Периоды речевого развития Виды речевой деятельности.
статья по коррекционной педагогике

Магомедова Мису

Периоды речевого развития Виды речевой деятельности.

            Периодизацию речевого развития в детстве и даже на протяжении всей жизни, можно рассматривать как метод исследования, позволяющий выделить наиболее активные и своеобразные ступени процесса, а также черты наиболее заметных тенденций.

            Психологическую периодизацию, ориентированную на труды Л.С. Выготского и А.Н. Леонтьева, предприняла А.К. Маркова. В основу ее системы положены следующие позиции:

а) общение — это деятельность по решению задач социальных связей;

б) каждая возрастная ступень развития связывается с предыдущей и последующей;

в) развитие речи человека (ребенка) на каждой ступени определяется ведущим видом деятельности;

г) в периодизации соотносятся факты общего психического и речевого развития;

д) развитие речи идет по принципу дифференциации функций речи на той или иной ступени периодизации.

            Психологическая периодизация не фиксирует появления в речи детей, других испытуемых конкретных языковых форм: частей речи, видов предложений и пр.

            1. Младенческий возраст — до 1 года.

Реакция на голоса близких людей. Улыбки, смех, лепет, жесты. Начальные проявления экспрессивной функции речи. Потребности общения — эмоционального и содержательного; потребности познания, стремление к достижению какой-либо цели. Вербальная речь встречается редко, к концу периода (в семьях, где есть с кем общаться).

            2. Ранний возраст (предшкольный) — 1—3 года.

Складывается обобщающая функция слова: ребенок называетвещи (номинация). Расширение словаря. Линии мышления и речи перекрещиваются. Речевые контакты со взрослыми и детьми. Единство общения и обобщения. Индикативная (указательная) функция слова.

Слоговой состав слова усваивается раньше звукового. К концу второго года жизни сформировано фонематическое восприятие звуков речи (фонема — различитель смысла слов). Речь ситуативная, в начале этапа грамматически малооформленная, к концу элементарно грамматически оформлена.

            3. Дошкольный возраст — от 3 до 6—7 лет. Ведущий вид деятельности — игра.

Речь в деятельности. Регулятивная и планирующая функции речи. Эгоцентрическая речь. Коммуникативная речь. Интериоризация эгоцентрической речи; внутренняя речь. Роли в игре; ролевая речь требует согласованности действий через речь. Речь, инструктирующая участников общего дела — игры. Диалогическая речь становится менее ситуативной, появляется монологическая речь. Наблюдается простейший выбор средств языка, ориентированный на адресата. Речь выполняет функцию регуляции действий других людей.

Значительная часть детей в возрасте 5—6 лет начинают читать, немногие также пишут, заметную роль в развитии детей начинает играть художественная литература.

Осознавание словесного и звукового состава речи; формирование отдельных языковых и речевых понятий.

Ранний детский билингвизм; часть детей изучают неродной язык с 5—6 лет в специальных группах или индивидуально.

Творческая деятельность на основе языка и речи.

            4. Младший школьный возраст — 6—7, 10—11 лет.

Ведущая деятельность — учебная: речь становится инструментом познавательной деятельности, все ее виды участвуют в получении знаний, формировании умений; быстро накапливается словарь, к речи школьника предъявляются требования литературной нормы. Язык становится предметом изучения. Появляется письменная речь в вариантах чтения и письма.

Ситуативная речь расценивается как примитивная, она отходит на второй план; усиливается сознательно-волевой фактор в речи.

Игра также отодвигается на второй план, теряет свою ведущую роль в деятельности.

В жизнь ребенка входят новые знаковые системы: математическая символика, географические карты, системы второго языка, модели и пр.

            5. Средний школьный возраст (основная школа) — 11—15 лет.

Ведущая деятельность: к учебной деятельности добавляется включение в социальную жизнь. Углубление характеристик, отмеченных для младшего школьного возраста.

Начало формирования индивидуальных особенностей речи, языковой личности. Расширение межличностного общения, социальных сфер общения. Самовыражение личности в речи: переписка, дневники, становление читательских интересов.

Усиление познавательной активности в изучении языка (языков): исследовательские методики. Творческий элемент в сочинениях. Элементы ораторской речи: рефераты, доклады, дискуссии, выступления на конференциях.

Художественное слово, театр, сценическая речь. Иностранные языки, первые шаги межнационального общения. Первые признаки индивидуального стиля речи. Осознанное владение культурой речи.

            6. Старший школьный возраст (юность) — 15— 18 лет.

Основная (новая) ведущая деятельность — интерес и выбор профессии, профессиональная ориентация, начало профессиональной подготовки; определение дальнейших намерений в образовании, в научном направлении.

Становление языковой личности. Перспективная саморегуляция. Выбор жизненной позиции, стабилизация ценностных ориентации.

Самообучение как наиболее систематизированное обобщение в познавательной деятельности.

Реализация интеллекта, способностей, одаренности, освоение действительности под углом зрения становления личности. Но становление языковой личности обычно завершается лишь к 21 году.

            7. Зрелость — от 18 лет и далее.

А. К. Маркова представляет зрелость в виде трех периодов: от 18 до 27—30 лет — вхождение в сферу избранной профессиональной деятельности, завершение образования, реализация одаренности, создание семьи, определение своего социального статуса;

от 30 до 60 лет — активная деятельность в личностной и профессиональной сферах, реальное творческое созидание; укрепление своей социальной роли. После 40 лет — осмысление своего профессионального опыта, его обобщение, передача своего опыта молодым.

Для многих, наиболее активных, — расцвет творческой деятельности.

            От 60 лет и далее — упорядочение и обобщение индивидуального опыта, общение с молодыми, мемуары; для многих — постепенное снижение активности.

            Основные виды речевой деятельности.

            Л.В. Щерба - ввел понятие «вид речевой деятельности»- речевые умения и навыки.

Виды речевой деятельности:

  1. Слушание ( восприятие речи на слух и её понимание)
  2. Говорение( устное выражение мыслей)
  3. Письмо-(графическое или письменное выражение мысли, процесс кодирования)
  4. Чтение(  восприятие и понимание чужой  записанной речи)

 

            Говорение - формируется в процессе общения; в процессе говорения учитываются условия коммуникации, сами участники этой коммуникации, соблюдаются правила этики общения, предметно-личностные и межкультурные уровни, отправление звукового сигнала, которые несут информацию. Критерии оценки речи: цельность высказывания, связность, развернутость и програмированность(  по Леонтьеву).

 

            Слушание- восприятие звуковых сигналов и их понимание.

2 этапа слушания:

1 этап: первичный анализ звукового сигнала

2 этап: смысловое понимание.

25% информации усваивается слушателем, если он подготовлен- 60-90%

Причины низкого усвоения информации

  1. Неготовность слушателей
  2. Бездумное восприятие
  3. Отрывочное восприятие
  4. Узкость восприятия
  5. Неумение установить восприятие с фактами

Важно: оценить ценность информации, подходить к слушанию как развлечению, слушание помогает устанавливать факты, новые идеи, улучшает собственную речь.

Эффективность слушания

  1. Отношение слушателей
  2. Интерес слушателя ( говорить с эмоциями и по теме, убедительно)
  3. Мотивация слушателей ( слушают лучше, если затронуть основные жизненные потребности)
  4. Эмоциональное состояние слушателей ( отрицательные эмоции могут вызвать подавленность )

Важно:1. Концентрироваться, уметь анализировать содержание, умение конспектировать.

Для развития умения:

  • Концентрация — определить цель речи, её композицию, монолог, главную тему, основные идем и откуда они взяты, какова аргументация и резюмирование.
  • Умение анализировать — занять позитивную, компаративную позицию; вспомнить, что ты знаешь о предмете речи; предугадать, что ещё скажет говорящий; подумать, чем речь будет полезной.
  • Умение слушать критически связь с личным опытом (опровергает или дополняет), обобщение, обязательное оценивание с другой точки зрения содержания и манеры исполнения.
  • Умение конспектировать — аккуратно оформлять (чёткая структура, каллиграфическое исполнение, допуск сокращений и аббревиатуры, выделяя важные мысли, просматривать весь объём материала)

       

            Чтение.

            Строится на основе аутентичных текстов разных жанров. Всегда имеют коммуникативную или личную направленность. Формируется (как вид письменной речи) на базе устной речи в системе специально направленной работы. Всегда предполагает проговаривание (про себя) для уточнения смысле прочитанного.

            Виды:

  • ознакомительное — знакомство с общим содержанием;
  • выборочно ознакомительное чтение — помогает выделить определённые положения текста (вехи, последовательность);
  • изучающее — помогает подробно изучить материал.

            Чтение является средством личностно-ориентированного общения. На завершающим этапе формирование чтение важно продолжать развивать следующие умения:

  • рецептивные — восприятие, предвосхищение мысли: идея, ключевая информация, понимание общего содержания; понимание всей информации на основе лексических единиц (ключевых слов), ключевых оборотов; анализировать содержание; умение обсуждать это в паре/в группе;
  • репродуктивные — умение воспроизводить текст с опорой на ключевые слова; делить на смысловые части, выделяя в них главное; сокращать текст, не упуская главного (устранение второстепенной информации);
  • репродуктивно-продуктивные- раскрытие и обсуждение проблемы с опорой на текст, обсуждение плана, передача текста с позиции автора, реконструирование текста в интервью.

            Скорость восприятия:

  • фиксация глаз;
  • движение глаз;
  • поле зрения.

            Затрудняет чтение/понимание:

  • невнимательность;
  • неорганизованность;
  • отсутствие воли;
  • частые регрессии;
  • излишняя артикуляция;
  • маленькое поле зрения;
  • недостаток формирования смыслового программирования;
  • недостаточная гибкость организации стратегии чтения;
  • неумение поставить цель и рамки.

 

            Письмо.

  • отсроченное (смс, письмо, вк);
  • непосредственное (записки).

            Отличие от устной:

1) опирается на графику;

2) грамматически (синтаксические конструкции, стилистика);

3) свойственна более чёткая структура и сложная композиционно-структурная организация;

4) воспроизводится либо целиком, либо большими кусками (устная — маленькими или заместителями).

            Основные требования: соблюдение единого каллиграфического режима, цельность и связность высказывания, учитывание правил графики, орфографические принципы, языковая норма и единый стиль, пунктуация.

            Основные умения:

1) научить выписывать основные слова из текста;

2) делать нужные записи, последовательные;

3) овладение официальном стилем для ведения письменной деятельности;

4) не допустимы незаконченные мысли любого высказывания;

5) интонацию заменяют  на знаки препинания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл periody_rechevogo_razvitiya_vidy_rechevoy_deyatelnosti.docx22.9 КБ

Предварительный просмотр:

Периоды речевого развития Виды речевой деятельности.

        Периодизацию речевого развития в детстве и даже на протяжении всей жизни, можно рассматривать как метод исследования, позволяющий выделить наиболее активные и своеобразные ступени процесса, а также черты наиболее заметных тенденций.

        Психологическую периодизацию, ориентированную на труды Л.С. Выготского и А.Н. Леонтьева, предприняла А.К. Маркова. В основу ее системы положены следующие позиции:

а) общение — это деятельность по решению задач социальных связей;

б) каждая возрастная ступень развития связывается с предыдущей и последующей;

в) развитие речи человека (ребенка) на каждой ступени определяется ведущим видом деятельности;

г) в периодизации соотносятся факты общего психического и речевого развития;

д) развитие речи идет по принципу дифференциации функций речи на той или иной ступени периодизации.

        Психологическая периодизация не фиксирует появления в речи детей, других испытуемых конкретных языковых форм: частей речи, видов предложений и пр.

        1. Младенческий возраст — до 1 года.

Реакция на голоса близких людей. Улыбки, смех, лепет, жесты. Начальные проявления экспрессивной функции речи. Потребности общения — эмоционального и содержательного; потребности познания, стремление к достижению какой-либо цели. Вербальная речь встречается редко, к концу периода (в семьях, где есть с кем общаться).

        2. Ранний возраст (предшкольный) — 1—3 года.

Складывается обобщающая функция слова: ребенок называетвещи (номинация). Расширение словаря. Линии мышления и речи перекрещиваются. Речевые контакты со взрослыми и детьми. Единство общения и обобщения. Индикативная (указательная) функция слова.

Слоговой состав слова усваивается раньше звукового. К концу второго года жизни сформировано фонематическое восприятие звуков речи (фонема — различитель смысла слов). Речь ситуативная, в начале этапа грамматически малооформленная, к концу элементарно грамматически оформлена.

        3. Дошкольный возраст — от 3 до 6—7 лет. Ведущий вид деятельности — игра.

Речь в деятельности. Регулятивная и планирующая функции речи. Эгоцентрическая речь. Коммуникативная речь. Интериоризация эгоцентрической речи; внутренняя речь. Роли в игре; ролевая речь требует согласованности действий через речь. Речь, инструктирующая участников общего дела — игры. Диалогическая речь становится менее ситуативной, появляется монологическая речь. Наблюдается простейший выбор средств языка, ориентированный на адресата. Речь выполняет функцию регуляции действий других людей.

Значительная часть детей в возрасте 5—6 лет начинают читать, немногие также пишут, заметную роль в развитии детей начинает играть художественная литература.

Осознавание словесного и звукового состава речи; формирование отдельных языковых и речевых понятий.

Ранний детский билингвизм; часть детей изучают неродной язык с 5—6 лет в специальных группах или индивидуально.

Творческая деятельность на основе языка и речи.

        4. Младший школьный возраст — 6—7, 10—11 лет.

Ведущая деятельность — учебная: речь становится инструментом познавательной деятельности, все ее виды участвуют в получении знаний, формировании умений; быстро накапливается словарь, к речи школьника предъявляются требования литературной нормы. Язык становится предметом изучения. Появляется письменная речь в вариантах чтения и письма.

Ситуативная речь расценивается как примитивная, она отходит на второй план; усиливается сознательно-волевой фактор в речи.

Игра также отодвигается на второй план, теряет свою ведущую роль в деятельности.

В жизнь ребенка входят новые знаковые системы: математическая символика, географические карты, системы второго языка, модели и пр.

        5. Средний школьный возраст (основная школа) — 11—15 лет.

Ведущая деятельность: к учебной деятельности добавляется включение в социальную жизнь. Углубление характеристик, отмеченных для младшего школьного возраста.

Начало формирования индивидуальных особенностей речи, языковой личности. Расширение межличностного общения, социальных сфер общения. Самовыражение личности в речи: переписка, дневники, становление читательских интересов.

Усиление познавательной активности в изучении языка (языков): исследовательские методики. Творческий элемент в сочинениях. Элементы ораторской речи: рефераты, доклады, дискуссии, выступления на конференциях.

Художественное слово, театр, сценическая речь. Иностранные языки, первые шаги межнационального общения. Первые признаки индивидуального стиля речи. Осознанное владение культурой речи.

        6. Старший школьный возраст (юность) — 15— 18 лет.

Основная (новая) ведущая деятельность — интерес и выбор профессии, профессиональная ориентация, начало профессиональной подготовки; определение дальнейших намерений в образовании, в научном направлении.

Становление языковой личности. Перспективная саморегуляция. Выбор жизненной позиции, стабилизация ценностных ориентации.

Самообучение как наиболее систематизированное обобщение в познавательной деятельности.

Реализация интеллекта, способностей, одаренности, освоение действительности под углом зрения становления личности. Но становление языковой личности обычно завершается лишь к 21 году.

        7. Зрелость — от 18 лет и далее.

А. К. Маркова представляет зрелость в виде трех периодов: от 18 до 27—30 лет — вхождение в сферу избранной профессиональной деятельности, завершение образования, реализация одаренности, создание семьи, определение своего социального статуса;

от 30 до 60 лет — активная деятельность в личностной и профессиональной сферах, реальное творческое созидание; укрепление своей социальной роли. После 40 лет — осмысление своего профессионального опыта, его обобщение, передача своего опыта молодым.

Для многих, наиболее активных, — расцвет творческой деятельности.

        От 60 лет и далее — упорядочение и обобщение индивидуального опыта, общение с молодыми, мемуары; для многих — постепенное снижение активности.

        Основные виды речевой деятельности.

        Л.В. Щерба - ввел понятие «вид речевой деятельности»- речевые умения и навыки.

Виды речевой деятельности:

  1. Слушание ( восприятие речи на слух и её понимание)
  2. Говорение( устное выражение мыслей)
  3. Письмо-(графическое или письменное выражение мысли, процесс кодирования)
  4. Чтение(  восприятие и понимание чужой  записанной речи)

        Говорение - формируется в процессе общения; в процессе говорения учитываются условия коммуникации, сами участники этой коммуникации, соблюдаются правила этики общения, предметно-личностные и межкультурные уровни, отправление звукового сигнала, которые несут информацию. Критерии оценки речи: цельность высказывания, связность, развернутость и програмированность(  по Леонтьеву).

        Слушание- восприятие звуковых сигналов и их понимание.

2 этапа слушания:

1 этап: первичный анализ звукового сигнала

2 этап: смысловое понимание.

25% информации усваивается слушателем, если он подготовлен- 60-90%

Причины низкого усвоения информации

  1. Неготовность слушателей
  2. Бездумное восприятие
  3. Отрывочное восприятие
  4. Узкость восприятия
  5. Неумение установить восприятие с фактами

Важно: оценить ценность информации, подходить к слушанию как развлечению, слушание помогает устанавливать факты, новые идеи, улучшает собственную речь.

Эффективность слушания

  1. Отношение слушателей
  2. Интерес слушателя ( говорить с эмоциями и по теме, убедительно)
  3. Мотивация слушателей ( слушают лучше, если затронуть основные жизненные потребности)
  4. Эмоциональное состояние слушателей ( отрицательные эмоции могут вызвать подавленность )

Важно:1. Концентрироваться, уметь анализировать содержание, умение конспектировать.

Для развития умения:

  • Концентрация — определить цель речи, её композицию, монолог, главную тему, основные идем и откуда они взяты, какова аргументация и резюмирование.
  • Умение анализировать — занять позитивную, компаративную позицию; вспомнить, что ты знаешь о предмете речи; предугадать, что ещё скажет говорящий; подумать, чем речь будет полезной.
  • Умение слушать критически  связь с личным опытом (опровергает или дополняет), обобщение, обязательное оценивание с другой точки зрения содержания и манеры исполнения.
  • Умение конспектировать — аккуратно оформлять (чёткая структура, каллиграфическое исполнение, допуск сокращений и аббревиатуры, выделяя важные мысли, просматривать весь объём материала)

         Чтение.

        Строится на основе аутентичных текстов разных жанров. Всегда имеют коммуникативную или личную направленность. Формируется (как вид письменной речи) на базе устной речи в системе специально направленной работы. Всегда предполагает проговаривание (про себя) для уточнения смысле прочитанного.

        Виды:

  • ознакомительное — знакомство с общим содержанием;
  • выборочно ознакомительное чтение — помогает выделить определённые положения текста (вехи, последовательность);
  • изучающее — помогает подробно изучить материал.

        Чтение является средством личностно-ориентированного общения. На завершающим этапе формирование чтение важно продолжать развивать следующие умения:

  • рецептивные — восприятие, предвосхищение мысли: идея, ключевая информация, понимание общего содержания; понимание всей информации на основе лексических единиц (ключевых слов), ключевых оборотов; анализировать содержание; умение обсуждать это в паре/в группе;
  • репродуктивные — умение воспроизводить текст с опорой на ключевые слова; делить на смысловые части, выделяя в них главное; сокращать текст, не упуская главного (устранение второстепенной информации);
  • репродуктивно-продуктивные- раскрытие и обсуждение проблемы с опорой на текст, обсуждение плана, передача текста с позиции автора, реконструирование текста в интервью.

        Скорость восприятия:

  • фиксация глаз;
  • движение глаз;
  • поле зрения.

        Затрудняет чтение/понимание:

  • невнимательность;
  • неорганизованность;
  • отсутствие воли;
  • частые регрессии;
  • излишняя артикуляция;
  • маленькое поле зрения;
  • недостаток формирования смыслового программирования;
  • недостаточная гибкость организации стратегии чтения;
  • неумение поставить цель и рамки.

 

        Письмо.

  • отсроченное (смс, письмо, вк);
  • непосредственное (записки).

         Отличие от устной:

1) опирается на графику;

2) грамматически (синтаксические конструкции, стилистика);

3) свойственна более чёткая структура и сложная композиционно-структурная организация;

4) воспроизводится либо целиком, либо большими кусками (устная — маленькими или заместителями).

        Основные требования: соблюдение единого каллиграфического режима, цельность и связность высказывания, учитывание правил графики, орфографические принципы, языковая норма и единый стиль, пунктуация.

        Основные умения:

1) научить выписывать основные слова из текста;

2) делать нужные записи, последовательные;

3) овладение официальном стилем для ведения письменной деятельности;

4) не допустимы незаконченные мысли любого высказывания;

5) интонацию заменяют  на знаки препинания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Периодизация возрастов. Возрастные закономерности психомоторного и речевого развития. Сензитивные периоды и гиперсензитивные фазы речевого развития ребенка

Это статья представлена  для родителей и начинающих логопедов, так как все нарушения начинаются с  рождения. А в этой статье показана как развивается ребенок в разные периоды свой жизни.Пред...

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие». Раздел «Речевое развитие» во 2-й группе раннего возраста

Игра с картиной "Весна" используя на занятии технологию ОТСМ ТРИЗ-РТВЦель  –развитие умений в  составлении рассказа по сюжетной картине...

Методическая разработка по речевому развитию (ОО "Речевое развитие") на тему "Что такое зима?" для второй младшей группы детского сада

Знакомство детей 3 -4 лет с волшебным временем года - зима. А если ее еще можно увидеть, потрогать, рассмотреть ее наряд, расказать ей снежную историю и зимние стихи, то занятие по речевому развитию п...

Методическая разработка по речевому развитию по речевому развитию во второй младшей группе. Тема «Осень»

Методическая разработка по речевому развитию детей 3 - 4 лет на тему "Осень"...

Конспект ООД образовательная область «Речевое развитие» раздел «Речевое развитие» Тема: «К нам пришла Весна!»

Закрепление представле­ний о весне и ее приметах. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Весна»...

Конспект организованной образовательной деятельности образовательная область «Речевое развитие» раздел «Речевое развитие» Тема: «К нам приехали друзья» возрастная группа: вторая группа раннего возраста

Программное содержание: повышение познавательной и речевой активности детей в процессе игровойдеятельности.Задачи:Образовательные: - формировать грамматический строй речи, побуждать детей согласо...