План - конспект урока по предмету «Речь и альтернативная коммуникация»
материал по коррекционной педагогике
Предварительный просмотр:
План - конспект урока по предмету «Речь и альтернативная коммуникация»
Тема: Закрепление символа и жеста «Низ».
Образовательные цели:
- Закрепить знания о символе и жесте.
- Повторить жесты «Верх», «Низ».
- Формировать умение понимать звучащую речь при помощи жестов и символов.
Развивающие цели:
- Развивать внимание, зрительное и слуховое восприятие через упражнения на сравнение, анализ и синтез.
- Развивать мелкую и общую моторику, тактильные ощущения.
Воспитывающие цели:
- Формировать позитивную эмоциональную реакцию на интонацию, голос учителя, совместное общение с учителем.
Оборудование: Хрюша, мячики большой и маленький, каталка, мячик для зрительной гимнастики.
I. Организационный момент.
- Звенит звонок, начинается урок.
Упражнение «Ладошки».
Ладошки «вверх» (ладони поворачиваем «вверх»)
Ладошки «вниз» (ладошки поворачиваем «вниз»)
Ладошки «на бочок» (ладошки ставим «стеночками»)
И сжали в кулачок (сжимаем пальчики)
Ладошки вверх подняли (сжимая и разжимая пальчики, поднимаем руки вверх)
И «здравствуйте!» - сказали (жест «здравствуйте»)
Артикуляционная гимнастика.
- Раз, два, три – губки к ушкам растяни.
Четыре, пять - собери скорей опять.
Губки вы не обижайтесь,
На качелях покачайтесь.
Растянитесь поскорей,
И вам станет веселей.
Снова губки растяни,
И скорее собери.
(Повторить упражнение 2 раза).
Пальчиковая гимнастика «Качели»
Задрожали ветви елей, (от запястья кисти рук с прямыми
Мы в восторге от качелей. сомкнутыми пальцами поднимаем
Мы летаем вверх и вниз, вверх, а затем слегка согнув,
Вверх, вниз, вверх, вниз.
Вместе с нами веселись. пальцы мягко опускаем вниз)
II. Сообщение темы и цели урока.
- Даша, тебе понравилась упражнение?
- Что мы с тобой делали?
- Качались вверх, вниз.
- Сегодня на уроке мы повторим символы и жесты «Верх - Низ».
III. Объяснение нового материала.
Упражнение «Большой - маленький».
- Даша, посмотри, кто к нам в гости спешит? Хрюша идет к нам в гости и несет с собой мячик!
- Какой это мячик у Хрюши?
- Большой. Мяч большой и толстобокий. Надувает мячик щеки.
- Давай покажем ручками. (Жест «большой» руки развели в стороны широко).
- Это какой мячик?
- Этот мячик маленький. (Жест «маленький» руки развели в стороны на небольшое расстояние). Давай покажем ручками.
Этот мячик большой, а этот - маленький.
- Хрюша предлагает поиграть с мячиками.
Упражнение на «Верх - низ».
- Это каталка. Мы с тобой на ней будем катать мячики, а Хрюша смотреть и радоваться нашим успехам. Каталка стоит на столе – вверху (жест «верх»). Клади на каталку большой (жест «большой») мячик. Мяч покатился и упал вниз. (Жест «низ»). Теперь клади на каталку (жест «верх»), маленький (жест «маленький») мячик. Мяч покатился и упал вниз (жест «низ»). (Упражнение выполняется по 2 раза с каждым мячом.) Хрюша смотрит и радуется, как Даша выполнила упражнение.
Даша – молодец (жест).
Зрительная гимнастика «Догони мячик».
Учитель перед глазами ученика водит мячиком влево – вправо, вверх – вниз, а ученик следит взглядом за мячиком. Звучит стихотворение. «Мой славный мяч».
Мой славный мяч, (мяч держит обеими руками и выполняет
Забавный мяч, наклоны влево и вправо)
На месте не сидит!
Возьму его, пущу его,
То вверх, то вниз, (мяч держит обеими руками и
То вверх, то вниз, поднимает руке вверх и вниз)
И снова он летит! (бросает мяч).
VI. Заключительный этап. Итог урока.
Наш урок подошел к концу
- Скажем спасибо Хрюше, за то, что он подарил нам мячики. Сегодня на уроке ты училась катать мячики и показывать жест «Верх – низ». «До свидания!» (жест), Хрюша.
V. Рефлексия. Даша, тебе интересно сегодня было заниматься? Молодец, Даша, (жест). Ты сегодня была внимательной и хорошо (жест) занималась. Урок окончен.
Пальчиковая гимнастика
«Качели»
Задрожали ветви елей,
Мы в восторге от качелей.
Мы летаем вверх и вниз,
Вместе с нами веселись.
Приветствие «Ладошки»
Ладошки «вверх» (ладони поворачиваем «вверх»)
Ладошки «вниз» (ладошки поворачиваем «вниз»)
Ладошки «на бочок» (ладошки ставим «стеночками»)
И сжали в кулачок (сжимаем пальчики)
Ладошки вверх подняли (сжимая и разжимая пальчики, поднимаем руки вверх)
И «здравствуйте!» - сказали (жест «здравствуйте»)
Артикуляционная гимнастика «Губки».
Раз, два, три – губки к ушкам растяни.
Четыре, пять - собери скорей опять.
Губки вы не обижайтесь,
На качелях покачайтесь.
Растянитесь поскорей,
И вам станет веселей.
Снова губки растяни,
И скорее собери.
Пальчиковая гимнастика «Качели»
Задрожали ветви елей, (от запястья кисти рук с прямыми
Мы в восторге от качелей. сомкнутыми пальцами поднимаем
Мы летаем вверх и вниз, вверх, а затем слегка согнув,
Вверх, вниз, вверх, вниз.
Вместе с нами веселись. пальцы, мягко опускаем вниз)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи (образовательная область «Коммуникация») с детьми старшего дошкольного возраста, с нарушением интеллекта средней степени.
Практический материал для проведения занятия....
Конспект занятия по развитию речи(образовательная область "Коммуникация") "Путешествие по сказкам"
Развивать у детей произвольную память через целенаправленное запоминание текстов, сюжета, движений. Развивать образную словесно-логическую память, мышление. Совершенствовать умение детей...
План-конспект занятия по развитию речи (младшая группа) на тему: Методическая разработка НОД «Приключение непослушных колобков» по мотивам русской народной сказки с детьми младшей группы с интеграцией образовательных областей «Познание», «Коммуникация»,
План-конспект занятия по развитию речи (младшая группа) на тему: Методическая разработка НОД «Приключение непослушных колобков» по мотивам русской народной сказки с детьми младшей группы с интегр...
План-конспект урока по развитию речи (младшая группа) на тему: «Кошка в гостях у ребят».
Уточнить и расширить знания детей о кошках.Учить четко проговаривать слова и звуки; обогащение словарного запаса детей.Развивать связную речь, побуждая детей отвечать на вопросы полными предложениями....
План-конспект занятия по связной речи №4 Для детей 4-5 лет на тему: Составление рассказа - описание « Домашний труд. Предметы помощники»
План-конспект занятия по связной речи №4Для детей 4-5 лет на тему: Составление рассказа - описание « Домашний труд. Предметы помощники»Тема недели: «Домашний труд. Предме...
Предмет «Речь и альтернативная коммуникация» для ребенка с ТНР
Формирование коммуникативных речевых и неречевых навыков с использованием средств вербальной и альтернативной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия....
Конспект занятия с детьми второй группы младшего возраста "День леса" план-конспект урока по окружающему миру (младшая группа)
Цель: обогащать представления детей об окружающем мире....