Конспект совместной образовательной деятельности с детьми с ОНР в подготовительной к школе группе по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи с использованием технологии «Дидактический синквейн» по теме «Деревья осенью"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Шорина Тамара Викторовна

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми с ОНР в подготовительной к школе группе по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи с использованием технологии «Дидактический синквейн» по теме «Деревья осенью»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zaklyuchitelnogo_zanyatiya_po_teme.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми с ОНР в подготовительной к школе группе по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи с использованием технологии «Дидактический синквейн» по теме «Деревья осенью»

Шорина Тамара Викторовна,

учитель-логопед

МАДОУ дс№ 5 «Морячок»

Цели:

Коррекционно-образовательные цели:

- уточнить и систематизировать знания детей об осени, деревьях;

- расширить словарь по теме существительными, прилагательными, глаголами;

- закреплять знания о словах-предметах, словах-художниках, словах-действиях;

- совершенствовать грамматический строй речи: согласование слов в предложении в роде и числе;

- формировать умение образовывать относительные прилагательные;

- закреплять умение составлять рассказ-описание по схеме синквейна;

Коррекционно-развивающие цели:

- развивать диалогическую речь, слуховое и зрительное внимание, пространственные представления;

- учить думать, размышлять, рассуждать на заданную тему;

- развивать мелкую моторику, формировать координацию общей моторики.

Коррекционно-воспитательные цели:

- воспитывать доброжелательность, отзывчивость, умение работать самостоятельно и в коллективе,

- воспитывать чувство любви к природе.

Оборудование: Мльтимедийный проектор, презентация  Powr  point « Деревья осенью» конверт с письмом, предметные картинки с изображением осенних деревьев, листья деревьев,  ковер, мяч, магнитофон, CDзапись П.И. Чайковский «Времена года» (осень-октябрь) альбомные листы, карандаши, карточки-символы для обозначения существительных, прилагательных, глаголов.

Ход занятия:

I. Организационный  момент.

Логопед:   За дверью слышится чей-то плач..

Логопед: Ребята, слышите, кто-то плачет! (Выходит за дверь, и заносит  игршку ёжика с конвертом. Ёжик просит помощи в прочтении письма, чтобы отправится  к своим лесным дрзьям.)Логопед читает письмо , а там загадка..

Листья с деревьев в лесу осыпаются.

Дождик уныло по крышам стучит.

Светлое небо с землёю прощается.

Хмурая туча в окошко глядит.

 Логопед:О каком времени года говорится в стихотворении?

Дети: В стихотворении говорится об осени.

Логопед: Правильно.

 

II. Основная часть.

1. Активизация и актуализация  словаря по теме.

Логопед: (Слайд  картинки: осень в сопровождении звкозаписи Чайковский « Времена года» Осень-октябрь прекрасное время года). Это письмо нам прислала осень. Осень –  прекрасное время года. А вы любите осень?

Дети отвечают.

Логопед: А почему вы любите осень?

Дети отвечают .

Логопед: Вспомните, что происходит с деревьями осенью?

Дети: Листья желтеют, краснеют, опадают, засыхают.

Логопед: Как называется явление в природе, когда с деревьев листья опадают?

Дети: Это листопад.(Слайд листопад)

Логопед: В конверте лежат опавшие листья. Давайте рассмотрим их и подумаем, с какого дерева упал лист?

Дети называют: Этот лист упал с берёзы. Этот лист упал с клёна. Этот лист упал с рябины. Этот лист упал с дуба. Этот лист упал с осины.

Логопед  При назывании ребёнком дерева на экране появляется слайд с изображением этого дерева.

2. Образование относительных прилагательных.

Логопед: А теперь назовём, какой это лист. Например: лист берёзы – берёзовый лист.

Под каждым деревом поместим подходящий лист.  

Дети называют, определяют место листьям.(на зкране)

3. Называние слов-предметов. Игра в слова с мячом.

Логопед: Посмотрите на наши картинки. Как вы думаете, какие слова-предметы здесь спрятались? (На экране появляется слайд- символ слова-предмета – карточку со знаком вопроса). Назовите их.

Дети называют: дуб, берёза, осина, рябина, клён, лист.

Логопед: А теперь поиграем в мяч.

Я найду слова везде:

И на небе, и в воде,

Ну-ка, мяч передавай

И слова-предметы называй.

Я предлагаю вам, передавая мяч по кругу, назвать осенние слова..

Дети называют: листопад, тман ,дождь, хмрое небо,  зонт,ветер и т. п.

Логопед: Посмотрите на наши картинки. Каких листьев больше всего было в осеннем конверте?.

Дети: Больше всего было дубовых листьев.

Логопед: Каждый из вас возьмёт по дубовому листочку и пойдёт за мной по тропинке в осенний лес полюбоваться на дуб. (слайд осеннего  дубового леса без листьев)

Дети выполняют.

4. Называние слов-художников.

Логопед: Посмотрите на этот дуб. Осенний ветер сдул листочки. Давайте  прикрепим принесённые листочки, при этом будем называть слова-художники, говоря какой дуб. Каждый листочек – это слово-художник. (На экране появляется символ слова-признака – карточки с изображением конфеты и лимона «какой,какая»).

Дети: Могучий, крепкий, красивый, толстый, огромный, жёлтый.

5. Называние слов-действий.

Логопед: Вспомните, какие плоды вырастают на дубе.

Дети: На дубе вырастают жёлуди.

Логопед: Давайте повесим на дуб жёлуди.( На экране появляется карточка –символ- Ладонь)Что обозначает этот символ?(что делает?) Будем называть слова, говоря, что делает дуб. .
Дети: Растёт, стоит, возвышается, качается, желтеет, зеленеет, цветёт, ветвится, радует, веселит.

Логопед: Посмотрите, какой красивый дуб у нас получился. (Слайд осеннего дба) Теперь отдохнём и поиграем.

Физкультминутка  «Дуб зелёный»

На поляне дуб зелёный,
Потянулся к небу кроной. (Потягивания — руки вверх.)
Он на ветках среди леса
Щедро жёлуди развесил. (Потягивания — руки в стороны.)
А внизу грибы растут,
Их так много нынче тут!
Ну, а мы пройдём немного.
Поднимаем выше ногу! (Ходьба на месте.)
Походили, порезвились,
И на травку опустились!

Логопед: Молодцы. А теперь сядем за столы.Дети выполняют.

Логопед: Посмотрите, на экране размещены карточки-символы, по которым мы с вами составим рассказ о дубе. (На экране размещены: карточки. В первом ряду карточка-символ для слова-предмета, во втором ряду – две карточки-символы для слов-художников, в третьем ряду – три карточки-символы для слов-действий,). Посмотрите на мой рисунок дуба. Давайте при помощи карточек-символов составим рассказ. Начнем: назовите слово-предмет.

Дети:  Дуб.
Логопед: Вспомните названные нами слова-художники. Выберите и назовите два слова-художника.
Дети:  Огромный, могучий.
Логопед: Вспомните названные нами слова-действия. Выберите и назовите три слова-действия.
Дети:Растёт,желтеет, качается.
Логопед: Дети вспомните или придумайте предложение о дубе.
Дети: Я люблю осенний дуб.

Логопед: Дети назовите слова-предметы, которые вы вспоминаете, говоря слово дуб.
Дети: Дерево.

8. Создание собственного синквейна и рассказа по нему.

Логопед: Дети, у вас на столах лежат листы бумаги. Раскрасьте дбовые листочки
Дети выполняют. 

Логопед: Какие красивые рисунки у вас получились

III. Подведение итогов.

Отметить работу некоторых ребят, что вам запомнилось, что нового вы узнали?

А в какой лес вы хотели бы попасть?
Логопед: 

Дети: Очень понравились.

Логопед: Давайте пожелаем дубу и всем деревьям хорошо отдохнуть зимой, а весной вновь радовать нас молодыми зелёными листочками. (Далее логопед оценивает достижения детей).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы по формированию лексико-грамматического строя речи на материале лексической темы "Осень. Покров" Тема: "Хозяйка Осень."

В конспекте отражена работа с детьми подготовительной к школе группы по формированию лексико-грамматического строя речи на материале лексической темы  "Осень. Покров"  Определена ц...

КОНСПЕКТ непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) «Доходы и расходы»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"19719174","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"320","width":"480"}}]]  [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"1971...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы по формированию лексико-грамматического строя речи на материале лексической темы «Зимующие птицы»

Коррекционно-образовательные задачи:   1. Активизировать и пополнять словарный запас по теме.2. Совершенствовать грамматический строй речи (образование существительных уменьшительно – ...

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми подгрупповое занятие в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Пчёлке Мае помогаем и гласные звуки повторяем»

Учить детей давать сравнительную характеристику звукам А, О, У, И, Ы;Закреплять понятия “гласный звук”Активизировать и обогащать словарный запас....

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми подгрупповое занятие в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Весёлая ферма»

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми подгрупповое занятие в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Весёлая ферма...

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми подгрупповое занятие в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Весёлая ферма»

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми подгрупповое занятие в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Весёлая ферма...