Познавательное развитие детей дошкольного возраста средствами экспериментирования Консультация для родителей
консультация (младшая группа)
Уважаемые родители! Мы все хотим, чтобы дети выросли познавательно активными, умными, любознательными. Одним из основополагающих факторов, влияющих на познавательное развитие дошкольника, является познавательная активность.
Процесс познания обеспечивает обогащение опыта ребенка, взаимодействие с разными предметами, объектами, стимулирует у ребенка познавательные вопросы, влияет не только на развитие познавательной сферы, но и речевое развитие, коммуникативное развитие, мотивационную сферу.
Экспериментирование становится важным инструментом, позволяющим маленьким исследователям открывать мир вокруг себя.
Посредством простых экспериментов, таких как наблюдение за ростом растений или изучение свойств воды, дети учатся задавать вопросы и формулировать гипотезы. Эти занятия не только развивают их мышление, но и вносят элемент веселья в процесс обучения. Важно вовлекать детей в игры, где они могут сопоставлять, классифицировать и делать выводы, используя собственный опыт.
Экспериментирование представляет большие возможности для развития познавательных способностей детей. Можно выделить следующие виды экспериментов, которые можно провести в условиях детского сада:
- эксперименты с водой, в ходе которых дети знакомятся с такими свойствами воды, как текучесть, узнают, что вода не имеет формы, цвета и запаха; с помощью воды можно придавать некоторым веществам (муке, глине, песку) липучесть и т.д.;
- опыты с различными предметами, позволяющими изучить физические явления: дети наблюдают, как некоторые предметы тонут или не тонут в воде, падают отвесно вниз (камень) или меняют свою траекторию (перышко), катятся (мячик) или не катятся (кубик), скользят или нет;
- эксперименты с почвой, в ходе которых дети узнают, что такое почва, что в ней содержится; наблюдают за тем, что почва не растворяется в воде;
- эксперименты с ветром, в ходе которых дети узнают о свойствах ветра, учатся определять, откуда дует ветер;
- эксперименты со светом, в ходе которых дети наблюдают за перемещением солнечного зайчика;
- эксперименты с магнитом, позволяющие детям познакомиться с его свойствами, учатся намагничивать другие предметы, притягивать металлические изделия и т.д.
Для детей дошкольного возраста можно организовать и другие опыты и эксперименты, которые позволят детям изучать физические явления, наблюдать химические изменения, замечать изменения в природе.
При организации экспериментов важно соблюдать следующие условия:
- важно обогатить домашнюю обстановку наборами для экспериментирования;
- важно поощрять детскую любознательность, проводить эксперименты как на занятиях, так и на прогулке («Куда плывет кораблик», «Тонет не тонет», «Из чего состоит льдинка?» и т.д.);
- при организации экспериментов учитывать возрастные особенности детей,
- проведение опытов «Вырасти кристалл», «Опыты в водой», «Эксперименты с красками», «Опыты в домашних условиях» и т.д.
С помощью экспериментирования дети выражают стремление к наиболее полному познанию предметов и объектов окружающего мира.
При подготовке к опытам важно учесть несколько моментов.
- Опыты для детей должны быть максимально безопасные! Если в чём-то сомневаетесь - обязательно будьте рядом, следите за процессом и помогайте, когда нужно. Например, не оставляйте детей один на один с горящей свечой и бумагой.
- Заранее подготовьте весь необходимый реквизит и ингредиенты. Опыты - штука иногда стремительная, и времени может просто не быть. Медлить нельзя, а то нужной реакции не случится.
- Не сердитесь и не ругайтесь, если после опытов на кухне будет грязно. Зачастую это просто-напросто неизбежно. Так что договоритесь с детьми, что придётся убраться и помогите им в этом.
Мы подобрали для вас интересные опыты.
Как проткнуть воздушный шарик без вреда для него?
Ребенок знает, что если проколоть шарик, то он лопнет. Наклейте на шарик с двух сторон по кусочку скотча. И теперь вы спокойно проткнете шарик через скотч без всякого вреда для него.
Подводная лодка из винограда
Возьмите стакан со свежей газированной водой или лимонадом и бросьте в нее виноградинку. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее тут же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет.
Но на поверхности пузырьки лопнут, и газ улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не «выдохнется». По этому принципу всплывает и поднимается настоящая лодка. А у рыбы есть плавательный пузырь. Когда ей надо погрузиться, мускулы сжимаются, сдавливают пузырь. Его объем уменьшается, рыба идет вниз. А надо подняться — мускулы расслабляются, распускают пузырь. Он увеличивается, и рыба всплывает.
Цветы лотоса
Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите разноцветные лотосы на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.
Водяной подсвечник
Возьмите недлинную стеариновую свечу и стакан воды. Нижний конец свечи утяжелите нагретым гвоздем (если гвоздь будет холодным, то свеча раскрошится) так, чтобы только фитиль и самый краешек свечи остались над поверхностью.
Стакан с водой, в котором плавает эта свеча, будет подсвечником. Зажгите фитиль, и свеча будет гореть довольно долго. Кажется, что она вот-вот догорит до воды и погаснет. Но этого не произойдет. Свеча догорит почти до самого конца. И кроме того, свеча в таком подсвечнике никогда не будет причиной пожара. Фитиль будет погашен водой.
Не забудьте о необходимости создания безопасной и стимулирующей среды, где ребенок может свободно экспериментировать и совершать открытия. Ваше участие и поддержка играют ключевую роль в этом процессе. Делайте совместные открытия, обсуждайте результаты и радость исследовательского процесса. Познавательная активность будущих поколений начинается с маленьких шагов — шагов в мир науки и творчества!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poznavat_st.docx | 48.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Познавательное развитие детей дошкольного возраста средствами экспериментирования
Консультация для родителей
Уважаемые родители! Мы все хотим, чтобы дети выросли познавательно активными, умными, любознательными. Одним из основополагающих факторов, влияющих на познавательное развитие дошкольника, является познавательная активность.
Процесс познания обеспечивает обогащение опыта ребенка, взаимодействие с разными предметами, объектами, стимулирует у ребенка познавательные вопросы, влияет не только на развитие познавательной сферы, но и речевое развитие, коммуникативное развитие, мотивационную сферу.
Экспериментирование становится важным инструментом, позволяющим маленьким исследователям открывать мир вокруг себя.
Посредством простых экспериментов, таких как наблюдение за ростом растений или изучение свойств воды, дети учатся задавать вопросы и формулировать гипотезы. Эти занятия не только развивают их мышление, но и вносят элемент веселья в процесс обучения. Важно вовлекать детей в игры, где они могут сопоставлять, классифицировать и делать выводы, используя собственный опыт.
Экспериментирование представляет большие возможности для развития познавательных способностей детей. Можно выделить следующие виды экспериментов, которые можно провести в условиях детского сада:
- эксперименты с водой, в ходе которых дети знакомятся с такими свойствами воды, как текучесть, узнают, что вода не имеет формы, цвета и запаха; с помощью воды можно придавать некоторым веществам (муке, глине, песку) липучесть и т.д.;
- опыты с различными предметами, позволяющими изучить физические явления: дети наблюдают, как некоторые предметы тонут или не тонут в воде, падают отвесно вниз (камень) или меняют свою траекторию (перышко), катятся (мячик) или не катятся (кубик), скользят или нет;
- эксперименты с почвой, в ходе которых дети узнают, что такое почва, что в ней содержится; наблюдают за тем, что почва не растворяется в воде;
- эксперименты с ветром, в ходе которых дети узнают о свойствах ветра, учатся определять, откуда дует ветер;
- эксперименты со светом, в ходе которых дети наблюдают за перемещением солнечного зайчика;
- эксперименты с магнитом, позволяющие детям познакомиться с его свойствами, учатся намагничивать другие предметы, притягивать металлические изделия и т.д.
Для детей дошкольного возраста можно организовать и другие опыты и эксперименты, которые позволят детям изучать физические явления, наблюдать химические изменения, замечать изменения в природе.
При организации экспериментов важно соблюдать следующие условия:
- важно обогатить домашнюю обстановку наборами для экспериментирования;
- важно поощрять детскую любознательность, проводить эксперименты как на занятиях, так и на прогулке («Куда плывет кораблик», «Тонет не тонет», «Из чего состоит льдинка?» и т.д.);
- при организации экспериментов учитывать возрастные особенности детей,
- проведение опытов «Вырасти кристалл», «Опыты в водой», «Эксперименты с красками», «Опыты в домашних условиях» и т.д.
С помощью экспериментирования дети выражают стремление к наиболее полному познанию предметов и объектов окружающего мира.
При подготовке к опытам важно учесть несколько моментов.
- Опыты для детей должны быть максимально безопасные! Если в чём-то сомневаетесь - обязательно будьте рядом, следите за процессом и помогайте, когда нужно. Например, не оставляйте детей один на один с горящей свечой и бумагой.
- Заранее подготовьте весь необходимый реквизит и ингредиенты. Опыты - штука иногда стремительная, и времени может просто не быть. Медлить нельзя, а то нужной реакции не случится.
- Не сердитесь и не ругайтесь, если после опытов на кухне будет грязно. Зачастую это просто-напросто неизбежно. Так что договоритесь с детьми, что придётся убраться и помогите им в этом.
Мы подобрали для вас интересные опыты.
Как проткнуть воздушный шарик без вреда для него?
Ребенок знает, что если проколоть шарик, то он лопнет. Наклейте на шарик с двух сторон по кусочку скотча. И теперь вы спокойно проткнете шарик через скотч без всякого вреда для него.
Подводная лодка из винограда
Возьмите стакан со свежей газированной водой или лимонадом и бросьте в нее виноградинку. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее тут же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет.
Но на поверхности пузырьки лопнут, и газ улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не «выдохнется». По этому принципу всплывает и поднимается настоящая лодка. А у рыбы есть плавательный пузырь. Когда ей надо погрузиться, мускулы сжимаются, сдавливают пузырь. Его объем уменьшается, рыба идет вниз. А надо подняться — мускулы расслабляются, распускают пузырь. Он увеличивается, и рыба всплывает.
Цветы лотоса
Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите разноцветные лотосы на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.
Водяной подсвечник
Возьмите недлинную стеариновую свечу и стакан воды. Нижний конец свечи утяжелите нагретым гвоздем (если гвоздь будет холодным, то свеча раскрошится) так, чтобы только фитиль и самый краешек свечи остались над поверхностью.
Стакан с водой, в котором плавает эта свеча, будет подсвечником. Зажгите фитиль, и свеча будет гореть довольно долго. Кажется, что она вот-вот догорит до воды и погаснет. Но этого не произойдет. Свеча догорит почти до самого конца. И кроме того, свеча в таком подсвечнике никогда не будет причиной пожара. Фитиль будет погашен водой.
Не забудьте о необходимости создания безопасной и стимулирующей среды, где ребенок может свободно экспериментировать и совершать открытия. Ваше участие и поддержка играют ключевую роль в этом процессе. Делайте совместные открытия, обсуждайте результаты и радость исследовательского процесса. Познавательная активность будущих поколений начинается с маленьких шагов — шагов в мир науки и творчества!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Познавательное развитие детей дошкольного возраста средствами проектной деятельности»
В рамках тематической недели «Урожай» реализованной в октябре, было необходимо пополнить развивающую среду группы. И совместно с детьми во время беседы в первый день реализации темы – момент погружени...
"Детское экспериментирование как метод познавательного развития детей дошкольного возраста в период перехода на ФГОС ДО" Консультация для воспитателей
Экспериментирование, как специально организованная деятельность, способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания окружающего....
Родительский университет" Развитие познавательного интереса и познавательной активности детей дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности.Практическая часть, экспериментирование с магнитами.
В данном материале представлены педагогические наработки по экспериментальной деятельности с магнитом, которые можно использовать в работе с детьми и родителями воспитанников....
буклет «Социально-коммуникативное и познавательное развитие детей дошкольного возраста средствами активной мультипликации»
буклет социально-коммуникативное и позновательное развитие детей дошкольного возраста средствами активной мультипликации...
«СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ АКТИВНОЙ МУЛЬТИПЛИКАЦИИ»
педагогичекий проект социально-коммуникативное и познавательное развитие детей дошкольного возраста средставми активной мультипликации...
Консультация для педагогов ДОУ («Детское экспериментирование как эффективное средство познавательного развития детей дошкольного возраста» (из опыта работы)
Дошкольное детство очень короткий отрезок в жизни человека, в этот период интенсивно идет развитие познавательной деятельности.Познавательная деятельность понимается не только как процесс усвоения зна...