Статья "Формирование естественно-научных представлений у детей с ЗПР дошкольного возраста средствами экспериментирования"
статья по коррекционной педагогике

Старкова Наталья Григорьевна

Опытно-экспериментальная деятельность с детьми с ЗПР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opytno_eksperementalnaya_deyatelnost.docx20.68 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование естественно-научных представлений у детей дошкольного возраста средствами экспериментирования

(Опытно-экспериментальная деятельность с детьми с ЗПР)

Дошкольное  детство – период  наиболее интенсивного формирования познавательной деятельности и личности в целом. Задача педагогов ДОО научить дошкольников самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, а значит способствовать формированию у него предпосылок естественно-научной грамотности. Формирование естественнонаучных представлений, является особенно актуальным, т.к. они закладывают у детей дошкольного возраста основу миропонимания. Усвоение естественнонаучных представлений у детей дошкольного возраста в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения возможно через включение в образовательный процесс детской деятельности по экспериментированию.

Если интеллектуальный и эмоциональный потенциал ребёнка не

получает  должного  развития  в  дошкольном  возрасте,  то  впоследствии не удается реализовать его в полной мере. Особенно это касается детей с задержкой психического развития (ЗПР).

Для детей с задержкой психического развития особое значение  для  развития  личности  ребёнка  имеет  усвоение  им представлений  о  взаимосвязи  природы  и  человека.  Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребёнка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий.

             Экспериментальная деятельность, что очень важно для детей с ЗПР, проходит на высоком эмоциональном уровне, что способствует сосредоточению и концентрации внимания детей, с учетом использования сохранных анализаторов. Цель опытно-экспериментальной деятельности: научить детей с ЗПР понимать окружающую действительность и практически применять знания, умения и навыки, приобретенные при изучении различных предметов и явлений; формировать потребность в создании собственной картины мира.

           На занятиях по опытно-экспериментальной деятельности дети учатся замечать важные детали явления или предмета, а впоследствии проводить анализ действий и функций этих предметов и явлений. Так как эксперименты проходят в игровой форме, то действия и выводы по результатам запоминаются детьми гораздо лучше, чем материал обычной беседы. Занимательные  опыты,  эксперименты  побуждают  детей  к

самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению

творчества.  Экспериментирование  способствует  развитию

диалектического мышления, т.е. способности видеть многообразие

мира  в  системе  взаимосвязей,  развитию  собственного познавательного  опыта  ребёнка,  развитию  инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности.

Экспериментирование  создаёт  особую  атмосферу, которая

позволяет  ребёнку  реализовать  собственную  познавательную

активность. В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка,

активизируется  его  мыслительные  процессы,  так  как  постоянно

возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза,

сравнения, классификации и обобщения. А просьба давать отчёт об

увиденном, формулировать выводы стимулирует развитие речи. Чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность, тем больше  новой  информации  получает  ребенок,  тем  быстрее  и полноценнее он развивается.

Дети с ЗПР учатся составлять предложения по демонстрирующим действиям, описывать предметы, составлять их сравнительные характеристики по представлениям на основе собственных впечатлений от увиденного. Для обогащения знаний и представлений об окружающем мире, используются: проведение экспериментов и практических действий с природными явлениями, с различными предметами, наглядные и аудиовизуальные средства (реальные предметы и их копии, картины, иллюстрации, мультимедийные презентации, звукозаписи).

Таким образом, опытно-экспериментальная и опытно-практическая деятельность позволяет формировать не только мыслительные операции, но сопровождать их речью, т. е. включение речевого сопровождения в предметно-практическую деятельность. Это позволяет повысить уровень усвоения материала, облегчает его использование на практике, позволяет ребенку с ЗПР стать более самостоятельным, стимулирует коммуникативную активность, создает условия для овладения различными формами общения: обеспечение полноценных эмоциональных и деловых контактов со взрослыми и сверстниками, стимулирует к внеситуативно-познавательному и внеситуативно-личностному общению.

Основная  задача  воспитателей- поддержать  и

развить в ребёнке интерес к исследованиям, открытиям, создать для

этого  условия.  Необходимо  стремиться  к  тому,  чтобы  дети  не

только  получали  новую  информацию  об  объектах  своих

исследований и экспериментов, но и делали маленькие открытия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Развитие самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста средствами экспериментирования"

—Поддерживание и развитие в ребёнке интереса к исследованиям, открытиям и создание необходимых для этого условий....

Презентация "Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста средствами экспериментирования"

В деятельности экспериментирования ребёноквыступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие предметы и явления с целью более полного их по...

Тема: «Игры с прищепками как средство развития элементарных математических представлений у детей в младшем дошкольном возрасте».

Тема: «Игры с прищепками как средство развития элементарных математических представлений у детей в младшем дошкольном возрасте».1.Развитие элементарных математических представлений - это и...

Познавательное развитие детей дошкольного возраста средствами экспериментирования Консультация для родителей

Уважаемые родители! Мы все хотим, чтобы дети выросли познавательно активными, умными, любознательными. Одним из основополагающих факторов, влияющих на познавательное развитие дошкольника, является поз...