Формирование естественно-научных представлений у детей старшего дошкольного возраста средствами экспериментирования
презентация
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Естественно-научная грамотность – способность использовать естественнонаучные знания, выявлять проблемы, делать обоснованные выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений. Это требует от естественно-научно грамотного человека следующих компетентностей: • научно объяснять явления • оценивать и планировать научные исследования • научно интерпретировать данные и доказательства.
Становление естественно-научных представлений у детей дошкольного возраста в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения возможно при решении следующих задач: 1. Формирование у детей элементов экологического сознания. Освоение ребенком элементов экологического сознания определяется содержанием и характером (степенью сложности) знаний о природе. 2. Формирование у детей практических навыков и умений в разнообразной деятельности в природе , при этом деятельность детей должна иметь природоохранительный характер. 3. Воспитание гуманного отношения к природе. Отношение к природе – гуманное, познавательное, эстетическое – теснейшим образом связано с содержанием осваиваемых ребенком знаний. Знания экологического содержания регулируют и направляют поведение и деятельность детей в природе.
Особое место в формировании отношения к природе занимают знания о законах природы, доступные пониманию детей. Развитие отношения к природе тесно связано с особой организацией педагогического процесса, основанной на нравственно-положительных переживаниях ребенка в различных жизненных ситуациях, на прогулках, экскурсиях, на занятиях и пр. На протяжении всего дошкольного возраста окружающие ребенка взрослые должны создавать благоприятные условия для развития у него любознательности, познавательной активности, эвристического мышления, интереса к поисковой деятельности.
Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. Главная задача, обозначенная в ФГОС ДО - создание условий для формирования целевых ориентиров на этапе завершения уровня дошкольного образования воспитанников. Одно из важных направлений в работе с дошкольниками, развитие познавательной сферы. Задача педагога ДОУ, научить дошкольников самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, а значит способствовать формированию у него предпосылок естественно-научной грамотности. Формирование естественнонаучных представлений, является особенно актуальным, т.к. они закладывают у детей дошкольного возраста основу миропонимания.
Однако, в практической работе с детьми, сегодня возникает много проблем и вопросов, связанных с формированием предпосылок естественно-научной грамотности. На мой взгляд становление естественно-научных представлений у детей дошкольного возраста в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения возможно через включение в образовательный процесс детской деятельности по экспериментированию.
В нашей группе мы уделяем особое внимание формированию естественно-научных представлений у детей, т.к. у детей наблюдается неустойчивый познавательный интерес, неумение формулировать выводы, отсутствие самостоятельности в познавательной деятельности, чрезмерное увлечение процессом экспериментирования, а не его результатом . Поэтому развивающая предметно-пространственная среда в соответствии с требованиями ФГОС должна побуждать детей к экспериментированию, к активным действиям и взаимодействию.
Для организации детского экспериментирования созданы, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников: «Научная мини – лаборатория», «Картотека экспериментов для старших дошкольников», коллекции объектов и предметов окружающей действи тельности .
Научная мини-лаборатория способствует самостоятельному приобретению опыта в процессе детского экспериментирования. Картотека опытов и экспериментов позволяет систематизировать естественно-научные эксперименты для детей. Коллекции объектов и предметов окружающей действительности способствуют формированию представлений об их особенностях, свойствах и качествах.
Работа по организации детской деятельности по экспериментированию в формировании естественно-научных представлений у дошкольников выстроена во взаимосвязи трех основных видов деятельности в соответствии с ФГОС ДО: -образовательная деятельность, как специально организованная форма обучения; -совместная деятельность педагога и детей; -самостоятельная деятельность детей.
В специально организованной деятельности у детей необходимо вызвать интерес к изучаемому объекту или явлению, чтобы побудить ребенка к самостоятельной деятельности. В совместной деятельности необходимо создать проблемную ситуацию, при которой дети под руководством взрослого в процессе экспериментирования найдут решения проблемы. В процессе самостоятельной деятельности необходимо привлечь детей к способам самостоятельной познавательной деятельности.
«Изучаем свойства воды» Изменение вкуса воды Вода меняет форму
Задания основываются на реальных жизненных ситуациях. К примеру о том, что разные предметы в воде ведут себя по-разному: одни тонут, другие - всплывают. Дети должны с помощью карандаша сделать отметки в пустых окошках в соответствии со свойством предмета.
Экологическая проблема одна из актуальных. Основываясь на этом, каждое задание включает в себя описание реальной ситуации, представленное, как правило, в проблемном ключе, и ряд вопросов-заданий, связанных с этой ситуацией. Вода – источник жизни. Загрязнение воды. Как очистить воду.
Задания направлены на проверку способностей вспомнить и применить соответствующие естественно-научные знания, умения распознать, оценить, объяснить явления окружающей действительности.
Организация деятельности детей старшего дошкольного возраста по экспериментированию способствует повышению их познавательного интереса, и в целом, формированию предпосылок естественно-научной грамотности дошкольников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с ДЦП средствами занимательной математики.
В современный период развития специальной педагогики, становится все более очевидным проблемы обучения и воспитания дошкольников с ДЦП. Большое значение в умственном развитии указанной категории...
Педагогический проект "Занимательный материал как средство формирования элементарных математический представлений у детей старшего дошкольного возраста"
Педагогический проект...
Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста средствами моделирования и проблемных ситуаций
Соременные дети живут и развиваются в период информационной цивилизации, новых компьютрных технологий. Актуальные требования к развивающему обучению в дошкольный период диктуют необходимость создания ...
Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр
В данном материале рассказывается как у ребенка старшего дошкольноговозраста сформировать элементарные математические представления....
Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста средствами интерактивных компьютерных игр
В презентации рассматриваются интерактивные компьютерные игры, которые плоложительно влияют на ФЭМП. Материал будет полезен воспитателям....