Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-граммматических средств языка и развитию связной речи в подготовительной группе для детей с ОНР. Материал по теме: домашние животн...
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи «Сеспель» на тему: «Одежда»
Образовательные задачи:Уточнить и расширить представления детей об одежде, её признаках, материалах, из которых она сделана; кто и где шьет одежду. Учить сравнивать, группировать, классифицирова...
Конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНР. Тематический цикл «Дом, квартира, мебель».
Конспект фронтального занятияпо формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНР.Тематический цикл «Дом, квартира, мебель»....
КОНСПЕКТ НОД ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА И РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОНР ПО ЛЕКСИЧЕСКОЙ ТЕМЕ «ТРАНСПОРТ»
КОНСПЕКТ НОДПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА И РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИВ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОНРПО ЛЕКСИЧЕСКОЙ ТЕМЕ «ТРАНСПОРТ» Автор: Ломанова Ирина ...
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в подготовительной группе для детей с ОНР по лексической теме «Транспорт»
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языкаи развитию связной речи в подготовительной группе для детей с ОНРпо лексической теме «Транспорт»...
Занятие по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в подготовительной группе для детей с ОНР по лексической теме «Дикие животные».
Занятие по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в подготовительной группе для детей с ОНР...