Статья "Формирование естественно-научных представлений у детей с ЗПР дошкольного возраста средствами экспериментирования"
статья по коррекционной педагогике
Опытно-экспериментальная деятельность с детьми с ЗПР
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opytno_eksperementalnaya_deyatelnost.docx | 20.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование естественно-научных представлений у детей дошкольного возраста средствами экспериментирования
(Опытно-экспериментальная деятельность с детьми с ЗПР)
Дошкольное детство – период наиболее интенсивного формирования познавательной деятельности и личности в целом. Задача педагогов ДОО научить дошкольников самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, а значит способствовать формированию у него предпосылок естественно-научной грамотности. Формирование естественнонаучных представлений, является особенно актуальным, т.к. они закладывают у детей дошкольного возраста основу миропонимания. Усвоение естественнонаучных представлений у детей дошкольного возраста в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения возможно через включение в образовательный процесс детской деятельности по экспериментированию.
Если интеллектуальный и эмоциональный потенциал ребёнка не
получает должного развития в дошкольном возрасте, то впоследствии не удается реализовать его в полной мере. Особенно это касается детей с задержкой психического развития (ЗПР).
Для детей с задержкой психического развития особое значение для развития личности ребёнка имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребёнка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий.
Экспериментальная деятельность, что очень важно для детей с ЗПР, проходит на высоком эмоциональном уровне, что способствует сосредоточению и концентрации внимания детей, с учетом использования сохранных анализаторов. Цель опытно-экспериментальной деятельности: научить детей с ЗПР понимать окружающую действительность и практически применять знания, умения и навыки, приобретенные при изучении различных предметов и явлений; формировать потребность в создании собственной картины мира.
На занятиях по опытно-экспериментальной деятельности дети учатся замечать важные детали явления или предмета, а впоследствии проводить анализ действий и функций этих предметов и явлений. Так как эксперименты проходят в игровой форме, то действия и выводы по результатам запоминаются детьми гораздо лучше, чем материал обычной беседы. Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к
самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению
творчества. Экспериментирование способствует развитию
диалектического мышления, т.е. способности видеть многообразие
мира в системе взаимосвязей, развитию собственного познавательного опыта ребёнка, развитию инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности.
Экспериментирование создаёт особую атмосферу, которая
позволяет ребёнку реализовать собственную познавательную
активность. В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка,
активизируется его мыслительные процессы, так как постоянно
возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза,
сравнения, классификации и обобщения. А просьба давать отчёт об
увиденном, формулировать выводы стимулирует развитие речи. Чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Дети с ЗПР учатся составлять предложения по демонстрирующим действиям, описывать предметы, составлять их сравнительные характеристики по представлениям на основе собственных впечатлений от увиденного. Для обогащения знаний и представлений об окружающем мире, используются: проведение экспериментов и практических действий с природными явлениями, с различными предметами, наглядные и аудиовизуальные средства (реальные предметы и их копии, картины, иллюстрации, мультимедийные презентации, звукозаписи).
Таким образом, опытно-экспериментальная и опытно-практическая деятельность позволяет формировать не только мыслительные операции, но сопровождать их речью, т. е. включение речевого сопровождения в предметно-практическую деятельность. Это позволяет повысить уровень усвоения материала, облегчает его использование на практике, позволяет ребенку с ЗПР стать более самостоятельным, стимулирует коммуникативную активность, создает условия для овладения различными формами общения: обеспечение полноценных эмоциональных и деловых контактов со взрослыми и сверстниками, стимулирует к внеситуативно-познавательному и внеситуативно-личностному общению.
Основная задача воспитателей- поддержать и
развить в ребёнке интерес к исследованиям, открытиям, создать для
этого условия. Необходимо стремиться к тому, чтобы дети не
только получали новую информацию об объектах своих
исследований и экспериментов, но и делали маленькие открытия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Развитие самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста средствами экспериментирования"
Поддерживание и развитие в ребёнке интереса к исследованиям, открытиям и создание необходимых для этого условий....
Презентация "Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста средствами экспериментирования"
В деятельности экспериментирования ребёноквыступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие предметы и явления с целью более полного их по...
Планирование игр по формированию элементарных математических представлений у детей второй младшего дошкольного возраста
дидактические игры...
Конспект семинара «Использование современного развивающего дидактического материала для развития сенсорных и элементарных математических представлений у детей раннего и дошкольного возраста».
Конспект семинара, приложение к презентации "Методика Врскобовича"....
Презентация "Методика Воскобовича" к Семинару «Использование современного развивающего дидактического материала для развития сенсорных и элементарных математических представлений у детей раннего и дошкольного возраста»
с помощью конструирования разноцветных геометрических фигур преодолеть различные препятствия в Фиолетовом Лесу. В пособие описаны схемы рисунков, которые в итоге должны получиться у детей.7 слайд. &la...
Тема: «Игры с прищепками как средство развития элементарных математических представлений у детей в младшем дошкольном возрасте».
Тема: «Игры с прищепками как средство развития элементарных математических представлений у детей в младшем дошкольном возрасте».1.Развитие элементарных математических представлений - это и...